Демократия план егэ. Демократия как форма организации политической жизни общества. Основные признаки демократии

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Демократия как политический режим, основным источником власти в котором признается народ. 2. История возникновения демократии: a) «военная демократия» первобытного общества b) античная демократия c) демократия Нового времени 3. Основные признаки демократии: a) народовластие b) право большинства c) уважение прав меньшинства d) политический плюрализм e) парламентаризм f) правовое государство g) правовое и политическое равенство граждан 4. Условия существования современной демократии: a) частная собственность, защищенная законом b) многочисленный средний класс c) высокий уровень политической культуры населения d) наличие гражданского общества 5. Виды демократии: a) прямая (референдум, плебисцит) b) представительная (выборы) 6. Проблемы современной демократии в РФ и в мире.

Новгородское вече ДЕМОКРАТИЯ - (др. -греч. δημοκρατία - «власть народа» , от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») - политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. первобытная (военная) демократия афинская демократия при Перикле Нового времени

ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ ДЕМОКРАТИИ ЦЕННОСТЬ - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Дайте определение понятию ЦЕННОСТЬ Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека. § § § § Попробуйте перечислить базовые ценности демократии СВОБОДА РАВЕНСТВО ЗАКОННОСТЬ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЛЮРАЛИЗМ КОМПРОМИСС ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ВОПРОС: Как Вы считаете, демократия, в первую очередь, это… (не более 2 -х вариантов ответа) ОТВЕТ: 125 2. Доли респондентов, 3. Доля тех, кто считает 5. Двадцатая часть 4. назвавших основными 1. Четверть всех опрошенных Доля тех, кто основным важнейшим признаком респондентов признаком демократии признаками демократии в 2012 году назвали демократии соблюдение Итоги опроса, затруднилась ответить на считает свободную прессу в 2004 году свободу слова основным признаком прав человека, проведенного Исследовательским заданный вопрос. значительно уменьшилась. и свободные выборы, демократии власть народа. сократилась. Холдингом Ромир. равны. в феврале 2012 года.

Попробуйте самостоятельно определить важнейшие признаки демократии ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДЕМОКРАТИИ: 1. народовластие (суверенитет народа) 2. право большинства 3. уважение прав меньшинства 4. политический плюрализм 5. парламентаризм 6. правовое государство 7. правовое и политическое равенство граждан 8. разделение властей 9. гласность 10. гарантии местного самоуправления

Сформулируйте условия существования демократии УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ Почему в одних государствах демократия устойчива, а в других трансформируется в ДЕМОКРАТИИ: сторону авторитаризма или 1. частная собственность, тоталитаризма? УСЛОВИЯ - это обязательные УСЛОВИЯ обстоятельства, необходимые для существования чего-либо. защищенная законом 2. многочисленный средний класс (экономическая независимость, высокий уровень образования, лояльность к существующей власти) 3. высокий уровень политической культуры населения 4. наличие гражданского общества

ФОРМЫ (ВИДЫ) ДЕМОКРАТИИ ПРЯМАЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ народ непосредственно принимает решения (референдумы, законодательная инициатива граждан, право досрочного отзыва депутатов, митинги, собрания, демонстрации, сходы) народ осуществляет власть через выборы своих представителей в органы власти (парламент, местное самоуправление и пр.)

СТЕПЕНЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ЛЮДЕЙ В ПОЛИТИКУ (по М. ВЕБЕРУ) § ПО СЛУЧАЮ (ходим на ПО СЛУЧАЮ выборы) § ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ (доверенное лицо кандидата в депутаты) § ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПОЛИТИКОЙ (человек живет для политики, за счет политики и политикой) ПРАВО ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ М. Вебер (1864 – 1920) немецкий социолог, историк и экономист

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ Советский агитационный плакат. Художники: Брискин В. , Иванов К. 1954 год. Отсутствие реального равенства граждан. Неравный доступ к: § финансированию § СМИ § административным возможностям

ДЕМОКРАТИЯ ИЛИ ОХЛОКРАТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ - ЦЕНЗЫ устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права. Соласны? Всегда ли большинство принимает верные решения Цензы: § оседлости § половой § имущественный § возрастной § расовый и пр.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ ПОПУЛИ ЗМ - тактика прямого заигрывания с широкими массами народа, М раздачи необоснованных обещаний с целью приобрести популярность (например в предвыборной борьбе).

