Человеческие расы, их происхождение и единство. Расизм. Человеческие расы. Эволюция человека на современном этапе Расы человека единство происхождения человеческих рас

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа города Липецка имени В. Шавкова

Проект

«Происхождение человека, движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их происхождение и единство»

Выполнил: Александров Дмитрий

Руководитель: Морозова Людмила Сергеевна

Липецк - 2016 год

Содерж ание

Введение

1. О происхождении человека

2. Движущие силы антропогенеза

3. Человеческие расы, их происхождение и единство

Список литературы

Приложения

Введение

Любого человека волнует его прошлое. Личное прошлое он обычно знает, а вот историю, корни - не всегда. История имеет разную глубину. История родной страны может насчитывать века и даже тысячелетия, теряется в тумане времени. История цивилизации немного длиннее, но всё равно не дотягивает до тысячи тысячелетий. А что дальше? Кто жил до времен, когда люди научились писать и передавать поколениям рассказ о себе? Как выглядели эти пращуры? Что делали? Чем жили? Именно поэтому я взял тему антропогенеза в своем проекте по биологии.

1. О происхождении человека

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись». Несмотря на то, что вопрос звучит абсолютно банально, среди разных людей на него существует множество совершенно отличных друг от друга ответов. В научном мире есть группа ученых, занимающихся проблемой возникновения человека, которая на основе теории Дарвина создала науку антропологию, имеющую такое понятие, как «антропогенез».

Антропогенезом ученые-дарвинисты называют процесс выделения человека из мира животных. Ими было предположено, что отдаленными предками человека являются человекообразные обезьяны, прошедшие несколько стадий развития на пути к формированию конечного результата. В данной работе мы коснемся эволюционной теории происхождения человека и рассмотрим основные стадии антропогенеза.

Ранние предки человека.

Как считают приверженцы теории эволюции, примерно около 60 миллионов лет назад на Земле из насекомоядных млекопитающих в результате влияния природной среды и естественного отбора развились полуобезьяны, которые затем довольно быстро разделились на две ветви. Первая из них вела к широконосым обезьянам, а вторая к узконосым, из которых яко бы позднее сформировался человек. Разъясняя свою теорию, ученые предположили, что современные обезьяны отнюдь не предки человека, хотя они и появились на Земле раньше человека (более 30 миллионов лет назад), а так же что человекообразные тоже произошли от полуобезьян в середине третичного периода (начало его отстоит от нашего времени приблизительно на 70 миллионов лет). За несколько десятков миллионов лет полуобезьяны постепенно превратились в древесных обезьян, из которых, как говорит теория эволюции, возникли виды высших человекоподобных (антропоморфных) обезьян. Одни из древнейших антропоморфных обезьян стали предками современных шимпанзе и горилл, а другие положили начало линии, которая яко бы привела к человеку. Как считают эволюционисты, по многим признакам древнейшие обезьяны были сходны с современными, в особенности, с шимпанзе и гориллой, но у них имелись существенные отличия. Руки обезьяноподобных существ были короче, а ноги длиннее, чем у современных обезьян; отличались они и размерами мозга, и положением клыков. У эволюционистов имеются находки, сделанные в городе ЭльФайюма, расположенном в 20 километрах южнее Каира (Египет). Из них особенно интересно для них животное парапитек (предобезьяна) Фраасов. От этого (или от очень близкого ему) существа ведет начало ветвь к узконосым обезьянам. Следующий этап появление проплиопитеков (предков более развитых обезьян). По сравнению со своими ближайшими предшественниками они представляют собой определенный шаг вперед и являются прародителями рода плиопитековых (более развитых обезьян). Плиопитеки в свою очередь дали начало роду древесных обезьян дриопитеков. Под этим названием объединяют большую группу животных, которые, в отличие от своих предшественников, имели одинаковую основную схему строения нижних коренных зубов. Эволюционисты считают, что дриопитеки уже весьма близки к той форме, от которой, по их представлению, впоследствии развились некоторые современные обезьяны и человек. Когда теория эволюции говорит о происхождении дриопитеков и их дальнейшей эволюции, то она имеет в виду, что развитие обезьян на нашей планете шло во многих местах. Причем дриопитеки далеко не единственная известная ученым сегодня ископаемая форма древних обезьян. Есть и другие подобные находки, например сивапитек в Индии, удабнопитек в Грузии. А раньше в тропических лесах, фантазируют эволюционисты, жили и другие высшие и низшие обезьяны, костные останки которых наверняка лежат где-то в третичных отложениях Евразиатского материка. Однако для эволюционистов и удабнопитек, и сивапитек не имеют такого важного значения, как дриопитек. Мы упомянули их только для того, чтобы показать, как трудно было дарвинистам разобраться во всех этих ответвлениях и выделить основную линию развития человека. В конечном итоге эволюционная теория вынесла предположение об основных этапах формирования человека из мира животных, которые мы рассмотрим ниже. Как гласит теория эволюции, одним из важнейших факторов развития всего живого на Земле служили изменения природной среды. Особенно сильно воздействие их сказывалось на сравнительно недавно возникших организмах.

Приспособление к новым условиям на первых порах не вызывает каких-либо ощутимых физиологических изменений, но со временем оно приводит к явно заметным сдвигам в строении тела. В конечном счете, говорит теория, такие факторы оказали свое влияние на эволюцию обезьяны, превращение ее в человека. Далее теория рассказывает историю, что свыше 20 миллионов лет назад дриопитеки разделились на две группы. Первые почти без изменений дожили до современности и навсегда остались в царстве животных (гориллы, шимпанзе). Судьба вторых иная: они сначала обитали на окраине лесов, а позже оказались в лесостепных районах с очень небольшим количеством леса. Перемещение их было вызвано тем, что в третичном периоде произошло некоторое похолодание климата. Оно явилось предвестником приближающейся эпохи оледенения четвертичного периода. В результате похолодания площади, занятые джунглями, сокращались и отступали к югу. Часть дриопитеков переселялась в эти леса. А оставшиеся на старых местах вынуждены были приспосабливаться к жизни в травянистой степи с отдельными группами деревьев. Перемены природных условий вызывали, гласит теория, изменения и в образе жизни дриопитеков. Так, предки этих обезьян издавна привыкли питаться плодами и ягодами, молодыми побегами, корнями и клубнями. Иногда они прибавляли к своему столу насекомых, птичьи яйца, червей, личинок, мелких млекопитающих. Причем большую часть жизни они проводили на деревьях, где сооружали себе и своим детенышам убежища, спасались от хищников. Теперь же дриопитеки вынуждены были, во-первых, постепенно перейти от лазания по деревьям и хождения на четвереньках к прямохождению по ровной местности, во-вторых, изменить ассортимент добываемых продуктов питания. Сегодня ученые-эволюционисты склоняются к мысли, что наиболее вероятным предком обезьян, развивавшихся в направлении человека, является рамапитек. Останки его были найдены в Индии. (Находку назвали „рамапитек" в честь индийского бога Рамы: Рама и "питекос" греческое слово означает «обезьяна») Это, по мнению дарвинистов, точка, в которой пути эволюции человека и высших обезьян разошлись. Рамапитек, по-видимому, жил в редком лесу и некоторую часть времени еще проводил на деревьях.

