Почему ханафиты не поднимают руки. Почему есть разногласия о поднятии рук в намазе? Некоторые доказательства из Сунны об опускании рук

Вопрос связанный с достоверным хадисом, который передаётся в форме мутаватир, относительно поднятия рук до и после совершения поясного поклона в молитве.

Этот хадис достоверный и находится в «Сахихе» аль-Бухари, «Сахихе» Муслима и в «Сунане» Абу Дауда. Почему ханафиты не принимают этот хадис? В чём причина того, что они отвергают данный хадис?

Вопрос касающийся этой темы: Дошёл ли этот хадис в то время до имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах?

Ответ:

Хвала Аллаху!

Этот хадис, на который указал спрашивающий, передали аль-Бухари (735) и Муслим (390) со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что, приступая к молитве, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда поднимал руки до уровня плеч и он делал то же самое, когда произносил слова «Аллах велик /Аллаху акбар/» перед совершением поясного поклона. И он поднимал руки после того, как поднимал голову после совершения поясного поклона.

Большинство учёных поступали в соответствии с этим хадисом, и они сказали, что тому, кто совершает молитву желательно/мустахаб/ поднимать свои руки в упомянутых в данном хадисе местах. Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, составил отдельную книгу по этому вопросу назвав его «Джузъ раф’уль-йадайн». В нём он доказывает поднятие рук в этих двух местах и сильно порицает тех, кто противоречит этому. И в нём передаётся от аль-Хасана (аль-Басри), что он сказал: «Сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда поднимали руки во время молитвы, когда совершали поясные поклоны и когда поднимали голову после него». Аль-Бухари сказал: «И аль-Хасан не исключил никого (из сподвижников), и ни от одного из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не подтверждено, что он не поднимал свои руки». Конец цитаты. См. «аль-Маджму’» ан-Навави 3/399-406.

Нам не известно, дошли ли до Абу Ханифы, да помилует его Аллах, хадисы о поднятии рук или нет, но они дошли до тех, кто следует за ним. Однако, они не действуют в соответствии с ними, так как они, по их мнению, противоречат другим хадисам и асарам, которые передаются относительно оставления поднятия рук, не считая вступительного такбира/такбиратуль-ихрам/. К ним относится тот, что передал Абу Дауд (749) со слов аль-Бары ибн ‘Азиба о том, что « обычно, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приступал к молитве, он поднимал руки ближе к ушам и больше не повторял (это действие)» .

Также к их числу относится тот (хадис), который передал Абу Дауд (748) со слов ‘Абдуллы ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Не совершить ли мне с вами молитву Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» И он совершил молитву и не поднимал руки кроме как один раз”» . См. «Насбу-р-рая» аз-Зайля’и 1/393-407.

Эти хадисы называли слабыми имамы и хафизы в области хадисов . Хадис аль-Бары назвали слабым Суфйан ибн ‘Уйейна, аш-Шафи’и, аль-Хумайди — учитель имама аль-Бухари, Ахмад ибн Ханбаль, Яхйа ибн Ма’ин, ад-Дарими, аль-Бухари и другие. Что касается хадиса Ибн Мас’уда, то его назвали слабым ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль, аль-Бухари, аль-Байхакъи, ад-Даракъутни и другие.

Так же и асары, которые передаются от некоторых сподвижников, относительно оставления поднятия рук — все они являются слабыми . Выше были приведены слова аль-Бухари: «Ни от одного из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не подтверждено, что он не поднимал свои руки». Конец цитаты. См. «Талхыс аль-хабир» хафиза Ибн Хаджара 1/221-223.

И если доказана слабость хадисов и асаров относительно оставления поднятия (рук), остаются достоверные хадисы для их поднятия, не возражая им. По этой причине верующему не следует оставлять поднимание рук в тех местах, которые указываются в Сунне и стараться, чтобы его молитва походила на молитву Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Молитесь также, как на ваших глазах молюсь я» . Этот хадис передал аль-Бухари (631). По этой причине ‘Али ибн аль-Мадини, учитель имама аль-Бухари, сказал: «Мусульманам следует поднимать свои руки перед совершением поясного поклона и при поднятии головы из него» . Аль-Бухари сказал: «‘Али был самым знающим среди людей своего времени» . Конец цитаты.

