Александр невский бой на неве. Битва на реке Неве: причины и последствия. Невская битва. Ход сражения

«Не в силах Бог, а в правде!»

Невская битва – состоявшееся 15 июля 1240 года на реке Неве, сражение между дружинами новгородцев под руководством князя Александра Ярославича и шведскими крестоносцами под командованием ярла Ульфа Фаси и зятя шведского короля ярла Биргера.

Причины.

Главная причина битвы – попытка поставить под свой контроль спорные территории. А именно – Карельский перешеек и земли, прилегающие к Ладоге и рекам Ижора и Нева. Спор за эту территорию велся между Новгородом и Швецией. Новгород, окрепнув на торговле с соседями, стремился к расширению территории своего влияния.
И непросто распространить влияние, но и закрепиться на новых территориях и усмирить беспокойных соседей – племена финнов и карелов, доставлявшие много хлопот новгородцам своими набегами.
Именно того же хотела и Швеция – расширения своей территории, получения новых данников и спокойствия на границах. Масла в огонь тлеющей вражды подливала и католическая церковь , во главе с римским папой – ей необходимо было расширить сферу своего влияния и обратить в свою веру новые племена и народы.
По сути, походы шведов на восток были частью тогдашней общеевропейской политики – политики Крестовых походов . В 1237 году папа римский объявил Крестовый поход в Финляндию , к тому времени уже второй по счету. И для крестоносцев он был вполне успешным – племена сумь и емь не смогли оказать им сопротивления. А в 1238 году, Эрих Картавый, король Швеции, получил от папы римского Григория IX благословение на очередной поход «во славу Господа», на этот раз против новгородцев. Всем участникам похода, как и положено, была обещана индульгенция (отпущение грехов).
У шведского короля быстро нашлись союзники, желающие поучаствовать в Крестовом походе на новые территории. Ими стали датский король Вальдемар II и магистр Тевтонского Ордена Герман фон Балк. Но в походе 1240 года в спорные с Новгородом земли они не участвовали, так как были заняты своими новыми территориями в Прибалтике и Пруссии.
У Новгорода союзников не было. В это время Древнерусское государство подверглось нашествию монголов и фактически прекратило свое существование.

Накануне.

Первыми ход сделали шведы – летом 1240 года начался поход на Новгород. Король Эрих посчитал, что момент для разгрома соперника наступил благоприятный – на помощь новгородцам вряд ли кто придет. В самом Новгороде не было единства – сильны были сторонники союза со Швецией и признания власти римского папы, т. е. принятие католической веры. Власть князя в Новгороде была традиционно ограничена «вечевой демократией» - ему и дружине отводилась роль поддержания порядка и организация, в случае необходимости, военных походов. С кем воевать или не воевать вовсе – решало вече, где заправляли, при всей иллюзии народоправства, боярские и купеческие партии. А княжил тогда в Новгороде никому не известный девятнадцатилетний сын Владимирского князя Ярослава Всеволодовича – Александр.
А вот Швеция заручилась поддержкой союзников и самого римского папы. Несмотря на междоусобные войны в самой Швеции, несколько удачных походов против соседей укрепили моральное состояние войска, а объявленный папой Крестовый поход обеспечил в него приток добровольцев. С войском в поход отправились католические священники, следившие за боевым духом «воинов Христовых». К походу присоединились и немногочисленные отряды норвежцев и финнов, и те и другие не желали упустить возможность пограбить соседей.
В июле шведская флотилия, под командованием Ульфа Фаси и Биргера, вошла в устье Невы . По Неве они намеревались идти к Ладоге, и оттуда по Волхову спуститься к Новгороду.
Новгородский князь Александр Ярославович понимал всю полноту опасности, исходящую от появления шведов на Неве. Если им удалось достичь Новгорода – то город вряд ли бы устоял в первую очередь в силу политических причин. Сильная про-шведская боярская партия могла не допустить сражения у ворот города. Поэтому он выбрал рискованное, но оправданное результатом решение – перехватить неприятеля по дороге. Этим он «убивал двух зайцев» - застал, не ожидавших такого хода шведов, врасплох и избавился от «опеки» союзников врага внутри Новгорода. Поэтому, как только Александр получил известие о появлении шведского войска на Неве, он тут же выступил в поход. Князь не стал ждать сбора новгородского ополчения – это не отвечало задачам молниеносного броска навстречу неприятелю. Действуя на свой страх и риск, Александр выступил лишь со своей дружиной и дружинами нескольких знатных новгородцев. По дороге к нему успело присоединиться немногочисленное ижорское ополчение.
У собора Святой Софии воинов Александра благословил архиепископ Спиридон . Сам князь воодушевил соратников словами, дошедшими до наших дней:
«Братья! Не в силах Бог, а в правде!... Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог».

Битва.

Силы сторон перед сражением были неравны – войско Александра Ярославовича насчитывало около 1,3 тыс. человек, ему противостояло около 5 тыс. шведов с союзниками. Но шведские командиры сами дали новгородцам преимущество внезапного удара. Ульф Фаси и Биргер настолько были уверены в успехе своего похода, что пренебрегли элементарными правилами нахождения на чужой территории – разведкой, охранением и секретами вокруг лагеря. Это позволило Александру застать их врасплох. Достигнув лагеря шведов, разбитый ими на Неве при впадении в нее реки Ижора, он буквально сходу вступил в сражение.
Битва началась 15 июля 1240. Атаковав шведов, новгородцы сумели разрушить их боевые порядки и ворваться в их лагерь. В ходе сражения шведы оказались прижатыми к реке и не смогли организованно сопротивляться. Сражение переросло в хаотичные стычки по всему лагерю и берегу реки. В одной из таких стычек князь Александр сразился с предводителем шведов Биргером и ранил его.
Бой длился до позднего вечера и окончился победой новгородцев. Шведы, на уцелевших кораблях переправились на противоположный берег Невы. Оттуда, признав свое поражение, ушли обратно в Швецию.

Итоги.

Для Швеции. Поражение на Неве вынудило шведского короля отложить территориальные претензии к Новгороду.
Для Новгорода и князя Александра. Главный итог сражения – сохранение Новгородом независимости и победа, пусть и промежуточная, в территориальном споре. Была нарушена координация действий Швеции и Тевтонского Ордена в территориальных претензиях к Новгороду.
Князь Александр, получивший за эту победу прозвище Невский, проявил себя как сильный полководец. Но более важным для него был политический вес, приобретенный в результате сражения со шведами. Вот этого политического усиления молодого князя и не хотела новгородская знать. Мало того что он осложнил торговые и прочие отношения с европейскими странами, так еще вернулся героем в глазах черни. В результате боярских интриг произошло парадоксальное событие – победитель шведов и защитник города был вынужден покинуть Новгород и уехать к отцу во Владимир. Ярослав Всеволодович посадил сына на княжение в Переславль-Залесский. Но буквально через год новгородцы снова пригласили на княжение Александра Невского, над ними снова нависла угроза, теперь со стороны куда более грозного врага, чем шведы – Тевтонского Ордена. Князь это знал и приглашение принял. Ему предстояло вернуться для нового сражения.

