Где живут бушмены. Значение слова бушмены. В поисках воды

Наивные люди

Это кочевое племя обитает в Африке с незапамятных времен. Откуда они ведут свой род, достоверно неизвестно. Количество людей в этом загадочном племени немногочисленно, но жизнь бушменов настолько необычна, что ее изучением занимаются ведущие научные центры во всем мире.

Бушмены сохранили уклад давних веков, архаичные формы жизни древней Африки. И наблюдая за этим племенем, можно понять, какими по-детски наивными и доверчивыми людьми был населен Черный материк в древности.

Они кочуют по пустыне в поисках плодов и корешков, охотятся за антилопами и никогда не задерживаются долго на одном месте. По вечерам они выбирают место для стоянки, роют небольшую яму, укрывают ее сверху хворостом и травой и укладываются спать. Обычно это происходит в кустарниках - поэтому европейцы и назвали их бушменами - людьми из кустов. Иногда они устраивают более оборудованные стойбища - когда находят обильное пищей место. Но как только еда скудеет, они отправляются дальше.

Устроившись на новом месте, женщины совершают большие переходы в поисках страусовых яиц. Их содержимое аккуратно выпускают через маленькое отверстие, проделанное каменным шилом, а скорлупу оплетают травой. Из страусового яйца изготовляются фляги для воды, без которой ни один бушмен не отправится в путь. Дети вместе с матерями собирают осколки скорлупы от яиц, тщательно их шлифуют, придавая овальную форму, острой костью просверливают отверстие в центре овала и нанизывают на сухожилие. Таким образом изготовляются бусы, серьги, подвески и мониста.

В поисках воды


Бушмены питаются не только корешками и плодами. Едят они практически все - саранчу, термитов, ящериц, гусениц и многоножек. Но больше всего любят мясо, хотя едят его не так часто, как им того хотелось бы. Очевидцы говорят, что бушмены обладают поистине волчьим аппетитом и могут съесть за один раз огромное количество поджаренного на углях мяса.

В жарком климате Африки основная проблема - вода. Так как бушмены обитают в пустынях Калахари и Намиб, где нормальному человеку выжить практически невозможно, то для них она еще более насущна. Но тем не менее, они всегда обеспечены живительным напитком, потому что умеют добывать его повсюду. Бушмены находят подземные колодцы, пользуясь своим удивительным чутьем. Они собирают влагу, сконденсировавшуюся на листьях или траве.

Кроме того, бушмены знают секретные колодцы, неизвестные никому вокруг. Они так тщательно маскируют свои сокровища, что никто не догадывается, что эта куча камней или песчаный холмик на самом деле скрывают главное сокровище пустыни - воду.

Правда, не совсем ясно, как это желание припрятать «свою» воду уживается с отсутствием уважения к чужой собственности. Или же бушмены научились у своих жестоких завоевателей, или в их жизненных ценностях есть некое лукавство - чужое мы возьмем, но и свое не отдадим.

Жестокая цивилизация


Этому племени, как и всем африканским народам, пришлось столкнуться с жестоким миром завоевателей-европейцев.

В те кровавые времена бушмены были практически истреблены, а ведь до колонизации они обитали повсеместно. Основная причина этого уничтожения заключалась в том, что в сознании племени существует твердое убеждение, что все в мире принадлежит всем людям. То есть, основное понятие «цивилизованного» мира - частная собственность им незнакомо. Земля, трава, корешки, деревья, животные, которые ходят вокруг - все это общее. И вот на исконных территориях бушменов появились люди, которые исповедовали совсем другие принципы. Доверчивые аборигены видели невиданных коров и убивали их. Но расплата за эту доверчивость оказалась жестокой. Во времена колонизации за одну убитую корову уничтожалось 30 бушменов!

Но бушмены не поняли урока. И начались карательные экспедиции против практически безоружного и безобидного племени. На них устраивали облавы, натравливали собак, сжигали их единственное убежище - сухой кустарник. Однажды произошел поистине ужасающий случай - был отравлен колодец бушменов. Вскоре около него было обнаружено 120 трупов… Но племя пережило все ужасы колонизации, и вполне благополучно существует до сих пор.

Дети и старики


Кроме отсутствия понятия частной собственности, есть еще одна «коммунистическая» особенность жизни бушменов - это единственное африканское племя, в котором нет вождей. Они кочуют по пустыне, останавливаются там, где придется, едят, что придется, и отправляются дальше. И им вовсе не требуется руководитель для этих занятий.

Зато у них необычайно развита взаимовыручка. Каждый найденный плод или корешок делится на всех - можно сказать, что бушмены это большая и дружная семья. За двумя довольно жестокими исключениями. Одно из них - нежелание возиться со стариками. Перед большими переходами они просто остаются умирать на месте стоянки…

И еще один обычай, дикий для европейцев. Бушменка убивает своего ребенка, если он родился раньше, чем через три года после предыдущего. Делается это потому, что мать не может прокормить и вырастить сразу двух младенцев. Зато те дети, что выжили в суровых условиях, уже становятся практически неуязвимыми к любого рода испытаниям и боли. У бушменов столь низкий болевой порог, что они могут спокойно разговаривать и улыбаться в то время, когда им, например, накладывают шов без наркоза.

Натуралисты


Бушмены обладают еще множеством самых замечательных способностей. Они не просто живут в ладу с природой, они являются ее частью и знают множество тайн…

Любая сломанная веточка, откатившийся камешек ясно рисуют им картину событий, случившихся на этом месте какое-то время назад. Они не потеряют друг друга в самых отдаленных местах - умение ориентироваться у них поистине уникально.

