За что почитают Иоанна Воина. Иоанн Яренгский, преподобный

«Святой Иоанн Воинственник» - именно так долгое время называли на Руси святого мученика, которого сейчас мы знаем, как Иоанна Воина . Он относится к святым покровителям православного воинства, вместе, например, с такими святыми, как , и .

Относится к раннехристианским святым, он жил в Римской империи в IV веке. Некоторое время назад император Константин Великий фактически сделал христианство официальной религией великой империи. Впрочем, по-настоящему это произошло не сразу: после смерти Константина престол занял его племянник Флавий Клавдий Юлиан, оставшийся в истории с прозвищем «Отступник».

Будущий святой Иоанн Воин служил в римском войске во времена императора Юлиана Отступника, отвергшего принятое святым Константином христианство и вернувшегося к язычеству. Юлиан был рьяным язычником и попытался вернуть почитание старых богов, вновь поставив христианство на нелегальное положение.

Исторически это был не более чем эпизод перед окончательным торжеством учения Христа, однако он стоил мученической кончины многим христианам, которые были готовы умереть за свои убеждения. Именно на время гонений Юлиана Отступника приходится подвиг Иоанна Воина, земная судьба которого, впрочем, сложилась не столь трагически.

Кем был Иоанн Воин

По воле императора Иоанну приходилось участвовать в гонениях на христиан, но, делая вид, что выполняет указания императора, на самом деле Воин тайно помогал им.

О его личности, как и о других раннехристианских мучениках, мы знаем совсем немного. Считается, что он был по происхождению славянином, хотя вряд ли этот факт как-то способствует особенному отношению к святому в России. В те времена в качестве наемников в римских войсках служило много иноплеменников, в том числе и из-за пределов империи, ведь славянские земли частью Рима так и не стали.

Иоанн Воин был одним из таких наемников, и, в отличие от многих, оставался христианином. Как именно он пришел к Христовой вере, мы уже вряд ли узнаем, но христианином он был настоящим, милосердным и участливым ко всем людям, независимо от вероисповедания и положения в обществе.

Конечно, такое мировоззрение не позволяло ему по-настоящему участвовать в гонениях на христиан, к которым его вынуждала служба в войске императора Юлиана. Узнав, что один из его солдат помогает ненавистным христианам, в том числе предупреждает их о грядущей опасности со стороны собственных же товарищей по оружию, разъяренный император приказал бросить Иоанна в темницу и казнить.

По дороге в тюрьму будущего святого били, морили голодом и жаждой. Испугавшись скорой казни и взмолившись Господу, он нашел Его поддержку: после долгих молитв сомнения и малодушие ушли, заточенный обрел душевный покой и уверенность в том, что он в руках Господа. И оказался прав.

Божественный промысел в судьбе Иоанна Воина


Иоанну было бы не избежать мученической смерти, однако в его судьбу вмешался божественный промысел: в 363 году, пока Иоанн в застенке ожидал казни, император Юлиан погиб в битве против персов при Маранге. Несмотря на лучшую организацию войска, римляне не смогли выдержать натиск противника. Во время отступления они понесли огромные потери, главной из которых стал сам император, не успевший уйти с поля сражения до того, как его ставку атакуют враги.

Смерть Юлиана Отступника означала очередной поворот в религиозной политике Римской империи. Новым императором стал христианин Иовиан, и христианство вновь сразу же стало если не всеобщей, то практически официальной и, по крайней мере, «безопасной» религией. Так и не казненный Иоанн в одночасье перестал быть преступником и вышел на свободу.

Иоанн Воин прожил долгую и благочестивую жизнь, помогая нуждающимся, и умер в глубокой старости. Несмотря на прославление в лике мученика, святости Иоанн Воин достиг прежде всего своей благочестивой жизнью, а не только страданиями, которые он перенес за веру.

Место упокоения святого Иоанна Воина долгое время было забыто, пока он не явился одной благочестивой женщине и не указал его. Обретенные мощи святого оказались чудотворными, и со временем их перенесли в Константинополь, где они пользовались в Средние века большим почитанием.

В церковную традицию святой Иоанн вошел как покровитель воинов, на иконах его изображают в доспехах, с копьем и щитом. Тем не менее молились святому традиционно не только воины, но и все люди как защитнику от обид, обмана и воровства. Как избавившемуся от темницы, молятся ему и о тех, кто находится в заточении.

Почитание святого Иоанна Воина на Руси

Почитание святого Иоанна Воина рано проникло на Русь, его икона имелась уже в . Существовало на Руси и мужское имя «Воин». Сейчас в России насчитывается около двух десятков храмов, освященных во имя Иоанна Воина; один из самых известных находится в Москве - .

Построенный при Петре I по проекту, предположительно, Ивана Зарудного, этот московский храм стал одним из первых опытов перенесения европейского барокко на русскую землю.

Удивительны, прекрасны и иногда страшны подвиги великомучеников за веру Христову. Чудо состоит не в том, какие именно муки они испытывают. Великое чудо в том, что мучения они переносят радостно, воспевая Имя Христово. Даже страшная боль не сможет отвратить их от истинной веры. Таковым является и житие святого Иоанна Нового Сочаевского, память которого празднуется 15 июня.

