Венера Милосская – идеал женской красоты. История венеры милосской Анализ скульптуры венера милосская

Афродита была одной из двенадцати олимпийских богов. Она символизировала любовь, крепкие браки, и считалась богиней плодородия. Говорили, что у неё была чаша, наполненная вином, и если кто-то сделает глоток - обретёт вечную молодость. Также ходили слухи, что где бы ни ступала нога Венеры, но том месте тут же появлялись цветы и распускались травы, символизирующие саму богиню. Стоило ей только где-нибудь появиться - её красоту почитали все, в восторге перед ней приклоняли головы люди, звери и даже боги.

Высокого роста, стройная и с золотыми волосами, обрамляющими красивое нежное лицо - она была самим олицетворением вечной молодости, любви и плодородия. Один из скульпторов, но до наших дней так и не выяснили, кто именно, решил запечатлеть её красоту в белом мраморе, и Афродитой в наши дни можно любоваться в здании Лувра, где её изображает статуя Венеры.

Почему у статуи Венеры отсутствуют руки?

Существует старая легенда, касательно отсутствия её рук. Суть мифа заключается в том, что один талантливый скульптор, бродил по городам и странам, в поисках неимоверной красоты девушки, которая могла бы послужить натурщицей для юного таланта. Так случилось, что такую красавицу он нашёл именно на острове Милос. Он предложил молодой девушке позировать для скульптуры Венеры Милосской. А поскольку девушке ещё тогда приглянулся этот талантливый парень, то она с удовольствием согласилась. В перерывах творения они придавались любви, отдавая друг другу себя, и однажды, когда скульптура практически была закончена, оставалось только сотворить руки, влюблённые опять предались утехам. Тут художника схватил сердечный приступ, и он умер, так и оставив миру скульптуру без рук.

Но это всего лишь легенда, на самом же деле статуя Венеры лишилась рук при попытке турков отобрать её у французов. Сама статуя была изготовлена приблизительно 200 лет до нашей эры, во времена правления Александра Македонского, а обнаружена в 1820 году, обыкновенным крестьянином, по фамилии Юргос.

Как статую нашли?

Он и понятия не имел об археологии, а обнаружил скульптуру Венеры Милосской, просто вспахивая участок земли, пытаясь прокормить свою многочисленную семью. Копая землю, он случайно наткнулся на что-то твёрдое. Пытаясь достать мешавший ему предмет, он копал всё глубже. Увидев белый мрамор - он очень удивился и одновременно обрадовался, ведь за камень можно было получить какую-то выручку (на тот период, как он знал, люди использовали такой камень при постройке домов). Раскопав камень целиком - его удивлению не было предела, ведь перед ним лежала двухметровая, дивной красоты женщина из мрамора, вперемешку с землёй, картина была ещё более удивительной. Статуя находилась как бы в нише, где были расположены ещё пару не таких больших статуй, и ещё несколько безделушек.

Юргос несказанно обрадовался находке, ведь даже не имея особых знаний, и не разбираясь в антиквариате, он понимал, что перед ним одно из величайших творений, за которое можно получить гораздо больше, чем за каменные брылы для домов. С помощью своих друзей он перетянул статую в сарай, а затем, как поговаривают, продал её местному секретарю французского посольства в Стамбуле (на тот период Греция, а так же этот остров находились под властью у турок). Французский посол, в свою очередь послал эту величайшую скульптуру без рукв дар французскому музею искусств - Лувру. Так, в конечном итоге скульптура и оказалась во Франции, где вы можете полюбоваться ею и сегодня. Скульптура Венеры Милосской была названа так именно из-за острова, где была найдена. Люди со всех стран приезжая в Лувр идут посмотреть именно на эту красавицу, притом что музей полон шедеврами и других не менее известных творцов искусства, таких как Микеланджело, Франсуа Буше, Теодор Жерико, Леонардо да Винчи, и тысячами иных экспонатов из разных стран и времён.

Но незадолго после находки было выяснено, что скульптуру Венеры Милосской видели ещё два человека, это были Матеррер, а так же известный Дюмон Дюрвиль, которые впоследствии и оставили записки, касающиесястатуи Венеры. В своих записях матрос Матеррор описывал, что консул на их просьбы с Дюмоном Дюрвилем показать ту нишу, где была найдена статуя, отвёл их и продемонстрировал её. Он рассказывал, что в данной нише находилась сама статуя прекрасной девушки, но был у неё некоторый изъян: статуя была практически без рук, а кончик носа был отрублен.