Говорят, что они знают язык растений, животных и умеют получить все, что хотят… Интересно, что у бушменов существует странная дружба с одним из источников их пищи - антилопами. Иногда они подходят к обычно пугливым антилопам и сосут их молоко вместе с телятами, а те безропотно позволяют это делать. Сами бушмены это объясняют тем, что антилопа понимает, когда ее хотят убить, а когда - просто просят у нее немного молока.

Охотясь на страусов, антилоп, зебр, бушмены всегда используют соответствующую маскировку и свою способность подражать движениям животных. Для страусов они используют их шкуру. Высоко подняв на палке голову птицы, охотник входит в центр стаи страусов, на ходу передергивая перьями, как это делают птицы.

Бушмены знают тайные снадобья против укусов змей и скорпионов. Интересно, что у них существует нечто вроде прививки - некоторые бушмены глотают яд в небольших количествах, чтобы выработался иммунитет. Яды помогают им в охоте - они смазывают им наконечники стрел. Причем яд может быть и смертельным и просто усыпляющим жертву.

Это способности бушменов хорошо известны жителям Африки, и к ним часто обращаются за помощью даже вполне образованные и просвещенные врачи, которые в свою очередь помогают бушменам тогда, когда они сами бессильны справиться с болезнью. Хочется верить, что такое сотрудничество будет полезным для всех и вмешательство цивилизации не уничтожит древнее племя бушменов с Земли…

Ангола : 8000
ЮАР ЮАР : 7500
Замбия Замбия : 1500
Зимбабве Зимбабве : 500 Язык различные койсанские языки Религия традиционные религии , христианство , шаманизм Входит в койсанские народы Родственные народы готтентоты

Бушменка из Ботсваны

Бушменские дети из Намибии

Жилище бушменов в резервации, Намибия

Бушме́ны (сан, са, сонква, масарва, басарва, куа ) - собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе . Общая численность - около 100 тысяч человек. По новейшим данным, обладают наиболее древним генотипом , являются носителями древнейшей Y-хромосомной гаплогруппы А .

Общие сведения о бушменах

История

В настоящее время немногие бушмены сохраняют традиционный образ жизни, большинство является рабочими на фермерских хозяйствах.

Социальный строй

Бушмены живут группами, состоящими из нескольких семей . Вождей у них нет, но у каждой группы есть знахарь , которому приписывается умение общаться с духами , вызывать дождь , лечить болезни .

Традиционная организация сан состоит из нескольких уровней. Начало она берёт из нуклеарной семьи , затем она поднимается на уровень общины, затем на уровень объединения общин, затем она поднимается до уровня диалектной группы, восходящей к лингвистической группе. Формальные лидеры часто отсутствуют. Основу общины составляют объединения пар. Часто брак моногамный , но полигамия имеет место. Раньше была распространена отработка за невесту.

Язык

Письменности до прихода европейцев не существовало. Устно из поколения в поколение передают сказки , легенды и песни .

Фольклор

Бушменские сказки и легенды выделяются среди всех остальных сказок и по своей форме, и по содержанию: это не столько сказки, сколько басни и мифы. Действующими лицами в них выступают животные, и прежде всего кузнечик, которому приписывается создание Солнца, Луны и многих животных. Небесные светила бушмены также наделяют именами животных. Так, пояс Ориона они называют тремя самками черепахи, висящими на палке; Южный Крест - львицами; Магелланово облако - каменным козлом. Своих предков они наделяют зооантропоморфными признаками, это полулюди-полуживотные. До наших дней дошли наскальные изображения предков бушменов . Ко времени появления европейцев в Южной Африке, ещё в середине XVII века, бушмены жили в условиях каменного века.

Источники еды и питья

Из семян, которые скапливаются в муравейниках , бушмены варят кашу. Лакомство - жареная саранча . Пекут в золе дыни тсаммы и отжимают из неё воду.

В засушливый сезон добывают воду особым способом: на дне пересохшего источника выкапывают яму, затем втыкают трубку с фильтром на конце и начинают вытягивать ртом из неё воду, набирая в рот воду, выплёвывают в скорлупу страусиного яйца .

Одежда

Одеяния составляют набедренные повязки и накидки из шкур животных. Девушки украшают себя ожерельями из скорлупы страусиных яиц, браслетами из травы, окрашенных косточек и семян растений .

Специальные головные уборы этого народа появились для того, чтобы люди могли показывать друг другу свои причёски, которые создавались с помощью бритья головы, и оставлением пряди волос на макушке - обычай, присущий женщинам. Также они часто носили мочевые пузыри животных, прикрепляя их к волосам (Jolly 2006: 70).

Религия

Большая часть народа придерживается традиционной самобытной формы шаманизма бушменов. Его первоначальная форма неизвестна, поскольку он был сильно модифицирован из-за взаимодействия с христианством. Также присутствуют христиане . Когда шаман входит в транс, принято говорить, что он «умирает» - сам транс довольно часто называют маленькой смертью или половинкой смерти (Dowson 2007: 55). Фольклор довольно обширен и разнообразен. Также сан принадлежит немалое количество искусно выполненных наскальных рисунков. Шаманы южного Дракенсберга танцевали и входили в транс в каменных пещерах, в которых всегда присутствовали наскальные рисунки (Lewis-Williams and Dowson 1990: 12).

