Название труда аль бируни. Аль-Бируни – великий ученый из Хорезма. Краткие вехи жизненного пути

— среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился в предместье города Кят, столицы древнего государства Хорезма (ныне часть Узбекистана). Живя в условиях господства мусульманской религии, враждебно относившейся к науке, он смело выступил против религиозного миропонимания. Бируни считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы, а не по божественному велению. Постигнуть эти законы можно только с помощью . За свои передовые взгляды Бируни подвергался преследованиям и трижды вынужден был покидать родину и жить в изгнании.

Научные труды

Бируни охватывают различные области знаний: астрономию и географию, математику и физику, геологию и минералогию, химию и ботанику, историю и этнографию, философию и филологию. Основные работы (свыше 40) посвящены математике и астрономии, которая имела огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма — для поливного земледелия и торговых путешествий. Важнейшими задачами астрономии были совершенствование календаря и методов ориентирования на по небесным светилам. Необходимо было уметь как можно более точно определять положения на небе Солнца, Луны, звезд, а также измерить с наибольшей возможной точностью так называемые основные астрономические постоянные — наклон эклиптики к экватору, длину солнечного и звездного года и др. А это в свою очередь требовало развития математики, в частности плоской и сферической тригонометрии, с одной стороны, и совершенствования инструментов для точных наблюдений, с другой.

Результаты и достижения Бируни во всех перечисленных областях оставались непревзойденными в течение нескольких веков: это самый крупный стенной квадрант — угломерный инструмент, позволявший измерять положение Солнца с точностью до 2′; самое точное определение наклона эклиптики к экватору и векового изменения этой величины; новый метод определения радиуса Земли — по степени понижения горизонта при наблюдении с горы. Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме.

Бируни воспринял и развил прогрессивные идеи древнегреческих и древнеиндийских по некоторым общим проблемам астрономии: он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел — планет; подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей; идею тяготения. Бируни высказал обоснованные сомнения в справедливости геоцентрической системы мира Птолемея.
В самом первом сочинении «Хронология древних народов» (1000 г.) Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира. Его астрономические исследования можно найти в «Книге истолкования основных начал астрономии» и в других научных трудах.

При изучении исламской истории невозможно не поразиться научным и интеллектуальным достижениям мусульманских учёных прошлого. В период исламского возрождения (исторический период примерно с середины VIII по середину XIII века) мусульмане были на переднем крае почти всех наук. Медицина, математика, философия, физика, алхимия, история, география – список этот можно дополнить ещё множеством самых различных научных дисциплин.

Имён же мусульманских ученых, которые отличились в этих областях наук, ещё больше, и известны они не только среди мусульман, но и во всём мире. Чего стоят корифеи наук Ибн аль-Хайсам, Ибн Халдун, Аль-Фараби, и другие.

Одним из величайших деятелей науки, который по праву находился среди этой элиты учёных всех времён, был и средневековый персидский учёный-энциклопедист, и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и другим наукам Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни .

Ранние годы

Аль-Бируни родился в 973 году в хорезмийском городе Кят (ныне город Беруни в Узбекистане) . Город Кят к тому времени был большим культурным и торговым центром. Случай свел аль-Бируни с двоюродным братом Хорезмшахов – Абу Насром Мансуром ибн Ираком, который был автором фундаментального труда по астрономии и математике. Именно он сумел привить ученику любовь к естественным наукам, главными из которых считал математику и астрономию. Наряду с изучением наук шло и изучение языков, которых молодой учёный выучил, помимо хорезмийского, аж девять: арабский (на нём и написаны его работы); персидский; тюркский; иврит; сирийские диалекты, а также латинский; хинди; греческий и санскрит.

Молодость

Получив всестороннее образование, Аль-Бируни увлекся самостоятельными наблюдениями и расчетами, и уже в 21 год он сделал первый в Средней Азии глобус , который позволял определить географические координаты населенных пунктов с небывалой для того времени точностью, и сконструировал астролябию для наблюдения солнечных затмений. Тогда же он занялся и конструированием различных астрономических инструментов и с лёгкостью определял координаты различных мест в Хорезме.

