Город искоростень был столицей. Древние города Руси. Искоростень. Черная полоса у Искоростеня

Город Искоростень отметил в 2005 году свое 1300-летие. Сейчас он правда носит название Коростень. Основан он в VIII веке. Известен как столица славянского племени древлян, первое упоминание о чем относится к 914 году, когда город находился среди земель, над которыми княжил Игорь — известный киевский князь. О городе упоминается в «Повести временных лет».

Поселение здесь расположено очень давно. Древнейшие из найденных здесь каменных орудий труда, изготовленных человеком, имеют возраст более чем 10 тысяч лет — египетских фараонов еще не существовало! Крупные исследования начаты территории города в 1887 г. известным археологом В.Б.Антоновичем. Было найдено много останков неолитических поселений, следы своеобразных мастерских, где вырабатывались орудия труда в эпоху бронзы. Первые следы, свидетельствующие о пребывания славян относятся к V-VІІ столетию нашей эры. Тогда в долине реки Уж возник целый ряд небольших славянских поселений. Одно из них, расположенное на высоких гранитных скалах, дало начало городу ИсКоростень.

Город стал центром древлян — могущественного и многочисленного восточнославянского племени. Как свидетельствует летопись, уже в начале Х столетия Искоростень был мощной крепостью. Обнесенная крепким частоколом из неотесанных многовековых дубовых стволов, крепость была постоянной резиденцией князя Мала. Отсюда и образовалось первое название поселения Искоростень — из-коры-стены . С созданием феодального государства Киевская Русь древлянская земля одна из первых вошла в её состав.

Киевский князь Олег подчинил и обложил данью древлян 883 году, а в 907 году они уже участвовали в победном походе на Византию. Древляне народ свободолюбивый, не желали подчинения от кого либо. Они упорно боролись за независимость от киевских князей. В 913 году, после смерти князя Олега, они отказались платить дань его наследнику Игорю . В 914 году Игорь опять покорил их. Однако древляне продолжали борьбу против Игоря и его ставленников и позже. В 945 году киевский князь Игорь идёт по землям, подчинённых ему славянских племён собирать ежегодную дань. Идёт с дружиной вооружённой и многочисленной ибо не легко отдают славяне добро, нажитое непосильным трудом. И хотя прибегать к силе и жестокости Игорю не привыкать, всё же приходится непросто. Всякий раз князю надо больше и больше. Походы на Византию и в Грецию, защита от печенегских набегов, присмирение нерадивых племён, чтобы уберечь державу от распада: всё это требует денег и немалых.

Князь Игорь затребовал еще больше, чем было оговорено. Древляне взбунтовались и под командованием князя Мала разбили отряд Игоря, а самого князя убили. Похоронили древляне Игоря со всеми почестями, по княжескому обычаю, а на его могиле насыпали высокий курган, ныне находящийся в селе Полеском, которое на протяжении многих веков называлось Могильное.

Далее последовала известная история с княгиней Ольгой. Она отомстила древлянам за мужа, осадив Искоростень и спалив его в 945 году. В одну ночь древлянская столица превратилась в пепел. Но история с этим пожаром была не простая, а вот какая.

Великая княгиня Ольга была одной из первых христианок на Руси. Задолго до того как ее внук Владимир Святославович окрестил Русь в 988 году, она крестилась в Константинополе. А по возвращению вернулась в город Искоростень. Для нее построили терем и церковь св. Елены, которая стала первым христианским храмом на древлянской землею. Обратилась Ольга к древлянам и сказала, что теперь месть её удовлетворена, только пусть город заплатит ей дань лёгкую, всего-навсего по три голубя и три воробья от каждого дома и она оставит их в покое. Может и чувствовали древляне подвох, но уж больно велико было стремление к миру, желание положить конец этой войне. И согласились они с большой радостью.

Голубь – птица мирная, верная своему дому, где бы она ни летала, всегда возвращается к своему очагу, принося на крыльях добрые вести. Но не для добрых вестей предназначала княгиня Ольга птиц, кринесённых из Искоростеня. Она приказала из одежд убитых на Красном Горбе сделать фитили, привязать их к лапкам голубей, зажечь и отпустить их. И мирные наивные птицы, следуя своему извечному инстинкту, тут же направились к своим домам неся огонь на родные крыши. Деревянный город вспыхнул в один миг, не осталось ни одного дома который не был бы охвачен огнём. Ненасытное пламя поглотило его, охватив всё от коры на стенах до флюгеров на башнях.

