«Современному человеку позорно не знать своей истории. "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего" — М. Ломоносов Произведение о людях которые не знают историю

Особенно это бросается в глаза при обсуждении легендарной и непростой эпохи правления царя Ивана Грозного, и наглядный пример того приведен в статье на сайте «URA.RU» (http://ura.ru/content/chel/05-06-2013/news/1052158993.html):

Примеры высказываний детей:

  • «Иван Грозный стоял на самой низкой ступени человеческого развития».
  • «Среди опричников Иван Грозный имел авторитет. Остальные относились к нему, как к психу».
  • «Опричники Ивана Грозного были как анархисты на службе у государства».
  • «Иван Грозный не позволял народу вести девиантный образ жизни».
  • «При Иване Грозном на Болотной площади рубили головы, а не орали, что попало».
  • «Сталин мог бы выиграть Ливонскую войну. Иван Грозный все-таки был не Сталин».
  • «Иван Грозный любил духовность, что не мешало ему поджаривать новгородцев на кострищах».
  • «При Иване Грозном никого не спас бы и философский пароход».
  • «Иван IV с детства не любил людей, из-за чего случались массовые казни».
  • «Лучшие умы отрубил палач Скуратов».
  • «Современные милиционеры обижаются, когда их называют опричниками. Мой папа-милиционер бьет таким морду».
  • «Кто не любил работать шел в опричники».
  • «Опричники помогли Ивану Грозному укрепить рубль».
  • «В Сибирь опричники не полезли, послали туда казаков».
  • «Опричникам мы обязаны присоединением Сибири».
  • «Иван Грозный после всего попробовал заставить опричников заниматься сельским хозяйством. Но ничего не получилось. Они не хотели трудиться. Пришлось их тоже убить».
  • «Иван Грозный это создатель тоталитаризма».
  • «Иван Грозный запретил все газеты».
  • «Царь положил конец боярскому беспределу, кого не убил того выгнал».
  • «Иван Грозный был враг стабильности. Его враг Курбский, впрочем, тоже».
  • «Иван Грозный разделил страну на зону террора и зону безвластия».
  • «При Иване Грозном бояре нервничали, им было действительно страшно».
  • «При Грозном происходила гибель больших масс боярского населения».
  • «Покорность народа при Иване IV выросла, но кому от этого легче, если каждую ночь снятся кровавые мальчики».
  • «При Иване Грозном военные могли хорошо зарабатывать».

Уважаемые родители!

Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»*. Действительно, у нас не сможет сложиться нормальное будущее, если мы свою российскую историю будем считать только чередованием кровавых и жестоких событий, а большинство своих правителей из прошлого считать исключительно «палачами и душителями свободы».

Безусловно, во многом «каша» в головах наших детей обусловлена снижением качества преподавания отечественной истории в школах, но присутствует и другой немаловажный фактор – это пассивность родителей в этой важнейшей сфере знаний. Необходимо и важно и самим родителям изучать историю своей Родины, доводя её потом до своих детей в доступном и популярном виде.

На нашем сайте в разделе «Ребятам об истории России» регулярно публикуются различные материалы, есть и об Иване Грозном, но для того чтобы правление Ивана не замыкалось в вашем сознании только введением опричнины и репрессиями против бояр, предлагаем для сведения краткий перечень его нововведений.

Итак, за время правления Ивана Грозного на Руси произошли следующие нововведения и события:

  • введен суд присяжных;
  • появилось бесплатное начальное образование (церковно-приходские школы);
  • введен медицинский карантин на границах;
  • появилось местное выборное самоуправление вместо воевод;
  • впервые создана регулярная армия (первая в мире военная форма появилась у стрельцов);
  • остановлены татарские набеги из Крыма (после его гибели набеги приобрели прежние масштабы – ежегодно десятки и сотни тысяч людей уводились в рабство);
  • пресечено пиратство «воровских казаков» на средней и нижней Волге;
  • установлено равенство между всеми слоями населения (крепостничество в то время на Руси не существовало: крестьянине обязаны были сидеть на земле, пока не заплатят за ее аренду, а дети их считались свободными от рождения);
  • запрещен рабский труд (судебник Ивана Грозного);
  • введена государственная монополия на торговлю пушниной;
  • территория страны увеличена в 30 раз (Прибалтика, Казань, Астрахань, Сибирь, Дикое поле, Дон);
  • эмиграция населения из Европы превысила 30 тысяч семей (тем, кто селился вдоль Засечной черты, выплачивались подъемные 5 руб. на семью);
  • рост благосостояния населения (и выплачиваемых налогов) за время царствования составил несколько тысяч процентов;
  • за все время царствования (четверть века) не было ни одного казненного без суда и следствия, общее число «репрессированных» составило от 3-х до 4-х тысяч человек (!!!).

Что касается репрессий и человеческих жертв, том же XVI веке в Западной Европе:

  • инквизиция осудила на смерть и казнила 25 тыс. жителей Нидерландов;
  • в Германии при Карле V было казнено около 100 тыс. человек;
  • в Англии при Генрихе VIII за 14 лет было повешено 72 тыс. человек:
  • в Англии с 1558 года по 1603 при Елизавете казнили 89 тыс. человек;
  • Варфоломеевская ночь во Франции унесла жизни 20 тыс. протестантов-гугенотов (за это Римский папа наградил отличившихся специальной медалью).

* Примечание к цитате

Что касается происхождения этой цитаты, то конкретных документов, подписанных М.В. Ломоносовым, содержащих именно эту фразу, к сожалению, не сохранилось. А предыстория здесь следующая. В 1749-1750 годах Ломоносов резко выступил против новой в то время версии русской истории, создаваемой академиками Г. Миллером и И. Байером. Он подверг публичной критике и диссертацию Миллера «О происхождении имени и народа российского», и дал уничтожающую характеристику трудов Байера по русской истории.

