Ковалевский и его вклад в развитие социологии. Значение ковалевский максим максимович в краткой биографической энциклопедии. Социологические концепции права и государства

  • XVIIвек в европейской и российской истории: модернизация и просвещение.
  • Аллегорическое толкование истории двух сыновей Авраама (Гал. 4, 8-31).
  • Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916) - крупнейший российский социолог, исто­рик, правовед, общественный деятель. Родился в состоятельной дворянской семье в Харькове. Учил­ся на юридическом факультете Харьковского университета. В 1873-1877 гг. Ковалевский находил­ся в командировке за границей для подготовки к магистерскому экзамену. Познакомился с Г. Спен­сером, К. Марксом, П. Л. Лавровым, сблизился с русскими позитивистами Г. Н. Вырубовым и Е. В. де Роберти, активно включился в позитивистское движение. В 1877-1887 гг. Ковалевский - про­фессор Московского университета, стал лидером молодой профессуры и приобрел репутацию пер­воклассного ученого и популярнейшего лектора - правоведа. Издавал журнал «Критическое обозре­ние». Деятельность Ковалевского вызвала недо­вольство правящих кругов и в конечном счете его грубо уволили из университета без объяснения причин. Ковалевский покинул Россию и в тече­ние 17 лет жил за границей, хотя и не в качестве эмигранта. Активно участвовал в ускоренном движении социологической мысли того периода, пре­подавал в ведущих университетах Европы и США, вместе с Е. В. де Роберти организовал Русскую высшую школу общественных наук в Париже, подготовил фундаментальные научные труды. В 1905 г. Ковалевский вернулся в Россию и включился в самую разностороннюю научную, педагогическую, общественно - политическую деятельность: был профессором Петербургского университета, депутатом I Госдумы, членом Госсовета, организатором первой социологической кафедры в России, публицистом, издателем, академиком РАН (1914). Приобрел огромный личный и общественный авторитет. Смерть Ковалевского была воспринята и пережита обществом во многом так же, как и смерть Л. Н. Толстого.

    Научное наследие Ковалевского объемно и многогранно. Иногда высказывается мнение, что к социологии как таковой ученый обратился только в последние годы жизни (работы «Современные социологи» (1905), «Социология» (1910), «Про­гресс» (1912) и др.). Такая точка зрения ошибочна. Социоло­гическими являются практически все исследования Ковалев­ского, в том числе и исторического плана. Среди последних особое место занимают такие фундаментальные труды, как «Происхождение современной демократии» (4 тома, 1895-1897), «Экономический рост Европы до возникновения капи­талистического хозяйства» (3 тома, 1898-1903), «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (3 тома, 1906). Социологичны по содержанию многочисленные историко- этнографические исследования Ковалевского. Ряд работ, начиная с книги «Историко - сравнительный метод в юриспруденции» (1880), уче­ный посвятил проблемам социологической методологии.



    Важнейшей особенностью мышления и научно-исследо­вательской практики Ковалевского была широта интересов и стремление к созданию на основе историке - социологического постижения всех элементов современной цивилизации цельного единого мировоззрения. Эта тенденция к синтезу характерна и для оценки Ковалевским достижений различ­ных социологических школ, и для многогранной направлен­ности его исторических исследований, и для его педагогичес­кой деятельности, ориентированной на широкую фундамен­тальную подготовку гуманитариев.

    Издавна сложилось мнение о далекости Ковалевского - социолога от российских проблем, об игнорировании им рос­сийской социологии. Многие так и называли Ковалевского - «русский европеец». В ряде западных исследований Ковалев­ского даже не включают в число деятелей собственно рос­сийской социологии. Некие формальные основания для та­кого мнения можно найти. Действительно, Ковалевский опи­рался обычно на идеи западных социологов. И все же Кова­левский прежде всего российский социолог - и по направленности поиска, и по стилю мышления.



    Как заметил Р. Вормс, Ковалевский «был как бы соединительным звеном между двумя мирами - Западом и Востоком», с. 37). Русский ученый, иными словами, достойно представлял отечественную науку за рубежами страны, что уже и. маловажно. С другой стороны, его исследования станови­лись руководящими в образовании и самообразовании рус­ской интеллигенции. Ряд работ Ковалевского посвящен и не­посредственно российским проблемам. А поскольку он исхо­дил из убеждения в общности форм развития различных на­родов, то и западные социальные проблемы изучал в контексте российских, в отличие от Запада, еще не решенных. Хорошо тал Ковалевский и работы своих российских коллег, доволь­но часто ссылался на них, а в последние годы жизни посвятил истории русской социальной мысли ряд исследований.

    Центральной темой Ковалевского был генезис капитализ­ма (индустриальной цивилизации), его оснований и перспек­тив, в том числе и в особенности в России. Вспоминая о сво­их университетских годах, Ковалевский писал: «Меня инте­ресовала тогда, как и теперь, тесная зависимость между ростом государственных учреждений и изменениями общественного уклада, в свою очередь вызванными эволю­цией экономических порядков. История учреждений и исто­рия общественности - таковы были наиболее притягивав­шие меня темы» (29, с. 277). Отсюда интерес ученого к иссле­дованию, причем с привлечением колоссального эмпиричес­кого материала, возникновения и эволюции отдельных общественных институтов в самом широком смысле - язык, религия, нравы, юридические обычаи и порядки, начиная с семьи, социальные и политические структуры различных эпох и т. д. В силу подобной исследовательской многоплановости Ковалевского иногда упрекали в отсутствии связи между его работами. Очень точно этот упрек отводит П. А. Сорокин: «у Ковалевского мы имеем анализ различных переменных, фун­кционально связанных с другими переменными» (32, с. 191).

    Целостный же взгляд на труды Ковалевского достаточно четко обнаруживает логику развития его мысли. В центре его научных интересов с самого начала находилась наука о государстве, основанная на историческом и социологическом его изучении. Работа в таком направлении побудила Кова­левского к анализу социальных и экономических основ госу­дарства, что, в свою очередь, потребовало этнографического и этнологического изучения элементарных форм социальной организации. Закономерным, естественно, оказался поворот от политике - правовых проблем к социологии с тем, чтобы системно (в форме теории солидарности) обозначить суть перспективы эволюции человечества как целого.

    У Ковалевского мы не встречаем работ, где бы он четко и однозначно изложил свою социологию как систему. Некото­рые даже утверждали, что у него нет своей социологии, что он не открывал новых путей, а только показывал негодность старых и что ценны только его эмпирические труды. Система, и к тому же оригинальная, у Ковалевского тем не менее есть, но здесь -то мы и должны увидеть специфику его -социологического мышления, в чем он радикально отличался от своего мно­голетнего друга и соратника Е. В. де Роберти, склонного к схематизму и абстрактному теоретизированию. Ковалевский всегда выражал глубокую антипатию к метафизическим фи­лософским построениям, увлечениям гносеологическим ана­лизом, видел в этом черту немецкой науки, отрицательно в этом плане повлиявшей на стиль науки русской. Образцом, достойным подражания, был для Ковалевского позитивистский стиль мышления английской и французской науки, как, меж­ду прочим, и сам образ жизни французского интеллектуала - социолога, активно участвующего в общественных дебатах, в интеллектуальной и культурной жизни страны.

    У Ковалевского мы видим удивительную чуткость к факту и в то же время непревзойденное умение социологически по­смотреть на любую частную проблему. Удачно эти особенности его исследовательской манеры раскрыл Н. И. Кареев. Кова­левского, подчеркнул он, не влекло к разработке общих тео­рий путем дедуктивно - гипотетических построений. «Он стро­ил социологию не сверху, исходя от какой-либо философии, а снизу, опираясь на фактический материал, доставляемый ис­торией, да, кроме истории, еще этнографией и тем, что можно назвать социально - культурной палеонтологией, изучением до - исторического быта и самых ранних, даже самых зачаточных форм общественности». А поэтому можно сказать, что Кова­левский был историком в социологии и социологом в истории (32, с. 170-172). В этом плане вполне просматривается парал­лель между Ковалевским и П. Л. Лавровым при всем отличии их исходных установок. Более того, правомерен вывод, что Ковалевский, как в дальнейшем и М. Вебер, формулирует традицию (парадигму) историке - эмпирической (в его терминоло­гии - генетической) социологии.

