Что нужно знать начинающему о модельной краске? Чем разбавить акриловые краски tamiya

Каждый моделист при окраске модели пользуется растворителем для акриловых красок. Обычно используют родной растворитель. В нашей провинции можно купить краски и растворитель к ним Звезда и Tamiya. Соответственно для красок Тамия применяется родной растворитель X-20A Thinner. Другого растворителя и не надо было. Но как правило у моделистов палитра начинает расширятся красками разных производителей, да и нагрянувший кризис поднял цены на химию японского производителя. Краска и растворитель Tamiya стали стоить дорого.

Моделисты начали искать замену. Хочется красить модель с удовольствием не экономя каждую каплю. В сети много информации о составе растворителя для акриловой краски. Утверждают, что основа - Изопропиловый спирт и различные добавки. Поэтому в радиодеталях для тестирования приобретён "Изопропиловый спирт".

Некоторые отечественные производители предлагают растворители для акриловых красок: Аврора Хобби и МХП.

Самое время приступить к тестированию растворителей для акриловых красок.

В тесте принимают участие:

  1. Tamiya X-20A
  2. Разбавитель акриловых красок от Аврора Хобби
  3. Разбавитель для акриловых красок от Модельхимпродукт

Подготовил для опытов прямоугольник полистирола от Аврора Хобби. Наклеил на него небольшие прямоугольники (Потом буду наносить декали с изломом).

А также скрайбером нанёс полосы и заклёпки - будем сравнивать смывки.

Для тестового камуфляжа я выбрал 3 цвета: XF-15(Flat flesh), XF-67(Nato green) и XF-68(Nato brown) без исторической привязки - просто для контраста.

Первым слоем будем наносить XF-15(Flat flesh).

Растворители под кисть

Первым как эталон будет растворитель от Tamiya.

Старался добавлять в блистер одинаковое количество краски и растворителя: 1 полностью обмакнутую в краску кисть и 3 капли растворителя из мерной пипетки.

Все уже имеют представление об этой фирменной краске и растворителе. Растворитель почти не пахнет. Растворяет краску хорошо. Тамию разбавил слишком сильно и кистю однородного слоя не получилось. Но видно, что краска растворяется полностью.

Растворитель AH2044 от Аврора Хобби - Пахнет слабо. Преобладает спиртовой запах.

Краску XF-15 растворил легко. Краска кистью наносится хорошим однородным слоем.

Растворитель от МХП - также пахнет спиртом, но запах более "горький". Интенсивность слабая. Отчётливо если понюхать прямо из горлышка. Хотя на уроках химии учили так не делать.

Краска растворилась тоже хорошо и кисть равномерно нанеслась на полистирол.

Изопропиловый спирт тоже пахнет спиртом (Удивительно, не так ли?).

Разбавил краску хорошо. Но краска сменила оттенок на более светлый. И кистью размазалась слишком сильно. Тут наверное нужно немного опыта при разбавлении.

(цифрами на картинке ниже указал)

2. Аврора Хобби

Краска подсохла. Вот результат (слева направо): Tamiya, Аврора Хобби, МХП и спирт

Через пол-часа краски в блистере начали подсыхать. С краской всё в порядке. Она не свернулась и не выпала в осадок.

Растворители показали себя очень хорошо. Можно использовать их сразу. Пахнут слабо. Чистый же Изопропиловый спирт немного меняет оттенок краски. Но при некоторой сноровке, наверное можно использовать и его.

Растворители под аэрограф

Также старался брать одинаковое кол-во краски и растворителя: 1 кисть с горкой краски и 10 капель растворителя. Давление 1,5атм.

После каждого растворителя промывал аэрограф.

Первым выступает Tamiya . Наносил всего два слоя краски. Поэтому немного просвечивает. Задул верхний правый угол. Как и следовало ожидать, краска отлично дуется и хорошо ложится на грунтованный полистирол.

Краской с растворителем Моделхимпродукт задул левый нижний угол. Краска также хорошо выдувалась, легла на поверхность плотно и равномерно.