15 июля 1240 года состоялась одна из самых известных и таинственных битв в российской истории. Там, где теперь стоит Петербург, где река Ижора впадает в Неву, отряд под командованием молодого князя Александра Ярославича напал на шведский лагерь и обратил врага в бегство. И сама битва, и князь спустя несколько веков стали именоваться Невскими.

Крестовый поход на Русь

Ещё 24 ноября 1232 года Папа Римский Григорий Девятый издал буллу, в которой призывал рыцарей Ливонии «защитить новое насаждение христианской веры против неверных русских». Через несколько месяцев, в феврале 1233 он прямо называет русских врагами. В XIII веке Рим пытался привести в лоно католической церкви те племена Прибалтики и Финляндии, что ещё пребывали в язычестве. Христианизация шла и проповедью, и мечом. Вместе с верой приходили притеснения, ведь не только души, но и земли финнов нужны были Церкви – и племена, уже крещённые, бунтовали, а некрещеные активно боролись с захватчиками. И в этом их поддерживали русские – потому Папа и призывал защищать от православных «насаждение христианской веры».
Собственно на Русь крестовый поход никто не объявлял: главной целью рыцарей были то ли тавасты, то ли племя емь. Но земли суми, еми, других племён были в сфере интересов Новгорода, да и все стороны регулярно грабили друг друга, потому столкновение католиков с новгородцами было неизбежно. Правда, в середине 30-х послания Папы остались без внимания: ливонцам было не до Руси.

Шведы в Новгородской земле

Вторично с призывом о крестовом походе против финских племён Папа обратился к шведам – 9 декабря 1237 года. Шведы откликнулись и 7 июня 1238 года договорились с датчанами и рыцарями Тевтонского ордена о походе на Русь. Они планировали выступить одновременно двумя армиями: шведы (с норвежцами, сумью и емью) на севере – на Ладогу, тевтонцы и датчане – на Псков. В 1239-м по каким-то причинам поход не состоялся, и лишь летом 1240 года шведы появились на Неве. Расположившись лагерем в устье реки Ижоры они, очевидно, ждали новостей от союзников, не желая начинать боевые действия, чтобы не навлечь на себя основной удар русского войска. И в ожидании они мирно торговали с местными племенами или миссионерствовали. Так начинался крестовый поход шведов на Русь, закончившийся Невской битвой.

Небесное воинство

Вторжение шведов позже стало толковаться в свете борьбы православия и католицизма. И войско князя Александра из защитников земли превратилось в защитников всей православной веры. Потому в Житии Александра Невского появилась легенда о крещёном язычнике Пелугии, который первым увидел приближение шведов и благодаря которому новгородский князь смог оперативно прибыть к их лагерю.
Но кроме шведов Пелугий, муж благочестивый, увидел ещё одно воинство – небесное, возглавляемое князьями Борисом и Глебом. «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру», - с такими словами, если верить Пелугию, обратился к брату князь Борис.

«Не в силе Бог»

Молодой князь Александр, которому к 15 июля 1240 было всего двадцать лет, будто бы сразу почувствовал значимость будущей битвы и обратился к войску не как защитник Новгорода, но именно как защитник православия: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: "Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо"». На святое дело – защищать веру – и отправился отряд новгородцев, суздальцев и ладожан. Причём, видимо, зная о готовящемся нападении с запада на Изборск и Псков, Александр спешил расправиться со шведами малыми силами и даже не стал посылать во Владимир за подкреплением.

Внезапная атака

Очевидно, гонец, доставивший в Новгород весть о шведах, несколько преувеличил их число. Ожидая увидеть превосходящие силы противника, Александр рассчитывал на фактор внезапности. Для этого, пройдя за несколько дней более 150 верст, русские воины отдохнули на некотором расстоянии от шведского лагеря, а ночью с 14 на 15 июля, ведомые проводниками из местного населения, вышли к устью Ижоры. И в 6 часов утра напали на спавших шведов. Фактор внезапности сработал, но не полностью: в лагере поднялась неразбериха, шведы бросились к кораблям, многие погибли – но, опытные воины, они под командованием смелого воеводы смогли остановить бегство. Началась тяжёлая битва, длившаяся несколько часов.

Герои битвы

Русские, ведомые святыми Борисом и Глебом, сражались храбро. В Житии Александра Невского говорится о шести героях битвы. Некоторые историки скептически высказываются об их «подвигах». Возможно, таким образом, через подвиги, был описан ход самой битвы. Поначалу, когда русские теснили шведов к лодкам, Гаврило Олексич пытался убить шведского королевича и, преследуя его, на коне ворвался по сходням на палубу. Был оттуда скинут в реку, но чудесным образом спасся и продолжал биться. Таким образом шведы опрокинули первую атаку русских.
Затем завязалось несколько локальных сражений: новгородец Сбыслав Якунович бесстрашно бился топором, княжеский ловчий Яков нападал на полк с мечом, новгородец Меша (и – очевидно – его отряд) потопил три корабля. Перелом в битве произошёл, когда дружинник Сава ворвался в златоверхий шатёр и повалил его. Моральное превосходство оказалось на стороне наших войск, шведы, отчаянно защищаясь, стали отходить. Об этом свидетельствует шестой подвиг – слуги Александра по имени Ратмир, погибшего «от многих ран»

Победа осталась за православным войском. Стороны закончили биться. Похоронив убитых, которых, по свидетельству новгородской летописи, набралось «корабля два», шведы отплыли восвояси. Новгородцев же в битве пало всего «20 мужь с ладожаны». Среди них летописец особо выделяет: Костянтина Луготиньца, Гюряту Пинещинича, Намѣстю и Дрочила Нездылова, сына кожевника.
Таким образом, Александр Ярославич обезопасил от нападения север Новгородской земли и мог сосредоточиться на обороне Изборска. Однако, вернувшись в Новгород, он оказался в центре очередных политических интриг в переменчивом Новгороде и был вынужден покинуть город. Через год его упросили вернуться – и в 1242 году он возглавил русское войско в ещё одной знаменитой битве, вошедшей в историю как Ледовое побоище.