Житие Иоанна Сочавского

Святой жил в XIV веке в городе Трапезунде. Мужчине было около 30 лет, занимался он торговлей, но был христианином и свято верил в Бога.

Однажды он нанял корабль для поездки по торговым делам. Капитан судна которого был своенравным моряком, исповедовавшим язычество . Ему не по нраву пришелся благочестивый пассажир, который стремился помочь каждому, кто испытывал всяческие трудности в пути. Языческой натуре моряка были противны пост и молитва, доброта и всепрощение. Он вступал в спор со святым, пытаясь призвать его к вере в языческих божков, но в прениях всегда проигрывал, что вызывало в нем еще более сильные приступы раздражения.

Вскоре фряг придумал коварный план по уничтожению святого праведника. В тот момент, когда судно причалило к берегу Белграда, он пошел к местному градоуправителю-солнцепоклоннику и оклеветал блаженного Иоанна. Он уверил градоначальника в том, что его пассажир твердо намерен предать Христа и принять ислам.

Он дополнил, что Иоанн - богатый купец и мудрец, поэтому градоначальнику будет почетно, что на его счету окажется такой новообращенный.

Правитель повелел привести к себе Иоанна. Он принял его при множестве народа, с большим уважением и предложил всенародно отречься от православия. Иоанн знал, что в тот момент, когда он произнесет слова, опровергающие ложь капитана, наступит последний миг его земного жития. Он помолился, а потом вслух уличил градоначальника во лжи, указав, что это происки сатаны. Он призвал правителя города принять христианство, на что разгневанный словами Иоанна градоначальник приказал растянуть мужчину на земле и что есть силы бить его тело палками. От сильнейших ударов его кожа рвалась на куски, он получал такие увечья, от которых должен был тут же умереть.

Один из наблюдавших чудо иудеев решил, что трое мужей - это православные священники, пришедшие забрать тело для погребения. Он взял дома лук и стрелы, натянул тетиву и застыл в этой позе. Так он простоял до рассвета.

Утром исчезли лампады и мужья, но «стрелок» так и оставался недвижимым.

Любопытные люди подходили к нему и интересовались произошедшим, так что иудею пришлось рассказать им всю правду. Невольно он свидетельствовал во Славу Господню и случилось чудо - неведомая сила, ранее сковавшая его члены, отпустила тело и он смог расслабить руки.

Слух о страшном чудотворении дошел до мучителя-градоправителя. В страхе наказания Божиего, он разрешил верующим похоронить тело Иоанна в соответствии с христианскими традициями. Мученика с почестями погребли близ местной православной церкви.

Через некоторое время капитану-язычнику, который сдал святого Иоанна на растерзание белгородскому градоправителю, стала известна история гибели мученика. Он принес покаяние и принял решение привезти тело усопшего на родину в качестве святыни. Но мученик Иоанн явился в сонном видении настоятелю храма, возле которого он был погребен и рассказал о готовящемся преступлении.

Тогда прихожане приняли решение возложить святые мощи на алтарь храма, где они пролежали 70 лет.

Сучава (Румыния). В Монастыре святого Иоанна Нового

Сила чудотворных мощей

Много чудес совершалось над нетленным телом мученика: сиял яркий свет, периодически появлялся огненный столп подобный тому, который сиял на площади. Мощи источали благоуханный аромат и при них случались исцеления.

О происходящих чудесах в 1402 году узнал правящий в те времена Молодовлахией воевода Александр. Он желал привести святые мощи к себе, на что белградские христиане дали свое согласие. Встреча нетленного тела святого мученика сопровождалась каждением, множеством свеч в руках встречающих, христиане были полны великой радости.

Мощи были положены в главной церкви города Сочавы, а святой Иоанн стал покровителем города. В 1589 году правитель Богдан III возвел новый собор и чудотворные мощи с почестями были перенесены в его стены.

При наступлении татар на Сочаву митрополит Анатолий вместе со всем городом молился пред мощами. С ними был совершен крестный ход, нетленное тело везли на повозке. Но дабы сберечь мощи, христиане приняли решение укрыть повозку в цитадели, но она оказалась недвижимой. Наутро Спаситель послал сильнейший ливень на город, река вылилась из берегов и в порывах дождя и шквалистого ветра татары отступили, не имея возможности передвижения по городу.

В 1686 году Ян Собенский со своим войском перевез святые останки в Польшу. Там они покоились почти 100 лет и являли миру чудеса Господни. Причем к силе чудотворных мощей прибегали представители католицизма. В 1783 году мощи вновь вернулись на родину в Сочаву.

Интересно. Среди многочисленных чудотворений по мольбам к мученику Иоанна особо примечательно чудо, случившееся с одной знатной дворянкой. Она решила тайно похитить частицу мощей святого и оторвала частичку его пальца. Попытки отправиться домой не увенчались успехом, потому что ее повозка застыла как вкопанная. Женщина поняла свою провинность, принесла раскаяние и вернула украденную часть пальца.

