Проповедь епископа воскресенского саввы в день отдания праздника пятидесятницы. Отдание праздника преполовения пятидесятницы

В среду 4-й седмицы (недели) после Пасхи в православной Церкви празднуется Преполовение Пятидесятницы , то есть половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В 2010 году этот день выпадает на 5 мая (22 апреля по старому стилю).

Предпразднства этот праздник не имеет. Преполовение празднуется 8 дней ; начиная от среды 4-й и кончая (не исключая и воскресенья) средой 5-й седмицы, когда празднуется Отдание (последний день попразднства, окончание) праздника Преполовения.

В богослужении этого праздника все время говорится о воде: "Преполовившуся празднику жаждущую душу мою благочестия напой водами...".

Церковное предание связывает этот ветхозаветный праздник с проповедью Христа в храме, о которой говорится в Евангелии от Иоанна.
Спаситель вошел в Иерусалимский храм и произнес проповедь, в которой говорил о Себе как о Мессии , в день, когда евреи отмечали Преполовение ветхозаветного праздника Кущей. Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, установленный в память сорокалетнего странствования евреев по пустыне (народ во время этого праздника поселялся в кущах, шалашах из древесных ветвей). Праздник Кущей тоже имел преполовение, т.е. как бы половину пути от Пасхи до праздника Кущей.

Он продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Последний, восьмой день ветхозаветного праздника Кущей сопровождался следующим обрядом: при многочисленном стечении народа первосвященник выходил из храма Соломонова к источнику Силоамскому, у подошвы Сиона; золотою чашею черпал светлую и чистую воду; при звуке труб возвращался в храм, смешивал воду с вином и возливал на жертвенник. Народ во время этого обряда не умолкая пел великое аллилуия, шесть псалмов. Этим обрядом вспоминалось чудесное напоение евреев в пустыне водою, добытую Моисеем из скалы.

Указывая на этот обряд как на преобразование, Иисус Христос объявил Себя источником истинной воды жизни. Христос в своей проповеди учил, что верующий в Него, наполнившись от Него истинною водою жизни, сам сделается благодатным сосудом, из которого в изобилии изойдут потоки различных даров Духа Божия. "Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой" - сказал Иисус в своей проповеди. На этом евангельском тексте основано все богослужение новозаветного праздника Преполовения.

В песнопениях Преполовения то прославляются Воскресение Христово, то напоминается о приближении праздника Пятидесятницы, когда Воскресший Господь ниспослал Своим ученикам Святаго Духа.

На день Преполовения совершается Великая вечерня с ветхозаветными чтениями.

Именно поэтому так вреден телевизор: он дает огромную пищу для мечтаний, он завладевает умом, причем так властно, что каждый, кто когда-нибудь смотрел телевизор, знает, как трудно от него оторваться - он как магнитом тянет. Хотя потом ощущаешь в душе пустоту, готов сам себя проклясть: опять время потерял, опять голова болит, время убито, а что приобрел? Говорят: вот, надо узнать новости. Ну, узнал. Что это знание тебе дало? Ничего. Какая завтра погода? На градусник посмотри и увидишь. Тем более, всем известно, что пятьдесят процентов угадают, а пятьдесят - соврут. Ну выгляни в окно, сам подумай и угадай. Может быть, еще точнее получится. Так что нам надо стараться от этих привычек отстраняться, особенно постом. Может быть, за это время мы вообще от них отвыкнем - а если нет, впереди Успенский пост, еще будем отвыкать. Пост - время, когда мы откладываем всякие развлечения и живем монашеской жизнью. Это для нас очень полезно.