Не разрешено никому, после того, как (для него) стала ясной Сунна, оставлять действие в соответствии с ней, слепо следуя за тем, кто сказал про это из числа учёных. Имам аш-Шафи’и, да помилует его Всевышний Аллах, сказал: «Учёные единогласны в том, что тому, для кого стала ясной Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нельзя её оставлять из-за слов кого-то другого (человека)» . Конец цитаты. См. «Мадариджу-с-саликин» 2/335.

Если человек следует за Абу Ханифой, или Маликом, или аш-Шафи’и или Ахмадом, и он увидит, что в некоторых вопросах мазхаб другого является сильнее и последует за ним, то его действие будет прекрасным, и никак не очернит его религию и праведность, и нет в этом разногласий. Более того, это ближе к истине и любимее Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Конец цитаты. Об этом сказал шейхуль-Ислам, да помилует его Аллах, в «аль-Фатава» 22/247.

Учёные, которые говорили, что не следует поднимать руки, оправдываются, так как они являются муджтахидами и получат вознаграждение (от Аллаха) за своё усердие и поиски истины, как об этом сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Если судья вынесет решение, проявив усердие, и (его решение) окажется правильным, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда» . Этот хадис передали аль-Бухари (7352) и Муслим (1716). См. «Раф’уль-малям ‘ан аимматиль-а’лям» шейхуль-Ислама Ибн Таймиййи.

Примечание:

Есть четвёртое место, где желательно поднимать руки во время молитвы, и это в то время, когда (человек) встаёт после чтения первого ташаххуда, для совершения третьего рак’ата. См. вопрос № 3267.

Да поможет Всевышний Аллах нам всем познать истину и следовать за ней! Аллах же Всевышний знает лучше всех! И благословение и мир нашему пророку Мухаммаду!

Иными словами, после того, как он выпрямлялся.

Шейх аль-Албани назвал хадис слабым.

То есть он поднял руки только при вступительном такбире/такбиратуль-ихрам/. Прим. Пер.

То есть, использовав в процессе поисков решения все свои знания.

Иначе говоря, соответствующим решению Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

