К какой группе правовых норм относятся указы. Нормативный правовой акт. Особенности муниципальных правовых актов

Нормативно –правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержаться нормы права.

Признаки :

1.Нормативный акт издается компетентными государственными органами в определенной процедуре, этот документ носит государственно-властный характер, его исполнение в случае необходимости обеспечивается мерами государственного принуждения.

2.Нормативный акт обладает юридической силой – свойство реально действовать, порождать юридически обязательные последствия. Юридическая сила зависит от места правотворческого органа в аппарате государства, от его компетенции.

3.Нормативный акт документально оформлен – имеет установленную форму и реквизиты:официальное название и наименование, номер, дата принятия и вступления в силу, указание на орган, принявший данный акт, на место официального опубликования.

4.Нормативный акт содержит нормы права – правила поведения общего характера, на что указывает и название данного документ.

Виды нормативно – правовых актов:

1)По юридической силе : законы, подзаконные акты.

2)По сфере действия :

Внешнего действия – направлены на упорядочение внешних по отношению к издавшему их государственному органу,

Внутреннего действия – предписания, регламентирующие внутриорганизационные отношения внутри данного ведомства или государственного учреждения (локальные, нормативные акты).

3)В зависимости от территории действия :

Общие – действуют на всей территории государства,

Местные – действуют на части территории государства.

4)В зависимости от времени действия : неопределенно-длительные, временные.

5) По субъектам правотворчества :

Акты законодательной власти,

Акты судебной власти,

Акты исполнительной власти.

6) По объему и характеру действия:

Акты общего действия – охватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории,

Акты ограниченного действия – распространяются на строго определенную категорию лиц.

ЗАКОН – это нормативно –правовой акт, принимаемы в особом порядке, по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой.

Признаки закона:

1) принимается высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума.

2) принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни.

3)принимаются в особом законодательном порядке.

4) обладает высшей юридической силой: все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им, в случае расхождения акта с законом действует закон.

Виды законов:

1. В зависимости от регулируемых общественных отношений:

-Основные законы – регулируют основы общественного или государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных органов, они служат базой для всего законодательства.

-Конституционные –законы дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам.

-Органические законы – определяют порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей конституции, или всех законы, к которым отсылает конституция.

-Обычные законы – все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом, нормативно – правовые акты текущего законодательства, регулирующие различные стороны экономической, политической, социальной жизни общества.

ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ – это нормативный акт, издаваемый на основе и в соответствии с законом (все прочие акты, кроме законов).

Подзаконность нормативных актов не означает их меньшую юридическую обязательность, они обладают необходимой юридической силой, однако юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.

Подзаконные акты многообразны и различаются между собой по своей юридической силе. Юридическая сила подзаконных актов и сфера их действия зависит от места государственного органа издавшего акт в государственном аппарате и его компетенции.

Виды подзаконных актов :

1) Наиболее важными подзаконными нормативными актами являются общие акты , то есть такие акты распространяются на всех лиц в пределах территории страны:

а) указы президента,

б) постановления и распоряжения правительства (регулируют вопросы государственного управления экономикой, образованием, здравоохранением и т.д.).

2) Ограниченно - общие подзаконные акты , то есть такие акты, которые в соответствии с компетенцией органов издавших их, обязательны для всех, но распространяются в пространственно – ограниченных рамках, то есть в пределах определенной территории (региона, области, города):

а) акты государственных региональных и местных муниципальных органов (акты ОМС не могут быть отменены общегосударственными органами и органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке).

б) ведомственные акты, изданные в пределах компетенции того или иного ведомства (приказы, инструкции, распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений – таможенные, транспортные, банковские и т.д.);

в) локальные акты – регулируют деятельность внутри организации и распространяются на членов этой организации (уставы организаций, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор).

Структура НПА:

Внешние атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащем оформлении нормативного акта и юридической силе его положений: наименование нор­мативного акта и принявшего его органа; указание места и даты принятия нормативного акта; удостоверительная подпись утвердившего акт лица; регистрационный номер норматив­ного акта. Название нормативного акта определяет его пред­мет, круг регулируемых отношений (с юридической точки зрения указание на орган, принявший (издавший) норматив­ный акт, определяет пространственную сферу действия дан­ного акта, его юридическую силу и место в иерархии действу­ющего законодательства).