C этого времени занятия вопросами российской истории стали для Ломоносова такой же необходимостью, как и занятия естественными науками. В переписке с И.И. Шуваловым (куратором Московского университета) он упоминал свои работы «Описание самозванцев и стрелецких бунтов», «О состоянии России во время царствования государя царя Михаила Фёдоровича», «Сокращённое описание дел государевых», «Записки о трудах монарха», но наиболее известным его трудом стала «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской Императорской и Королевской шведской академий наук» (полное название).

Однако ни упомянутых трудов, ни других многочисленных документов, которые Ломоносов намеревался опубликовать в виде примечаний, ни подготовительных материалов, ни рукописей 2-й и 3-й частей I тома «Древней Российской истории» до нас не дошло. Они были конфискованы после смерти великого ученого в 1765 году и исчезли бесследно. Только 1-я часть первого тома всё же была издана в 1772 году.

В советское время 1-я часть I тома «Древней Российской истории» издана в Полном Собрании Сочинений М.В. Ломоносова (т.6, Издательство Академии Наук СССР, Москва, Ленинград, 1952).

Именно поэтому знаменитое высказывание М.В. Ломоносова стало расходиться в российском обществе в фольклорном варианте, дойдя так и до наших дней.

P.S. Поскольку данная статья вызвала большой интерес у читателей, только в 2014 году её прочитали более 3-х тысяч посетителей сайта, редакция посчитала возможным добавить к ней дополнительно интересный материал, касающихся двух легендарных исторических личностей России – Ивана Грозного и Иосифа Сталина, опубликованный 3 января на сайте информационного центра «AfterShock» автором «Солидарный» (первоисточник http://aftershock.su/?q=node/278741).

Сталин о Грозном

На АШ (AfterShock) нашёл лишь пару предложений отсюда. Считаю, что эти высказывания И.В.Сталина о царе Иване IV должны быть на ресурсе – они ни на каплю не потеряли своей актуальности.

Выступление на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) по вопросу о кинофильме “Большая жизнь”

«Или другой фильм - «Иван Грозный» Эйзенштейна, вторая серия. Не знаю, видел ли кто его, я смотрел, - омерзительная штука! Человек совершенно отвлекся от истории. Изобразил опричников, как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-Клукс-Клана. Эйзенштейн не понял того, что войска опричнины были прогрессивными войсками, на которые опирался Иван Грозный, чтобы собрать Россию в одно централизованное государство, против феодальных князей, которые хотели раздробить и ослабить его. У Эйзенштейна старое отношение к опричнине. Отношение старых историков к опричнине было грубо отрицательным, потому что репрессии Грозного они расценивали, как репрессии Николая Второго, и совершенно отвлекались от исторической обстановки, в которой это происходило.

В наше время другой взгляд на опричнину. Россия, раздробленная на феодальные княжества, т.е. на несколько государств, должна была объединиться, если не хотела подпасть под татарское иго второй раз. Это ясно для всякого и для Эйзенштейна должно было быть ясно. Эйзенштейн не может не знать этого, потому что есть соответствующая литература, а он изобразил каких-то дегенератов. Иван Грозный был человеком с волей, с характером, а у Эйзенштейна он какой-то безвольный Гамлет. Это уже формалистика. Какое нам дело до формализма, - вы нам дайте историческую правду. Изучение требует терпения, а у некоторых постановщиков не хватает терпения и поэтому они соединяют все воедино и преподносят фильм: вот вам, «глотайте», - тем более, что на нем марка Эйзенштейна. Как же научить людей относиться добросовестно к своим обязанностям и к интересам зрителей и государства? Ведь мы хотим воспитывать молодежь на правде, а не на том, чтобы искажать правду».

Запись беседы с С.М. Эйзенштейном и Н.К. Черкасовым по поводу фильма “Иван Грозный”

Сталин. Вы историю изучали?

Эйзенштейн. Более или менее…

Сталин. Более или менее?.. Я тоже немножко знаком с историей. У вас неправильно показана опричнина. Опричнина - это королевское войско. В отличие от феодальной армии, которая могла в любой момент сворачивать свои знамена и уходить с войны, - образовалась регулярная армия, прогрессивная армия. У вас опричники показаны, как ку-клус-клан.

Эйзенштейн сказал, что они одеты в белые колпаки, а у нас - в черные.

Молотов. Это принципиальной разницы не составляет.

Сталин. Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения… Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе. Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния. В показе Ивана Грозного в таком направлении были допущены отклонения и неправильности. Петр I - тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России. Еще больше допустила его Екатерина. И дальше. Разве двор Александра I был русским двором? Разве двор Николая I был русским двором? Нет. Это были немецкие дворы.

Замечательным мероприятием Ивана Грозного было то, что он первый ввел государственную монополию внешней торговли. Иван Грозный был первый, кто ее ввел, Ленин - второй.

Жданов. Эйзенштейновский Иван Грозный получился неврастеником.

Молотов. Вообще сделан упор на психологизм, на чрезмерное подчеркивание внутренних психологических противоречий и личных переживаний.

Сталин. Нужно показывать исторические фигуры правильно по стилю. Так, например, в первой серии не верно, что Иван Грозный так долго целуется с женой. В те времена это не допускалось.

Жданов. Картина сделана в византийском уклоне, и там тоже это не практиковалось.

Молотов. Вторая серия очень зажата сводами, подвалами, нет свежего воздуха, нет шири Москвы, нет показа народа. Можно показывать разговоры, можно показывать репрессии, но не только это.

Сталин.
Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал… Нужно было быть еще решительнее.

Испокон веков многие поколения людей интересовало, что есть душа, какова ее суть и можно ли познать ее глубину. И великое же множество писателей затрагивало эту, безусловно, важную тему…

Бесспорно, отечественные классики внесли существенную лепту в мировую сокровищницу литературы, снискав признание во многих странах своими изумительными, пронзительными произведениями. Нередко от , до того точно авторы демонстрируют потаенные уголки душ своих героев, в которых мы узнаем подчас самих себя.

