Описание пейзажа в поэме мороз красный нос. Тема природы в поэме «Мороз Красный Нос. Средства художественной выразительности

Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского “Зимнего утра”. Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется “мороз и солнце”, “солнечная зима”. Все замечают и сходство отдельных деталей. У Пушкина: “Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет”. У Некрасова: “Морозно. Равнины белеют под снегом. Чернеется лес впереди.”, “Равнина в алмазах блестит.”
Но сходные картины природы поэты воспринимают совершенно по-разному. И вполне понятно почему. Пушкин рисует

Радость любви и молодости; весь пейзаж пронизан ощущением счастья. Некрасов изображает трагедию, пейзаж окрашен скорбью поэта и его героев.
Необходимо, чтобы все увидели здесь определенную закономерность: человек по-разному видит природу в зависимости от того, каково его душевное состояние. Мир природы сам по себе не зол, и не добр. Но человек всей своей жизнью связан с природой, он часть ее, ее дитя и ее хозяин, ее друг или ее враг. Он олицетворяет природу, он как бы наделяет ее своими мыслями и чувствами, видит ее то доброй, то злой.
Вторая часть поэмы рисует отношение человека к природе и открывает нам много тайн.

/> В лесу, куда входит Дарья, покой кажется “мертвым”, “могильным”, потому что и автор, и его героиня, и мы, читатели,- все находимся под впечатлением похорон Прокла. Но лес не скорбит и не угрожает: он просто безучастен к тому, что происходит с нами, его не смогут тронуть заунывные песни (жалобы) и “глухой, сокрушительный вой” несчастной вдовы.
Комментируя вторую часть, надо обратить внимание нас на особенность ее композиции: здесь картины жизни крестьянской семьи переданы не прямым описанием, а через сознание крестьянки. Сначала Дарья мысленно говорит с покойным мужем – и разговор этот напоминает песни и причитания, потом, когда ее окутывает волшебный сон, в ее сознании смешиваются воспоминания о самых светлых днях жизни и мечты о счастье.
Здесь снова желательны сопоставления текста поэмы с фольклором, с сиротскими и вдовьими песнями и причитаниями. Есть множество фольклорных произведений, близких по духу и по форме к песням и причитаниям Дарьи, например:
– Придет-то весна красная,
– Запоют-то в лесу пташечки
– Загорюем-то мы, сироточки,
– Без родного-то батюшки!
Как в крестьянских песнях, в некрасовской поэме не только вдова остается несчастной, сиротеет и земля-кормилица:
– Вытечет, вытечет за ночь
– Вся наша матушка-рожь.
– Где же ты, Прокл Севастьяныч?
– Что пособлять не идешь?.
Сопоставление поэмы и народных причитаний дает возможность сказать и о трехсложном стихе. Читатели вспоминают двусложные размеры стиха, приводят примеры. Читатель скажет о том, что Некрасов впервые широко ввел трехсложные размеры, редко применявшиеся его предшественниками и современниками. В этом сказалась близость некрасовской поэзии к народному стиху. Народная поэзия не применяет таких же точных и “чистых” размеров, как литература. Но в крестьянских песнях и причитаниях чаще всего встречаются трехсложные стопы. Можно показать в этом случае размеры только что процитированного причитания.
Связь некрасовской поэмы с народным творчеством освещает одну из важных сторон народного сознания – его поэтичность. Перечитаем картины свадьбы первенца – Гриши (гл. XXIII). Печально и плавно движутся мысли вдовы: она представляет себе долгие ночи без милого, заполненные ткацкой работой, тонкие и добротные полотна, которые наткет к свадьбе ласкового сына, сватовство и свадьбу. Все это так ярко изображено, что видишь жениха и невесту, слышишь звон бубенцов свадебного поезда (вереница празднично убранных саней с гостями).
И с такой же художественной силой изображено далее страшное событие: рекрутчина, грозящая сыну. Как бывает в народных песнях, здесь выстраивается два ряда связанных между собой картин, изображающих темное, грозное, страшное в природе и беду в человеческой жизни. Сначала “темный лес”, “серый волчище”, выходящий из лесу: “Чью он овцу унесет?”, “черная туча” над деревней, “стрела громовая”: “В чей она дом угодит?” Потом раскрывается другой, еще более страшный смысл этих картин:
– Вести недобрые ходят в народе,
– Париям недолго гулять на свободе,
– Скоро-рекрутский набор!
  1. После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Некрасова “Кому на Руси...