Галерея

Знаменитые бушмены

Самым известным среди бушменов считается Нкъхау - намибийский фермер . Стал знаменитым после того, как сыграл бушмена из Калахари Хихо в двух комедийных фильмах: «Наверное, боги сошли с ума » и его продолжении , а также ещё в трёх неофициальных продолжениях, снятых в Гонконге : «Crazy Safari », «Crazy Hong Kong » и «The Gods Must Be Funny in China ».

Ройял /Уи/о/оо, избранный в 2000 году по спискам СВАПО в парламент Намибии , стал первым бушменом-депутатом. Другим известным бушменским активистом является Рой Сезана, соучредитель движения «Первые народы Калахари», отстаивающего их права в Ботсване.

Бушмены в кино

Помимо появления народа в вышеупомянутой комедии «Наверное, боги сошли с ума », бушмены также изображены в фильме «Красный скорпион », где они спасают главного героя от укуса скорпиона.

В фильме «Жестокая слава» (о легендарном боксёре Чарльзе МакКойе по прозвищу «Кид») отведена отдельная сцена, в которой боксёру объясняют, что представители бушменов могут бежать по пустыне без сна, пищи и воды до 3 суток. Он пробует это проверить и догнать бушмена. Но силы оставляют его уже к закату. После чего бушмен выкапывает 2 страусиных яйца и, угощая измождённого боксёра одним из них, прогоняет его. [ ]

Хотите увидеть жизнь наших далеких предков? Нет, машина времени для этого не нужна, а нужен билет на самолет в Намибию. А там - добраться до мест обитания самых известных ее жителей бушменов. И понаблюдать за их жизнью в привычной им обстановке. Именно так проводили свои дни наши далекие предки, бывшие собирателями и охотниками, не знающими земледелия. Не знаю, как вам, а мне бытие при первобытном строе всегда казалось малопривлекательным. Все время сосет под ложечкой, ходишь туда-сюда, погоняемый голодом, без каких-либо высоких целей, глазами по сторонам зыркаешь в мучительных поисках съедобного корешка, перелетной толстобрюхой саранчи или земляного червячка - вот гадость-то какая! Спишь на земле. А заболел - вообще кранты. Хорошо, если протянешь такой жизни каких-нибудь три, максимум - четыре десятка лет.

Давайте удивляться чудесам

Но! Не только я, главное - ученый мир! Вот уж кто был поражен, так поражен! Оказалось, что бушмены в своей естественной среде доживают до весьма почтенного возраста, и долгожителей в племенах - много. Причем их старшее поколение - бодрое, не знает ни онкологии, ни гипертонии.

Такие вот чудеса, по мнению эскулапов, делает подвижный образ жизни, отсутствие переедания и малое количество потребляемого мяса. Правда, старики часто страдают почечнокаменной болезнью, потому что пьют мало: вода - большой дефицит в пустыне.


Это легендарное племя бушменов

Невысокие, но ладные и пропорциональные, с белыми зубами и отличной осанкой… Сколько же существует на свете представителей этого древнейшего племени? В Намибии - приблизительно 35 тысяч человек, а всего на планете меньше 100 тысяч.

К ним без конца едут экспедиции, о них пишутся тонны книг и статей. Какие же такие у них особенности? Что сделало их настолько интересными для исследователей? А вот это:

  • Качества непревзойденных охотников, глубокое знание природы, свойств растений, повадок птиц, насекомых и животных.
    Народ сан - бушмены - умеют различать почти триста видов растений, из вполне безобидных растительных и животных компонент умеют получать смертоносные яды, знают противоядия от смертельных укусов, могут приготовить лекарства от многих недугов.
  • Они обладают загадочной способностью общения с дикими животными.
    Как вам такое: бушмен видит в отдалении группу антилоп-ориксов, подбирается к самке с детенышем, гладит их и… начинает прямо из вымени вместе малышом-теленком сосать молоко! И дикое животное терпит и не убегает… А попробуй-ка охотник подойти к ним…
    А вот домашних животных, кроме собак, у народа бушменов нет.
  • Отличные и выносливые следопыты, они безукоризненно ориентируются на местности и читают следы, как мы открытую книгу.
    Еще не увидев самого зверя, традиционные навыки подскажут бушмену пол животного, его возраст, состояние здоровья, имеющиеся травмы и многое другое.
    Этот элемент бушменской культуры всегда оказывает на зрителей ошеломляющее впечатление.
    А ранив животное на охоте, бушмены неутомимо будут его преследовать многие часы или даже дни, проходя десятки километров.
  • Общеизвестно про бушменов: у них потрясающее умение выживать в невероятно сложных условиях - даже тогда, когда вокруг нет ни капли воды, а температура стоит под 50 градусов, порождая во рту нестерпимую сухость.

Подлинные властители пустыни, они в любом месте могут сделать себе для охоты колчан и стрелы из корней дерева, отыщут съедобные растения, раздобудут воду. Надо - разведут огонь, используя птичье гнездо и две деревянных палочки, устроят ночлег, вырыв ямку и установив около нее заслон с наветренной стороны.


Как живут бушмены в своей пустыне

Бушмены - один из самых старых народов на нашей планете. И наверное, единственный, которого никогда не волновала тема богатства. У них все личное имущество умещается небольшую кожаную сумку, что висит на одном плече.

Изо дня в день на протяжении, по крайне мере, десяти тысяч лет все мысли этого народа были сосредоточены вокруг охоты и собирательства, что обеспечивали жизнь племени бушменов в пустынных и полупустынных местах широкой Калахари. А это существование никогда не было легким.