1. «Иванов», Антон Павлович Чехов

Врач по профессии, Чехов отлично разбирался и в человеческих душах, свидетельством тому служит большое количество рассказов, повестей и пьес о простых и не очень людях, об их чувствах и отношениях. Пьеса - хороший пример тому. В ней показано предательство жены мужем, меркантильный интерес родственников, метания главного героя между двумя женщинами, и, как итог, трагическая развязка.

2. «Гранатовый браслет», Александр Иванович Куприн

Известный русский писатель Александр Куприн написал немало отличных произведений, которые с удовольствием читали и читают до сих пор многие поколения людей. Темы отношений, затрагиваемые в его рассказах и повестях, все так же актуальны и сейчас.
Повесть Куприна очень хорошо отображает немалые душевные страдания маленького человека по отношению к предмету своей платонической любви. Эти страдания он стоически пронес через всю свою жизнь, но бездушные, жестокие люди, окружавшие ту самую женщину, разрушили его мир и подвели к черте, после которой нет возврата.

3. «Бесы», Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский, происходящий из дворянского рода, тем не менее, был близок и к простым людям, чьи судьбы он описывал во многих своих произведениях. Многие из его повестей и романов показывают ту гниль, ту самую безысходность бытия, человеческого от которой берет оторопь.

Одно из знаковых, тяжелых произведений Ф.М. Достоевского очень ярко описывает все более возрастающую тоску по другой жизни, все более возрастающее недовольство жизнью этой, и, как следствие, «брожение умов» круга людей, бросивших на алтарь идей человеческую жизнь.

4. «Записки юного врача», Михаил Афанасьевич Булгаков

Булгаков, русский писатель, романист, режиссер, учился на медицинском факультете и после имел врачебную практику, прошел Первую мировую войну и знал на личном опыте, насколько трудно оставаться человеком в тяжелых условиях.

Его произведения, а точнее, цикл рассказов в некотором роде биографичны и отлично показывают, насколько может быть грязной жизнь, ведь там, где люди безграмотны, зачастую они и бездуховны, и речь идет не о религии, а о качествах и характере окружающих. Беспросветная тупость крестьян (вызванная отсутствием возможности развиваться умственно), их скотские условия жизни приводят к тому, что молодой врач становится морфинистом поневоле, а после уже не может сойти с этого поезда, все быстрее мчащегося под откос.

5. «Доктор Живаго», Борис Леонидович Пастернак

Невзирая на то, что Пастернака нельзя отнести к «тем самым классикам», его произведение очень хорошо описывает изменения в людях, происходящие под давлением судьбы, о том, как кто-то остается человеком, а кто-то еще больше превращается в скот, но не человека. Можно смело сказать, что данное творение Пастернака пополнило собой кладезь книг, которые .

События произведения происходят еще до Октябрьской революции, в период Первой мировой войны, набирают оборот в двадцатые годы и в целом нелегкая судьба главного героя заканчивается трагично.

6. «Яма», Александр Иванович Куприн

Пронзительное, яркое произведение Куприна в каждой строчке, в каждом абзаце вскрывает все те гнойники, вызревавшие в душах человеческих. Несколько сюжетных линий показывают разные мечтания героинь, девушек, занимающихся проституцией в низкосортном публичном доме где-то в Слободе. Но у каждой своя трагическая судьба, свой финал, заставляющий сопереживать им, настолько выразительно прописаны они.

7. «На дне», Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

Одно из известных произведений замечательного русского писателя Горького, , очень хорошо показывает нравы и устои определенного слоя общества начала XX века. Даже само название как бы говорит само за себя, рассказывает о жизни и судьбе нескольких жителей дешевой ночлежки, об их взаимоотношениях между собой, о проблемах и том водовороте событий, что утягивает их на дно, оставляя на поверхности лишь человеческий мусор и останки жизней.

8. «Митина любовь», Иван Алексеевич Бунин

Эта трогательная, но трагическая повесть Бунина о любви широко раскрывает чувства юноши Мити к его знакомой Кате. Поначалу детская влюбленность перерастает в нечто большее, и девушка, тоже поначалу отвечающая взаимностью, начинает от него отдаляться и все больше уходить в свое увлечение театром в художественной школе, где ей сулит успех директор этой школы. Но Митя не сдается, пытается удержать чувства девушки, и, не выдержав, впоследствии уезжает домой в родную деревню переживать и лечиться от несчастной любви переменой впечатлений и окружения. К сожалению, доза этого «лекарства» оказывается смертельной для юноши.

9. «Анна Каренина», Лев Николаевич Толстой

Одно из известнейших произведений русского классика Льва Толстого, является, бесспорно, жемчужиной русской классики вообще, и произведением, показывающим глубины русской души в частности. Сюжет многогранен и изобилует тонкими сюжетными поворотами, раскрывающими отношения героев. Переживания Анны, ее внезапная любовь к молодому офицеру Вронскому уводит все дальше и дальше юную женщину от ее мужа, семьи и общества, отринувшего «отступницу» от моральных устоев того времени. И увы, завершение романа не менее трагично, чем он сам.

Многие относятся к заглавной героине без особой симпатии, считая ее женщиной малодушной и слабой. Однако стоит присмотреться к героине поближе, чтобы понять, что – это . Просто жизнь, как ни печально, способна сломить даже самых сильных…

10. «Олеся», Александр Иванович Куприн

Еще одно произведение Куприна, , рассказывает нам о трагической любви молодой девушки, живущей отдельно ото всех в лесу и слывущей ведьмой, и барина, вынужденного некоторое время пожить в глуши, вдалеке от городской суеты. Волею случая он знакомится с Олесей и через некоторое время между ними возникают чувства. Но это не просто история любви, это история о том, насколько люди подвержены суевериям и насколько они готовы пожертвовать судьбами близких, лишь бы оставаться в своем привычном круге мировоззрения.