  2. Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” явилась вершиной творчества поэта. В этом монументальном произве­дении, которое по праву можно назвать эпопеей народной жизни, Некрасов нари­совал панораму дореформенной и после-реформенной России,...
  3. В период “мрачного семилетия” Некрасов почти не писал стихов. Много времени занимала работа в журнале: “Современник” надо было во что бы то ни стало спасать. Цензура вы­черкивала много подготовленных материалов;...
  4. В поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” пол­нее и ярче, чем в других произведениях, выступает основ­ной герой творчества великого поэта – народ. Здесь Не­красов рисует различные типы крестьян, всесторонне...
  5. Русский поэт Н. А. Некрасов всегда был не только настоящим гражданином своей страны, но и сыном своего народа. Он прекрасно знал все беды, проблемы и горести простых людей, их нужду...
  6. Всю жизнь вынашивал замысел произведения, которое стало бы народной книгой, книгой “полезной, понятной народу и правдивой”, отражающей самые важные стороны его жизни. В течение 20 лет накапливал он “по словечку”...
  7. Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” занимает особое место как в истории русской классической литературы, так и в творческом наследии поэта. Она представляет собою синтез поэтической деятельности Некрасова, завершение...
  8. Матрена Тимофеевна – крепостная женщина, где-то тридцати восьми лет, трудолюбивая, которая не тратит время зря, а работает, не покладая рук. “Губернаторша” рассказывает про свое, как она считала, счастливое детство и...
  9. Новым словом в некрасовской поэзии стала его поэма “Коробейники” (1861 г.). Главным достоинством поэмы оказалась народность, очень многосторонне раскрывшаяся. Ею определяется уже необычность посвящения “другу-приятелю”, костромскому крестьянину Гавриле Яковлевичу Захарову....
  10. Некрасов внес большой вклад в развитие всей русской культуры и общественной мысли, являясь редактором двух лучших демократических журналов XIX в.- “Современника” и “Отечественных записок”. Нужно было обладать незаурядным мужеством, блестящими...
  11. Николай Некрасов. Великий русский поэт, продолжатель традиций поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, друг и единомышленник Чернышевского и Добролюбова, поэт-трибун, поэт-гражданин, певец народной жизни. В стихотворении “Элегия” мы читаем: Я лиру посвятил народу...
  12. Ф. М.Достоевский говорил о Некрасове, что его сердце было ранено в самом начале жизни, рана эта никогда не заживала и Была всю жизнь источником его страстной и страдальческой поэзии. Мы...
  13. Николай Алексеевич Некрасов – это поэт-гражданин. Он всегда чувствовал свою ответственность перед обществом, что и отразилось в творчестве. Поэзия Некрасова непосредственно участвовала в деле освобождения народа от крепостной зависимости. Крестьяне...
  14. Поэма “Кому на Руси жить хорошо”, начатая в тысяча восемьсот шестьдесят третьем году, писалась в течении нескольких лет, вплоть до тысяча восемьсот семьдесят седьмого года, хотя она так и осталась...
  15. Ермил Гирин-еще один претендент на звание счастливого человека. Его любят в народе, его уважает помещик. Он не обладает высоким чином или несметным богатством, все, чем выделяется Ермил-это честность и благородство....
  16. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – центральное и самое крупное произведение в творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Произведение, начатое, в 1863 году, писалось в течение нескольких лет. Затем поэт отвлекся...
  17. “Величавая славянка” – образ русской женщины, который воспел в своих произведениях Некрасов. Именно он впервые ввел такое понятие в литературу и дал ему определение. Образ русской женщины – это символ...
  18. Николай Алексеевич Некрасов, создавая в поэме “Кому на Руси жить хорошо” широкую картину жизни, населяет ее и различными типами характеров: это и мужики-странники, ищущие счастливого, поп и помещик, попадающиеся на...

Казалось бы, что в поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов рассказывает нам только про бытность и обычаи крестьянской жизни, отдельно раскрывая героизм и качества женской доли. Но, если рассмотреть глубже, то видно, что особый колорит и насыщенность произведению дает именно описание природы, применение метафор и аллегорий.