Японское название Японии Nihon (日本) состоит из двух частей – ni (日) и hon (本), оба из которых являются китаизмами. Первое слово (日) в современном китайском произносится rì и обозначает, как и в японском, «солнце» (передаваясь на письме его идеограммой). Второе слово (本) в современном китайском произносится bӗn. Его первоначальное значение – «корень», и передающая его идеограмма представляет собой идеограмму дерева mù (木) с добавленной внизу чёрточкой, обозначающей корень. Из значения «корень» развилось значение «происхождение», и именно в этом значении оно вошло в название Японии Nihon (日本) – «происхождение солнца» > «страна восходящего солнца» (совр. кит. rì bӗn). В древнекитайском слово bӗn (本) имело ещё и значение «свиток, книга». В современном китайском оно в этом значении вытеснено словом shū (書), однако остаётся в нём в качестве счётного слова для книг. Китайское слово bӗn (本) было заимствовано в японский как в значении «корень, происхождение», так и в значении «свиток, книга», и в форме hon (本) означает книгу и в современном японском языке. Это же китайское слово bӗn (本) в значении «свиток, книга» было также заимствовано и в древнетюркский язык, где после добавления к нему тюркского суффикса -ig приобрело форму *küjnig. Тюрки принесли это слово в Европу, где оно из языка дунайских тюркоязычных булгар в форме кънига попало в язык славяноязычных болгар и через церковнославянский распространилось в другие славянские языки, включая русский.

Таким образом, русское слово книга и японское слово hon «книга» имеют общий корень китайского происхождения, и тот же самый корень входит в качестве второго компонента в японское название Японии Nihon.

Надеюсь, всё понятно?)))

а, со шведскими рыцарями, под руководством Биргера и Ульфа Фаси.

Значимое для раздробленной Киевской Руси событие случилось в 1240 г., в середине июля, и закончилось разгромом врага.

Источников, где рассказывается о битве, мало:

  • Новгородская первая летопись (НПЛ) старшего извода;
  • в повествовании жития Александра Невского, записи 80-х годов XIII в.;
  • поздняя Новгородская первая летопись младшего извода, записи которой зависят от первых двух повествований;
  • Скандинавские источники не упоминают о проигранном сражении, сказано только о походе 1240 г. в русские земли.

Причины

С 1230 гг. папой римским организовывались крестовые походы, чтобы завоевать русские земли и, пытаясь при этом, объединить немецких крестоносцев и епископства: дерптское и рижское, шведское и Данию. Ливонский Орден (объединившиеся рыцари) пытался насильно внедрить католицизм, а шведские войска - завладеть Приневьем и Приладожьем.

В 1240 г., шведы с немецкими рыцарями, высадившись на берег Невы, преследовали цель: овладеть водным торговым путём, захватить Новгород и Ладогу, отрезать русских от Балтийского моря. Так же не пускать русичей в карельские и финляндские земли.

Русские стремились защитить собственные территории, расширить влияние на другие земли с целью усмирения беспокойных финских и карельских племён.

Диспозиция

Нева просматривается до места впадения Ижоры, где расположился шведский лагерь. Главное условие для успеха малочисленного русского войска в этой битве - внезапное наступление. Чтобы не быть обнаруженными раньше времени, войска князя Александра, плывшие на ладьях, пристали к берегу задолго до места боя. Далее на конях двигались по суше рядом с Волховом к Ладоге и свернули к Ижоре.

Намеченный план хода боя:

  • Удар двух конных дружин слева и по центру лагеря неприятеля.
  • В это время пехота с правой стороны уничтожит корабельные мостки. Финский залив и пути в сторону Новгорода охранялся морской стражей.

Шведское войско высадилось в устье Ижоры неделей раньше. Историки предполагают, что для строительства надёжного форпоста. Не ожидая скорого наступления русских, шведы не были готовы к битве, а часть войска не успели подоспеть с кораблей.

Русское войско

Готовясь к внезапному нападению, Александр поспешил собрать войско, решив обойтись без владимирской дружины. Двигаясь на встречу с врагом, соединился с ладожскими ополченцами. Большую часть армии представляли конные воины, что разрешало скорое передвижение.

Новгородская первая летопись отражает, по-видимому, правильное число состава армии молодого князя:

  • княжеские дружинники - 200-400 человек;
  • новгородские и ладожские воины - 1000;
  • ижорцы - 600-800 воинов.

июль 1240г битва на Неве фото

Итого: русское войско состояло предположительно из 1300-2000 человек.

Оружие русского дружинника:

  • копьё-рогатина с 50 см остриём на длинном древке;
  • дротики-сулицы для метания;
  • 1-1,5 м меч для ближнего боя у знатных дружинников;
  • боевой топор у простолюдинов;
  • кистень и булава для использования в рукопашном бою;
  • луки и колчаны.

Войско врага

1202 г. - папа римский благословил немцев на создание специальной военно-рыцарской организации, чтобы вести захватнические войны. Называлась организация Ливонским Орденом (меченосцы). Одежда рыцарей: белый плащ, на котором нашит красный крест и меч. В 1237 г. меченосцы объединились с Тевтонским Орденом. Позже и со шведскими рыцарями, для похода на русские земли.

Шведов сопровождали ополченцы суми. Корабли, с запасами провианта, с воинами, собирались прибрежными областями. Руководство шведскими воинами поручено Биргеру Магнуссону, предполагает историк Костомаров. Но в шведских источниках нет никаких сведений о событии на Неве. Отмечено только, что титул рыцаря Магнуссон получил в 1248 г., поэтому, как предводитель, упоминается Ульф Фаси. Так же нет данных о составе войска. Предполагают, что 2-2,5 тысячи воинов.

Ход битвы

Накануне . Ранним июльским утром морской дозор, во главе с Пелгусием, старейшиной, увидел приближающиеся вражеские корабли, и передал весть князю в Новгород. Александр срочно собрал воинов Новгорода и, вместе с собственной дружиной, выступил в поход.

Битва . Нападение началось с внезапного обстрела шведского лагеря лучниками. В стане врага возникла паника и неразбериха. В это время конные отряды и, одновременно, пехота, атаковали с двух сторон и по центру, разъединив неприятельское войско на части и захватив 3 корабля. Ополченцы преградили путь для отступления.

Рыцари, не ожидавшие скорого нападения, не успели принять боевое расположение, поэтому и не оказали организованное сопротивление, но бились отчаянно. Оттеснённые к берегу, шведы отступили.

Сражение закончилось вечером поражением шведов, которые на следующий день достигли другого берега. Похоронив убитых, рыцари отплыли домой. Войско Александра этому не препятствовало.

Потери

О точных потерях так же нет правильных сведений, поэтому в летописях числа предположительные. Со стороны русского войска: погибшие состоятельные воины и дружинники - 20-26 человек, добровольцев и ладожан - мало. Шведы потеряли 300-400 воинов. Из них знатные воины составили 200 человек, которых шведы похоронили, как описывается в «Житии». Остальные тела на берегу обнаружили местные жители.

