Электроэнергия по ОДН: расчет и экономия. Как произвести расчет ОДН по электроэнергии по установленному нормативу? Высокие показатели одн электроэнергия в мкд

Электричество всегда являлось одним из самых дорогих видов коммунальных ресурсов, а его точный учет нередко сопряжен с множеством трудностей из-за регулярных потерь в сетях и невозможности оперативно выявить источники потерь. Именно поэтому сегодня как для управляющих компаний, так и для жильцов многоквартирных домов, особенно актуален вопрос, как рассчитывается ОДН за электроэнергию.

Что из себя представляет ОДН по электроэнергии

Ежедневно в дом, который подключен к электросети, поступает определенный объем электроэнергии от ресурсной организации. Часть электроэнергии потребляется жильцами дома, это называется индивидуальным потреблением . Другая его часть уходит на обслуживание общих домовых территорий, которые не оснащены такими же индивидуальными приборами учета, как квартиры, а потому фиксируются только общедомовым счетчиком. Этот вид потребления так и называют - общедомовым .

ОДН - сокращение от термина «общедомовые нужды». Это тот объем ресурса, который потребляется с целью обслуживания общих территорий дома.

Что входит в ОДН по электроэнергии

Многие жильцы, видя в ежемесячных квитанциях на оплату строчку ОДН за электроэнергию, думают, что это оплата за лампочки в подъездах. В действительности область применения электроэнергии на общедомовые нужды гораздо шире.

В многоквартирном доме электроэнергия используется как на содержание подъездов, так и на обслуживание остальных территорий, относящих к дому.

  • функционирование лифтов;
  • работа домофонов;
  • видеонаблюдение;
  • освещение в подъезде и возле дома;
  • поддержание противопожарных систем и других сигнализаций.

При этом к общедомовым территориям относятся не только внутренние пространства здания, но и внешняя территория, на которой может располагаться шлагбаум автостоянки, электронная калитка, а также охранные постройки.

Плата за ОДН по электроэнергии

Оплата ОДН за электроэнергию производится собственниками жилого дома. Такой порядок оплаты прописан в Постановлении Правительства №354.

Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354

Как следует из Постановления, оплата собственниками за общедомовые нужды производится независимо от того, какая форма управления была выбрана в многоквартирном доме. Поэтому ежемесячно управляющие компании многоквартирных домов рассчитывают объем ресурса, который был потрачен на общедомовые нужды, и включает соответствующую графу в квитанции жильцов.

Как рассчитать ОДН за электричество

ОДН на электроэнергию рассчитывается в соответствии с тарифами и нормативами, утвержденными областным правительством для каждого региона. Однако, несмотря на разницу в тарифах, формула расчета ОДН по электроэнергии на сегодняшний день едина для всех.

1. В первую очередь для расчета ОДН снимаются показания общедомового счетчика. Общедомовой счетчик фиксирует, сколько всего электроэнергии было поставлено в дом за отчетный период.

Для примера представим, что общедомовой счетчик показал, что за текущий расчетный период домом было потреблено 5 500 кВт⋅ч. Это общая сумма потребления, которая включает как индивидуальное потребление жильцами, так и потребление на общедомовые нужды.

2. После того, как показания общедомового счетчика сняты, они сравниваются с показаниями индивидуальных приборов учета. Для этого суммируются все показания, которые были сданы жильцами дома. Обычно период сбора показаний за электроэнергию - с 23-го по 25-е число каждого месяца. Ограничение в датах сдачи показаний нужно для того, чтобы показания снимались максимально единовременно, что снижает расхождения при сведении баланса по дому.

Допустим, что сумма всех ИПУ составила 4 500 кВт⋅ч. Это тот объем электроэнергии, который был потреблен жильцами квартир в личных целях.

Стоит отметить, что на сегодняшний день сбор показаний с жильцов встречается все реже в результате его крайней неэффективности и невозможность исключить «человеческий фактор». Судите сами:

  • Жильцы не всегда сдают показания. Кто-то забывает, а кто-то уезжает в отпуск или командировку, и физически не имеет доступа к счетчику. В результате собрать показания со 100% жильцов просто невозможно.
  • Показания передаются с ошибками. Кого-то подводит зрение, кого-то - внимательность, а у кого-то просто неразборчивый почерк. Поэтому при сборе показаний с жильцов часть показаний, на основании которых совершается расчет оплаты ОДН, всегда ошибочна. Не говоря уже о том, что недобросовестные жильцы могут осознанно занижать показания своих приборов учета.
  • На обработку всех показаний, которые поступили от жильцов, уходят целые часы, а то и дни - в зависимости от того, сколько домов и квартир обслуживает управляющая компания. В свете количества дел, которые требуют внимания управляющих компаний, такой расход времени на обработку показаний просто нерационален.

В продолжение статьи.

Вопрос о том, как рассчитывается электроэнергия по ОДН, чаще всего задают собственники многоквартирных жилых домов при обращении в ТСЖ и управляющие организации. Давайте детальнее разберемся, что означает ОДН и как рассчитывать этот показатель.