    Существует мнение, что социологическая концепция Ко­валевского сложилась в основном под влиянием двух тече­ний - позитивизма и марксизма. Такое утверждение несколько прямолинейно, особенно если учесть синтетическую ори­ентацию русского социолога. Тем не менее значительную роль названных течений в развитии его мысли отрицать нельзя.

    С «Курсом положительной философии» О. Конта Ковалевский познакомился еще во время учебы в университете и уже до встречи с французским позитивизмом был, по собственному признанию, убежденным позитивистом. Значитель­ную роль в формировании позитивистского мировоззрения Ковалевского сыграл его университетский учитель известный правовед Д. И. Каченовский. Конта Ковалевский считал твор­цом социологии и подчеркивал, что «поднимаемые ныне воп­росы и предлагаемые ныне решения в зародыше или уже в более или менее развитом виде могут быть найдены еще у Конта» (21, с. 195). Примерно таково же отношение Ковалевс­кого и к Г. Спенсеру, открывшему, по его мнению, второй период в развитии социологии и давшему во второй половине XIX в. «наиболее прочную и разностороннюю постановку ос­новным вопросам отвлеченной науки об обществе» (21, с. 197). Особенно значимой считает Ковалевский трактовку Спенсе­ром эволюции как совокупности постепенных изменений, а также его генетическую социологию. Ковалевский, однако, не был позитивистом -ортодоксом. Он полностью не принимал Конта периода «позитивной политики», а также весьма крити­чески относился к органической теории Спенсера.

    Довольно устойчива в критической литературе тенденция усматривать близость Ковалевского к идеям марксизма. С К. Марксом и Ф. Энгельсом Ковалевский находился в довольно близких личных и научных отношениях, характеризовал Марк­са как «великого апостола не только социализма, но отчасти и новейшей социологии» (13, с. 58). Оба мыслителя хорошо знали работы друг друга и использовали их в своих исследованиях. Ковалевский вспоминал о Марксе как «о дорогом учителе, об­щение с которым определило до некоторой степени направле­ние моей деятельности» (18, № 7, с. 22). В частности, не без влияния Маркса, отмечает социолог, он занялся экономичес­кой историей Европы, а не сосредоточился только на истории политических учреждений. Идеи Ковалевского были использо­ваны Ф. Энгельсом при анализе начальных ступеней социаль­ной эволюции. Тем не менее марксистом Ковалевский не стал и не мог стать. Он не принимал в марксизме гегельянскую ме­тафизику и абсолютизацию экономического фактора, отмечая, как и многие другие социологи, теоретическую необоснован­ность экономического объяснения истории. В то же время Ко­валевский считал возможным включение экономического ме­тода в позитивистский синтез, тем более что контовская модель уже предусматривала это. Ковалевский также считал, что Спен­сер и Маркс, хотя и были антиподами, тем не менее шли, прав­да, разными путями, к общей социологической ист

    КОВАЛЕВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ - российский ис-то-рик, пра-во-вед, со-цио-лог, эт-но-граф, об-щественно-по-ли-тический дея-тель, действительный статский советник (1915/1916 годы), академик Пе-тербургской АН (1914 год).

    Дво-ря-нин. Дя-дя Е.П. Ко-ва-лев-ско-го (1865/1866-1941 годы). Круп-ный зем-ле-вла-де-лец. Окон-чил юри-дический факультет Харь-ков-ско-го университета (1872 год), где на не-го боль-шое вли-я-ние ока-за-ли лек-ции Д.И. Ка-че-нов-ско-го. Учил-ся на юри-дическом факультете Бер-лин-ско-го университета (1872-1873 годы), в Сво-бод-ной шко-ле по-ли-тических на-ук и Национальной шко-ле хар-тий в Па-ри-же (1873-1875 годы). Пре-по-да-вал в Московском университете (1877-1887 годы; с 1880 года профессор ка-фед-ры государственного пра-ва ев-ропейских го-су-дарств). Со-ре-дак-тор журнала «Юри-ди-че-ский вест-ник» (1877-1878 годы). Из-да-тель-со-ре-дак-тор журнала «Кри-ти-че-ское обо-зре-ние» (1879-1880 годы; совместно с В.Ф. Мил-ле-ром).

    Ковалевский - один из круп-ней-ших пред-ста-ви-те-лей ли-бе-ра-лиз-ма в Российской им-пе-рии. Сто-рон-ник кон-сти-ту-ци-он-ной, или «на-род-ной», мо-нар-хии, ко-то-рой он от-во-дил роль вер-хов-но-го по-сред-ни-ка ме-ж-ду клас-са-ми и за-щит-ни-ка ин-те-ре-сов народных масс. Це-лью сво-ей на-уч-ной и пре-по-да-ва-тель-ской дея-тель-но-сти счи-тал «под-го-тов-ку рос-си-ян к кон-сти-ту-ции». С 1882 года на-хо-дил-ся под не-глас-ным на-блю-де-ни-ем по-ли-ции. В 1887 году по рас-по-ря-же-нию мининстра народного про-све-ще-ния уво-лен из Московского университета яко-бы за пуб-лич-ную кри-ти-ку са-мо-дер-жав-но-го об-раза прав-ле-ния. Ковалевскому бы-ло так-же за-пре-ще-но ра-бо-тать в других российских ву-зах (ог-ра-ни-че-ние сня-то в 1905 году). В свя-зи с этим он уе-хал за гра-ни-цу, чи-тал лек-ции по ис-то-рии пра-ва, со-цио-ло-гии, по-ли-тической эко-но-мии, ис-то-рии, со-ци-аль-но-эко-но-мическим про-бле-мам Рос-сии и др. в Сток-гольм-ском (1888 год), Окс-форд-ском (с 1889 года) и Но-вом Брюс-сель-ском (1895-1899 годы) университетах, в университетах Сан-Фран-ци-ско (1902 год), Па-рижа (с 1890-х годов), Чи-ка-го (1901-1902 годы), а так-же в Сво-бод-ном кол-лед-же со-ци-аль-ных на-ук в Па-ри-же (1901-1905 годы). Один из ос-но-ва-те-лей и один из ви-це-пре-зи-ден-тов (1901-1905 годы) Русской выс-шей шко-лы об-щественных на-ук в Па-ри-же, при-влёк к пре-по-да-ва-нию из-вест-ных российских и иностранных учё-ных, вло-жил в её ор-га-ни-за-цию часть сво-их средств.

    В августе 1905 года, во вре-мя Ре-во-лю-ции 1905-1907 годов, вер-нул-ся в Рос-сию, уча-ст-во-вал в съез-де зем-ских и городских дея-те-лей в Мо-ск-ве (сен-тябрь). Один из ор-га-ни-за-то-ров и ли-де-ров де-мо-кра-ти-чес-ких ре-форм пар-тии (1906-1907 годы) и про-грес-си-стов пар-тии (1912-1914 годы). В феврале 1906 - январе 1907 годов из-да-вал газету «Стра-на».