«Псалмопение с сокрушением». Мы живем в конце христианской эпохи, и за всю историю Церкви скопилось очень много замечательных молитв, из которых составлен наш молитвослов. У древних же отцов - а эти слова сказаны в третьем веке, то есть тысячу семьсот лет тому назад, - не было молитвослова. Тогда у монахов была одна только книга - Псалтирь. Они молились, нараспев читая псалмы, и это называлось псалмопением. Почему псалмопение с сокрушением? Многие из нас, когда молятся, начинают мечтать, уноситься умом далеко, по разным стихиям мира, что-то о себе мнить. Этот образ молитвы неправильный. Молиться надо всегда с сокрушением, с покаянием, всегда осознавая, кто мы и кто Тот, Кому мы молимся. Молиться надо так, чтобы никогда собой не любоваться, не думать, как выглядишь со стороны, не радоваться, что много прочел. У молитвы должен быть единственный плод - сокрушение сердца. Часто мы откладываем молитвослов или Псалтирь с таким чувством, что хорошо помолились. Это значит, мы помолились плохо. Потому что когда человек оценивает себя и начинает похваливать, это не есть результат доброй молитвы. Добрая молитва - та, которая кончается слезами, когда человек сокрушает свое сердце, когда чувствует, что он такой грешник, что не достоин быть половой тряпкой в бане или у входа в метро, о которую все ноги вытирают. Вот когда в результате молитвы человек приблизится к этому чувству, значит, молитва была истинная.

Очень важно иметь молчание «и ни о чем другом не думать, как только о чаянии Господа». «Чаяние» - значит «ожидание». Господь нам повелел, чтобы мы всегда были готовы встретить Небесного Жениха: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». То есть мы всегда должны быть готовы к встрече Господа, ждать, когда Господь Святый Дух нас посетит. Должны все время бдеть над своим сердцем. Нам все время надо только об этом думать: как бы так угодить Богу, чтобы Господь к нам пришел и всегда был с нами, чтобы ничем Его не оскорбить, чтобы Он никогда не отходил от нас. Вот мы сейчас трудимся, храм восстанавливаем и иногда так увлекаемся работой, общением с людьми - ведь все хорошие люди собираются, симпатичные, милые, добрые, - что это нас уводит от самого главного. А надо всегда помнить: кому мы это делаем? Самому Господу Богу. Все надо делать перед Ним, ради Него, Ему надо посвящать каждый свой жест, каждое свое дело. Апостол Павел говорил: «Едите ли, пьете ли... все делайте во славу Божию». Чтобы любое дело, нами сделанное, было ради Бога: вот, Господи, смотри, это для Тебя я тружусь. Никогда не забывать о главной цели нашего существования: зачем мы живем? Чтобы Бога прославлять и делом, и словом, и мыслью, и всей свой жизнью. Конечно, мы люди грешные, немощные, все время отвлекаемся, забываем, с кем-то поругаемся иногда, осудим - но тут же спохватись, покайся и начинай сначала, опять для Господа трудись. И так все меньше, меньше и меньше будем на мирскую суету отвлекаться и все больше Богу служить.

Еще старец сказал: «Будем заботиться о кротости». А Господь сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». Кроткий человек - значит незлобивый, необидчивый, не лезущий вперед, спокойный, рассудительный. Надо стремиться к кротости, чтобы мы не были спорливые, раздражительные, настаивающие на своем, нахальные, как мирские люди. У нас так не должно быть. Мы все время должны заботиться о том, чтобы быть кроткими. Разгорячился - сразу подумай: кротость от меня ушла, это плохо, значит, я уже не Христов ученик.

«Заботиться о злострадании». Надо заботиться о том, чтобы поскорбеть за Христа. Всегда радоваться всякой скорби. Поболеть, пострадать, потрудиться, спину свою погнуть, ножки потомить, коленочки немножко к полу прижать, понудить себя. Самому стараться - не ждать, пока болезнь какая придет, а понуждать себя немножко, чуть-чуть всегда делать через силу. Немного, потому что если много будешь делать через силу, то совсем завалишься, это неразумно. Чуть-чуть нудить, прибавлять себе этого злострадания, все время ради Бога побольше делать: помолился, устал - ну еще чуть-чуть. И так во всем.

«Заботиться о долготерпении». Некоторые говорят: я молюсь уже два месяца - и ничего. Надо долго молиться - десять, двадцать лет. Надо приучать себя к терпению. Чтобы достичь христианской жизни, надо научиться терпеть долго.