После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж Аль-Бируни, поддерживавший свергнутую династию Афригидов, покинул город и предпринял ряд поездок с целью пополнения знаний в такие научные центры того периода, как Бухара, Багдад, другие города Афганистана и Хорасана. Находясь при дворе одного из последних саманидских правителей, эмира Бухары Абульхариса Мансура ибн Нуха , он вступил в обширную переписку с (Авиценной), с которым обсуждал вопросы естественных наук и воззрения Аристотеля. Затем он работал в Гургане при дворе Зияридского эмира Табаристана Шамса аль-Ма’али Кабуса , который славился как покровитель науки и учёных. Здесь он прожил около шести лет и написал свой монументальный труд «Хронология».

В 1004 по приглашению нового Хорезмшаха Али ибн Мамуна учёный вернулся в Хорезм и поселился в его новой столице Ургенче. Сюда же были приглашены и многие учёные из разных стран, благодаря чему образовалось научное общество под названием «Академия Мамуна ». Бируни был организатором научной работы этой академии и сам принимал в ней активное участие. При дворе хорезмшаха Бируни прожил до 1017 г. В 1017 году, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи, он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни также участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Научное наследие

1. В самом первом сочинении «Хронология » или, как его ещё называли, «Памятники минувших поколений », составленном Аль-Бируни около 1000 года, учёный собрал и описал все известные в то время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.

2. В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых » Аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.

3. Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд », написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.

4. Главное сочинение Бируни по астрономии – «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам ».

В книге «Канон Мас‘уда» Бируни изложил свои соображения по тригонометрии . Прежде всего он даёт определение шести основным тригонометрическим функциям и впервые однотипно объясняет их на примере круга. Учёный подробно рассматривает особенности каждой функции и дает алгебраическую зависимость между ними в виде отдельных формул, очень близких к современным. Здесь же он составляет таблицы зависимости тригонометрических величин, которыми позднее пользовался математик Насреддин Туси и учёные Самаркандской школы. В Европе тригонометрия достигла такого уровня лишь в XV в.

5. Большое внимание Аль-Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда », он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии.

6. В 1038 году Бируни написал «Минералогию, или Книгу сводок для познания драгоценностей », в которой определён удельный вес многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах, сплавах и др.

Им же составлена «Фармакогнозия в медицине » - книга о медицинских препаратах, капитальный труд, имеющий большое значение и в наше время. В этой книге он подробно описал около 880 растений, их отдельные части и продукты выделения, привёл их точные признаки, упорядочил терминологию. Бируни собрал и объяснил около 4500 арабских, греческих, сирийских, индийских, персидских, хорезмийских, согдийских, тюркских и других названий растений; эти синонимы важны для современного исследования истории фармакогнозии.

Аль-Бируни оставил потомкам весьма обширное научное наследство. К тому времени, когда он умер, он был автором более сотни книг, многие из которых не сохранились до наших дней. Его интеллект и знание различных областей наук, а также его способность связать их вместе, чтобы получить лучшее понимание каждой ставит его в ряд величайших мусульманских учёных всех времён. Его жизнь служит доказательством способности мусульманских учёных прошлого раздвинуть границы знаний и установления новых рубежей в области естественных наук; показать способность учёных подняться выше политических проблем, войн и изменить мир посредством своих замечательных открытий.

Аль-Бируни занимался наукой до самого последнего вздоха своей жизни. Говорят, умирая 13 декабря 1048 года в городе Газна, Аль-Бируни находился в полном сознании и, хотя был слаб, вёл беседы на научные темы. Когда он прощался с друзьями, последним, что он сказал, было: «Ах да, всё хотел спросить, что ты говорил мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?». Поражённый друг воскликнул: «Об этом ли сейчас толковать!». Аль-Бируни, уже теряя голос, прошептал: «Эх ты! Я думаю, что лучше покинуть мир, узнав ответ на этот вопрос, нежели уйти невеждой… ».