Общедомовые нужды по электричеству составляют определенный ресурс, необходимый для гарантированного освещения здания помимо той электроэнергии, которую потребляют собственники на своей жилплощади. Следовательно, электроэнергия по ОДН объединяет расходы на:

  • освещение подъездов, лестничных клеток и тамбуров;
  • электроэнергию для функционирования лифтовых кабин;
  • электроснабжение для эксплуатации домофонов;
  • электропитание для видеокамер слежения, если таковые в доме имеются;
  • технические потери, установленные во внутренних сетях здания.

Эксперты разъясняют, что по Постановлению Правительства № 354 стоимость ОДН по электроэнергии в 2017 г. сильно зависит от наличия общедомового счетчика, позволяющего значительно сэкономить деньги жильцов. При его отсутствии Энергонадзор исчисляет энергопотребление МКД согласно нормативу, действующему с 2012 г. Пересмотр данных норм запланирован на июнь текущего года, и еще не ясно, изменятся ли они в сторону уменьшения. Поэтому лучше сейчас научиться правильно считать ОДН, чтобы в дальнейшем не подводить собственников многоэтажных застроек.

Как рассчитать ОДН по электроэнергии

Для этого существуют два способа расчета, которых мы немного коснулись выше и которые зависят от присутствия (отсутствия) в зданиях коллективных приборов учета.

Совокупный учет электроэнергии жилого дома производится счетчиком, который учитывает полный объем ОДН по электроэнергии, использованной МКД. Обычно общедомовой счетчик размещается во вводном распределительном устройстве (ВРУ) многоэтажки, чаще всего расположенном на первом этаже или в подвале. Следует уточнить, что многоквартирным зданием считается цельное строение с общей внутренней электрической сетью, но не отдельно пронумерованный подъезд.

Если в высотном жилом здании имеется общедомовой счетчик, то количество электроэнергии, затраченной на ОДН, определяется как разница между общим объемом электроэнергии, потребленным многоквартирным домом, и совокупным объемом электроэнергии, потребленным в жилых помещениях.

Итак, формула расчета ОДН по электроэнергии на МКД со счетчиком такова:

Электричество по ОДН = (Значения, зафиксированные на электросчетчике, – Совокупное количество электроэнергии, потребленной в нежилых квадратных метрах, которые не относятся к общедомовому имуществу, – Совокупное количество ресурса во всех жилых квартирах, где монтированы счетчики, – Объем использованной электроэнергии и квартирах, где нет счетчиков) × Площадь квартиры × Площадь всех квартир в многоэтажном доме.

Приведем пример. В жилое многоквартирное здание было подано 7000 кВтч электроэнергии, жильцы использовали 5500 кВт/ч, тогда их разница, то есть 1500 кВт/ч, есть величина ОДН, распределяемая между жильцами для погашения.

Ряд многоквартирных домов уже пользуется специальными счетчиками МОП, которые учитывают потребление электричества отдельными категориями оборудования в данном здании (например, освещение подъезда и энергоснабжение лифта). Эксплуатация подобных счетчиков для калькуляции потребления электроэнергии на ОДН законодательно не предусмотрена. Вдобавок, такие приборы не могут считаться общедомовыми, поскольку лишь частично учитывают электроэнергию, подаваемую в дом.

Согласно Правилам оказания коммунальных услуг в случаях установки в многоэтажках приборов МОП без использования общедомового счетчика масштаб электроэнергии, направленной на коллективные нужды, исчисляется по принятым потребительским нормам, поэтому показания МОП учету не подлежат.

Если коллективный прибор учета в высотке не установлен, то объем электроэнергии на ОДН определяется в соответствии с нормативами потребления электроэнергии , одобренными региональной администрацией. Для всех областей нормативы индивидуальны. Приведем ряд примеров.

  • Для Новосибирского региона с начала текущего года установлена следующая месячная норма потребления коллективного электричества на 1 м 2: 3-этажные МКД – 0,907 кВт/ч, 5-этажки – 2,210 кВт/ч, 12-этажки – 4,411 кВт/ч, 13-этажки с учетом наличия собственного пункта отопления – 6,128–7,014 кВт/ч.
  • В Ростовской области ежемесячно оплачивают 0,6 кВт/ч на ОДН по электроэнергии, если высотка снабжена только светильниками. При наличии лифта норма расхода возрастает до 1,7 кВт/ч. За насосное оборудование дома оплачивают расход на освещение плюс 0,9 кВт/ч.
  • Жители МКД Саратова тратят на освещение подъездов в месяц следующие суммы: для 2-этажных домов 0,59 кВт/ч; для 4-этажек – 0,84 кВт/ч, причем присутствие насоса увеличивает норму до 0,97 кВт/ч; для 9-этажных зданий минимальный ОДН в 2017 г. достигает 1,82 кВт/ч, с лифтом – 2,4 кВт/ч, с насосом – 2,10 кВт/ч, а силовые агрегаты тянут на 2,72 кВт/ч.

Единый список нормативов по регионам России опубликован на сайте Энергонадзора (http://www.energo-consultant.ru/sprav/).