Поэма состоит из двух частей. Первая ее часть посвящена смерти крестьянина, здесь мало описаний природы, но и то, что есть, дает определенный акцент на происходящее. Слезы скорбящей вдовы, Некрасов сравнивает с дождем, зарядившим надолго и с колосом, который «беззвучно роняет созревшие зерна свои». Тем самым отождествляя крестьянку и природу.

В момент, когда отец копает могилу Проклу , природа приобретает скорбный вид, она грустит вместе с крестьянином:

«Нет солнца, луна не взошла...
Как будто весь мир умирает:
Затишье, снежок, полумгла...»

Так же и в день похорон, природа приобретает печальный образ, и конь стоит понуро. Кажется все настроено на один лад, одно настроение с родственниками умершего крестьянина:

«Сурово метелица выла
И снегом кидала в окно,
Невесело солнце всходило»

Вторая часть поэмы пестрит описаниями природы, пейзажами, которые плотно пересекаются с настроениями главной героини Дарьи : «о корень древесный запнувшийся полоз стучит, и визжит, и за сердце скребет»,­ «деревья, и солнце, и тени, и мертвый, могильный покой», «тишина гробовая».

Природа приобретает безразличное отношение к горю крестьянки, как бы дает ей возможность выговориться и излить душу: «и лес безучастно внимал», «и солнце, кругло и бездушно»,­ «глядело с небес равнодушно».

Но тут же, как бы в противовес равнодушию и скорби возникают совсем иные описания природы, которые придают происходящему совсем другой окрас:

«Любо весной человеку,
Солнышко ярко горит.
Солнышко всё оживило,
Божьи открылись красы,
Поле сохи запросило,
Травушки просят косы»

Можно заметить определенный цикл, периодичность пор года. Переход от зимнего пейзажа, к любованию весной, затем к тяжелому для крестьян летнему периоду:

«Овод жужжит и кусает,
Смертная жажда томит,
Солнышко серп нагревает,
Солнышко очи слепит,
Жжет оно голову, плечи,
Ноженьки, рученьки жжет,
Изо ржи, словно из печи,
Тоже теплом обдает»

И…плавно переходит к осени – сватовству и рекрутскому набору. Дарья страшится такого будущего, поэтому используется аллегория, а природа в своем описании несет тревожные нотки:

«Черная туча, густая-густая,
Прямо над нашей деревней висит,
Прыснет из тучи стрела громовая».

Неспокойны и воспоминания крестьянки о ночи, когда она ходила в монастырь за чудотворной иконой. Здесь природа принимает суеверное изображение, Дарья боится любого знака данного ей природой, любого животного, будь то заяц или ворон – «дрогнуло сердце опять».

Так в своих думах вдова молодая не замечает приближения Мороза-воеводы, и, к сожалению, это не сказочный Морозко, который одарит и пощадит. По всему видно, что он настроен серьезно и даже враждебно, он символизирует стихию, неподвластную человеку, от которой можно ждать лишь погибели. Так и Дарьюшка не смогла противостоять: «стояла и стыла в своем заколдованном сне...»

Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского «Зимнего утра». Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется «мороз и солнце», «солнечная зима». Все замечают и сходство отдельных деталей. У Пушкина: «Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет». У Некрасова: «Морозно.

Равнины белеют под снегом. Чернеется лес впереди…», «Равнина в алмазах блестит…

» Но сходные картины природы поэты воспринимают совершенно по-разному. И вполне понятно почему.

Пушкин рисует радость любви и молодости; весь пейзаж пронизан ощущением счастья. Некрасов изображает трагедию, пейзаж окрашен скорбью поэта и его героев. Необходимо, чтобы все увидели здесь определенную закономерность: человек по-разному видит природу в зависимости от того, каково его душевное состояние. Мир природы сам по себе не зол, и не добр. Но человек всей своей жизнью связан с природой, он часть ее, ее дитя и ее хозяин, ее друг или ее враг.

Он олицетворяет природу, он как бы наделяет ее своими мыслями и чувствами, видит ее то доброй, то злой. Вторая часть поэмы рисует отношение человека к природе и открывает нам много тайн.