Теория антропогенеза говорит, что прямохождение через многие миллионы лет привело к специализации конечностей древних обезьян. Задние конечности распрямились в коленном суставе, кости удлинились, окрепли, пальцы укоротились, выработалась упругая сводчатая стопа. Став упругой, стопа изменила походку: уменьшились толчки при хождении. Менялась форма и положение пяточной кости, большой палец ноги стал толще и примкнул к остальным; развились сильные икроножные мышцы. А передние конечности оказались свободными. Ими можно было хватать и удерживать добычу, брать камень или палку и т. п. Фигура обезьяны все более выпрямлялась; руки стали укорачиваться, плечи расправляться. В результате этого процесса происходили изменения и в строении кистей рук: развивался большой палец; движения руки стали более пластичными. В конце концов, предполагают эволюционисты, рука оказалась органом, хорошо приспособленным к труду. Далее следует предположение о том, что прямохождение вызывало и многие другие изменения в организме обезьян, и все процессы подобного рода совершались постепенно на протяжении большого периода времени. Огромная роль в совершавшихся изменениях принадлежала и образу питания. Эволюционисты объясняют, что недостаток растительной пищи в степных или полустепных зонах нужно было как-то компенсировать. Выход был найден в употреблении все большего количества мяса, в результате чего возникла необходимость в охоте на животных. Охота, особенно на крупных животных, в свою очередь, требовала смекалки, хитрости, а главное, объединения усилий отдельных особей. Так начали складываться сперва стада, затем сообщества древних обезьян. Далее дарвинисты предполагают, что обезьяны не отличались ни особой силой, ни острыми когтями и клыками. Скорость бега их тоже была невелика. Защищаться и охотиться обезьянам помогала их стадная жизнь. Причем с освобождением передних конечностей они умножали свою силу, используя палки, большие кости и камни. Это был процесс перехода к зачаточным формам труда. Он возникал и развивался во многих стадах и постоянно упрочивался, становился жизненно необходимым, закреплялся в потомстве. Основное здесь заключалось в том, что эти животные постепенно переходили от употребления случайно найденных палок или камней к выбору более удобных, а затем и изготовляемых, хотя и примитивных, орудий. Коллективная охота и использование орудий труда требовали новых, более совершенных способов передачи информации друг другу. Поначалу это, очевидно, были нечленораздельные выкрики, рычание и т. п. Потом, по предположению дарвинистов, появились уже членораздельные сигналы, обозначавшие вполне определенные предметы или действия. В заключение этой части приверженцы эволюции считают, что коллективная жизнь и труд, общение в стаде обусловили еще одно важнейшее качество развитой мозг, что в дальнейшем привело к возникновению и развитию человеческого мышления. Теория говорит, что зарождение и развитие этого свойства оказывало огромное влияние на формирование разных видов обезьян: оно позволяло им успешно приспосабливаться к изменяющимся условиям. Так в общих чертах по теории эволюции выглядит схема развития гоминидов представителей группы человекообразных обезьян, у которых уже появились признаки, свойственные человеку.

Предгоминидная стадия

Теория эволюции предполагает, что на нашей Земле примерно от двух до пяти миллионов лет назад обитало несколько видов древних обезьян. Ученые- дарвинисты сегодня имеют некоторые останки, по их мнению, одного из представителей сравнительно развитых обезьян австралопитека (южная обезьяна). Впервые его костные останки были обнаружены в 1924 году в Африке. Существо, называемое австралопитеком по величине было равно примерно современному павиану, тело его было выпрямлено, они постоянно передвигались на двух ногах, руки были свободными. Мозг был достаточно велик: около 600 кубических сантиметров. К прямым предкам современного человека теория эволюции относит австралопитеков не только из-за телесного сходства с ним. Эти существа уже могли изготавливать орудия труда, хотя еще чрезвычайно примитивные.

До недавнего времени считалось, что австралопитеки жили на Земле около миллиона лет назад. Но в 1960 году научный мир облетела весть об открытии английского археолога Л. Лики. При раскопках в Олдовайском ущелье (Восточная Африка) он обнаружил останки древнего существа, которое назвал зинджантропом (восточно-африканский человек). Размеры мозга зинджантропа не превышали размеров мозга австралопитеков. Но некоторые особенности в строении тела показывали, что он более древняя форма. Древнее были и те геологические отложения, в которых обнаружены останки ископаемого существа. Вскоре Лики нашел еще одно существо. Его останки залегали на большей глубине, чем останки ранее открытых существ. Особенно поразил исследователей объем мозга. Он равнялся 670680 кубическим сантиметрам, то есть был больше, чем у австралопитека. По эволюционной системе мозг, как никакой другой орган характеризует положение существ на эволюционной лестнице. Удивил ученых и возраст находки, по их мнению, около 2 миллионов лет. На территории Африки теперь известно уже около 100 местонахождений древнейших обезьян. Наиболее древнее из них лежит юго-западнее озера Рудольф (Кения). Ученые относят его к эпохе, отстоящей от нас почти на 5 500 000 лет. В слоях почвы, где находились останки презинджантропа, были найдены также грубые орудия труда из расколотой речной гальки, заостренной при помощи нескольких сколов. Теория антропогенеза предполагает, что они использовались презинджантропом. Среди эволюционистов много раз обсуждался вопрос о времени возникновения труда у древних обезьян. Некоторые из них не считали труд отличительной чертой человеческого существа и говорили, что коренное отличие человека от животных определяется более высоким уровнем психического развития. Другие эволюционисты не отрицали такого отличительного признака и предполагали, что высокий уровень человеческого сознания зависел от трудовой деятельности.

Архантропы (древнейшие люди)

Еще Геккель в своей книге „Естественная история и сотворение мира" (1868) предполагал, что в ходе эволюции между обезьяной и человеком должно было существовать какое-то переходное звено, обладавшее как человеческими, так и обезьяньими признаками. Это недостающее звено он назвал питекантропом (обезьяночеловеком). В конце прошлого века многие ученые стали искать это “недостающее звено". Голландский антрополог Э. Дюбуа в 1891 году нашел на острове Ява на глубине 15 метров коренной зуб и черепную крышку, а спустя год еще два фрагмента скелета обезьяноподобного существа. В 1894 году Дюбуа опубликовал описание своего открытия, которое назвал «питекантропом с острова Ява». Через несколько десятков лет (с 1936 по 1939 год) на той же Яве были обнаружены еще несколько останков некоторого животного, а рядом с ними грубые каменные орудия, в том числе одно, напоминающее ручное рубило. Установлено, что питекантроп был значительно крупнее австралопитека: его рост не менее 170 сантиметров, объем мозга 850900 кубических сантиметров. Вспомним для сравнения, что объем мозга современных обезьян равен 600, а человека примерно 14001600 кубическим сантиметрам. Из-за этого теория эволюции считает, питекантропа переходным звеном от обезьяны к человеку. Он жил на Земле, говорит теория, 500800 тысяч лет тому назад. В 20х годах в Китае были найдены останки еще одной древней обезьяны, названной синантропом (китайский человек). Он жил приблизительно в то же время, что и питекантроп, а объем его мозга был несколько больше. Рядом с останками синантропов обнаружены разнообразные орудия труда, изготовленные из кварца, кварцита, кремниевой гальки, из оленьего рога и трубчатых костей. Как предполагают эволюционисты, в пищу синантропы употребляли мясо около 70 видов млекопитающих, поджаривая его огне. Некоторые черепа животных оказались обработанными и напоминают сосуды. Теория антропогенеза говорит, что огромным достижением синантропов явилось систематическое использование огня для обогрева и приготовления пищи. Она обосновывает это тем, что в одной из пещер слой золы от кострища достигал толщины 7 метров. Далее следует забавное измышление, что добывать огонь эти существа еще не умели и костер в пещере горел беспрерывно, а для разжигания его синантропы могли использовать, например, огонь лесных пожаров, возникших от удара молнии. Речи синантропы, как и питекантропы, еще не знали. Они способны были издавать различные звуки, а может быть, могли различать и звуковые интонации. Уровень организации их общества был стадный. Относительно антропогенеза, это самая древняя форма общественной жизни.