ВОПРОС: Как Вы думаете, какое определение больше всего подходит к тому политическому строю, который сегодня существует в России? (один ответ) Итоги опроса, проведенного Исследовательским Холдингом Ромир в феврале 2012 года.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ 1. 2. 3. 4. НЕРАВЕНСТВО ИММИГРАЦИЯ ТЕРРОРИЗМ НАЦИОНАЛИЗМ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Карта, отражающая данные рейтинга «Freedom in the World 2008» . ██ свободные страны ██ частично свободные страны ██ несвободные страны

ГЛОССАРИЙ § ПАРЛАМЕНТАРИЗМ – система государственного ПАРЛАМЕНТАРИЗМ устройства, при которой парламент занимает центральное место в политическом управлении и только он имеет право принимать законы. § ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ – уважение к чужому ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ мнению, мирное сосуществование государства с общественными организациями (партиями, благотворительными, профессиональными, молодежными, религиозными и пр.) § ТОЛЕРАНТНОСТЬ - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям. § КОНСЕНСУС - общее согласие при отсутствии возражений КОНСЕНСУС по существенным вопросам. § КОМПРОМИСС – соглашение между сторонниками КОМПРОМИСС противоположных мнений, направлений, позиций, достигнутое путем взаимных уступок. § ЛОББИ - группы людей, представляющих и ЛОББИ отстаивающих в различных организациях определенные интересы.

ЦИТАТНИК Демократия - наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени. Уинстон Черчилль (1874 - 1965), премьерминистр Великобритании. Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители. Монтескье (1689 - 1755), французский писатель, правовед и философ, автор доктрины о разделении властей. Лучший аргумент против демократии - пятиминутная беседа со средним избирателем. Уинстон Черчилль (1874 - 1965), премьер-министр Великобритании. Демократия в России наступит тогда, когда действующий президент проиграет выборы. Гарри Каспаров (род. в 1963 г.), 13 -й чемпион мира по шахматам.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ: § § § Обществознание. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: профил. уровень; под ред. Л. Н. Боголюбова. М. : Просвещение, 2011. Баранов П. А. Обществознание: Политика: экспрессрепетитор для подготовки к ЕГЭ. М. Астрель. 2013. Макаров О. Ю. Обществознание: Полный курс. Мультимедийный репетитор. СПб, Питер, 2012. http: //all-politologija. ru/knigi/muxaevpolitologiya/znachenie-termina-politika - учебный портал о политике. http: //ru. wikipedia. org, http: //xn--e 1 aogju. xn--p 1 ai/. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: § § http: //interneturok. ru/ru/school/obshestvoznanie/10 -klass/bpoliticheskaya-zhiznobwestvab/demokratiya? seconds=0&chapter_id=772 – Интернет. Урок «Демократия» . http: //humanitar. ru/page/ch 4_5 - сайт Единый Портал Обществознание. Конспект по теме «Демократия» . САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: § § http: //www. ege. edu. ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http: //fipi. ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http: //soc. reshuege. ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http: //stupinaoa. narod. ru/index/0 -20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.

Политический режим - совокупность средств, методов и приёмов осуществления власти и достижения политических целей.

Демократический политический режим Авторитарный политический режим Тоталитарный политический режим
1) признание народа единственным источником суверенитета; 1) концентрация реальной власти в руках политического лидера или политической группы, возможность проникновения в которую строго ограничена; 1) однопартийная система, господство единственной массовой партии, лидер которой одновременно является лидером государства;
2) гарантии гражданских, политических, социально-экономических прав личности, признание их естественнымии неотчуждаемыми;
3) формирование органов власти путём свободных выборов на принципах всеобщего, равного и тайного избирательного права;
4) создание условий для деятельности партий, уважение большинством мнения и интересов меньшинства;
5) реализация принципа разделения властей;
6) многообразие и равноправие форм собственности, рыночная экономика;
7) развитая система органов местного самоуправления;
8) право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства
2) осуществление политической власти административно-командными методами с применением принуждения или угрозы применения силы;
3) разрешение определённого идейного и политического многообразия, границы которого строго определены, реальная политическая борьба за власть не допускается;
4) ограничение и регламентация политических и личных прав граждан;
5) ограничение свободы СМИ;
6) относительно независимыми от государства являются: экономика, производство, повседневная жизнь, общественные организации
2) единственно разрешённая обязательная идеология;
3) монополия партии и государства на средства массовой информации;
4) разветвлённая система политической полиции, тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни;
5) централизованный характер управления экономикой

Всеобщие институты демократии — это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. К ним относят: выборность высших органов государства; ответственность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами); сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий.