В лесу, куда входит Дарья, покой кажется «мертвым», «могильным», потому что и автор, и его героиня, и мы, читатели,- все находимся под впечатлением похорон Прокла… Но лес не скорбит и не угрожает: он просто безучастен к тому, что происходит с нами, его не смогут тронуть заунывные песни (жалобы) и «глухой, сокрушительный вой» несчастной вдовы. Комментируя вторую часть, надо обратить внимание нас на особенность ее композиции: здесь картины жизни крестьянской семьи переданы не прямым описанием, а через сознание крестьянки. Сначала Дарья мысленно говорит с покойным мужем — и разговор этот напоминает песни и причитания, потом, когда ее окутывает волшебный сон, в ее сознании смешиваются воспоминания о самых светлых днях жизни и мечты о счастье. Здесь снова желательны сопоставления текста поэмы с фольклором, с сиротскими и вдовьими песнями и причитаниями. Есть множество фольклорных произведений, близких по духу и по форме к песням и причитаниям Дарьи, например:

Придет-то весна красная, Запоют-то в лесу пташечки Загорюем-то мы, сироточки, Без родного-то батюшки!

Как в крестьянских песнях, в некрасовской поэме не только вдова остается несчастной, сиротеет и земля-кормилица:

Вытечет, вытечет за ночь Вся наша матушка-рожь… Где же ты, Прокл Севастьяныч? Что пособлять не идешь?..

Сопоставление поэмы и народных причитаний дает возможность сказать и о трехсложном стихе. Читатели вспоминают двусложные размеры стиха, приводят примеры. Читатель скажет о том, что Некрасов впервые широко ввел трехсложные размеры, редко применявшиеся его предшественниками и современниками. В этом сказалась близость некрасовской поэзии к народному стиху. Народная поэзия не применяет таких же точных и «чистых» размеров, как литература. Но в крестьянских песнях и причитаниях чаще всего встречаются трехсложные стопы. Можно показать в этом случае размеры только что процитированного причитания. Связь некрасовской поэмы с народным творчеством освещает одну из важных сторон народного сознания — его поэтичность. Перечитаем картины свадьбы первенца — Гриши (гл. XXIII). Печально и плавно движутся мысли вдовы: она представляет себе долгие ночи без милого, заполненные ткацкой работой, тонкие и добротные полотна, которые наткет к свадьбе ласкового сына, сватовство и свадьбу. Все это так ярко изображено, что видишь жениха и невесту, слышишь звон бубенцов свадебного поезда (вереница празднично убранных саней с гостями). И с такой же художественной силой изображено далее страшное событие: рекрутчина, грозящая сыну. Как бывает в народных песнях, здесь выстраивается два ряда связанных между собой картин, изображающих темное, грозное, страшное в природе и беду в человеческой жизни. Сначала «темный лес», «серый волчище», выходящий из лесу: «Чью он овцу унесет?», «черная туча» над деревней, «стрела громовая»: «В чей она дом угодит?» Потом раскрывается другой, еще более страшный смысл этих картин:

Вести недобрые ходят в народе, Париям недолго гулять на свободе, Скоро-рекрутский набор!

Тема природы в поэме «Мороз Красный Нос»

Другие сочинения по теме:

  1. В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище,...
  2. Творчество Пушкина петербургского периода завершается выходом летом 1820 г. поэмы «Руслан и Людмила». Пушкин работал над ней в течение трех...
  3. Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря....
  4. Современный человек иногда забывает о роли и значении природы в своей жизни. А как относились к природе раньше? Объектом для...
  5. Эта поэма является вершиной лирики прославленного азербайджанского поэта средних веков — Гянджеви Низами. Он, как и другие его современники мусульманского...
  6. Работу над поэмой «Мертвые души» Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя «…...
  7. Тема единства человека и природы всегда волновала писателей. Художники каждой эпохи, любой страны не оставались равнодушными то ли к суровым...
  8. Человек и природа… По-моему, они довольно тесно связаны друг с другом. Когда мы видим, как та или иная личность воспринимает...
  9. Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы,...
  10. Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим...
  11. Приведя в канун 1941 года далекий 1913-й (в первой части), Ахматова не могла, конечно, предполагать, что и этот, сорок первый...
  12. В одном доме жили две девочки — Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала,...
  13. На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты — тени этих...
  14. В 1883 году писатель завершил лучшее свое произведение — рассказ «Красный цветок», который стал как бы символом его жизни и...
  15. Цель: углубить знание учеников о героико-фантастических сказках; учить учеников оценивать поступки сказочных героев; совершенствовать навыки выразительного чтения сказки; воспитывать черты...
  16. Обычно отмечаются следующие главы и строфы романа: Лето — глава 4, строфа 40; глава 7, строфа 15. Осень — глава...
  17. Цель: с помощью предложенных задач проявить у учеников уровень знаний, умений и навыков по изученной теме; закрепить их; развивать внимание,...