Мнение эксперта

Не во всех регионах утверждены нормативы на ОДН

Олеся Лещенко,

исполнительный директор Ассоциации управляющих организаций «Новое качество»

Существует ряд субъектов РФ, где до ноября 2016 г. не были установлены нормативы потребления электроэнергии на ОДН. В этом случае оплата начисляется с учетом ранее рассчитанных и утвержденных ОМСУ норм.

Муниципальные органы принимали нормативы на ОДН с учетом старой редакции Правил от 23.05.2006 г. (Постановление Правительства № 306), утратившей силу в декабре 2014 г.

После этого был утвержден новый порядок работы по нормативам, единым для всех субъектов РФ.

При начислении ОДН по электроэнергии согласно нормативам потребления помесячная плата за данную услугу будет одинаковой.

После определения объема общедомовой электроэнергии (по коллективному счетчику либо норме) сумма оплаты распределяется между владельцами помещений пропорционально занимаемой площади. Она вычисляется простым умножением потребленного электричества в кВт/ч на действующий тариф, что и отражается по итогу в квитанции.

Для многоэтажного жилого здания без счетчика формула расчета ОДН по электроэнергии такова:

Объем ОДН = Норматив потребления электроэнергии × Квадратура помещений, которые описаны в составе общедомового имущества, × Площадь квартиры / Площадь квартир в многоэтажном доме.

Мнение эксперта

Технологические потери неизбежны

В. Д. Щербань,

председатель ТСЖ «Московская 117», Калуга

Иногда среди жильцов встречаются непорядочные люди, занижающие показатели потребленной энергии. Не каждый собственник обновляет счетчик, срок действия которого давно исчерпан, что приводит к значительным искажениям в потребленных киловаттах.

Каждый счетчик сам работает от электричества и потребляет энергию. Вдобавок у него есть порог чувствительности, поэтому проходящий поток ниже этого предела прибор не замечает. К тому же, чем старше прибор учета электроэнергии, тем грубее его данные. Я считаю, что общая погрешность измерений может достигать ежемесячно 1,5–3 кВт/ч на каждый счетчик, на старых моделях еще больше. Попробуйте умножить эти цифры на число приборов учета в здании!

Также на технические потери влияет качество электрокабеля. В высотке с капитальным ремонтом и современными коммуникациями потери намного снижены. В новых домах используются медные кабели, а внутриквартирная разводка советских домов осталась алюминиевой. А соединения кабелей, особенно с разным составом, обладают электрическим сопротивлением, предполагающим потери. Именно подсчетами данных потерь в каждом здании никто не занимается, а собственникам тем более не объясняют. Однако такие «мелочи» коллективный счетчик все же учитывает.

Эти нюансы только повышают потребление электроэнергии на ОДН, в то время как оплата ложится на законопослушных владельцев жилья в МКД и нанимателей. К примеру, у нас в 60-квартирном доме обновлены почти все квартирные счетчики на приборы с антимагнитными наклейками. А к общедомовому потреблению относятся домофон, освещение лестничных клеток, аппаратура провайдеров, система видеонаблюдения и автоматические ворота. Для всех систем и приборов в местах общего доступа предусмотрен специально выделенный электросчетчик. Для экономии на освещении подъездов используются светодиодные лампы, а на первом этаже стоят датчики движения. Показания каждого имеющегося в здании прибора учета контролируются постоянно.

Например, в 2015 г. потребление по нашему дому выглядело так. Месячный норматив потребления электроэнергии на ОДН, установленный по Правилам оказания коммунальных услуг № 306, составляет 350 кВт/ч. Фактический использованный объем для всех общедомовых систем за тот же период – примерно 220 кВт/ч, что намного меньше норматива. Среднемесячная разница между подачей электроэнергии в здание и суммой коллективного потребления жильцами внутри квартир составляет 660 кВт/ч. Обратите внимание, это буквально вдвое больше норматива и втрое больше реального потребления систем в помещениях совместного пользования.

На технологические потери ушло 50 кВт/ч, на потери квартирных приборов учета – 180 кВт/ч. В итоге получилось 450 кВт/ч. А вот куда делись 210 кВт/ч, специалисты прояснить не смогли.

Часто задаваемые вопросы про расчет ОДН за электроэнергию

  • Если один собственник не платит ОДН за электроэнергию, то другие добросовестные жильцы рассчитываются за него?

При калькуляции потребления энергии на ОДН факт совершенной оплаты значения не имеет. Расход для каждой квартиры фиксируют индивидуальные счетчики, показания которых снимают контролеры или передают сами потребители. Если даже какой-то жилец не передал сведения и не впустил к себе контролера, расчет для него будет осуществлен по среднемесячному расходованию, а за неимением фактических данных более полугода основой послужат нормы, установленные муниципальной администрацией. Таким образом, количество потребленного электричества в квартире клиента, который не хочет общаться с энергетиками, при начислении ОДН по электроэнергии вычитается из общих энергозатрат многоквартирного дома, оборудованного коллективным прибором учета. Для этого вовсе не имеет значения, как производится оплата. Выше упоминалось, что при отсутствии коллективного счетчика в расчет берутся официальные нормативы потребления, где состояние оплаты по-прежнему не воздействует на результат.

К жильцам, которые не платят за электропотребление, должна применяться индивидуальная практика по взысканию долга: от первого предупреждения до отключения электричества и передачи материалов в суд.