Нужно рассчитывать каждый шаг и на максимум включать все органы чувств - не пропустить съедобное растение, не наступить на кого-нибудь типа змеи или скорпиона, не спугнуть потенциальную добычу. Покрытая белесой травой земля, что выглядит такой безжизненной, на самом деле полна жизни. Между скал, песков и редкого колючего кустарника затаились дикие обитатели. Не только человек, но и они наблюдают: глаза внимательно смотрят, стоячие и висячие уши прислушиваются, носы чуют.


Калахари поддерживает жизни сотни различных типов растений и изумительно большой массив фауны. Там живут шакалы, гиены, львы, антилопы, газели, бородавочники, жирафы, сурикаты, барсуки, дикобразы… Мужчины народа бушменов - охотники. В большой кладовой Калахари они ставят силки и охотятся с небольшими луками и стрелами, наконечники которых смочены в яде.

Крупное животное, такое, как куду, канна или орикс - добыча редкая, чаще это мелкая антилопа, несколько ящериц, дикобраз, черепаха, змея, гиена. Но вот добычу принесли туда, где живут бушмены. От ее одного вида у всего племени текут слюнки… И ее явно недостаточно для всех… Поразительно, как у этого народа происходит распределение добычи!

Люди, которых многие назвали бы дикарями, выработали обычаи, предназначенные устранить зависть, враждебность, психологическое напряжение, возникающее при таком делении. Каждый член семейства, без исключения, получает свою долю, размер которой определяется традициями. А если охота была удачной, то часть добычи обязательно идет в дар родственной общине.


Хлеб их насущный

Мясо жарят на костре, гораздо реже - варят. Каждая часть животного экономно используется, находят применение всему - от костей до шкур.

Но основное пропитание - почти 80% от потребляемого - дает собирательство. Это работа женщин бушменов - съедобные растения, семена, ягоды с плодоносящих кустарников, орехи тси и орехи деревьев монгонго, клубни, выкапываемые из-под земли. А корешки, между прочим, бывают знатные - по 2–3 килограмма! Бушменские сборщицы не пропускают мимо муравьиные яйца, гусениц, саранчу, личинок насекомых.

Сан едят все, и не ведают никаких штучек типа анорексии и других расстройств пищевого поведения.


Да, и не кривитесь, друзья! Все дело в привычке. Один африканист как человек в этом понимающий, писал у себя в журнале, что куда как хороша жареная в черепашьем жиру саранча. И как отменно вкусны ушастые ежи, запеченные в глине. Утверждал, что также неплоха яичница из яиц страуса с черными дюнными жуками вместо гренок. Надеюсь, у вас волосы еще не стоят дыбом?

Но не все так… экзотично. Здесь, в пустыне Калахари в большом количестве растет тсамма - желто-бурый предок нашего любимого полосатого арбуза. Сочные плоды тсаммы почти несладкие, хорошо утоляют жажду.


А на севере едят плоды баобаба. Позже, в Бостсване, мы их набрали, чтобы привезти домой, а мой отважный Саня, не утерпев, тут же попробовал диковинку. Плод оказался не похож ни на какой из знакомых. Под коричнево-зеленой и бархатистой, словно у персика, шкуркой прятались мелкие семечки на волокнах и съедобные белые, слегка кисловатые, кусочки мякоти, похожие на остатки засохшего зефира.


Но что интересно! Оказалось, своеобразная диета народа сан, определяемая его образом жизни и существующими природными условиями, с точки зрения калорий, белков-жиров-углеводов, микроэлементов и прочего - наилучшим образом соответствует всем рекомендациям ВОЗ по правильному питанию.

Законсервированный мир

В области современной Намибии, традиционно называемой Най Най (Nyae Nyae), что сейчас является частью Очосондьюпа, традиционно проживали бушмены группы!кунг. Окружавший область двухсоткилометровый участок совершенно непригодной для жизни человека местности, уберег затерянный мир Най Най от всякого постороннего влияния, в том числе и от европейского.

Обитатели затерянного мира сдержанно и с достоинством именовали себя «дзу/хоанси», что в переводе означает «хорошие люди». Эти хорошие люди в середине XX века продолжали жить неизменными вековыми привычками и традициями своего народа.


Откуда наука знает все про жизнь бушменов

Первые походы ученых аргонавтов сюда начались в 1950 году с экспедиции семьи Маршалл, буквально открывших эту группу для науки. Лоуренс и Лорна Маршалл совершат сюда семь экспедиций, спонсируемых музеем Пибоди Гарвардского университета и Смитсоновским институтом.

Лорна в 1975 году, обобщая многолетние этнографические исследования племени бушменов дзу/хоанси, издаст книгу, где во всех подробностях опишет быт и обычаи бушменов кунг. Сын Маршаллов - Джон снимет о племени несколько документальных фильмов, получивших широкое признание. Всего же в его наследии окажется оригинальных кино и видеоматериалов о жизни бушменов на 767 часов и на 309 часов уникальных аудиозаписей.

Так что все сведения не досужие измышления, а все получено наукой и - из первых рук.


Современный мир, бушмены и представления о них

О том, как они выживают в своих пустынных районах, непригодных для сельского хозяйства, написано очень много. Но недаром говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Есть такой забавный и веселый фильм - «Наверное, боги сошли с ума». Живет себе в родной пустыне семья бушменов и однажды у нее происходит контакт с современным миром… В главной роли снялся самый настоящий природный бушмен.