Гражданское общество - это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей.
Назначение гражданского общества состоит в достижении оптимального и гармонического сочетания частных и общественных интересов.
Условия существования гражданского общества:
- верховенство закона;
- частная собственность как экономическая основа гражданского общества;
- создание условий для самодеятельности граждан в различных сферах общественной жизни;
- деятельность политических организаций во благо всех членов общества в рамках закона;
- доступность и многообразие образования;
- наличие сильной «четвёртой власти» - независимых СМИ.

Правовое государство - демократическое государство, в котором соблюдается принцип верховенства права, права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью.

Признаки правового государства

1. Верховенство закона - закону подчиняются не только граждане и их объединения, но и само государство. Закон - нормативно-правовой акт, изданный высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
2. Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан, установление и реализация принципа взаимной ответственности личности и государства.
3. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей, действие системы сдержек и противовесов, препятствующих утверждению авторитаризма.
4. Независимая судебная власть.
5. Ответственность власти перед населением и её подчинение интересам общества.
6. Наличие развитого гражданского общества и местного самоуправления.

Понятие «демократия», дословно означающее «власть народа», возникло ещё в античности. На сегодняшний день это самый распространённый политический режим в мире. Однако, до сих пор не существует чёткого определения демократии. Разные специалисты делают упор на отдельных составляющих этого понятия: власть большинства, права и свободы человека и гражданина, равенство и т. д. Каковы же принципы и ценности демократии? Что означает это слово? Попробуем разобраться в данной статье.

Понятие демократии

Как уже было отмечено, у историков нет единого мнения на этот счёт. Значение слова "демократия" нужно рассматривать с нескольких сторон:

  1. В наиболее широком смысле этот термин означает систему общественного устройства, которая основывается на принципе добровольности всех сфер жизнедеятельности людей.
  2. В более узком смысле данное понятие представляет собой политический режим государств, при котором все граждане обладают равными правами, в отличие от того же авторитаризма или тоталитаризма.
  3. Суть демократии можно определить и в создании идеальной общественной модели, которая будет основываться на принципе равноправия.
  4. Это понятие может означать и социальное движение, к которому призывают программы политических партий.

Демократия, её основные ценности и признаки составляют основу современного государства, и поэтому необходимо понимать значение этого слова.

Признаки демократии

Каждое государство, независимо от формы правления и политического режима, отличается определёнными признаками. Основы демократии состоят в следующем:

  • Народ должен выступать в качестве единственного источника власти в государстве. Она выражается в том, что каждый гражданин страны имеет право участвовать в выборах представительных органов, организовывать референдумы или любым другим способом реализовывать право на власть.
  • Обеспечение прав человека и гражданина. Ценности демократии состоят в том, что права людей не просто провозглашаются, а реализовываются на деле.
  • Любые решения принимаются большинством, а меньшинство должно им подчиниться.
  • На первый план выходят методы убеждения, компромисса, полный отказ от насилия, агрессии, принуждения.
  • Демократия предполагает осуществление законов правового государства.

Основные принципы власти народа

Главные ценности демократии включают в себя пять пунктов:

  1. Свобода. Это касается всех сфер жизни. От сохранения возможности народа изменять конституционный строй до реализации прав каждого человека. и слова являются основополагающими принципами этого политического режима.
  2. Равенство граждан. Все люди, независимо от пола, возраста, цвета кожи, занимаемого служебного положения, равны перед законом. Здесь не может быть никаких ограничений и исключений.
  3. Выборность представительных органов власти. Государство должно обеспечить их сменяемость, а также гарантировать человеку осуществление его избирательного права.
  4. Принцип разделения властей. Ценности демократии не будут иметь смысла без этого положения. Во избежание превращения власти в средство подавления свобод человека существует разделение на исполнительную, законодательную и судебную ветви.
  5. Общественный и Он предполагает множественность мнений и различных объединений, а также партий. Всё это даёт новые возможности гражданам участвовать в общественной и политической жизни страны.

Административные единицы

Государству для осуществления этого политического режима нужны определённые институты. Они по-своему уникальны и для каждой страны разные. Существует несколько классификаций, благодаря которым можно определить некоторые базовые институты, которые необходимо для достижения настоящей демократии.