ПОДНЯТИЕ РУК В НАМАЗЕ - Вопрос связанный с достоверным хадисом, который передаётся в форме мутаватир, относительно поднятия рук до и после совершения поясного поклона в молитве. Этот хадис достоверный и находится в «Сахихе» аль-Бухари, «Сахихе» Муслима и в «Сунане» Абу Дауда. Почему ханафиты не принимают этот хадис? В чём причина того, что они отвергают данный хадис? Вопрос касающийся этой темы: Дошёл ли этот хадис в то время до имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах? Ответ: Хвала Аллаху! Этот хадис, на который указал спрашивающий, передали аль-Бухари (735) и Муслим (390) со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что, приступая к молитве, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда поднимал руки до уровня плеч и он делал то же самое, когда произносил слова «Аллах велик /Аллаху акбар/» перед совершением поясного поклона. И он поднимал руки после того, как поднимал голову после совершения поясного поклона. Большинство учёных поступали в соответствии с этим хадисом, и они сказали, что тому, кто совершает молитву желательно/мустахаб/ поднимать свои руки в упомянутых в данном хадисе местах. Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, составил отдельную книгу по этому вопросу назвав его «Джузъ раф’уль-йадайн». В нём он доказывает поднятие рук в этих двух местах и сильно порицает тех, кто противоречит этому. И в нём передаётся от аль-Хасана (аль-Басри), что он сказал: «Сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда поднимали руки во время молитвы, когда совершали поясные поклоны и когда поднимали голову после него». Аль-Бухари сказал: «И аль-Хасан не исключил никого (из сподвижников), и ни от одного из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не подтверждено, что он не поднимал свои руки». Конец цитаты. См. «аль-Маджму’» ан-Навави 3/399-406. Нам не известно, дошли ли до Абу Ханифы, да помилует его Аллах, хадисы о поднятии рук или нет, но они дошли до тех, кто следует за ним. Однако, они не действуют в соответствии с ними, так как они, по их мнению, противоречат другим хадисам и асарам, которые передаются относительно оставления поднятия рук, не считая вступительного такбира/такбиратуль-ихрам/. К ним относится тот, что передал Абу Дауд (749) со слов аль-Бары ибн ‘Азиба о том, что «обычно, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приступал к молитве, он поднимал руки ближе к ушам и больше не повторял (это действие)». Также к их числу относится тот (хадис), который передал Абу Дауд (748) со слов ‘Абдуллы ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Не совершить ли мне с вами молитву Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» И он совершил молитву и не поднимал руки кроме как один раз”». См. «Насбу-р-рая» аз-Зайля’и 1/393-407. Эти хадисы называли слабыми имамы и хафизы в области хадисов. Хадис аль-Бары назвали слабым Суфйан ибн ‘Уйейна, аш-Шафи’и, аль-Хумайди - учитель имама аль-Бухари, Ахмад ибн Ханбаль, Яхйа ибн Ма’ин, ад-Дарими, аль-Бухари и другие. Что касается хадиса Ибн Мас’уда, то его назвали слабым ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль, аль-Бухари, аль-Байхакъи, ад-Даракъутни и другие. Так же и асары, которые передаются от некоторых сподвижников, относительно оставления поднятия рук - все они являются слабыми. Выше были приведены слова аль-Бухари: «Ни от одного из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не подтверждено, что он не поднимал свои руки». Конец цитаты. См. «Талхыс аль-хабир» хафиза Ибн Хаджара 1/221-223. И если доказана слабость хадисов и асаров относительно оставления поднятия (рук), остаются достоверные хадисы для их поднятия, не возражая им. По этой причине верующему не следует оставлять поднимание рук в тех местах, которые указываются в Сунне и стараться, чтобы его молитва походила на молитву Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Молитесь также, как на ваших глазах молюсь я». Этот хадис передал аль-Бухари (631). По этой причине ‘Али ибн аль-Мадини, учитель имама аль-Бухари, сказал: «Мусульманам следует поднимать свои руки перед совершением поясного поклона и при поднятии головы из него». Аль-Бухари сказал: «‘Али был самым знающим среди людей своего времени». Конец цитаты. Не разрешено никому, после того, как (для него) стала ясной Сунна, оставлять действие в соответствии с ней, слепо следуя за тем, кто сказал про это из числа учёных. Имам аш-Шафи’и, да помилует его Всевышний Аллах, сказал: «Учёные единогласны в том, что тому, для кого стала ясной Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нельзя её оставлять из-за слов кого-то другого (человека)». Конец цитаты. См. «Мадариджу-с-саликин» 2/335. Если человек следует за Абу Ханифой, или Маликом, или аш-Шафи’и или Ахмадом, и он увидит, что в некоторых вопросах мазхаб другого является сильнее и последует за ним, то его действие будет прекрасным, и никак не очернит его религию и праведность, и нет в этом разногласий. Более того, это ближе к истине и любимее Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Конец цитаты. Об этом сказал шейхуль-Ислам, да помилует его Аллах, в «аль-Фатава» 22/247. Учёные, которые говорили, что не следует поднимать руки, оправдываются, так как они являются муджтахидами и получат вознаграждение (от Аллаха) за своё усердие и поиски истины, как об этом сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Если судья вынесет решение, проявив усердие, и (его решение) окажется правильным, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда». Этот хадис передали аль-Бухари (7352) и Муслим (1716). См. «Раф’уль-малям ‘ан аимматиль-а’лям» шейхуль-Ислама Ибн Таймиййи. Примечание: Есть четвёртое место, где желательно поднимать руки во время молитвы, и это в то время, когда (человек) встаёт после чтения первого ташаххуда, для совершения третьего рак’ата. См. вопрос № 3267. Да поможет Всевышний Аллах нам всем познать истину и следовать за ней! Аллах же Всевышний знает лучше всех! И благословение и мир нашему пророку Мухаммаду! Ислам: вопрос-ответ № 21439. Иными словами, после того, как он выпрямлялся. Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. То есть он поднял руки только при вступительном такбире/такбиратуль-ихрам/. Прим. Пер. То есть, использовав в процессе поисков решения все свои знания. Иначе говоря, соответствующим решению Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует Источник: http://hadis.info/podnyatie-ruk-v-molitve/23875/ https://www.youtube.com/watch?v=b3DHPEz8aI0