И до сих пор множество людей

Какие существуют изводы иконы

Иконография образа Иоанна Нового краткая. Обычно святой изображается как молодой мужчина с пышными локонами волос и бородой. В одной руке он удерживает Святое Распятие, другая же рука поднята в благословляющем паству жесте.

На изводах с иконы святой иногда изображается держащим в руке свиток с текстом Святого Евангелия. Его образ символизирует преданность Иоанна духовным святыням.

Мощи

В настоящее время его тело покоится в Румынии в городе Сучаву в храме святого Георгия. На месте первого захоронения святого восстановлена часовня. Частица его мощей находится в этом же городе в Свято-Вознесенском соборе.

И до наших дней дошла слава о чудесах и исцелениях, происходящих от мощей святителя, претерпевшего сильнейшие муки своего тела во Славу Господа. Несмотря на нечеловеческие мучения, Иоанн Новый остался верен Спасителю, тверд характером и чист душой, за что ему была дарована великая слава как на небе, так и на земле.

Посмотрите видео о Иоанне Сочавском

Память святителя Иоанна Златоуста , патриарха Царьграда, установлена ежегодно 26 ноября (13 ноября по строму стилю) в честь годовщины его восшествия на архиепископскую кафедру. Святителя Иоанна Златоуста святые отцы именуют «устами Христовыми, светилом всемирным, вселенским учителем ». Иоанн Златоуст был родом из Антиохии. Он учился у лучших философов и риторов. С 398 года Иоанн Златоуст - архиепископ Константинопольской церкви. Он был величайшим проповедником и оставил нам огромное богословское наследие. Произведения Иоанна Златоуста признаются исследователями как важнейшие источники по истории Антиохии IV века.

Священническое служение инока Иоанна и богословские труды

Святитель Иоанн Златоуст (Златоустый), архиепископ Константинопольский, - один из трех Вселенских святителей. Родился около 347 года в Антиохии , в семье военачальника. Его отец, Секунд , умер вскоре после рождения сына. Мать Иоанна, Анфиса , в двадцать лет осталась вдовой. Она приняла решение больше не выходить замуж, а посвятить себя воспитанию сына в христианском благочестии. Юный Иоанн учился у лучших философов и риторов того времени. Одним из его учителей был представитель софистики, руководитель риторической школы в Антиохии - Либаний (314-193 гг.). Иоанн с ранних лет обратился к изучению Священного Писания и молитве. В 367 году он принял святое крещение от своего наставника Антиохийского епископа Мелетия (ум. 381 г.). Спустя три года Иоанн был рукоположен в чтеца. В 372 году епископ Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом (328-378 гг.). Иоанн вместе с Феодором (ок. 350-428 гг.; впоследствии епископ Мопсуестийский) учился в богословской Антиохийской школе у пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

Когда преставилась мать Иоанна, он принял иноческий постриг. Вскоре Иоанна посчитали достойным для епископского сана. Однако он предпочел не становиться архиереем. В этот период Иоанн написал свой великий труд «Шесть слов о священстве ». Он провел четыре года в пустыни, где создал такие произведения, как «Против вооружающихся на ищущих монашества » и «Сравнение инока с царем » («Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни»), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два с половиной года он подвизался в молчании, находясь в пещере.

Когда Иоанн вернулся в Антиохию, епископ Мелетий поставил его в диакона (381 год). Иоанн создал такие богословские труды, как «О Провидении » («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве », «К молодой вдове » (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников ». В 386 году Иоанн был рукоположен в пресвитера епископом Антиохийским Флавианом (320-404 гг.). Пресвитер Иоанн стал блестящим проповедником Слова Божия. За свой дар Богодухновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст ». В течение двенадцати лет дважды в неделю, а бывало и ежедневно, Иоанн проповедовал в церкви при большом стечении людей. В это время он написал толкования на ряд книг Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты , а также поучения на праздники , в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Кроме того пресвитер Иоанн имел попечение о бедных: Антиохийская Церковь ежедневно обеспечивала пищей до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. В начале Великого поста 388 года пресвитер Иоанн начал толкование книги Бытия, которое закончил в конце октября. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно произносил проповеди.

С Пасхи следующего года Иоанн начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к римлянам и к коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к галатам, ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к ефесянам Иоанн обличал антиохийский раскол: «Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух ».