Те, кому удалось вырваться из огня, попадали в безжалостные руки киевских воинов. Пленённых правителей города Ольга приказала кого казнить, а кого отдать в рабство дружинникам. Отныне древляне обязаны будут платить гораздо большую дань Киеву, при чём четвёртую часть из неё отправлять лично Ольге в её резиденцию в Вышгород. Так мятежная древлянская столица славный город Искоростень всего за одну ночь превратился в пепел. По приказу княгини было запрещено восстанавливать город и даже селиться в близи этого места.

Месть княгини была жестокой — это что ль считалось тогда по-христиански?!, не понятно. А может то только выдумка и присказки. Как ни странно после таких событий в городе сейчас стоит памятник княгине Ольге и много названий с ней связано.

Но как бы то ни было, Искоростень сгорел. С того времени город и прилегающие к нему земли стали частью Киевских земель.

На многие годы Искоростень был вычеркнут из истории. Но время как говорят лечит, и люди всё-же вернулись сюда, начали возникать поселения, мало-помалу образуя новый город. Выгодное географическое положение и наличие богатых ресурсов на протяжении длительного времени обуславливало его переход в разные княжества, графства, воеводства.

После разделения Руси в результате образования в 1157 году Владимиро-Суздальского и Великого княжества Московского (1260-70), Искоростень оставался под юрисдикцией киевских князей.

В 1240 году Искоростень был разрушен ордой, в 1370 году захвачен Великим Княжеством Литовским, а позже вошел в состав Польши. В 1586 году Искоростеня стал собственностью богатого польского магната Прокопа Мржевицкого, который добился от польского короля присвоения этой маленькой крепости статуса города – 22 мая 1589 года Искоростеню было даровано Магдебургское право — раньше, чем Киеву.

В 1649-1667 годах Искоростень был частью казацкого государства Богдана Хмельницкого, а потом снова попал под польское владычество. В 1795 году город вошел в состав Российской империи как центр Искоростенской волости Овручского уезда Волынской губернии, однако на протяжении долгого времени оставался тихим и неприметным провинциальным городком, населенный крестьянами-хлеборобами и евреями.

Большим толчком для развития города стало строительство в 1902 году железной дороги Киев – Ковель; тогда же город был переименован в Коростень и со временем стал крупным железнодорожным узлом пяти направлений.

Во время Великой Отечественной войны фашистские войска окупировали Коростень, но относительно не долго — с 7 августа 1943 года по 28 декабря 1943 года Но за это время Коростень опять был полностью разрушен.

Трагическими для Коростеня стали годы после Чернобыльской ядерной катастрофы 26 апреля 1986 года, поскольку расстояние до ЧАЭС всего 80 км. Город попал в зону радиоактивного заражения и был классифицирован, как зона гарантированного добровольного отселения.

Использованный источник http://ukrainian.su/istoriya-zhitomirskoy-oblasti/istoriya-korostenya.html

  ИСКОРОСТЕНЬ, Коростень - главный город древлян.

Согласно «Повести временных лет», в 945 г. под Искоростенем был казнен и погребен киевский князь Игорь, попытавшийся дважды собрать дань с древлян. В 946 г. город был разорен войском киевской княгини Ольги и позднее превратился в небольшой городок Киевской земли.

Город был основан в VIII веке под именем Искоростень (в 2005 году отметил 1300 летие). Название города означает: «из-коры-стены». Впервые упомянут в 914 как столица славянского племени древлян. После того, как древляне отказались платить возложенную на них чрезмерную дань и зверски убили киевского князя Игоря, его жена Ольга отомстила древлянам, осадив Искоростень и спалив его в 945 году. С тех пор город и прилегающие земли стали частью Киевской Руси во время ослабевающего Хазарского царства (650-969).