Реализация режима зависит, прежде всего, от количества населения и размеров территории. Здесь более предпочтительными смотрятся небольшие административные единицы. В маленьких группах проще организовать дискуссию, чтобы решить какой-либо вопрос. Люди активнее могут оказывать непосредственное воздействие на политику страны. С другой стороны, крупные административные единицы дают больше возможностей для обсуждений и решения проблем. Отличным выходом из данной ситуации станет разграничение административных и общественных единиц на разных уровнях.

Достоинства и недостатки власти народа

Как и другие политический режимы, демократия имеет свои плюсы и минусы. К преимуществам можно отнести следующие моменты:

  • ценности демократии помогают искоренить деспотизм и тиранию;
  • осуществляется защита интересов граждан;
  • органы власти получают наиболее полную информацию от населения;
  • каждый человек имеет права и обязанности, и государство гарантирует их исполнение;
  • принимает народ, тем самым возлагая на себя моральную ответственность;
  • только при демократии возможно политическое равенство;
  • по статистике, страны с этим политическим режимом более богаты и успешны, а также уровень морали и человеческих отношений у них намного выше, нежели в других государствах;
  • практически не воюют друг с другом.

Теперь рассмотрим недостатки данного режима:

  • Демократия, её основные ценности и признаки служат определённым кругам общества, позволяя им достигать своих целей за счёт других людей.
  • Возможно появление диктатуры большинства над меньшинством.
  • Основой этого политического режима является свобода слова человека. У людей много мнений, поэтому возникают разногласия, способные подорвать авторитет власти.
  • Все люди в стране могут принимать решения, независимо от их компетенции и знаний, что может негативно отразиться на итоговых результатах.

Заключение

Главные ценности демократии должны соблюдаться в каждом государстве с этим политическим режимом. Она поддерживает гражданское общество. Это означает, что соблюдаются права и свободы людей, проживающих на территории государства. Также этот режим, по сравнению с другими, создаёт более стабильную обстановку в стране. Таким образом, можно сказать, что для современного общества демократия представляется идеальным политическим устройством, потому что при ней сохраняется свобода слова и принцип равенства людей.

Департамент образования города Москвы

Центральное окружное управление образования

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы «Колледж сферы услуг №3»

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине обществознание по теме:

преподаватель обществознания

Москва, 2014

Тема учебного занятия: «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство».

Цель: Совершенствование знаний о политической системе общества, демократическом политическом режиме и правовом государстве.

Задачи:

Образовательные:

Выработать понимание особенностей демократического политического режима и правового государства.

Сформировать представления о признаках правового государства и особенностях демократического режима.

Ознакомиться с особенностями становления демократии в современной России;

Развивающие:

Воспитательные:

Формирование активной жизненной позиции

Формирование политической грамотности обучающихся

Тип занятия: усвоения новых знаний

Вид занятия: комбинированное, с элементами игры и дискуссии

Основные методы обучения:

  • проблемно-эвристический (выявление проблем наличия правового государства и гражданского общества в России с использованием метода «Семь шляп»)
  • игровой метод (голосование)

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

Компьютер;

Мультимедиа проектор;

Проекционный экран;

Презентация по теме урока;

Ожидаемый результат:

Личностными результатами изучения темы являются следующие компетенции обучающихся:

  • Развитие мотивации к изучению раздела дисциплины обществознания « », к самостоятельному продолжению изучения данной темы.

Метапредметными результатами (по четырём блокам) :

Информационный блок :

Коммуникативный блок:

Самоорганизация:

Самообразование:

Предметными результатами изучения темы являются следующие компетенции:

Метапредметные связи:

История :

Математика :

Информатика и ИКТ :

Внутридисциплинарные связи:

Методические указания к изучению темы «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство».

Цель изучения темы: Изучить и научиться применять знания о политической сфере общества; демократическом политическом режиме и его ценностях; идеале государственного устройства – правовом государстве; о проблеме становления правового государства и гражданского общества в современной России.

Учебные вопросы.

  1. Определение демократии
  2. История демократии
  3. Правовое государство
  4. Гражданское общество

Целевые задачи:

  1. На основе знаний о политической системе, политическом режиме, ценностях демократии, принципах правового государства составить представление о наличии в России гражданского общества и правового государства.

2. Логично и обоснованно изложить свою позицию по данному вопросу.

Лекционный материал к изучению темы

  1. Определение демократии

В конце XX века в западном мире прошла кампания по празднованию 2500 лет демократии (от реформ Клисфена 508/507 гг. до н. э.). Какие ассоциации вызывает слово «демократия»?