Палеоантропы (древние люди)

Следующий важнейший этап в теории эволюции - это неандерталец, названный так по месту первой находки останков этого существа. История находки его такова. В Западной Германии, близ впадения в Рейн реки Дюссель, есть долина Неандерталь. В 1856 году здесь начали разрабатывать известковый карьер и при этом наткнулись на пещеру. В ней рабочие обнаружили 14 частей некоего скелета, но не обратили на них внимания и выбросили все кости в долину. Местный учитель И. К. Фульрот собрал их и в следующем году выступил на съезде естествоиспытателей и врачей в Бонне с предположением о том, что это останки вымершего типа человека. Шли годы. К этому времени подоспели и новые находки останков обезьяноподобных животных. В 1887 году в Бельгии, в пещере БекоРош Пюид, были найдены останки двух скелетов, схожих с человеческим, а вместе с ними много кремниевых орудий и костей мамонта, пещерного медведя, шерстистого носорога и других животных. Кости скелетов, особенно черепа, были очень похожи на кости существа из Неандерталя. К настоящему времени останки неандертальцев найдены во многих частях Старого Света в Германии, Бельгии, Франции, Хорватии, Англии, Чехословакии, Испании, СССР, а также в Африке, на Яве и в других местах. Изучение останков неандертальцев и предметов, найденных рядом с ними дает эволюционистам возможность предполагать, что по уровню организации они стояли значительно ниже современных людей. Самые заметные различия обнаруживаются в строении и форме черепа. У неандертальца лоб, например, был очень покатый, надбровные дуги сильно развиты, черепная коробка низкая, подбородок лишен выступа. Зато отличие от питекантропа разительное. Левая лобная доля у неандертальца была несколько больше правой. Отмеченная деталь говорит о том, что неандерталец был правшой. Вообще лобные доли черепа у неандертальцев гораздо больше, чем у других древних обезьян, что, возможно, обозначает более высокий уровень интеллекта. Но они компенсировались хорошо развитыми анализаторами органов чувств, о чем можно предположить по расширенным затылочным, теменным и височным долям. Как считают приверженцы антропогенеза, неандерталец еще не обладал развитой членораздельной речью. Вероятнее всего, он только-только начинал осваивать ее. Неандертальцы, по теории, создали свою своеобразную культуру так называемую мустьерскую культуру каменного века (15040 тысяч лет назад). Далее следует дарвинистское измышление о том, что в период великого оледенения неандертальцы, чтобы спастись от холода и свирепых хищников, часто селились в пещерах. Они умели изготовлять уже довольно хорошо отделанные орудия из кремня, кости и дерева, охотились на таких больших и сильных животных, как мамонты и пещерные медведи, уже научились добывать огонь и использовать шкуры животных как одежду.

Чрезвычайно заинтересовали эволюционистов погребения, которые они приписывают к неандертальским. Многие исследователи сегодня считают, что такие погребения доказательство существования у неандертальцев каких-то нравственных норм. Один из крупнейших советских археологов, академик А. П. Окладников, открывший на территории нашей страны первое такое погребение, пишет: „В середине и в конце мустьерского времени, к которым относятся перечисленные погребения, впервые появляется определенное и совершенно новое отношение к умершим, выраженное в намеренных и уже достаточно сложных по характеру действиях в захоронениях трупов. В основе этого отношения лежала, несомненно, забота о сочлене своего коллектива, вытекающая из всего жизненного строя первобытной общины, из всех неписаных законов и норм поведения того времени. Это было бесспорное выражение того чувства неразрывной кровной связи между сородичами, которое проходит красной нитью через всю первобытную эпоху истории человечества". Далее теория антропогенеза измышляет, что к концу мустьерского времени неандертальцы уже расселились на обширных пространствах Европы, Азии и Африки. В некоторых же местах они достигли даже Полярного круга, суровый климат не пугал их и они могли к нему приспосабливаться.

Неандертальцы и созданная ими культура явились, по мнению дарвинистов, предшественниками современного человека и культур верхнего палеолита (позднего каменного века). Это предполагается из-за находок, которые показывают, что многие черты мустьерских памятников характерны и для более поздних культур. Постепенно неандертальцы исчезали с лица Земли. Некоторые из их видов вымерли. Процесс становления современного человека, по теории эволюции, в большой степени связан с приспособлением к разнообразным изменениям климата, происходившим в те эпохи на Земле. Выживали те виды существ, которые могли лучше приспособиться к жизни в суровых условиях планеты, те, кто был в состоянии формировать сообщество, преодолевать дикие инстинкты, совершенствовать орудия труда. Как считает теория антропогенеза, к этому времени в объединениях обезьяноподобных существ естественный отбор уже терял свое былое значение.

Неоантропы (новые люди)

Homo sapiens (человек разумный) - такое название дает теория эволюции современному человеческому существу. По месту первой находки его назвали кроманьонцем (1868 год, пещера КроМаньон во Франции). Это были крупные люди высотой до 180 сантиметров, с объемом черепа до 1600 кубических сантиметров. Жили они примерно от 50 до 15 тысяч лет назад. По своему внешнему виду кроманьонцы отличались от неандертальцев: лоб прямой, вместо надглазного валика надбровные дуги, явно выраженный подбородочный выступ. Это уже облик современного человека. Они изготовляли разные орудия из камня, кости и рога, в том числе составные орудия. Как гласит теория антропогенеза, кроманьонец является последней ветвью в развитии человека, представителей которого мы можем наблюдать и по сей день.

2. Движущие силы антропогенеза

Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности. Антропогенез (от греч.antropos - человек и genesis - происхождение) - процесс историко-эволюционного формирования человека.Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.

Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.

Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство).

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами. Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.

Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.

Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы - общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.

Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.

Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.

3. Человеческие расы , их происхождение и единство

Более столетия различные экспедиции антропологов работают в различных уголках земного шара, изучая многообразие форм человечества. Изучены племена в самых труднодоступных районах (в тропических лесах, пустынях, на высокогорье, островах), и в результате современное человечество в морфологическом и физиологическом отношениях исследовано, пожалуй, лучше, чем любой другой биологический вид. Исследования выявили исключительное разнообразие физических и генотипических особенностей человеческих популяций и их тонкую приспособленность к условиям жизни. Исследования показали также, что, хотя современное человечество принадлежит к одному единому виду Homo sapiens, этот вид является полиморфным, так как образует несколько различных внутривидовых групп, давно получивших название расы.

Раса (фр. race - "род", "порода", "племя") - это исторически сложившаяся внутривидовая группировка, состоящая из популяций Человека разумного, характеризующихся сходством морфофизиологических и психических свойств. Каждая раса отличается совокупностью наследственно обусловленных признаков. Среди них: цвет кожи, глаз, волос, особенности черепа и мягких частей лица, размеры тела, рост и др.

Внешние особенности строения тела человека были основными критериями подразделения человечества на расы. Современное человечество разделяют на три основные расы: негроидную, монголоидную и европеоидную.

Негроидная раса характеризуется темным цветом кожи, курчавыми, спирально закрученными волосами (на голове и теле), широким и мало выступающим носом, толстыми губами. К негроидной расе относятся негры Западной Африки, бушмены, пигмеи-негритосы, готтентоты, меланезийцы и аборигены Австралии. В негроидной расе выделяют две крупные ветви - африканскую и австралийскую. Группы австралийской ветви характеризуются, в отличие от африканской, волнистым типом волос.

Монголоидная раса отличается смуглой или светлой кожей, прямыми и достаточно жесткими волосами, уплощенной формой лица, заметными скулами, выступающими вперед губами, узкой глазной щелью, сильным развитием складки верхнего века и наличием эпикантуса, или "монгольской складки". Эпикантус - кожная складка в области угла глаза человека, прикрывающая слезный бугорок; особенно сильно развит у детей и женщин и встречается чаще у женщин, чем у мужчин. К монголоидной группе относится все коренное население Азии (за исключением Индии) и Америки. Как особая ветвь в монголоидной расе выделяются американоиды, т.е. коренное население Америки (от северных эскимосов до индейцев Огненной Земли). Они отличаются от азиатских монголоидов двумя признаками - значительным выступанием носа и отсутствием эпикантуса, что приближает их к европеоидам.