В 1240 Искоростень был разрушен монголами. В 1370 захвачен Великим Княжеством Литовским, позже перешёл во власть Польши. В 1589 обрёл городские права. Между 1649 и 1667 был частью казацкого государства Богдана Хмельницкого, но потом опять попал под польское владычество. В 1795 вошёл в состав Российской империи, но был незначимым провинциальным городком. Это изменилось после 1902 когда через город была проложена железная дорога, а сам он был переименован в 1917 в Коростень. Во время Второй мировой войны был полностью разрушен. В послевоенные годы началось расширение городских границ. Так,например,в 1955-1956 годах поселок «Пашины» решением горисполкома был присоединен к городу Коростень.В связи с чем прекратил свое существование на карте Житомирской области,как и многие небольшие деревни и села. Так расширялись и восстанавливались украинские города после Великой Отечественной войны,самой тяжелой, продолжительной и кровопролитной войны XX-го века. В 1986 население Коростеня очень сильно пострадало от Чернобыльской катастрофы.

April 16th, 2013

На днях, с друзьями по ЖЖ, в очередной раз был в Коростене. В 2011 году я уже делал отчет о этом интересном городе на севере Житомирщины. Хотелось бы добавить кое что из новых впечатлений.
Есть что то в этом Полесском городе, что меня привлекает и делает каждое мое посещение этого города приятным. Наверное это прежде всего оппозиционный дух по отношению к националистическому и зажравшемуся Киеву, который не выветрился с времен средних веков, когда в этих местах обитало воинственное племя древлян, постоянно воевавшее с киевлянами.
Каждые украинские выборы только подтверждают это, ведь север Житомирщины упорно все 22 года голосует против националистических партий, которые так вольготно чувствуют себя в столице нашего государства. А ещё чувствуется реальная близость республики Беларусь и чувствуется материально в виде белорусских поездов и локомотивов, продуктов на рынке наконец. В Киеве, который находится юго-восточнее и не имеет такой близкой связи с нашим северным соседом, такого ощущения нет.
А вообще я с юных лет очень люблю Полесье, возможно из за того, что пол детства провел на базах отдыха в живописных местах на реке Тетерев, а это как раз Коростеньское направление от Киева.

Советский памятник на Привокзальной площади, это первое что видит человек, приезжающий в Коростень. Памятник неповрежденный и пребывается в полном порядке.


Безликий, но большой вокзал, построенный в эпоху Брежнева, вместо варварски снесенного старого, который был очень красив.

Вокзал еще не подвергался капитальному ремонту и тут полно советских раритетов, как например вот эти металлические двери.

Коростень это огромная узловая станция, где сходятся пять направлений. Жд узел, сопоставимый с Киевским.

Еще один советский памятник на одной из центральных площадей. На соседней Ровенщине, напрочь зараженной национализмом, представить такое просто невозможно.
Причем я почувствовал лояльное отношение большинства местных жителей к символам той эпохи. Как - трудно объяснить, вероятно интуитивно. За годы моих путешествий по бывшему СССР, я научился улавливать энергетику того или иного города. Так вот, Коростень город нашенский, советский.
А еще в городе повсеместно звучит русская речь, что совсем не характерно для центральной Украины, к которой формально относится Житомирская область.

Дома послевоенной постройки, которые строили скорее всего пленные немцы. Такой архитектурный стиль характерен для конца 40-х, а его представителей можно встретить по всем городам западной части бывшего СССР.

Старинная водонапорная башня, до которой я не дошёл в предыдущие поездки в Коростень.

И недалеко от неё новенькая православная церковь.

В городе много маршруток вот такой, неизвестной мне марки. Не очень симпатичный дизайн, похоже на какую то кустарщину.

Улица, ведущая от вокзала в центр. На ней расположена почти вся местная торговля, а еще асфальт в ужасном состоянии.
Что поделаешь? Это наши украинские реалии.

Огромный Сильпо, открытый совсем недавно, стал эпицентром местной жизни.

Парк местных такси выглядит примерно так.
Думаю, что многие зажравшиеся киевляне даже и садиться не стали бы в такие авто.

Просто улица. Всё в перемежку - частный сектор и многоэтажные дома.

Мёртвый кинотеатр на центральной улице.

