История деревянной посуды. История посуды Посуда из которой кушали в давние времена

Посуда древних славян

Древние славяне никогда не пользовались словом «посуда». Оно заменялось иным – «судно» (для пищи), «сосуд» - для питья. Посуда на Руси была довольно различной и адаптированной для готовки в печи.

Посуда для кушанья. Как, правило, вся изготавливалась из дерева. Гораздо позже появилась возможность её создавать для яства еще из стекла, олова и в, том числе, и серебра. Для водянистой и полужидкой еды, такой процесс был не очень удобен.В следствие этого, выдумали миску. Она проворно заняла своё место среди кухонной утвари, став, безусловно, непременной для супов, каш, бульонов.

Миски изготавливались довольно большущих объемов, дабы из нее имела возможность есть вся многочисленна семья.

Приём пищи – это время, когда за столом собирались все от мала до велика. Со временем появляются «индивидуальные» миски - чашки. Чашка имела возможность быть глиняной или же древесной. Не считая прямого предназначения, ее воспользовались для гаданий, ритуалов, приворотов, заговоров на самочувствие.

Готовили еду в горшках. Лепили горшки изначально женщины. Потом появились мужчины мастера-гончары. Горшки из глины обязательно обжигались для крепости. Посуда эта была обычной и незаменимой и для простого люда, и для повелителя, зажиточного хозяина или князя.Это были сосуды округленной формы, которые великолепно переносили длительное время нахождения в печи. При этом нагревание горшка и его содержимого происходило с боковых сторон.

Раскрашивали эти предметы обихода природными красителями. Алый, кофейный, темный-коричневый – вот традиционные цвета славянского гончарного искусства.. Горшок временами декорировали росписью орнаментами.

Гусятницей называлась посуда, приготовленная из глины, для изготовления вторых яств (мясо, запеканка). По сущности это была сковорода с маленькими стенами, или низкими бочками, округлая.

Изготовление такой посуды сохранилось в традициях мастеров и по сегодняшний день. Но гораздо реже воспроизводятся изделия славян другого направления.

Канопка – посуда, напоминающая нынешнюю кружку.

Кашник- горшок с одной ручкой. В нем поджаривали еду или же подавали. Очень похож на современный ковшик.

Кисельница – это чашка, имеющая огромную вместительность, а еще носик. Назначение ее ясно из наименования.

Корчага - большой сосуд, изготовленный из глины. Функций у корчаги было довольно большое количество. В ней разогревали воду, варили пиво и квас, спиртные напитки (брага). В том числе и одежку возможно было в ней кипятить! По форме данная посуда напоминала горшок или же кувшин, в обязательном порядке была ручка. Корчаги, в коих варили пиво, сберегали квас или же воду, было особеннопо хозяйски приспособлены. Имелось отверстие; его затыкали пробкой. Размер корчаги мастерили по усмотрению и необходимости: от 6 литров до 24.

Крынкой именовался сосуд из глины, в котором сберегалось молоко, а еще его очень часто использовали в сервировке стола. Кринку ставили на стол на время всей трапезы. Особой чертой данной посуды было расширенное высокое «горло». Расчёт, прежде всего был на удобство пользования - комфортно удерживать. Такая форма посуды ещё и длительно сохраняла качества продукта. Например, молоко не скисало быстро, а оставалось длительное время свежим и холодным.

Когда же начинались процессы прокисания, то появлялся в горлышке крынки густой слой сметаны. Его снимали ложкой.

Кувшины тоже пришли в Россию от древних славян. Производили их из глины, стекла или же металла. Кувшин походил на малую бочку, но имел ручку и носик. Интересно вспомнить о кувшине-крупнике. В него возможно было вместить пуд какой-нибудь крупы или же иного сыпучего продукта.

Кубышкой именовали кухонную утварь. Было явно видно сходство с ковшиком или же солонкой. Обязательной была крышечка. Делали кубышки гончары, как и всю глиняную посуду на гончарном круге.