Махач Гитиновасов

: 1-202. . Excerpt from page 7:

  • Richard Frye: «The contribution of Iranians to Islamic mathematics is overwhelming. ..The name of Abu Raihan Al-Biruni, from Khwarazm, must be mentioned since he was one of the greatest scientists in World History»(R.N. Frye, «The Golden age of Persia», 2000, Phoenix Press. pg 162)
  • M. A. Saleem Khan, «Al-Biruni’s discovery of India: an interpretative study» , iAcademicBooks, 2001. pg 11:
  • H. U. Rahman. A Chronology of Islamic History: 570 – 1000 CE (англ.) . Mansell Publishing (1995). Дата обращения 16 июля 2017.
  • Al-Bīrūnī (2007). Encyclopædia Britannica . Retrieved 22 April 2007;
  • David C. Lindberg, Science in the Middle Ages , «University of Chicago Press (англ.) русск. », p. 18:
  • L. Massignon, «Al-Biruni et la valuer internationale de la science arabe» in Al-Biruni Commemoration Volume, (Calcutta, 1951). pp 217-219.
  • Gotthard Strohmaier, «Biruni» in Josef W. Meri, Jere L. Bacharach, Medieval Islamic Civilization: A-K, index : Vol. 1 of Medieval Islamic Civilization: An Encyclopedia , Taylor & Francis, 2006. excerpt from page 112: «Although his native Khwarezmian was also an Iranian language, he rejected the emerging neo-Persian literature of his time (Firdawsi), preferring Arabic instead as the only adequate medium of science.»
  • D. N. MacKenzie, Encyclopaedia Iranica, «CHORASMIA iii. The Chorasmian Language». Excerpt: «Chorasmian, the original Iranian language of Chorasmia, is attested at two stages of its development..The earliest examples have been left by the great scholar Abū Rayḥān Bīrūnī.»
  • A.L.Samian, «Al-Biruni» in Helaine Selin (ed.), "Encyclopaedia of the history of science, technology, and medicine in non-western cultures «, Springer, 1997. excerpt from page 157: „his native language was the Khwarizmian dialect“
  • D.J. Boilot, „Al-Biruni (Beruni), Abu’l Rayhan Muhammad b. Ahmad“, in Encyclopaedia of Islam (Leiden), New Ed., vol.1:1236-1238. Excerpt 1: He was born of an Iranian family in 362/973 (according to al-Ghadanfar, on 3 Dhu’l-Hididja/ 4 September - see Eduard Sachau, Chronology, xivxvi), in the suburb (birun) of Kath, capital of Khwarizm». Excerpt 2:"was one of the greatest scholars of mediaeval Islam, and certainly the most original and profound. He was equally well versed in the mathematical, astronomic, physical and natural sciences and also distinguished himself as a geographer and historian, chronologist and linguist and as an impartial observer of customs and creeds. He is known as al-Ustdadh, «the Master»
  • J.L. Berggren, Jonathan Borwein, Peter Borwein. (англ.) . Springer (2014). Дата обращения 16 июля 2017.
  • BĪRŪNĪ, ABŪ RAYḤĀN ii. Bibliography.
  • Бируни // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • S.H. Nasr, «An introduction to Islamic cosmological doctrines: conceptions of nature and methods used for its study by the Ikhwān al-Ṣafāʾ, al-Bīrūnī, and Ibn Sīnā», 2nd edition, Revised. SUNY press, 1993. pp 111:

    «Al-Biruni wrote one of the masterpieces of medieval science, Kitab al-Tafhim , apparently in both Arabic and Persian , demonstrating how conversant he was in both tongues. The Kitab al-Tafhim is without doubt the most important of the early works of science in Persian and serves as a rich source for Persian prose and lexicography as well as for the knowledge of the Quadrivium whose subjects it covers in a masterly fashion»