Это, конечно, не документальный фильм, но и мы ведь с вами не ученые-этнографы. Посмотрите - не пожалеете. А потом задайте себе вопрос: «Какие же они, бушмены?» Скорее всего, у большинства возобладает мнение, что современные бушмены - это наивные взрослые дети, живущие в гармонии и с собой, и с природой.

Многие так их себе и представляют - живут себе затворники в Калахари, не подозревающие ни о скоростном интернете, ни о космических полетах. Примитивный народ, у которого в языке только два числительных - «один» и «много». Культура которого давно пришла в упадок…


Как все обстоит на самом деле

К бушменам приезжают туристы, и для некоторых из них неприятным сюрпризом оказывается то обстоятельство, что «примитивная» культура народа не осталась неизменной. Вот двое босых бушменов идут на охоту за дикобразом. В руках у них длинные палки, за спину перекинуты лук и стрелы. Все, как было тысячу лет назад.

Только одна деталь выбивается из картины: на охотниках футболки с американскими надписями. Особенно холодно в пустыне рано утром, бушменские ребятишки натянули на себя толстовки, а ниже пояса так и остались одетыми в традиционную кожаную повязку. Женщина народа сан соорудила себе длинную юбку, из вещей, подаренных туристами…

Непреложный факт, что теперь далеко не все бушмены продолжают безвылазно обитать в пустыне. На практике они оказываются куда более интегрированными в современное общество, чем можно было бы предположить на первый взгляд.

Многие из них заняты работой в национальных парках и заповедниках, есть среди них фермеры и наемные работники у фермеров - их охотно берут в пастухи. Молодые люди отправляются пожить в города, а если возвращаются, то везут домой не только новую одежду, но и новые идеи и технологии.


Остановись, мгновение! И не двигайся

Таких, кто предпочел бы смотреть на эту культуру через призму, в которой время не тикает вперед, и раньше было немало. Они пробивали идею международной программы сохранения этого народа, предполагающей создание резервата для проживания бушменов. То есть фактического превращения этих людей в музейные экспонаты.

Наверное, самым известным бушменом всех времен и народов был Кхакво Н!ксау. Это он играл главную роль жителя Калахари Хихо в знаменитом комедийном фильме «Наверное, боги сошли с ума» и его продолжениях.

И он категорически выступил против мысли «законсервировать дикость» своих соплеменников, чтобы цивилизованным людям было на что смотреть. Н!ксау был горячим сторонником того, чтобы оставаясь бушменами, они жили так, как живут все люди.


Если жить, как живут все люди…

Если так жить, тогда они должны приобщиться к современной жизни. А это дело весьма непростое, вспомнить хотя бы то, какие у них взгляды касательно частной собственности. Это не единственная психологическая проблема совместимости цивилизаций.

Выгоды оседлого образа жизни стали очевидны очень быстро.

  • Всегда имеется вода в колодцах, можно разводить скот, а, значит, лучше питаться.
  • Уменьшилась смертность.
    У бушменов всегда была высокая детская смертность – 20% погибало в течение первого года жизни, 50% детей не доживало до возраста 15 лет.
    В обычной жизни дающие много любви и внимания своим детям, они, в тяжелый период засухи и грозящего голода, бестрепетно могли лишить жизни новорожденного, особенно если у матери в это время все еще сосал грудь старший ребенок.
    В такое время осознание суровых реалий вынуждало племя бросать своих немощных стариков на произвол судьбы. Вообще, надо сказать для этого народа, ведущего трудную жизнь, смерть считалась очень естественной вещью…
  • Дети получают возможность учиться в школах на родном языкев местах проживания.
    А это очень важно. И не только для одного человека, но и для народа в целом.
    При том, что у бушменов ранее не было письменности, а в нашем мире это чрезвычайно важный инструмент, позволяющий постоять за себя и выразить свои желания.

Опыт показал, что ряд моментов от приобщения к цивилизации принес безусловное благо народу бушменов, но есть и весьма сомнительные приобретения .

  • Бушмены познакомились с алкоголем, и это стало одной из серьезных проблем этого народа.
  • Среди них чрезвычайно распространены заболевания туберкулезом, который буквально косит племя, СПИД, причинами смерти часто являются респираторные инфекции и малярия.
    Известный киноактер Н!ксау, последние годы жизни растивший на своей ферме бананы и маис, как оказалось, очень долго болел туберкулезом.
  • Средняя продолжительность жизни людей племени сан, живущих в цивилизации, составляет около 45–50 лет.

Как хорошо и важно оставаться бушменом

Остаться бушменами - означает вести традиционный образ жизни в привычных местах, традиционно воспитывать детей, по мере их подрастания обучать мальчиков охоте, девочек собирательству.

Вот как традиционно проходит у них вечер - любимое время народа сан. Отполыхал закат, черными силуэтами стоят кусты и деревья, наползает фиолетовый туман. В колючих кустах таятся чуткие спрингбоки, в норках дремлют симпатичные сурикаты, где-то в отдалении тявкнул шакал… На стоянке бушменского племени горит костер, вокруг него собрались люди. Ужин съеден, но от огня никто не уходит. Слышен веселый смех, голоса женщин.