А происходила ли битва

Много историков и архиведов сомневаются в правдивости сведений о Невской битве и приводят собственные доводы: Шведские источники и Ипатьевская летопись не упоминают о подобной битве. Лаврентьевская летопись хранит запись 1263 года, которая оставлена в Житии. В 1240 г. записей не было.

В шведских источниках утверждается, что Магнуссон в 12140 г. из Швеции не отлучался. Нет упоминаний и об убийстве епископа на поле боя. Первоначально в план шведов входил захват Ладоги, но остановившись на Ижоре, никуда не двигались и 7 дней оставались на месте. Зная, что нападения не избежать, не укрепили лагерь.

Историки так же не понимают, почему Александр решил не предупреждать отца и не собрал новгородское ополчение. Нет информации о пленных шведских воинах, и не верят учёные, в потопление 3-х кораблей шведов. Непонятным остаётся вопрос о расправе с неприятелем с другого берега. Предполагают даже, что лагерем остановились шведские купцы.

После победы в этой битве Александра называют Невским, хотя некоторые историки оспаривают данный факт.

Князь Александр с женой Биргера дальние родственники (она четвероюродная племянница).

В Житии описывается об отличившихся русских воинах:

  • О Гаврило Олексиче: сброшенный в воду, вернулся на корабль и продолжил схватку.
  • О Якуновиче и ловчем князя, сражавшимися топорами в гуще врагов.
  • О Якове Полочанине, отроке Савве - свалил шатёр командующего вражеского войска.
  • И о Ратмире, слуге князя, который погиб во время рукопашного боя.

Теперь на месте боя стоит Усть-Ижорский посёлок с церковью и памятником-часовней, где установлен бронзовый образ Невского.

Царь Пётр I , в 1710 г., увековечил память о битве основанием Александро - Невского монастыря. Позже, когда сюда привезли останки князя, стал лаврой с Благовещенской и Фёдоровской церквями, Троицким собором и другими храмами.

Значение и последствия

Победа войска Александра Невского сыграла политическое и религиозное значение для укрепления Русского государства:

  • Шведы не смогли завладеть Ладогой для начала планомерного захвата русской территории.
  • Остановлено взаимодействие Тевтонского Ордена со шведскими рыцарями на Русских землях.
  • Русские воины, продемонстрировав отвагу и силу, сохранили выход к Балтийскому морю для торговли.
  • Александр Невский - защитник православной веры, за что Русская Церковь канонизировала князя, это произошло в 1547 г.

Новгородским боярам не понравилось, что князь возгордится и начнёт их притеснять, поэтому вредили делам Александра. Тому пришлось оставить Новгород и перебраться в отцовское княжество. Но спустя год, те же бояре позвали Невского обратно для борьбы с ливонскими рыцарями. Согласившись, князь готовится принять бой с крестоносцами на Чудском озере . Сражение произошло в 1242 г.

Итоги

Невская Битва князя Александра Ярославовича на Неве - яркий пример того, что и с меньшими силами русские воины способны побеждать врага. Русское государство готово отстаивать собственные территории и несогласно на рабство. Побеждённым рыцарям и шведскому королю пришлось отказаться от претензий к Новгородской республике.


Князь Новгородский (1236-1240, 1241-1252 и 1257-1259), а позднее великий князь Киевский (1249-1263), а затем и Владимирский (1252-1263), Александр Ярославич, известный в нашей исторической памяти как Александр Невский, – один из самых популярных героев истории Древней Руси. Конкурировать с ним могут разве что Дмитрий Донской и Иван Грозный. Большую роль в этом сыграли гениальный фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», оказавшийся созвучным событиям 40-х годов прошлого века, а в последнее время еще и конкурс «Имя Россия», в котором князь одержал посмертную победу над другими героями русской истории.

Немаловажно и прославление Русской Православной Церковью Александра Ярославича как благоверного князя. Между тем всенародное почитание Александра Невского как героя началось лишь после Великой Отечественной Войны. До этого даже профессиональные историки уделяли ему гораздо меньше внимания. Например, в дореволюционных общих курсах истории России зачастую вообще не упоминается Невская битва и Ледовое побоище.

Сейчас критическое и даже нейтральное отношение к герою и святому воспринимается многими в обществе (и в профессиональных кругах, и среди любителей истории) очень болезненно. Тем не менее, среди историков продолжаются активные споры. Ситуация осложняется не только субъективностью взгляда каждого ученого, но и чрезвычайной сложностью работы со средневековыми источниками.


Всю информацию в них можно поделить на повторяющуюся (цитаты и парафразы), уникальную и проверяемую. Соответственно доверять этим трем видам информации нужно в разной степени. Помимо всего прочего, период примерно с середины XIII по середину XIV века профессионалы иногда называют «темным» именно из-за скудности источниковой базы.

В данной статье мы попытаемся рассмотреть, как историки оценивают события, связанные с Александром Невским, и какова, по их мнению, его роль в истории. Не слишком углубляясь в аргументацию сторон, все же приведем основные выводы. Кое-где для удобства мы разделим часть нашего текста о каждом крупном событии на два раздела: «за» и «против». На самом деле, конечно, по каждому конкретному вопросу разброс мнений гораздо больше.

Невская битва


Невская битва произошла 15 июля 1240 года в устье реки Невы между шведским десантом (в составе шведского отряда была еще небольшая группа норвежцев и воины финского племени емь) и новгородско-ладожской дружиной в союзе с местным племенем ижора. Оценки этого столкновения, как и Ледового побоища, зависят от интерпретации данных Новгородской первой летописи и «Жития Александра Невского». К сведениям в житии многие исследователи относятся с большим недоверием. Расходятся также ученые и в вопросе о датировке этого произведения, от чего сильно зависит реконструкция событий.

За
Невская битва – довольно крупное сражение, имевшее большое значение. Некоторые историки говорили даже о попытке экономической блокады Новгорода и закрытия выхода к Балтике. Шведами руководил зять шведского короля, будущий ярл Биргер и/или его двоюродный брат ярл Ульф Фаси. Внезапное и быстрое нападение новгородской дружины и воинов ижоры на шведский отряд предотвратило создание опорного пункта на берегу Невы, а, возможно, и последующее нападение на Ладогу и Новгород. Это был переломный момент в борьбе со шведами.

В битве отличились 6 воинов новгородцев, подвиги которых описаны в «Житии Александра Невского» (есть даже попытки связать этих героев с конкретными людьми, известными по другим русским источникам). В ходе сражения юный князь Александр «возложил печать на лицо», то есть ранил в лицо полководца шведов. За победу в этой битве Александр Ярославич впоследствии получил прозвище «Невский».