    Де-пу-тат 1-й Государственной ду-мы (1906 год). На-стаи-вал на не-об-хо-ди-мо-сти при-ну-дительного вы-ку-па го-су-дар-ст-вом у круп-ных по-ме-щи-ков час-ти их зем-ли для на-де-ле-ния ею ма-ло-зе-мель-ных кре-сть-ян, вы-сту-пал за от-ме-ну смерт-ной каз-ни, ам-ни-стию по-ли-тических за-клю-чён-ных, не-при-кос-но-вен-ность лич-но-сти и т.д. По-сле рос-пус-ка Государственной ду-мы от-ка-зал-ся под-пи-сать Вы-борг-ское воз-зва-ние, счи-тая не-до-пус-ти-мым при-зыв к не-пла-те-жу на-ло-гов и к от-ка-зу не-сти во-ин-скую по-вин-ность. В 1907-1915 годах член Государственного со-ве-та по вы-бо-рам (от АН и уни-вер-си-те-тов), член ака-де-мической груп-пы, воз-ра-жал про-тив фор-си-ро-ван-но-го раз-ру-ше-ния кре-сть-ян-ской об-щи-ны и по-ряд-ка раз-де-ла мир-ских зе-мель, при ко-то-ром они пе-ре-хо-ди-ли не в се-мей-ную, а в ча-ст-ную соб-ст-вен-ность; вы-сту-пал за по-все-ме-ст-ное вве-де-ние су-да при-сяж-ных и рас-ши-ре-ние кру-га дел, ему под-ве-дом-ст-вен-ных; счи-тал не-об-хо-ди-мым от-де-ле-ние РПЦ от го-су-дар-ст-ва, сня-тие ог-ра-ни-че-ний, свя-зан-ных со сло-же-ни-ем свя-щен-но-слу-жи-те-ля-ми сво-его са-на; сто-рон-ник гражданского рав-но-пра-вия ев-ре-ев. Глас-ный Пет-роградской городской ду-мы (1915-1916 годы).

    Спо-соб-ст-во-вал воз-ро-ж-де-нию ма-сон-ства в Рос-сии (по-свя-щён в ма-со-ны в ло-же «Кос-мос» в Па-ри-же в 1888 году). По ини-циа-ти-ве и при уча-стии Ковалевский в 1906 году ос-нованы ло-жи «Воз-ро-ж-де-ние» (Мо-ск-ва) и «По-ляр-ная звез-да» (Санкт-Пе-тер-бург). В 1912 году со-дей-ст-во-вал об-ра-зо-ва-нию ма-сон-ской ор-га-ни-за-ции «Ве-ли-кий Вос-ток на-ро-дов Рос-сии» (Санкт-Пе-тер-бург). Ковалевский рас-смат-ри-вал ма-сон-ские ло-жи в Рос-сии как од-ну из форм вне-пар-тий-но-го объ-е-ди-не-ния ли-бе-раль-но-де-мо-кра-тических сил с це-лью уси-ле-ния влия-ния на вер-хов-ную власть.

    Профессор Санкт-Пе-тербургского (Пет-ро-град-ско-го) по-ли-тех-нического института (1905-1916 годы), Санкт-Пе-тербургского (Пет-ро-град-ско-го) и Московского университетов, Выс-ших жен-ских (Бе-с-ту-жев-ских) кур-сов в Мо-ск-ве (1906-1916 гоы). Один из уч-ре-ди-те-лей Московского городского на-род-но-го университета имени А.Л. Ша-няв-ско-го (1908 год; член по-пе-чи-тель-но-го со-ве-та с 1905 года). При бли-жай-шем уча-стии Ковалевского был соз-дан Пси-хо-нев-ро-ло-гический институт (1907 год), где он ос-но-вал (совместно с Е.В. Де Ро-бер-ти) и воз-гла-вил пер-вую в Рос-сии ка-фед-ру со-цио-ло-гии; с 1910 года Ковалевский - де-кан юри-дического факультета. Чи-тал лек-ции по ис-то-рии государственных уч-ре-ж-де-ний, пра-ва и со-ци-аль-но-эко-но-мического раз-ви-тия Рос-сии и Западной Ев-ро-пы, со-цио-ло-гии. Один из ве-ду-щих пуб-ли-ци-стов журнала «Ве-ст-ник Ев-ро-пы» (с 1909 года из-да-тель-ре-дактор).

    В начале Первой ми-ро-вой вой-ны Ковалевский, на-хо-див-ший-ся на ле-че-нии в Кар-лс-ба-де, ин-тер-ни-ро-ван вла-стя-ми Ав-ст-ро-Венг-рии, ос-во-бо-ж-дён бла-го-да-ря за-ступ-ни-че-ст-ву испанского ко-ро-ля Аль-фон-са ХIII и об-щественных дея-те-лей Ита-лии; вер-нул-ся в Рос-сию в феврале 1915 года.

    Ковалевский - ав-тор свыше 670 ра-бот. Кри-ти-ко-вал од-но-фак-тор-ные кон-цеп-ции ис-то-рического про-цес-са, раз-ра-бо-тал собственную тео-рию со-ци-аль-ных фак-то-ров (плю-ра-ли-стическую кон-цеп-цию со-ци-аль-ной при-чин-но-сти), со-глас-но ко-то-рой со-ци-аль-но-ис-то-рического из-ме-не-ния оп-ре-де-ля-ют-ся мно-же-ст-вом фак-то-ров, ме-няю-щих-ся в различные эпо-хи. Од-но из центральных мест в его сис-теме взгля-дов за-ни-ма-ла тео-рия про-грес-са. Он до-ка-зы-вал, что дви-жу-щей си-лой про-грес-са яв-ля-ет-ся еди-ный для все-го че-ло-ве-че-ст-ва за-кон по-сте-пен-но-го рос-та об-щественной со-ли-дар-но-сти, свя-зан-но-го с раз-ви-ти-ем «эман-си-па-ции ин-ди-ви-да» (Ковалевский от-ри-цал про-ти-во-пос-тав-ле-ние ин-ди-ви-ду-аль-но-го кол-лек-тив-но-му). Обос-но-вы-вал за-ко-но-мер-ность эво-лю-ци-он-но-го пу-ти об-щественного раз-ви-тия.

    Ковалевский соз-дал «ге-не-тическую со-цио-ло-гию» - эво-лю-ци-он-ное на-прав-ле-ние в со-цио-ло-гии, за-ни-маю-щее-ся изу-че-ни-ем за-ро-ж-де-ния, ста-нов-ле-ния и раз-ви-тия ус-той-чи-вых со-ци-аль-ных об-ра-зо-ва-ний (се-мьи, ро-да, об-щи-ны, пра-ва, обы-ча-ев, го-су-дар-ст-ва и др.) на ос-но-ве срав-нительно-ис-то-рического ис-сле-до-ва-ния об-ществ, на-хо-дя-щих-ся на раз-ных сту-пе-нях раз-ви-тия («Со-цио-ло-гия», тома 1-2, 1910 год; «Про-ис-хо-ж-де-ние се-мьи, ро-да, пле-ме-ни, соб-ст-вен-но-сти, го-су-дар-ст-ва и ре-ли-гии», 1914 год). В 1883, 1885 и 1887 годах со-вер-шил эт-но-гра-фическую и ар-хео-ло-гическую экс-пе-ди-ции на Кав-каз, на ос-но-ве со-б-ран-но-го ма-те-риа-ла опуб-ли-ко-вал кни-ги «Пер-во-быт-ное пра-во» (выпуск 1-2, 1886-1887 годы), «Со-вре-мен-ный обы-чай и древ-ний за-кон. Обыч-ное пра-во осе-тин в ис-то-ри-ко-срав-ни-тель-ном ос-ве-ще-нии» (тома 1-2, 1886 год), «За-кон и обы-чай на Кав-ка-зе» (тома 1-2, 1890 год) и др. По-ка-зал уни-вер-саль-ность ро-до-во-го строя, мат-ри-ар-ха-та, се-мей-ной и со-сед-ской об-щин. Счи-тал, что ана-лиз обы-ча-ев ро-до-вых об-ществ Кав-ка-за спо-соб-ст-ву-ет объ-яс-не-нию многих яв-ле-ний древ-не-го уго-лов-но-го пра-ва. Рас-смат-ри-вал при-сое-ди-не-ние Кав-ка-за к Рос-сии как про-грес-сив-ное яв-ле-ние: кавказские на-ро-ды, из-ба-вив-шись от внеш-ней уг-ро-зы, по-лу-чи-ли воз-мож-ность мир-но-го раз-ви-тия, рас-ши-ре-ния сво-их эко-но-мических и куль-тур-ных свя-зей. Вме-сте с тем по-ла-гал оши-боч-ной ори-ен-та-цию российской ад-ми-ни-ст-ра-ции на под-держ-ку ме-ст-ной зна-ти и санк-цио-ни-ро-ва-ние норм ада-та (а не ша-риа-та). По письменным источ-ни-кам Ковалевский изу-чал так-же ко-рен-ные на-ро-ды Ав-ст-ра-лии, Си-би-ри, Азии и других тер-ри-то-рий. При-чи-ны сход-ст-ва уч-ре-ж-де-ний, обы-ча-ев и пра-во-вых норм на-ро-дов Ковалевский ис-кал в сход-ст-ве ус-ло-вий их жиз-ни, в про-хо-ж-де-нии раз-ны-ми на-ро-да-ми оди-на-ко-вых ста-дий раз-ви-тия или в фак-тах за-им-ст-во-ва-ния, ко-то-рым Ковалевский при-да-вал осо-бен-ное зна-че-ние. Он при-шёл к вы-во-ду, что за-им-ст-во-ва-ние (за ис-клю-че-ни-ем об-лас-ти нау-ки и тех-ни-ки) яв-ля-ет-ся не пря-мым под-ра-жа-ни-ем, а сво-его ро-да «вто-ро-сте-пен-ным твор-че-ст-вом» на-ро-да в рус-ле его са-мо-раз-ви-тия, лишь вдох-нов-ляе-мо-го иностранными об-раз-ца-ми («Ис-то-ри-ко-срав-ни-тель-ный ме-тод в юрис-пру-ден-ции и прие-мы изу-че-ния ис-то-рии пра-ва», 1880 год).