Правый нижний угол задую краской разбавленной Изопропиловым спиртом

Краска разбавленная спиртом не изменила оттенок и дулась из аэрографа также хорошо, как и остальные.

Слой краски тонкий, поэтому немного просвечивает. Надо будет покрыть ещё одним слоем краски.

Итоги теста растворителей

За последние время цены в магазинах сильно выросли не все виды продуктов. Акриловые краски от Tamiya подорожали с 80 до 160 рублей. Растворитель X-20A объёмом 250мл с 250 до 500 рублей. И теперь приходится лучше планировать каждую покупки красок и растворителей.

Отечественные производители химии для моделистов Аврора Хобби из Москвы и Модельхимпродукт из Владивостока предлагают моделистам разбавители для акриловых красок под кисть и аэрограф, аналогичные фирменным, но дешевле. По результатам теста растворитель Аврора Хобби мне показался немного лучше чем остальные участники, Растворитель МХП полный аналог Tamiya. Изопропиловый спирт также можно использовать при определённой сноровке, если у вас нет возможности купить фирменный

Аврора Хобби: Разбавитель для акриловых красок (250 мл) - 330 рублей (Для зарегистрированных пользователей - 310 рублей)

МодельХимПродукт.

Доброго времени суток, мои дорогие читатели!

На связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник в мире масштабного моделизма.

Новая статья это прекрасный повод внести еще один раздел в информационную структуру моего проекта. Этот раздел будет называться КРАСКИ. Окрашивание модели один из наиболее интересных и трудоемких этапов создания масштабной модели. Тут требуется не только наличие желания покрасить модель, и достаточная по времени практика.Покраска модели требует точного научного знания состава и характеристик окрасочного материала. Может быть не углубленного и профессионального. Но даже общее понимание химико-физических свойств значительно облегчит работу. Вы станете понимать как компоненты материала влияют на процесс окраски им поверхности. Вы станете понимать как разные типы красок взаимодействуют друг с другом. Что и как стоит совмещать.

ВЫ ПЕРЕСТАНЕТЕ ДЕЙСТВОВАТЬ НАУГАД.

А будете продвигаться вперед в освоении науки моделизма системно и осознанно.

Сегодня мы с вами поговорим об основах понимания свойств модельной краски. Какую бы краску по типу или производителю вы не использовали, она будет состоять из одних и тех же компонентов.

КОМПОНЕНТЫ КРАСОК

Пигмент

Пигмент — это базовая основа краски. Он придает её цветность, создавая непрозрачность. Основные качества пигментов, задаваемые производителями: значительно меньшая густота, по сравнению с обыкновенными художественными красками. И светоустойчивость. К примеру, некоторые дешевые краски могут весьма быстро выцвести. А при покраске выдавать густой покрасочный слой, за которым скроются тонкие линии расшивки.

Binder (клей, связующее вещество)

Данное вещество определяет возможность крепкого соединения частиц пигмента между собой. Оно же обуславливает прилипание краски к рабочей поверхности. Вообще, binder — многофункциональное субстанция. Определяет скорость и качество полимеризации. Насколько краска будет устойчива к истиранию и иным травмирующим воздействиям. По сути, binder определяет различие красок по типам. Основные связки, применяемые при производстве модельных красок, — это акриловые смолы и льняное масло.

Vehicle (растворитель, разбавитель)

Если краска будет состоять только из пигмента и связки — она получится крайне густой. И будет совершенно непригодна для работы. Именно растворитель придает краске свойства текучести, позволяя наносить её тончайшим слоем.

Добавка

Краски также могут иметь в своем составе специализированные добавки. Они применяются для повышения четко определенных характеристик краски. Каждый производитель разрабатывает свою систему добавок. Поэтому можно невооруженным глазом заметить, краски разных производителей ведут себя по разному. Часто добавками могут являться ниже приведенные элементы:

  • Ускоритель/замедлитель времени высыхания
  • Добавки, придающие краске свойство глянцевости/матовости
  • Специальные консерванты

После того, как мы узнали (хоть и поверхностно) структуру окрасочного материала можно распределить их по типам.

АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ

Акриловые краски используют в качестве связующего вещества акриловые смолы и воду, или спирт в качестве растворителя. Они просты в обращении и безопасны в использовании. Не токсичны и быстро высыхают. Имеют слабый запах и пригодны как для кисти, так и для аэрографа. В настоящее время это вероятно самый популярный тип краски, используемый при покраске масштабных моделей.

Так как акрил можно разбавлять водой, а оборудование очищать спиртом — они являются очень легкими в использовании. Однако с акриловыми красками необходимо проявлять осторожность, потому что они могут сохнуть очень быстро и после высыхания их трудно удалить из аэрографа. Большинство производителей выпускают растворители для работы со своими диапазонами красок, поэтому все же будет лучше использовать именно их. Вода и спирт так же будут действовать в качестве растворителя с большинством акриловых красок, но они не всегда дадут такие же хорошие результаты.

Многие акриловые краски находятся в металлических тубах похожих на масляные или акварельные. Они выпускаются для художников, и не так хороши в моделировании как краски специально произведенные для моделистов.

Хотя акриловые краски очень сильно отличаются от эмалевых, они ничуть не хуже и поэтому сегодня нашли столь широкое применение. Однако акриловые краски не очень хороши там, где необходимо смешивать разные цвета, например при росписи лиц у фигурок. Многие моделисты используют акрил для одежды, а масляные краски для лиц.

ЭМАЛЕВЫЕ КРАСКИ

Модельные эмали с качестве связующего вещества используют масло, а в качестве растворителя уайт спирит или скипидар. Модельные эмали — это краски воздушной сушки и могут быть глянцевыми или матовыми. Модельные эмали очень похожи на масляные краски, и в некоторых случаях могут быть смешаны с ними. Они, как правило, продаются в небольших металлических банках. Передача цвета выполнена точно в соответствии с цветами военных самолетов и транспортных средств, поэтому огромное количество моделистов используют именно эмали при покраске своих масштабных моделей.

Сегодня большое количество производителей выпускают эмалевые краски в огромном диапазоне цветов, сравнимом только с диапазоном акриловых красок. Эмалевые краски дают довольно прочный слой, но в использовании не столь удобны как акриловые, потому что их необходимо разбавлять уайт спиритом. Они являются горючими, токсичными и плохо пахнут, но этот недостаток не стоит переоценивать. Используйте эмалевые краски в хорошо проветриваемом помещении, и у вас не должно быть проблем с запахом. Их преимущество в том, что они медленно сохнут и даже после того как они стали на ощупь не липкими их снова можно смягчить или удалить с помощью растворителя. Это делает работу с ними менее напряженной, особенно при использовании аэрографов.

МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ

Масляные краски имеют много общего с модельными эмалями, и так же используют в качестве связующего вещества масла, и уайт спирит в качестве растворителя. Масляные краски использовались художниками в течение многих сотен лет, и, как правило продаются во всех художественных салонах, а не только в модельных магазинах.

Масляные краски продаются в металлических тюбиках и выглядят как густая паста. Вам будут необходимо добавлять в краску большое количество растворителя чтобы получить консистенцию применимую в моделизме. Разбавлять их можно уайт спиритом, или льняным маслом, которое сделает их более глянцевыми.

В моделизме масляные краски практически не применяются для нанесения кистью или аэрографом при покраске всей модели. Основное их применение — это создание фильтров, смывок, подтеков и эффектов ржавчины. Так же многие моделисты используют их для росписи фигурок. Они довольно дороги, поэтому всегда покупайте только качественные краски, пигменты будет меньше и плотнее, а сама краска будет иметь большую долговечность.

ТЕМПЕРНЫЕ КРАСКИ

В качестве связующего звена пигментов в темперной краске используется клеевой материал, например, яичный желток. Она имеет очень ограниченное применение, и могут использоваться для росписи фигурок.

