Характеристики главных героев повести «Пожар. В какой главе повести М. Горького Детство рассказывается про пожар. Горького Детство рассказывается про пожар I. Организационный момент

В повести «Пожар» в образе Ивана Петровича Егорова В. Рас­путин воплотил народный характер крестьянина-правдолюбца, радетеля справедливости, у которого болит душа при виде раз­рушения веками складывающейся деревенской общинной нрав­ственности. Этот образ продолжает ряд созданных ранее В. Рас­путиным характеров, типологически объединенных понимани­ем ответственности каждого перед обществом за прошлое и бу­дущее. Образ Ивана Петровича преемственно связан с образами старухи Анны из «Последнего срока», Дарьи из «Прощания с Матёрой». Он стоит в одном ряду с шукшинскими «болеющим за жизнь» героями. Событийная основа повести предельно про­ста: в леспромхозовском поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, к себе. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, слу­жит толчком к тягостным размышлениям героя повести шофера Ивана Петровича Егорова.

Иван Петрович мучительно, напряженно ищет ответы на во­просы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему все «перевернулось с ног на голову, и то, за что держа­лись еще недавно всем миром, что было общим неписаным за­коном, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность, и чуть ли не в предательство?» «…Было не по­ложено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный грех — почитает­ся за ловкость и доблесть».

Иван Петрович видит причины многих бед в том, что разру­шены вековые обычаи русского народа. Бывшие крестьяне пере­стали землю пахать, перестали ее и любить. Они способны только брать, безобразно вырубая окружающий лес. Эти люди утратили чувство общности, артельности, заставлявшее их прежде жить по законам высокой нравственности. Они живут как временщики.

В. Распутин, для которого основная функция литературы — учительство, проповедничество, преподносит нравственные про­блемы в форме раздумий Ивана Петровича.

С гражданской прямотой и бескомпромиссностью он подни­мает самые насущные и животрепещущие вопросы предперестроечного времени, затрагивает такие болевые точки, которые определяют дальнейшее духовное развитие человека. Открытым публицистическим пафосом характеризуются размышления пи­сателя о нравственных основах и законах человеческого бытия. В «Пожаре» наряду с событийным движением и, пожалуй, более значимым является движение авторской публицистической мыс­ли. Голос героя слит с голосом писателя и неотделим от него. Публицистический накал выводит рассуждения как бы поверх действия. Они иногда слишком прямолинейны, сконструированны, откровенно патетичны, что не может не нарушать художественную гармонию. В. Распутин создал народный харак­тер, ищущий некую конечную формулу бытия, в которой были бы сопряжены бесценный опыт, мудрость поколений и воля, свободный выбор личности, природный и социальный мир, окружающий человека, и космос его души.

Учитель

Открытый урок

Тема: Своеобразие повести В. Распутина «Пожар».

Предварительное задание:

1) оформить стенд «Жизненный и творческий путь В. Распутина»,

2) собрать материал из выступлений писателя «В. Распутин о современном мире и месте человека в нём »;

3) критика повести «Пожар».

Индивидуальные задания.

1 группа: а) в чём заключается смысл названия повести?

б) подумайте, о чём свидетельствуют поступки людей и поведение их на пожаре.(гл.8,15,18)

2 группа: а) почему Иван Петрович каждый день вот уже 20 лет после того, как переселился в Сосновку, вспоминает родную Егоровку? (гл.6.15)

б) что его привлекает у сына в Сырниках? (гл.13)

3 группа: а) чем жизнь в Сосновки отличается от жизни в Егоровке?

б) с чего начался « разлад» Егорова с сосновцами и с приезжими?

в) как он относился к работе, к людям? (гл.4,9,13)

4 группа: а) почему Иван Петрович вступает в конфликт с самим собой?

б) в чем он видит «беспорядок внутри себя» и что его приводит к нравственному кризису? (гл.11,13)

5 группа: а) нашёл ли Иван Петрович выход из тупика?

б) сравнить начало и финал повести. Что изменилось в настроении Ивана Петровича и сосновцев?