  • Учитывать ли при расчете ОДН за электроэнергию расположенные на первых этажах магазины и парикмахерские?

Подсоединение нежилых (рабочих) помещений, находящихся внутри и даже снаружи МКД, к локальным коммуникациям может осуществляться двумя способами: до коллективного прибора учета и после него.

Для офиса, подключенного до общего счетчика, таковой попросту не учитывает расход электроэнергии, поставляемой в данное помещение, и присутствие этого объекта не влияет на последующие расчеты с жильцами.

Когда точка доступа находится после домового счетчика, при начислении ОДН по электроэнергии, затраченной офисом, ее количество вычитается из общего потребления здания подобно поквартирному расчету. Следовательно, интегрированные в локальные домовые сети нежилые помещения (на профессиональном языке – субабоненты) не повышают плату собственников МКД за электричество для нужд высотки. Разумеется, рядом работают добропорядочные предприниматели, которые подключены к коммуникациям согласно правилам и не вразрез с законом.

  • Платить ли ОДН за электроэнергию, если квартира собственника пустует?

Многих часто интересует оплата ОДН по электроэнергии для пустующих квартир. С юридической точки зрения требование таких платежей вполне законно, поскольку любой собственник недвижимости, даже не проживающий в помещении, должен платить за использование ресурсов общедомовой собственности. Короче говоря, каждый оплачивает то, чем владеет, даже если это часть общедомовой недвижимости.

  • Как правильно вычислить ОДН по электроэнергии, если на доме до сих пор установлен старый прибор учета?

Устаревшие приборы учета давно потеряли точность и не позволяют вовремя сообщить точные замеры в коммунальную службу. Чтобы избежать ежемесячных космических платежей, специалисты советуют россиянам пользоваться новыми счетчиками электроэнергии. Владельцам также полезно заручиться поддержкой УК, сотрудники которой обязаны периодически контактировать с представителем энергоснабжающего предприятия, которые контролируют актуальность подачи сведений и точность расчетов ОДН по электроэнергии. Это избавит жильцов от головоломки, когда и сколько платить. Нужно просто договориться о времени сбора показателей со всех квартирных счетчиков. Желательно делать это в один день, чтобы работник УК не подстраивался под каждого отдельного жильца, так как это физически невозможно.

  • Если ли предел величины платы за электроэнергию на ОДН по нормативу?

Если многоквартирный дом находится в ведении управляющей организации (УК, ЖСК, ТСЖ и др.), начисления ОДН по электроэнергии не должны превышать суммы расчета по нормам потребления, узаконенным муниципальной властью (выше было указано, что нормативы исчисляются на 1 м 2 площади помещений, принадлежащих общему имуществу). Допускается одно исключение, когда жильцы самостоятельно одобрят оплату сверхнормативных расходов на ОДН.

Расчет здесь простой: при отсутствии общедомового счетчика жильцы совершают платежи по действующему нормативу. Если коллективный прибор учета предусмотрен, собственники платят меньше: либо по нормативу, либо за фактическое потребление электричества согласно показаниям общего и внутренних квартирных счетчиков, в том числе в нежилых помещениях. Затраты электроэнергии по ОДН, превышающие норматив, погашает управляющая организация из собственных средств, так как именно ей надлежит поддерживать внутридомовую проводку в исправном состоянии, находить и отключать нелегальные подключения к локальным сетям, использовать энергосберегающие технологии для снижения расходов граждан на электроэнергию по ОДН.

Когда в МКД непосредственное управление, то плата за общедомовые расходы распределяется в полном объеме (включая превышение нормы потребления) в силу того, что обслуживание внутренних сетей и применение эффективных энергоприборов производятся самими жильцами с привлечением для этого профильных организаций.

Мнение эксперта

Законодательство упорно толкает УК и ТСЖ к финансовой несостоятельности и банкротству

М. А. Булкин,

председатель правления ТСЖ «ЖСК-65», Ковров

Наше правительство уже в который раз пробует облегчить жизнь потребителей и усложнить деятельность управляющих компаний. Предпочитая работать с некоммерческими структурами (ЖСК, ТСЖ), своими законопроектами оно упорно подталкивает их вместе с коммерческими УК к финансовому краху и банкротству.

С 2017 г. начало действовать постановление Правительства, возлагающее обязанности по расчету оплаты общедомовых услуг на управляющие компании, которые должны оплачивать их сверхнормативное потребление из собственных средств.

Нормативы принимаются субъектом РФ согласно Постановлению Правительства № 306 от 23.05.2006 г., где абсолютно не предусмотрена специфика некоторых категорий зданий, количество которых со временем растет.

Ключевым параметром расчетов является квадратура помещений коллективного пользования, и эта характеристика, мягко говоря, потеряла здравый смысл. В большинстве случаев такая площадь отсутствует в документах МКД. Поэтому можно бесконечно долго инвентаризировать жилой фонд, затратив на это огромные средства, и не найти ответа на вопрос, почему именно эту площадь законодатель напрямую связал с расходами на ОДН (в том числе по электроэнергии).