Европеоидная раса характеризуется светлой или смуглой кожей, прямыми или волнистыми мягкими волосами, узким выступающим носом, светлым (голубым) цветом глаз, тонкими губами, узкой и широкой головой. Европеоиды населяют Европу, Кавказ, юго-западную Азию, север Африки, Индию и входят в состав населения Америки.

Внутри каждой из рас выделяют малые расы, или подрасы (антропологические типы). Например, в европеоидной выделяются атланто-балтийская, индо-средиземноморская, среднеевропейская, балкано-кавказская и беломорско-балтийская. Внутри монголоидной - североазиатская, арктическая, дальневосточная, южноазиатская и американская. Также выделяется несколько подрас и внутри негроидной расы. Согласно концепции, не учитывающей происхождение, большие расы делятся на 22 малые, часть из которых являются переходными. Само существование переходных рас свидетельствует о динамизме расовых признаков. Переходные малые расы совмещают в себе не только морфологические признаки, но и генетические характеристики больших. Социальные факторы и особенности окружающей среды обусловили различия между расами и их подрасами в связи с расселением человека по земному шару.

Расовые особенности наследственны, но в настоящее время они не имеют существенного значения для жизнедеятельности человека. Поэтому сейчас представители различных рас часто проживают на одной и той же территории. Но в далеком прошлом, когда еще действие социальных факторов было невелико, безусловно, многие признаки, характерные для той или иной расы, явились приспособлением к определенным физико-географическим и климатическим условиям внешней среды и были выработаны под действием естественного отбора.

Например, темная окраска кожи и волос у жителей экваториальных районов Земли возникла как защита от обжигающего действия ультрафиолетовых лучей солнца. У негров Африки сформировалась высокая удлиненная черепная коробка, которая обогревается меньше, чем круглая и низкая. Курчавые волосы, создающие вокруг головы воздухоносный слой, развились как защита от перегрева при действии жарких солнечных лучей; толстые губы, широкий нос и удлиненные пропорции тела при малом весе появились как способы увеличения поверхности тела, полезного для теплорегуляции (теплоотдачи) в жарком климате. Тип с более широкими относительно объема пропорциями тела развился в условиях климата со значительными отрицательными температурами. Плоское лицо монголоидов с мало выступающим носом оказалось полезным в условиях резко континентального климата и сильного ветра, к тому же гладкая обтекаемая поверхность меньше подвержена обморожению.

Многие морфологические признаки рас служат доказательством, что в расообразовании природная среда, ее абиотические и биотические факторы имели большое влияние. Как и у всего живого мира, у человека в период его становления внешние условия вызывали изменчивость и появление различных приспособительных свойств, а естественный отбор сохранял наиболее удачные варианты приспособленности. Адаптивные свойства у расы проявились не только во внешнем облике, но и в физиологии человека, например в составе крови, особенностях жироотложения, активности обменных процессов.

Эти различия возникали в связи с расселением людей в новых местообитаниях. Считается, что Человек разумный сформировался у восточных берегов Средиземного моря и в северо-восточной Африке. Из этих районов первые кроманьонцы расселились в Южную Европу, по Южной и Восточной Азии вплоть до Австралии. Через северо-восточную оконечность Азии пришли в Америку - вначале на запад Северной Америки, откуда спустились в Южную Америку.

Расы начали формироваться в процессе заселения человеком разных территорий Земли около 40-70 тыс. лет назад, т. е. еще на стадии раннего кроманьонца. Тогда многие расовые признаки имели большое адаптивное значение и закреплялись естественным отбором в условиях определенной географической среды. Однако с развитием социальных отношений (общение, речь, совместная охота и др.), усилением действия социальных факторов влияние среды, как и давление естественного отбора, перестало быть для человека формообразующей силой. Несмотря на появление многочисленных расовых различий в морфологических и физиологических признаках, репродуктивной изоляции между расами людей не произошло. По интеллектуальному потенциалу и умственным способностям расы также не имеют особых различий.

Активное перемещение по планете и возникающие при этом совместные поселения многих людей на одних и тех же территориях показали, что обособленность человеческих рас, их морфологические, физиологические и психические отличия в результате смешанных браков уменьшаются и даже теряются. Это служит убедительным подтверждением единства вида Человек разумный и доказательством биологической равнозначности всех человеческих рас. Расовые различия касаются лишь признаков морфологии и физиологии, но они являются вариациями единой наследственности человека как вида.

Несмотря на многообразие рас современного человека, все они являются представителями одного единого вида. Наличие плодовитых браков между людьми разных рас подтверждает их генетическую неизолированность, что свидетельствует о целостности вида. Единство вида Человек разумный обеспечивается общностью происхождения, неограниченной способностью к скрещиванию людей различных рас и этнических групп, а также одинаковым уровнем их общего физического и умственного развития.

антропогенез предок человеческий раса

Вывод

На сегодняшний день в мире распространено множество различных теорий происхождений человека и вместе с ними, существует эволюционный взгляд на этот вопрос. Среди простых людей есть немало тех, кто считает себя убежденными приверженцами антропогенеза, но, несмотря на большое число его почитателей, существует колоссальное количество ученых и простых обывателей, признающих теорию несостоятельной и приводящих веские, неоспоримые аргументы против эволюционного взгляда на мир. Авторитетная часть ученых воспринимает эволюционную теорию не иначе, как мифологию, основанную более на философских измышлениях, чем на научных данных.

Благодаря этому в современном научном мире продолжаются непрекращающиеся дискуссии о причинах возникновения мира и человека, которые порой даже выливаются во взаимную вражду. Тем не менее, теория эволюции все еще существует и вполне заслуживает рассмотрения, хотя и не серьезного.

Список используемой литературы

1. Якимов В. П. Ближайшие предшественники человека. - У истоков человечества. - М., 1964.

2. Рогинский Я. Я. Проблемы антропогенеза. - М., 1969.

3. Хомличер В. Человек в научной картоне мира. - М., 1971.

4. Ливанов Н. А. Пути эволюции животного мира. - М., 1955.

5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - Дрофа, 2009.

6. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеоб­разовательных учреждений/Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005.

7. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.

Приложения

Сравнительная таблица видов homo и этапы эволюции человека

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Эволюция человека, ее отличие от эволюции животных и движущие силы. Гипотезы естественного происхождения человека. Признаки человека и его место в системе животного мира. Основные этапы антропогенеза и характерные черты развития предков человека.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2010

    Основные стадии эволюции человека. Понятие расы человека, ее признаки, классификации, гипотезы происхождения и характеристика. Антропологические типы и географическое распространение рас. Работы биологов Карла Линнея, Жана Ламарка, Чарльза Дарвина.

    презентация , добавлен 29.10.2013

    Ученые античного мира и Библия о появлении человека. Концепция Дарвина о животном происхождении. Стадии и факторы антропогенеза. Процесс гоминидизации и прародина человека. Этапы расообразования и расизм. Морфологические и физиологические особенности.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Периодизация первобытной истории. Антропогенез. Общие проблемы антропогенеза. Философские проблемы антропогенеза. История зарождения из животных существ человека - и поныне загадка природы. Где, когда и почему появился человек - единого мнения ученых нет.

    реферат , добавлен 07.12.2005

    Понятие расы человека, ее признаки, классификации, гипотезы происхождения и характеристика. Антропологические типы рас, их географическое распространение. Расизм как концепция о якобы неравноценности человеческих рас в физическом и психическом отношениях.

    реферат , добавлен 05.11.2009

    Историческое становление и систематика человека как вида. Доказательства животного происхождения человека: эмбриологические, палеонтологические, сравнительно-анатомические: рудименты и атавизмы. Факторы антропогенеза; понятие расы, народа и нации.

    презентация , добавлен 13.11.2012

    "Происхождение видов" Ч. Дарвина, животное происхождение человека. Основные задачи труда о происхождении человека, ее концептуальные аспекты. Сходство человека с млекопитающими, сравнение способностей и способов выражения эмоций у человека и животных.