Отмеченные реквизиты (за исключением заголовка) - необ­ходимый атрибут всякого нормативного акта. Их значение со­стоит в том, что они индивидуализируют акт, выделяют его из совокупности других актов; содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт; удостоверяют подлинность норматив­ного правового акта.

Всякий нормативный акт (точнее, его нормативное содержа­ние) отличается специфической рубрикацией, т. е внутренней разбивкой (компоновкой) на определенные части: преамбула, разделы, главы, статьи, пункты. Соответственно нормативный акт состоит из преамбулы и нормативного содержания.

Преам­була представляет собой своего рода методический ключ к по­ниманию, толкованию и применению положений, содержащихся в отдельных разделах, главах, статьях акта.

В отличие от иных элементов акта преамбула: а) не содер­жит самостоятельных нормативных предписаний; б) не делится на статьи; в) не имеет ссылок на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в свя­зи с изданием законодательного акта; г) не содержит легальные дефиниции; д) не формулирует предмет регулирования законо­проекта; д) не нумеруется. Преамбула всегда предваряет текст нор­мативного акта.

Нормативное содержание акта - это совокупность тех норм, правил, которые содержатся в нем. Нормы в тексте норматив­ного акта определенным образом структурированы на: разделы (наиболее крупное подразделение, состоящее из нескольких глав); главы, объединяющие несколько статей (как правило, разделы, главы, иногда параграфы, и статьи имеют свое название и циф­ровую информацию) и статей (пунктов).

Статья является основной структурной единицей норматив­ного акта. Она имеет порядковый номер, обозначаемый арабс­кими цифрами; и, как правило, наименование. Статья подраз­деляется на части. Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой, подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. В свою очередь, пункты могут подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой. В редких случаях части, пункты и подпункты статьи могут под­разделяться на абзацы (по обыкновению, допускается не более пяти). Это ограничение, однако, не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в зако­нопроекте.

Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законодательного акта должна быть сквозной. При этом не допускаются: отдельная нумерация статей каждой главы или глав каждого раздела; изменение нумерации частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодатель­ного акта; изменение нумерации частей статей, пунктов и бук­венное обозначение подпунктов частей статей законодательно­го акта при внесении в него изменений и признании утратив­шими силу структурных единиц статьи законодательного акта.

Нормативно-правовой акт - это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства .

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни.

Виды законов в РФ:

  • 1. Конституция РФ
  • 2. Федеральные конституционные законы
  • 3. Федеральные законы
  • 4. Законы субъектов РФ

Законы бывают основными и текущими . К основным законам относится, прежде всего, Конституция РФ. Конституция - это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации . В отличие от остальных законов Конституция РФ обладает высшей юридической силой: все иные нормативно-правовые акты, в том числе и законодательные, не должны противоречить конституционным положениям, а сами законы принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается

Федеральные конституционные законы - это те законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ в особом, усложненном порядке . Все остальные законы называются текущими. Среди массы текущих законов выделяются кодексы - законы, с помощью которых систематизируются юридические нормы в какой-либо определенной отрасли права . Совокупность всех действующих законов называют законодательством Российской Федерации.

Законы характеризуются следующими признаками:

  • 1) принимаются только высшими представительными органами государственной власти - Федеральным Собранием Российской Федерации или парламентами субъектов Российской федерации, в особом порядке, предусмотренном Конституцией РФ, конституцией или уставом субъекта РФ и регламентом соответствующего парламента;
  • 2) регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений;
  • 3) обладают высшей юридической силой: любой иной правовой акт, изданный не на основании и не во исполнение закона, а тем более не соответствующий или противоречащий закону, отменяется в установленном порядке;
  • 4) имеют особую структуру, состоят из определенного набора элементов, называемых реквизитами. Основными реквизитами законодательного акта являются:
    • - название органа, принявшего закон;
    • - название закона;
    • - номер и дата принятия закона;
    • - преамбула, т. е. вступительная часть, в которой указываются мотивы, цели и задачи принятия закона;
    • - нормативно-правовое содержание закона;
    • - указание на вступление закона в юридическую силу и отмену иных нормативно-правовых актов, ранее регулировавших данные общественные отношения;
    • - подпись соответствующего должностного лица (для законов Российской Федерации - Президента РФ).