    Ис-то-рию форм го-су-дар-ст-ва и государственных уч-ре-ж-де-ний тес-но свя-зы-вал с со-ци-аль-но-эко-но-мической ис-то-ри-ей («Ис-то-рия Ве-ли-ко-бри-та-нии», 1911 год; «Про-ис-хо-ж-де-ние мел-кой кре-сть-ян-ской соб-ст-вен-но-сти во Фран-ции», 1912 год; и др.). Ковалевский обос-но-вал вы-вод о взаи-мо-свя-зи де-мо-кра-тических ин-сти-ту-тов и по-ли-тической куль-ту-ры на-ро-да, его «национального ха-рак-те-ра», без изу-че-ния ко-то-ро-го не-воз-мож-но по-нять ту ду-хов-ную си-лу, ко-то-рая «при-во-дит в дей-ст-вие пра-ви-тель-ст-вен-ную ма-ши-ну и без ко-то-рой луч-шая кон-сти-ту-ция есть не бо-лее как мёрт-вый ме-ха-низм». До-ка-зы-вал, что по-ли-тические уче-ния не-об-хо-ди-мо ос-но-вы-вать на изу-че-нии эво-лю-ции форм государственного уст-рой-ст-ва. По мне-нию Ковалевского, основные де-мо-кра-тические пра-ва име-ют ре-во-люционное про-ис-хо-ж-де-ние.

    Ис-сле-до-вал со-стоя-ние кре-сть-ян-ст-ва на-ка-ну-не и во вре-мя Великой французской ре-во-люции, от-ри-цал на-ли-чие в до-ре-во-люционной Фран-ции мел-кой кре-сть-ян-ской соб-ст-вен-но-сти, счи-тая, что вся зем-ля при-над-ле-жа-ла ко-ро-лю, дво-рян-ст-ву и бур-жуа-зии («Про-ис-хо-ж-де-ние со-вре-мен-ной де-мо-кра-тии», тома 1-4, 1895-1897 годы). Главный труд Ковалевского - «Эко-но-ми-че-ский рост Ев-ро-пы до воз-ник-но-ве-ния ка-пи-та-ли-сти-че-ско-го хо-зяй-ст-ва» (тома 1-3, 1898-1903 годы; не-за-вер-шён-ный 4-й том, по-свя-щён-ный средневековой Ита-лии и, пре-ж-де все-го, Ве-не-ции, не опубликован), в ко-то-ром Ковалевский ис-сле-до-вал эко-но-мическое раз-ви-тие Западной Ев-ро-пы в V-XIV веках. Счи-тал главным фак-то-ром со-ци-аль-но-эко-но-мических из-ме-не-ний в сред-ние ве-ка рост и гус-то-ту на-се-ле-ния.

    Член мно-гих российских и иностранных на-уч-ных об-ществ. Пре-зи-дент Меж-ду-народного института со-цио-ло-гии в Па-ри-же (с 1907 года). Председатель Санкт-Пе-тербургского (Пет-ро-град-ско-го) от-де-ле-ния ме-ж-ду-народного па-ци-фи-ст-ско-го общества «Мир» (1909-1915 годы). Пре-зи-дент Пе-да-го-гической ака-де-мии в Санкт-Пе-тер-бур-ге (с 1908 года), ВЭО (1914-1916 годы). В 1915 году вы-сту-пил с ини-циа-ти-вой ор-га-ни-за-ции Русского со-цио-ло-гического общества (дей-ст-во-ва-ло в 1916-1923 годах и но-си-ло имя Ковалевского; вос-соз-да-но в 1993 году под названием Со-цио-ло-гическое общество имени М.М. Ко-ва-лев-ско-го).

    Ковалевский дру-жил с П.Г. Ви-но-гра-до-вым, К.А. Ти-ми-ря-зе-вым, И.С. Тур-ге-не-вым, А.П. Че-хо-вым, А.И. Чу-про-вым и многими дру-ги-ми. Был в близ-ких от-но-ше-ни-ях с С.В. Ко-ва-лев-ской. В чис-ле уче-ни-ков Ковалевского -фи-ло-соф и со-цио-лог П.А. Со-ро-кин, эко-но-мист Н.Д. Кон-д-рать-ев.

    Ав-тор вос-по-ми-на-ний «Моя жизнь» (пол-но-стью опубликованы в 2005 году). Со-брал уни-каль-ную биб-лио-те-ку (в 1890-е годы свыше 50 тысяч то-мов), часть ко-то-рой хра-нит-ся в На-учной библиотеке МГУ (в том числе 20 книг XVI века, 50 книг XVII века, 338 книг XVIII века). На вил-ле Ковалевского в Бо-льё (близ Ниц-цы, Фран-ция) так-же су-ще-ст-во-ва-ла со-б-ран-ная им биб-лио-те-ка (не ме-нее 30 тысяч книг), её судь-ба по-сле смер-ти Ковалевского не-из-вест-на.

    Сочинения:

    Очерк ис-то-рии рас-па-де-ния об-щин-но-го зем-ле-вла-де-ния в кан-то-не Ва-адт. Лон-дон, 1876;

    Об-щин-ное зем-ле-вла-де-ние, при-чи-ны, ход и по-след-ст-вия его раз-ло-же-ния. М., 1879. Ч. 1;

    Об-ще-ст-вен-ный строй Анг-лии в кон-це сред-них ве-ков. М., 1880;

    Об-щий ход раз-ви-тия по-ли-ти-че-ской мыс-ли во вто-рой по-ло-ви-не XIX в. СПб., 1905;

    Ро-до-вой быт в на-стоя-щем, не-дав-нем и от-да-лен-ном про-шлом: В 2 вып. СПб., 1905;

    Со-вре-мен-ные со-цио-ло-гии. СПб., 1905;

    От пря-мо-го на-ро-до-прав-ст-ва к пред-ста-ви-тель-но-му и от пат-ри-ар-халь-ной мо-нар-хии к пар-ла-мен-та-риз-му. СПб., 1906;

    Со-вре-мен-ные фран-цуз-ские со-цио-ло-ги // Вест-ник Ев-ро-пы. 1913. № 7; Соч.: В 2 т. СПб., 1997.