На данный момент мы с вами рассмотрели базовые характеристики модельных красок. Конечно, слишком поверхностно. Но я и не ставил перед собой задачу углубленно прояснить вам их. Мы не химики — производственники. И не собираемся в ближайшем будущем изготавливать краску.

Следующим этапом у нас с вами будет разбор красок по производителям. Каждый моделист (особенно стремящийся стать мастером в этом деле) должен знать свойства красок основных производителей. Но это уже оставим на будущие статьи.

В подготовке материала данной статьи использованы данные сайта http://www.world-model.ru

На сегодня я прощаюсь с вами.

P.S. Если у вас возникли вопросы, или вы обладаете более качественными знаниями по данному вопросу — пишите мне. В комментарии, или на почту.


Любая краска состоит как минимум из основы и красочного пигмента. Дополнительно в состав жидких красок входит разбавитель.

Самый простой вариант - масляные краски . Подавляющее большинство масляных красок представляют собой пигмент (например, для черного цвета это сажа) растертый с льняным маслом до однородного состояния. Иногда используется другой сорт масла. В масляных красках часто используются натуральные металл-оксидные пигменты: охра, умбра, сиена, окись титана, окись цинка. Будучи натуральными, эти пигменты очень хорошо подходят для имитации естественной ржавчины, песка, почвы, грязи. Проблема в том, что пигмент, используемый в краске, может сильно отличаться по грубости зерна, поэтому для моделирования подходит далеко не всякое масло. Принцип выбора предельно прост: дорогие краски от известных производителей имеют самый тонкий пигмент. Я чаще всего пользуюсь маслом Windsor & Newton, но краски таких производителей как Hansa, Schminke и Jacquard им ни в чем уступают, да и отечественная Гамма вполне пристойна по качеству.

Масляные краски в моделизме используются только на вспомогательных ролях: для выполнения смывки и в работе сухой кистью. Расход собственно краски ничтожный - тюбика на 30 мл хватит на много лет, а стоит он куда дешевле, чем фирменная модельная эмаль, пигмента больше, краска гуще. Растворителем для масляных красок является уайт-спирит или скипидар. Однако есть тонкости, которые многим моделистам неизвестны, зато хорошо известны художникам.

Красочной основой масляных красок является (сюрприз!) масло. При работе с сильно растворенной краской масло вымывается растворителем гораздо быстрее чем пигмент. Поэтому в начале работы с масляной смывкой она имеет очень хорошую растекаемость, идеально просачивается в мелкие щели, заполняет линии панелей. По мере вымывания масла, что происходит минут через 15-20, или после 20-30 окунаний кисти в смесь, в палитре остается только растворитель и пигмент. Растекаемость такой суспензии существенно хуже, она имеет тенденцию распадаться на фракции, ее постоянно надо перемешивать. Смывка без масла в ней концентриуется на поверхности этакими локальными хлопьями, не очень равномерно. Поэтому при работе с маслом следует регулярно добавлять в смесь каплю-другую льняного масла, которое нужно иметь под рукой. Льняное масло пригодится также и в работе с эмалями для улучшения растекаемости, так что его стоит как-нибудь купить. Хватает маленькой бутылочки 75 мл на много-много лет.

В работе сухой кистью добавка льняного масла к краске увеличивает глянец, но также существенно увеличивает и время полного высыхания.

Эмалевые краски (слово "эмаль", строго говоря, использовать нельзя; это другой вид покрытия, но не будем придираться) в качестве основы используют не масло, а алкидный лак. В эмалях для моделей чаще всего используется пентафталевая основа, аналогом являются распространенные бытовые краски серии ПФ. Пигменты часто используются синтетические, мелкодисперсные. Собственно эмалевая краска для моделей является эмульсией алкидной основы и разбавителя. В качестве разбавителя используется тот же скипидар или уайт-спирит с добавкой примерно 10% толуола для улучшения растекаемости. Примерно такой же состав имеют фирменные растворители для алкидных эмалей и отечественный растворитель №651.