Святитель Иоанн Златоуст - архиепископ Константинопольский

В 397 году преставился архиепископ Константинопольский Нектарий. Иоанн был вызван из Антиохии для поставления на константинопольскую кафедру в качестве архиепископа. Свои архипастырские труды он начал с совершенствования священства. Средства, предназначенные для архиепископа, Иоанн отдал на содержание нескольких больниц и гостиниц для паломников. Сам же архиепископ Иоанн питался весьма скудно, не посещал церковные пиршества. Он занимался утверждением христианства не только в Константинополе, но и во Фракии, Малой Азии, Понтийской области. Иоанн направлял самых ревностных христианских миссионеров для проповеди в Финикию и Персию. Иоанн писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

Гонения на архиепископа Иоанна Златоуста

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, обличал архиепископ Иоанн. Императрица Элия Евдоксия (ум. 404 г.), супруга императора Флавия Аркадия (377-408 гг.), повелела конфисковать последнюю собственность у вдовы и детей опального вельможи. Архиепископ Иоанн заступился за вдову. Но императрица не уступила и разгневалась на архипастыря. Еще сильнее разгорелся ее гнев после того, когда недоброжелатели сказали ей, будто архиепископ Иоанн в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, состоящий из иерархов, которых ранее обличал Иоанн, постановил лишить его сана и казнить за оскорбление императрицы. Но император Аркадий заменил казнь на ссылку. Народ заступался за своего архипастыря. Чтобы избежать волнений, Иоанн сам отдал себя в руки властей. В ту ночь в Константинополе произошло страшное землетрясение. Напуганная Евдоксия просила супруга вернуть из ссылки Иоанна и отправила ему письмо с мольбами о возвращении. Но спустя время очередной донос пробуждает гнев Евдоксии.

В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. После исполнения постановления сгорел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров. Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа «за все пути Его». В октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Библиотека Русской веры

Преставление архиепископа Иоанна Златоуста

Иоанн, находясь в Армении, укреплял в вере своих духовных чад. Сохранились его многочисленные письма епископам Азии, Африки, Европы. В 405 году Иоанн заболел. Но его недоброжелатели продолжали бесчинствовать. Из Константинополя пришел приказ перевести Иоанна в Пифиунт (Абхазия). Переход, длившийся три месяца в дождь и зной, Иоанн совершал под конвоем, будучи обессиленный болезнями. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе »), причастившись Святых Христовых Тайн, Иоанн со словами «Слава Богу за все! » отошел ко Господу 14 сентября 407 года.

Иоанн был погребен в Команах Понтийских.

В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче! », а уста святителя, лежащего в гробу нетленным, отверзлись, и он возгласил «Мир всем! ». В ходе Четвертого крестового похода (1204 год) мощи святителя Иоанна были вывезены из Константинополя в Рим, а 26 ноября 2004 года, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова и хранятся в соборе Святого Георгия в Фанаре.

Почитание святителя Иоанна Златоуста. Тропарь и кондак

Иоанна Златоуста почитают в числе трех «вселенских учителей » (вместе с Василием Великим и Григорием Богословом), торжество в их честь совершается 12 февраля (30 января по старому стилю). Также отмечаются дни памяти:

9 февраля (27 января по старому стилю) - перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (из Коман в Константинополь);

26 ноября (13 ноября по старому стилю) - день святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского (годовщина его восшествия на архиепископскую кафедру).

Тропарь и кондак святителю Иоанну Златоусту

Тропарь, глас 8:

От уст твоих яко же светолучная заря восия, Богом данная ти благодать вселенную просвещая. Не сребролюбно сокровище мирови положи, но высоту нам смиренномудрия показа, и своими словесы наказуя отче Иоанне Златоусте, моли Сло́ва Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 6:

С небес приим Божественную благодать, и своими устнами вся учиши, поклонятися в Троице единому Богу, Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, достойно хвалим тя, еси бо наставник, яко бежестенная являя.

Святитель Иоанн Златоуст. Иконы

Иконография святителя Иоанна Златоуста почти не отличается от общей иконографии святителей. Но в Византийское время у нее была одна особенность: святителя писали с крестом - знаком мученичества. Но, как известно, святитель пострадал не от язычников или еретиков, а от своих же братьев по вере. И этот крест в эпоху Византийской Империи был напоминанием, что мученичество возможно не только в эпоху гонений.

Храмы во имя святителя Иоанна Златоуста на Руси

Во имя Иоанна Златоуста освящен один из старейших монастырей Москвы, находившийся на Большом Златоустинском переулке . Первое упоминание об обители относится к 1412 году. В Советский период монастырь был уничтожен.

Во имя святителя Иоанна Златоуста был построен храм в Костроме . Первое упоминание о нем относится к 1628 году. В начале XVII века на этом месте находился ансамбль из двух деревянных храмов - «зимнего» во имя святых мучеников Флора и Лавра и «летнего» во имя святителя Иоанна Златоуста. В XVII веке деревянный храм Иоанна Златоуста был отстроен заново, а в середине XVIII века на его месте была сооружена каменная церковь.

Во имя Иоанна Златоуста освящен храм в Вологде. Согласно Клировым ведомостям, храм - постройка XVII века. Церковь является двухэтажной, т.е. состоит из двух помещений: нижней и верхней церкви. Престол верхней церкви был освящен во имя Иоанна Златоуста, престол нижней церкви - во имя святых Жен Мироносиц.

Старообрядческие храмы во имя святителя Иоанна Златоуста

Старообрядческие церкви (РПСЦ), освященные во имя святителя Иоанна Златоуста, находятся в Туле и Ярославле.