    Иллюстрации:

    Рассмотрим социологию М.М. Ковалевского. Максим Максимович Ковалевский (1851 -1916) родился в богатой дворянской семье. После окончания юридического факультета Харьковского университета (1873) продолжал образование в Берлине, Париже, Лондоне, где встречался с К. Марксом. По возвращении на родину в течение 10 лет был профессором права в Московском университете (до 1887 г.).
    Ковалевский был организатором в 1901 г. Русской вольной высшей школы общественных наук в Париже, президентом Международного института социологии (1907), возглавлял первую в России кафедру социологии в частном Психоневрологическом институте. После его смерти в 1916 г. в Петербурге было создано первое социологическое общество его имени. Его учениками были известные социологи Сорокин и Тахтарев. Безусловно, Ковалевский сыграл выдающуюся роль в становлении российской социологии, поэтому некоторые исследователи склонны считать его основателем социологии в России.
    Ковалевский критикует однофакторные теории в социологии, стремившиеся свести все разнообразие факторов к одному основному (географическое положение и климат, раса и т.п.). Методологический плюрализм означает взаимодополняемость социологических теорий, поэтому социологию Ковалевского иногда называют плюралистической. Другое название социологической концепции Ковалевского, которое можно встретить в литературе, — генетическая социология. Оно связано с тем, что Ковалевский важное значение придавал исследованиям процесса становления и возникновения социологических явлений.
    Наиболее примитивной формой общественной организации Ковалевский считает первобытные «человеческие стада», внутри которых развивается материнская семья. При этом Ковалевский опирался на идею гинекратии немецкого ученого И.Я. Бахофена (1815—1887), который исследовал связь религии и форм брака в первобытном обществе. Счет родства осуществлялся по женской линии. Религиозное развитие прошло три периода: хтонический: религия земли — материя — промискуитет; лунарный: религия луны — душа — матриархат; солярный: религия солнца — дух — патриархат. Центральным пунктом истории рода человеческого служит для Бахофена отношение мужского и женского полов. Вся история представляет собой борьбу полов. Он различает в истории три периода: беспорядочное смешение полов (промискуитет), матриархат и патриархат.
    Согласно Бахофену человечество вышло из животного состояния, в коем господствовало половое смешение. Затем появился матриархат, в котором различалось две стадии: «гетерический матриархат», при котором, хотя люди и вели свое происхождение от матери, но еще не существовало прочной семьи, и «брачный матриархат», при котором господствовало материнское право происхождения и наследования. Бахофен считает, что женщина является «воспитательницей рода человеческого», которая способствовала переходу от беспорядочного зачатия к брачному матриархату.
    Движение от материнского начала к отцовскому Бахофен метафорически разделяет на три стадии: «утренняя» (сын еще находится во власти матери) — ей соответствует хтоническая мифология; «полуденная» (солнце-сын полностью разворачивает свою светоносную силу)—эту стадию Бахофен называет также «дионисийской»; третья, высшая стадия — «аполлонийская» (если Дионис лишь возвышает отцовское начало над материнским, то Аполлон целиком освобождается от всякой связи с женским, его отцовство — более высокого, духовного порядка).
    По мнению Ковалевского, род менялся благодаря действию экзогамии и применению системы запретов и табу. Внутреннее спокойствие в отношениях членов рода, позволяет ему стать сильным союзом и центром анимистической религии в одной из двух ее форм — культа тотема или культа эпонима.
    Род представляет собой «замиренную среду», не допускающую мести по отношению к своим сочленам даже в случае убийства. Стремлением избежать внутренних раздоров, вызываемых похищениями невест, объясняется и запрещение браков внутри рода, и принуждение искать жен на стороне путем правильного обмена невестами с определенными группами. Именно этим вызывается к жизни экзогамия. Связь между членами родовых союзов держится не общностью территории, а единством культа или обладанием общим предком.
    Следующая стадия эволюции связана с переходом от кочевого состояния к оседлому, который вызван ростом населения. От собирательства и охоты люди были вынуждены обратиться к приручению животных и оседлому земледелию. Постепенно род отказывается от системы нераздельности земель и хозяйства и распадается на большие семьи, сперва когнатические (собирающие близких и отдаленных родственников по матери), а потом и агнатинеские (объединяющие такой же большой и малый круг родственников, живущих у одного очага, но уже по отцу). На долю таких семей выпадает отныне право кровной мести, поддержание культа предков, содержание и погребение родственников и другие обязанности.
    Большая семья эволюционирует в малые семьи: «В процессе своего разрушения, часто длящегося не века, а десятки столетий, род все более и более заменяется в отправлении своих функций семьей-группой, составленной из одного или нескольких очагов. В свою очередь, эта семья исчезла, только медленно, в силу внутренних несогласий и по мере размножения обменов и развития той подвижности населения. Упадок родовых порядков определяет собой рост индивидуализма и принуждает государство взять на себя обязанности, некогда выполняемые кланами или родами».
    Клановый строй — это разложившийся на иерархические пласты род, в который входят и покоренные инородцы. Феодальный строй отличается от кланового только отсутствием представлений о действительном или мнимом родстве, связующем членов одного феода. Кровные отношения вытесняются в нем договорными. Обязательства «младших» перед «старшими» покоятся здесь уже не на чувстве естественного подчинения, а на взаимности: за верность и добровольную покорность по отношению к главе местного ополчения, поместья и суда в одном лице последний также обязан своим клиентам и вассалам защитой, земельными пожалованиями и т.д.
    Про феодализме всем открыт доступ к земле, но через строгую иерархию отношений. Земля является главной ценностью. Феодальные порядки рисуются Ковалевским в виде пирамиды, вершиной которой являются земельные собственники, получившие свои земли в качестве вознаграждения за службу от короля. Они используют свою землю как путем наследственной аренды, которую берут на себя свободные люди при условии несения военной и другой службы, так и путем эксплуатации труда несвободных крестьян (барщина, натуральные и денежные ренты и пр.). В результате «...за сменой родовых порядков феодальными обладание землей и служба, связанная с нею, являются таким же общественным цементом, каким в эпоху родовых порядков было действительное или мнимое родство...». Феодальные порядки постепенно заменяются отношениями бессословности, при которых возможны только классовые различия. Причиной неравенства между ними являются уже не юридические права, а их материальные возможности.
    Общественный прогресс состоит в смене гражданского неравенства равенством всех перед законом, в замене правительственной опеки самодеятельностью. Измеряется общественный прогресс мерой взаимодействия и взаимозависимости индивидов, групп и обществ. Ковалевский говорит о постепенном расширении «замирения среды». Разобщенность между классами, между трудом и капиталом с течением времени «умаляется», свидетельством чего являются смягчение форм эксплуатации и ослабление рабочего движения.
    Ковалевский придерживался либеральных политических взглядов, за что был лишен профессорской должности и вынужден был уехать за границу. Он не был революционером, но критиковал современное ему политическое устройство в России и предлагал заменить монархию на республику.

    Введение.

    М.М. Ковалевский (1851-1916) - крупнейший русский со-циолог конца XIX - начала XX в. Он оказал огромное влия-ние на формирование социологии, ее институционализацию и признание в русском научном сообществе 1 . Значительным ав-торитетом М. Ковалевский пользовался как крупный ученый и в Западной Европе.

    О Ковалевском писали исследователи Н. Кареев, П. Соро-кин, П. Милюков и др. Г.В. Плеханов относил Ковалевского к числу людей, чьи труды представляют существенный вклад в общественную науку. Он писал, что Ковалевский принадле-жит к немногим русским авторам, сочинения представляют собой серьезные социологические исследования.

    В творчестве М. Ковалевского органически переплелись пра-во, социология, история, экономическая теория, этнография и широкая публицистическая деятельность. Все, чем занимался Ковалевский, способствовало созданию целых научных школ и направлений. Так, с его именем связаны становление рус-ской исторической школы права (русской социологической школы права), русской школы медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии, метод генети-ческой социологии и др.

    Кроме того, М.М. Ковалевский являлся известным обще-ственным и государственным деятелем. Он был депутатом Го-сударственной Думы (1905), состоял от академических кругов России в Государственном совете, возглавлял Партию демок-ратических реформ, а также активно распространял идеи прав человека, гражданина, идеи конституционализма и демокра-тии. Его работы о происхождении и сущности демократии, о сущности парламентаризма не потеряли своего научного и со-циально-политического значения и сегодня. Однако Ковалев-ский «прежде всего ученый, а затем уже общественный деятель, публицист, государственный политик и т.д. В центре его жизни была наука» 1 .