11. «Ася», Иван Сергеевич Тургенев

Повесть русского писателя Тургенева , как и многие другие его произведения, отлично показывает, насколько чувства могут быть трогательными, но трагическими, смелыми, но нерешительными. Главный герой повести, находясь за границей, встречает русскую пару. Как оказалось, это брат и сестра, путешествующие вдали от дома. Со временем, общаясь все больше и больше с ними, он понимает, что между ним и Асей (сестрой Гагина, того самого молодого человека) возникают чувства. Но достаточно сложная ситуация, сопровождающая происхождение Аси, не позволяет полностью открыть сердце. Когда же герой решается наконец признаться в своей любви, оказывается поздно, и молодая пара просто исчезла, покинула город. Попытки их найти ни к чему не привели, и главный герой проносит свою любовь к этой девушке через всю жизнь.

12. «Дама с собачкой», Антон Павлович Чехов

У этого замечательного писателя великое множество произведений, показывающих всю многогранность души человеческой. И эта повесть одна из них. Скучающий Гуров, приехавший из Москвы на отдых в Ялту, знакомится с молодой женщиной, Анной Сергеевной. Ничего не значащие беседы перерастают в любовь. Но наступает пора расставаться, и оба понимают, что им будет невыносимо жить друг без друга. Будучи семейными людьми, они понимают, что сил бросить свои семьи у них нет, и остается одно - тайно встречаться в гостиницах безо всякой надежды на реальную совместную жизнь.

13. «Герой нашего времени», Михаил Юрьевич Лермонтов

Великий русский поэт и писатель Лермонтов за свою короткую, но яркую жизнь успел написать немало замечательных стихотворений, но особняком стоит его роман , состоящий из нескольких отдельных частей-рассказов. В них главный герой Печорин (чье имя стало фактически нарицательным) сталкивается с разными людьми и ситуациями, и его поступки, его реакции на происходящее зачастую противоречивы и непоследовательны. Он живет одним днем, живет эмоциями и своими желаниями, совершенно не думая об окружающих, и ставя свои желания превыше всего. Окружающие его люди страдают от этого эгоизма и некоторые поступки Печорина заканчиваются трагически для остальных.

14. «Недоросль», Денис Иванович Фонвизин

Замечательная и умная комедия Фонвизина до сих пор остра своей сутью, ведь характеры и образ мыслей у некоторых наших современников не ушли далеко от фонвизинского недоросля и его мамаши. Сюжет достаточно прост. Есть скромная и образованная девушка Софья, к которой пытаются свататься несколько героев этого произведения. Но каждый из них фактически думает только о своем положении, которое улучшит благодаря состоянию Софьи, ведь девушка достаточно богата. Единственный молодой человек, любящий ее по-настоящему, и которому она отвечает взаимностью, впоследствии спасает ее от назойливых ухажеров.

15. «Обломов», Иван Александрович Гончаров

Роман Гончарова являет собой живой пример поведения человека, которому ничего не интересно и даже сами мысли причиняют беспокойство. Понятие «обломовщина», известное практически всем, вышло как раз из этого произведения. Собственно, сам Обломов, главный герой этого романа, проживает в Петербурге со своим слугой. Вся жизнь Ивана Ильича посвящена размышлениям о том, как было бы хорошо сделать то или это, но в реальности все эти пустые мечты никогда им не выполнялись. Из-за интриг одного знакомца, его жизнь начинает кардинально меняться, но не в лучшую сторону. Его обманывают со всех сторон и понемногу лишают имущества и состояния. Женщина, с которой он поддерживал отношения, не в состоянии это все вынести и расстается с ним. Единственный друг помогает Обломову не пойти окончательно по миру, но положение дел остается ужасным, добавляются проблемы со здоровьем, и через некоторое время, пережив невзгоды, главный герой умирает.

Классики, вне всяких сомнений, достойны наивысших похвал, однако не будем забывать и о новинках в мире литературы. Давайте познакомимся с

Сегодня все чаще можно прочесть и услышать - и в материалах СМИ, и в бытовых разговорах, - что всё при советской власти было просто прекрасно, а репрессии… так что вы хотите: лес рубят - щепки летят, это, мол, издержки исторического прогресса, да и вообще сажали и расстреливали за дело.

Идеализация прошлого, забвение уроков истории - опасно, прежде всего потому, что чревато повторением самых страшных ошибок.

О «справедливой» и «заботливой» советской власти, о том, как не впасть в другую крайность - ненависти к «мрачному прошлому» - и не поддаться духу вражды, мы беседуем с общественным деятелем, членом Попечительского совета Благотворительного фонда святителя Василия Великого, директором православной гимназии имени святителя Василия Великого Зурабом Михайловичем Чавчавадзе.

- Зураб Михайлович, многие искренне считают, что в СССР никого за веру не притесняли, никаких гонений не было. Если кого и расстреливали, то исключительно за дело: дескать, это были враги советской власти. Откуда такая убежденность?

Тем, кто искренне так считает, я посоветовал бы объявить тотальную войну собственной безграмотности. Современному человеку позорно не знать своей истории. И вдвойне позорно не знать той ее части, которая отдалена всего-то на какие-нибудь два-три поколения.

Поговорим по поводу «расстреливали исключительно за дело».

В момент расстрела мать держала ребенка за руку. За какое же такое «дело» убили мать и дитя?!

Приведу только несколько примеров. В конце нулевых годов мне довелось совершить паломничество в Алатырский Свято-Троицкий монастырь в Чувашии, который в то время восстанавливался буквально из руин. Местные археологи рассказали мне жуткие подробности о раскопках, которые они проводили на монастырской территории, ставшей вскоре после закрытия обители расстрельным полигоном (отдаленность монастыря от жилых поселений и высокие его стены обеспечивали надежное прикрытие палачам). Среди многих человеческих останков с пулевыми отверстиями археологи с ужасом обнаружили два скелета, один из которых принадлежал молодой женщине, а второй - пятилетнему ребенку. Скелеты лежали в земле вплотную друг к другу с переплетенными кистями рук - в момент убийства мать держала ребенка за руку. За какое же такое «дело» те изверги убили мать и дитя?!