  • , с. 26.
  • Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. Т. 4. Ред. IV т. Г. В. Церетели . М.-Л.: Издательство Академии наук СССР , 1957. С. 245.
  • «He was born of an Iranian family» - Boilet D. J. Al-Biruni // Encyclopaedia of Islam , Vol. I, ed. H. A. R. Gibb , J. H. Kramers, E. Levi-Provencal , J. Schacht (англ.) русск. . Brill (англ.) русск. , 1986. - P. 1236.
  • Yano, Michio, «al-Bīrūnī » Encyclopaedia of Islam, THREE .
  • Наука и жизнь // Изд-во "Правда" . - 1973. - С. 52 .
  • Фролова Е. А. Арабская философия: прошлое и настоящее . - М. : Языки славянских культур, 2010. - С. 173. - 461 с.
  • Рыбаков Б. А. Культура народов Средней Азии // История СССР / Гл. ред. академик
  • Изучая историю ислама, трудно не удивиться научным и интеллектуальным достижениям мусульман в прошлом. В период золотого века мусульмане были на авангарде почти всех наук - от медицины, математики до философии, искусства и физики - совершая новые открытия и развивая уже имеющиеся. Когда мы говорим о гигантах исламской науки, к нам на ум приходят такие имена как Ибн Сина, Ибн аль-Хайтам, Ибн Халдун и аль-Фараби.

    Одной из таких великих личностей, которых принято относить к величайшим ученым всех времен, является персидский мусульманин-эрудит Абу Райхан аль-Бируни. Он жил с 973 по 1048 годы и провел большую часть своей жизни в Центральной Азии и Индийском субконтиненте. В период своей блестящей карьеры аль-Бируни стал экспертом в многочисленных областях науки, включая историю, физику, математику, астрономию, лингвистику, сравнительное религиоведение и науку о Земле. Несмотря на политические проблемы, существовавшие в мусульманском мире в период его жизни, он сумел стать одним из величайших ученых в истории человечества.

    Ранний период жизни

    Аль-Бируни родился в 973г. в провинции Хорасан, расположенной в северо-восточной Персии. Как и многие другие дети того времени, он начал обучаться с малых лет, изучал арабский и персидский языки, основные исламские дисциплины, а также естественные науки. Еще в раннем возрасте он начал проявлять интерес к математике и астрономии, постигать которые ему помогали выдающиеся астрономы того времени.

    Когда ему было двадцать с чем-то лет, он покинул свой дом в поисках знаний. В течение трех лет он объехал всю Персию, обучаясь у ученых многочисленным наукам. В 998 г. он, наконец, обосновался в Джурджане (современный Горган), поступив на работу к местному правителю Шамс аль-Маали Кабус. В течение следующих десяти лет он жил в этом небольшом северном иранском городе, занимаясь исследованиями, написанием книг и пополнением своего багажа знаний.

    За это время им был написан монументальный труд, посвященный анализу исторической хронологии древних цивилизаций, наряду с изучением развития и падения империй. Данная книга предопределила его будущее как ученого по многочисленным наукам. Эта книга представляла собой нечто большее, чем просто труд по истории, поскольку она объединила историю, науку, астрономию и исследования культур с целью интерпретации событий прошлого. В период своей деятельности в Джурджане Аль-Бируни стал одним из самых выдающихся умов своего времени.

    Период жизни в Газни

    Аль-Бируни смог воплотить в жизнь некоторые из своих величайших произведений только после переезда в Газни, где он находился под патронажем султана Махмуда. В то время Газни был крупным городом, расположенным на территории современного Афганистана. Империя Махмуда простиралась далеко за пределами современного Афганистана, однако, находилась в пределах современных Ирака, Пакистана и Индии. В этой могущественной империи аль-Бируни обладал необходимыми ресурсами и возможностями для проявления своего потенциала.

    Значительную пользу аль-Бируни принесло то, что султан Махмуд регулярно организовывал военные экспедиции в Индию с целью защиты своих владений на этой территории. Махмуд постоянно брал с собой аль-Бируни на все свои военные кампании, что давало возможность последнему регулярно погружаться в языковую, культурную и религиозную среду Индии.