Против
Масштаб и значение этой битвы явно преувеличены. Не о какой блокаде речь идти не могла. Стычка явно была мелкая, так как, если верить источникам, в ней со стороны Руси погибло 20 или менее человек. Правда, речь может идти только о знатных воинах, но это гипотетическое предположение недоказуемо. Шведские источники вообще не упоминают Невскую битву.


Характерно, что первая большая шведская хроника – «Хроника Эрика», которая была написана значительно позже этих событий, упоминающая многие шведско-новгородские конфликты, в частности уничтожение шведской столицы Сигтуны в 1187 году карелами, подстрекаемыми новгородцами, об этом событии умалчивает.

Естественно, о нападении на Ладогу или Новгород речь тоже не шла. Точно сказать, кто руководил шведами, нельзя, но Магнус Биргер, судя по всему, во время этой битвы был в другом месте. Сложно назвать действия русских воинов быстрыми. Точное место сражения неизвестно, но находилось оно на территории современного Петербурга, а от него до Новгорода 200 км по прямой, а по пересеченной местности идти дольше. А ведь надо было еще собрать новгородскую дружину и где-то соединиться с ладожанами. На это потребовалось бы как минимум месяц.

Странно, что шведский лагерь оказался плохо укреплен. Скорее всего, шведы собирались идти не вглубь территории, а крестить местное население, для чего при них были священнослужители. Этим и определяется большое внимание, уделенное описанию данного сражения в «Житии Александра Невского». Рассказ о Невской битве в житии в два раз длиннее, чем о Ледовом побоище.

Для автора жития, задача которого не описать подвиги князя, а показать его благочестие, речь идет, прежде всего, не о военной, а о духовной победе. Вряд ли можно говорить об этом столкновении как о переломном моменте, если борьба между Новгородом и Швецией продолжалась еще очень долго.

В 1256 году шведы снова попытались укрепиться, на побережье. В 1300 году им удалось построить на Неве крепость Ландскрону, но через год они ее оставили из-за постоянных набегов противника и тяжелого климата. Противостояние шло не только на берегах Невы, но и на территории Финляндии и Карелии. Достаточно вспомнить зимний финский поход Александра Ярославича 1256-1257 гг. и походы на финнов ярла Биргера. Таким образом, в лучшем случае можно говорить о стабилизации ситуации на несколько лет.

Описание битвы в целом в летописи и в «Житии Александра Невского» не следует воспринимать буквально, так как оно насыщено цитатами из других текстов: «Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Евгениева деяния», «Троянских сказаний» и т.д. Что касается поединка князя Александра с предводителем шведов, то практически такой же эпизод с ранением в лицо есть в «Житии князя Довмонта», так что этот сюжет, скорее всего, переходящий.


Некоторые ученые считают, что житие псковского князя Довмонта написано раньше жития Александра и, соответственно, заимствование произошло оттуда. Роль Александра неясна и в сцене гибели части шведов на другом берегу реки – там, где дружине князя было «непроходно».

Возможно, противник был уничтожен Ижорой. В источниках говорится о гибели шведов от ангелов Господних, что очень напоминает эпизод из Ветхого завета (19-ая глава Четвертой Книги Царств) об уничтожении ангелом ассирийского войска царя Сеннахирима.

Наименование «Невский» появляется только в XV веке. Что еще важнее, есть текст, в котором так же – «Невскими» – называются два сына князя Александра. Возможно, это были владельческие прозвища, то есть семье принадлежали земли в этом районе. В источниках, близких по времени к событиям, князь Александр носит прозвище «Храбрый».

Русско-ливонский конфликт 1240 - 1242 гг. и Ледовое побоище


Знаменитая битва, известная нам как «Ледовое побоище», произошла в 1242 году. В ней сошлись на льду Чудского озера войска под командованием Александра Невского и немецкие рыцари с подчиненными им эстами (чудь). По этому сражению источников больше, чем по Невской битве: несколько русских летописей, «Житие Александра Невского» и «Ливонская рифмованная хроника», отражающая позицию Тевтонского ордена.

За
В 40-х годах XIII века папство организовало крестовый поход в Прибалтику, в котором участвовали Швеция (Невская битва), Дания и Тевтонский орден. Во время этого похода в 1240 году немцами была захвачена крепость Изборск, а затем 16 сентября 1240 года там было разбито псковское войско. Погибло, если верить летописям, от 600 до 800 человек. Далее был осажден Псков, который вскоре капитулировал.

В результате псковская политическая группировка во главе с Твердилой Иванковичем подчиняется Ордену. Немцы отстраивают крепость Копорье, совершают набег на Водскую землю, подконтрольную Новгороду. Новгородские бояре просят великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича вернуть им на княжение молодого Александра Ярославича, изгнанного «меньшими людьми» по неизвестным нам причинам.


Князь Ярослав сначала предлагает им своего другого сына Андрея, но они предпочитают вернуть Александра. В 1241 году Александр, по-видимому, с войском новгородцев, ладожан, ижор и карелов отвоевывает новгородские территории и берет штурмом Копорье. В марте 1242 года Александр с большим войском, включая суздальские полки, приведенные его братом Андреем, изгоняет немцев из Пскова. Затем боевые действия переносятся на территорию противника в Ливонию.

Немцы разбивают передовой отряд новгородцев под командованием Домаша Твердиславича и Кербета. Основные войска Александра отступают на лед Чудского озера. Там, на Узмени, у Вороньего камня (точное место ученым неизвестно, идут дискуссии) 5 апреля 1242 года и происходит сражение.

Численность войска Александра Ярославича составляет не менее 10 000 человек (3 полка – новгородский, псковский и суздальский). «Ливонская рифмованная хроника» говорит о том, что немцев было меньше, чем русских. Правда, в тексте использована риторическая гипербола, что немцев было меньше в 60 раз.

По-видимому, русскими был осуществлен маневр окружения, и Орден потерпел поражение. Немецкие источники сообщают, что погибло 20 рыцарей, и 6 было взято в плен, а русские источники повествуют о потерях у немцев в 400-500 человек и о 50 пленных. Чуди погибло «бесчисла». Ледовое побоище - крупное сражение, значительно повлиявшее на политическую ситуацию. В Советской историографии было даже принято говорить о «крупнейшем сражении раннего средневековья».


Против
Версия об общем крестовом походе сомнительна. У Запада в тот период не было ни достаточных сил, ни общей стратегии, что подтверждается значительной разницей по времени между действиями шведов и немцев. Кроме того территория, которую историки условно называют Ливонской конфедерацией, не была единой. Здесь находились земли архиепископств Рижского и Дорпатского, владения датчан и Ордена меченосцев (с 1237 г. Ливонского ландмейстерства Тевтонского ордена). Все эти силы находились между собой в очень сложных, зачастую конфликтных отношениях.