Еще пример. Я помню, как мы хоронили моего деда. Лев Александрович Казем-Бек, корнет лейб-гвардии Уланского полка. После исхода из России в 1920 году он жил во Франции. В 1941-м попал в концлагерь Компьень и пробыл там до 1944 года: нацисты не любили русских патриотов.

Это было в Казахстане, в ссылке, куда отправили нашу семью, возвратившуюся в советскую Россию в 1947-м: мы поверили обещаниям советского правительства, будто «все разногласия - дела давно минувших дней, ни о каких преследованиях не может быть и речи: Родина ждет своих сыновей», - такие лозунги после Победы в Великой Отечественной войне воспринимались с верой и надеждой. И мы вернулись. Все слова о братской любви моментально обернулись страшной действительностью - нас выслали в Казахстан, в степи. Описывать все лишения, переживания, весь ужас займет слишком много времени. Но ярким и, наверное, одним из самых страшных воспоминаний моего детства останется вот это: мой дед умирает от голода, а мы, его семья, вынуждены хоронить его в огромном ящике из-под помидоров, найденном где-то на свалке. Жара, пекло, степь. Мы, изнывающие от голода, спешно хороним нашего деда, русского патриота, совсем еще недавно бывшего заключенного нацистского концлагеря, поверившего лживым заверениям советского правительства, в ящике из-под помидоров.

И еще пример. Долгое время после ссылки наша семья жила в Вологде, городе, который раньше описывали как «город-монастырь»: до страшных событий 1917 года здесь, в маленьком провинциальном северном городке, было 60 храмов, несколько обителей - та самая Северная Фиваида. Так вот, только в этом городе храмы были превращены в расстрельные тюрьмы: в храме бывшего Свято-Духова монастыря, сейчас стертого с лица земли, проводились казни. Стена Прилуцкого монастыря испещрена пулями, а пруд около этой стены закопан: там хоронили казненных. Согласно свидетельствам местных жителей, колодцы нескольких сел вокруг города были забиты телами раскулаченных, не вынесших истязаний. Из города-монастыря Вологда превратилась в город-эшафот.

А теперь давайте просто пройдемся по любой улице любого русского города и исследуем судьбы людей, живших здесь в то страшное время: какой русский город, скажите, нельзя назвать вслед за Вологдой «городом-эшафотом»?

Достаточно взять в руки любую из книг многотомного труда игумена Дамаскина (Орловского) о новомучениках, открыть ее на любой странице и прочитать любой абзац, чтобы раз и навсегда понять: не верующие русские люди были врагами советской власти, а советская власть была их жестоким и лютым врагом, открыто полагавшим своей целью полное их изживание. Тут, кстати, уместно вспомнить Хрущева, обещавшего в 1980-х годах показать по ТВ «последнего попа»! Как и во всех прочих его завиральных идеях, печальной памяти неотроцкист был посрамлен и в этих своих планах: именно в указанное им время случилось так называемое «Второе крещение Руси»!

Если советская власть по своей природе антихристианская, то как совместить лояльность к власти с верой во Христа?

С большим трудом просматриваю какое-либо «природное» происхождение советской власти, которая представляется мне скорее искусственно сконструированной на основе утопичной идеи о всеобщем равенстве. Суть самой этой идеи - антихристианская, следовательно, советскую власть надлежит определять антихристианской по сути, для христианина она - всего лишь чуждое по духу явление.

Лучший способ сопротивления безбожной власти - молиться о ее вразумлении

Простите: «всего лишь» немного смущает. Если определенное явление мне, христианину, чуждо по духу, то, следовательно, оно мне враждебно.

Не совсем так: врагом христианину власть становится только тогда, когда потребует от него отречения от Христа - публичного или частного. Если вспомнить все без исключения советские конституции, то в них всякий раз неизменно провозглашалась полная свобода вероисповедания. Таким образом, уж христиане-то стремились жить по закону, а вот советская власть лицемерно нарушала свои же собственные. И совместить лояльность к такой власти с верой во Христа очень просто на основе христианского учения о покорности установленной или попущенной власти. Оно изложено в Послании апостола Павла к Римлянам (13: 1-7). Лучший же способ «враждовать» (я имею в виду христианское сопротивление) против безбожной власти - это молиться о ее вразумлении и, как говорится, жить не по лжи.

Как ваша семья, не будучи заклятым врагом советской власти, восприняла жестокое отношение к себе в годы гонений и репрессий? Есть ли обида, жажда мщения? Почему никто из вас не проклинает страну, людей, которые обрушили на вас столько страданий?

Заклятым врагом советская власть нам, действительно, не представлялась. Но чуждой была всегда, поскольку все мы глубоко чтили замученную и хранили верность монархическим убеждениям. Не утрачивая живой связи с Церковью, мы фактически сосуществовали с действующей властью, не поддавались ее идеологическому давлению и жили на основе добровольно принятого на себя статуса «внутренних эмигрантов».

За долгие годы бесчеловечного отношения к нам как к «врагам народа» обид, конечно, накопилось немало, но идея мщения в семье отвергалась изначально и принципиально. И уж тем более никому никогда не приходило в голову проклинать страну и людей за обрушенные на нас страдания. Ведь мы всегда считали и страну, и людей такими же жертвами официальной власти, какими видели и себя. И при этом свято верили, что и страна, и народ рано или поздно изживут навязанную им чужеродную идеологию, некогда сформулированную в умах внешних и внутренних врагов России.

- Эта вера оправдалась со временем?

К сожалению, не полностью. Просчитались мы в том, что, расставшись наконец с коммунистической догмой, страна и народ не нашли в себе сил дать отпор новым внешним и внутренним врагам, ввергнувшим Россию в хаос и разруху 1990-х годов. Однако наступление нового тысячелетия ознаменовало постепенный разворот страны в сторону защиты державных интересов и возрождения национальной жизни на традиционных основах хозяйствования и справедливости. Только бы оказаться нам, всем православным русским людям, достойными этой великой милости Божией!

Какие, на ваш взгляд, уроки прошлого - столетнего, тысячелетнего - мы, православные, усвоили и не усвоили? Какие ошибки можем повторить?