Но, так как Дюмон Дюрвиль был исследователем, то периодически он отправлял свой доклад во Французскую академию наук. В своём докладе он детально описал саму статую, до малейших изгибов, но также там сообщалось, что скульптура без рук таки имела руки! В одной из них, приподняв, она держала яблоко, а второй придерживала ткань, обнимающую её бёдра, и прикрывающую наготу. В дальнейшем, - было указано в записях, - руки были отделены от тела. Так что на текущий момент было два рассказа, противоречащих друг другу.

Так вот, правда в том, что Матеррер спустя несколько лет таки сознался, что руки у статуи были, но, правая, которая придерживала одеяние - была повреждена в районе изгиба. Эту же версию, спустя ещё 20 лет, подтвердил и сын самого крестьянина.

Где кроется правда?

Но куда же всё-таки делись руки статуи Венеры? Ответ на этот вопрос также существует. Дюрвиль с Матеррером пошли посмотреть на скульптуру, но, к сожалению, священник хотел много денег, и статуя была морякам не по карману. Посетив в дальнейшем один из вечеров - Дюрвиль рассказал о чудесной находке секретарю французского посольства, и тот, не теряя ни минуты, отправился к крестьянину за одним из величайших творений. Но, пока секретарь добрался до крестьянина - эту статую уже грузили на судно. Дело в том, что Юргос немного скинул цену, и скульптуру решил выкупить местный священник, для того, чтобы предоставить её в дар переводчику константинопольского паши. Видя, что желанный предмет практически ускользает из его рук - секретарь изначально пытался договориться, но священник был неумолим, и тогда между ними развязалась настоящая драка, в которой французы и одержали верх. Во время этой же драки, скульптуре Венеры Милосской отбили руки. Вот почему Матеррер пытался скрыть правду в своих мемуарах, он просто боялся дипломатического скандала.

В наше время именно отсутствие рук у статуи Венеры даёт ей своеобразную изюминку, ведь теперь скульптура обладает не только красотой, но и своей собственной историей. В Лувр съезжаются многие туристы, чтоб услышать легенды и полюбоваться красотой воочию..


Венера Милосская. Лувр. Париж.

Подавляющему большинству людей Венера Милосская известна, прежде всего, как статуя без рук. И в этом, как считают многие, заключается её главная загадка. Но на самом деле с этой статуей связано куда больше загадок и тайн.

1. Название "Венеры Милосской" вводит в заблуждение

Венера - у римлян, Афродита - у греков.

Распространено мнение, что эта статуя изображает греческую богиню любви и красоты. Но греки называли эту богиню Афродитой, а Венера — римское название.

2. Статуя была названа в честь места, где она была обнаружена

Статуя с острова Милос.

8 апреля 1820 года фермер по имени Йоргос Кентротас наткнулся на статую в руинах древнего города на острове Милос.

3. Создание статуи приписывают Александросу Антиохийскому

Шедевр Александроса Антиохийского.

Скульптор эллинистического периода Александрос, как полагают, вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Изначально статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой она стояла. Там и была обнаружена надпись о создателе. Впоследствии постамент загадочно пропал.

4. Возможно, статуя изображает не Венеру

Амфитрита и Посейдон.

Некоторые полагают, что скульптура изображает не Афродиту / Венеру, а Амфитриту — морскую богиню, которая была особенно почитаема на Милосе. Третьи же и вовсе предполагают, что это статуя богини победы Виктории. Также идут споры о том, что у статуи изначально было в руках. Высказываются разные версии, что это могло быть копье или прялка с нитками. Существует даже версия, что это было яблоко, а статуя - Афродита, которая держит в руках награду, врученную ей Парисом, как прекраснейшей богине.

5. Скульптуру подарили королю Франции

Париж. Лувр. Венера Милосская.

Изначально Кентротас нашел эту статую вместе с французским моряком Оливье Вутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

6. Руки статуя потеряла из-за французов

Статуя без рук.