Дневные разговоры почти всегда серьезны и кратки - решаются деловые вопросы, разбираются конфликты… Иное дело беседы вечером. Никто не спешит, речь говорящих образна и эмоциональна. Люди делятся чувствами, мыслями, переживаниями… Ребятишки жмутся поближе к старику - уважаемому соплеменнику, слушают разные истории и древние сказки…

Бушмены очень музыкальны и любят петь и танцевать. Вот вокруг женщин, сидящих около рыжего пламени, стали прохаживаться мужчины, прихлопывать и притоптывать. Начинается танец. Ритм ускоряется и вот уже танцоры носятся вокруг костра, поднимая фонтаны песка. Чтобы отбивать ритм, у них на щиколотках бусы из коконов мотыльков, наполненные семенами или мелкими камешками, музыку извлекают из примитивных инструментов типа своего охотничьего лука…


Танцуя, они изображают животных - страуса, лань, кузнечика, сцены охоты, эпизоды сказок и мифов. Те, кому довелось провести вечер у костра народа сан и увидеть бушменские пляски единодушны - они неподражаемы.

Да и бушменские мелодии вполне понятны европейскому уху, поэтому записи их музыки и танцев находят своих почитателей не только среди специалистов.

По нашим стандартам, бытие народа сан малопривлекательно. Ну что это за жизнь! Тем не менее, если спросить бушмена, нравится ли ему жить в пустыне, тот в ответ удивится: «Что за глупый вопрос. Если туда не возвращаться, можно умереть от тоски».

Сан действительно считают, что это правильный образ жизни - для них. Когда они у себя дома, где свободны и счастливы. И это снова подтверждает мысль, что счастье - это состояние ума.

Совместить две крайности

Опыт жизни племен по-новому, когда оставаясь бушменами, они живут так, как все люди, есть. Еще американец Джон Маршалл разрабатывал планы по переходу бушменов дзу/хоанси к занятию скотоводством и земледелием.

А в 1981 году почти за десять лет до того, как Намибия стала независимой, в затерянном мире Nyae Nyae появляются преисполненные оптимизма представители американских неправительственных организаций. Которые отнюдь не считают утопией возможность совмещения былого и современности.

На территории бушменов дзу/хоанси, где были признаны их права собирателей и охотников, создается фермерский кооператив. В его планах - оседлая жизнь, обучение племени новому, в том числе огородничеству под руководством агрономов. А если людей охватит тоска по жизни в пустыне, то вот она привычная жизнь - рядом.

Построен поселок, гараж, небольшая АЗС, кафе, центр для обучения ремеслам. Амбициозным планам нет конца. Лингвист Патрик Диккенс вовсю работает над англо-дзухоанским словарем и над орфографией языка. Вроде бы предусмотрено все…


Возможен ли рай на земле?

А вот, кстати, не возникало ли у вас вопроса, что же так подкачали бушмены? Почему они не додумались в свое время до земледелия? Может, тогда племена банту, пришедшие с севера, их бы и не потеснили?

Нет, бушмены глупцами не были. Дело оказалось в том, что растения, произраставшие тогда на территории Намибии, оказались непригодными для окультуривания. Опыт с ними не прошел и у многоопытных земледельцев банту. Но, надо сказать, что эти племена шли на новые места не с пустыми руками - они запасливо несли с собой семена растений со старой родины, которые здесь прекрасно прижились.

Ну а возвращаясь к эксперименту, приходится сказать правду - не сбылось. Ничего из задуманного в реальности не осуществилось. Скоро не осталось ничего от лукавой мечты. Была разрушена и растащена даже сугубо материальная ее инфраструктура - здания, машины, инструменты. А бушмены кунг так до сих пор и остались охотниками и собирателями.

Африка полна противоречий. Бушмены не единственное племя, населяющее континент, что разрывается между традициями и современностью, с трудом находя свое место в современном обществе.


Чего еще хотят бушмены

Когда-то бушменские племена не имели никаких социальных институтов, как, например, вождей. Сейчас они полноправно участвуют в голосовании, имеют своего представителя в парламенте.

И вот, по сообщению агентства Reuters, представитель бушменов заявил газетчикам о своем намерении просить правительство Намибии вернуть племени земли возле заповедника Этоша, исконное место жизни их предков. Он посетовал, что каждая народность в стране имеет свой дом - то место, куда могут переселиться его постаревшие члены. А у них подобного дома нет…

Но пока правительство весьма прохладно отнеслось к этой просьбе, указав, что слишком долго племя жило вне этих территорий.


Возможный ключ к будущему

По оценкам экспертов почти 60% процентов Сан живут в бедности, хотя это, конечно, в большой степени зависит от региона. Многие молодые бушмены не могут найти работу…

Но бушмены много знают о том, как выжить в пустыне, как добыть огонь, как лечиться растениями. Это знание сегодня кажется устаревшим, но оно вполне способно стать ключом к будущему.

Бушмены могут научить искусству выживания не только подрастающую молодежь своего племени, но и людей западного мира, показав, как мало нужно человеку, чтобы выжить и наслаждаться жизнью без электричества, водопровода и денег. Как можно жить, не оказывая негативного воздействия на окружающую среду.

Новой попыткой сохранить культуру народа явилось создание Живого музея в районе Тсумкве. Благодаря ему значительное число людей сан, ранее страдавших от безработицы и бедности, нашло свое место в жизни. Это уже хорошо. Но музей еще и зарабатывает деньги. Суммы, вырученные от посещения туристов, направляются на поддержку бушменского сообщества.


Туристам же в музее нравится. Они могут посмотреть и сами поучаствовать в строительстве жилища, добывании огня, идентификации лекарственных растений. Ну разве не интересно поучиться стрелять из бушменского лука?