Латка – своеобразная сковородка, в которой поджаривали (тушили, парили) овощи. Обязательно закрывали крышкой. А материалом для такой посуды была глина. Ткань – глина. Латка имела крышку.

Каждая хозяйка пекла хлеб. Для опары использовали посудину большую Звали её – опарница.

Отличалась круглая конфигурацией, высотой полметра была. Хлеб пекли сразу на несколько дней, потому и объём такой нужен был большой. В противовес ей была Плошка – низенький широкий сосуд из глины.

Особо ценился и оберегался от порчи каждой хозяйкой Подойник. Это особая посуда для дойки. Резали из дерева, лепили из глины, много позже- меди. Горлышко у подойника было довольно широким, был носик. По форме он напоминал кувшин или же ведро, крышки у него не было. Как ясно из наименования, в него доили молоко.

Черепушка функционально представляла вместилища для специй, солений или же салатов. Изготавливали на гончарном круге.

Не всякое дерево славяне брали на изготовление посуды. Чаще других липу, рябину, березу. Считалось, что это дерево наиболее полезно и благодатно для здоровья, древесина подходит для всех видов кушаний и не портит их вкуса. Вырезали искуссно и просто ложки, миски, плели берестяные солонки... Деревянная посуда была дешевле глиняной и ценилась потому меньше. Сырьё было дешёвым и естественным. Не нужно было особых приспособлений для его обработки.

Многие элементы кухонного быта древних славян можно считать прародителями современной посуды. Хотя, современные хозяйки и сейчас не отказывают себе в удовольствии иметь на кухне глиняный кувшин или деревянные расписные черпаки и ложки.

Древняя расписная посуда-глиняная и деревянная с резьбой использовалась в семьях не каждый день. Её подавли на торжества, свадьбы, праздники. Интересно, что многие рисунки росписи носили ритуальный характер. Очень много было росписей связанных с растениями: цветами, листьями, деревьями. Мудрость Вселенной и сила Природы отражалась древними славянами и в этом творчестве.

Древнерусская посуда отличалась многообразием, несмотря на то, что создавалась она чаще всего из дерева. Привлекательность ее для современных людей в том, что она красива, необычна, а изготовление посуды было настоящим творческим процессом, подлинным искусством, в котором проявлялась фантазия русских умельцев.
В Древней Руси люди еще не использовали слово «посуда» (появилось примерно в семнадцатом веке). Оно заменялось другим - «судно» (для пищи), «сосуд» - для питья.
Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X - XII вв. В XVI - XVII вв.
Посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII в., когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX в. с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.
Деревянные изделия, выполненные 4-5 тысяч лет назад, обнаружили археологи на Горбуновском торфянике в Свердловской области (под Нижним Тагилом). Этот торфяник известен всему миру по уникальному Шигирскому идолу. В торфянике была найдена деревянная посуда периода энеолита и бронзового века.

Посуда, которой пользовались еще в бронзовом веке и в период энеолита, в дополнение ко всему еще и имеет элементы декора. Ее ручки изготовлены в виде голов водоплавающих птиц.

Старинная кукса, ковш(долбанка) ХІХ век.

Особенности древней посуды
Как уже говорилось, на Руси вся посуда вырезалась из дерева, причем и для еды, и для питья. Именно поэтому до нас дошло совсем немного образцов настоящего народного творчества. Древнерусская посуда отличается разнообразием - это и миски, и ковши, и жбаны, и резные ложки. Создавались эти атрибуты в разных центрах Русского княжества, и каждого мастера отличал свой неповторимый почерк. Роспись и резьба - это самые распространенные украшения древней посуды. Сегодня эти изделия можно встретить разве что в музеях да в частных коллекциях любителей старинных вещиц.

Деревенская утварь: Туеса и Ковши

Туеса и Ковши что в них удивительного? И как их изготовляли. Туес, иначе его называют Бурак. Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены какие-то пряности.

Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи. А внутренние слои бересты имеют самую разнообразную окраску — от золотисто-желтого до розовато-коричневого.

Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки плотно закрываются заполняясь особым веществом. Береста имеет высокую прочность и почти не поддается гниению. Известно, что северорусский избяной сруб вязался без единого гвоздя. Так же, без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа, ладится берестяной туес.

Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей.

Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная — быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой и сочной росписью.

Другие — кружевным прорезным орнаментом или тиснением, а иные выплетались из узких полос бересты. Для внутренней части туеса нужен сколотень — это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. Предупреждаем, что самовольно рубить деревья в лесу нельзя! Лучше всего снимать бересту весной и ранним летом, в это время она легко отслаивается от ствола.

Снятие сколотня и последовательность изготовления туеса:
1 — отслаивание бересты;
2 — сколотень и кряж;
3 — рубашка туеса;
4 — рубашка, надетая на сколотень;
5 — изготовление ивовых обручей;
6 — завертывание краев сиолотня и вставка донышка.

Следует упомянуть еще об одном виде туесов. Эти туеса предназначаются только для хранения сыпучих продуктов или для сбора ягод. Хранить и переносить в них жидкости нельзя. Изготовляют такие туеса из пластовой бересты, которая скрепляется чаще всего мочалом. Этим же материалом обвязывают верхний край туесов. Ручка и крышка изготовляются так же, как для туесков из сколотней.

ЛУБЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
КОРОБ

ЛУКОШКО-НАБИРУХА

МОЧЕСНИК
для хранения пряжи и веретен

ХЛЕБНИЦА

Какой использовался материал
Для создания посуды подходили не все виды древесины. Чаще всего использовались береза, осина, хвойные породы деревьев. Мягкая липа использовалась для создания ложек, ковшей-наливаек. Причем в документации встречается древнерусская посуда, названия которой привлекает внимание своей необычностью. Например, ложка прямизны, ковш коренной - такие названия ничего не говорят нам, современным людям, привыкшим к стеклу и фарфору для сервировки стола. На самом деле прямизна - это древесина ствола, а коренной сосуд - это сосуд, выполненный из мощного корневища. Крестьяне, как правило, использовали для создания посуды любое дерево - и развалины, и кору, и гибкие корни, которые удобно плести. А самой дорогой считалась посуда из капа - нароста на дереве.
Ковш
Эта древнерусская посуда дошла до нас в измененном виде, ведь современные модели создаются отнюдь не из дерева. Металлические ковши в современной России часто используются в деревнях при оборудовании бани. В Древней Руси ковш считался самым распространенным видом праздничной посуды для питья - в них подавали мед, квас, пиво. Ансамбль из больших и малых ковшей служил самым настоящим украшением стола.

Эта древнерусская посуда для вина всегда была нарядной и интересной, например, в форме ладьи, плывущей птицы. На Северной Двине создавали эту

Большую роль играла и яркая роспись, которыми украшались эти нехитрые

создавали сосуды в виде конской головы, декорированные резьбой и геометрической розеткой по центру, которая является древним символом солнца. А в 1558 году, во время правления Ивана Грозного, по его приказу был создан ковш, декорированный тремя крупными сапфирами. Сегодня это произведение искусства хранится в одном из музеев Германии, в Дрездене, в музее «Зеленые своды», куда он попал во время Великой Отечественной

Ковши разных регионов
На Руси издавна деревянную посуду резали всевозможных форм, размеров и назначений: ковши, скопкари, ендовы и другие. Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, Козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т.д.


Рис. 1. Русская праздничная посуда. XVII-XIX вв.: 1 - каповый ладьевидным московский ковш; 2 - большой Козьмодемьянским ковш; 3 - Козьмодемьянские ковши-черпаки; 4 - тверской ковш “конюх”; 5 - ковш ярославско-костромского типа; 6 - вологодский ковш-налевка; 7 - северодвинский скопкарь; 8 - тверская ендова; 9 - северодвинская ендова.

Московские мастера создавали ковши из капа, который позволял сохранить красивый рисунок текстуры. Характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII

Козьмодемьянские ковши создавались из липы и по форме напоминали московские, но были более глубокими и большими по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного

Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.

Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой.

Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик - в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой.

Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их, как правило, подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние - для подачи напитков на стол, малые - для индивидуального пользования, подобно малым чаркам.

Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают


Деревянный ковш-скопкарь (XIX век)

Скопкарь XVIII век.
Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом. Образцы русской деревянной посуды демонстрируют высокое мастерство, выработанное не одним поколением народных мастеров.
В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видов художественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины. Мастера подмосковного хотьковского промысла создали собственный образ современного ковша, ковша-чаши, ковша-вазы, украшающего праздничный стол. Для них характерна мощная пластика форм, необычная, поблескивающая внутренним светом, приятного тона поверхность. Традиционным для промысла стал ковш-парус с высоко поднятым расправленным парусом-ручкой, на котором, как правило, вырезают куст знаменитого кудринского орнамента.

Хлебница и солоница
Эта древнерусская посуда также была обязательным атрибутом на любом столе, ведь хлеб и соль были важными составляющими рациона. Использовалась хлебница для хранения мучных изделий, а мастерили ее из луба - слоя ствола дерева, который располагается между корой и сердцевиной. Такая посуда надежно защищает хлеб от плесени и влажности.

Соль на Руси была дорогим удовольствием, поэтому к созданию посуды для ее хранения подходили очень тщательно. Солоница изготавливалась в двух основных формах - в виде стульчика, у которого поднимается сиденье-крышка, либо в виде плывущей птицы.

Дальние родственники" современных фужеров и рюмок... из чего пили на Руси?

Братина, плошки и веко
Напитки в истории русского народа всегда имели немалое значение. Как сообщается в летописных источниках, многие мирские дела на Руси непременно начинались с честного пира. Нашим предкам было известно огромное количество различных напитков, яичных и медовых, которые они вынесли со своей арийской родины. В течение всей истории на Руси была выработана целая культура пития.
Братина - это сосуд для питья, обычно металлический, в виде горшочка, происходит от слова "братчина", которая обозначала праздничное застолье. Как правило, она выполнялась в виде шара, который сверху перехватывался горлышком-венцом с отогнутыми краями. В древней Руси они использовались главным образом как заздравные чаши, из которых пили мёд, пиво и квас на общинных пирах. Кроме того, что братины были необходимой принадлежностью пиршественного стола, они также могли употреблялись как поминальные чаши. Возможно, что происхождение самого слова "братина" относится к тем временам, когда на торжественное застолье сходились кровные родственники-братья. Братина является важнейшим атрибутом, характеризующим русского человека.

Древнерусский орнамент на посуде этого вида был самым разным. Например, до наших дней сохранилась изготовленная еще в XVIII веке братина, украшенная росписью в виде чешуек с надписью. Кстати, надписи тоже играли большую роль при оформлении древней посуды. Они могли рассказать о многом: о месте и дате создания атрибута, о ее хозяине и так далее.
Были в обиходе в старину и плошки, представляющие собой широкую посуду с невысокими краями. В них подавались жареные и печеные блюда, а в

Веко представляло собой блюдо продолговатой формы, которое сверху покрывалось крышкой и дополнительно оснащалось ручками. Оно использовалась в разных целях: для выпекания пирогов, хранения кваса, готовки мясных блюд. Впоследствии это блюдо превратилось в известную нам сковородку.

Ендова
Ендова - древнерусская посуда, названия которой были разными: и чаша, и яндова, и братина.
Ендова - невысокая чаша с носком для слива. Эта посуда представляет собой круглый сосуд из меди или луба, который использовался для питья пива, меда, браги. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного.

Некоторые ендовы имели короткую рукоять, с помощью которой можно было удерживать сосуд с напитком. Но рукоятка встречается очень редко.

Тверские мастера создавали лучшие ендовы из капа (нароста на дереве). Посуда выполнялась также в виде чаши на специальном поддоне (овальном или квадратном) и дополнялась носиком-сливом. Обрабатывались сосуды топором, затем выравнивались скобелем.
Стилизовались такие сосуды в виде фигур утки, гуся, петуха, ладьи и в каждом регионе имели свои рисунки. До сих пор такая утварь сохранилась у карел - они создают ендовы из древесины липы, дуба, клена или березы.