    Биография.

    Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916) Ковалевский происходил из зажиточной дворянской семьи. По окончании гимназического курса в 1868 г. поступил на юридический факультет Харьковского университета, где у него сложился особенный интерес к исторической науке.

    В студенческие годы Ковалевский увлекался Прудоном, читал Лассаля, Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Но ни политика, ни острые социальные проблемы не изменили его планов. Его влекла к себе академическая научная деятельность без бурь и потрясений.

    Готовясь к профессуре, Ковалевский уехал за границу, где провел около пяти лет с 1872 по 1877 г. Он сблизился со многими учеными, в том числе со Спенсером, Меном; из русских - с Вырубовым, В. Соловьевым, Лавровым. Ковалевский познакомился также с Марксом и Энгельсом, с которыми поддерживал впоследствии дружеские отношения и обменивался научной информацией.

    Возвратившись в Россию, Ковалевский защитил магистерскую, а затем докторскую диссертации, и, как профессор Московского университета, вел курсы по конституционному праву зарубежных государств.

    Ковалевский сформировался как юрист, ориентированный на историю в ее обобщенном виде, то есть социологическом содержании.

    На научную и особенно на преподавательскую деятельность Ковалевского в правительственных кругах смотрели подозрительно. Независимый характер, либеральные убеждения, наконец, популярность талантливого профессора в студенческой среде - все это сильно не нравилось властям. Министерство просвещения предложило Ковалевскому оставить университет ввиду его «отрицательного отношения к русскому государственному строю». В 1886 г. Ковалевский уехал за границу, где провел почти восемнадцать лет.

    О том, что Ковалевского постоянно тянуло к России и к русским в период долгого пребывания за границей, свидетельствует факт организации им «Русской высшей школы общественных наук» в Париже в 1900 г, в которой слушателями была большей частью находившаяся в эмиграции радикально настроенная молодежь. В этой школе наряду с такими профессорами, как К. А. Тимирязев, Н. И. Кареев и многие другие, некоторое время читали лекции В. И. Ленин и Г. В. Плеханов.

    Русский ученый выступал с лекциями также в университетах Франции, Бельгии, Англии, США, Швеции. Его избрали членом общества социологии в Париже, а затем Международного института социологии, в котором он стал сначала вице-председателем, ас 1907 г. возглавил это международное сообщество.

    Поселившись на юге Франции, Ковалевский работал над главными своими трудами: «Происхождение современной демократии» (в 5 томах), «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (в 3 томах), «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (в 3 томах). Кроме этих фундаментальных трудов, он опубликовал огромное количество больших и мелких работ в заграничных и русских изданиях.

    Результатом исследования социологических проблем явились две книги, а именно: «Современные социологи» и два тома «Социология».

    Ковалевский вернулся в Россию в 1905 г. Сторонившийся в прежние годы политики, теперь он захвачен общественным подъемом - участвует в различных организациях, пытается создать собственную политическую партию «демократических реформ» с умеренно-либеральной программой, становится депутатом Государственной Думы и членом Государственного Совета.

    Ни общение с Марксом и Лавровым, ни русская революция, по-новому поставившая многие проблемы жизни страны, не изменили давно сложившихся у него конституционно-монархических убеждений. Если прежде, в 80-90-х гг., обоснование и защита конституционализма еще имели для России какое-то значение в борьбе с самодержавием, то теперь умеренный либерализм потерял в глазах передовых людей всякую привлекательность. Из относительно прогрессивной в свое время политическая доктрина Ковалевского превратилась в консервативную.

    Иное дело - научные занятия. Здесь он был в своей привычной стихии, и влияние его как ученого по-прежнему в академических кругах было высоким. Он читает лекции в Петербургском университете, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, поддерживает связи с многочисленными зарубежными научными учреждениями и учеными, издает журнал «Вестник Европы», заканчивает давно начатые исследования и берется за новые. Российская Академия наук избирает Ковалевского своим членом.

    В 1916 г. Ковалевский внезапно заболел и умер 2 .

    Теория и методология М.М. Ковалевского.

    Социологическая концепция Ковалевского сложилась под влиянием двух источников: позитивизма и марксизма (он называл себя учеником Конта и последователем Маркса). Такой необычный на первый взгляд синтез противоположных друг другу теорий на самом деле был распространен в 70-90-х гг. как в Западной Европе, так и в России. К этому времени вышли в свет основные труды основоположников марксизма, и ни один исследователь в области общественных наук, к какой бы политической платформе он ни примыкал, уже не мог пройти мимо «Капитала» 3 .

    Ковалевского в высшей степени возмущало то отношение к социологии, которое сложилось в России. Связывая большие надежды на признание социологии с началом издания «Новых идей в социологии», Ковалевский подчеркивал, что это «...до некоторой степени рассеет предубеждения наших руководящих сфер против науки, не допускающей чистого эмпиризма в деле общественного и государственного строительства... Русские ученые и интеллигенты давно... стали на сторону восполнения положительного знания наукой, которая охватила бы необозримую массу конкретных обобщений, даваемых историей, экономикой, статистикой, политикой, правом, этикой, коллективной психологией, эстетикой, и установила бы вместе с тем элементарнейшие законы человеческого общежития» 4 .

    Среди работ М. Ковалевского непосредственно к социологической тематике относятся: «Современные социологи» (1905); «Очерк развития социологических учений» (1906); «Социология» (Т. 1, 2; 1910); «Современные французские социологи» (1913); «Происхождение семьи, рода, племени, государства и религии» (1914), а также большое количество статей, напечатанных как в русских, так и зарубежных журналах. Кроме того, перу Ковалевского принадлежат крупные работы в области истории, этнографии и правоведения: «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (Т. 1, 1898; Т. 2, 1901; Т. 3, 1903); «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (Т. 1-3, 1906) и др.

    В этих и других работах М. Ковалевского исторический подход сливается с широкими социологическими обобщениями, в которых прослеживаются динамика общества, его движущие силы, вскрывается социальная структура, т.е. ведущим является социологический анализ. В своих социологических исследованиях Ковалевский уделял большое внимание исторической науке и широко использовал сравнительно-исторический метод . Н. Кареев назвал Ковалевского «историком-социологом». Историко-сравнительный метод Ковалевский считал наиболее эффективным, способным открыть законы социального развития и наметить основные этапы развития общества.

    Смысл этого метода заключается в том, что социолог и историк, подобно биологу, придерживающемуся эволюционной теории, при рассмотрении ступеней в развитии общества, следующих одна за другой, а также при рассмотрении жизни различных народов, прибегает к сопоставлениям, устанавливая степени сходства и различия однотипных явлений, в результате чего в объективном ходе исторических событий выявляются общие и частные закономерности. Согласно требованиям этого метода, социолог должен охватить весь естественно-исторический процесс, историю народов, находящихся на разных ступенях развития. Общество - это многосложная, развивающаяся организация, в которой все стороны находятся в тесном взаимодействии. Поэтому необходимо изучение одной его стороны с помощью наук, изучающих другие его стороны. Проверка данных одной науки данными других, а главное - совпадение результатов, есть лучшая гарантия от субъективизма и вместе с тем надежное ручательство за правильность сделанных выводов. И только в этом он видел достаточный критерий истинности 5 .

    Историко-сравнительный метод давал большие возможности познания самых различных аспектов социального развития не только в региональном, но и в глобальном, общечеловеческом плане, ибо этот метод основывался на признании единства и целостности человеческой истории. Как считал М. Ковалевский, объектом наблюдения должны быть не отдельные исторические явления, а «эволюция форм общественной жизни всего человечества» 6 . Он исходил из того, что сравнение необходимо строить на предельно широком материале, брать общество в связи всех его сторон.