в) какую смысловую нагрузку несёт пейзаж начала и конца повести?

1)Вводная беседа о биографии В. Распутина и о теме повести «Пожар »

Повесть «Пожар»- это размышление о нашем современнике и о его жизни, о его гражданском мужестве и нравственной позиции, о тех негативных явлениях, которые должны осудить читатели.

2) Работа над текстом повести.

Почему люди оказались беспомощными перед огнём, ведь на пожар сбежался весь посёлок?

(1) посёлок строили наспех;

(2) все средства пожара оказались в негодности –(«пожарку» разобрали на запчасти, она только числилась на вооружении);

(3) пожар был кому-то на руку («если сгорят эти самые большие склады, легче будет добиться своего - их давно хотели перевести в район »);

(4) продовольственные склады можно было спасти (но «не было твёрдой силы, способной организовать людей»);

Вывод : Пожар показал полную неподготовленность сосновцев к испытанию огнём. Пожар окончательно выявил, кто есть кто, и высветил в людях их социальную и нравственную разобщённость.

Положительные герои в повести.

на пожаре немного тех. Кто, рискуя собой, отстаивает народное добро до конца. - это «горячий пожилой человек» “ отчаянная душа” Афоня Гооронников, “человек надёжный ” Семён Кольцов, Тепляков и Иван Петрович с женой Алёной.

Все они идут на огонь, как в атаку: “ как ни занят, как ни употреблён был в деле Иван Петрович, он успел подумать, что так вот, вынося, выкрикивая себе, может человек, только бросаясь в атаку, бросаясь убивать или вынуждённый разрушать, как они теперь, и что не придёт же человеку в голову ором орать по-звериному, когда он, к примеру, сеет хлеб или косит траву для скота”.

Сопоставительная характеристика отрицательных героев - архаровцев.

Архар - горный козёл;

Архаровец – буян, головорез.

Архаровцы работают с азартом, вдохновенно, но только там, где можно поживиться. Главарь архаровцев – Сашка Девятый. “ архаровцы действовали быстро и ловко, будто они всю жизнь только этим и занимались, что ломали запоры. Эта роботёнка была по ним”, а в помещении “весело кричали и перекликались по “цепочки”.

Архаровец Соня издевается над всеобщей людской бедой: “Ох, как жарко горит! Ох, горячо - о, ой больно –о!”

Вывод о смысле названия повести: пожар –это своеобразный итог общего неблагополучия – горят старые беспорядки, горят души честных тружеников, кому дорога родная земля и её люди, горит почва под ногами воров и пьяниц, бездельников и тунеядцев.

Раскрытие основного замысла повести.

1) с чего в Сосновке начался нравственный и социальный разлад?

так часто вспоминал Егоровку?

1) Егоров прожил в Егоровке до переезда в Сосновку всю жизнь(он лишь один раз отлучался: на войну) и видел, что “она работницей была не последней, на матушку Россию работала”,она дорога ему как память в юности;

2) Егоровка помогла выжить в голодные годы, а выжили все потому, что держались всем миром, горе и радость встречали не в одиночку.

3) В был хлеборобом, привык ценить тяжёлый труд земледельца и находить в нём радость.

Чем жизнь в Сосновке отличается от жизни в Егоровке?

1) хлеборобы стали заниматься не свойственным им делом –“ беспощадно вытаптывать лес,” его то сеять не надо: сам растёт;

2) Сосновка – посёлок бивуачного типа(бивуак – стоянка альпинистов , туристов)

“временное пристанище ”, посёлок

“неуютный и неопрятный”

“голо, вызывающе открыто. Слепо и стыло стоял посёлок; редко в каком палисаднике, душу и глаз берёзка или рябинка”

Вывод: всё это: неоформленность и не уютность быта, полное отсутствие заботы о духовной пище людей и их будущем, никуда не годная и непродуманная организация к природе развращает людей, у них возникает стремление к бездумной и лёгкой жизни.

Характеристика главного героя повести – Ивана Петровича.