Кентротас нашел фрагменты рук, когда он обнаружил статую в руинах, но после того, как их реконструировали, их сочли слишком "грубыми и неизящными". Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, скорее всего они были повреждены в течение веков. Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозе статуи в Париж в 1820 году.

7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно

Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480—323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

8. Венера Милосская - объект национальной гордости французов

Венера Медичи - конкурентка Венеры Милосской.

Во время своих завоеваний Наполеон Бонапарт вывез один из самых прекрасных примеров греческой скульптуры - статую Венеры Медичи - из Италии. В 1815 году французское правительство вернуло эту статую Италии. А в 1820 году Франция с удовольствием воспользовалась возможностью заполнить пустующее место в главном французском музее. Венера Милосская стала популярнее Венеры Медичи, которая тоже была представлена в Лувре.

9. Ренуар не был впечатлен скульптурой

Ренуар ставил красоту Венеры под сомнение.

Пожалуй, самый известный из недоброжелателей Венеры Милосской, известный художник-импрессионист заявлял, что скульптура очень далека от отображения женской красоты.

10. Во время Второй мировой войны Венеру прятали

Один из замков во французской провинции.

К осени 1939 г., когда над Парижем нависла угроза войны, Венеру Милосскую наряду с некоторыми другими бесценными артефактами, такими как скульптура Ника Самофракийская и работы Микеланджело, были вывезены из Лувра на хранение в различных замках в сельской местности Франции.

11. Венеру обокрали

Обворованная Венера.

Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.

12. Венера утратила цвет

Хотя современные ценители искусства привыкли считают греческие статуи белыми, мраморные скульптуры часто окрашивали в различные цвета. Тем не менее, сегодня не сохранилось никаких следов оригинальной окраски.

13. Статуя выше, чем большинство людей

Венера выше, чем среднестатистический человек.

Высота Венеры Милосской — 2,02 м.

14. Скульптура может быть копией

Искусствоведы отмечают, что Венера Милосская имеет поразительное сходство с Афродитой или Венерой Капуанской, которая является римской копией греческой оригинальной статуи. Со времени создания Венеры Капуанской прошло не менее 170 лет, прежде чем Александрос создал Венеру Милосскую. Некоторые искусствоведы считают, что обе статуи фактически являются копиями более старого исходника.

15. Несовершенство скульптуры как источник вдохновения

Возможно Венера Милосская выглядела так.

Отсутствующие руки Венеры Милосской - гораздо больше, чем источник многочисленных лекций, дискуссий и эссе искусствоведов. Их отсутствие также привело к неисчислимым фантазиям и версиям относительно того, как руки могли бы быть расположены и что в них могло бы быть.

Региональную «фамилию» Венера получила по названию острова, на котором была найдена в 1820 году французским моряком. Милос, сегодня являющийся территорией Греции, в то время находился под властью Османской империи.

История Венеры Милосской

Француз, сопровождаемый провожатым-греком, нашел прекрасную статую — в целом, хорошо сохранившуюся, но разделенную пополам. Турецкие власти после изнурительных торгов все-таки разрешили вывезти статую с острова, однако позднее, осознав, какую ценность потеряли, устроили показательное наказание грекам, участвовавшим в поисках и транспортировке. В процессе последней как раз и были утрачены руки. Во Франции Венера была представлена Людовику XVIII и вскоре передана Лувру, где находится по сей день.

Генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт в Лувре. (wikipedia.org)


На постаменте, который был найден вместе со скульптурой, а затем утрачен, указано, что статую изготовил Александр, сын Менида, гражданин Антиохии на Меандре. И произошло это около 130 года до нашей эры.

Статуя была вылеплена частями, которые затем соединили. Подобная техника была популярна на Кикладах. Судя по оставшимся крепежным отверстиям, Венера была в браслетах, серьгах и оголовье, а мрамор при этом был раскрашен. Для своего времени скульптура уникальна изящным изгибом тела и искусно выполненной драпировкой спадающей ткани.

3D-реконструкция статуи. Источник: wikipedia.org

Принято считать, что полуобнаженная богиня олицетворяет собой Афродиту (в римской традиции — Венеру), но отсутствие рук, в которых она могла держать характеризующие ее атрибуты, дает почву для многочисленных гипотез.