Святитель Иоанн Максимович (мирское имя — Михаил) принадлежал к известной дворянской фамилии. Его дед по отцовской линии был зажиточным землевладельцем. Другой дед, по матери, служил врачом в городе Харькове. Его отец руководил местным дворянством, а дядя занимал должность ректора Киевского Университета.

Будущий святитель родился 4 июня 1896 года, на территории Харьковской губернии, в родительском имении Адамовка. Во святом крещении получил имя Михаил, в честь архистратига Небесного воинства.

Родители Михаила, Борис и Глафира, люди Православные, стремились дать сыну хорошее воспитание и образование, во многом сами служили ему добрым примером. В дальнейшем он всю свою жизнь испытывал к ним сыновнее уважение.

С детства Михаил отличался слабым здоровьем. Миролюбивый и кроткий характер ребенка способствовал выстраиванию приятельских отношений с окружающими, в том числе со сверстниками, однако особенно близких друзей он не имел. Может быть именно в этой связи Михаил редко участвовал в играх, но зато чаще обычного погружался в собственные размышления.

Отличаясь особой религиозностью с детства, он любил играть «в монастыри», строя их из игрушечных фортов, облачая в «монашеские» одежды игрушечных солдатиков. По мере взросления стал собирать религиозную библиотеку, святые иконы, приобщался к молитвенному деланию.

Он буквально зачитывался духовной литературой, Житиями святых, историческими сочинениями. Наряду с религиозным чувством, в нем с ранних лет зрело чувство любви к своей Родине, чувство патриотизма.

Сильное впечатление оказывало на Михаила посещение Святогорского монастыря, недалеко от которого, в Голой Долине, располагалось загородное имение его семьи. Семья не раз поддерживала эту обитель своими пожертвованиями.

Стремлением угодить Богу, жизнью по заповедям, Михаил оказывал благотворное влияние на своих младших братьев и сестру (и не только: со временем даже его гувернантка, француженка, будучи католичкой, решилась принять Православие).

Юношеские годы

В возрасте 11 лет родители определили Михаила в кадетский корпус в Полтаве.

Учился он хорошо, преуспевая практически по всем предметам. И лишь физическая подготовка давалась ему с трудом.

Кроткий, религиозно настроенный нрав Михаила выделял его из среды товарищей по корпусу. Однажды, когда учащиеся проходили торжественным маршем и их ряды поравнялись с Полтавским собором, Михаил, движимый внутренним чувством благоговения, осенил себя крестным знамением. Руководство хотело его наказать, за нарушение строя и дисциплины, и только заступничество попечителя корпуса, Великого князя Константина, проявившего должный педагогический такт и подход, избавило «виновника» от осуждения.

Студенческие годы

Когда в 1914 году Михаил закончил кадетский корпус, перед ним стоял выбор: куда пойти учиться дальше? Сам он подумывал о Киевской духовной академии, однако родители, желавшие сыну хорошей юридической карьеры (что было реальным, с учётом его дарований и их личных связей), настояли на том, чтобы он поступил на юридический факультет. Питая к отцу и матери искреннее уважение, он подчинился их воле и поступил в Харьковский университет.

Обучаясь в университете, Михаил демонстрировал завидные успехи. Однако даже загруженность занятиями не отвлекла его от высших духовных стремлений. Он продолжал изучать религиозную литературу, Жития святых Божьих угодников. Более того, жизненный опыт и приобретенные в процессе обучения знания помогали глубже и серьёзнее воспринимать те религиозные истины, на которые раньше он смотрел с детской и юношеской непосредственностью.

Послереволюционный период

Время завершения обучения совпало со временем страшных, трагических событий в жизни Отечества: Февральской революцией и последовавшими за ней переменами. Ни он сам, ни его родители, не разделяли революционной радости от свержения русского царя. Можно даже сказать, что для семьи Михаила те холодные февральские дни стали днями печали и траура.

Через несколько месяцев после Февральской последовала Октябрьская революция. Вслед за ней начались гонения на духовенство и вообще на ревностно настроенных христиан. Рушились храмы, полилась христианская кровь.

Михаилу, искренне поглощенному мыслью о служении Богу, было трудно принять новую политическую реальность. Зная то, с каким упорством он был готов отстаивать правду, за него беспокоились родные и близкие.

Эмиграция

Промыслом Божьим Михаил покинул родную, любимую сердцем Отчизну, и оказался в Белграде. Здесь он поступил в местный университет, на богословский факультет, Окончил его в 1925 году.

В 1924 году был возведен в звание чтеца.

В 1926 году пострижен во ангельский образ митрополитом Антонием (Храповицким). Новым, монашеским именем Михаила стало: Иоанн. Так он был назван в честь раба Божьего, представителя своего рода, святителя .

Монашеская жизнь

После принятия пострига Иоанн настолько отдался желанию следовать за Христом, что, например, один из знавших его лично епископов, Николай (Велимирович), именовавшийся в народе сербским Златоустом, говорил, что если кто хочет видеть сегодняшнего святого, пусть обратится к отцу Иоанну.