Об уроках тысячелетнего прошлого, конечно же, следовало бы говорить в рамках не интервью, а какого-нибудь масштабного монографического исследования. Но в обоих случаях красной нитью должна прослеживаться мысль о самобытности исторического пути народа. Наши недруги насмехаются, когда речь заходит о своеобразии русского пути, но почему-то не перечат, когда, например, феномен «японского чуда» ХХ века трактуется как результат особости развития производительных сил этого народа.

Дерзну утверждать, что самобытность тысячелетнего поступательного развития России заключается в том, что оно неизменно сопровождалось здоровым чувством православного и национального самосознания разносословного русского общества.

Уроки прошлого наглядно показывают, что любые утраты этого чувства всегда отрицательно сказывались на ходе государственного строительства. История многострадального ХХ столетия - это сплошь череда катастрофических ослаблений как православного, так и национального элементов в самосознании нашего народа. Именно это обстоятельство побудило хитроумного Сталина в минуту крайней опасности для страны в 1941 году обратиться к народу с воззванием, укрепляющим державный народный инстинкт: ведь тогда прозвучали забытые было имена великих православных святых и русских национальных героев.

В нынешний судьбоносный момент, когда на Россию ополчился весь западный мир вкупе с активизировавшейся пятой колонной предателей и новых богоборцев, все мы, православные русские люди, уже не имеем никакого права на повторение ошибок. Наша святая обязанность - хранить веру православную, крепить державный дух, видеть в каждом православном соотечественнике, вопреки всем разводящим нас обстоятельствам, своего брата и соратника и великодушно подчинять личные интересы интересам Отечества.

Не отдадим в разор Россию, как это сделали наши предшественники в печальной памяти 1917 году. Господи, прости их и укрепи нас грешных! Пожалуйста, учите историю: она написана кровью мучеников.

Можешь считать эту статью продолжением всеми любимого цикла про . Возрождать его мы не будем, но писать про отменное чтиво не перестанем даже под страхом смерти. Здесь мы тоже советуем своего рода классику, которая не так распиарена, как Толстой или Гюго, но является мастхэвом для тех, кто привык считать себя умным человеком. Уверены, удовольствие, полученное от прочтения, будет колоссальным, никакое «Преступление и наказание» не сравнится.

«Война с саламандрами», Карел Чапек

Кто не знает Карла Чапека, тот, считай, не знает про литературу XX века ничего. Собственно, он и Ярослав Гашек составляют всю известную миру чешскую литературу ( , писавшего на немецком, к чешским писателям относить не любят). Чапек, без сомнения, являлся одним из остроумнейших людей своего времени и прежде всего был известен как мастер острого, емкого, короткого рассказа, деля первое место в этом жанре с Чеховым и О. Генри. Кроме того, именно Чапек придумал такое банальное и повсеместно употребляемое слово, как . Собственно, до пьесы «R.U.R», которую он написал со своим братом Йозефом, никто не додумался убрать в чешском слове «robota» (что переводится как «подневольный труд») последнюю букву. Но сегодня твоему вниманию предлагается не история про то, как роботам надоело работать на людей и даже не «Средство Макропулоса», про которое все слышали, но мало кто читал. Поговорим про его самое большое произведение.

Сам Чапек говорил, что писал о саламандрах потому что думал о людях. А точнее, об одном немецком фюрере и его друзьях, что отразилось на произведении - роман получился целиком и полностью антифашистским (хотя про них там не сказано ни слова, просто время было такое, все всё понимали и без слов). Роман написан в интересной манере - в стиле газетной публикации. Чапек, в отличие от нынешних товарищей, знал, что это такое, и как писать хорошо. Здесь обличается вся суть человечества, его слепота, тщеславие, жестокость, жажда наживы, и то, к какой непроглядной жопе всё это приводит. Человечество использовало саламандр в своих корыстных целях, а потом удивилось, почему эволюционировавшие земноводные устроили людской геноцид. Это не спойлер, это так, для затравки, чтобы побудить интерес к этой гениальной полуабсурдной и крайне увлекательной сатире на мир, который не сильно меняется.

«Скарамуш», Рафаэль Сабатини

Главный талант любого писателя - это умение приковать внимание читателя к строкам и не отпускать до последней страницы. Этим и славился знаменитый английский писатель Рафаэль Сабатини. Именно английский - из итальянского у него только отец и фамилия, всё остальное чопорное и надменно-британское, даже уродливая верхняя губа присутствует. Но Бог с ним, с происхождением, все покойники выглядят одинаково, особенно если скончались 67 лет назад. Нам осталось только восхищаться талантом, который и поныне сидит в предложениях, фразеологических оборотах и даже знаках препинания. Сабатини способен вернуть интерес к большой хорошей литературе не только уставшему от жизни взрослому, но и наглому, мерзкому и злому ребенку.

Сюжет строится по привычной для автора схеме: главный герой с импозантной внешностью, благородный, отважный, обаятельный, нравящийся женщинам, умный, прекрасно владеющий шпагой, вынужден сменить профессию (из адвокатов в актеры); прекрасная леди, окруженная мерзавцами; творящаяся вокруг несправедливость, которую наш главный герой всеми силами пытается изменить (ввязывается в революцию); подлые чиновники; хэппи-энд. В итоге мы получаем атмосферный исторический роман, с лихо закрученным сюжетом, охватывающим множество разных декораций и локаций. Но при этом действия совершаются равномерно, не затянуто, но с остановками и дают возможность привыкнуть и оглядеться на каждом отрезке пути. Это не Эко, который заставляет читателя чувствовать себя идиотом, - Сабатини уважает своего зрителя и благодарит его за потраченные на книгу деньги изящным поклоном в виде высочайшего качества произведения. Сабатини - это та приключенческая историческая литература, которая должна быть. А слово «Скарамуш», которое кажется до боли знакомым, ты слышал в песне группы Queen «Bohemiаn Rhapsody». Ее голосил Меркьюри в оперной части: «Scaramouch, scaramouch, will you do the fandango». Но никакого отношению к роману это не имеет.