Каждый закон состоит из отдельных утверждений, называемых статьями. В статье могут содержаться либо одна, либо несколько норм права или части норм права. Статьи имеют порядковый номер. Статья может быть разделена на части, а части иногда делятся на пункты и абзацы. В большинстве законов части статьи обозначаются порядковым номерам, а пункты - буквами. Абзацы номеров не имеют и отсчитываются от начала пункта, части или статьи. Для удобства пользования законом его статьи объединяют в главы, главы в параграфы, а параграфы - в разделы.

Подзаконные акты - это правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к различным жизненным ситуациям. Во главе системы подзаконных актов Российской Федерации стоят указы Президента РФ. Указам Президента РФ не должны противоречить постановления Правительства России, ведомственные акты (приказы и инструкции министерств и ведомств), а также акты местных органов исполнительной власти.

Для правильного применения правовых норм необходимо уметь точно определить действие нормативно-правового акта, содержащего эти нормы, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определен, то он вступает в силу по истечении определенного срока после опубликования. Официальным опубликованием считается публикация текста закона (или иного акта) в четко определенном издании, называющимся официальным. Например, для федеральных законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ - это журнал «Собрание законодательства Российской Федерации», выходящий в свет еженедельно, а также ежедневная газета «Российская газета». Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Акты, не подлежащие опубликованию и рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.

Действие нормативно-правовых актов прекращается в следующих случаях:

  • 1) по истечении срока действия акта (самоотмена);
  • 2) в случае указания государственного органа об отмене акта (прямая отмена);
  • 3) в случае принятия нового акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим государственным органом (косвенная отмена).

Утрата юридической силы нормативно-правовым актом может быть временной. Временная утрата имеет место в случае приостановления действия нормативно-правового акта на некоторый срок, после которого нормативно-правовой акт снова начинает действовать.

Таким образом, по общему правилу должен применяться тот нормативно-правовой акт, который вступил в юридическую силу и не утратил ее. Однако из этого правила есть два исключения:

  • 1) в отдельных случаях может иметь место так называемое переживание закона, которое представляет собой применение отмененного, уже не действующего нормативно-правового акта к тем правоотношениям, которые возникли еще в период его действия;
  • 2) иногда вновь принятый нормативно-правовой акт распространяет свое действие на правоотношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. В таких случаях говорят об обратной силе закона. По общему правилу большинство законов обратной силы не имеет. В частности, согласно ст. 57 Конституции РФ обратной силы не имеют законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие права налогоплательщика. Исключение составляют уголовные законы: они могут иметь обратную силу, если устраняют наказуемость деяния или смягчают наказание. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определенной части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства. Как правило, действие нормативно-правовых актов охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему нормативно-правовой акт. Так, территория Российской Федерации включает в себя территорию всех ее субъектов, внутренние воды (реки, озера, внутреннее море) и территориальное море, воздушное пространство над ними. Нормативно-правовые акты РФ также действуют на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (200-мильная прибрежная полоса), которые в соответствии с международным правом в состав территории государства не входят. Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер , т. е. действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них (ветеранам, пенсионерам, студентам, военнослужащим и т. п.). Однако из этого правила существуют исключения. Ряд законов распространяется только на граждан государства, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев. Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Наиболее часто под действие принципа экстерриториальности попадают главы иностранных государств и правительств, члены иностранных государственных делегаций, дипломатические и консульские представители иностранных государств и члены их семей. На них не распространяются уголовно-правовые нормы и нормы законодательства об административных правонарушениях. Вопрос об ответственности этих лиц за совершенные ими правонарушения решается дипломатическим путем: чаще всего они объявляются персоной нон грата, т. е. нежелательной персоной, и высылаются за пределы страны.

По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Нормативные акты в России подразделяются:

1) В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества на:

Нормативные акты государственных органов;

Нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

Нормативные акты совместного характера (государственныхорганов и иных социальных структур);

Нормативные акты, принятые на референдуме.