Кроме того, остается загадкой, принадлежат ли балконы и лоджии к квадратуре помещений общего назначения? В то время как Постановление Правительства № 491 от 13.08.2006 г. гласит, что лоджии и балконы принадлежат к коллективному имуществу, регистрационная документация показывает полную принадлежность этих площадей непосредственно владельцам; они пребывают в их единоличном пользовании.

Для снижения оплаты ОДН профессионалы дают управляющим компаниям, равно как и владельцам многоквартирных жилых домов, несколько советов.

  1. Норматив ОНД по электроэнергии в начале 2017 г. в среднем по России возрос на 7,3 %. Это доказывает, что имеет смысл собрать деньги и поставить наконец общедомовой счетчик, затраты на приобретение и монтаж которого окупаются за несколько месяцев.
  2. Несвоевременная подача данных квартирных счетчиков – лишний повод для начисления ОДН по электроэнергии по стандартным нормативам. Для «опоздавших» жильцов, которые подают сведения после назначенного срока (26 числа каждого месяца), коммунальщики рассчитывают среднегодовое потребление, впоследствии переходя к региональной норме.
  3. Снимать показания электросчетчика лучше в присутствии уполномоченного лица, избранного на общедомовом собрании. По правилам это контролирует управляющая компания в случае, если она руководит многоэтажкой. До сих пор многие россияне не желают взаимодействовать с этими организациями, поэтому органы власти, изучая обращения граждан, ежегодно расширяют права собственников МКД, ограничивая права управляющих предприятий.
  4. При подозрениях на нелегальное подключение к локальным сетям предпринимателей, снимающих помещения нижних этажей, управляющая компания должна прояснить ситуацию. Инициатива может исходить и от собственников МКД, которые вправе обратиться с заявлением в свою УК. Что до управляющей компании, то она максимально заинтересована в выявлении хищений, так как деньги за перерасход выплачивает из своего бюджета.
  5. Можно сэкономить на электроэнергии по ОДН в 2017 г. путем замены старой проводки на современную. Как подтверждает практика, потери электричества удастся полностью устранить.

Как устанавливают общедомовые счетчики электроэнергии для экономии ОДН

Коллективные электросчетчики устанавливаются для всей многоэтажки, чтобы решать следующие задачи:

  • измерять электроэнергию, используемую на общие нужды здания (освещение подъездов и придомовой территории, электропитание лифтов и др.);
  • определять количество энергии, потребляемой в квартирах высотки;
  • обнаруживать факты бесконтрольного электропотребления и тайного подключения к локальной электросети.

Коллективные приборы учета для многоэтажек устанавливаются на деньги владельцев жилья и относятся к общедомовой собственности здания.

Есть несколько вариантов установки общедомовых счетчиков.

  1. На общем собрании владельцы МКД выносят решение о необходимости в электросчетчиках, после чего добровольно сдают деньги на приобретение и установку приборов.

Как правило, это случается в домах, где активно работает общественный совет жильцов или живут экономически грамотные, ответственные люди, осознающие выгоду от оплаты по показаниям общедомовых счетчиков электроэнергии для экономии ОДН.

При этом финансовые средства снимаются с домового счета согласно статье «Текущий ремонт». В случаях, когда средств по этой статье не хватает, домовой совет собирает недостающую сумму с жителей МКД. Если большинством голосов собственников сбор денег одобрен, то придется раскошелиться даже тем, кто возражал против такого решения.

  1. При неактивном совете домовладельцев УК самостоятельно решает вопросы покупки и установки приборов учета для ОДН по электроэнергии. Средства на это частично снимаются со статьи «Текущий ремонт», остальные деньги компания добирает с владельцев МКД или приобретает счетчики в рассрочку.
  2. Когда владельцы жилья не могут договориться с управляющей организацией об установке коллективных счетчиков, энергопоставляющая компания сама определяет прядок установки учетных приборов общего пользования. Поставщик электроэнергии письменно оповещает УК о рекомендуемом типе счетчиков и самостоятельно выполняет их установку.

Владельцы жилья не вправе преграждать доступ к внутренним электросетям и подвалам. Оплата счетчиков электричества также возлагается на собственников МКД, при этом возможна рассрочка на срок до пяти лет. В этом случае общая стоимость дополняется процентами по курсу Центробанка РФ.

Если владельцы помещений многоэтажки наотрез отказываются использовать коллективные счетчики электроэнергии, согласно КоАП РФ они подвергают наложению административной ответственности (в том числе штрафам) свою управляющую компанию, поставщика энергоснабжения или ТСЖ.

Отказ жильцов от приобретения приборов учета и оплаты их текущего обслуживания может привести к судебному рассмотрению. Если владелец проиграет процесс (что чаще всего и происходит), то, кроме искового заявления, жильцы возместят и юридические расходы.

Данные общедомовых приборов учета для ОДН по электроэнергии нужно фиксировать ежемесячно на постоянную дату. Это входит в обязанности управляющей организации и проводится на глазах у главы жилищного совета либо его заместителя.

Предприятие - поставщик энергоресурсов имеет право на свое усмотрение затребовать сверку данных со счетчиков в любое время. Владельцам жилья возбраняется мешать доступу к коллективным электросчетчикам сотрудникам УК и работникам энергоснабжающей компании.

