Уволен без жилья из армии. Увольнение без жилья военнослужащего. Увольнение по состоянию здоровья, болезни. могут ли уволить на больничном

«Долгожданные» поправку к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» активно обсуждаются в Государственной Думе и находятся на стадии принятия. Закон коснется тех военнослужащих, которые необоснованно (неправомерно) отказываются от решения собственного жилищного вопроса, тем самым затягивая свое пребывания на военной службе.

Поспорить с благим намерением законодателей трудно, однако, субъективный фактор в принятии всякого административного решения (все мы люди) никто не отменял, а потому злоупотребления всякого рода не исключаются.

Гарантии руководства Министерства обороны и Департамента жилищного обеспечения военнослужащих, в частности, что увольнение «отказников» будет производится очень аккуратно, с очереди никто сниматься не будет, Конституционное право на жилье будет строго соблюдаться, - всего лишь гарантии. А потому самим военнослужащим следует позаботиться обзавестись знаниями: когда отказ от предложенного варианта решения квартирного вопроса основан на законе, а в каких случаях попытки восстановления в списках личного состава воинской части будут безрезультатны.

Оценивая возможные неблагоприятные последствия своих действий, будет полезным запомнить несколько прописанных в нормативных актах правил.

Во-первых, военнослужащие имеют право выбора места жительства по увольнению (имеются ввиду льготные основания, т.е. в связи с организационно-штатными мероприятиями, по состоянию здоровья и достижению предельного возраста нахождения на военной службе при наличии выслуги военной службы не менее 10 лет в календарном исчислении). Следовательно, при желании проживать в Екатеринбурге, от предложений квартиры в Москве, Питере или других городах можно смело отказываться не опасаясь неприятностей. Это право военнослужащего.

Во-вторых, военнослужащие реализуют свое право посредством выбора: получение жилого помещения или субсидии на его приобретение (участники НИС не в счет). Государственные жилищные сертификаты, будем надеяться, уходят в прошлое. Соответственно, если военнослужащих имеет желание получить жилое помещение в г. Екатеринбурге, то заставить его получать субсидию не имеют право, и наоборот. Даже если жилье перестали строить в этом населенном пункте – пока в Законе это право за военными закреплено, можно стоять на своем. А как уполномоченный орган будет решать эту проблему и сколько времени это займет, - самого военнослужащего трогать не должно. Тот же уполномоченный орган может приобрести квартиру для военнослужащего и его семьи, чтобы скорейшим образом способствовать увольнению с военной службы. Многие силовые ведомства это давно практикуют, а Министерство обороны России почему-то нет (или не для всех без исключения).

В-третьих, нормы предоставления жилых помещений военнослужащим и членам их семей закреплены законодательно. И ни в одном нормативном акте не указано, что военнослужащий обязан доплачивать за лишние (сверх нормативных) квадратные метры. Если есть нормативы предоставления жилья, то и жилье должно строиться соответствующее им, а не произвольно по усмотрению застройщика. Поэтому никто не вправе требовать от военнослужащего необходимой доплаты. Если он дает такое согласие и вносит необходимую сумму – вопрос исчерпан. Если военнослужащий считает, что ему достаточно жилого помещения по размерам, определенным Законом, придется подыскивать ему варианты квартиры без доплаты. Размер суммы доплаты при этом не имеет значения.

В-четвертых. Предоставляемое жилое помещение должно быть безопасным для жизни и здоровья, соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, пригодным для проживания. Далеко не всегда эти проблемы очевидны и лежат на поверхности. Иногда они имеют свойства проявляться после заселения квартиры или зимой в морозы. В данном случае, инициатива доказывания неблагоприятных обстоятельств должна исходить от получателя этого жилого помещения. Не всегда это бывает просто и одним предложением возможные выходы из ситуации не описать. Все очень индивидуально. К примеру, нельзя принуждать к заключению договора на временное поселение в жилое помещение, при том, что коммуникации, в т.ч. газ, вода, электричество не подключены. Если дом или его часть, к примеру козырек над подъездом, дали трещину, - это уже угроза жизни. Повышенная влажность, шум и пр., - все это может быть основанием для отказа в заключении договора социального найма жилого помещения. Но кроме своих соображений и эмоций лучше обзавестись результатами экспертиз или осмотров.