1) О чем так мучительно думает Иван Петрович? Почему возникает внутренний конфликт у него?

2) Герой сомневается, прав ли он в своей правоте, так как его никто не поддерживает;

3) Он видит, что в прошлом “добро и зло отличались”, а теперь же границы стёрлись;

4) Теперь мерилом хорошего человека стало “удобное положение между добром и злом, постоянная и уравновешенная температура души”.

О каких четырёх “подпорках жизни” рассуждает герой?

1) Чувство дома с семьёй;

2) Чувство солидарности с людьми, «с кем правишь праздники и будни»;

3) Чувство работы, с которой дается ощущение единства с людьми;

4) Чувство отечества, земли, на которой стоит твой дом, - если все это есть, человек счастлив и «весь превращается в ответ на чей-то зов, душа его выстраивается и начинает вольно звучать».

Роль пейзажа в раскрытии замысла повести.

В начале повести земля, выходящая из зимнего оцепенения, будто не верит в свои возрождающиеся возможности, а в конце – «весна отыскала и эту землю – и просыпалась земля», и «опять, как и каждую весну, вынесет она все свое хозяйство в зелени и цвету». Иван Петрович уходит, чувствуя свою правоту, уходит обновленный «легко, освобождено и ровно шагалось ему, будто случайно отыскал он и шаг свой и вздох, будто вынесло его наконец на верную дорогу.

Художественное своеобразие повести В. Распутина .

1. Публицистический накал повествования.

3. Внутренние монологи героя, данные в форме несобственного – прямой речи, неотделимы от голоса автора.

4. Обилие прямых публицистических отступлений, обращений к читателю, на происходящее автор смотрит глазами народа («мы», «нас», «нам»).

5. Поставлена экологическая проблема: Земля определяет судьбы человеческие.

Анализ 19 главы. Чтение отрывка.

«Весна отыскала и эту землю – и просыпалась земля… Разогреется солнышко – и опять, как каждую весну, вынесет она все свое хозяйство в зелени и цвету представит для уговорных трудов. И не вспомнит, что не держит того уговора человек. Никакая земля не бывает безродной». Автор использует в этом отрывке приём антитезы. Гармоничная природа противопоставлена несовершенному человеку. Весна «собирает уцелевшее и неотмершее в одну жилу», а люди не заботятся о сохранении этого богатства

В повести «Пожар» в образе Ивана Петровича Егорова В. Рас-путин воплотил народный характер крестьянина-правдолюбца, радетеля справедливости, у которого болит душа при виде раз-рушения веками складывающейся деревенской общинной нрав-ственности. Этот образ продолжает ряд созданных ранее В. Рас-путиным характеров, типологически объединенных понимани-ем ответственности каждого перед обществом за прошлое и бу-дущее. Образ Ивана Петровича преемственно связан с образами старухи Анны из «Последнего срока», Дарьи из «Прощания с Матёрой». Он стоит в одном ряду с шукшинскими «болеющим за жизнь» героями. Событийная основа повести предельно про-ста: в леспромхозовском поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, к себе. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, слу-жит толчком к тягостным размышлениям героя повести шофера Ивана Петровича Егорова.

Иван Петрович мучительно, напряженно ищет ответы на во-просы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему все «перевернулось с ног на голову, и то, за что держа-лись еще недавно всем миром, что было общим неписаным за-коном, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность, и чуть ли не в предательство?» «…Было не по-ложено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный грех — почитает-ся за ловкость и доблесть».

Иван Петрович видит причины многих бед в том, что разру-шены вековые обычаи русского народа. Бывшие крестьяне пере-стали землю пахать, перестали ее и любить. Они способны только брать, безобразно вырубая окружающий лес. Эти люди утратили чувство общности, артельности, заставлявшее их прежде жить по законам высокой нравственности. Они живут как временщики.