Статуя Венеры Милосской: версии

Есть предположение, что Венера держала яблоко. Существуют гипотезы, что это богиня моря Амфитрита, которая была крайне почитаема на Милосе. Она могла быть с кем-то в паре, одной из рук опираясь на плечо соседней скульптуры. Могла держать лук или амфору — атрибуты Артемиды.

Есть также гипотеза, что скульптура была не богиней, а гетерой — одной из тех, что часто изображали на вазах.

Изображение статуи Праксителя. (wikipedia.org)


За свои красивые глаза и чарующие изгибы скульптура считается все же богиней любви и относится к так называемому Книдскому типу. Около 350 года до н. э. Пракситель вылепил обнаженную богиню, которая придерживала упавшие одежды. Статуя не сохранилась, но образ воспроизведен многочисленными последователями в скульптуре и живописи.

Греческая скульптура оказала колоссальное влияние на последующие эпохи. Во многом идеалы красоты тела были впервые воплощены в мраморе античными мастерами и с небольшими вариациями дошли до наших дней. Период эллинизма, к которому относится Венера Милосская, был временем перемен: традиционные для классической Греции социальные институты изживали себя, возникали новые. Менялись устои и нормы, мировоззрение, отношение к искусству.

Эстетика формировалась под влиянием культур тех народов, которые входили в состав империи по мере ее расширения. Все заметнее влияние Востока с его вниманием к декору, деталям, чувственностью и эмоциональностью, которая проступает даже в мраморе. Скульптура больше не была воплощением статического положения идеального тела, но демонстрировала страсти, обуревавшие героев, представляла жанровые многофигурные сцены, что в дальнейшем было использовано живописцами.

(Афродита с острова Ми́лос) - древнегреческая скульптура , созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры.

История создания

История находки

Вутье попытался уговорить капитана немедленно плыть в Стамбул , чтобы получить разрешение на вывоз, но капитан отказался и Вутье махнул рукой на свою находку. Но другой морской офицер, Жюль Дюмон-Дюрвиль , отправился в Стамбул и получил разрешение. По возвращении он обнаружил статую на русском судне, капитану которого один турецкий чиновник заплатил, чтобы он перевёз статую в Стамбул. После тяжёлых переговоров с островитянами Дюмон-Дюрвиль всё-таки добился выкупа статуи. Позже турецкие власти, взбешённые тем, что такая ценная находка ушла от них, приказали подвергнуть наиболее влиятельных жителей острова Милос публичной порке .

Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), стремившимися не допустить вывоза статуи за пределы империи.

Классификация и местонахождение

Вначале статую отнесли к классическому периоду (510-323 годы до н. э.); некоторое время авторство приписывалось Праксителю. Но оказалось, что со статуей привезли и постамент, на котором было написано, что Агесандр (или Александр, надпись была неразборчива), сын Менида, гражданин Антиохии на Меандре , сделал эту статую. Таким образом, статуя относится к эллинистическому периоду. Впоследствии постамент пропал и до настоящего времени не найден.

Статуя была приобретена в 1821 году и в настоящее время хранится в специально подготовленной для неё галерее на первом этаже Лувра . Код: LL 299 (Ma 399).

Напишите отзыв о статье "Венера Милосская"

Примечания

См. также

Ссылки

  • в базе данных Лувра (фр.)