Демократия («власть народа») - политико-правовой режим , в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Данный режим основан на признании народа источником и субъектом власти.

  1. История демократии

Первые формы коллективного принятия решений появились еще в древности – это так называемая первобытная, или общинная демократия.

Приблизительно с по г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления . Её называют первой в мире демократической системой. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Около трети граждан одновременно могли занимать ту или иную государственную должность.

До XVIII века наиболее известной моделью демократии была прямая демократия , где граждане практиковали процедуру подчинения меньшинства большинству. Является ли такая система справедливой?

В представительной демократии граждане делегируют часть собственных прав избранным ими депутатам или другим должностным лицам. Выбранные депутаты принимают решения с учётом мнения избирателей и отвечают перед ними за свои действия.

  1. Признаки и ценности демократии

Признаками демократии являются:

  1. Назначение лидеров происходит путём честных, состязательных , конкурентных выборов .
  2. Народ признается источником власти.
  3. Общество осуществляет самоуправление для удовлетворения общих интересов.

С демократией связан ряд ценностей: законность , равенство , свобода , право на самоопределение , права человека и др.

Основной целью демократии является ограничение произвола власти. Для достижения этой цели права человека признаются главной ценностью, и строится система их эффективной защиты со стороны правовой системы .

В современном мире наиболее распространенной моделью является модель либеральной демократии. Она включает в себя периодические, всеобщи е выборы, в ходе которых кандидаты ведут борьбу за голоса избирателей ; верховенство закона ; принцип разделения властей ; конституционные ограничения власти большинства.

  1. Правовое государство

В современном мире идеалом государственного устройства является демократическое правовое государство, то есть государство, функционирующее в отведенных законом границах и гарантирующее правовую защищенность граждан.

Идея правового государства затрагивалась уже в трудах Платона и Аристотеля, но наиболее полное развитие получила в работах Монтескье и Канта. По мнению Аристотеля, властью является не член суда, совета или собрания, а сам суд, совет, или собрание.

Признаками правового государства являются:

  1. Верховенство закона и права, то есть все должностные лица, государственные органы, общественные объединения и граждане обязаны подчиняться закону. Законы, в свою очередь, должны быть правовыми, приниматься компетентными органами и максимально соответствовать представлениям общества о справедливости.
  2. Гарантированность прав и свобод человека.
  3. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную как система «сдержек и противовесов», с целью взаимного контроля и ограничения.
  4. Взаимная ответственность государства и граждан, гарантией которой выступает независимый суд.
  5. Соответствие законов международным правовым стандартам.

Предпосылками создания правового государства являются:

  1. Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость и самостоятельность граждан.
  2. Демократический правовой режим, наличие парламентаризма.
  3. Единая и непротиворечивая законодательная система.
  4. Высокий уровень правовой культуры и правового сознания граждан.
  5. Наличие гражданского общества.

5. Гражданское общество

Одним из условий существования правового государства является наличие гражданского общества, то есть такая система отношений между людьми, которая обеспечивает удовлетворение их прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Гражданское общество – это совокупность объединений граждан, независимых от государства и не позволяющих государству узурпировать личность. Так же гражданское общество – это совокупность национальных, социально-экономических, религиозных, нравственных, семейных отношений и институтов. Взаимодействие гражданского общества и правового государства создает сферу публичной политики.

Основным принципом гражданского общества является то, что государство существует для человека, а не человек для государства. Для власти должно быть запрещено все, что не разрешено законом. Для граждан разрешено все, что не запрещено законом. Гражданское общество не зависит от государства, способно ограничить влияние государства, обеспечить права и свободы человека. В добровольных гражданских объединениях рождается граждански активная личность.

В гражданское общество включены три уровня общественных отношений. Первый уровень связан с семьей, бытом, воспитанием, культурой. Ко второму уровню относится экономическая сфера жизни общества. Третий уровень охватывает политическую сферу.

  1. Проблема правового государства и гражданского общества в современной России

Вторая часть учебного занятия проходит с использованием метода «Шесть шляп». Учащиеся предварительно делятся на группы, которым дается домашнее задание в соответствии с цветом шляпы подготовить выступление «за», или «против», по заданным вопросам.

Красная шляпа. Эмоции, интуиция, чувства. Не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Оптимизм. Стараемся найти достоинства и преимущества, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски.