Чаши
Чаши - это деревянная, глиняная, реже металлическая посуда, которая служила как для питья, так и для приёма пищи. Деревянные чаши представляли собой сосуд полусферической формы с прямыми краями, на небольшом поддоне, всегда без крышки. Чаша являлась незаменимой в древних обрядах, особенно в обрядах, связанных с рождением ребёнка, свадьбы или погребальных проводов. В конце праздничного обеда принято было выпивать до дна чашу за здоровье хозяина и хозяйки: не сделавший этого мог посчитаться врагом.

Ставцы и ложки

Для еды использовался ставец, который создавался вытачиванием на специальном станке. Эта посуда представляла собой две глубокие чаши - одна служила крышкой, но ее можно было использовать и как тарелку. В ставцах на Руси подавались и фрукты с овощами. Но имелась и посуда под конкретный вид плодов - лимонник, овощник, огуречник. Ставцы были посудой у манахов. Отсюда пошла поговорка: «Всяк старец имей свой ставец!»

Ну и какой праздничный стол может обойтись без ложек? Наверное, этот элемент утвари имеется у многих - красивая и толстая деревянная ложка, богато украшенная росписью. Более подробно вы узнаете в рубрике про историю деревянной ложки.


Для современного человека так естественно приступая к обеду, завтраку или ужину использовать для приема пищи ложку, вилку, нож, пищу класть в тарелку, а напитки наливать в кружку или стакан. И это только основные предметы повседневного столового обихода, которые сопровождаю нашу обычную трапезу. И мы даже не задумываемся о том, как и когда появились они на нашей кухне.

Начнем с самого простого ножа. В традиционной русской кухне нож начал использоваться очень давно. Наши предки не делали различия между ножом боевым, охотничьим или столовым. Просто у каждого русича был свой нож, который носился за поясом или за голенищем сапога (носили только мужчины) и использовался по мере необходимости. Специальные столовые ножи появились только в 16 веке, но по своему внешнему виду эти ножи не отличались от боевых или охотничьих: такие же острые и тяжелые. Существует поверье, что первый нож с закругленным концом приказал изготовить Наполеон, который опасался нападения заговорщиков во время званого обеда.

Ложка, как и нож, в русской традиционной кухне применяется с незапамятных времен. Самое древнее упоминание о ложке обнаружено в «Повести временных лет», где говорится, что это привычный и совершенно необходимый для еды инструмент. В повести говорится о том, что дружинники князя Владимира стали сетовать на то, что едят они ложками деревянными, а не серебряными. И мудрый князь приказал отковать им ложки, ибо за золото и серебро настоящей дружины не купишь, а с хорошей дружиной и золото, и серебро всегда добыть можно.

Наши предки изготовляли для ножей ножны, а для ложек – специальные футляры. Однако значительно чаще ложку, как и нож, носили за поясом или голенищем. Представьте себе такого богатыря со столовым набором за голенищем. Но что тут поделаешь – что было, то было.

И если сегодня мы говорим о ложке столовой, чайной или десертной, то в традиционной русской кухне ассортимент ложек был значительно шире: разливная, межеумок (простая широкая), бутырка, бурлацкая, боская (продолговатая и тупоносая), полубоская, тонкая, белая, носатая и другие.

Традиционная русская кухня не знала вилки. Точнее, будет сказать, что многие века в русской кухне вилка не использовалась. Это один из столовых приборов который появился на русской кухне всего каких-то триста лет назад. Наши предки брали отрезанные куски рукой или «чем было способнее».

Первыми применять вилку начали аристократы во времена Петра I. По существующему преданию, царский денщик был обязан носить с собой деревянную ложку, столовый нож и вилку, и выкладывать столовые приборы и тарелки царя – в те времена даже аристократы редко пользовались вилкой и царь старался привить культуру питания. Справедливости ради необходимо сказать, что в Европе вилка, в тот период, применялась не часто.