    Обладая способностью легко перенимать новые идеи, аль-Бируни за короткое время сумел изучить санскрит, являвшийся языком индуистского богослужения. Это открыло ему дверь в индийское литературное наследие, которое он изучал и сравнивал с трудами из других уголков мира. Он осуществлял переводы книг с санскрита на арабский и персидский языки, а также переводил труды с арабского на санскрит. Он твердо верил в то, что цивилизации должны стремиться к изучению, а не уничтожению друг друга.

    Благодаря способности читать древние индуистские тексты, аль-Бируни сумел составить энциклопедию древней индийской истории, известный как «Китаб Тарих аль-«Хинд» - «Книга индийской истории». На самом деле, многое из того, что известно сегодня о древней Индии, взято непосредственно из данного труда аль-Бируни. «Тарих аль- Хинд» не просто повествует читателю о древней Индии, но и является доказательством того, что аль-Бируни смог объединить столько разных наук для того, чтобы иметь полное представление о предпосылках исторических событий. Книга является ключом к индийской философии, географии и культуре - именно в эти области погрузился аль- Бируни с целью более глубокого понимания индийской истории. Таким образом, «Тарих аль-Хинд» по праву можно считать одной из первых в мире книг по антропологии, посвященной изучению человеческих обществ и особенностям их развития.

    Научные открытия

    Будучи знатоком индийской истории, аль-Бируни также сумел найти время для научных достижений. Во время своих путешествий он имел возможность своими глазами видеть различные географические явления и создавать теории относительно того, как они взаимосвязаны. Анализируя различные типы частиц грунта в реке Ганг, от ее истока до Бенгальского залива, аль-Бируни сформулировал теории об эрозии и об образовании форм рельефа, особо отметив роль воды в этом процессе.

    В еще одном исследовании он выявил окаменелости древних морских животных в горах Гималаи, которые разделяют Индию от остальной части мира. Кажется маловероятным, что морские улитки и прочие моллюски стали бы преодолевать тысячи миль вглубь и вверх по склонам этих гор, поэтому аль-Бируни пришел к выводу, что Гималайские горы, должно быть, когда-то находились под океаном и оказались на существующем месте спустя миллионы лет. Это стало прямым научным доказательством современного понимания тектоники плит - движения и смещения континентов во времени.

    Аль-Бируни также стал первым исследователем в области геологии, собрав и проанализировав сотни металлов и драгоценных камней. Он дал описание их свойств, состава и указал те места, где они могут быть найдены. Его труды, посвященные драгоценным камням, служили основным источником для понимания этих минералов на протяжении столетий.

    Замечательная карьера Аль-Бируни продолжилась в начале 11 в. В этот период он проводил исследования по следующим проблемам:

    Как земля вращается вокруг своей оси

    Как колодцы и источники доставляют воду на поверхность

    Сочетание статики и динамики в изучении механики

    Запись широты и долготы тысяч городов, что позволило ему определить направление к Мекке для каждого города

    Оптический характер теней, особенно их использование для расчета времени намаза

    Разделение научной астрономии от астрологии, основанной на суевериях

    За 75 лет прожитой жизни, аль-Бируни удалось в корне изменить понимание многочисленных областей науки. К моменту своей смерти в 1048 году, он являлся автором более 100 книг, многие из которых не сохранились до наших дней. Его интеллект и глубокие знания по разным областям науки, а также его способность объединить их в одно целое для лучшего понимания каждой из них, ставит его в один ряд с величайшими мусульманскими учеными всех времен. Его жизнь служит доказательством способности мусульманских ученых прошлого расширять границы знаний и устанавливать новые границы в науках. Также она служит ярким примером того, как лучшие ученые могут быть выше политических проблем, войн и всеобщей нестабильности, продолжая воплощать в жизнь революционные исследования и делать замечательные открытия.

    Библиография:

    Аджрам К. Чудо исламской науки. Седар Рапидс: Нолидж Хаус Паблишерз, 1992.

    Далляль Ахмад. Ислам, наука и вызовы истории. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 2010.

    Хан Мухаммад. 100 известнейших мусульман. Лестершир, Великобритания: Кьюб Паблишинг Лимитед, 2008.