Какое-то время отец Иоанн трудился в гимназии города Великая Кикинда, в должности законоучителя, затем — преподавателем в духовной семинарии в городе Битоле. Излагая учебный материал, он старался делать это доступно и ясно. Студенты относились к нему с любовью.

В 1929 году, по решению церковного начальства, отец Иоанн был возведен в сан иеромонаха.

К исполнению долга священника он относился со всей серьезностью и ответственностью. Постоянно заботился о своей пастве. Поучал их словом и примером, регулярно служил Божественную Литургию и причащался Тела и Крови Христовых, строго постился, предавался молитвенным бдениям (иногда даже и не ложился в постель, оставаясь на полу, прямо перед образами святых).

В этот период отец Иоанн написал несколько значимых (впоследствии широко известных) богословских работ.

Епископское служение

В 1934 году отец Иоанн удостоился посвящения в епископа и смиренно отбыл к месту нового служения — в Шанхай.

Помимо участия в богослужениях и проповеди, организации приходской жизни, миссионерства, благотворительности, святитель занимался и тем, что лично навещал многих больных, воодушевляя их добрым пастырским словом, исповедуя и приобщая Святых Даров. Рассказывают, что в случае необходимости владыка шёл к больному в любое время дня и ночи.

В 1949 году, в связи с усилением в Китае коммунистических настроений, епископ Иоанн вынужден был отбыть на Филиппинский остров Тубабао, где пребывал в специально обустроенном лагере вместе с другими беженцами.

Проявляя заботу о пастве, владыка ездил в Вашингтон и просил о принятии беженцев. Его просьбы и, конечно же, молитвы, не остались безрезультатными. Существенная часть беженцев смогла переселиться в Америку, а другая — в Австралию.

В 1951 году владыка был назначен архиепископом Западноевропейского Экзархата, подчиненного Русской Зарубежной Церкви.

В 1962 году, с благословения руководства, перебрался на территорию США, где возглавил Сан-Францисскую епархию.

Местная христианская община пребывала там не в лучшем состоянии. Помимо общих трудностей (в том числе материального характера) нормальному функционированию кафедры не способствовали внутренние раскольнические настроения и движения.

С приездом святителя жизнь в епархии стала налаживаться. Однако не все приняли доброе начинание архиерея с восторгом. Нашлись завистники и недоброжелатели. Против владыки стали возводиться интриги, посыпались доносы церковному руководству.

Между тем, помощью Божьей эта ситуация была разрешена в пользу святителя Иоанна.

2 июля 1966 года, в период посещения, с пастырской миссией, города Сиэтла, во время келейной молитвы сердце владыки остановилось и он тихо отошёл к Небесному Царю. Утверждается, что владыка заблаговременно знал о приближении смерти.

Святой Иоанн почитается Церковью не только как выдающийся святитель, но и как чудотворец.

Тропарь святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому, глас 5

Попечение твое о пастве в странствии ея, / се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых: / тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне! / Весь от Бога освящен священнодействием пречистых Тайн, / имиже сам присно укрепляем, / поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший. // Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущим тя.

Ин тропа́рь святителю Иоанну архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому чудотворцу, глас 1:

Святи́тельства дар преумно́жил еси́, сло́ва пропове́данием апо́столом поревнова́в, бде́нием же, посто́м и моли́твою с преподо́бными вмени́лся еси́, клевету́ и поноше́ния с кро́тостию прие́мля. Сего́ ра́ди Христо́с тя просла́ви чудесы́, и́хже оби́льно излива́еши на всех с ве́рою притека́ющих к тебе́: и ны́не спаса́й нас моли́твами твои́ми, Иоа́нне досточу́дне, святи́телю Христо́в.

Конда́к святителю Иоанну архиепископу Шанхайскому и и Сан-Францисскому чудотворцу, глас 4:

Христу́ Пастыренача́льнику после́довав, во святи́телех изря́днейший яви́лся еси́, спасл бо еси́ о́вцы своя́ от губи́тельства безбо́жных, приста́нище ми́рное тем учреди́в, и попече́ние непреста́нное о па́стве име́я, врачева́л еси́ их неду́ги душе́вныя же и теле́сныя, и ны́не о нас к твои́м честны́м моще́м припа́дающих, моли́ Христа́ Бо́га, о́тче Иоа́нне, в ми́ре спасти́ся душа́м на́шим.