Вилки были кованные двузубые. И очень дорогие. Возможно, по этой причине простой русский народ начал пользоваться вилкой на кухне только в 19 веке.

А теперь поговорим о тарелках. Миски русской кухне, как и ложки, известны с давних времен. Миски были глиняными или деревянными. Это у крестьян. Состоятельные граждане, купцы и аристократы использовали на кухне миски из золота и серебра. Несколько позже появились миски сделанные из железа. Русские миски не предназначались для индивидуального пользования, поэтому имели достаточно большие размеры, т.к. из одной такой посудины ела вся семья.

Существовали даже правила этикета, которые предписывали, как нужно есть из общей миски. Например, культурный человек должен был вытереть свою ложку, прежде чем черпать еду, т.к. не всем может понравиться есть еду, если кто-то опускает в неё ложку прямо из своего рта. Сомнительный совет: только представьте себе семью, где все по очереди вытирают ложки… Чем или как вытирают? Салфетки на русской кухне появились значительно позже.

Но вернемся к тарелке. Всё-таки миска – это не тарелка. Начнем с того, что тарелка предназначена для индивидуального пользования. Так вот, настоящие тарелки появились на Руси в середине 16 века. А широкое распространение получили только сто лет спустя. И то, только у наиболее состоятельной части населения. Простой народ еще долго использовал миски: они стали меньше размером, из них начали кушать индивидуально, но это были ещё миски, а не тарелки.

Русская кухня много веков главным сервировочным сосудом сделала керамический горшок. Горшки были разного размера и формы, и использовались как современная кастрюля, и как баночка для специй (а специи в русской кухне очень любили – Читайте «Традиции русской кухни»), и как контейнер для сыпучих и жидких, и т.д. В горшках и горшочках варили щи, супы и каши, тушили мясо и рыбу, делали сладости и масло, кипятили воду. Соответственно, и размеры у горшков были самые разные – от многоведерных корчаг до малышей ёмкостью в 200-300 грамм.

Различались горшки и по своему внешнему виду. Русская кухня всегда была не только вкусной и сытной, но и красивой. Те горшки, в которых пища подавалась на стол, украшались орнаментами и рисунками. Наиболее интересны горшки, которые делали в давние времена. Чем совершеннее становилось гончарное мастерство, тем реже мастера наносили на горшки орнаменты. Те старинные горшки имели необычайную прочность, а если случалось, что горшок давал трещину, то его не выбрасывали, а оплетали берестой и использовали для хранения сыпучих, специй и круп.

Существует мнение, что наши далекие предки если только вареное, пареное и печеное, а жареную пищу не употребляли. Якобы, даже посуды такой не было на русской кухне. Ещё раз предлагаю вам прочитать статью «Традиции русской кухни», и там вы найдете описание блюд, которые описываются, как сковородные. Именно сковороды, как мы знаем их сегодня, появились на русской кухне значительно позже.

Традиционная же русская сковорода была… керамической!!! По форме она напоминала кастрюлю, которая расширялась вверху. Называли такие сковороды латками. У латки была полая ручка, в которую вставлялась деревянная рукоять. Согласитесь, просто аналог современной сковороды – керамика со съемной ручкой.
Однако с течением времени сковородки начали делать из чугуна.

А теперь давайте поговорим про скатерть. Этот предмет на русской кухне совсем не новичок. Первое письменное упоминание, из сохранившихся, в котором упоминается скатерть, датируется 1 150 годом. Это «Смоленская грамота».

А теперь давайте вспомним столовые предметы, которые предназначались для напитков. По моему мнению в этой посуде русская кухня конкурентов не имеет: кубки, рога, братины, чары и чарки, стопки и стаканы, и, конечно же, ковши.

Ковши – это вообще отдельная история: черпаки, скобкари (с двумя ручками), наливки (маленькие ковши), ополовники и ещё, огромное количество разновидностей ковшей.

А в заключении статьи необходимо вспомнить о таком традиционно русском столовом предмете, как самовар. Традиция чаепития появилась в России относительно недавно – чуть больше трехсот лет назад.