2) в зависимости от сферы действия, на:

Общефедеральные;

Нормативные акты субъектов Федерации;

Органов местного самоуправления;

Локальные.

3) в зависимости от срока действия, на:

Неопределенно-длительного действия;

Временные.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения.

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле «судьи независимы и подчиняются только закону».

В данном контексте понятие закон употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в судебную деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности.

Закон как любой нормативно правовой акт обладает некими признаками:

Закон-это юридический документ, содержащий нормы права.

Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.

Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.

Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов:

во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам);

во-вторых, от интерпретирующих актов, актов толкования, т.е. актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например, «постановление», «разъяснение»).

Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране.

Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства).

В настоящее время нормативные указы Президента, (а также постановления Правительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательной области, имеют соответствующую, близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой ГК РФ прямо записано: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов.

Законы подразделяются на:

а) конституцию, конституционные;

б) обыкновенные.

К числу конституционных законов относятся, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ).

Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных - юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал.

Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона «О языках народов Российской федерации» в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, «заглавный» закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и др.

В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме краткой преамбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека, и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент Российской Федерации.

5. Федеральное Собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатся заключительные и переходные положения.

Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права, и свободы граждан. Современная Великобритания - страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период ХШ-ХХ вв. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Первой писаной конституцией (т.е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции и Польши 1791 г.

1. Как Основной Закон государства и общества Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его национально-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека, и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

2. Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.

Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, статья 70 Конституции РФ закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция суть центр всего правового пространства. Она способствует согласованности всего правового развития и систематизации права.

3. Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

4. Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя.

Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Среди законов следует выделять:

а) федеральные законы - те, которые принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации,

б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; законы по социальному обеспечению; процессуальные законы; природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права.

Совокупность законов составляет законодательство. Опять же - понятие законодательства употребляется в узком, точном смысле именно как система законов и в широком - как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах - значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах.

Все эти «тонкости» нуждаются в определении, обозначении, чтобы прежде всего, юристы, да и другие участники общественных отношений понимали друг друга.

Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закрепление закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм.

Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Кодифицированные акты носят различное наименование - «кодексы», «уставы», «положения», просто «законы».

Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, - и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.

Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют «общая часть» или «общие положения», где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 2 ст. 3).

В ряде случаев законы по отдельным проблемам, например по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов потому, что еще не был принят тот сводный акт - кодекс (Гражданский кодекс), в котором эти проблемы должны были бы получить развернутое и системное регулирование. Вполне понятно поэтому, например, что после принятия Гражданского кодекса (часть первая) большинство из ранее принятых отдельных законов отменено.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

В обществе всё подчиняется правилам: законам, актам, инструкциям и другим нормативным правовым актам.

Объясняем что такое нормативные правовые акты, как их составлять и где искать действующие правила своей отрасли.

Зачем нужен

Нормативный правовой акт (НПА) устанавливает нормы внутри государства. Конституция России, законы внутри субъекта страны и правила трудового распорядка в организации - это всё нормативно правовые акты.


Один из сборников НПА под редакцией «российской газеты». Фото walkasong.org
  • Он может быть только в письменной форме.
  • Предполагает многократное использование.
  • Направлен на определённый круг лиц, а не конкретного человека.
  • Он порождает новые правовые отношения, изменяет или отменяет действующие нормы.

НПА бывают неопределённого длительного действия и временного действия. В первом случае принятая норма будет исполняться пока её не отменят. Во втором - используется в заранее указанные сроки. Если начальник подразделения уезжает в длительную командировку, он передаёт полномочия одному из сотрудников. Тогда формируется НПА временного действия.

Нормативно правовые акты классифицируются по различным признакам. Для лучшего понимания мы поместили их в схему.