Эмалевые краски дают прочное покрытие с очень хорошей укрывистостью (то есть тонкий слой хорошо закрывает предыдущий), но нестойкое к воздействию разных масел (включая жиры на отпечатках пальцев) и разных неполярных углеводородов. Поэтому эмалевое покрытие обязательно надо закрывать финишным лаком. Эмали довольно долго - 4-6 часов - сохнут, но полностью высохшее покрытие устойчиво к воде и спиртам типичных концентраций, включая растворители для акрила. Абсолютизированные спирты и дегидраты эмалевое покрытие растворяют, будьте осторожны! Растворители с высоким содержанием толуола или дихлорэтана (640-я серия, жидкости для промывки аэрографа) также растворяют эмалевые краски. Ацетон в типичных концентрациях на просохшее покрытие почти не воздействует, но с нажимом может снимать поверхностный слой, а также матировать поверхность, чем можно пользоваться.

Особенностью эмалевых красок является очень тонкодисперсный пигмент, хорошо интегрирующийся в эмульсию лака-основы, который типично мельче пигмента акриловых и масляных красок. Концентрация пигмента в эмалевых красках почти в 2 раза выше, чем в акрилах. Это делает эмали особенно подходящими для работы сухой кистью с металликами. Полученные штрихи визуально почти невозможно отличить от, скажем, графита; они очень тонкие, зерно практически незаметно. Можно получить глянцевое покрытие. Растекаемость эмалевых красок существенно выше акриловых и сопоставима с маслом. В отличие от масла, алкидная эмульсия не вымывается растворителем, хотя расслоение на фракции присутствует у всех эмалевых красок, их нужно тщательно перемешивать перед использованием.

Эмали можно с одинаковым успехом использовать в любых целях: как основное покрытие, или для вспомогательных задач. Я использую эмалевые металлики как сами по себе, так и для работы сухой кистью, а так же для локального придания глянца и иногда смывки. В качестве основного тона эмали крайне не рекомендуется класть на голый пластик, держатся они не лучшим образом. Поверхность обязательно должна иметь некоторую шероховатость: зачищена или загрунтована. Вот по этой самой причине я эмали и не использую в качестве основных покрытий: лень лишний раз грунтовать.

Акриловые краски в моделизме распространены больше любых других по ряду причин, и одной из главных является малое время высыхания. В хозяйстве всем известны водоэмульсионные краски; акриловые краски - это одна из их разновидностей.

Акриловые краски для моделей представляют собой однородную смесь эмульсии акрилового полимера (чаще всего полиметилакрилат), пигмента и разбавителя. Обратите внимание, что пигмент в них отделен от красочной основы, это важная особенность. Используемые разбавители крайне разнообразны: от простой воды до сложной смеси спиртов и эфиров для лучшей растекаемости и быстрого высыхания. Tamiya любит использовать изопропиловый спирт. В состав акриловых красок почти всегда входит также ретардер: добавка, замедляющая испарение разбавителя. В качестве ретардера чаще всего используются различные гликоли; для красок, предназначенных для использования в помещении характерен неядовитый пропиленгликоль. В домашних условиях его можно вполне заменить глицерином.

Фирменными разбавителями для акриловых красок выступают 60-70% растворы спиртов в дистиллированной воде с добавлением ретардера. Акрилы можно растворять и простой водой, но это ухудшает скорость просушки и плохо сказывается на растекаемости, которая у воды ниже, чем у спиртов. На самом деле сработает любой полярный растворитель (о различии полярных и неполярных см. ). В качестве доморощенного растворителя хорошо подойдет обычная водка, если в ней нет большого количества сивушных масел. Правда, разведенный водкой акрил будет высыхать быстрее, чем разведенный фирменным растворителем по причине отсутствия ретардера, растекаемость также немного ухудшится. Это легко лечится добавлением небольшого количества глицерина.