Перерасчет ОДН по электроэнергии по инициативе собственников

Любой собственник имеет все основания потребовать от управляющей организации (либо ТСЖ) перерасчета ОДН по электроэнергии. Что для этого потребуется?

  1. Подать в УК заявление по электроэнергии на ОДН следующего содержания: «Требую выполнить перерасчет или вернуть незаконно начисленные деньги за электричество на ОДН, превышающие утвержденные нормативы».
  2. Называя данное обращение требованием, собственник получит ответ от УК на протяжении семи дней, а употребив форму заявления со словом «прошу», будет ждать результата около месяца. Не получив ответа на свое обращение, владелец помещения может написать подобное обращение в прокуратуру с просьбой о проведении проверки. Прокуратура обычно переадресует такие дела в Госжилинспекцию для проведения проверки и при наличии нарушений заставляет УК сделать перерасчет.

Разумеется, представленная процедура потребует от жильца нервов и времени. Поэтому не каждый владелец помещения станет ввязываться в это ради «несчастных» 150 рублей в месяц. Именно на это и надеются недобросовестные управляющие организации, для которых такие сотни превращаются в миллионы.

Вот вам пример из жизни. Электроэнергия на ОДН и холодная вода ежемесячно обходились собственнику Петрову в лишних 140 рублей. Разделив данный излишек на квадратуру жилья (98,6 м 2), получаем 1,4 рубль на 1 м 2 . Учитывая совокупную площадь квартир в многоэтажке Петрова (примерно 9,8 тыс. м 2), имеем с этого дома ежемесячно переплату на сумму 13 720 рублей. Допуская, что подобных зданий УК обслуживает более сотни, со скидкой на различную площадь прибыль составит около 1 млн рублей. В течение года накапливается примерно 12 млн рублей.

где:

Объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11:

где:

VД - объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) пункта ;

Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта ;

Объем (количество) горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)), потребленный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный в соответствии с пунктами 42 и Правил;

Vкр - определенный в соответствии с пунктом 54 Правил объем холодной воды, использованный исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению;

11(1). В случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение объем холодной воды, использованной в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме при потреблении коммунальных услуг холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, измеренный коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, распределяется:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) в отношении коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды - по формуле 11.1:

где:

Норматив потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

(см. текст в предыдущей редакции)

Норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды - по формуле 11.2:

12. Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:

где:

Nj - норматив потребления холодного водоснабжения;

nv - количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды.

13. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:

(см. текст в предыдущей редакции)

где:

VД - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта ;

(см. текст в предыдущей редакции)

Объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

Объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

Объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта ;

Vкр - определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

14. Объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется:

а) для горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - по формуле:

где:

Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;

nv - количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении (квартире);

Б) для газоснабжения - по формуле:

где:

Sv - общая площадь v-го жилого помещения;

Nгаз.о. - норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на отопление жилых помещений;

nv - количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении;

Nгаз.п. - норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на приготовление пищи;

Nгаз.в. - норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:

(см. текст в предыдущей редакции)

где:

Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

(см. текст в предыдущей редакции)

Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;

Минстрой разрешил платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме меньше нормативов - по показаниям общедомовых счетчиков.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

Минстрой объяснил, когда можно платить меньше нормативов. Если расход ресурсов по общедомовому счетчику ниже нормы, оплачивать нужно только фактическое потребление.

Стоит проверить свои квитанции и разобраться с управляющей компанией.

Еще Минстрой поручил регионам учитывать технические особенности домов, даже если эти параметры не указаны в общих правилах . Например, в общих правилах нет энергосберегающих мероприятий, но их нужно принимать во внимание.

Что такое общедомовые нужды?

В многоквартирных домах есть общее имущество: подъезды, двор, лифт, домофон, подвал. Их нужно убирать, освещать и отапливать. Эти расходы пропорционально распределяются между собственниками квартир.

Платить за содержание общего имущества жильцы должны по закону. Эти платежи начисляют по умолчанию, от них нельзя отказаться. В каждом квитке за коммунальные услуги уже есть эта сумма.

Как было раньше?

До 1 января 2017 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили по 200 рублей, а в другом - по 1000 рублей.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды - без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет. Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.

Присмотрись 👀 к своей УК

И что изменилось?

С 1 января общедомовые нужды исключили из квитанций. Теперь расходы на содержание общего имущества включаются в индивидуальный счет. Например, в строке за электроэнергию указывается плата за свет в квартире и за свет в подъезде и лифте.

К 1 июня 2017 года регионы установят нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Жильцы должны оплачивать только эти нормативы. Превышение оплатит УК или ТСЖ .

Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

Так что и кому разъяснил Минстрой?

По закону за общедомовые нужды жильцы должны платить не больше нормативов. Но нет прямого указания на то, что можно платить меньше.

Некоторые управляющие компании пользуются этим и считают общедомовые нужды по нормативам. А во многих регионах новые нормативы еще не утверждены и используются расчеты трехлетней давности.

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу - как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

Минстрой объяснил, что платить больше нормативов жильцы не могут, а меньше - могут. Это письмо он направил губернаторам, чтобы те навели порядок в регионах.