Указатель на русском языке, чудом сохранившийся с эпохи СССР. Почти что исторический раритет.
Глядя на него я ощущаю тепло из далёкой советской юности, где вот такое написание Киева было привычным и повсеместным. Молодому поколению этого не понять.

Отремонтированная гостиница.

Центральная площадь с местной властью и памятником Ильичу.

Мост через реку Уж, которая превратилась в бурлящий поток талой воды.
Улица, которая проходит по мосту, носит имя Сосновского, офицера Советской армии, который отличился при освобождении Коростеня от нацистов.

Собор Рождества Христова (Ольгинская церковь) , который уже стал символом города Коростень.

Напротив собора расположен местный "осэрэдок" Партии Регионов. Сразу видно, что местные на выборах отдают предпочтение этой политической силе.

У входа в главную достопримечательность Коростеня - парк имени Островского, расположена вот такая галерея, повествующая о истории столицы племени древлян Искоростеня (это старое название города). Вот например тут есть редкое фото старого вокзала и жд моста через реку Уж.
В новейшие времена толчком для развития города стала прокладка Киевско-Ковельской железной дороги в 1904 году. А уже в 1914 году, после прокладки дороги Калинковичи- Коростень - Бердичев, Коростень становится важным жд узлом. Именно железная дорога превратила небольшой Полесский городок в центр всего украинского Полесья.

Не забыты и времена СССР, хотя тут же затесался камень с трезубцем. Что поделаешь, современное государство Украина пока ещё никто не отменял. А вообще изображенное, это удивительный пример подчеркиваемой преемственности от УССР к нынешней самостийной Украине. Такого я больше нигде на Украине не видел, а тем более в Киеве, где всеми силами отрицают факт такой преемственности.

Великая Отечественная война. В 1941 году Коростеньский укрепрайон, словно волнорез, целый месяц сдерживал вермахт. В ноябре-декабре 1943 года, за город шли жестокие бои и он несколько раз переходит из рук в руки. Немцы не хотели отдавать этот важный жд узел.

Обратите внимание, ребенок не с государственным флагом, а местным. Казалось бы мелочь, но это на самом деле важная деталь.

Памятники на историческую тематику: Ольга с сыном Святославом

Забыл что там написано.

Парковый мостик через Уж.

И памятник князю Малу, который как написано у его подножия "боролся за независимость древлянских земель". Вот только не указано от кого.
От киевлян конечно.

Потрясающее зрелище, которое можно наблюдать только весной, это паводок на усеянном гранитными валунами русле реки Уж.

Экспозиция, посвященная Коростеньскому укрепрайону.

Вид на парк и реку Уж, с горы, на которой стоит памятник князю Малу.

Киевская княгиня Ольга, которая однажды сожгла и разорила Искоростень, стоит и скорбит о содеянном, глядя на разбушевавшийся Уж.

Памятник Пресвятой Богородице.

Памятник драникам.

Краеведческий музей, около которого тусовалась огромная и агрессивная стая бродячих собак.

А это просто нечто!

Жд мост через Уж, построенный в том месте, где гранитные утёсы образовали естественную узость.

Мемориал жертвам бандеровцев.

Улица Грушевского - центральная в городе.

А это еще один парковый мост через Уж, на котором в прошлые поездки я не бывал.

Удивительно красивые виды открываются с него. Вот тут например виден жд мост с другой стороны.

Пострясающе красиво - вековые дубы, растущие среди гранитных валунов.

Немного о жд станции:

Поезд Барановичи-Житомир под белорусским ТЭП70 (депо Орша) прибывает на станцию. Железнодорожные гости из Беларуси тут частое явление.
Станция Коростень уникальна тем, что тут в равных долях представлены как тепловозы с дизель поездами, так и электровозы с электричками.

А это белорусский грузовой 2ТЭ10У (депо Гомель)

Еще один белорусский ТЭП70-0286, отстаивающийся в местном ПТОЛе.

А это состав с белорусскими цистернами. Бросилась в глаза одна деталь - до 70% всего грузового подвижного состава родом из РФ или Беларуси. Коростень это транзитный жд узел международного значения.