А кто лучше людей племени сан покажет удивительную дикую природу Калахари и ее животный мир? И расскажет про повадки всех обитателей пустыни, начиная с крошечной мышки в траве и заканчивая львами? Желающие могут вместе с бушменами отправиться на охоту…

Интересная статья? Подпишитесь на обновления блога и получите еще больше информации по RSS, Email

Коренным населением юга Африки всегда были бушмены - великолепные охотники, собиратели и кочевники. Они же непревзойденные следопыты, танцовщики, художники и знатоки змей, насекомых и растений. Никто в Африке не может сравниться с ними своим знанием природы. Бушмены - собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народностям. По новейшим данным, они считаются древнейшими представителями человечества.

Бушмены - крохотный народ, живущий на границе пустыни Калахари в государствах Намибия и Ботсвана вот уже более 30 тысяч лет.

Люди из кустов

Почти все это время они были единственными обитателями Южной Африки. Ко времени появления здесь первых европейских поселенцев бушмены вели весьма примитивную жизнь. Они прятались в кустарниках и жили во временных шалашах или под навесами из веток и трав. Поэтому и получили название «бушмены», что в переводе с английского означает «человек из кустов», «люди кустарников» (по-английски Bush -«кустарник», «местность, поросшая кустарником»). Это название иногда считается оскорбительным (ведь еще до появления англичан колонисты из Голландии называли местных жителей bosjesman -буквально «лесной человек»). Сами же бушмены не имеют общего самоназвания и называют себя только по принадлежности к определенному племени.

У бушменов никогда не было царей, вождей, судей и жрецов - другими словами, какой-либо социальной иерархии. За всю свою историю они не могли себе позволить такую роскошь, как создание бюрократического аппарата власти и религии, живущего за счет общества. И причина этого кроется в самом образе жизни этого народа, постоянно находящегося в условиях полуголодного бродяжничества по раскаленной пустыне.

Место вождей у них занимают старейшины - или знахари, которых традиционно выбирают из числа наиболее умных и опытных членов рода. Им приписывается умение общаться с духами, вызывать дождь, лечить болезни и даже управлять природой. Но при этом они не пользуются никакими материальными преимуществами. Все решения в жизни племени принимаются на общих собраниях при голосовании. При его проведении каждый член племени имеет один голос. Бушмены до сих пор живут при племенной или семейной демократии. Не исключено, что это самая старая демократия в истории человечества.

Эти люди отличаются свободолюбием и непосредственностью. Чувство взаимопомощи у них развито необычайно сильно. Например, ребенок, найдя в пустыне сочный плод, не съест его, а принесет лакомство в стойбище, и старшие разделят его поровну. По своей природе бушмены очень правдивы, не умеют лгать и лицемерить, хотя долго помнят обиды. Они не знают, что такое деньги, не имеют представления о времени и не заглядывают в будущее. Это настоящие дети дикой природы, которые даже в безводной пустыне найдут себе воду и одежду, высекут огонь, а если раздобудут мясо, то будут самыми счастливыми людьми в мире.

Неприхотливые дети природы

Современный человек, попавший в глубь пустыни Калахари, представить себе не может, как здесь можно жить: отсутствие воды, выжженная земля и жара под 50°. И тем не менее люди здесь живут. Мало того - бушмены считают, что в Калахари, в отличие, например, от Сахары на севере Африки, жить намного легче: ведь здесь растут небольшие кустарники и, следовательно, водится масса живности. К тому же под землей имеется вода, которую несложно достать при помощи длинных трубочек, воткнутых в землю.

Бушменские мужчины –искусные охотники, женщины - собирательницы всевозможных растений. Они могут найти до 300 видов съедобных ягод, клубней, листьев, семян и луковиц. В пищу также идут ящерицы, гусеницы, многоножки, личинки насекомых, яйца муравьев, медоносные соты и другая живность. Из семян, которые скапливаются в муравейниках, бушмены варят кашу, но изысканным лакомством все же считается жареная саранча.

Несмотря на всеядность, самое любимое блюдо бушменов - мясо. Если оно есть - это счастье! Но убить антилопу удается редко, поэтому, когда охота заканчивается удачей, семья бушменов может съесть животное средних размеров в один прием за несколько часов. Едят впрок, как волки, наслаждаясь едой. А аппетит у них отменный!

Несмотря на низкий рост и хилое телосложение, мужчины-бушмены пропорционально сложены, а их физическая сила и выносливость поражают. В естественных условиях бушмены - физически самые крепкие люди, которые не придают значения даже серьезным ранениям. Европейские врачи иногда делали им операции без наркоза и поражались, что в это время больные оживленно переговаривались. Европейские переселенцы сохранили историю о старом бушмене-инвалиде, который в детстве попал ногой в стальной капкан. Разжать его у мальчика не было сил, и он по сухожилию отрезал себе ступню. Потерял много крови, но остался жив и не попал в лапы леопарда.

Когда бушменок застают роды во время передвижения по пустыне, они на некоторое время покидают группу, а затем с родившимся ребенком догоняют ушедших вперед сородичей. Обычно женщины кормят грудью детей до следующих родов, которые могут быть через три или четыре года. Еще недавно, если ребенок рождался раньше указанного времени, мать убивала новорожденного, чтобы дать возможность выжить предыдущему ребенку.