  1. Снять показания общедомовых счетчиков.
  2. Посчитать объем услуг по индивидуальным счетчикам.
  3. Найти разницу между общим и индивидуальным потреблением.
  4. Сравнить разницу с нормативом.
  5. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив. Остальное оплачивает УК .
  6. Если разница меньше, жильцы платят только за фактическое потребление.

Если в доме нет общих счетчиков, то и узнать фактический расход нельзя. Тогда нужно платить по нормативам.

Где брать эти нормативы?

Нормативы устанавливают региональные власти. Во всех регионах новые нормативы должны рассчитать до 1 июня 2017 года. Если новых нормативов нет, используются те, которые действовали на 1 ноября 2016 года.

Например, в Удмуртии для некоторых видов общедомовых услуг действуют нормативы 2013 года. В Белгородской области нормативы установили в 2015 году. А в Московской области - в октябре 2016 года.

Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома: года постройки, этажности, вида отопления, размера ванн, наличия унитазов и центральной канализации.

В письме губернаторам Минстрой поручил учитывать при расчете нормативов даже те параметры, которых нет в общих правилах.

Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.

Жильцы таких домов должны платить за общие коммунальные услуги по разным нормативам. Региональные власти это учтут и пересчитают показатели.

А если для нашего дома ничего не пересчитают? Что тогда делать?

Несколько управляющих компаний могут подать коллективное заявление на расчет норматива даже для отдельных домов.

Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

Как понять, что я не переплачиваю за содержание общего имущества?

Точный расчет предоставит управляющая компания. Если квитанция за январь уже пришла, попросите предоставить показания общедомовых счетчиков и расчет по нормативу. Это можно сделать лично или на собрании собственников.

Если оплату за общедомовые нужды вам начислили по нормативу, а фактическое потребление в январе было меньше - настаивайте на пересчете по рекомендациям Минстроя.

Если фактический расход коммунальных услуг на содержание общего имущества больше норматива, разницу должна оплатить УК : эту сумму нельзя учитывать в квитанциях жильцов.

А можно как-то снизить расходы на содержание общего имущества?

Это обязанность управляющей компании. Она должна делать так, чтобы в доме было светло, тепло и чисто, но жильцы не переплачивали за коммуналку.

Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой - уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.

Лифты, систему отопления, водоснабжения и канализации нужно обслуживать вовремя. Тогда они меньше ломаются. Если в подъезде прорвет трубу, за перерасход сверх норматива заплатят жильцы.

Смените управляющую компанию, если она плохо работает или не слушает рекомендации Минстроя. Если УК нарушает договор, его можно расторгнуть. Либо можно провести общее собрание собственников и в течение 5 дней уведомить УК о расторжении договора, даже если нарушений нет.

Мы хотим выкопать во дворе дома бассейн. А еще мы любим, чтобы на всех этажах круглосуточно горел свет. Жильцы все равно будут платить по нормативу, а перерасход - за счет УК ?

Необязательно. На общем собрании жильцов можно добровольно повысить нормативы за содержание общего имущества.

Есть элитные дома, в которых объем коммунальных услуг всегда больше нормативов, и жильцы не против оплачивать это превышение. Например, они хотят, чтобы в подъездах и на стоянке всю ночь горели лампочки, даже если там никого нет. Или оборудовали в вестибюле комнату, в которой моют лапки собачкам после улицы.

Собственники квартир подпишут общее решение и будут добровольно платить за электроэнергию и воду больше нормативов, чтобы не перекладывать свои расходы на управляющую компанию.

Принцип оплаты коммунальных услуг по строго установленным тарифам в зависимости от количества проживающих (зарегистрированных) в квартире жильцов остался в далеком прошлом. С развитием рыночных отношений каждый поставщик энергоресурсов: электричества воды, тепла стал заинтересован в получении оплаты за фактически поставленный ресурс, вне зависимости от проблем, которые были у того или иного потребителя, в полном объеме.
Это вызвало необходимость радикально изменять систему оплаты за получаемые энергоресурсы как для собственников помещений так и для управляющих компаний (УК, ТСЖ ).
Но практика показала, что объем потребляемых собственниками помещений ресурсов резко отличается от данных, которые ресурсоснабжающие организации фиксировали по своим приборам учета. Получалась ситуация когда значительная часть выработанных и поставленных потребителю ресурсов оказывалась неоплаченной.
Управляющие компании не хотели, а в большинстве случаев не могли, по финансовым соображениям, отнести неучтенные по приборам учета или рассчитанную на основании нормативов потребления часть полученных но не оплаченных ресурсов на свой счет.
Таким образом, родились общедомовые нужды (ОДН ) - строка в счетах оплаты, которая была призвана компенсировать разницу между показаниями приборов учета ресурсоснабжающей организации и фактически потребленными собственниками коммунальными услугами, учтенными по индивидуальным приборам учета или рассчитанными на основании нормативов потребления.