«Заботиться о любви». Всякая злоба, ненависть, раздражение друг против друга, обиды - упаси Бог, это должно быть совершенно выброшено от нас. Все время надо думать: поступаю ли я с любовью? Что для меня дороже: какое-то дело или сам человек? Мы часто ради дела готовы на человека напасть, обидеть, отругать. Но все-таки человек дороже дела. И всегда надо помнить, что наше главное дело на земле - стяжать любовь, и заботиться: по любви ли я поступаю? Бывает, от других людей по отношению к нам исходит рознь, злоба. Но это Бог с ними, лишь бы от нас ничего не было. В этом состоит христианская жизнь.

И еще старец сказал: «Назначение христианина - подражать Христу». А как подражать Христу, если мы Его не знаем? Поэтому Евангелие, как я уже тысячу раз говорил и еще тысячу раз буду говорить, нам нужно знать наизусть. Не зная Евангелия, невозможно вообще жить. Оно должно быть основной нашей пищей. Мы должны читать Евангелие каждый день, хотя бы по одной главе, читать сосредоточенно, со вниманием, размышлять. Некоторые говорят: мне некогда. Главу прочесть - это сорок секунд при определенном навыке, кто медленно читает - полторы - три минуты. Уж полторы минуты из двадцати четырех часов для Господа и для спасения своей души найти можно! Как бы ни устал, как бы трудно ни было - а ты почитай, поразмысли. И вот так раз прочтешь, два, сто, тысячу раз прочтешь Евангелие - и постепенно ум твой усвоит. Конечно, кто поздно начал, тому трудней. А никто не виноват, надо было с детства в церковь ходить. Но Господь всегда поможет, если мы перед чтением Евангелия будем молиться: «Господи, помоги мне, вразуми».

И, познав Евангелие, мы узнаем жизнь Христову, узнаем Его чувства, Его слова, Его поступки. И тогда у нас всегда будет пример перед глазами. Вот какая-то ситуация - а ты не знаешь, как поступить. Задай себе вопрос: будь на моем месте Господь наш Иисус Христос, как бы Он поступил? И сразу тебе будет ответ: вот так ты должен поступить. Потому что Человек Иисус Христос, живя на земле, не совершил ни одного греха. Вот у нас какой образ. Любые самые святые люди имели какие-то изъяны, это неизбежно, все люди грешны по сравнению с Богом. Амвросий Оптинский в детстве был непослушным мальчиком. Сергий Радонежский в детстве плохо учился. У каждого какие-то были недостатки, но потом благодать Божия все восполнила. Вот так и мы должны, подражая Христу, восполнять свои немощи, приближаться к Царствию Небесному. А Петровский пост нам будет в этом помогать. Спаси, Господи.


Сегодняшний день это день отдания праздника Пятидесятницы или праздника Святой Троицы. И многие кто ходит в церковь, часто спрашивают, а что это - Пятидесятница? Непонятное такое название, правда? Пятидесятница означает пятьдесят. В библейской истории, кто знает Библию, в Ветхом Завете был праздник Пятидесятницы, то есть пятидесятый день, когда богоизбранный народ, избавился от плена, вышел из Египта.

И пророк Моисей Боговидец поднимается на гору Синай, где ему чудесным образом является Бог. Он беседует с Богом лицом к лицу, и Бог в лице Моисея дает человечеству Заповеди, Скрижали Завета. Заповеди любви к Богу и вторая скрижаль это заповеди любви к человеку. И говорит, что весь смысл человеческой жизни есть постижение Божественной любви, вхождение в эту любовь. И в этом есть спасение человека.

И вот на пятидесятый день после Пасхи, после Воскресения Христова, все апостолы собрались в Иерусалиме, потому что в этот день приходили в Иерусалимский Храм и все принимали участие в богослужении. Так делали и апостолы. Они жили в горнице, в таком маленьком домике, в этом домике я был, когда совершал паломничество и Иерусалим. Небольшая такая комнатка, небольшой домик, где едва поместится полтора десятка человек. И вот в этой горнице, благодать Святого Духа сошла на апостолов, а в их лице сошла на всех верующих во Христа. И, говоря более глубоко, сошла на нашу Православную Христианскую Церковь. А Церковь это мы все с вами вместе верующие в Бога и отдающие себя Богу. И мы являемся единым, богочеловеческим организмом.