    Ковалевский критиковал О. Конта за то, что тот ограничивал сферу исследования лишь римско-католическим миром. Полный оптимизма по отношению к историко-сравнительному методу, он считал возможным «постепенное восхождение до познания общих мировых причин развития» социальной жизни. И хотя это было преувеличением по отношению к одному методу познания, однако в нем были заложены значительные научные возможности, поскольку соединение исторического подхода с принципом сравнения позволяет делать выводы о генетическом родстве явлений, воспроизводить тенденцию и устойчивые моменты развития тех или иных социальных явлений, институтов, процессов. Недаром социологию Ковалевского называют генетической. «Генетической социологией называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право...» 7 .

    Сравнительный (генетический) метод высоко ценился О. Контом и социологами органической школы. Как вспоминал Н. Кареев, брошюра М. Ковалевского «Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории и права» (1880) была длительное время его единственным трактатом в области социологии.

    Социологические взгляды Ковалевского складывались под воздействием различных идейных течений. Его социологическая деятельность во многом определялась позитивистскими принципами философии О. Конта, с которой он познакомился в 70-х годах во Франции. Сильно укрепили в Ковалевском позитивистскую методологию личные встречи со Спенсером, хотя идею «спонтанной эволюции» Спенсера он не разделял и считал возможным изменение общественного строя через политические действия органов государственной власти. Ковалевский пронес верность идеям позитивизма через всю свою научную жизнь. М. Ковалевский - наиболее яркий представитель «классического позитивизма» в России 8 .

    Ковалевского привлекал позитивизм, прежде всего, подходом к развитию общества как к закономерному процессу, его также привлекала Контовская идея прогресса и Контовский же принцип «консенсуса». Вместе с тем, Ковалевский не разделял предубеждения Конта против психологии и приветствовал возникновение коллективной психологии, хотя он не соглашался с идеей о том, что она может заменить собой социологию. Он полемизировал с Г. Тардом, у которого социология фактически растворялась в коллективной психологии, но к психологическому направлению, в частности Л. Уорду, относился положительно. Этому в немалой степени способствовало то, что Л. Уорд с признанием эволюционного (генетического) процесса утверждал и антропо-телеологический подход, согласно которому люди способны ставить себе цели и совершать действия по их достижению. Мысль о таком воздействии людей на общественную жизнь соответствовала и взглядам М. Ковалевского 9 .

    Отпечаток на социологию Ковалевского наложили его знакомство с теорией марксизма и личные встречи с Марксом. М. Ковалевский признавал, что, несмотря на различие их политических и философских взглядов, общение с Марксом до некоторой степени определило направление его научной деятельности. Вместе с тем позитивизм Конта и Спенсера он рассматривал как более универсальную систему и пытался соединить положения Маркса с воззрениями Конта и Спенсера 10 .

    Ковалевского не увлекала разработка общих теорий путем дедуктивно-гипотетических посылок, и он строил свою социологию не сверху, а снизу, опираясь на фактический материал, доставляемый различными историческими науками. У Ковалевского и нет работ, в которых бы его социологические взгляды были изложены систематическим образом. К таким основополагающим принципам научного подхода Ковалевского относятся генетический метод и теория факторов , которые органически вписывались в основные положения и идеи классического позитивизма, а все это завершала теория прогресса . «Без идеи прогресса, подчеркивал Ковалевский вслед за О. Контом, - не может быть и социологии» 11 . Важной частью его социологической деятельности являлся историко-критический анализ концепций многих современных ему авторов: Тарда, Гиддингса, Уорда, Гумпловича, Дюркгейма, Зиммеля, Маркса и др.

    2-й Ректор НГУ им. П.Ф.Лесгафта
    1910 год - 1911 год
    Предшественник Лесгафт, Пётр Францевич Преемник Николай Александрович Морозов
    Член I Государственной Думы
    27 апреля (10 мая) - 8 (21) июля
    Рождение 27 августа (8 сентября) (1851-09-08 )
    Харьковская губерния , Российская империя Смерть 23 марта (5 апреля) (1916-04-05 ) (64 года)
    Петроград , Российская империя Место погребения
    • Никольское кладбище Александро-Невской лавры
    Род Ковалевские Партия
    • Конституционно-демократическая партия
    Образование Харьковский университет (1871) Учёная степень (1914) Автограф Место работы
    • Императорский Московский университет
    Максим Максимович Ковалевский на Викискладе

    Биография

    Образование

    После окончания 3-й Харьковской гимназии в 1868 году поступил в Харьковский университет на юридический факультет. Специализировался по государственному праву западноевропейских стран. В 1872 году окончил университет со степенью кандидата прав и был оставлен по инициативе Д. И. Каченовского при университете на кафедре государственного права европейских держав после представления работы «О конституционных опытах Австрии и чешской национальной оппозиции».

    В 1872-1876 годах продолжил образование за границей сначала в Берлине , затем в Париже , где слушал лекции во Французском коллеже , и Школе хартий и Лондоне , где занимался в Британском музее .

    Деятельность в России

    После защиты магистерской диссертации, он с сентября по 1887 год преподавал в Московском университете , читал курс по истории зарубежных государственных учреждений; с 1878 года - профессор юридического факультета. В 1880 году защитил докторскую диссертацию «Общественный строй Англии в конце средних веков».

    В апреле 1879 года участвовал в работе первого земского съезда в Москве.

    Зарубежный период

    В 1887 по приказу министра народного образования И. Д. Делянова уволен из университета и с этого времени жил преимущественно за границей, в основном, в Лондоне, Париже, на своей вилле Батава в Болье-сюр-мер около Ниццы . Выступал с лекциями в Стокгольме , Оксфорде , Брюсселе , Чикаго и др. городах по приглашениям от университетов и частных фондов.

    Роман с Софьей Ковалевской

    После изгнания из России Ковалевский близко сошёлся с женой своего однофамильца, математиком Софьей Ковалевской . По её инициативе он приехал в Стокгольм , где читал лекции в местном университете . Несмотря на искренние чувства, Ковалевская не пожелала оформить их отношения. В 1890 году после совместной поездки по Ривьере они расстались.

    После возвращения в Россию

    В августе 1905 года во время революции Ковалевский возвратился в Россию и активно включился в политическую жизнь. В сентябре 1905 года участвовал в съезде земских и городских деятелей в Москве. Стал одним из основателей Партии демократических реформ , в которую также входили В. Д. Кузьмин-Караваев и С. Д. Урусов . Активно сотрудничал в различных газетах.

    В 1906 году избран членом первой Государственной думы от Харьковской губернии. Председатель комиссии по составлению наказа, входил в четыре другие комиссии, выступал в Думе 62 раза по большинству обсуждавшихся вопросов. В июле 1906 года возглавлял думскую делегацию на 14-й международной межпарламентской конференции в Лондоне. После роспуска думы первого созыва отказался подписать Выборгское воззвание .

    С именем Ковалевского связано также формирование секции социологии при Историческом обществе в Санкт-Петербургском университете в 1912 году.

    В 1912 году являлся номинантом на Нобелевскую премию мира .

    Ученики

    Членство в масонских ложах

    Посвящён в степени ученика, подмастерья и мастера в один день - 14 марта 1888 года в Париже в ложе «Космос» . С 1906 года член-основатель ложи «Возрождение» Великого востока Франции в Москве, был её досточтимым мастером и 1-м стражем . Практически одновременно стал основателем и досточтимым мастером петербургских лож «Полярная звезда» Великого востока Франции и «Феникс » Великой ложи Франции . С ноября 1908 года 1-й страж Совета 18-ти (фактически розенкрейцерского капитула 18-й степени ДПШУ).

    Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

    Социологические концепции права и государства

    Исторической закономерностью является необходимость продвижения каждого общества от низшей к более высокой стадии. Однако этому прогрессу противоречит «противопоставление бедности и богатства, рознь между имущими и неимущими». Для преодоления этого противоречия он полагал необходимым вмешательство государства в распоряжение собственностью в интересах земледельцев и рабочих, юридическое закрепление права на труд, свободную деятельность профсоюзов, их борьбу за социальные права.

    При медленности общественных изменений прогресс более надежен, чем при их быстроте, эволюцию надо предпочитать революции ; прогресс желателен только под условием сохранения порядка.