    реферат , добавлен 07.10.2010

    Понятие и основные этапы антропогенеза как части процесса развития человека, охватывающей период преобразования обезьяноподобного предка человека в человека современного вида. Отличительные особенности и образ жизни человека на каждой стадии развития.

    презентация , добавлен 27.04.2015

    Тайна происхождения человека и его расселения на территории Земли. Путь гоминизации многих видов приматов. Теория африканского происхождения человека. Родословная человека, факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Современный тип людей.

    презентация , добавлен 21.05.2015

    Происхождение человека - одна из интереснейших загадок. Где, когда и как возник род человеческий? Как он расселился по Земле? Кто мы - эволюционировавшие приматы или cоздания Творца? Доказательство родства человека и животных. Современные научные гипотезы

Лекция: «Человеческие расы. Критика расизма. Критика положений социального дарвинизма»

Единство происхождения рас.

40-50 тысяч лет назад появился вид Человек разумный - Homo-sapiens. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер. Все современное человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из сущности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства.

Единство происхождения рас вытекает из общих характерных признаков человека. Это:

  • 46 хромосом
  • одинаковые группы крови
  • скрещивание и получение плодовитого потомства
  • строение стопы, руки –
  • уровень развития мозга
  • строение черепа (соотношение лицевого и мозгового отделов)
  • один биологический вид (Homo sapiens).

Все вопросы, связанные с происхождением и эволюцией человека, образованием рас, изучает наука антропология. Одним из разделов антропологии является - расоведение - наука, изучающая человеческие расы. Расы - это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые учеными на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем облике. Когда речь идет о расах, всегда подчеркивают их связь с местом, где они распространены. Уже первобытный человек пристально вглядывался в лица соплеменников и пытался запечатлеть их черты. По мере расширения географического кругозора человечества появлялось все больше изображений и описаний представителей разных народов. Постепенно накапливались представления о внешних различиях между людьми, обитающими на нашей планете.

Систематика рас.

Существует целый ряд классификаций рас. Первая из них была принята в конце 17 века. Современные классификации различаются по количеству выделяемых человеческих типов, принципов их выделения в группы и названия. Российские антропологи довольно согласованно выделяют три крупнейшие группировки. Это большие расы, или расы первого порядка: негроидная, европеоидная, монголоидная. 30-40 т. лет назад люди уже жили во всех частях света. Именно этот период, по мнению ученых, и начали складываться расы. Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике. По мнению ученых, многие расовые признаки возникли случайно на ранних этапах развития человека. Некоторые из них помогли людям приспособиться к условиям окружающей среды и в ходе естественного отбора закрепились в генах и начали передаваться из поколения в поколение. Можно предположить, что особенности негроидов складывались под влиянием жаркого влажного климата и сильной солнечной радиации. Известно, что негроиды могут находиться под палящими лучами солнца без головного убора и почти без одежды. От вредных лучей солнца их предохраняет темная кожа, черные курчавые волосы, особенности строения носа (широкий, большие ноздри), утолщенные губы. Светлокожие, светловолосые и светлоглазые европеоиды, гораздо хуже переносят солнечные лучи, особенно от них страдают рыжеволосые и альбиносы, так как в их коже не образуется меланин. У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях Центральной Азии с резко континентальным сухим климатом и большими суточными колебаниями температуры, сильными ветрами и пыльными бурями, роль приспособления играли эпикантус - кожная складка, во внутреннем уголке глаза и развитая складка верхнего века, защищающая от ветра и пыли.

Антропология и расоведение – науки изучающие расы человека.

1). Негроидная раса.

Отличительными признаками негроидной расы являются курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа и карие глаза. Так же для негроидов характерны очень широкий, но слабовыступающий нос, очень толстые губы, крупные зубы, редкая растительность на лице и теле.

2). Европеоидная раса.

Люди, относящиеся к европеоидной расе, чаще всего светлокожие, у них прямые, иногда волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза - светло-карие, желтые, зеленые, серые или голубые. Иногда встречаются черноволосые, темноволосые, темноглазые представители, особенно на юге. Для них характерны широко открытые глаза, тонкое веко без складок. Тонкий прямой нос, иногда с горбинкой, тонкие или средней толщины губы, густые борода и усы, и сильный волосяной покров на груди. Европеоиды первоначально сформировались в Юго-Западной Азии, Северной Африке и Европе. Европа-средоточие самых типичных, классических европеоидов. Это шведы, норвежцы, немцы, персы, грузины, русские, финны, на юге - узбеки, таджики, палестинцы и многие другие. Европеоидов можно разделить на две главные группы: южную - со смуглой кожей, преимущественно с темными глазами и волосами, и северную - со светлой кожей, серыми глазами, прямыми светлыми волосами, прямым носом и тонкими губами. К этой ветви относится коренное население Англии, Ирландии, Исландии, Скандинавских стран, Финляндии, Восточной Прибалтики и северных районов европейской части России. К центральноевропиейской ветви европеоидов относится население Северной Франции, частично Бельгии, Германии, Польши, Украины, Белоруссии и центра европейской части России. У жителей востока этой области есть монголоидная примесь - уплощенное лицо, припухлое верхнее веко, небольшая скуластость (у русских и даже немцев), а на западе ее нет. Южный европеоид немного ниже ростом, у него черные волосы, черные глаза, кожа оливкового цвета и припухлые губы. К этой ветви относится население Испании, Португалии, Южной Италии, Южной Франции, Албании, Греции, Балканских стран, Румынии, стран Закавказья, Египта, арабских стран Передней Азии, Ирана, Афганистана, Пакистана.

3). Монголоидная раса.

Строение лица монголоидов очень своеобразно. Волосы у них прямые, черные, толстые и жесткие. У монголоидов широкие лица с сильно выступающими скулами, плоскими носами, черными или темно-карие глаза, смуглая кожа. У мужчин на лицах редкие усы и борода. Особенно необычно строение глаз монголоидов: они узкие, т.к. представители расы живут в степи, а там сильные ветра. Во внутреннем углу глаза находится эпикантус. Эта раса преобладала в Азии, но в процессе миграций ее представители расселились по всему земному шару. Ученые выделяют 5 групп монголоидов: североазиатская, южноазиатская, арктическая, дальневосточная, американская. Североазиатская группа отличается довольно светлой кожей, темно-русыми, мягкими волосами и не очень темными глазами. К этой группе относятся буряты, якуты, алтайцы и другие народы Сибири. Для южноазиатской группы характерны низкий рост, хрупкое сложение. Арктическая группа - чукчи, алеуты, эскимосы - представлена жителями Арктики. У них крупные лица, жесткие волосы, эпикантус. Однако нос выступает довольно сильно, лицо не такое плоское. Представители дальневосточной группы живут на территории Кореи, Японии, Китае. Среди восточных монголоидов выделяется тибетская подгруппа. Сравнительно темная кожа, некоторое ослабление монголоидных признаков сближают их с арктическими монголоидами. Американских индейцев характеризует выступающий нос, неплоское лицо, жесткие прямые черные волосы, кожа желтоватого цвета. Распространены в Северной и Южной Америке.

Важно подчеркнуть, что расы возникли после того, как человек выделился из мира животных, поэтому невозможно установить существенные различия между расами в сознании, мышлении, физиологических и анатомических особенностях, речи, трудовой деятельности.

Причинами образования рас являются изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор и изоляция.

Расовые особенности наследственны, но в настоящее время они не имеют существенного значения для жизнедеятельности человека. По мере развития общества и производства большинство расовых признаков утратило адаптивное значение. Для современного человека решающим является не цвет кожи или волос, а способность развивать свои интеллектуальные качества.

Единство и полноценность рас.

По интеллектуальным и умственным способностям расы не имеют отличий. Т.к. это определяется общественно-экономическими факторами. Между расами нет генетической изоляции. В настоящее время на земле существует один вид человека - Человек разумный.