И вот эта благодать Духа Божия, преобразила апостолов. Они простые мужики, работали рыбаками, и вы знаете, когда люди простые, какой у них уровень, какие разговоры и какие у них интересы. И вдруг, они становятся… непостижимыми! Они преображают все вокруг себя. Они возвещают Слово Божие. Да, они слышали слова Христовы, да они пошли за Ним, но они получили Благодать Духа Божия, который преобразила их. Они стали понимать то, что порой непонятно человеческому разуму. Они стали понимать сердцем то, что порой непостижимо для человеческого существа. Вера творит чудеса! И они преобразились и к этому преображению пошли призывать все народы, всю вселенную, весь наш человеческий мир.

Многие верующие даже на своем опыте знают, как меняется человек, когда касается его благодать Божия. Трудно бывает, падаешь, плачешь, стоишь на коленках, а благодать касается сердца и все проходит. Приходишь в храм и ощущаешь такую радость, чувствуешь рядом присутствие Бога, и уже ничего не страшно, и уже никого и ничего не боишься. И смерть, как говорится, не страшна. И таких примеров в Церкви, миллионы. Весь сонм святых. Поэтому мы будем завтра праздновать Собор Всех Святых Богу угодивших.

Вот так благодать духа Божия преобразила нашу землю. Люди стали святыми. Первые христиане называли друг друга братьями и сестрами. Называли христиан святыми и это действительно подлинное их название, подлинное обращение к ним.

И вот сегодня Церковь тоже обращается к нам, святым, призывая нас стать таковыми, каковыми мы должны быть. В Евангелии мы слышали сегодня наставление и в посланиях апостольских, что «вы свет миру, вы соль земли» и мы должны спастись сами, а когда сам спасаешься, вокруг тебя спасаются другие. И смысл нашей жизни, нашего спасения в чем проявляется? В стяжании благодати Духа Божия, как учил Серафим Саровский, а апостол Павел говорит: «вы храм Божий и Дух Божий живет в вас».

Каждый из нас это храм, это маленькая горница эта сионская, где Господь явился ученикам и преобразил их. Каждый человек, его сердце, это престол Живого Бога. Вот об этом напоминает Церковь нам сегодня, а потом праздник Всех Святых, призывает к святости, подлинной христианской жизни, Аминь.

Проповедь произнесена в день отдания праздника Пятидесятницы года 2016-го в храме святителя Николая поселка Берестовица

10 июня с. г., в субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице, в приходе Сретения Господня г. Алена была совершена Божественная литургия.

На этот день приходится отдание праздника Пятидесятницы, т. е. последний день попразднства, отличающийся большей торжественностью богослужения, имея в службе песнопения и молитвы самого праздника. Литургия в этот день более торжественна, чем в дни попразднства, но менее, чем в сам праздник. Молящиеся, еще раз переживая евангельские события Пятидесятницы, словно прощаются с праздником до следующего года.

Под именем Пятидесятницы разумеется 50-й день по Пасхе, празднуемый в воспоминание события сошествия Святаго Духа на апостолов. Это один из величайших христианских праздников от времен апостольских.

Сошествие Святаго Духа. Из книги протоиерея Григория Дьяченко
«Простое Евангельское слово»

Иисус Христос избрал учеников Своих из бедных и неученых людей; некоторые были рыбаками и жили своим промыслом. Господь повелел им проповедовать Слово Его по всему миру. Они должны были обращать иудеев и язычников, говорить с учеными и мудрыми, с сильными и знатными людьми. Порученное им дело было трудно. Его нельзя было совершить без помощи Божией. И эта помощь была им обещана Иисусом Христом, Который повелел им не отлучаться из Иерусалима, пока не облекутся силою свыше. Он обещал им дар чудотворения, знание языков, обещал им Свое постоянное присутствие с верующими.