Отрывок, характеризующий Венера Милосская

– Ничего, ваше благородие? – сказал он, вопросительно обращаясь к Тушину. – Вот отбился от роты, ваше благородие; сам не знаю, где. Беда!
Вместе с солдатом подошел к костру пехотный офицер с подвязанной щекой и, обращаясь к Тушину, просил приказать подвинуть крошечку орудия, чтобы провезти повозку. За ротным командиром набежали на костер два солдата. Они отчаянно ругались и дрались, выдергивая друг у друга какой то сапог.
– Как же, ты поднял! Ишь, ловок, – кричал один хриплым голосом.
Потом подошел худой, бледный солдат с шеей, обвязанной окровавленною подверткой, и сердитым голосом требовал воды у артиллеристов.
– Что ж, умирать, что ли, как собаке? – говорил он.
Тушин велел дать ему воды. Потом подбежал веселый солдат, прося огоньку в пехоту.
– Огоньку горяченького в пехоту! Счастливо оставаться, землячки, благодарим за огонек, мы назад с процентой отдадим, – говорил он, унося куда то в темноту краснеющуюся головешку.
За этим солдатом четыре солдата, неся что то тяжелое на шинели, прошли мимо костра. Один из них споткнулся.
– Ишь, черти, на дороге дрова положили, – проворчал он.
– Кончился, что ж его носить? – сказал один из них.
– Ну, вас!
И они скрылись во мраке с своею ношей.
– Что? болит? – спросил Тушин шопотом у Ростова.
– Болит.
– Ваше благородие, к генералу. Здесь в избе стоят, – сказал фейерверкер, подходя к Тушину.
– Сейчас, голубчик.
Тушин встал и, застегивая шинель и оправляясь, отошел от костра…
Недалеко от костра артиллеристов, в приготовленной для него избе, сидел князь Багратион за обедом, разговаривая с некоторыми начальниками частей, собравшимися у него. Тут был старичок с полузакрытыми глазами, жадно обгладывавший баранью кость, и двадцатидвухлетний безупречный генерал, раскрасневшийся от рюмки водки и обеда, и штаб офицер с именным перстнем, и Жерков, беспокойно оглядывавший всех, и князь Андрей, бледный, с поджатыми губами и лихорадочно блестящими глазами.
В избе стояло прислоненное в углу взятое французское знамя, и аудитор с наивным лицом щупал ткань знамени и, недоумевая, покачивал головой, может быть оттого, что его и в самом деле интересовал вид знамени, а может быть, и оттого, что ему тяжело было голодному смотреть на обед, за которым ему не достало прибора. В соседней избе находился взятый в плен драгунами французский полковник. Около него толпились, рассматривая его, наши офицеры. Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя баталионами ударил в штыки и опрокинул французов.
– Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал.
Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что всё это точно было. Даже, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было?
– Причем должен заметить, ваше сиятельство, – продолжал он, вспоминая о разговоре Долохова с Кутузовым и о последнем свидании своем с разжалованным, – что рядовой, разжалованный Долохов, на моих глазах взял в плен французского офицера и особенно отличился.
– Здесь то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. – Смяли два каре, ваше сиятельство.
На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику.
– Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру.

Как-то летом 1820 года грек Йоргос Кентротас (Γεώργιος Κεντρωτάς) из городка Кастро, что на острове Милос, вместе с сыном Теодорасом (Θεόδωρος Κεντρωτάς) и племянником работал у себя в поле...

Их участок находился в полумиле от развалин античного театра, на горном склоне, который пересекала какая-то древняя стена, сложенная из необработанных камней. Она формировала как бы границу поля, которое нависало террасой над спуском вниз. В тот день трудолюбивые греки что-то копали как раз возле нее. И вдруг неожиданно под ними стал осыпаться грунт. Спустя мгновение, вся компания едва не провалилась под землю. Когда испуг прошел, любопытные крестьяне стали по очереди заглядывать в образовавшийся провал, но в темноте ничего толком рассмотреть не смогли, убедившись лишь в том, что под ними находится довольно обширная полость.

Тогда Йоргос велел сыну и племяннику сбегать домой за фонарем, веревкой и кое-каким инструментом. Когда те принесли всё, что требовалось, Йоргос опустил в провал зажженный фонарь и при его свете рассмотрел стены некоего подземного помещения, на сводчатой крыше которого он стоял. Как самый сильный, он остался наверху, страхуя, а молодые люди, спустив в провал ещё одну веревку, полезли в подземелье. Так они оказались в древней крипте, примыкавшей к той самой стене, верхний край которой выпирал на поверхность, пересекая их участок. Осмотревшись, Теодорас и его кузен разглядели в нише стены прекрасную статую Венеры из белого мрамора. «Одежду, закрывавшую её лишь до бедер и ниспадавшую на пол широкими складками, она придерживала правой рукой. Левая была слегка поднята и изогнута - в ней она держала шар, величиной с яблоко», - так они потом опишут свою находку.

Островитяне ровным счетом ничего не понимали в искусстве, но знали, что «антики» охотно покупают иностранцы, так что обязательно найдутся люди, согласные заплатить хорошие деньги за их находку. Утащить целиком мраморную красавицу было невозможно - втроем они не смогли даже сдвинуть её с места, а звать на подмогу соседей не захотели, желая сохранить находку в тайне. Тогда Йоргос сам внимательно осмотрел статую и обнаружил, что она не монолитная, а сборная. Разобрав фигуру на меньшие фрагменты, греки перетащили в свой дом бюст и руку, а нижнюю часть оставили в склепе, замаскировав вход в него.