Работает местный завод по производству плит МДФ.

Дизель поезд на Олевск. Большинство этого народа пришло с киевской электрички, на которой приехали мы.

А еще в Коростене очень много Ворошиловградских тепловозов М62 и 2М62, именуемых на жд жаргоне "машками". Тут настоящее царство этих "машек".
Вот эта например прибыла издалека (депо Львов-Восточный)

А эта коростеньская "машка", цепляется к поезду Барановичи - Житомир, после того как белорусский ТЭП70 отцепился от него.

Еще одна, грузовая 2-х секционная "машка".

Вокзал с пешеходного мостика.

Внутри здания вокзала можно увидеть вот такие советские картины.

В ПТОЛе отстаиваются два старых рижских дизеля. Дизеля ходят в сторону Олевска, Житомира и Овруча, там нет электрификации.

Казатинский "выльник" ВЛ80К. Такие таскают грузовые составы на плече Киев-Коростень-Шепетовка.

Грузовой состав отправился в сторону Сарн.

Наш народ недисциплинированный, это хорошо видно на этом фото.

Население 65,5 тыс. (2013)

Еще во времена палеолита одно из наибольших в Европе месторождений кремня притягивало сюда первобытных людей. Древнейшие из найденных здесь каменных орудий работы изготовлены руками человека более чем 10 тысяч лет тому назад. При исследовании территории города был найден ряд останков неолитических поселений, следы своеобразных мастерских, где вырабатывались орудия труда в эпоху бронзы. Первые следы пребывания славянских племен в нашем крае относятся к V-VІІ столетию нашей эры. Тогда в долине реки Уж возник целый ряд небольших славянских поселений. На основе одного из них, расположенного на высоких гранитных скалах, возник город Коростень.

В году Искоростень переходит к Российской империи как центр Искоростенской волости Овручского уезда Волынской губернии. Долгое время это был тихий неприметный провинциальный городок. Сохранилась заметка из газеты «Волынские епархиальные ведомости» от 1888, где о нём пишут: _«Ныне Искоростень – бедный незначительный городок, населённый евреями и крестьянами-хлеборобами».

Жизнь жителей Искоростеня резко изменилось со строительством железной дороги Киев - Ковель в году. В начале XX столетия в Искоростене жило уже свыше трех тысяч человек. В нем было несколько небольших предприятий: мебельная, механическая и кожаная мастерские, фарфоровый завод.

Во время первой русской революции трудящиеся Искоростеня поддержали забастовку. 18 ноября г. дежурный по станции Л.М.Табукашвили на митинге, который состоялся на Барачной площади, объявил об установлении советской власти. Новые власти переименовали город в Коростень . 12 февраля г. на заседании Маленького Совета в Коростене утвержден закон о введении в Украинской Народной Республике григорианского календаря , о переходе на среднеевропейское (ныне действующее) время, утвердило в качестве герба УНР знак Киевского Государства - трезубец. В конце февраля в город вошли кайзеровские войска. С 15 июля г. Коростень - один из центров Всеукраинской забастовки железнодорожников. После отступления немцев из Украины в следующий г. город освободили войска УНР. 18 февраля в Коростень вошла дивизия Красной армии. 15 марта 1919 года в город вновь вошли войска УНР. 7 апреля года в город вошли Богунський и Таращанський полки Красной армии. 26 апреля года город был захвачен польскими войсками. 20 июня Коростень освободили части 1-й Конной армии, но в сентябре поляки снова захватили город. 12 октября г., после многодневного боя, Красная армия окончательно освободила город. В году захват Коростеня было основной целью похода войсками УНР под руководством генерал хорунжего Ю. Тютюнника. В ночь на 7 ноября 1921 г. на окраинах города завязался отчаянный четырехчасовой бой - последняя битва гражданской войны на Украине и Коростень вновь был освобожден Красной армией.

В марте года Коростень стал поселком городского типа, а с 1 января года ему присвоен статус города.