Дана Мне всякая власть на небе и на земле, сказал Он им. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:18-20).

После этих слов Господь вознесся на небо. Ученики же возвратились в Иерусалим, где и пребывали в горнице на горе Сион в постоянной молитве, с радостью и упованием ожидая обещанного им Утешителя, Духа Святаго. С ними была Матерь Иисуса, некоторые жены, уверовавшие в Господа, и другие верующие.

Наступал день Пятидесятницы. Этот праздник совершался торжественно в Иерусалиме в пятидесятый день после Пасхи. Им воспоминалось дарование Закона Моисею на горе Синай. Дома и синагоги украшались древесными ветвями; множество народа приходило в Иерусалим из всех стран мира.

В Евангелии повествуется, что апостолы молились единодушно в горнице на горе Сион, как вдруг, в третьем часу дня, что соответствует девятому часу утра по нашему времени, сделался великий шум с неба как бы от сильного ветра, и Дух Святый, в виде огненных языков, низшел на каждого из молящихся; все они исполнились Божественною силою и мудростью; все вдруг получили великий дар свыше – знание языков, что должно было облегчить им благовествование всем народам.

Услышав шум, множество людей окружили дом, в котором находились апостолы, – здесь было много иноземцев и много иудеев, живших по чужим землям и приехавших в Иерусалим на праздник. Апостолы вышли к ним и стали говорить с каждым на его родном языке, проповедуя о великих делах Божиих. Все изумлялись этому. Тогда Петр стал объяснять пророчества, в которых предсказано было о пришествии Иисуса Христа, и объявил, что все эти пророчества теперь исполнились, что Христос родился, был распят и потом воскрес, что Он ныне излил на апостолов Своих Духа Святаго. Слышавшие это умилились сердцем и говорили: «Что же нам делать?» Петр отвечал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, чтобы получить прощение грехов; и получите дар Святаго Духа. Обещание это дано вам и всем, кого призовет Господь. Спасайтесь от сего развращенного рода» (ср.: Деян. 2:37-40). В этот день около трех тысяч человек обратились ко Христу и приняли крещение. Они стали жить вместе с апостолами и имели все общее; постоянно пребывали в молитве и преломлении хлеба, т. е. совершали установленное Господом Таинство Евхаристии.

Святая Церковь совершает торжественно память о Сошествии Святаго Духа. Этот праздник называется днем Пятидесятницы, а также днем Святой Троицы. Церкви и дома украшаются древесными ветвями и цветами в память того, что под сенью зеленых кущей праздновали и евреи дарование им Закона. В прославление же новой благодати, излиянной на апостолов, Церковь воспевает: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбце, слава Тебе». По-русски: «Благословен Христос Бог наш, Который явил премудрых ловцов, ниспослав им Святаго Духа, и чрез них уловил вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!»

«Уловил вселенную» значит: привлек весь мир к истинной вере. Слово «уловил» употребляется тут потому, что апостолам, которые были рыбаками, ловцами рыбы, Господь сказал: «Я сделаю вас ловцами человеков».

Литургия в этот праздник отличается тем, что за ней следует немедленно Великая вечерня с тремя коленопреклоненными молитвами. Следующий за днем Пятидесятницы день называется днем Сошествия Святаго Духа и есть продолжение того же праздника.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Отдание праздника Святой Троицы, дня Пятидесятницы - излияния Духа Святаго, рождения Церкви Христовой. Учение о Святой Троице является основополагающим Божественным Откровением, непостижимым для человеческого ума. Посредством человеческих слов нам отчасти открывается Богооткровенная истина Бога о Самом Себе и приоткрывается некая завеса Тайны Самой Святой Троицы. Мы как христиане верим в Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.