Интересная ситуация получается. Илью Эренбурга великим писателем и поэтом не назовешь. Талантливый человек, не более того. Но много ли таких талантов сидит в тесных комнатах? Все таланты, только не у всех получается пробиться куда надо. А Эренбургу повезло больше, он родился в нужное время, и делал, что требовалось. Относиться к нему положительно, особенно после манифеста с призывами убивать жителей Германии, довольно сложно. Да и вообще, вся его биография вызывает сильное желание поскорее перестать ее читать, чтобы совсем в человеке не разочаровываться. И более того, Эренбург в своем творчестве активно подражал модным французским писателям, в особенности Анатолю Франсу. Но когда ты будешь читать этого Анатоля, если Эренбург понятнее и увлекательнее? Как бы его ни ругали, какой бы сомнительной личностью он ни был, а книгу прочитать стоит.

Главный герой - иммигрант и провокатор, который уверенно идет к своей цели, пользуясь всеми, кто только подвернется под руку. Но и цель у него специфическая: развязать глобальную войну, а это тебе не банк ограбить. А его пафосные нравоучения, если копнуть глубже, на поверку оказываются утонченным издевательством, особенно на фоне того, что происходит.

А самое удивительное в романе - это предсказания. Книга была издана в 20-х годах и точно предсказала массовое истребление евреев под издевательской вывеской «Сеансы уничтожения иудейского племени. Вход бесплатный», американское ядерное оружие в Японии (именно в Японии и именно ядерное оружие) и немецкое отношение к оккупированным землям. Видимо, путь наведения порядка путем тотального уничтожения вселенной и правда единственно эффективный.

Не ищи в романе изысков, он интересен не художественной ценностью, а непосредственно содержанием и идеями. А главное, не воспринимай его слишком серьезно, а то тронешься умом.

«Чума», Альбер Камю

Ну куда же без Камю. Это вам не какой-то там Сартр Жан-Поль, чью фамилию иначе как «Срака» не произносят. Это все-таки великое произведение, а других Камю и не писал. Если бы сейчас на дворе стоял 2001-й год, то можно было бы сказать, что книга просто чума. Но не будем употреблять такие низкие архаизмы, скажем просто, что таких книг еще нужно поискать. Она поглощает тебя сразу и заставляет вариться в обжигающем соке из отвращения, сомнения, страха, радости и отчаяния. Можно не понимать и не принимать , можно не понимать экзистенциализм, но закрыть книгу без каких-либо впечатлений невозможно. Хотя всё, казалось бы, так просто - описание событий в чумном городе.
«Чума» - это роман-хроника. Камю, когда его писал, старался писать как можно суше, без вычурной лексики, чтобы читатель воспринимал картины чумного города как можно более объективно. Здесь не будет изысканных аллегорий, только описание творящегося вокруг хаоса. Главный герой, доктор Риэ - человек, который признает только факты. Стремится к точности изложения, не прибегая ни к какому художественному украшению. По натуре, мировоззрению, характеру занятий, ходу событий он ориентируется только на разум и логику, не признает двусмысленности, хаоса, иррациональности. Даже когда чума покидает город, он не спешит радоваться. Он знает, что всё это еще не раз повторится.

Чума - это глубокая аллегория и предостережение. Кара небесная или результат человеческой деятельности, а значит, что всё повторится еще не раз.

«Рип ван Винкль», Вашингтон Ирвинг

А ведь Вашингтона Ирвинга считают отцом американской литературы. Пускай все его рассказы больше напоминают сказки американских колонистов разных эпох, это не отменяет его таланта. Вся литература строилась на мифах и предания. Вот и он взял поверья голландцев и британцев и создал такие нетленки, как «Сонная лощина» и «Рип ван Винкль». К примеру, сюжет того же «Ван Винкля» был и у Диогена, и в китайских преданиях, и в вавилонских талмудах. Но символом человека, полностью отставшего от времени, является именно ирвинговский персонаж. И в современной литературе, у тех же и Стругацких, отсылки именно к голландскому колонисту, а не античному Эпамениду. Причина не в том, что он современнее, просто манера Ирвинга понятна всем, его мрачные легенды с одинаковым успехом нравятся и злым детям, и добрым взрослым. Мотив у истории древний, а эмоций - как после вчерашней пьянки. А еще старый дядюшка Рип похож на миллион таких же мужичков, живущих с деспотичными женами и отчаянно отставших от жизни.

Михайло Ломоносов, когда писал историю славян, произнес хорошую речь, в которой также сказал, что "...Народ не знающий своего прошлого не имеет будущего" и еще высказался, что "...историю славян может знать только славянин, а чужой пришлый человек ее знать не может". "Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего" - утверждал историк В.О.Ключевский. Люди забывшие свое прошлое, не имеют право на будущее. (Платон) Те, кто знает свою историю в искаженном виде не будут иметь в будущем что-то хорошее. Народ, не забывай своего прошлого, а иначе будущее для вас не наступит. Народ без памяти о прошлом обречён на исчезновение. Кому принадлежат эти слова доподлинно, мало кто знает.

Видно не дурак сказал, что у тех, кто не хочет знать свою историю не будет будущего и привёл пример динозавров, которые вымерли от того, что забыли как прожили миллионы лет до того как их души переселились в тела двуногих млекопитающих, возомнивших себя бессмертными царями природы. И тут, каждый умный человек непроизвольно задумывается, откуда можно узнать о прошлом, естественно напрашивается ответ, из первоисточников.

Опять вопрос, что является первоисточником? Мне тут подсказывают, устное народное творчество поговорки с отговорками, пословицы с условицами культуры, былины, мифы, легенды, поверья, обряды, и прочий фольклор. Не спорю и от себя добавлю, что есть документы, заверенные и проверенные, летописи, расшифрованные и рассекреченные архивные материалы, мемуары, статьи в газетах « Правда», «Известия» и прочих, журнальные публикации, свидетельства и комментарии очевидцев.