Битва за прекрасное
В апреле того же 1820 года в гавань городка Кастро зашел французский корабль «Шевретт» («Chevrette»), двое офицеров на котором, лейтенанты Дюмон-Дюрвиль (Jules Sébastien César Dumont d"Urville, 1790–1842) и Амабль Матрэ (Amable Matterer), были заядлыми любителями античности. Пользуясь стоянкой, они стали обходить дворы греческих обывателей, интересуясь, не имеется ли чего на продажу? Так они зашли и к Йоргосу, который показал им части своей находки. Офицеры пришли в восторг, но цена, назначенная греком, была несоизмеримо выше их финансовых возможностей. Сделка не состоялась, однако Йоргос обещал не предлагать статую другим покупателям, пока лейтенанты не соберут необходимой суммы.

Из Кастро «Шевретт» отправился в Константинополь, где Матрэ и Дюрвиль рассказали все французскому послу (Греция тогда принадлежала Турции). Тот, в свою очередь, приказал секретарю посольства де Марселлюсу (Marie-Louis-Jean-André-Charles Demartin du Tyrac de Marcellus, 1795–1865) отправиться на Милос, купить статую Венеры и переправить её во Францию. В распоряжение де Марселлюса была передана шхуна «Эстафетт» («Estafette»). Однако подготовка к путешествию заняла некоторое время. Поэтому, когда корабль 23 мая 1820 года подошел к берегам Милоса, на рейде Кастро уже находился турецкий бриг и полным ходом шли работы по подъему статуи на его борт. Кентротасам все-таки не удалось скрыть свою находку, и о ней узнали турецкие власти. Но как такое могло произойти?

Тут в нашей истории появляется еще один персонаж - французский морской офицер Оливье Вутье (Olivier Voutier, 1796–1877). В своих воспоминаниях «Mémoires du colonel Voutier sur la guerre actuelle des Grecs» (1823) он утверждает, что лично присутствовал на поле Кентротасов в тот день, когда была открыта загадочная античная крипта. Более того, по словам Вутье, он-то ее и нашел, а крестьяне только помогли ему извлечь из-под земли обнаруженную статую. Тем самым он недвусмысленно утверждал свое право на бесценную находку. Однако сами Кентротасы эту информацию не подтвердили. Вполне возможно, что Вутье действительно каким-то образом прознал о находке Венеры, но, получив отказ Йоргоса продать ему античную реликвию, сам же и «сдал» его туркам, пообещав османскому капитану долю от суммы, которую смог бы выручить от перепродажи статуи богини в третьи руки.

Увидев в подзорную трубу, что толпа турецких матросов и греков тащит что-то большое, белое и очень тяжелое, капитан «Эстафетт» медлить не стал: он приказал своим матросам грузиться в шлюпки, идти на них к берегу и силой отбить статую у турок.

Выполняя приказ, десант атаковал толпу, завязалась драка, из которой французы вышли победителями. Однако во время схватки саму Венеру бросили на землю, и она разбилась. Матросы «Эстафетт» подхватили трофеи и волоком потащили изваяние к шлюпкам, пока турки не вернулись с подкреплением. Впопыхах разбираться было некогда: валявшиеся на берегу части как попало забросили в шлюпку и доставили на борт шхуны. Но, осмотрев добычу, французы поняли, что им досталась только верхняя часть Венеры - нижнюю турки успели доставитьна борт своего брига. (Вутье, вероятно, не желая брать на себя ответственность за случившееся, утверждает, что статуя уже изначально была расколота).

Теперь пришел черед де Марселлюса. Он отправился на турецкий корабль и начал переговоры с его капитаном, упирая на то, что, мол, у французов с владельцами статуи была предварительная договоренность о покупке. Дебаты продолжались два дня, дело не обошлось без взяток, но в конце концов секретарь посольства исполнил свое поручение: турки вернули недостающие части статуи.