Дабы как-то приблизить понимание о Боге троичном в Лицах, но едином по существу, в разные времена Троицу сравнивали то с солнцем, то с источником воды. Чтобы понять Святую Троицу, необходимо совершить подвиг молитвы, ибо мы знаем, что истинный богослов тот, кто молится. И эта тайна богословия Святой Троицы может открыться человеку тогда, когда он преуспеет в этом молитвенном подвиге своём. Наперёд скажу, что тайна понимания Святой Троицы, помимо посредства молитвы, заключается в любви. Ибо Единосущие подкрепляется этой великой и главной добродетелью.

Когда мы говорим, что любим человека, мы порой не осознаем смысла этого глубочайшего слова. Поскольку для нас, большей частью, понимание любви - это некие особые чувства к тому или иному человеку, какое-то доброе благорасположение, может быть, желание находиться рядом, привыкание к этому человеку. Но чаще всего слово «любовь» нами определяется как некое чувство, которое возникает «за что-то»: за какие-то добрые взаимные к нам расположения, за красоту физическую, телесную. Но на самом-то деле любовь является самопожертвованием, и это её основное понятие.

Хотя в миру и говорят, что нет определения любви, но любовь - это когда мы любим человека просто так, за то, что он есть, когда мы готовы принести себя в жертву ради его благосостояния и благополучия. Именно такое определение любви дал нам Сам Господь, когда Бог Отец послал Сына Своего Единородного в этот мир, когда Он воплотился и ради любви к роду человеческому принял на Себя страдания, распятие и смерть. Это совершение подвига было во имя любви к роду человеческому.

Господь мог стереть нас с лица земли - строптивых, себялюбивых, гордых, ненавидящих друг друга, которым мешает всё в этом мире, в том числе и природа - дождь и даже соловьи, которые мешают спать. Наше око злое - мы видим в друг друге одно зло, ничего доброго не видим и не ощущаем. И вот к нам, таким непотребным, две тысячи лет назад пришёл Господь Бог, чтобы сделать нас лучше, чтобы наш взгляд стал добрым, чтобы мы видели друг друга не через извращенную призму зла, а через призму любви, самопожертвования.

Сам Господь дал нам пример этого подвига любви. Его любовь к роду человеческому «ни за что». Более того, мы не заслуживаем этой любви! Вы сами понимаете, насколько мы порочны и не имеем даже толики самопожертвования. Но добродетель любви возникает не сразу, хотя порой мы имеем некое доброе расположение друг к другу. Это путь всей нашей жизни, чтобы в конце концов любить всех просто так, во имя самопожертвования.

На пути к этой добродетели есть множество других, но первоочередной, фундаментальной добродетелью является смирение. Оно самым непосредственным образом связано с сегодняшними днями празднования Святой Троицы, Пятидесятницы, поскольку Священное Писание нам говорит об исполнении благодатью Божией тех, кто исполнился добродетелью смирения. В Священном Писании сказано: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4,6). То есть, первым этапом исполнения Духа Святаго в нашем сердце является наличие смирения - осознание своего недостоинства; понимание своей греховности, нечистоты; понимание того, что вокруг - самые лучшие люди, а ты являешься самым испорченным человеком.

Только когда мы к себе относимся с неким предубеждением и строгостью, а к ближним, наоборот, - со снисхождением и добрым расположением, наше спасение становится истинным. Но если мы к себе имеем строгость и эту строгость начинаем проявлять к другим, тогда у нас появляется некий суррогат духовной жизни. И не понятно, чем мы исполняемся - благодатью Божией или греховной составляющей.

В прошлое воскресенье, в день Святой Троицы, когда мы посещали храм Божий, наверное, многие из вас ощущали состояние умиротворения. Всё к тому располагало: продолжительное богослужение, стояние на коленях. Вспомните, какими вы выходили из храма в этот день. Я думаю, что многие из вас были умиротворены, одухотворены. То есть, каждый почувствовал благодать Божию, которой была исполнена вся Церковь, и мы частично имели излияние Духа Святаго. Это не зря происходит в день Святой Троицы, чтобы мы имели возможность ощутить то, к чему должны стремиться и через добродетель смирения стяжать - благодатное состояние души.