В-пятых. Для сбора документов с целью подтверждения военнослужащим своего право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствие с ведомственными нормативными актами (приказ МО РФ 1280) отводится определенное время. Если ранее эти сроки по разным причинам могли не соблюдаться, то с вступлением в законную силу поправок к законодательным актам отслеживать их будут строже, и скорее всего в одностороннем порядке, т.е. в отношении военнослужащих. Превышение сроков для предоставления требуемых документов может повлечь увольнение с военной службы с исключением из списков личного состава воинской части, но оставлением в числе нуждающихся в получении жилого помещения.

Однако, не всегда реально уложиться в установленные сроки. И если объективным причинам есть не только объяснение, но и письменное подтверждение (копии запросов, конверты с почтовыми штемпелями, ответы и пр.), прикладываемое к ходатайству о предоставлении дополнительного времени на сбор документов, то шансов не потерять раньше времени статус военнослужащего увеличивается.

Очень часто попадают в такие ситуации военнослужащие, которые только после получения извещения о распределении им квартиры начинают процедуру признания, к примеру внука, членом своей семьи. Теперь это следует делать заблаговременно, поскольку кто-то может не посчитать это уважительной причиной и дать отмашку на досрочное увольнение в запас (отставку) с военной службы.

Пока трудно достоверно предположить, какие еще можно ждать неприятности от должностных лиц и специалистов министерства, управлений жилищного обеспечения в процессе обретения жилья военнослужащими и членами их семей. Это покажет практика. Но если вы столкнетесь с тем, о чем говорилось выше, постоять за себя уже сумеете.

Здравствуйте!

Согласно ст. 23 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих"

1. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии , за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 17 ст. 37 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

То есть, Вам обязаны либо предоставить жилье, либо субсидию.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕот 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона. Анализ содержания данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья. При этом эта норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы. Иное толкование абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает. Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом в абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.Исходя из этого, следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы.

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.

Имеют ли право уволить без жилья?

Следовательно, непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас.» Однако в последнее время стала складываться судебная практика согласно которой, независимо от того, где военнослужащий избрал место жительства в связи с увольнением с военной службы, если он обеспечен служебной квартирой, он может быть уволен с военной службы даже если на это нет его согласия. Кроме того, Президентом РФ был подписан Указ от 2 января 2016 г.

№ 2 «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г.

Увольнение без жилья военнослужащего

Правоприменительная практика (в том числе судебная) придерживалась этой позиции до того момента пока группа товарищей (Р. и его представители С., М. и К.) по какой-то причине не решила обратиться в Верховный Суд РФ с заявлением о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и недействующим в этой части.

Законно ли увольнение без предоставления жилья?

Поэтому при увольнении, порядок сдачи служебного жилья военнослужащими и членами их семей предусматривает освобождение занимаемой жилплощади не позднее 3-х месяцев после увольнения. Но, получая служебную квартиру, за их владельцами сохраняются права:

  • в течение пяти лет на жилые помещения, где они ранее проживали.
  • они не могут быть исключены из списков лиц, нуждающихся в жилье.

Последнее даёт им право на участие в военной ипотеке или получение ЕДВ на покупку недвижимости.


Кроме того, отказ военнослужащего от квартиры в служебном фонде, даёт право на получение недвижимости по договору социального найма помещений, которые выдаются государством на основании очереди.

Обеспечение жилплощадью при увольнении со службы

Те военнослужащие, которые имеют право на военную ипотеку или жилье, приобретаемое по типу социального найма, не могут быть досрочно уволены из рядов российской армии по месту их проживания, без их личного согласия, подтвержденного документально. Однако, после дачи письменного согласия, они перестают иметь право на жилье субсидированного характера.


Без согласия, такие военнослужащие не могут быть уволены из армии даже по решению суда, так как это будет грубым нарушением их прав. При увольнении военнослужащего срочной службы, его должны полностью обеспечить денежным довольствием и провести с ним все окончательные расчеты до оформления официального документа об его увольнении.


Военнослужащего, проходящего службу на контрактной основе, не могут уволить без веских причин и его желания до достижения им предельного пенсионного возраста.