Рыцари ордена, кстати, получали лишь треть завоеванных ими земель, а остальное отходило церкви. Тяжелые отношения были и внутри ордена между бывшими меченосцами и прибывшими к ним на подкрепление тевтонскими рыцарями. Политика у тевтонцев и бывших меченосцев на русском направлении была разной. Так, узнав о начале войны с русскими, глава тевтонского ордена в Пруссии Ханрик фон Винда, недовольный этими действиями, отстранил ландмейстера Ливонии Андреаса фон Вёльвена от власти. Новый ландмейстер Ливонии Дитрих фон Грёнинген, уже после Ледового побоища, заключил с русскими мир, освободив все занятые земли и обменяв пленных.

В такой ситуации ни о каком объединенном «Натиске на Восток» не могло быть и речи. Столкновение 1240-1242 гг. – это обычная борьба за сферы влияния, которая то обострялась, то утихала. Помимо всего прочего, конфликт между Новгородом и немцами напрямую связан с псковско-новгородской политикой, прежде всего, с историей изгнания псковского князя Ярослава Владимировича, который нашел пристанище у Дорпатского епископа Германа и пытался вернуть себе престол с его помощью.


Масштабы событий, по-видимому, несколько преувеличены некоторыми современными учеными. Александр действовал осторожно, чтобы не испортить полностью отношения с Ливонией. Так, взяв Копорье, он казнил только эстов и вожан, а немцев отпустил. Захват Александром Пскова – это на самом деле изгнание двух рыцарей фогтов (то есть судей) со свитой (вряд ли больше 30 человек), сидевших там по договору с псковичами. Кстати, некоторые историки считают, что этот договор был фактически заключен против Новгорода.

В целом отношения Пскова с немцами были менее конфликтные, чем у Новгорода. Например, псковичи участвовали в битве при Шауляе против литовцев в 1236 году на стороне Ордена меченосцев. Кроме того, Псков часто страдал от немецко-новгородских пограничных конфликтов, так как немецкие войска, посылаемые против Новгорода, часто не доходили до новгородских земель и грабили более близкие псковские владения.

Само «Ледовое побоище» произошло на землях не Ордена, а Дорпатского архиепископа, так что большая часть войск, скорее всего, состояла из его вассалов. Есть основания полагать, что значительная часть войск Ордена одновременно готовилась к войне с земгалами и куршами. Кроме того, обычно не принято упоминать, что Александр отправил свои войска в «разгон» и «зажитье» то есть, говоря современным языком, грабить местное население. Основной способ ведения средневековой войны – нанесение максимального экономического урона противнику и захват добычи. Именно в «разгоне» немцами был разгромлен передовой отряд русских.

Конкретные подробности битвы реконструировать трудно. Многие современные историки считают, что немецкое войско не превышало 2000 человек. Некоторые историки говорят всего о 35 рыцарях и 500 пехотинцах. Русское войско, возможно, было несколько больше, но вряд ли значительно. «Ливонская рифмованная хроника» сообщает лишь, что немцы использовали «свинью», то есть построение клином, и что «свинья» пробила строй русских, у которых было много лучников. Рыцари сражались храбро, но их победили, а часть дорпатцев бежала, чтобы спастись.

Что касается потерь, то единственное объяснение, почему данные летописей и «Ливонской рифмованной хроники» разнятся, это предположение, что немцы считали только потери среди полноправных рыцарей Ордена, а русские – общие потери всех немцев. Скорее всего, здесь, как и в других средневековых текстах, сообщения о численности погибших очень условны.

Неизвестна даже точная дата «Ледового побоища». Новгородская летопись приводит дату 5 апреля, псковская – 1 апреля 1242 года. Да и было ли оно «ледовым», неясно. В «Ливонской рифмованной хронике» есть слова: « С обеих сторон убитые падали на траву». Политическое и военное значение «Ледового побоища» также преувеличено, особенно в сравнении с более крупными битвами при Шауляе (1236 г.) и Раковоре (1268 г).

Александр Невский и Папа Римский


Одним из ключевых эпизодов в биографии Александра Ярославича являются его контакты с Папой Римским Иннокентием IV. Сведения об этом есть в двух буллах Иннокентия IV и «Житии Александра Невского». Первая булла датирована 22 января 1248 года, вторая – 15 сентября 1248 года.

Многие считают, что факт контактов князя с римской курией очень вредит его образу непримиримого защитника православия. Поэтому некоторые исследователи пытались даже найти для посланий Папы других адресатов. Предлагали либо Ярослава Владимировича – союзника немцев в войне 1240 года против Новгорода, либо литовца Товтивила, княжившего в Полоцке. Однако большинство исследователей считают эти версии необоснованными.

Что же было написано в этих двух документах? В первом послании Папа Римский просил Александра извещать его через братьев Тевтонского ордена в Ливонии о наступлении татар, чтобы подготовиться к отпору. Во второй булле Александру «светлейшему князю Новгорода» Папа упоминает, что его адресат согласился приобщиться к истинной вере и даже разрешил построить в Плескове, то есть в Пскове, кафедральный собор и, возможно, даже учредить епископскую кафедру.


Ответных писем не сохранилось. Но из «Жития Александра Невского» известно, что к князю приезжали два кардинала, чтобы уговаривать его перейти в католичество, но получили категорический отказ. Однако, по-видимому, некоторое время Александр Ярославич лавировал между Западом и Ордой.

Что же повлияло на его окончательное решение? Точно ответить нельзя, но интересным кажется объяснение историка А. А. Горского. Дело в том, что, скорее всего, второе письмо от Папы Римского не застало Александра; он в этот момент был на пути в Каракорум – столицу Монгольской империи. В поездке князь провел два года (1247 – 1249 гг.) и увидел мощь монгольского государства.

Когда он вернулся, то узнал, что Даниил Галицкий, который получил королевскую корону от Папы Римского, так и не дождался обещанной помощи от католиков против монголов. В том же году католик шведский правитель ярл Биргер начал завоевание Центральной Финляндии – земель племенного союза емь, ранее входившего в сферу влияния Новгорода. И, наконец, упоминание католического собора в Пскове должно было вызвать неприятные воспоминания о конфликте 1240 – 1242 годов.

Александр Невский и Орда


Наиболее болезненным моментом в обсуждении жизни Александра Невского являются его отношения с Ордой. Александр действительно ездил в Сарай (1247, 1252, 1258 и 1262 гг.) и Каракорум (1247-1249 гг.). Некоторыми горячими головами он объявляется чуть ли не коллаборационистом, предателем отечества и Родины. Но, во-первых, такая постановка вопроса – явный анахронизм, так как таких понятий даже не было в древнерусском языке XIII века. Во-вторых, за ярлыками на княжение или по другим причинам в Орду ездили все князья, даже Даниил Галицкий, дольше всех оказывавший ей прямое сопротивление.