22 июня года Коростень, как крупный железнодорожный узел, был подвержен интенсивным и непрерывным бомбардировкам немецкой авиацией с первых часов Великой Отечественной войны . Несмотря на разрушения и потери, железная дорога работала без остановки, поставляя фронту пополнение, технику и боеприпасы, и эвакуируя раненых и гражданское население. Кроме того Коростень - важнейший опорный пункт в системе обороны Киева. Вблизи города проходила стратегическая линия обороны (знаменитый на всю Украину объект "Скала" с укрепрайонами) спроектированная легендарным генералом Карбышевым. Именно здесь, благодаря героическому сопротивлению Пятой Армии генерала Потапова, наступление гитлеровских войск было задержано на целый месяц. Количество потерь в обеих сторон измерялось десятками тысяч.

7 августа года город был оккупирован немецкими войсками. На территории Коростеня и района действовали группы подпольщиков и партизанские отряды, наносившие значительный урон немецким войскам, уничтожая солдат и офицеров, взрывая мосты и склады, парализуя движения поездов. За время оккупации в городе было расстреляно 16733 человека, 15 человек повешено и 1803 человека увезено в Германию на принудительные работы.

Во время наступления в результате Киевской операции Красная армия 17 ноября освободила Коростень, но немецкие войска в ходе мощного танкового контрнаступления при поддержке авиации и артиллерии снова овладели городом. 28 декабря 1943 город был окончательно освобождён частями 13 армии генерал-лейтенанта Пухова.

Древляне.

Восточнославянское племя, обитавшее в украинском Полесье, Житомирской обл и на западе Киевской области. С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. Окончательно вошли в состав Киевской Руси при Ольге в 946 году.

VI век - 884 год.

912 год - 946 год

Язык(и)Древнерусский язык

СтолицаИскоростень

Преемственность: Произошли отДулебов, перешли в Киевскую Русь

Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах. Летописи говорят о происхождении древлян, наряду с дреговичами, полянами (днепровскими), и кривичами (полочанами), от племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI-VII веках.

Период самостоятельности

Описывая нравы древлян, летописец выставляет их, в противоположность их современникам полянам, народом крайне грубым: «живяху скотьски, убиваху друг друга, ядяху все нечисто, и брака у них не бываще, но умыкиваху у воды девица». Ни археологические раскопки, ни данные, заключающиеся в самой летописи, не подтверждают такой характеристики. Из археологических раскопок в стране древлян можно заключить, что они обладали известной культурой. Установившийся погребальный обряд свидетельствует об определенных религиозных представлениях о загробной жизни. Отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество иноземных изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика указывает на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключить, что торговля была меновой.

Политическим центром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень, позже центр этот, по-видимому, сместился в город Овруч.

К. В. Лебедев. Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году

По сказанию летописи, в давние времена древляне обижали своих соседей полян; но уже Олег (882-912) подчинил их Киеву и наложил на них дань. В числе племен, подчинённых Олегу и участвовавших в походе его на греков, упоминаются и древляне; но они покорились не без упорной борьбы. По смерти Олега они сделали было попытку освободиться; князь Игорь победил их и наложил на них еще большую дань.

При попытке киевского князя Игоря собрать повторную дань с древлян (945) те возмутились и убили князя. Вождь древлян Мал предпринял попытку посвататься к вдове Игоря, княгине Ольге, но та, движимая чувством мести, обманом убила Мала и его сватовское посольство, заживо закопав в землю. После этого Ольга вместе с малолетним сыном Игоря Святославом пошла войной на древлян и разгромила их. Вдове Игоря, Ольге, летопись приписывает окончательное подчинение древлян.

Святослав Игоревич посадил (970-977) в Древлянской земле своего сына Олега. Владимир Святой (ок. 960-1015), раздавая волости своим сыновьям, посадил (ок. 990-1015) в Древлянской земле Святослава, который был убит (1015) Святополком Окаянным. Со времени Ярослава Мудрого (1016-1054) Древлянская земля входит в состав Киевского княжества.

Антонович В. Б. «Древности Юго-Западного края. Раскопки в стране древлян» («Материалы для археологии России», № 11, СПб., 1893).

Белорусы - статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

ЛѢТОПИСЬ ПО ЛАВРЕНТЬЕВСКОМУ СПИСКУ

Соловьев С. М., История России с древнейших времен.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб.: 1890-1907.