Анализ стихотворения Некрасова Мороз красный нос

Тема произведения Н.А.Некрасова “Мороз, Красный нос” – это нелегкая жизнь крестьян, их радости и горести, тяжелая работа и мимолетный отдых. А самым важным для самого автора является изображение женского характера в произведении. Некрасов показывает нам русскую женщину во всех ипостасях – “бабу, “матку”, “женщину русской земли”.

Такой Некрасов рисует и главную героиню – Дарью. Внешность Дарьи соединяет все представления о русской красавице. А ее судьба – это типовая доля русских женщин. Она была хранительницей очага, верной помощницей мужу, исполняла тяжелую неженскую работу и от этого погибла.

Дарья была для мужа хорошим помощником и товарищем, и когда муж заболел, она сделала все возможное, чтоб поднять его с постели – пошла даже за чудодейственной иконой.

Дарья до конца противостояла всем трудностям, что встречались ей на пути, не сломила ее и мистическая сила. Мороз-воевода предлагает Дарье забвение, небытие и избавление от мук в своем волшебном царстве. Однако, вспоминая свою тяжелую, но дорогую ей жизнь героиня трижды отвечает Морозу без каких-либо жалоб: “Тепло”.

Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна.

  • Анализ стихотворения Некрасова «Рыцарь на час»

    Жизнь великого русского поэта Николая Некрасов была довольно сложной.

    Анализ поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»

    Тема произведения Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» - это нелегкая жизнь крестьян, их радости и горести, тяжелая работа и мимолетный отдых. А самым важным для самого автора является изображение женского характера в произведении. Некрасов показывает нам русскую женщину во всех ипостасях - «бабу, «матку», «женщину русской земли».

    Автор воспевает силу духа и стойкость женщин, которые, несмотря на тягости жизни, остаются и внешне красивыми, и любящими матерями, верными и нежными женами, трудолюбивыми работницами и людьми с высокими моральными ценностями. Некрасов изображает женщину с природой единую, но непокорную ей.

    Такой Некрасов рисует и главную героиню - Дарью. Внешность Дарьи соединяет все представления о русской красавице. А ее судьба - это типовая доля русских женщин. Она была хранительницей очага, верной помощницей мужу, исполняла тяжелую неженскую работу и от этого погибла.

    На удивление, семейную жизнь главной героини можно назвать счастливой. Муж Прокл любит ее по-своему, сдержанной и суровой любовью. Бог послал им здоровых детей, которых они вместе воспитывали и растили.

    Дарья была для мужа хорошим помощником и товарищем, и когда муж заболел, она сделала все возможное, чтоб поднять его с постели - пошла даже за чудодейственной иконой.

    Однако муж умер, Дарья оплакивала своего верного спутника, однако жизнь продолжалась, и главная героиня взвалила на свои плечи еще и мужнюю работу.

    Трагичность судьбы главной героини состоит в том, что, несмотря на тягости и сопротивления судьбе, она не выжила.

    Дарья до конца противостояла всем трудностям, что встречались ей на пути, не сломила ее и мистическая сила. Мороз-воевода предлагает Дарье забвение, небытие и избавление от мук в своем волшебном царстве. Однако, вспоминая свою тяжелую, но дорогую ей жизнь героиня трижды отвечает Морозу без каких-либо жалоб: «Тепло».

    Некрасов восхваляет, возвышает русскую женщину, сильную, смелую. Он с уважением и благоговением относиться к русской женщине за трудолюбие, верность и душевную красоту, за умение противостоять тягостям судьбы.