Маъмун ибн Ахмад аль-Харави занимался тем, что выдумывал хадисы в пользу мнений ханафитского мазхаба и распространял их, рассказывая от имени достойных передатчиков хадисов. Из примеров его лжи - хадисы: - «У того, кто читает Коран за имамом, рот наполняется огнем». Он выдумал этот хадис, поскольку известным мнением в ханафитском мазхабе является то, что не надо читать Коран, стоя позади имама в коллективном намазе. - «Тот, кто поднимает свои руки во время намаза, не совершил намаз». См. “аль-Мауду’ат” 1/81. Он выдумал этот хадис, поскольку известным мнением в ханафитском мазхабе является то, что порицаемо поднимать руки при произнесении такбиров, за исключением такбира аль-ихрам в самом начале намаза. И это несмотря на то, что достоверные хадисы о поднятии рук до и после поясного поклона настолько многочисленны, что достигли степени мутаватир. Но вместо того, чтобы покориться Сунне этот фанатик предпочел выдумать хадис в угоду своему мазхабу. Сказал о нём шейх аль-Альбани: «Этот негодяй не только не удовлетворился положением своего мазхаба, порицающего поднятие рук, так он ещё дошел до того, что выдумал этот хадис, дабы распространять среди людей мнение о недействительности намаза в случае поднятия рук!» Более того, некоторые последователи мазхаба, опираясь на подобные сообщения запрещали ханафитам молиться за шафиитами, поскольку те поднимали руки в намазе, а следовательно их молитва недействительна, как и молитва тех, кто молится позади них. Самый мерзкий хадис, который он придумал это следующий: - «Среди моей уммы появится человек, который будет известен как Мухаммад бин Идрис, и он нанесет больше вреда моей умме, чем Иблис, а также среди моей уммы появится человек, который будет известен как Абу Ханифа, и он станет светочем моей уммы». Данный "хадис" убивает двух зайцев: принижает имама аш-Шафии и возвеличивает имама Абу Ханифу. Шейх Салим аль-Хиляли сказал: «Фанатизм в вопросах следования мазхабам был одной из причин появления ложных и вымышленных хадисов. Так, данное высказывание, которое некоторые люди считают хадисом: «Абу Ханифа – светоч моей уммы», - является ложным, пророк (мир ему и благословение Аллаха) такого не произносил. Более того, это высказывание противоречит ясному тексту Корана: «О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем» (аль-Ахзаб 33: 45-46)». Если кто-то думает, что это просто выходки какого-то маргинала, то это абсолютно не так. Во-первых, хадис о запрете поднятия рук передается также от Мухаммада ибн "Укаши аль-Кирмани, а хадис о том, что имам Шафии подобен иблису, а Абу Ханифа светоч Уммы передается также от Мухаммада ибн Са’ида аль-Баураки. То есть таких выдумщиков было явно не мало. Более того, последний хадис имеет также другие пути, через которые он передается, однако все они сходятся либо на лживых, либо на неизвестных рассказчиках. И самое удивительное, что ханафитские мухаддисы на полном серьёзе собирают все версии и цепочки этого хадиса, пытаясь усилить их друг другом и удостоверить этот хадис. Эти хадисы, как и множество подобных цитируются в ханафитских книгах большими учеными этого мазхаба. И всё это несмотря на то, что посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) обобщенно сказал: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовиться занять свое место в Огне!» аль-Бухари 109.