Моли́тва святителю Иоанну архиепископу Шанхайскому чудотворцу

О святи́телю о́тче наш Иоа́нне, па́стырю до́брый и тайнови́дче душ челове́ческих! Ны́не у Престо́ла Бо́жия за нас мо́лишися, я́коже и сам посме́ртне изре́кл еси́: «А́ще и умро́х, но жив есмь». Умоли́ всеще́драго Бо́га проще́ние нам во гресе́х дарова́ти, да бо́дренно воспря́нем, и Бо́гу возопие́м о дарова́нии нам ду́ха смире́ния, стра́ха Бо́жия и благоче́стия во вся́ческих путе́х жи́зни на́шея, я́ко ми́лостивый сиропита́тель и иску́сный наста́вник на земли́ быв, ны́не бу́ди нам путеводи́тель и в сму́тах церко́вных Христо́во вразумле́ние. Услы́ши стена́ние смяте́нных ю́ношей на́шего лихоле́тия, обурева́емых беснова́нием вселука́вым, и при́зри на уны́ние изнемога́ющих па́стырей от утесне́ния тлетво́рнаго ду́ха ми́ра сего́ и томя́щихся в нераде́нии пра́здном и ускори́ на моли́тву, сле́зно вопие́м ти, о те́плый моли́твенниче; посети́ нас си́рых, по всему́ лицу́ вселе́нныя разсе́янных и во оте́чествии су́щих, во тьме страсте́й блужда́ющих, но сла́бою любо́вию ко све́ту Христо́ву влеку́щихся и жду́щих твоего́ оте́ческаго наставле́ния, да благоче́стию навы́кнем и насле́дницы Ца́рствия Небе́снаго яви́мся, иде́же ты пребыва́еши со все́ми святы́ми, сла́вяще Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же честь и держа́ва, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Моли́тва (иная)

О святи́телю чу́дне Иоа́нне, толи́ко распространи́л еси́ се́рдце свое́, я́ко нете́сно вмеща́ется в нем мно́жество почита́ющих тя челове́к от разли́чных племе́н и наро́дов! При́зри на убо́жество слове́с на́ших, оба́че от любве́ тебе́ приноси́мое, и помози́ нам, уго́дниче Бо́жий, поне́ отны́не очища́ти себе́ от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха, рабо́тающе Го́сподеви со стра́хом и ра́дующеся Ему́ с тре́петом. И что возда́мы тебе́ за ра́дость о́ную, ю́же ощути́хом, зря́ще в хра́ме святе́м мо́щи твоя́ святы́я и прославля́юще па́мять твою́; вои́стину, не и́мамы, чим возда́ти, то́чию а́ще на́чнем себе́ исправля́ти, быва́юще но́ви вме́сто ве́тхих. Сея́ благода́ти обновле́ния бу́ди нам хода́тай, свя́те Иоа́нне, помози́ нам в не́мощех, исцели́ боле́зни, уврачу́й стра́сти моли́твами твои́ми; преста́вленный же от сего́ вре́меннаго во ино́е жити́е ве́чное, в не́же наста́ви тя Пречи́стая Влады́чица, Одиги́трия разсе́яния ру́сскаго, чудотво́рною Свое́ю ико́ною Коренно́ю-Ку́рскою, Ея́же спу́тник ты яви́лся еси́ в день преставле́ния своего́, ра́дуешися ны́не в ли́це святы́х, сла́вящих Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святой мученик Иоанн Воин жил во времена правления римского императора Юлиана. До нас дошло совсем немного сведений об этом праведнике и мученике за веру. Предание о нём можно найти в документах конца X века. Этот святой мученик был славянином по происхождению и жил в IV веке нашей эры.

Житие святого Иоанна Воина

Согласно имеющимся немногочисленным историческим сведениям, Иоанн находился на службе у римского императора Юлиана Отступника. Происходило это с 361 по 363 годы.

В задачи этого воина входило преследование православных христиан и их физическое уничтожение. Однако, святой мученик выглядел гонителем христианской веры лишь внешне.

На самом же деле он старался оказывать гонимым православным всяческую помощь и поддержку. Не раз предупреждал он христиан о грозящей им опасности и помогал спастись. Кроме того, Иоанн освобождал попавших в плен или помогал им бежать из заточения.

Милосердие и доброта праведника Иоанна распространялись не только на преследуемых христиан. Он спешил на помощь всем страждущим и нуждающимся. Каждый, кто пребывал в скорби или болезни мог рассчитывать на помощь и поддержку Иоанна.

Как выглядит икона мученика Иоанна Воина - фото можно увидеть в иллюстрациях к статье.

Арест и мучения Иоанна

Очень скоро императору Юлиану стало известно о поступках Иоанна Воина. Император повелел привезти мученика к себе. На протяжении всего пути в Константинополь Иоанн подвергался самому жестокому обращению – его морили голодом и жаждой, нещадно били. С ним обращались, как с государственным преступником.

Когда святого привезли в Константинополь, его заключили в темницу. В это время император отправился в военный поход против персов. Оказавшись в тюрьме, мученик впал в отчаяние и малодушие. Он испытывал страх перед предстоящей лютой смертью. В тюрьме Иоанн провёл несколько месяцев, закованный в тяжёлые цепи.

И здесь его продолжали подвергать бесчеловечным мукам. Иногда святой начинал сомневаться в том, правильный ли он выбрал путь, и стоило ли идти на такие страдания.

Однако, в борьбе с искушением плоти воина поддерживала непрестанная горячая молитва. И в ответ на эту молитву Господь укреплял и ободрял святого. Иоанн же радостно прославлял и благословлял величайшее милосердие Божие.