    Наряду с преподавательской деятельностью М. М. Ковалевский много работал как этнограф и социолог, изучая общинное землевладение, историю государства и права. В 1880 году вышла его программная методологическая работа «Историко-сравнительный метод в юриспруденции».

    Во время пребывания за границей Ковалевский продолжил активную научную деятельность, принёсшую ему мировую известность. Наиболее значительные работы этого периода - четырёхтомное исследование «Происхождение современной демократии» (СПб., 1895-1897), а также первоначально трёхтомная, а позднее доведённая до семи томов работа «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (М., 1898-1903). К этому же времени относится работа «Этнография и социология», начавшая цикл его специальных трудов по социологии .

    В мировую науку Ковалевский вошёл как выдающийся юрист, социолог и историк. В своих работах М. М. Ковалевский большое внимание уделял пропаганде социологических знаний. По инициативе его и Е. де Роберти были изданы «Новые идеи в социологии», вып. 1-4 (СПб., 1913-1914). Много сил отдавал Ковалевский формированию традиций научного общения и сотрудничества российских социологов, поиску путей их вхождения в международное социологическое сообщество.

    Будучи прежде всего государствоведом, М. М. Ковалевский изучал государственно-правовые институты в их историческом развитии, в контексте историко-сравнительного анализа, а также опираясь на этнографические и социологические исследования.

    Теоретико-методологическую основу творческого наследия М. М. Ковалевского составляли философия и методология позитивизма . Вместе с тем, заметную роль в формировании его научного мировоззрения сыграл К. Маркс, с которым он познакомился и близко общался в период своего обучения за границей и личность которого он оценивал очень высоко. Именно под влиянием Маркса Ковалевский начал впоследствии серьёзно заниматься историей экономики. Однако он не стал сторонником материалистического понимания истории (то есть не принял тезис об обусловленности социальной жизни материальными производственными отношениями), считая такой подход односторонним. Он был далёк от марксизма и по своим идейно-политическим убеждениям, будучи сторонником конституционной монархии. Он придерживался позитивистской теории множественности факторов общественного развития, которая впоследствии трансформировалась в его работах в теорию функциональной связи общественных явлений.

    Юридико-социологическая концепция М. М. Ковалевского исходит из положения о том, что право - это продукт развития общества, обусловленный потребностью общества в социальной солидарности. С этих позиций он полемизировал со сторонниками концепции естественного права.

    В частности, в своей работе «Социология» (в главе «Социология и право») он писал:

    «Многие думают найти критерий для оценки действующего законодательства в каком-то метафизическом представлении об абсолютной справедливости и прирождённых человеку правах, слывущих под названием прав естественных… Но если природа обучила чему всех живущих, то отнюдь не праву, а бесправию, состоящему в том, чтобы жертвовать ближним в интересах своего самосохранения».

    Право же, полагал Ковалевский, выросло в условиях борьбы за выживание из потребности людей объединяться с себе подобными, руководствуясь инстинктом самосохранения. Вначале это были объединения в рамках стада, орды кочевников, племени и рода. Позднее,

    «когда под влиянием универсалистских религий и международного торгового обмена сфера солидарности начинает обнимать собою ряд народов и государств, мнимоприрождённые нам понятия о праве и справедливости меняются так радикально, что взамен прежнего воззрения на чужеземца, как на врага, против которого всё дозволено, постепенно развивается понятие о поставленном под защиту собственного очага и потому неприкосновенном госте, о брате-единоверце…; наконец, и всего, позднее, вырабатывается в нашем сознании… отвлечённое представление о человеке вообще и его неотъемлемых правах».

    Говоря об обусловленности права и государства интересами общественной солидарности, М. М. Ковалевский считал, что право возникло из необходимости солидарности до государства и независимо от него. Государство и право он рассматривал не как продукт борьбы классов, а как выражение «замирённости» и социальной солидарности. Всякая группа, писал Ковалевский, будь то «муравейник, пчелиный улей, птичья стая, оленье стадо или толпа кочевников,- является, прежде всего, замирённой средой, из которой устранены элементы борьбы; место борьбы занимает в ней солидарность или сознание общности преследуемых целей и взаимозависимости членов группы друг от друга». Дальнейшее развитие человеческого общества определяется, согласно Ковалевскому, ростом солидарности: от союзов бродячих орд до современного государства. Перспективу же этого развития он видел во всемирном объединении.

    Право, говорил он, возникает раньше государства и независимо от него. Государство не создаёт право, а лишь позитивирует фактически складывающееся право, то есть признаёт его в форме позитивного права.

    Значительное внимание М. М. Ковалевский уделил вопросу происхождения государства. При этом он отвергал как теорию божественного происхождения государственной власти, так и теорию общественного договора. В вопросе об источнике и природе государственной власти позиция М. М. Ковалевского была близка психологической школе права, рассматривающей право как психическое явление. Основой всякого государственного общежития, писал Ковалевский, является психологический мотив - готовность к подчинению. Власть, возникает в результате психического воздействия на массы со стороны одарённой личности. Источник возникновения власти надо искать «ни в каком-то никогда не имевшем место договоре народа с избранным им вождём…, а в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру и руководительству».

    Большой вклад Ковалевского в развитие методологии исследования социальных явлений связан с развитием им историко-сравнительного метода. Демонстрируя возможности данного метода исследования на богатом историческом и этнографическом материале, Ковалевский постоянно подчёркивал необходимость сравнения лишь сопоставимых объектов:

    «Сравнение только тогда будет плодотворным, если будут взяты законодательства двух или более народов, стадия развития которых тождественна. Можно поэтому сопоставлять родовые порядки кельтов, германцев или славян с римскими и греческими, хотя по хронологии эти народности и отстоят друг от друга на целые столетия и даже тысячелетия… но бесполезно для указанной цели, то есть для выделения общих черт исследуемых явлений, сопоставлять Русскую Империю с Империей Карла Великого или Священной Римской Империей и классовые деления современных народностей Европы со средневековыми сословиями и религиозными кастами древности».

    Такой метод, основанный на сравнении сопоставимых эмпирических данных о состоянии и развитии различных обществ с целью выявления черт сходства или различия между ними, Ковалевский называл научным сопоставлением.

    М. М. Ковалевский среди российских социологов считается первым социологом-профессионалом.

    Как социолог, М. М. Ковалевский внёс большой вклад в разработку концепции генетической социологии, которая, по его словам, представляла собой «ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается происхождением общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право…». М. М. Ковалевский стремился изучать историю с позиций социологического подхода, рассматривая социологию как общую дисциплину.

    Исторические взгляды

    Входил, наряду с И. В. Лучицким , Н. И. Кареевым и П. Г. Виноградовым , в знаменитую в своё время «Русскую школу» («Ecole russe») историков и социологов, которую высоко ценили К. Маркс и . Энгельс . Последний отмечал, что ей свойственны «и критическая мысль и самоотверженные искания в области чистой теории», что она «стоит бесконечно выше всего того, что создано в этом отношении в Германии и Франции официальной исторической наукой». Но впоследствии в советской критике её несправедливо критиковали за «субъективно-психологический подход» к анализу общества и его истории.

    Основные произведения

    • «История полицейской администрации в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда I » (1877, магистерская диссертация)
    • «Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения» (М., 1879)
    • «Общественный строй Англии в конце средних веков» (1880, докторская диссертация)
    • «Историко-сравнительный метод в юриспруденции» (М., 1880)
    • Иванюков И. И., Ковалевский М. М. У подошвы Эльбруса. - Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых. 2009 - 80 с.
    • «Закон и обычай на Кавказе» (1887)
    • «Происхождение современной демократии» (т. , , , , 1895-97)
    • «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства » (т. 1-3, 1898-1903)
    • «Этнография и социология» (М. 1904)
    • «Современные социологи» (1905)
    • Ковалевский М. М. «Политическая программа новаго союза народнаго благоденствія» 1906 г. С.-Петербургъ. 23 с.
    • «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к