    Морган М. (2007) Забытая история. Вашингтон, округ Колумбия: Национальное географическое общество.

    Перевод Азата Хурматуллина специально для

    «ИНДИЯ» АЛЬ-БИРУНИ

    Великий сын Хорезма, известный ученый Абу-л-Райхан аль-Бируни (973–1048) прожил мученическую жизнь. Родина его подвергалась частым набегам иноземных захватчиков. И когда в 1017 году на Хорезм напал Махмуд Газнийский, основатель огромного государства, простиравшегося от Багдада и Грузии до устьев Инда и Дели, аль-Бируни оказался в числе пленников свирепого завоевателя.

    Тринадцать лет томился в плену ученый, скитаясь по владениям Махмуда в Индии, и был невольным свидетелем того, как расправлялся тиран из Газны с индусами, грабил сокровища храмов, сокрушая индийских идолов и увозя с собой золотых истуканов с глазами из рубинов.

    Поскольку Махмуд, семнадцать раз вторгавшийся в Индию, старался закрепить за собой Пенджаб, следы аль-Бируни во время его индийской ссылки следует искать в Дели, Лахоре, Пешаваре.

    Абу-л-Райхан аль-Бируни мог рассказывать жителям Индии о чудесах северных стран. Едва ли не от него индостанцы впервые узнали о русах, с которыми ученый встречался в Хорезме и на Каспии. У себя на родине аль-Бируни успел собрать довольно обширные географические сведения о нашей стране и ее людях - славянах, веси, югре, булгарах. Он знал о Ледовитом океане, Прибалтике, Байкале, Славянском море (море Саклабов), Арале, Ташкенте.

    Аль-Бируни составлял списки городов мира, распределяя их по климатическим поясам, указывал координаты крупных населенных пунктов.

    В Индии аль-Бируни изучил санскрит и живые наречия индусов, их науки, в частности географию.

    Великий хорезмен измерял высоту гор Индии, собирал данные о реках этой страны, их истоках.

    Около 1030 года аль-Бируни закончил работу над сочинением «Разъяснение принадлежащих индусам учений, приемлемых рассудком или отвергаемых», более известное под условным названием «Индия». Этот знаменитый энциклопедический труд, состоящий из 80 глав, проникнут уважением к народам Индии, их культуре и науке. Есть предание о том, что индийцы считали аль-Бируни волшебником за его необыкновенную способность постигнуть суть вещей…

    Аль-Бируни в своей «Индии» привел, сопоставил и объяснил воззрения множества индийских ученых в самых разных отраслях знания. В частности, он подробно осветил состояние астрономической науки в Индии.

    Сочинение аль-Бируни об Индии, ее народах, их культуре, верованиях и обычаях справедливо считается непревзойденным для всей эпохи, в которой он жил.

    Известный немецкий востоковед К. Э. Захау в 1887–1888 годах познакомил человечество с «Индией», издав текст и его перевод на английском языке в Лондоне.

    Народам нашей страны имя аль-Бируни стало известным благодаря трудам советского арабиста И. Ю. Крачковского.

    Могила Абу-л-Райхана аль-Бируни затерялась в далеком Афганистане. Он умер в Газне, куда его насильственно водворил беспощадный враг индийцев - первый мусульманский султан Индии Махмуд Газнийский.

    Из книги Вечные следы автора Марков Сергей Николаевич

    «ИНДИЯ» АЛЬ-БИРУНИ Великий сын Хорезма, известный ученый Абу-л-Райхан аль-Бируни (973–1048) прожил мученическую жизнь. Родина его подвергалась частым набегам иноземных захватчиков. И когда в 1017 году на Хорезм напал Махмуд Газнийский, основатель огромного государства,

    Из книги Славянское завоевание мира автора

    1.14. Индия 1.14.1. Три Индии как три Орды Скандинавы считали, что ИНДИЯ включает в себя КАВКАЗ - ГОРЫ КАПАГУС , с 63, и что ИНДИЯ включает в себя ИДУС - реку Идус Вероятно, ИДУС - это ИУДЕЯ. Выше мы уже показали, что первоначально ИНДИЕЙ, то есть просто ДАЛЕКОЙ страной, от