Нормативная база для взимания платы за ОДН

Нормативная база, на основании которой в настоящее время происходит начисление оплаты за ОДН включает:

Практика выделения отдельной строкой в квитанциях на оплату коммунальных услуг ОДН показала, что такая форма подачи информации вызывает массу нареканий со стороны собственников, которые: либо не знают, либо не понимают механизма расчета. В силу этого - работа управляющих компаний превратилась в бюрократический механизм по составлению ответов на бесчисленные жалобы потребителей и предоставлению расшифровок расчетов.
Учтя, что дополнительное информирование ведет лишь к росту социальной напряженности и отказу значительной части собственников оплачивать непонятные или «несправедливые», с их точки зрения, расходы на содержание общедомового имущества, Госдума РФ 29.05.2015 г. приняла Закон № 176-ФЗ который предусматривал «исчезновение» строки ОДН из квитанций на оплату с 01.07.2016 года.
Но, срок вступления Закона в силу был отложен Указом Президента РФ до 01.01.2017 года, ввиду нерасторопности госорганов, коммунальных служб, ресурсоснабжающих организаций к его реализации в планируемые сроки.

Что включается в общедомовые нужды (ОДН)

Большинство собственников считает, что в общедомовые нужды включаются расходы на:

Освещение подъезда и придомовой территории;
Расходы на уборку помещений;
Расходы на отопление подъездов и технических помещений.

Поэтому, когда в строке ОДН они видят, что холодной воды в текущем месяце было потреблено в 3-4 раза больше, чем в предыдущем, они задаются вопросом: куда она делась?
Помимо перечисленных расходов энергоресурсов на ОДН они так же включают:

По электроснабжению:

Работу лифтов;
Насосов водоснабжения;
Сигнализации и домофонов;
Дежурное освещение подвальных и чердачных помещений;
Технологические потери внутри МКД , связанные с особенностями установленного в нем электрооборудования.

По водоснабжению:


Включать, помимо перечисленных расходов ресурсов, другие статьи платежей запрещается.
Это относится и к оплате потребленных ресурсов предприятиями или частными компаниями, располагающимися в МКД .
Это же должно относиться и к многочисленным компаниям-провайдерам, которые используют помещения МКД для размещения телекоммуникационного оборудования. При размещении на крыше дома приемной антенны - пользоваться её услугами могут несколько жильцов, а вот отнести затраты электроэнергии на поддержание этого телекоммуникационного оборудования на ОДН – нельзя. Оплачивать счета за пользование электроэнергией должен провайдер, чье оборудование размещено в доме.

Общедомовые нужды в 2017 году

Несмотря на то, что в счетах больше не будет «непонятной» и вызывавшей раздражение строки ОДН – оплата за них никуда не исчезнет. Просто все платежи за потребленные на общественные цели для поддержания в рабочем состоянии систем электроснабжения, отопления, водоотведения, санитарного порядка в МКД (многоквартирных домах) будут равномерно распределены и приплюсованы к плате за потребленные коммунальные услуги пропорционально доле собственника в общедомовом имуществе.
Изменится методика расчета общедомовых нужд.
Отныне платежи не могут превышать норм, рассчитанных для каждой из категорий многоквартирного дома в зависимости от срока ввода их в эксплуатацию, этажности, района расположения, состояния инженерных сетей и ряда других факторов. Эти нормативы утверждаются решениями муниципальных органов власти в регионах и призваны нивелировать разницу между начислениями за одинаковый объем поставляемых ресурсов у различных УК и ТСЖ .

Преимущества исключения строки ОДН

Пользоваться преимуществами включения платы за ОДН в счета на оплату смогут исключительно УК. Отныне, у собственников жилых помещений «выбита» из под ног почва для консолидированного выражения недовольства на общих собраниях. Для того, чтобы установить, какие общедомовые нужды и в каком объеме оплачивает тот или иной владелец недвижимости придется провести полную сверку счетов как минимум двух собственников. Дело это хлопотное. Говорить о том, что на повестку дня общего собрания собственников МКД впредь будут выноситься вопросы о завышении платы за ОДН уже не приходится.
Строки то такой не будет. Следовательно, несогласие с размерами тарифов каждый вынужден будет выражать в индивидуальном порядке, и добиваться ответа от УК или ТСЖ – в одиночку.

Надо ли платить за ОДН

Вопрос о необходимости оплаты ОДН автоматически перестает быть актуальным с 1 января 2017 года, поскольку в счетах уже не будет такой отдельной строки.
Неоплата счетов за потребленные коммунальные услуги в виду несогласия собственника с размером оплаты за ОДН , которые включены в его индивидуальный счет – влечет за собой применение штрафных санкций, вплоть до ограничения пользования каким-либо коммунальным ресурсом: электроэнергией, водоснабжением. Обжаловать действия по отключению энергоресурса можно только в суде. Как правило, суды обязывают энергоснабжающие организации прекратить действия по ограничению поставки энергоресурса ввиду нарушения правил санитарного состояния жилых помещений и нарушения прав граждан, проживающих в жилом помещении (несовершеннолетних детей).
Но это не снимает обязанностей по погашению имеющейся задолженности.
Каким бы не был закон, он – закон. Поэтому – нравится или не нравится – платить за ОДН – надо. Вопрос в том, сколько? Но это – разрешается в каждом конкретном случае и снова же – только в суде.

Еще статьи