Зеленая шляпа. Энергии, жизнь. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Вопросы для обсуждения:

  1. Можно ли говорить о том, что в России существует правовое государство?
  2. Законы обладают высшей юридической силой?
  3. Принцип разделения властей существует?
  4. Взаимная ответственность граждан и государства?
  5. Существуют ли реальные гарантии прав и свобод граждан?
  6. Существует ли в России гражданское общество?

Технологическая карта занятия по дисциплине «обществознание»

тема: « Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство »

ГБПОУ СПО Колледж сферы услуг №3

преподаватель обществознания Блатнер Т.В.

Пояснительная записка

Учебное занятие «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство» проводится в рамках изучения темы « Политика и власть. Государство в политической системе » в разделе « Политика как общественное явление » на втором курсе по профессии 260807.01 Повар, кондитер.

Изучение данной темы актуально, так как обеспечивает формирование навыков и знаний, лежащих в основе личностных и профессиональных компетенций. Данный урок проводится после изучения теоретических вопросов и основных понятий, связанных с политической сферой жизни общества.

Цель урока: Совершенствование знаний о политическом развитии России путем акцентирования внимания на проблемах демократии и правового государства.

Задачи урока:

Образовательные:

Выработать понимание особенностей демократического политического режима;

Ознакомиться с историей становления демократии;

Выяснить особенности современного развития демократии и формирования правового государства в современной России.

Развивающие:

Обеспечить условия для формирования научного мировоззрения

Способствовать развитию умения устно и письменно формулировать свои мысли

Способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать выводы.

Воспитательные:

Формирование активной жизненной позиции

Формирование политической грамотности и гражданской позиции

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Вид урока: комбинированный, с элементами игры

Основные методы обучения, используемые на уроке:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ)
  • наглядный (демонстрация презентации)
  • проблемно-эвристический
  • игровой метод (голосование)

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:

Компьютер;

Мультимедиа проектор;

Проекционный экран;

Презентация по теме урока;

Учебник «Обществознание», А.Г.Важенин; - М., 2012 г.

Раздаточный материал для учащихся

Ожидаемый результат:

Личностными результатами изучения темы являются следующие умения у обучающихся :

  • Усвоить изложенный на уроке материал и научиться применять полученные знания на практике.
  • Развитие мотивации к изучению раздела дисциплины обществознания «Политика как общественное явление», к самостоятельному продолжению изучения данной темы.

Межпредметными результатами (по четырём блокам) :

Информационный блок :

  • Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий.
  • Готовность и способность самостоятельно находить информацию по изученному материалу.

Коммуникативный блок:

  • Умение общаться в группе и взаимодействовать в процессе урока, учитывать другие мнения.
  • Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, развивать грамотную речь.

Самоорганизация:

  • Умение самостоятельно определять цели и планы своей работы, самостоятельно осуществлять их.
  • Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, способность к самостоятельному поиску методов решения социальных и профессиональных задач.

Самообразование:

  • Стремление к самостоятельному получению информации и расширению кругозора, готовность самосовершенствоваться.

Предметными результатами изучения темы являются следующие умения:

  • Усвоение изложенного на уроке материала и применение знаний по теме «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство» на практике, с целью дальнейшей успешной социализации и профессионального обучения.

Метапредметные связи:

История :

Информатика и ИКТ

Математика

Внутридисциплинарные связи:

Темы: «Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура», «Политический режим. Типология политических режимов».


Подписи к слайдам:

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине обществознание

Цели и задачи урока:

  • познакомить с признаками и ценностями демократии, показать их взаимосвязь и взаимозависимость, проанализировать механизм парламентаризма;
  • развивать умения вести сопоставление, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, находить примеры, подтверждающие теоретические положения;
  • формировать ценностное отношение к демократическим принципам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обществознания

в социально-гуманитарном 11б классе

Тема: Политические режимы.

Демократия.

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 72 г. Липецка

Кокорева Ольга Михайловна

Цели и задачи урока :

Познакомить с признаками и ценностями демократии, показать их взаимосвязь и взаимозависимость, проанализировать механизм парламентаризма;

Развивать умения вести сопоставление, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, находить примеры, подтверждающие теоретические положения;

Формировать ценностное отношение к демократическим принципам.

Оборудование урока:

Обществознание 11 класс, учебник общеобразовательных учреждений: профильный уровень под ред Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебникова и др.

М. «Просвещение», 2011г

Сборники материалов ЕГЭ.