    Из книги История человеческих жертвоприношений автора Ивик Олег

    Из книги Расправа над СССР - предумышленное убийство автора Буровский Андрей Михайлович

    Индия Опыт СССР активно использовался в нескольких странах, но особенно в Китае и в Индии.Еще в 1920 году на сессии партии Индийский национальный конгресс (ИНК) в г. Нагпуре был выдвинут лозунг создания национальных провинций. Их называли еще «Конгрессовские

    Из книги Всемирная история без комплексов и стереотипов. Том 1 автора Гитин Валерий Григорьевич

    Индия Известно, что уже в III тысячелетии до н.э. в долине реки Инд существовали города, застроенные большими каменными домами с канализацией, с роскошными мраморными ваннами и богато расписанными стенами. Эта древняя цивилизация, впоследствии названная Хараппской,

    Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

    ИНДИЯ К рубежу новой эры в Индии целый ряд неортодоксальных религиознофилософских течений, зародившихся в середине I тысячелетия до н. э. практически исчез (как адживикизм) или существенно растерял свое влияние (как джайнизм). Значительные изменения претерпело и учение

    Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий Витальевич

    ГДЕ ИНДИЯ?

    Из книги Долг: первые 5000 лет истории автора Гребер Дэвид

    Индия В большинстве аспектов индийская цивилизация кардинально отличается от Средиземноморья, однако и здесь в значительной степени воспроизводится та же базовая модель.Цивилизация, существовавшая в долине Инда в бронзовом веке, погибла около 1600 года до н. э.;

    Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

    14. Индия 14.1. Три Индии как три Орды Скандинавы считали, что ИНДИЯ включает КАВКАЗ - ГОРЫ КАПАГУС , с. 63, и что ИНДИЯ включает в себя ИДУС - реку Идус. Вероятно, ИДУС - это ИУДЕЯ. Выше мы уже показали, что первоначально ИНДИЕЙ, то есть просто ДАЛЕКОЙ страной, от старого

    Из книги Предсказания катастроф автора Хворостухина Светлана Александровна

    Из книги Путь агрессора, или О сути политики Англии автора Михаэл Джон

    Индия Детали завоевания Индии могут быть выяснены, если мы вернемся в 1587 год, когда Фрэнсис Дрейк захватил португальского торговца, чьи документы давали право на прохождение мимо Мыса Доброй Надежды и на получение прибыли от индийской торговли. Лондонским

    Из книги Дуэль. Всемирная история автора Хоптон Ричард

    Индия Досточтимая Ост-Индская компания получила королевскую хартию 31 декабря 1600 г. Тогда она являлась торговым объединением, чисто коммерческим предприятием, позже полномочия компании расширились и распространились на правительственные и административные функции.

    Из книги Древний Восток автора Струве (ред.) В. В.

    Индия Самый древний город в Индии На узкой бесплодной полосе земли, расположенной между течением реки Инда и каналом Западный Нар, высятся холмы Мохенджо-Даро, что значит в переводе «холм смерти». И действительно, в районе Мохенджо-Даро жить почти невозможно. Зимой

    Из книги Царь Иван Грозный автора Колыванова Валентина Валерьевна

    Это вам не Индия В годы правления Ивана Грозного были установлены торговые отношения с Англией.В 1553 году экспедиция английского мореплавателя Ричарда Ченслера обогнула Кольский полуостров, вошла в Белое море и бросила якорь к западу от Николо-Корельского монастыря

    Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

    § 27. Индия Особенности индийской цивилизацииИндия с незапамятных времен отличалась причудливым переплетением различных народов, языков, религий, культурных и прочих традиций. Еще в начале VIII в. вместе с наступавшими воинами Арабского халифата в западные области Индии

    Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

    Расцвет естественных наук: аль-Бируни С созреванием литературы пришла свобода в использовании общепринятых форм для самых разнообразных целей. Соответственно, когда в области научных и философских исследований полностью ассимилировались многочисленные старые