Большой процент ретардера нужен для получения качественного глянца на акриловых красках, чтобы слой до высыхания успел "успокоиться", образовав ровную пленку. Без добавления ретардера слой фиксируется за 15 минут максимум, а общее время просушки редко превышает час.

Tamiya не так давно начала поставлять фирменный ретардер отдельно, в 40-мл флаконах. Что это такое, я пока не выяснил, но работает как надо: замедляет высыхание, дает больше времени красочному слою ровно лечь, растечься, заполнить щели. Сам по себе является прозрачной жидкостью почти без запаха. Впрочем, художественные ретардеры для акрилов точно так же работают и с модельными красками, а продаются за существенно меньшие деньги.

Особенность акриловых красок (за исключением высокой скорости высыхания) - пигмент, существующий отдельно от частиц акриловой эмульсии. Кроме того, в акрилах ниже, чем в эмалях и в масле доля красочного пигмента, у них хуже укрывистость. Это не вызывает проблем для типичных тонов, но негативно сказывается на металликах. Зерно акриловых металликов типично крупнее эмалевых, а при застывании они образуют характерно выглядящее "двухслойное" покрытие, которое представляет собой слой металлического порошка и лаковый слой поверх него, а не однородную пленку, как у эмалей. Блеск такого покрытия очень специфический: если слой, на который вы его положили, был неровным, то таким же шероховатым будет слой металлической пудры, хотя слой лака поверх него может быть совершенно глянцевым. Отчасти с этим можно бороться, используя в качестве растворителя ацетон (или фирменный растворитель для лаков и металликов Lacquer Thinner). Ацетон как бы "разгоняет" частицы металлического порошка, способствуя равномерности его распределения. Для более-менее адекватно ровного покрытия акриловые металлики рекомендуется наносить на глянцевую поверхность, чтобы слой металлика был по возможности ровным. Но с более грубым пигментом ничего не поделаешь. Реалистичное металлическое покрытие на акрилах получить чаще всего не удается.

Используя в качестве растворителя ацетон или фирменный Lacquer Thinner, акриловые краски можно применять по голому пластику без грунта, что позволяет получать тонкое покрытие с сохранением всех деталей расшивки. Поверхность пластика перед этим, конечно, надо хорошо очистить, вымыв в теплой воде с жидкостью для мытья посуды, или протерев любым чистым спиртом. Правда, у акрилов укрывистость хуже, чем у эмалей (меньше пигмента), поэтому покрытие будет чуть толще, чем аналогичное эмалевое, но все же тоньше, чем эмаль+грунт. Акрил с ацетоном не "приваривается" к пластику, как ошибочно утверждают многие. Просто ацетон в составе краски матирует поверхность, к которой прилегает, добавляя ей таким образом шероховатость, необходимую для хорошей адгезии краски. И все это в один проход.

Растекаемость и укрывистость акриловых красок многим хуже, чем у эмалей и масла. Поэтому для смывки их использовать не стоит даже с добавлением ретардера. Глянец получить можно, но слоев потребуется несколько, с промежуточной просушкой, рекомендуется добавить ретардер. В итоге такой глянец скроет тонкие детали, так что лучше для глянцевого покрытия пользоваться эмалевыми красками.

Очевидная область применения акриловых красок - основные тона. Можно работать без грунта, или использовать собственно краску (матовую) как грунт для последующего покрытия. Акрилы можно использовать для тонких работ кистью, но для этого лучше подходят специализированные эмульсионные сорта, такие как Citadel, а не типичные фирменные баночки Tamiya. Типичные акрилы с кистью дают не самый ровный слой краски, с чем частично можно бороться, используя в качестве растворителя ацетон.

Завершая первую часть изложения, хотелось бы отметить важный факт: как эмалевые, так и акриловые краски принадлежат к эмульсионным . Принципиальное различие между ними в том, что эмали используют в качестве основы для эмульсии неполярные растворители, а акрилы - полярные (про различие опять же см.