Основными ведущими признаками современного человека являются:

ü Строение мозга

ü Строение репродуктивной системы

Они являются общими независимо от расовой принадлежности.

В составе любой человеческой расы можно найти более типичных и менее типичных ее представителей. Так как абсолютно идентичных людей в человеческой популяции не существует, утверждение о так на­зываемых «чистых расах» не имеет оснований. При равных условиях представители любой расы способны достичь одинаковых успехов. Еще Николай Николаевич Миклухо-Маклай доказал, что в строении мозга папуасов Новой Гвинеи, австралийских аборигенов и европейцев нет никаких принципиальных различий.

Хотя не все так считают!

Расизм

Расизм - это убеждение в том, что одни люди превосходят других, потому что принадлежат к какой-то конкретной расе, каждой из которых свойственны определенные черты характера и поведения. Происходит выделение по каким-либо признакам людей, принадлежащих к «высшей расы» и унижающее или агрессивное поведение по отношению к представителям так называемых «низших рас» (антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности «низших» и превосходства «высших» рас).

Расизм - это антинаучная и антигуманистическая идеология и социальная практика, основывающаяся на представлениях о физической и психологической неравноценности человеческих рас (антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности «низших» и превосходства «высших» рас). Расисты игнорируют основные черты биологического и физиологического строения человека (функции мозга, нервной системы, психологическую организацию), сходные у всех рас, и ставят на первое место внешние наследственные признаки (цвет кожи, строение головы). Для всех разновидностей расизма характерны ложные человеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господствуй вторые, напротив, не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации. Теоретики расизма выдвинули положение о зависимости психических качеств человека от формы черепа, цвета кожи и языковой семьи.

Современные расисты утверждают, что все расы и культуры должны жить отдельно друг от друга на своих «исторических территориях», что они не должны смешиваться, чтобы не потерять свою идентичность и самобытность. Основатель расизма граф де Гобино пытался осветить эволюцию человека, как борьбу между высшими и низшими расами. Ему принадлежит идея о вымышленной «арийской» расе, которую активно поддерживал Адольф Гитлер.

Несостоятельность расизма

Фактические материалы, накопление современными общественными и естественными науками (антропологией, этнографией, расоведением и др.), изучающими расы и народы, показали полную несостоятельность расизма. Они выявили доказательства общего происхождения людей разных рас, т.е. все люди произошли от одного общего предка. Схема, которую мы рассмотрели в начале урока, тоже является доказательством общего происхождения людей. Против расизма свидетельствуют также экономические и культурные успехи других социалистических государств, население которых принадлежит к разным расам. Расизм является антигуманной, противоправной формой выражения своего господства над другим человеком. Это может быть и обидное слово … и смерть ни в чем неповинного человека. Давайте же задумайся, каковы последствия расизма? На отдельном примере это может быть нанесение телесных повреждений, смерть человека. Если мыслить глобально, то это и массовые драки на улицах, формирование отдельных банд, сект, партий. В конечном же счете, это все может привести к национальным конфликтам и к мировой войне, вследствие которой пострадает каждый человек! Так задумаемся, надо ли нам это?

Выводы очевидны: надо воспитывать в себе национальную толерантность, нравственные качества, осуждать тех, кто позволяет себе унизить, нанести вред другому, к какой бы расе и национальности он не относился.

Все люди, живущие на планете Земля, в настоящее время принадлежат к одному виду — Человек разумный . Внутри данного вида ученые выделяют человеческие расы.

Человеческая раса — исторически сложившаяся группа людей с общими наследственными морфологическими особенностями.

К таким особенностям относятся: тип и цвет волос, цвет кожи и глаз, форма носа, губ, век, черты лица, тип телосложения и др. Все перечисленные признаки являются наследственными.

Исследование ископаемых останков кроманьонцев показало, что они имели черты, характерные для современных человеческих рас. На протяжении десятков тысячелетий потомки кроманьонцев проживали в самых разнообразных географических областях планеты. Это значит, что каждая человеческая раса имеет собственный ареал возникновения и формирования. Отличия между человеческими расами — это результат естественного отбора в разных условиях обитания при наличии географической изоляции. Длительное действие факторов окружающей среды в местах постоянного проживания приводило к постепенному закреплению комплекса признаков, характерных для этих групп людей. В настоящее время выделяют три большие человеческие расы. Они в свою очередь подразделяются на малые расы (их около тридцати).

Представители европеоидной (евразийской) расы приспособились к жизни в условиях холодного и влажного климата. Ареалом распространения европеоидной расы являются Европа, Северная Африка, небольшая часть Азии и Индии, а также Северная Америка и Австралия. Для них характерна преимущественно светлая или слегка смуглая кожа. Эта раса характеризуется прямыми или волнистыми волосами, узким выступающим носом и тонкими губами. На лице у мужчин выражен волосяной покров (в виде усов и бороды). Выступающий узкий нос у европеоидов способствует согреванию вдыхаемого воздуха в холодных климатических условиях.

Люди негроидной (австрало-негроидной) расы в наибольшей степени представлены на участках планеты с жарким климатом. Они населяют Африку, Австралию и острова Тихого океана. Адаптациями к данным климатическим условиям являются темный цвет кожи, вьющиеся или волнистые волосы. Например, вьющиеся волосы на голове представителей негроидной расы формируют своеобразную воздушную подушку. Такая особенность расположения волос защищает голову от перегрева. Для представителей негроидной расы также характерен плоский, мало выступающий нос, толстые губы и темный цвет глаз.

Монголоидная (азиатско-американская) раса распространена на территориях Земли с суровым континентальным климатом. Исторически данная раса населяла практически всю Азию, а также Северную и Южную Америку. Монголоиды характеризуются смуглой кожей, прямыми жесткими темными волосами. Лицо уплощенное, с хорошо выраженными скулами, нос и губы средней ширины, волосяной покров лица развит слабо. Имеется кожная складка во внутреннем уголке глаза — эпикантус . Узкий разрез глаз и эпикантус у монголоидов являются приспособлениями к частым пыльным бурям. Формирование толстой жировой подкожной клетчатки позволяет им адаптироваться к низким температурам холодных континентальных зим.

Единство человеческих рас подтверждается отсутствием генетической изоляции между ними. Это выражается в возможности появления плодовитого потомства в межрасовых браках. Еще одним доказательством единства рас служит наличие у всех людей на пальцах дугообразных узоров и одинаковый характер расположения волос на теле.

Расизм — совокупность учений о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. Идеи расизма зародились, когда открытые Ч. Дарвином законы эволюции живой природы стали переноситься на человеческое общество.

Основными идеями расизма являются идеи об изначальном делении людей на высшие и низшие расы из-за их биологической неравноценности. Причем представители высших рас являются единственными создателями цивилизации и призваны господствовать над низшими. Так расизм стремится оправдать социальную несправедливость в обществе и колониальную политику.

Расистская теория на практике существовала в фашистской Германии. Фашисты считали высшей свою арийскую расу и этим оправдывали физическое уничтожение огромного количества представителей других рас. В нашей стране как одной из наиболее пострадавших от агрессии фашистских оккупантов любое следование идеям фашизма осуждается и карается по закону.

Расизм не имеет под собой никакого научного обоснования, так как доказана биологическая равноценность представителей всех рас и их принадлежность к одному виду. Различия же, имеющиеся в уровне развития, являются следствием социальных факторов.

Некоторые ученые предполагали, что главной движущей силой эволюции человеческого общества является борьба за существование. Эти взгляды легли в основу социал-дарвинизма — псевдонаучного течения, согласно которому все общественные процессы и явления (возникновение государств, войны и т. д.) подчинены законам природы. Сторонники этого учения рассматривают социальное неравенство людей как следствие их биологической неравноценности, возникшей в результате естественного отбора.

Особенности эволюции человека на современном этапе

В современном обществе на первый взгляд не наблюдается явных признаков дальнейшей эволюции вида Homo sapiens . Но этот процесс продолжается. Определяющую роль на данном этапе играют социальные факторы, однако сохранилась роль и некоторых биологических факторов эволюции.