Хрестоматия по обществознанию.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности:

Из письма известного русского философа П.А.Флоренского, арестованного в 1933г органами НКВД. Ваша задача - выразить суть этого письма одним словом.

«Друг мой! Как упоительна мысль о ней. Здесь же она приобретает особую, гораздо большую ценность! Впрочем, нужно отметить, что сравнима она лишь с ценою самой жизни…

Как долго мы грезили о ней. И не о такой жизни мечтали для своих детей.

Иной раз представляю, как может все измениться вдруг, как все стороны нашего бытия обретут состояние гармонии и душевного спокойствия…

Тогда мы будем пить ее, вожделенную, большими глотками и будем творить и ценить каждую мысль в новых условиях рожденную.

Велико счастье тех, кто ею обладает».

Какой политический режим обладает такой ценностью как свобода?

(На доске написано « демократический режим»).

2. Актуализация знаний.

Работа с понятиями. Найти соответствие.

Термины Определения

1.Политика А. Способность и возможность распоряжаться

2.Власть кем-либо, подчинять своей воле.

3.Политическая система Б. Объединение единомышленников.

4.Государство В. Основной закон государства, имеющий

5.Партия высшую юридическую силу.

6.Политическая культура Г. Комплекс норм, институтов, организаций,

7.Идеология составляющих самоорганизацию общества.

8.Конституция Д. Совокупность идей, ценностей, выражающих

Интересы определенной социальной группы.

Е. Деятельность, регулирующая отношения

Между большими социальными группами

По поводу удержания или завоевания власти.

Ж. Политико-территориальная, суверенная

Организация власти в обществе.

З. Знания, ценности людей участвующих в

Политике.

На доске нарисована схема политических режимов, необходимо заполнить таблицу приведенными фактами, в отношении недемократических режимов. Принципы демократического режима в таблице пока отсутствуют.

Тоталитарный

Демократический

Небольшое число носителей власти.

Господство единой официальной идеологии.

Народовластие.

Неограниченность власти.

Господство единственной массовой партии.

Принцип большинства .

Стремление использовать силу для разрешения конфликтов.

Слияние партийных и государственных структур, доминирование партийных структур.

Уважение прав меньшинства.

Доминирование структур государства над обществом.

Культ личности вождя.

Политический плюрализм.

Недопущение политической оппозиции.

Отчуждение народа от власти.

Гласность.

Закрытость правящей элиты, назначение на должности сверху.

Отсутствие прав и свобод, контроль за личностью.

Правовое и политическое равенство граждан.

Главенство исполнительной власти.

Тотальный контроль за всеми сферами жизни.

Парламентаризм.

Особая роль церкви и армии.

Силовые структуры обеспечивают не только правопорядок, но и являются карательными органами.

Свобода, терпимость, сотрудничество, компромисс.

3. Постановка проблемы.

Обращение к цитате урока.

Мы привели примеры основных принципов диктаторских режимов, обеспечивают ли они свободу человека?

Есть ли другие политические режимы?

Какую проблему мы можем поставить?

Степень свободы человека при демократическом режиме.

Цель нашего урока:- выяснить признаки и ценности демократического режима,

Узнать основной механизм действия парламентаризма.

4. Построение проекта.

Работа в группах.

1. группа- работа с текстом учебника стр.168-170

Выписать принципы демократии.

2. группа – учебник 175-176- проблемы современной демократии.

Выписать плюсы и минусы демократии.

3. группа -стр. 170-171 учебника

Что такое парламентаризм.

5 .Разрешение проблемы.

Учащиеся называют основные ценности демократии. Определяют степень свободы в разных сферах жизни общества (заполняется 3 столбик таблицы)

Свобода предполагает возможность выбора. Это осуществляется через представительную и непосредственную демократию. В чем заключается парламентаризм?

Учащиеся называют, что парламентаризм предполагает такую государственную власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству- парламенту. Представительство народных интересов предполагает, что граждане делегирую(передают) свои полномочия депутатам. Делегирование происходит в процессе парламентских выборов. Граждане участвуют в выборах на основе принципов всеобщего, равного и прямого избирательного прав при тайном голосовании.

Учащиеся называют основные типы избирательных систем: мажоритарной и пропорциональной. Обсуждаются основные особенности каждой системы. Учащиеся делают краткие записи.

Признавая ценности демократии, надо отметить, что и демократия не идеальна, не случайно Черчилль высказался на этот счет: «Демократия – ужасная форма правления, если не считать всех остальных».