    Анализ стихотворения Некрасова «Мороз, Красный нос»

    Н. А. Некрасов в своем творчестве больше писал о жизни людей, их взаимоотношениях и тяготах бедняцкого существования. Обращаясь к описанию природы, автор стремился подчеркнуть ее величественную красоту, безмятежность и порядок во всем.

    Для наиболее яркого представления некоторых персонажей в своих произведениях, автор использовал описание пейзажей и наделял их образами. В стихотворении «Мороз-воевода», Некрасов описывает зимнюю природу и ее красоту, наделяя главного героя волшебными силами, который по мановению волшебной палочки может сделать все.

    Для изображения «Мороза-воеводы», поэт олицетворяет его в образе живого существа, который выполняет много действий: «пойду, построю, задумаю, упрячу, идет, шагает, трещит».

    Причем большинство его действия сильно преувеличены, это указывает на представление сказочного героя. В образе Мороза-воеводы, автор показывает сильного и властного хозяина, который шагает по своим владениям.

    На его появление природа реагирует с радостью и любовью, для этого используется олицетворение: «яркое солнце играет в косматой его бороде».

    Эпитет «косматая борода» и «солнце играет», придают образу хозяина зимы особый колорит и нежные отцовские чувства, которые возникают между умудренными жизнью взрослыми и совсем маленькими детьми.

    Он рачительный хозяин, который очень тщательно следит за порядком в своих владениях, всему уделит свое внимание, ничто для него не является мелочью - все важно, все ценно. «Мороз-воевода» изображен всемогущим, сильным и суровым.

    Он представлен героем былины, который охраняет свою землю, борется с врагами. Владения свои он обходит с «палицей», что еще больше подчеркивает в нем былинного богатыря.

    Автор для описания песни, которую поет Мороз-воевода, использует эпитет «хвастливую песню поет», этим он подчеркивает, что сила богатыря действительно сказочная, а эпитет «удалую песню» говорит о том, что это нужный герой, удалой во всем и тем самым одобряет его поступки.

    Мороз-воевода представлен богатым и не жадным хозяином: «богат я, казны не считаю, а все не скудеет добро». Выражение «не скудеет добро» созвучно с народным обобщением «не скудеет рука дающего». В этом произведении, Некрасов представил образ желанного героя для своего народа.

    Сочинения по темам:

  • Анализ поэмы Некрасова «Мороз красный нос» Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве.
  • Сочинение по картине Сатарова «Мороз» Я проснулась довольно рано. В доме было тепло, светило солнце. Я подбежала к окошку и остановилась, пораженная тем, как изменилась.
  • Анализ стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок» Николай Алексеевич Некрасов - известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о.
  • Сочинение по картине Цыплакова «Мороз и солнце» Художник В. Г.

    Цыплаков очень много писал с натуры, стараясь показать на своих полотнах нескончаемый природный круговорот, разные времена года.

  • Анализ стихотворения Некрасова «Возвращение» В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил.
  • Анализ стихотворения Некрасова «Друзьям Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области.
  • Анализ стихотворения Некрасова «Зине (Ты еще на жизнь имеешь право)» Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50.
  • Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Мороз, Красный нос»

    Тема и идея поэмы Николая Некрасова «Мороз, Красный нос»

    Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха.

    И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет свою Музу «родной сестрой» крестьянки, тем самым навсегда определив свою приверженность этой теме.

    «Мороз, Красный Нос» – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта.

    В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, «женщина русской земли».

    Поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии.

    Героиня – «величавая славянка», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

    Есть женщины в русских селеньях

    С спокойною важностью лиц,

    С красивою силой в движеньях,

    С походкой, со взглядом цариц, –

    Их разве слепой не заметит,

    А зрячий о них говорит:

    «Пройдет – словно солнце осветит!

    Сочинение

    Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского «Зимнего утра». Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется «мороз и солнце», «солнечная зима». Все замечают и сходство отдельных деталей. У Пушкина: «Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет». У Некрасова: «Морозно. Равнины белеют под снегом. Чернеется лес впереди…», «Равнина в алмазах блестит…»

    Но сходные картины природы поэты воспринимают совершенно по-разному. И вполне понятно почему. Пушкин рисует радость любви и молодости; весь пейзаж пронизан ощущением счастья. Некрасов изображает трагедию, пейзаж окрашен скорбью поэта и его героев.