Вопрос : Можно ли поднимать руки в мольбе?

Ответ : Поднятие рук в мольбе является этикой и сунной Пророка (мир ему и благословение), и в этом единогласны все мусульманские учёные, последователи разных мазхабов. На это указывают доводы из Корана и Сунны. В Коране сказано: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне » (сура «аль-Араф», аят 55).

Смиренная мольба бывает в спокойствии, в приниженности перед Всевышним Аллахом. Как передано в хадисе: «Я прошу Тебя, как просит бедный ».

Пророк (мир ему и благословение) во время обращения к Аллаху был в образе бедного человека, который просил у своего Господина.

Имам ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах), когда в его время некоторые подняли этот вопрос и утверждали, что по этой теме нет достоверных хадисов, составил книгу «Фазлуль Вига фи ахадисырафиль-ядайни фи дуа», в которой сказано: «Хадисы о поднятии рук в мольбе известные и являются таватуром (т. е. достоверными хадисами, в которые нужно верить на сто процентов, как будто сам был свидетелем того, о чём в них говорится) ».

Также ас-Суюти привёл в книге «Тадрибу ар-Рави» хадис от Пророка (мир ему и благословение), что он поднимал руки в мольбе, и об этом говорится также почти в ста хадисах. Сообщение о том, что Пророк (мир ему и благословение) поднимал руки в мольбе, входят в категорию таватур по смыслу. Такая практика достоверно установлена у Пророка (мир ему и благословение).

Имам ас-Суюти в своей книге говорит: «Подними свои руки Милостивому, умоляя, проси, плача и смиренно. Аллах наиболее превосходный среди тех, на кого надеются, и Велик Аллах от оставления тех отчаянных, кто возвёл к Нему руки».

Поднятие рук в мольбе является настоятельной сунной, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Человек в мольбе осознаёт нужду в Милостивом Аллахе». Потому что он просит у щедрого и Всемогущего. Превосходен Аллах от оставления своего раба, просящего, не исполнив его нужду.

Также тексты учёных последователей различных мазхабов (ханафиты, маликиты, шафииты, ханбалиты) свидетельствуют о дозволенности поднятия рук в мольбе.

Кто приводит в доводы некоторые хадисы, в которых говорится, что руки в мольбе Пророк (мир ему и благословение) не поднимал, или же приводят слова сподвижников, что не видели, как Пророк (мир ему и благословение) поднимал руки в мольбе, кроме как в испрашивании дождя. Также хадис Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), который приводится в обоих достоверных сборниках, этот хадис учёные обязали отнести не ко внешнему смыслу.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:

قد ثبت رفعُ يديه صلَّى الله عليه وسلَّم في الدعاء في مواطنَ غيرِ الاستسقاء، وهي أكثرُ من أن تُحصر، وقد جمعتُ منها نحوًا من ثلاثين حديثًا من الصحيحين أو أحدهما «شرح النووي على مسلم» 6/ 190

«Утверждено поднятие рук Пророком (мир ему и благословение) в мольбе в местах не испрашивании дождя. Их очень много, не возможно перечислить, некоторые я собрал, это около 30 хадисов из обоих достоверных сборников или из одного из них (см. в книге «Шархаля Муслим», 190/6).

Также ибн Хаджар Аскаляни говорит о том, что Пророк (мир ему и благословение) поднимал руки в не испрашивании дождя, однако не так, как в испрашивании дождя, когда руки поднимают высоко.

Основываясь на этом, мы говорим, что поднятие рук в мольбе является настоятельной сунной, мусульманин в смиренном, униженном состоянии перед Всевышним Аллахом поднимает руки.