Жизнь в экстремальных условиях наложила отпечаток и на внешний облик жителей Калахари. Внешне они отличаются от африканцев, относящихся к негроидной расе. У бушменов монголоидные черты лица, тонкие губы, более светлая кожа красноватого оттенка и немного припухшие веки. Они относятся к так называемой капоидной расе. У них быстро, обычно к 35 годам появляются морщины, а курчавые волосы растут лишь на голове. Молодые бушменки считаются самыми привлекательными и грациозными в Африке. Однако в зрелые годы они теряют свое очарование, выделяясь чрезмерно большими бедрами и раздутым животом. Это не случайно - ведь большой слой подкожного жира способствует выживанию в голодное время.

Трагическая судьба аборигенов

Когда-то племена бушменов бродили по всему побережью пустыни Намиб в Юго-Западной Африке, а еще раньше они обитали на большей территории Африканского континента. Примерно полторы тысячи лет назад они столкнулись с пришедшими с севера чернокожими скотоводами народа банту - представителями негроидной расы. Коренное население было вытеснено со своих охотничьих угодий в раскаленную пустыню Калахари. Противостояние с банту у бушменов было довольно жестким, но по сравнению с тем, что началось, когда в Африке появились европейцы, оно кажется настоящей гармонией и дружбой народов.

Ко времени массового появления европейцев в Южной Африке в середине XVII столетия бушмены жили в условиях каменного века. Местное население оказалось крайне нежелательным для белых колонизаторов. Дело в том, что бушмены простодушно считали, что все, что пасется на территории их обитания, принадлежит всем. Они отрицали какое-либо право собственности не только для себя, но и для соседних народов. А поскольку все на земле - общее, то они охотились как на диких животных, так и на домашний скот соседей, если за ним плохо присматривали. Из-за этого бушмены так и не смогли ужиться ни со своими соседями-африканцами, ни с белокожими иностранцами, поселившимися на их землях.

В результате фермеры-переселенцы объявили аборигенам жестокую войну и стали методично их уничтожать. Только голландско-бурская и английская колонизация в XVII-XIX веках привела к истреблению и гибели почти 200 тысяч бушменов. Европейцы уничтожали их, как диких животных: организовывали карательные экспедиции, устраивали облавы, отравляли колодцы с водой и даже сжигали сухой кустарник вместе со спрятавшимися в нем жителями. Однажды вокруг одного из отравленных колодцев были обнаружены 120 трупов аборигенов.

Бушменские племена начали воевать с европейцами, но все войны проиграли. В результате из многомиллионного народа осталось, по разным сведениям, от 100 или 50 тысяч до 7 тысяч человек. У них по-прежнему нет какой-либо собственности, нет запасов или накоплений, нет профессий и работы, нет, разумеется, денег. Сегодня они загнаны в безводные области Калахари, где, похоже, обречены на вымирание. Однако, если удается добыть мясо и воду, они чувствуют себя намного счастливее своих белых и черных поработителей.

Евгений Яровой

БУШМЕНЫ
бушмены (англ. bushman, от голл. bosjeman, boschiman - «лесной человек»), народ, живущий в пустынных областях Намибии и прилегающих районах ЮАР, Ботсваны, Анголы, а также в Танзании. Численность около 75 тыс. человек (1983, оценка).

Английское «бушмен» (англ. Bushman) означает «человек (из) кустов» и иногда считается оскорбительным; однако сами бушмены не имеют общего для всех племён самоназвания, а широко распространённое в ЮАР альтернативное название «сан» (San) является готтентотским (на языке нама) и носит в этом языке пейоративный оттенок («аутсайдер», «чужой»).

Антропологически отличаются от негроидов, поскольку имеют более светлую кожу, тонкие губы; относятся к так называемой капоидной расе. Особенностью языков является наличие щелкающих звуков. Особенность национальной кухни заключается в употреблении в еду «бушменского риса» - личинок муравьев.

Время заселения Южной Африки бушменами точно не известно. Предполагается, что это произошло порядка 10-20 тысяч лет назад. Начиная XV века н.э постепенно вытеснялись пришедшими с севера бантуязычными скотоводами вглубь пустыни Калахари. Сильно пострадали от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начало XX-го, за который было уничтожено порядка 200 000 человек аборигенного населения. Выжившие либо уходили вглубь пустыни, либо становились рабами на фермах. Систематического преследования бушменов не происходило только на территории Ботсваны.

У бушменов нет вождей, как в других африканских племенах. Находясь в условиях постоянного полуголодного бродяжничества по пустыне, они не могли разрешить себе такую роскошь, как существование вождей, колдунов и знахарей, живущих за счет общества. Вместо вождей у бушменов старейшины. Их выбирают из числа наиболее авторитетных, умных, опытных членов рода, и они не пользуются никакими материальными преимуществами.

Бушмены верят в загробную жизнь и очень боятся умерших. У них существуют особые обряды захоронения покойников в землю, но культа предков, господствующего у более развитых африканских племен, у них нет.

В настоящее время немногие бушмены сохраняют традиционных образ жизни, большинство является рабочими на фермерских хозяйствах.

Бушмены - великолепные рассказчики и сказители. Они неподражаемы в музыке, пантомиме и танце. Простейший музыкальный инструмент - охотничий лук, натянутый с помощью волос животных с прикрепленной пустой дыней или пустой консервной банкой, в качестве резонатора. Коконы мотыльков, скрепленные как бусы и наполненные камешками или семенами, надеваются на щиколотки и отбивают ритм во время танца. В настоящее время многие пытаются снимать на пленку и записывать песни, ритуалы и сказы Бушменов, чтобы сохранить для потомков эту древнюю африканскую культуру.