Второе рождение
Когда Венеру доставили в Париж за неё взялись археолог граф Шарль де Кларак (Charles Othon Frédéric Jean-Baptiste de Clarac, 1777–1847) и антиквар-коллекционер, писатель и искусствовед Антуан Катрмер де Кенси (Antoine Chrysostome Quatremère de Quincy, 1755–1849). Они осмотрели Венеру и вынесли страшный приговор: восстановить статую в прежнем виде невозможно. Оказалось, что на милосском берегу матросы подобрали не все куски рук и плеча.

Попытку вернуть статуе прежний вид решились предпринять лишь сорок лет спустя. Конечно, речь не шла о работе с самой статуей, хранящейся в Лувре. Клод Тарраль (Claudius Tarral) - богатый меценат и покровитель искусств - собирался просто создать ее точную копию из алебастра. Свою работу он начал с того, что скопировал все имевшиеся в запасниках музея фрагменты, привезенные вместе с Венерой. Среди них была верхняя часть и кисть левой руки, держащей яблоко. Кроме того, учитывалось и то, что античные скульптуры редко создавались авторами в единственном экземпляре, а за время, прошедшее с момента обнаружения Венеры Милосской, были найдены и другие схожие изваяния.

Тарралю, можно сказать, очень повезло. Как раз во время его работы в Париж привезли античную коллекцию, собранную итальянским маркизом Джанпьетро Кампана (Giampietro Campana di Cavelli, 1807–1880). В этом собрании была своя Венера, практически точная копия луврской, но не мраморная, а из терракоты. А в самом Лувре отыскался бюст Венеры, увенчанной диадемой. Изучив его, Тарраль высказал предположение, что такая же диадема венчала и Венеру с Милоса, что объясняло, почему у нее, при столь изящном совершенстве форм, довольно низкий лоб (до этого полагали, что работа над головой Венеры была попросту не окончена).

Творческие усилия Тарраля завершились успехом. Он реконструировал увенчанную диадемой Венеру, которая в одной руке держала яблоко, а ногой попирала шлем Минервы, которая вместе с Герой проиграла ей в споре, кто из них самая красивая. Скульпторы, археологи и знатоки-антиквары нашли, что изваяние выглядит очень естественно. Впрочем, были и те, кто сомневался, полагая, что Венера держала полированный щит Марса, любуясь своим отражением. В этом вопросе ясность не достигнута и по сей день. Так, есть предположение, что рука Венеры Милосской, держащая яблоко, принадлежит не ей, а некой более архаичной статуе.

Занимаясь реставрацией, Тарраль совершил целый ряд интересных открытий. Так, например, он установил, что статуя Венеры была высечена не из паросского мрамора, как полагали прежде, а из особого сорта белого мрамора, называемого античными авторами «coraliticus», доставляемого из Малой Азии. Этот сорт превосходил паросский качеством, напоминая слоновую кость, но имел один изъян, весьма важный для скульпторов: он не образовывал больших монолитов. Его, как правило, находили кусками не более двух локтей величины (1,1 м). Именно из таких кусков и собрана статуя Венеры Милосской.

Также Тарралю удалось установить, что статуя была раскрашена (он нашел следы краски в мраморных складках драпировки), а ее диадема и серьги, следы от которых остались на мраморе, были сделаны из золота. Вероятно, их украли еще в античные времена. На основе фрагмента надписи на постаменте реставратор сделал предположение о возможном авторе Венеры. Скорее всего, им был Агесандр Родосский (Άγήσανδρος, II–I вв. до н.э.), автор знаменитого Лаокоона

Как похоронить памятник
Но на этом история Венеры Милосской не закончилась. Едва минуло десять лет после того как мистер Таррель, казалось бы, раскрыл все ее тайны, и скульптура богини любви опять попала в таинственное приключение.

В 1871 году, нанеся французским войскам ряд тяжелых поражений, прусская армия взяла в осаду Париж. Город подвергался постоянному артиллерийскому обстрелу, и все понимали, что сдача столицы неминуема. Тогда министр народного просвещения Жюль Симон (Jules Simon, 1814–1896) принял решение спрятать наиболее ценные музейные сокровища, дабы они не стали жертвами снарядов или мародеров. Но укрыть скульптуру Венеры Милосской из-за ее размеров оказалось совсем не просто. Кроме того, о месте нахождения тайника должны были знать лишь несколько человек.