Мы просим Всевышнего Аллаха дать возможность для всего благого и вызывающего довольство, принять наши мольбы, возвеличить нас получением ответа на мольбу

Ответил Шейх Мухаммад Васам

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Истинное мнение ханафитского мазхаба заключается в том, что руки следует поднимать лишь для вступительного такбира и больше не поднимать их снова (в намазе) (Хаскафи/Ибн Абидин, «Радд аль-Мухтар аля ад-дурруль-мухтар, 1.340, изд-во «Булак»).

Такое мнение установлено из хадисов, переданных от больших сподвижников Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), таких как Абдулла Масуд, Абдуллах ибн Умар и многих других (да будет доволен ими Аллах). Такого же мнения придерживаются ученые маликитского мазхаба.


Поднятие рук перед руку’. Существующие различия в сообщениях (хадисах)

Хадисы, где говорится о поднятии рук, можно разделить на три вида:

1) Во-первых, те, где ясно говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки перед совершением руку’.

2) Во-вторых, есть такие хадисы, где сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не поднимал руки, кроме как для вступительного такбира (такбиратуль-ихрам).

3) И в-третьих, есть хадисы, которые полностью описывают молитву Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), но не упоминают, поднимал ли он руки еще раз, кроме как для вступительного такбира, или нет.

Хадисы первой группы используют те ученые, которые придерживаются мнения о поднятии рук для совершения руку’, в то время как вторую группу хадисов используют те ученые, кто считает, что руки поднимать для руку’ не нужно. Несмотря на то, что хадисов первой группы, кажется, больше, чем вторых, это еще ничего не означает, поскольку хадисы третьей группы также можно использовать в сочетании с хадисами второй группы для доказательства, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки для совершения руку’. Причиной того, что рассказчик не счел нужным упоминать о поднятии рук, может быть факт, что это не было распространенной практикой. Трудно признать, что если бы поднятие рук было бы важным элементом молитвы, рассказчик бы не упомянул об этом. Таким образом, за счет использования хадисов третьей группы как дополнительного доказательства хадисов второй группы, хадисов в поддержку мнения о том, что руки следует поднимать лишь один раз, будет больше, чем тех, где поддерживается мнение о поднятии рук.

Для продолжения дальнейшего разговора нужно понимать, что поднятие рук Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) есть несуществующее (непроизошедшее) действие, а люди обычно не упоминают о непроизошедших действиях в своих разговорах. К примеру, если некто возвращался домой из мечети и случайно упал, человек, который будет рассказывать об этом событии, наверняка скажет: «Такой-то упал», поскольку его падение было существующим событием (тем, что на самом деле происходило). Если же тот самый человек пришел домой без всяких происшествий, то никто не будет отмечать это, говоря: «такой-то не упал», так как это несуществующее (непроизошедшее действие), одно из сотен таких действий, которые также не произошли.

Этот пример можно использовать для нашего разговора – почему пока Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки, рассказчики не сообщали об этом. Если бы это (поднятие рук) было бы обычной практикой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), а не тем, что он делал лишь время от времени, рассказчики, конечно, сказали бы об этом. Здесь также можно привести в пример человека, который принимает пищу в строго определенное время. Если в какой-то день он не поест в обычное время, кто-то заметит, что он не поел, поскольку принимать пищу в определенное время есть существующее действие для него, которое в какой-то момент не произошло. Никто бы стал упоминать, что он не принял пищу в другое время, поскольку для данного человека принимать пищу в другое время будет несуществующим действием, которое люди не упоминают обычно.

То же самое происходит и с хадисами третьей группы, где не говорится о поднятии рук Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) – они также могут использоваться в качестве доказательств для точки зрения ханафитов. Это (принятие данных хадисов) значительно увеличило бы число хадисов в пользу мнения ханафитов, и эти хадисы превзошли бы численностью хадисы первой категории.

Хадисы, где говорится о поднятии рук Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) для совершения руку’

Первая группа обычно представлена доказательствами от Ибн Умара и Малика аль-Хувайриса (да будет доволен ими Аллах) в качестве основного источника доказательств. Оба эти сахаба сообщают о том, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки перед совершением поясного поклона (руку’). Однако оба эти сподвижника также сообщили о поднятии рук во всех упомянутых выше семи случаях. В первую группу (хадисов) принимаются рассказы этих двух сподвижников, которые сообщают, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки на вступительный такбир и когда совершал руку’, и отвергали другие сообщения.