Постоянно возникающие под действием факторов среды мутации и их комбинации изменяют генотипический состав популяции человека. Они обогащают фенотипы людей новыми признаками и поддерживают их уникальность. В свою очередь, вредные и несовместимые с жизнью мутации удаляются из человеческой популяции естественным отбЗагрязнение планеты, прежде всего химическими соединениями, является причиной увеличения темпов мутагенеза и накопления генетического груза (вредных рецессивных мутаций). Этот факт так или иначе может оказать влияние на эволюцию человека.

Сформировавшийся около 50 тыс. лет назад вид Человек разумный к настоящему времени практически не претерпел внешних изменений. Это результат действия стабилизирующего естественного отбора в относительно однородной среде обитания человека. Одним из примеров его проявления явилась повышенная выживаемость новорожденных детей с массой тела в пределах средних значений (3-4 кг). Однако на современном этапе благодаря развитию медицины роль данной формы отбора значительно снизилась. Современные медицинские технологии позволяют выхаживать новорожденных с низкой массой тела и дают возможность полноценно развиваться недоношенным детям.

Ведущая роль изоляции в эволюции человека прослеживалась на этапе формирования человеческих рас. В современном обществе благодаря разнообразным средствам передвижения и постоянной миграции людей значение изоляции практически ничтожно. Отсутствие генетической изоляции между людьми является важным фактором в обогащении генофонда населения планеты.

На некоторых относительно ограниченных территориях не утратил своей эволюционной роли такой фактор, как дрейф генов . В настоящее время он проявляется локально в связи с природными катаклизмами. Стихийные бедствия иногда уносят жизни десятков и даже сотен тысяч людей, как это произошло в начале 2010 г. в результате землетрясения на Гаити. Это, несомненно, оказывает влияние на генофонд человеческих популяций.

Следовательно, на эволюцию вида Homo sapiens в настоящее время влияет только мутационный процесс. Действие естественного отбора и изоляции минимально.

Все люди, живущие на планете Земля в настоящее время, принадлежат к одному виду — Человек разумный. В пределах данного вида выделяют человеческие расы. Признаки рас сформировались под влиянием факторов среды обитания. В настоящее время выделяют три большие человеческие расы: европеоидную, австрало-негроидную и монголоидную. На современном этапе из биологических факторов на эволюцию человека в неизменном виде действует только мутационный процесс. Роль естественного отбора и дрейфа генов значительно снизилась, а изоляция практически утратила свое значение.

Тема урока: Человеческие расы, их происхождение и единство. Расизм

Цель урока: формировать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, исследовать сущность понятия « человеческая раса»

    познавательная: изучить понятие « человеческие расы», их отличительные особенности, единство происхождения и биологической равноценности; развивающая: развивать учебно-исследовательские, информационные и коммуникативные умения и навыки воспитанников в процессе групповой работы с различными источниками информации; воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников; толерантное отношение к представителям различных рас.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: урок - исследование

Методы: словесный, наглядный, исследовательский

Оборудование: презентация, ресурсы – интернета

Ход урока.

Вызов

    Приветствие

Добрый день, уважаемые ученики! Я рада видеть вас! Я думаю, что сегодня наша работа пройдет интересно и плодотворно.

    психологический настрой – тренинг «Паровозик имён»

Присаживайтесь на свои места. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением.

Для того чтобы приступить к изучению новой темы, давайте с вами повторим материал, изученный на прошлом уроке. Для этого я предлагаю вам ответить на тесты и выбрать один ответ с предложенных ответов

    актуализация знаний по изученной теме

Тест. Выберите правильный ответ из четырех предложенных.

1.Антропогенез - это процесс


А) индивидуального развития особи

Г) исторического развития органического мира

Т) размножения и развития клетки

Р) эволюции человека

2. Случаи возврата к признакам предков:

А) атавизмы

В) рудименты

О) идиоадаптации

Ч) ароморфозы

3. Движущими силами антропогенеза являлись:

А) естественный отбор;

Б) наследственная изменчивость;

В) общественный образ жизни;

С) верны все ответы.

4. Гиббоны и орангутанги произошли:

Ы) от парапитеков;

О) дриопитеков;

Л) питекантропов;

Б) тупайи.

5. К обезьянолюдям относится:

Ч) кроманьонец;

Д) австралопитек;

Ф) питекантроп;

Ж) неандерталец.

6. К первым современным людям относят:

А) неандертальца;

Е) кроманьонца;

Л) питекантропа;

Т) рамапитека.

7. К древнейшим людям относится:

А) неандерталец;

О) кроманьонец;

Л) питекантроп;

Г) австралопитек.

8. В эпоху великого оледенения жили:

М) кроманьонцы;

О) неандертальцы;

В) синантропы;

Г) питекантропы.

9. Человек умелый, изготавливающий из камня орудия труда, относится:

В) к древнейшим людям;

Б) древним людям;

А) новым людям;

Г) парапитекам.

10. Развитию руки как органа и продукта труда способствовало:

А) прямохождение;

Д) строение руки;

В) мышление;

Е) все эти факторы.

11. Первыми овладели членораздельной речью:

В) неандертальцы;

К) кроманьонцы;

Д) синантропы;

И) человек умелый.

12. К виду «Человек разумный» относятся:

Б) неандерталец;

А) кроманьонец;

О) синантроп;

Г) архантроп

Правильные ответы:

Критерии:


№ вопроса


Взаимооценивание

Обменявшись друг с другом картами урока, проверите и согласно критериям, поставьте оценку.

Если вы уже обратили внимание, то у вас получилось словосочетание?

Да «Расы человека», данное словосочетание является нашей темой урока.

Презентация

    мотивация исследовательской деятельности

Тема нашего урока « Человеческие расы, единство и происхождение».

Эпиграфом нашего урока будут слова “…народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…”.

Урок у нас необычный, сегодня мы с вами проведем исследование, и выясним, что человеческие расы – это популяции одного вида или отдельные виды рода Человек?

Целью нашего исследования будет являться изучить понятие « человеческие расы», их отличительные особенности, единство происхождения и биологической равноценности.

    формирование проблемы

Движущими силами антропогенеза → биологические и социальные факторы.

На ранних этапах эволюции человека ведущими были естественный отбор, борьба за существование (внутривидовая).

Человек в основных чертах уже не меняется, он лишь переделывает окружающую среду вокруг себя, а не приспосабливается к ней.


Все человечество принадлежит к одному виду, который имеет сле­дующие признаки:

1)сходство строения тела (единство строения черепа, мозга, внутренних орга­нов и т. д.);

2)физиологическое сходство (одни и те же группы крови, болезни, защитные реакции и т. д.);

3)возможности для неограниченного скрещивания, в результате появляется плодовитое потомство;

4)все едины по происхождению.

Таким образом, к одному виду принадлежат и двухметровый чернокожий баскет­болист, краснокожий индеец и миниатюрная вьетнамка. Как это можно объяснить? Причины такого многообразия нашего вида следует искать у истоков его образова­ния.

    сбор, систематизация и анализ фактического материала.
    Наука, изучающая человеческие расы – расоведение.

Работа в группах - (10 минут)

Задание: исследовав дополнительные ресурсы, фотографии и дополнительную литературу, предоставить информацию по плану:

Основные морфологические признаки, характерные для представителей расы. Основная территория проживания представителей расы.

Презентация проектов - критериальное оценивание «аплодименты»

Критерии оценивания:


Физминутка

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело

Первые начинают предоставлять результаты своих исследований -

1 группа - «Евразийская раса»

2 группа - «Азиатско-американская раса»

3 группа - «Экваториальная раса»

    выдвижение гипотез

Получив информацию о расах, проанализируйте в группах - Человеческие расы – это популяции одного вида или отдельные виды рода Человек?