Учащиеся называют плюсы и минусы демократии.

Достоинства демократии

Недостатки демократии

Признание естественных и неотчуждаемых прав личности.

Юридическое равенство не означает реального равенства граждан.

Поощряет активное участие народа в политической жизни.

Сильна зависимость политиков от поддержания их финансово-промышленными группами.

Стимулирует многообразие общественной жизни.

Слабый механизм контроля за выдвижением кандидатов.

Отказ от диктатуры и насилия.

Явления лоббизма и коррупции.

Ограничивает всевластие государства.

6. Проговаривание в устной речи.

Учащиеся делают вывод о сущности демократии.

Принципы и ценности демократии проявляются в

элементах политической системы:политических институтах, политических нормах, политической культуре, их взаимосвязях и взаимоотношениях.

Важнейшими условиями и гарантиями политической демократии выступают: в экономической сфере - плюрализм форм собственности, развитая рыночная экономика; в социальной сфере – преобладание в социальной структуре среднего класса; в духовной сфере – высокий уровень культуры общества и мировоззренческий плюрализм.

7. Учащиеся выполняют самостоятельную работу и проверяют по образцу .

см. Приложение №1

Сущность, каких политических режимов передают эти цитаты:

« Государство-это я» - Людовик XIV

« …Дважды два будет столько, сколько скажет вождь. Если скажет

« пять» значит так и есть, пять». Дж. Оруэлл(«1984»)

« Демократия – это когда народ сам определяет свою судьбу». А.Солженицын

8 .Рефлексия.

В каких формах деятельности вы сегодня принимали участие?

Что было трудным в ходе занятия?

Что было для тебя наиболее успешным?

Что нового вы узнали на занятии?

Предварительный просмотр:

Выполнить задание

Найти соответствие:

Термины Определения

1.Политика. А.Способность и возможность распоряжаться кем- либо,

2.Государство подчинять своей воле.

3.Власть Б.Комплекс норм, институтов составляющих 4.Политическая система самоорганизацию общества

5.Партия В. Основной закон государства.

6. Политическая культура Г.Деятельность, регулирующая отношения между

7.Констиуция большими группами людей по поводу завоевания или

Удержания власти

Д.Политико-территориальная суверенная организация

Власти в обществе.

Е. Знания, идеи, ценности людей участвующих в

Политике.

Ж. Объединение людей с общими политическими

Взглядами.

Предварительный просмотр:

Тест: Политика.

Вариант 1.

1).Что относится к институтам политической системы

А. политические организации, главное из них государство

Б.совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами

В.нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь

Г. совокупность различных политических идей

2.)Верны ли суждения

А. В демократическом государстве исключены случаи нарушения прав человека.

Б.в демократическом государстве закон гарантирует защиту прав национальных меньшинств.

1.верно А 2.верно Б. 3. верны оба суждения 4. неверны оба суждения

3.)Какой признак отличает тоталитарный режим

А.наличие единственной общеобязательной идеологии

Б.обязанность граждан подчиняться закону

В.невмешательство государства в дела гражданского общества

Г. Наличие правоохранительных органов

4.)Найти соответствие

Признаки Политический режим

А. разделение властей. 1.тоталитарный

Б.широкий круг прав и свобод 2.демократический

В.всесторонний контроль государства за жизнью

общества

Г.политический плюрализм

Д.культ личности вождя

5).В приведенном списке найти признаки демократического режима, выписать цифры

1.наличие разветвленной системы законов

2.существование СМИ

3.верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

4.гарантия свободы СМИ

5.защита прав и свобод граждан

6.наличие единой обязательной идеологии

Вариант 2.

1).В государстве Н. отсутствует правительственная цензура, издаются оппозиционные печатные издания, существует независимое телевидение. Какой здесь политический режим?

2.)Найти соответствие

Признаки Типы избирательных систем

Б. победил тот кандидат, кто набрал больше голосов 2. пропорциональная

В.места в парламенте распределяются пропорционально

или нескольких кандидатов

3.)Что отличает демократический режим

А. периодические свободные выборы

Б.наличие парламента

В.однопартийная система

Г. государственная цензура за СМИ

4). Все кроме 2-х терминов относятся к понятию политический институт: бизнес, государство, партии, общественные движения, семья.

5.)Политическая идеология относится к

А. политическим нормам

Б.политической культуре

В. политическим институтам

Г. политическим связям