Теперь мы подошли к вопросу о сообщениях Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах), которые традиционно используются теми, кто придерживается мнения о неоднократном поднятии рук в намазе. Хорошо известно, что имам Малик (рахматуллахи алейх) знал много сообщений от Абдуллы ибн Умара. Известна его знаменитая цепочка передатчиков, которая проходит через Нафи к Абдулле ибн Умару (да будет доволен ими Аллах), которую обычно называют золотой цепью (сильсилят аз-захаба). Однако в этом вопросе (поднятия рук) имам Малик не основывался на данных сообщениях, а принимал сообщения от Ибн Масуда и отдавал предпочтение практике (таамуль) людей Медины, которые поднимали руки лишь для вступительного такбира.

И второй момент. Ибн Аби Шейба и имам Тахави передают другой хадис от Ибн Умара через Муджахида, в котором нет никакого упоминания о поднятии рук (кроме как для вступительного такбира). Если бы это было постоянной практикой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), то почему она не упоминается в этом сообщении?

Кроме того, хотя существует много хадисов от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), где говорится о поднятии рук, в них находят множество несоответствий. Такая путаница в сообщениях рассказчика не позволяет принимать его сообщения, особенно при наличии других сообщений, которые являются более точными и последовательными. Например, в одном из таких сообщений (от Ибн Умара), о котором упоминает имам Тахави в «Мушкиль аль-Асар», передается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки при каждом движении молитвы, в то время как в других его хадисах об этом не упоминается.

Хадисы, где говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки

Сейчас мы приведем сообщения от разных сподвижников, в том числе и от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), где говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки лишь для вступительного такбира.

1. Алькама (рахматуллахи алейх) передает, что Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Разве я не показывал тебе, как совершал намаз Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)? Он, когда совершал намаз, не поднимал руки, кроме как для вступительного такбира» (Сунан ат-Тирмизи, 1:59, Сунан ан-Насаи, 1:161, Сунан Абу Дауд, 1:116).

Имам Тирмизи классифицирует этот хадис как хороший (хасан). Алляма Ибн Хазм говорит, что этот хадис сахих (аль-Мухалля, 4:88), и алляма Ахмад Мухаммад Шакир, опровергая критику некоторых ученых в адрес этого хадиса в своем комментарии к Сунану ат-Тирмизи, пишет: «Достоверность этого хадиса подтвердили Ибн Хазм и другие ученые по хадису, и все утверждения о том, что он содержит дефекты, признаны неправильными». Он упоминает в книге «Аль-Джаухар ан-накыкат», что передатчики этого хадиса те же, что и передатчики (хадисов) Сахих Муслим (Иляус-сунан, 3:45).

2. Алькама (рахматуллахи алейх) передает, что Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Разве я не передал вам, как совершал молитву Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)? Он поднимал руки в начале (намаза) и не делал этого больше». (Сунан ан-Насаи 1: 158, Иляус-Сунан 3:48).

3. Алькама (рахматуллахи алейх) передает, что Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки на вступительный такбир, а затем больше не поднимал их опять» (Шарх Маани-л-Асар 224).

4. Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) передает: «Я совершал молитву с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), Абу Бакром и Умаром (да будет доволен ими Аллах), и они не поднимали руки, кроме как в начале молитвы» (Насб ар-райя, 1:526, Маджму з-заваид, 2:101).

Исходя из вышеприведенных хадисов, можно легко сделать вывод, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки регулярно во время молитвы. Ибн Масуд, Али и другие сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах) никогда не передавали бы такие сообщения, если бы они наблюдали, что Посланник Аллаха и праведные халифы регулярно поднимали руки. Также можно отметить, что все сообщения Ибн Масуда последовательны в том, что в них сообщается о поднятии рук в начале молитвы, и больше ни в каком другом случае.