Уровень Наименование субъекта, принявшего нормативный акт Вид нормативного акта Является ли законодательным актом?
Международный Международные организации Международные акты, ратифицированные государством Нет
Федеральный Народ Конституция РФ Да
Федеральный Государственная Дума РФ Законы РФ Да
Федеральный Президент РФ Указы Да
Федеральный Правительство РФ Постановления Да
Федеральный Министерства Инструкции Да
Региональный

Думы (законодательные собрания)

Законы Да
Региональный Губернаторы областей, краев, президенты республик Указы Да
Региональный

Администрации областей, краев, правительства республик

Постановления Да
Местный Органы местного самоуправления Решения Нет
Местный Организации Корпоративные акты Нет

Требования к нормативным правовым актам

Каждый НПА проходит несколько проверок. Закон - через несколько чтений в Госдуме, решение предприятия - через профсоюз работников. Так участники процесса совместно легализуют будущее решение. Ко всем принимаемым НПА предъявляется три обязательных требования.

Отражение объективной реальности. Авторы НПА должны понимать, что принимаемая норма обязана опираться на реализуемый алгоритм. В России нет ведомства или компетентного органа, следящего за «мёртвыми» НПА. Поэтому за них не наказывают. Предполагается, что многосторонний контроль при принятии страхует от засилья ненужных правовых актов.

Тем не менее, проблема существует. Госдума России периодически уделяет пленарные заседания только для технической чистки неработающих законов.


Курение в подъезде запрещено, однако наказывают за это единицы. Фото kp.by

Другой пример. Бессмысленно вводить корпоративный НПА, запрещающий курение на прилегающей к офису территории. Как минимум, стоит предусмотреть альтернативное решение.

Структурированность. В России не действует специального закона, регламентирующего структуру НПА. Последнюю попытку по созданию подобного документа Минюст предпринял в 2014 году, но документ даже не дошёл до Госдумы.

Требования к НПА, как правило, устанавливают отраслевые министерства. Если бизнес решит дополнительно регламентировать правила трудового распорядка, то правила создания НПА им следует искать в Трудовой кодексе РФ .

Общая практика по структуре сложилась такая:

  1. Преамбула. Указываются цели принятия НПА.
  2. Основная часть. Её в широком смысле и называют нормативный правовой акт. Своды правил, инструкции и регламенты располагаются в этом разделе.
  3. Заключение. Здесь размещают подписи принимающих органов и приложения.

Доступность для понимания. Федеральные законы пишутся на юридическом языке, но в СМИ уходит специальная аналитическая записка. Она переводит с «чиновничьего» на русский смысл принятого документа. В идеале, каждый НПА должен снабжаться объяснением.

Политика оплаты труда работников ПАО «Сбербанк России» .

Где найти нормативные правовые акты

Согласно Конституции Российской Федерации , нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации. Иначе никак.

Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта. На этой же странице можно подписаться на рассылку новых НПА, опубликованных в свежем номере «Российской газеты». Так проще следить за важными изменениями в законодательстве.

В интернете легко найти справочные сайты с базой НПА. Они - посредники поэтому публикуют обновлённую информацию с задержкой.

По-идее, НПА легче искать на Официальном интернет-портале правовой информации . Сайт работает быстро, но его интерфейс требует привыкания. Для повседневного поиска его рекомендовать сложно.


Официальный интернет-портал правовой информации работает с 2005 года. Видимо, структура с тех пор принципиально не менялась

С декабря 2017 года Минюст России запустил специализированный правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации . Сайт интегрирован в государственную информационную систему. Если ведомство приняло НПА, он автоматически публикуется на правовом портале. Так проще всего получить актуальную информацию по НПА федерального, регионального и муниципального уровней. Сайт тестируется и некоторые разделы не работают. Главное, что базы НПА в полном порядке.


Портал «Нормативные правовые акты в Российской Федерации». Гибкий поиск поможет найти нужные НПА

Законодательные акты всегда принимаются вместе с аналитическими справками, сопровождающими записками или отраслевыми отзывами. Они размещаются в Системе обеспечения законодательной деятельности . Это внутренний ресурс Государственной Думы, но полезен всем предпринимателям.


У Системы обеспечения законодательной деятельности низкий порог вхождения

Ищите нормативные правовые акты в официальных источниках.

Запомнить

  1. Нормативные правовые акты устанавливают нормы по которым живёт государство и его институты.
  2. Нормативные правовые акты должны отражать объективную реальность, иметь чёткую структуру и быть понятными.
  3. Бизнес вправе издавать свои корпоративные акты, если они не противоречат действующим законам.
  4. Сверяться с НПА только через официальные источники.