Ордынцы их, как правило, принимали с честью, хотя летопись Даниила Галицкого оговаривается, что «злее зла честь татарская». Князьям приходилось соблюдать некие ритуалы, проходить через разожженные огни, пить кумыс, поклоняться изображению Чингисхана – то есть делать то, что оскверняло человека по понятиям христианина того времени. Большинство князей и, видимо, Александр тоже, подчинялось этим требованиям.

Известно лишь одно исключение: Михаил Всеволодович Черниговский, который в 1246 году отказался повиноваться, и был за это убит (причислен к лику святых по чину мучеников на соборе 1547 года). В целом события на Руси, начиная с 40-х годов XIII века, нельзя рассматривать в отрыве от политической ситуации в Орде.


Один из самых драматических эпизодов русско-ордынских отношений произошел в 1252 году. Ход событий был следующим. Александр Ярославич едет в Сарай, после чего Батый отправляет войско во главе с полководцем Неврюем («Неврюева рать») против Андрея Ярославича князя Владимирского – брата Александра. Андрей бежит из Владимира в Переяславль-Залесский, где правит их младший брат Ярослав Ярославич.

Князьям удается бежать от татар, но жена Ярослава погибает, дети попадают в плен, а простых людей убито «бесчисла». После ухода Неврюя Александр возвращается на Русь и садится на престол во Владимире. До сих пор идут дискуссии, причастен ли был Александр к походу Неврюя.

За
Наиболее жесткая оценка этих событий у английского историка Феннела: «Александр предал своих братьев». Многие историки считают, что Александр специально ездил в Орду жаловаться хану на Андрея, тем более, что подобные случаи известны по более позднему времени. Жалобы могли быть следующие: Андрей, младший брат, несправедливо получил великое княжение Владимирское, взяв себе отцовские города, которые должны принадлежать старшему из братьев; он не доплачивает дань.

Тонкость тут была в том, что Александр Ярославич, будучи великим Киевским князем, формально обладал большей властью, чем великий князь Владимирский Андрей, но на самом деле Киев, разоренный еще в XII веке Андреем Боголюбским, а затем монголами, к тому времени утратил свое значение, и поэтому Александр сидел в Новгороде. Такое распределение власти соответствовало монгольской традиции, по которой владение отца получает младший брат, а старшие братья завоевывают себе земли сами. В результате конфликт между братьями разрешился столь драматическим образом.

Против
Прямых указаний на жалобу Александра в источниках нет. Исключение – текст Татищева. Но последние исследования показали, что этот историк не использовал, как раньше считалось, неизвестные источники; он не разграничивал пересказ летописей и свои комментарии. Изложение жалобы, по-видимому, является комментарием писателя. Аналогии с более поздним временем – неполные, так как позднее князья, успешно жаловавшиеся в Орде, сами участвовали в карательных походах.

Историк А. А. Горский предлагает следующую версию событий. По-видимому, Андрей Ярославич, опираясь на ярлык на Владимирское княжение, полученный в 1249 году в Каракоруме от враждебной Сараю ханши Огуль-Гамиш, пытался вести себя независимо от Батыя. Но в 1251 году ситуация изменилась.

К власти в Каракоруме при поддержке Батыя приходит хан Мунке (Менгу). Видимо, Батый решает перераспределить власть на Руси и вызывает князей к себе в столицу. Александр едет, а Андрей нет. Тогда Батый посылает войско Неврюя на Андрея и одновременно войско Куремсы на его тестя непокорного Даниила Галицкого. Впрочем, для окончательного разрешения этого спорного вопроса, как обычно, не хватает источников.


В 1256-1257 годах проходила перепись населения по всей Великой Монгольской империи с целью упорядочения налогообложения, однако она была сорвана в Новгороде. К 1259 году Александр Невский подавил новгородское восстание (за что его до сих пор не любят некоторые в этом городе; например, очень жестко о нем высказывался выдающийся историк и руководитель новгородской археологической экспедиции В. Л. Янин). Князь обеспечил проведение переписи и выплату «выхода» (так в источниках называется дань в Орду).

Как видим, Александр Ярославич был очень лоялен по отношению к Орде, но тогда это была политика практически всех князей. В сложной ситуации приходилось идти на компромиссы с необоримой силой Великой Монгольской империи, о которой папский легат Плано Карпини, побывавший в Каракоруме, заметил, что победить их может только Бог.

Канонизация Александра Невского


Князь Александр был канонизирован на Московском соборе 1547 в лике благоверных.
Почему он стал почитаться как святой? На этот счет существуют разные мнения. Так Ф.Б. Шенк, написавший фундаментальное исследование об изменении образа Александра Невского во времени, утверждает: «Александр становился отцом основателем особого типа православных святых князей, заслуживших свое положение, прежде всего светскими деяниями на благо сообщества...».

Многие исследователи ставят во главу угла военные успехи князя и считают, что он был почитаем как святой защищавший «Русскую землю». Интересна также трактовка И.Н. Данилевского: «В условиях страшных испытаний, обрушившихся на православные земли, Александр едва ли не единственный из светских правителей не усомнился в своей духовной правоте, не поколебался в своей вере, не отступился от своего Бога. Отказываясь от совместных с католиками действий против Орды, он неожиданно становится последним властным оплотом православия, последним защитником всего православного мира.

Могла ли такого правителя православная церковь не признать святым? Видимо, поэтому он канонизирован не как праведник, но как благоверный (вслушайтесь в это слово!) князь. Победы его прямых наследников на политическом поприще закрепили и развили этот образ. И народ понял и принял это, простив реальному Александру все жестокости и несправедливости».


И, наконец, есть мнение А. Е. Мусина – исследователя, имеющего два образования, – историческое и богословское. Он отрицает важность «антилатинской» политики князя, верности православной вере и общественной деятельности в его канонизации, и пытается понять, какие качества личности Александра и особенности жизни стали причиной почитания его людьми средневековой Руси; оно началось гораздо раньше официальной канонизации.

Известно, что к 1380 году почитание князя уже сложилось во Владимире. Главное, что, по мнению ученого, было оценено еще современниками – это «сочетание храбрости христианского воина и трезвости христианского монаха». Другим важным фактором была сама необычность его жизни и смерти. Александр мог умереть от болезни в 1230 или 1251 году, но выздоровел. Он не должен был стать великим князем, так как исходно занимал второе место в семейной иерархии, но его старший брат Федор умер в тринадцать лет. Невский странно скончался, приняв перед смертью постриг (этот обычай распространился на Руси в XII веке).