Наконец Урва ибн Мурра (рахматуллахи алейх) сказал: «Когда я вошел в мечеть Хадрамаута (Йемен), я услышал, что Алькама ибн Вайль передает от своего отца, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки до и после совершения руку’. Я сообщил об этом Ибрагиму ан-Нака (рахматуллахи алейх), который гневно возразил: «Разве Вайль ибн Худжр единственный, кто видел Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)? Разве Ибн Масуд и другие сподвижники не видели его?» (Муватта имама Мухаммада, 92).

Следует ли поднимать руки при совершении поясного поклона – руку, возвращении в исходное положение после него, а также других действий во время молитвы?

Богословы ханафитской школы считают, что во время каких-либо действий в молитве, за исключением вступительного такбира, руки поднимать не следует. (Аш-Шибани Мухаммад Китабаль Асль Т1; с.37)В доказательство этого они приводят следующие аргументы:

1.Пророк Мухаммад (САВ), увидев однажды, как некоторые из его сподвижников поднимают руки во время молитвы, высказал им порицание: «Почему я вижу, как вы поднимаете руки, будто они хвосты упрямых лошадей?! Спокойно совершайте молитву». (Сб. Муслима, №430).

2.Однажды Ибн-Масуд сказал: «Не совершить ли мне для вас молитву (так как её совершал) Посланник Аллаха?» И совершил молитву, подняв руки только в первый раз (т.е. при произнесении вступительного такбира). (Сб. ат-Тирмизи, комментарии к № 256).

3. В хадисе аль-Бары ибн Азиба (РА) говорится: «Когда Пророк (САВ) начинал молитву, он поднимал руки близко к ушам и больше не возвращался к этому». (Сб. Абу-Дауда, №749).

4. Также сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаб и Али ибн Абу-Талиб (РА) поднимали руки только при первом такбире молитвы и более не возвращались к этому. (Эти сообщения переданы ат-Тахави со слов, соответственно, аль-Асвада и Асыма ибн Кулейбы).

Впрочем, существуют хадисы, в которых говорится об обратном:

  1. Ибн-Умар (РА) сказал: «Я видел, что, когда Посланник Аллаха (САВ) вставал на молитву, он поднимал руки до тех пор, пока они не становились на уровне плеч, и делал это, когда произносил такбир для поясного поклона и когда поднимал голову с поясного поклона, но не делал этого в земном поклоне». (Сб. аль-Бухари, №736; Муслим, №390).
  2. Ваиль ибн Худжр (РА) повествует, что он видел, как Пророк (САВ), приступая к молитве, поднял руки напротив ушей, произнеся такбир, потом завернулся в одежду и положил правую руку на левую. Потом, когда захотел сделать поясной поклон, вынул руки из одежды, поднял их, затем произнёс такбир и сделал поясной поклон. Затем после фразы: «Самиа л-Лаху ли-ман хамида-х» снова поднял руки. И, совершая земной поклон, положил голову между ладонями. (Сб. Муслима, №390).

На эти хадисы ханафиты отвечают следующими аргументами:

  1. Али бин Абу-Талиб и Ибн Масуд (РА) стали сподвижниками раньше Ибн-Умара и Ваиля ибн Худжра (РА), они всегда стояли близко к Пророку (САВ), находясь в первых рядах во время молитвы, и поэтому имели лучшее представление о том, каким именно образом она совершалась. (Аш-Шибани Мухаммад Китабаль-худжжа Аля ахль-Мадина Т1; С;94.)
  2. Эти и подобные им хадисы отменены вышеприведёнными сообщениями.

Таким образом, сунной является поднятие рук только при произнесении вступительного такбира. Это касается как обязательных, так и дополнительных молитв, за исключением совершаемых в праздники Разговения и Жертвоприношения, в которых руки следует поднимать также при дополнительных такбирах, а также ночного намаза – витр, в котором руки поднимают ещё и для молитвы Кунут.