    Необходимо, чтобы все увидели здесь определенную закономерность: человек по-разному видит природу в зависимости от того, каково его душевное состояние. Мир природы сам по себе не зол, и не добр. Но человек всей своей жизнью связан с природой, он часть ее, ее дитя и ее хозяин, ее друг или ее враг. Он олицетворяет природу, он как бы наделяет ее своими мыслями и чувствами, видит ее то доброй, то злой.

    Вторая часть поэмы рисует отношение человека к природе и открывает нам много тайн.

    В лесу, куда входит Дарья, покой кажется «мертвым», «могильным», потому что и автор, и его героиня, и мы, читатели,- все находимся под впечатлением похорон Прокла… Но лес не скорбит и не угрожает: он просто безучастен к тому, что происходит с нами, его не смогут тронуть заунывные песни (жалобы) и «глухой, сокрушительный вой» несчастной вдовы.

    Комментируя вторую часть, надо обратить внимание нас на особенность ее композиции: здесь картины жизни крестьянской семьи переданы не прямым описанием, а через сознание крестьянки. Сначала Дарья мысленно говорит с покойным мужем - и разговор этот напоминает песни и причитания, потом, когда ее окутывает волшебный сон, в ее сознании смешиваются воспоминания о самых светлых днях жизни и мечты о счастье.

    Здесь снова желательны сопоставления текста поэмы с фольклором, с сиротскими и вдовьими песнями и причитаниями. Есть множество фольклорных произведений, близких по духу и по форме к песням и причитаниям Дарьи, например:

    * Придет-то весна красная,
    * Запоют-то в лесу пташечки
    * Загорюем-то мы, сироточки,
    * Без родного-то батюшки!

    Как в крестьянских песнях, в некрасовской поэме не только вдова остается несчастной, сиротеет и земля-кормилица:

    * Вытечет, вытечет за ночь
    * Вся наша матушка-рожь…
    * Где же ты, Прокл Севастьяныч?
    * Что пособлять не идешь?..

    Сопоставление поэмы и народных причитаний дает возможность сказать и о трехсложном стихе. Читатели вспоминают двусложные размеры стиха, приводят примеры. Читатель скажет о том, что Некрасов впервые широко ввел трехсложные размеры, редко применявшиеся его предшественниками и современниками. В этом сказалась близость некрасовской поэзии к народному стиху. Народная поэзия не применяет таких же точных и «чистых» размеров, как литература. Но в крестьянских песнях и причитаниях чаще всего встречаются трехсложные стопы. Можно показать в этом случае размеры только что процитированного причитания.

    Связь некрасовской поэмы с народным творчеством освещает одну из важных сторон народного сознания - его поэтичность. Перечитаем картины свадьбы первенца - Гриши (гл. XXIII). Печально и плавно движутся мысли вдовы: она представляет себе долгие ночи без милого, заполненные ткацкой работой, тонкие и добротные полотна, которые наткет к свадьбе ласкового сына, сватовство и свадьбу. Все это так ярко изображено, что видишь жениха и невесту, слышишь звон бубенцов свадебного поезда (вереница празднично убранных саней с гостями).

    И с такой же художественной силой изображено далее страшное событие: рекрутчина, грозящая сыну. Как бывает в народных песнях, здесь выстраивается два ряда связанных между собой картин, изображающих темное, грозное, страшное в природе и беду в человеческой жизни. Сначала «темный лес», «серый волчище», выходящий из лесу: «Чью он овцу унесет?», «черная туча» над деревней, «стрела громовая»: «В чей она дом угодит?» Потом раскрывается другой, еще более страшный смысл этих картин:

    * Вести недобрые ходят в народе,
    * Париям недолго гулять на свободе,
    * Скоро-рекрутский набор!

    Другие сочинения по этому произведению

    Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Женский образ Дарьи в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Какие чувства вызвала у меня поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (1) Сказочный Морозко в поэме Некрасова «Мороз Красный Нос» Что восхищает поэта в русской женщине-крестьянке (по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (3) «Есть женщины в русских селеньях...»(по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (2)