В. Распутин, для которого основная функция литературы — учительство, проповедничество, преподносит нравственные про-блемы в форме раздумий Ивана Петровича. Материал с сайта

С гражданской прямотой и бескомпромиссностью он подни-мает самые насущные и животрепещущие вопросы предперестроечного времени, затрагивает такие болевые точки, которые определяют дальнейшее духовное развитие человека. Открытым публицистическим пафосом характеризуются размышления пи-сателя о нравственных основах и законах человеческого бытия. В «Пожаре» наряду с событийным движением и, пожалуй, более значимым является движение авторской публицистической мыс-ли. Голос героя слит с голосом писателя и неотделим от него. Публицистический накал выводит рассуждения как бы поверх действия. Они иногда слишком прямолинейны, сконструированны, откровенно патетичны, что не может не нарушать художественную гармонию. В. Распутин создал народный харак-тер, ищущий некую конечную формулу бытия, в которой были бы сопряжены бесценный опыт, мудрость поколений и воля, свободный выбор личности, природный и социальный мир, окружающий человека, и космос его души.

Урок 54 А. М. ГОРЬКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО»

02.02.2012 22743 1837

Урок 54 А. М. ГОРЬКИЙ. главы из повести «детство»

Цели : углубить представление о персонажах повести, анализируя их поведение в эпизодах праздничного вечера в доме Каширина, сцене пожара; уяснить роль сравнений, эпитетов, выразительных глаголов в описании происходящего.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по карточкам.

– Перечитайте, как плясали Цыганок и бабушка Акулина Ивановна. Сравните их пляску. Как в танце проявляются характеры этих героев?

Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая все вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что, если открыть дверь на волю, он так я пойдет плясом по улице, по городу, неизвестно куда...

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее, – и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

Цыганок пляшет весело, самозабвенно, увлекая своим настроением всех зрителей. В пляске проявляется его темперамент, стремление к свободе и какой-то совсем иной, лучшей жизни. Бабушкин танец больше похож на лирическую песню, где всему есть место: и грусти, и тоске, и доброму веселью. Пляска преображает Акулину Ивановну и одновременно открывает ее сердце, где много не только мудрости и тревоги много жившего человека, но и молодого задора, не утраченного с годами упоения жизнью, удивления перед ней.

III. Работа по IV главе повести.

1. Рассказать о поведении бабушки по время пожара.

2. Беседа по вопросам.

– Какие чувства и особенности характера проявились у каждого из героев во время сложной драматической ситуации? (Наиболее ярко характер человека раскрывается в минуту опасности, в критические моменты жизни. Дед растерялся, пришел в отчаяние, сразу поверил, что уже ничего нельзя изменить, и почти не сопротивлялся несчастью. Он то тихонько выл, то оглушительно кричал, давал бессмысленные приказания, бегал, суетился. Увидев, что бабушка бежит прямо в огонь за купоросом, он Григорию Ивановичу приказывает остановить ее, сам же ни одного шага не делает в сторону бабушки.

При спасении коня… выпускает повод из рук и бросается в сторону, приказывая бабушке остановить обезумевшее от страха животное. Когда нянька жалуется, что не может отыскать Алешу, он прогоняет ее, не заботясь об исчезновении мальчика. После пожара он говорит бабушке: «Милостив Господь бывает до тебя, большой тебе разум дает…» И тут же добавляет оскорбительную фразу: «На краткое время, на час, а дает!..» Бабушка только усмехнулась, хотела что-то сказать, но не сказала. По тем временам доля жены такова, что она должна была подчиняться мужу беспрекословно, выполнять его волю. Вот она, умная, сильная, решительная, смелая, должна была подчиняться тщедушному, безмерно злобному существу.)

– Каков Яков во время пожара? («…Яков, обувая сапоги, прыгал на них, точно ему жгло подошвы, и кричал: «Это Мишка поджег, поджег да ушел, ага!» После пожара сидел на крыльце и плакал, и дед послал бабушку его успокаивать. Из этой драматической ситуации дед извлекает для себя выгоду: он понимает неблаговидность своего поведения во время пожара и как можно скорее старается стереть это впечатление и снова заявить о своих хозяйских правах: «Григория рассчитать надо – это его недосмотр! Отработал мужик, отжил!» А Григорий – совладелец этой мастерской.