Для решения этой проблемы Симон решил просить помощи у префекта парижской полиции Крессона (Guillaume-Ernest Cresson 1824–1902). 6 января 1871 года между ними состоялся конфиденциальный разговор. Министр попросил Крессона в течение суток подобрать место для укрытия статуи и подготовить операцию по её транспортировке к тайнику. Префект обещал подумать. Но Симон торопил - Париж едва держался.

Вернувшись в префектуру, мсье Крессон заперся у себя в кабинете и принялся разрабатывать планы спасения античного сокровища. Первое, что пришло ему в голову, это устроить фиктивные похороны: уложить Венеру в гроб, поместить его на катафалк и совершенно открыто, белым днем, провезти по улицам Парижа до какого-нибудь кладбища, а там зарыть прямо в гробу в одном из склепов. Но блестящий на первый взгляд проект не мог реализоваться из-за чисто технических трудностей: гроб для статуи получился бы очень большого размера, что непременно привлекло бы внимание зевак. Кроме того, при проведении похоронной церемонии всё должно было выглядеть по-настоящему: пришлось бы подделывать записи в церковных и муниципальных бумагах. А Крессон был слишком опытным полицейским, чтобы не понимать: когда в секретном деле столь много подлогов, обязательно где-нибудь случится прокол или кто-то проговорится.

Поразмыслив ещё, мсье префект отказался от идеи с похоронами и стал искать надежные подвалы. Выбор его остановился на строящемся рядом с казармами муниципальной гвардии госпитале «Отель-Дьё» (Hôtel-Dieu de Paris). Ни одного этажа здания построено ещё не было, а с началом войны стройка вообще замерла. Тем не менее подвалы были уже готовы. Префект встретился с архитектором Станисла Диэ (Arthur-Stanislas Diet, 1827–1896), строившим здание больницы, но всей тайны ему не открыл, сказав, что подбирает место для тайника, в котором хочет укрыть наиболее ценные документы из архива тайной полиции. Незадолго перед тем неизвестные несколько раз пытались поджечь архив - об этом в Париже знали все - а потому ничего странного в желании Крессона заметить было невозможно. Ему нужно было изолированное помещение под землей с крепкими каменными сводами, которые могли выдержать разрывы артиллерийских снарядов и пожары, если те вспыхнут в городе.

На следующую ночь во двор Лувра была доставлена грузовая платформа. Место кучера занял опытный полицейский агент, а сопровождал груз делопроизводитель префектуры мсье Шоппен (Albert Choppin, 1832–1893). За погрузкой на платформу ящика со скульптурой наблюдал сам министр Жюль Симон. А ближе к полуночи в Лувр прибыл и префект Крессон. Он принял груз, и по его сигналу платформа выехала со двора, направившись к казармам муниципальной гвардии. Через полчаса ящик с Венерой сгрузили во дворе казарм и выставили усиленный караул, а вход во двор был перекрыт военным постом. Тем временем рабочие под руководством Диэ срочно оборудовали тайник в подвалах «Отель-Дьё», имевших толстые стены и мощные своды. Ящик со скульптурой было решено спрятать в стенной нише, предназначенной для лестницы. После того как его поместили на подготовленное место, углубление заложили кирпичом. Сделано все было настолько ловко, что каменщики, выкладывавшие стену, так и не поняли, что же они спрятали.

Операция вполне удалась: после того как 28 января Париж капитулировал, тайник так и не обнаружили. Он благополучно пережил и последующие бурные события: Парижскую Коммуну, вторую осаду, уличные бои и пожары. 28 мая 1871 года Коммуна пала, а ровно через месяц в присутствии министра, сотрудников Лувра и полиции тайник вскрыли, и Венера Милосская уже в который раз была извлечена из-под земли. Её торжественно отвезли в Лувр и установили на том же пьедестале, с которого сняли за полгода до того.

Первую мировую войну Венера «перенесла», не покидая музея. А вот перед Второй мировой, в августе 1939 года, вместе с Никой Самофракийской ее спрятали в замке Валансэ, который расположен в центре Франции, в департаменте Эндр (Indre). В 1945 году она благополучно вернулась во французскую столицу. Больше ее никто не тревожил.

  • Назад
  • Вперёд