    проверка гипотез

Чтобы найти правильное решение, давайте вспомним определение вида и популяций.

Популяция – (лат. populus – «народ») – группа особей одного вида, обитающих на определенной территории. Численность популяции периодически меняется.

Тип урока – изучение нового материала

Форма урока – урок – исследование.

Цель урока:

    формировать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, исследовать сущность понятия « человеческая раса».

Структура урока состояла из четырех стадий: вызов, презентация, осмысление и рефлексия.

При планировании урока использовала следующие методы и стратегии обучения: фронтальная беседа, использование стратегий критического мышления (заполнение таблицы), работа и взаимообучения в группах, решение тестовых заданий, частично – поисковый метод, проблемный метод, исследовательский метод, практический (самостоятельная работа с текстом и дополнительными ресурсами).

Чередование различных форм и методов обучения позволяет сохранить внимание учащихся в течение всего урока, уменьшить утомляемость школьников, обеспечить активность на протяжении всего урока.

При планировании урока старалась учесть все факторы, для успешного проведения и достижения цели урока, как для учеников, так и для учителей.

Для успешной и плодотворной работы на уроке, начала с создания коллаборативной среды в классе, благодаря которой, ученики не только сосредотачивались и настраивались на работу на уроке, но и получали эмоциональный заряд.

На стадии вызов для проверки домашнего задания использовала тестирование с разработанными критериями, было проведено взаимооценивание, благодаря разработанным критериям учащиеся смогли оценить друг друга. Ответы тестов способствовали плавному переходу к изучению новой темы урока.

Учителем была представлена проблема исследования это учащиеся должны были, исследуя дополнительные ресурсы предоставить информацию о расах согласно плану.

Ученики работали в группах смешанного состава, так как легче обучаться в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими (ученик или учитель).

При планировании урока я большое внимание уделила модулю «Обучение критическому мышлению».

Для развития критического мышления у учащихся при изучении новой темы каждой группе было соответствующее задание. Изучив материал, предоставляли результаты своих исследований. Работая с ресурсом, ученики обсуждают, выделяют главное, обмениваются мнениями, разъясняют друг другу, что не понятно, тем самым развивают своё мышление.

Прослеживается работа с одаренным ребёнком, который в течение урока выступал в роли эксперта.

На стадии осмысления учащиеся использовала индивидуальные задания – кроссворд и работа по карточкам.

Все задания, применяемые на уроке, соответствовали возрастным особенностям учащихся, что было не маловажным модулем Программы.

Контроль усвоения знаний учащимися прослеживался в течение всего урока, велись записи по картам урока.

Не маловажным модулем « Оценивание для обучения и оценивания обучения» при планировании урока являлось правильно пронаблюдать и оценить деятельность учащихся на уроке. Для этого я использовала формативное оценивание – поощрение, похвала и комментарии отдельно каждому учащемуся. Использовалось критериальное оценивание.

В конце урока, учащиеся подводили итог достижения цели урока, те ученики, которые достигли поставленной цель в начале урока прикрепили к земному шару, те, которые цели не достигли, не прикрепляли.

Наличие материала позволило учащимся без затруднений провести исследовательскую работу по предоставленному плану.

Проводя самоанализ урока, я считаю, что цель урока достигнута, я сумела организовать исследовательскую работу учащихся при изучении новой темы на уроке.

Все учащиеся были вовлечены уроком, работали активно и были довольны своей работой на уроке. Урок прошел для учащихся быстро и интересно.

На мой взгляд, цели урока достигнуты, учащиеся показали не плохо поработали на уроке и показали свои знания.

Человеческие расы, их происхождение и единство

Урок в рамках конкурса «Толерантность» (10-й класс)

Цели урока: формирование знаний о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас, выработка у учащихся правильного подхода к оценке расизма, нацизма, социального дарвинизма и т.п.

Оборудование: таблица «Человеческие расы».

Ход урока

Вы, наверное, не раз слышали фразу: «Все люди – братья и сестры». Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы: да.)

Но если эта фраза верна, мы можем предположить, что все, кто находится в этом классе – родственники. С этим вы тоже согласны? (Ответы: нет.)

А я утверждаю, что все, находящиеся здесь, действительно являются братьями и сестрами, и предлагаю вам математическое доказательство этого.

У вас есть родители. И у ваших родителей тоже есть родители. Итак, в каждом предыдущем поколении количество ваших предков увеличивается в 2 раза. Вы с этим согласны? (Ответ: да.)

Давайте нарисуем схему. (Рисует схему на доске.)

Теперь легко вычислить, что примерно 80 поколений назад число ваших предков превышало 6 млрд человек, а это сегодняшняя численность населения нашей планеты. В каком возрасте люди обычно заводят детей? Давайте остановимся на возрасте 25 лет. Умножив 25 на 80, получим 2000, т.е. 2 тыс. лет назад на Земле жили 6 млрд ваших предков. При этом учтите, что численность населения планеты была тогда во много раз меньше. Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что количество ваших предков в то время должно было во много раз превышать численность населения планеты? (Ответы учеников.) Теперь вы можете ответить и на вопрос, есть ли доля правды во фразе «все люди братья и сестры»?

А вот 28 поколений назад число ваших предков, в соответствии со схемой, составило бы 314 217 728 человек. И жили эти ваши предки 750 лет назад (25ґ28=750). Сегодня на территории России проживает 147 млн человек, а в то время – во много раз меньше. Так родственники мы или нет? Сразу же уточню, что не очень близкие.

Я думаю, у вас появился повод задуматься над тем, как относиться друг к другу. Ну а теперь давайте вспомним, какой же раздел биологии мы сейчас изучаем. (Ответы: «Происхождение человека».)

Тема сегодняшнего урока: «Человеческие расы, их происхождение и единство».

(Ученики с помощью учителя формулируют задачи урока: выяснить причины возникновения рас, изучить биологические особенности рас, доказать единство происхождения и биологическую равноценность человеческих рас.)

Раса – это совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождением, которое связано с ареалом. Вспомните такие понятия, как вид и популяция. Давайте дадим их полные определения. (Ответы учащихся.)

Исходя из этих определений, объясните причины возникновения различных рас. (Ответы учащихся.)

Используя критерии вида, попробуйте доказать биологическую равноценность рас и единство их происхождения. (Ответы учащихся.)

Давайте обобщим полученные знания.

Современное человечество представлено… (Ответ: единым биологическим видом.)

Единственный вид – Homo sapiens – состоит из… (Ответ: рас, которые обладают одинаковым уровнем физиологического и психологического совершенства.)

Самостоятельная работа

(Класс делится на 4 группы, каждая группа изучает «свою расу».)

Используя учебник, изучите биологические особенности рас и заполните таблицу.

Нация – это совокупность людей, объединенных общностью языка, территории и экономического уклада.

(Краткие сообщения учащихся по темам: расоведение, социал-дарвинизм, расизм и нацизм. В ходе сообщений раскрывается суть этих учений. Ученики высказывают свое мнение по поводу сообщений. Сообщения сопровождаются комментариями учителя.)

Сегодня, в эпоху интеграции человечества, глобализации экономики, наблюдается процесс стирания межнациональных границ. Возникает очень большое число межнациональных браков. Можно даже сказать, что такое понятие, как нация, начинает терять смысл. Более того, возникает множество браков между представителями разных рас, что, в свою очередь, сказывается на сглаживании границ между расами. В наше время в таких областях человеческой деятельности, как спорт, искусство, наука, экономика и политика, на равных участвуют представители разных рас. Все вместе это лишний раз доказывает беспочвенность концепций нацизма и расизма, и именно поэтому всем нам необходимо до конца осознать, что мы все равны, равноценны, обладаем одинаковыми правами и свободами. Ну а возвращаясь к началу урока, мы можем сказать, что все мы – братья и сестры. Поэтому относиться друг к другу нужно с большим уважением и пониманием. А национальность и расовая принадлежность значения не имеют.