В Средневековье любили необычных людей и страстотерпцев. В источниках описаны чудеса, связанные с Александром Невским. Сыграла роль и нетленность его останков. К сожалению, мы даже не знаем точно сохранились ли реальные мощи князя. Дело в том, что в списках Никоновской и Воскресенской летописей XVI века сказано, что тело сгорело при пожаре 1491 года, а в списках тех же летописей за XVII век написано, что оно чудом сохранилось, что наводит на печальные подозрения.

Выбор Александра Невского


В последнее время основной заслугой Александра Невского считается не защита северо-западных рубежей Руси, а, так сказать, концептуальный выбор между Западом и Востоком в пользу последнего.

За
Так считают многие историки. Часто приводится знаменитое высказывание историка-евразийца Г. В. Вернадского из его публицистической статьи «Два подвига св. Александра Невского»: «…глубоким и гениальным наследственным историческим чутьем Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для Православия и своеобразия русской культуры грозит с запада, а не с востока, от латинства, а не от монгольства».

Далее Вернадский пишет: «Подчинение Александра Орде иначе не может быть оценено, как подвиг смирения. Когда исполнились времена и сроки, когда Русь набрала сил, а Орда, наоборот – измельчала, ослабла и обессилела и тогда стала уже ненужною Александрова политика подчинения Орде… тогда политика Александра Невского естественно должна была превратиться в политику Дмитрия Донского».


Против
Во-первых, такая оценка мотивов деятельности Невского – оценка по последствиям – страдает с точки зрения логики. Он ведь не мог предвидеть дальнейшее развитие событий. Кроме того, как иронично заметил И. Н. Данилевский, Александр не выбрал, а его выбрали (выбрал Батый), да и выбор князя был «выбором на выживание».

Кое-где Данилевский высказывается даже еще жестче, считая, что политика Невского повлияла на длительность зависимости Руси от Орды (он ссылается на успешную борьбу Великого княжества Литовского с ордынцами) и, наряду с более ранней политикой Андрея Боголюбского, на формирование типа государственности Северо-Восточной Руси как «деспотической монархии». Здесь стоит привести более нейтральное мнение историка А. А. Горского:

«В целом можно констатировать, что в действиях Александра Ярославича нет оснований искать какой-то осознанный судьбоносный выбор. Он был человеком своей эпохи, действовал в соответствии с мировосприятием того времени и личным опытом. Александр был, выражаясь по-современному, "прагматиком": он выбирал тот путь, который казался ему выгодней для укрепления его земли и для него лично. Когда это был решительный бой, он давал бой; когда наиболее полезным казалось соглашение с одним из врагов Руси, он шёл на соглашение».

«Любимый герой детства»


Так назвал один из разделов весьма критической статьи об Александре Невском историк И.Н. Данилевский. Признаюсь, и для автора этих строк, наряду с Ричардом I Львиное Сердце, он был любимым героем. «Ледовое побоище» было в деталях «реконструировано» с помощью солдатиков. Так что автор точно знает, как оно все было на самом деле. Но если говорить холодно и серьезно, то, как было сказано выше, данных для целостной оценки личности Александра Невского нам не хватает.

Как это чаще всего бывает при изучении ранней истории, мы более или менее знаем о том, что что-то произошло, но, зачастую, не знаем и никогда не узнаем как. Личное же мнение автора состоит в том, что аргументация позиции, которую мы условно обозначили как «против», выглядит более серьезной. Возможно, исключение составляет эпизод с «Неврюевой ратью» – там ничего точно сказать нельзя. Окончательный же вывод остается за читателем.

Советский орден Александра Невского, учреждённый в 1942 году.

Библиография
Тексты
1. Александр Невский и история России. Новгород. 1996.
2. Бахтин А.П. Внутренние и внешнеполитические проблемы Тевтонского ордена, в Пруссии и Ливонии в конце 1230 - начале 1240-х гг. Ледовое побоище в зеркале эпохи//Сборник научных работ посв. 770-летию битвы на Чудском озере. Сост. М.Б. Бессуднова. Липецк. 2013 С. 166-181.
3. Бегунов Ю.К. Александр Невский. Жизнь и деяния святого благоверного великого князя. М., 2003.
4. Вернадский Г.В. Два подвига св. Александра Невского // Евразийский временник. Кн. IV. Прага, 1925.
5. Горский А.А. Александр Невский.
6. Данилевский И.Н. Александр Невский: Парадоксы исторической памяти//"Цепь времен": Проблемы исторического сознания. М.: ИВИ РАН, 2005, с. 119-132.
7. Данилевский И.Н. Историческая реконструкция: между текстом и реальностью (тезисы).
8. Данилевский И.Н. Ледовое побоище: смена образа // Отечественные записки. 2004. - №5.
9. Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский Орден.
10. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.). М. 2001.
11. Данилевский И.Н. Современные российские дискуссии о князе Александре Невском.
12. Егоров В.Л. Александр Невский и Чингизиды // Отечественная история. 1997. № 2.
13. Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы. СПб. 1995.
14. Кучкин А.В. Александр Невский – государственный деятель и полководец средневековой Руси // Отечественная история. 1996. № 5.
15. Матузова Е. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII – 1270 г. Тексты, перевод, комментарий. М. 2002.
16. Мусин А.Е. Александр Невский. Тайна святости.// Aльманах "Чело", Великий Новгород. 2007. №1. С.11-25.
17. Рудаков В.Н. «Потрудился за Новгород и за всю землю русскую» Рецензия на книгу: Александр Невский. Государь. Дипломат. Воин. М. 2010.
18. Ужанков А.Н. Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского.
19. Феннел. Д. Кризис средневековой Руси. 1200-1304. М. 1989.
20. Флоря Б.Н. У истоков конфессионального раскола славянского мира (Древняя Русь и ее западные соседи в XIII веке). В кн.: Из истории русской культуры. Т. 1. (Древняя Русь). – М. 2000.
21. Хрусталев Д.Г. Русь и монгольское нашествие (20-50-е гг. XIII века) СПб. 2013.
22. Хрусталев Д.Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII – XIII вв. т. 1, 2. СПб. 2009.
23. Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: Святой, правитель, национальный герой (1263–2000) / Авторизованный пер. с нем. Е. Земсковой и М. Лавринович. М. 2007.
24. Urban. W.L. The Baltic Crusade. 1994.

Видео
1. Данилевский И.Г. Историческая реконструкция между текстом и реальностью (лекция)
2. Час истины - Золотая Орда - Русский выбор (Игорь Данилевский и Владимир Рудаков) передача 1-ая.
3. Час Истины - Ордынское иго - Версии (Игорь Данилевский и Владимир Рудаков)
4. Час Истины - Рубежи Александра Невского. (Петр Стефанович и Юрий Артамонов)
5. Ледовое побоище. Историк Игорь Данилевский о событиях 1242 года, о фильме Эйзенштейна и взаимоотношениях Пскова и Новгорода.