Бабушка ведет себя как настоящая героиня. В первые же минуты несчастья она преображается, исчезают привычная легкость и уступчивость, на смену приходит смелость, решительность. Она говорит строгим, крепким голосом, дает четкие и нужные распоряжения. Она бросается в огонь, чтобы предотвратить взрыв и уберечь всех от неминуемой смерти. Бабушка просит людей о помощи сердечно и рассудительно. Она останавливает коня, смело бросается ему под ноги и спокойствием и лаской воздействует на животное. Она успевает позаботиться и об Алеше: «Уйди! Задавят, уйди…» И после пожара бабушка, вся обоженная, не чувствует свою боль, а чужую. «Не спишь, боишься? Не бойся…» Она находит силы утешать и поддерживать других.)

IV. Изучение V и VII глав повести.

1. Чтение по ролям V главы повести (с. 61–63).

2. Подведение итогов по V главе – вывод.

– Чему учил дед внука? (Грамоте, «…будь хитер, это лучше, а простодушность – та же глупость, понял? Баран простодушен».)

3. Чтение учителем VII главы повести.

4. Беседа по вопросам .

– Почему Алеша «дома смирный, а на улице ни на что не похож!»?

– Почему он был виновником всех скандалов? («…в озмущала жестокость уличных забав… Я не мог терпеть, когда ребята стравливали…» «Мальчишки бежали за ним, …камнями… на голову пригоршни пыли».)

– «…е ще более тяжелым впечатлением улицы был мастер Григорий Иванович». Почему встреча с мастером была «тяжелым впечатлением»? (Ему было стыдно перед ним за то, что он, проработавши на деда много лет, стал нищим. Однажды он спросил бабушку: «Отчего дедушка не кормит его?» В этом вопросе стыд, признание вины, укор за несправедливость… Кому? Конечно же, не деду, которого вопросы нравственности не интересовали, а себе самому, хотя вины его в этом нет. «…бабушке тоже стыдно… (86 с.), потому что несправедливо. И она понимает, что возмездие грядет. «Помяни мое слово – горестно накажет нас Господь за этого человека! Накажет…»)

– Сбылось ее предсказание?

Выво д. Заложенные в характере Алексея доброта и справедливость живут в нем и в условиях стяжательства, жестокости; живет в нем по-прежнему тяга к чистому, светлому; добрые начала его души поддерживают бабушка, Цыганок, мать, прежняя, не сломленная жизнью, Григорий Иванович, отец, о котором постоянно напоминали мастер, восхищаясь им, и дед, явно не любивший отца, а затем Хорошее Дело.

Домашнее задание: глава VIII, ответить на вопросы:

– Каким человеком представляется нам Алексей?

– Кто оказал на него влияние и какое?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Эпизод «Пожар» является одним из главных эпизодов в рассказе. Он играет большую роль в развитии сюжета и композиции.

В этом эпизоде главным героем является бабушка Акулина Ивановна. Второстепенными героями являются Алёша и дед. Акулина Ивановна во время пожара не растерялась и оперативно предприняла меры для сохранения имущества и животного хозяйство: «Евгения снимай иконы! Наталья, одевай ребят! Строго, крепким голосом командовала бабушка», «Купорос, дураки! Взорвёт купорос», «Она бросилась под ноги взвившегося коня, встала перед ним крестом». Дед же не был готов к этому: «А дед тихонько выл: И-и-ы…». А Алёша следил за происходящим: «Я выбежал на кухню; окно на двор сверкало, точно золотое; по полу текли-скользили желтые пятна…».

И даже в этом эпизоде чувствуется вражда в семье: «Это Мишка поджёг, поджёг да ушел, ага!» кричал Яков на Мишку, обвиняя его в поджоге, хотя пожар был вызван из-за оплошности Григорья.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Они нам помогают лучше воссоздать картину, которая происходит в рассказе.