С учётом того, что многое в исторических анналах, документы, материалы расследований причин и протоколы уничтожены, сгорели во время пожаров или засекречены навсегда. Но даже то, что осталось, доступно и оцифровано может говорить о многом. Разговоры, переговоры и договоры выражают поговорки с отговорками в общей говорильне сказочных рассказках с присказками и подсказками в виде устной словесности и поэтическим, творческим эпосом. Зародившееся в глубокой древности народное творчество, стало исторической основой народной памяти, как способ выражения народного самосознания, которое и стало выразителем того прошлого, без которого у народа нет будущего.

И вновь вопрос, а какого именно будущего, ожидаемого, или необычного, сказочного, а порой и нежелательного? Предания, заклинания, приговоры, заговоры, песнопения как во здравие, прославление, так и заупокой, архаизация словосочетаний в игре словами антропологов, социологов и историографов открывают целые пласты общенародной памяти о прошлом. И если добавить к этому частушки, анекдоты с фольклорными формулами иносказаний, включая малые жанры прибауток, считалок, скороговорок, загадок, закличек и прочих потешек, то может получиться интереснейшая картина ожидаемого будущего.

Если не брать во внимание религиозные первоисточники, оккультные, магические и археологические и святоотеческие наставления, то можно выстроить причинно-следственную связь времён и народов, на основании которой прогнозировать вероятное грядущее. Спорили, доказывали, опровергали целых три короба наговорили, выговорились, не договрились, доболтались, добалакались, в конце концов обкакались. С целью выяснения причин и следствий в историческом прошлом происходят копания, докапывания и выкапывания ценных сведений, извещений и историко археологического багажа с указаниями на первоисточники информации, в которых есть и характеристики, и уточнения, и материал, перелопаченый, перечитанный и много раз пересмотренный изыскателями, выяснятелями и копателями в прошлом. Очень важно при этом брать во внимание альтернативную информацию с критикой, опровержением и доказательством ложности.

Вот к примеру, телеканал «Звезда» выпустил в свет сериал о предателях Родины, в одной серии из которых к предателям России причислен Владимир Резун, написавший серию книг под псевдонимом Виктор Суворов. Не взирая на то, что его попробовали осудить в бытность СССР и приговора суда так и не было. Ему присвоили звания изменника, ренегата и обвинили в идеологической диверсии из за того, что в самой читающей стране мира Советском Союзе его книги зачитывали до дыр. Как об этом заявил в фильме Луговой. В 2015 году, в России, как самой читающей, идеологически подкованной и воспитанной в духе боевой и политической подготовки, многие архивные первоисточники не рассекречены и народ так и не узнает правдивой своей истории с белыми пятнами в истории КПСС. Искажённые знания о своих древних корнях, фальсификации и передёргивания с подтасовкой приведут многи республики на рознь, с элементами ненависти и антагонизма.

По словам национальных идеологов, бывших работников идеологических отделов КПСС и КГБ, предателями, перебежчиками и изменниками становятся те, кто не любит свою страну, свой народ и от зависти теряют человеческий облик. Но по факту, если разобраться и систематизировать доступные материалы, то больше всего среди изменников, продажных политиков и воров именно приближенные, доверенные и люди с родственными связями стали на путь предательства и измены, зависти перед теми, кто уехал за бугор и ненависти к Советскому Союзу, благодаря которым и распался СССР на независимо зависимые республики.

И вот грядущее ставшее настоящим поставило в тупик всех юмористов, которые поверили, что знание истории гарантирует хорошее будущее. Юмористы, комики в шутовском тоне, решившие стать серьезными политиками пришли на выборы и стали ратовать за демократию и либерализм и народу это понравилось. Главные хохмачи-патриоты включили национальную память и гордость с независимыми воспоминаниями о прошлых событиях, героях и национальных героях, врагах и террористах агрессорах, вышли на площади с флешмобами и вот, кто скажет, какое прошлое привело к цветным революциям и новым праздникам, новым государственным символам, горячим точкам и регионам, спорящим по поводу границ, языка и прочих претензий в размежевании. Как смогли поляне, древляне, новгородцы и прочие славяне забыть о своём прошлом и каким образом в древности нашли способы перемирия и объединения, а не продолжали междоусобицу в независимости друг от друга?

А какие идеологические диверсии привели к такому будущему, что в языке и в обиходе стали превалировать англицизмы, в мире моды рваные джинсы и мини шорты и прочий гламур, характеризующий неадекватность. Многие академики поясняют это появлением глобальной компьютерной системы Интернета, расширением межгосударственных и международных отношений, развитие мирового рынка, экономики, информационных технологий, участие в олимпиадах, международных фестивалях, показах мод – всего того, что не могло не привести к вхождению в русский язык новых слов, ноу-хау понятий и терминов. Партийные деятели, патриоты хотя и по-прежнему считают Запад вражеским лагерем, но со сменой конъюнктуры, ситуативных перемен в обстановке реформ на государственном уровне, связанными с изменениями в политической, экономической, культурной жизни нашего общества многие герои стали предателями и наоборот, многих антисоветчиков и партийных бонз, предавших идеи коммунизма наградили посмертно.

Вопросы, вопросы, а ответы сокрыты в прошлом в истории, которая если не переписана в очередной раз в угоду времени, то сокрыта, зашифрована и засекречена. Совсем не осталось свидетелей, которые родились и жили при монархической власти, а потом при советской и теперь в парламентской, когда появились мэры, вице-премьеры, администрации и прочие организации с пресс-секретарями, номинациями, шоу-бизнесом, с имиджем виртуального мейнстрима, банковских инвесторов, холдингов и прочей лабуды.

В общем смысле иноязычная терминология представляет собой интереснейший лингвистический феномен, роль которой в русском языке далеко ещё не изучена, и как и язык, так и традиции живого общенародного организма, общественных отношений продолжают меняться в сторону прогресса или наоборот в зависимости от фактических, исторических событий прошлого.