Освобождение

В 363 году император был убит во время войны с персами. После этого Иоанн Воин обрёл свободу. Всю последующую жизнь свою он провёл в молитве , святости и чистоте. Целью его жизни стала помощь ближним и забота об их благе. Святой Иоанн прославился среди людей своим милосердием и добрыми делами. Бедные люди любили и почитали этого святого.

Кончина Иоанна Воина и обретение его мощей

Святой мученик Иоанн Воин скончался уже в преклонном возрасте. Никто не знает точной даты его успения. Известно, что на его погребении присутствовали все бедные жители Константинополя. По завещанию Иоанн был похоронен на городском кладбище среди бедняков и бродяг. Даже после своей кончины он пожелал оставаться рядом с теми, кому не к кому больше обратиться за помощью.

Вскоре забыто было даже место, где он был захоронен. Но люди не забыли самого святого Иоанна и не перестали молиться ему. И вот случилось чудо : по прошествии нескольких веков святой явился во сне благочестивой православной христианке и назвал ей место, где покоилось его тело. Таким чудесным образом святого были обретены нетленными.

После обнаружения мощи святого были помещены в храм апостола Иоанна Богослова. Храм находился в Константинополе. Божией волей мощи святого обрели чудотворную силу и способность исцелять страждущих. Они выставлены для поклонения в драгоценной раке.

Чтение молитв, тропарей и акафиста, обращённых к Иоанну, помогают людям обрести успокоение и утешение в скорби и . Особенно помогает эта молитва людям, которые поглощены великой скорбью по ушедшим близким.

За что почитают Иоанна Воина

Святой мученик Иоанн Воин почитается всеми православными верующими как великий заступник, который помогает устоять перед постигшими невзгодами и печалями.

  1. Поскольку это человек был праведен и угоден Богу ещё при жизни своей, его обращения и просьбы к Богу всегда бывают услышаны. По молитве к святому Иоанну воину неоднократно господь творил чудеса.
  2. Среди верующих бытует мнение, что святость Иоанна вызвана его праведной и богоугодной жизнью даже там, где присутствовало глубочайшее падение нравов. Ведь когда человека окружает великое множество мирских соблазнов, труднее всего оказывается устоять и не поддаваться им.
  3. По воле Божией человеческая память и история сохранила очень мало сведений о земной жизни Иоанна Воина. Вероятнее всего, желанием самого святого было, чтобы в день почитание его памяти люди творили добро и проявляли милосердие к тем, кто слабее и беззащитнее. Ведь если человек начинает заботиться о своих ближних, защищать слабых и помогать обездоленным, его жизнь становится наполненной и обретает смысл. Из неё полностью уходит разочарование и уныние, а также же духовная пустота.
  4. В русском православии имя этого святого известно на протяжении многих веков. К нему обращаются как к покровителю воинов и защитнику всех страждущих и слабых.
  5. По молитве, возносимой перед иконой этого святого, были обличены воры, находились утраченные вещи.

В России в честь этого святого было выстроено немало храмов. В Москве такой храм был возведён в XVIII веке. Этот храм постоянно подвергался затоплениям во время половодья. Строительство нового храма в честь Иоанна Воина было начато в 1709 году по распоряжению царя Петра 1 . Новый храм был возведён на более возвышенном берегу реки Москвы. Его освящение было проведено в 1713 году. Находился этот храм на Большой Якиманке. Это здание было третьим по высоте в российской столице после колокольни Ивана Великого и Сухаревой башни. В наше время эта церковь является одним из прекраснейших московских храмов. Здесь находится особо почитаемая верующими икона Иоанна Воина.

День памяти этого святого в православной церкви определён 1 августа по новому календарю и 30 июля по старому.

Святой Иоанн Воин




Когда молятся иконе Иоанна Воина

В чём же помогает икона Иоанна Воина и в каких случаях следует возносить молитвы и читать тропари и ?

Святой Иоанн всю свою жизнь посвятил помощи слабым и отверженным, а также защите своей родины. Кроме того, он является защитником всех людей, чья деятельность связана с опасностью для жизни.

Ещё во времена крепостного права на Руси люди твёрдо верили, что, если вознести искренние молитвы святому Иоанну Воину перед его иконой, он поможет отыскать беглого раба или задержать вора и вернуть все награбленное. История хранит немало подобных свидетельств , которые существуют и в наши дни. По свидетельствам очевидцев, в случае пропажи достаточно было обратиться с молитвой к этому святому, как злоумышленники сами сознавались в содеянном и возвращали украденное. Так велика была вера в чудодейственную силу святого.

  1. Если провожают на военную службу мужчину и хотят защитить его от гибели и разнообразных опасностей.
  2. Молитву этому святому возносят, когда хотят защититься от своих преследователей и обидчиков.
  3. Иоанн помогает также и попавшим в плен или заточение.
  4. При потере или краже какого-либо имущества.

Обратиться к Иоанну Воину человек может с любой невзгодой. Однако следует помнить, что молитва должна быть искренней и исходить из самой глубины души. Тексты молитв и акафиста можно найти в интернете (на видео или в печатном виде) или же приобрести в церковных лавках.