О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья

Обеспечение жилой площадью Военные, имеющие выслугу 10 и более лет, уволенные по ОШМ, состоянию здоровья, достижению предельного возраста, которые были поставлены на учёт до 01.01.2005 года как нуждающиеся в жилой площади могут претендовать на:

  1. Предоставление недвижимости в собственность,
  2. Предоставление недвижимости по договору соц. найма,
  3. ЕДВ на приобретение недвижимости или строительство.

Нуждающийся в жилье контрактник может выбрать любую форму обеспечения жилой недвижимостью, которая осуществляется за счёт бюджетных средств. В зависимости от конкретной ситуации и формы жилобеспечения, жилье военнослужащим уволенным в запас предоставляется на основании действующих нормативов.
Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, закреплено в законодательстве, в соответствии с причинами прекращения службы.

Увольнение по состоянию здоровья, болезни. могут ли уволить на больничном?

В этой статье я хочу вплотную затронуть вопрос об увольнении по состоянию здоровья. Я расскажу, какие категории работников и по каким причинам могут быть уволенными по состоянию здоровья.

Объясню тонкости и нюансы подобного вида увольнения. Содержание статьи ○ Часть 1. Особенности увольнения по состоянию здоровья, болезни.○ Часть 2.

Инфо

Можно ли уволить работника по желанию работодателя?○ Часть 3. Нюансы увольнения разных категорий граждан. ✔ Военнослужащего.✔ Беременную.✔ Мать одиночку, многодетную.✔ Пенсионера.✔ Компенсации и выплаты.


○ Часть 4. Какие записи вносятся в трудовую при увольнении?○ Часть 5. Увольнение во время больничного. ✔ Больничный после увольнения.✔ Оплата больничного листа.✔ Увольнение последним днем больничного листа Многих работников волнует проблема: «Могут ли их уволить по состоянию здоровья или во время нахождения на больничном?».

Мысли юристов вслух

Как выглядит процесс прекращения военной службы лицом, не обеспеченным жильем?

  • Во-первых, уволены на новых основаниях могут быть только те военнослужащие, которые отказались от предложенной им жилплощади;
  • Во-вторых, могут увольняться на только служащие из рядов Вооруженных сил, но и те, кто находится в распоряжение командования (занимают внештатные должности).

Законодательство довольно детально описывает круг причин для увольнения работников, а именно:

  1. Достижение предельного возраста военной службы;
  2. Неблагоприятное состояние здоровья, которое исключает возможность дальнейшего пребывания в рядах Вооруженных сил;
  3. Организационно-штатные мероприятия (ОШМ).

Если военнослужащий попадает под одну из упомянутых выше статей, то его могут уволить даже без его согласия и при отсутствии жилплощади.

  • регулярное или однократное серьезное нарушение каких-либо условий контракта другой стороной;
  • при возникновении определенных семейных обстоятельств: невозможность проживания члена семьи военнослужащего по состоянию здоровья, в той местности, где проходит военная служба контрактника, необходимость постоянного ухода за близкими родственниками, необходимость в воспитании несовершеннолетнего ребенка при отсутствии второго родителя, при переезде другого военнослужащего в данной семье в другое место по направлению службы.

Военнослужащий, который официально был признан умершим или пропавшим без вести, должен быть исключен из числа личного состава армии Российской Федерации, на следующий день после вынесения официального постановления. Все военнослужащие увольняются из рядов армии с последующей обязательной постановкой на воинский учет.

Имеют ли право уволить без жилья по состоянию здоровья

Каждый военный служащий по контракту, вправе согласно п.п б п.6 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности военной службе», уволиться по состоянию здоровья, а также занять иную должность соответствующую его здоровью. Для этого ВВК должна его признать ограниченно годным к службе.

Для увольнения по данному пункту понадобится согласие военнослужащего. Основаниями для безоговорочного увольнения по состоянию здоровья с военной службы послужат:

  • Признание военнослужащего не годным к службе.
  • Признание ограничено годным военнослужащего, исполняющего свои обязанности по контракту на должности, для которой предусмотрено звание до старшины, проходящего службу по призыву.
  • При увольнении военнослужащий имеет право на государственные выплаты и компенсации.

[Вернуться к содержанию ] ✔ Беременную.

Иное толкование абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ «О статусе военнослужащих» уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает. Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.