А этот «водогрейный для чаю сосуд с медною трубой» появился… нет, не в Туле. Первый тульский самовар сделал мастер Лисицын в 1778 году. А на Урале самовары стали делать с 1740 года. И у нашего русского самовара были предшественники в Европе. Правда, русский самовар и его европейский аналог, похожи только по названию.

Не буду заниматься критикой, а обращу ваше внимание только на один интересный факт. Вам доводилось пить чай из настоящего самовара? Не из электрического! Из настоящего русского самовара? Всё дело в том, что в русском самоваре вода прогревается равномерно, а не бурлит снизу вверх. В результате, содержащиеся в воде соли, накипь, механические частицы оседают на дно самовара, а не взбалтываются. Соответственно, в чай весь этот «мусор» не попадает. Наши предки были мудры.

Обязательным атрибутом русского самовара был поднос.

Ну вот, пожалуй и всё о традициях русской кухни.

Надеюсь, мне удалось вас убедить, что русская кухня имеет свои глубокие традиции не только в приготовлении блюд, но и в использовании кухонного инвентаря и посуды. Это часть русской культуры, которая сегодня благополучно забывается.

Мебели в крестьянской избе было немного, да и разнообразием она не отличалась - стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в 19 веке.

СТОЛ занимал в доме важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы. К столу относились с уважением, называли «Божьей ладонью», дарующей хлеб насущный. Поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. В будничные дни стол стоял без скатерти, на нем могли находиться лишь хлеб, завернутый в скатерть, и солонка с солью. В праздники его ставили посреди избы, накрывали скатертью, украшали нарядной посудой. Стол считался местом, за которым происходило единение людей. Человек, которого хозяева приглашали за стол, считался в семье «своим».

ЛАВКИ из дерева традиционно выполняли две роли. Прежде всего, они были подспорьем в хозяйственных делах, помогали выполнять свое ремесло. Вторая роль - эстетическая. Украшенные разнообразными узорами лавочки ставились вдоль стен обширных помещений. В русской избе лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сиденья, спанья, хранения хозяйственных мелочей. Каждая лавка имела свое название.

Домик няни Арины Родионовны в Михайловском. Долгая лавка.

Лавка около печки называлась кутной , так как располагалась в бабьем куте. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугуны, укладывали испеченный хлеб.
Судная лавка шла от печи до передней стены дома. Эта лавка была выше остальных. Под ней были раздвижные дверцы или занавеска, за которыми располагались полки с посудой.
Долгая лавка - лавка, отличающаяся от других своей длиной. Она тянулась либо от коника к красному углу, вдоль боковой стены дома, либо от красного угла вдоль стены фасада. По традиции она считалась женским местом, где занимались прядением, вязанием, шитьем. Мужскую лавку называли коником , как и рабочее место крестьянина. Она была короткая и широкая, имела форму ящика с откидной плоской крышкой или задвижными дверцами, где хранился рабочий инструмент.

В русском быту для сидения или спанья использовали также СКАМЬИ . В отличие от лавки, которая прикреплялась к стене, скамья была переносной. Ее можно было в случае нехватки спального места поставить вдоль лавки, чтобы увеличить пространство для постели, или поставить к столу.

Под потолком шли ПОЛАВОШНИКИ , на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил - ПОЛАТИ . На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе.

Посуду хранили в ПОСТАВЦАХ : это были столбы с многочисленными полками между ними. На нижних полках, более широких, хранили массивную посуду, на верхние, более узкие, ставили мелкую посуду. Для хранения отдельной посуды служил ПОСУДНИК - деревянная полка или открытый шкафчик. Посудник мог иметь форму замкнутой рамы или быть открытым сверху, нередко его боковые стенки украшали резьбой или имели фигурные формы. Как правило, посудник находился над судной лавкой, под рукой хозяйки.

Редко в какой крестьянской избе не было ТКАЦКОГО СТАНКА , каждая крестьянская девушка и женщина умела ткать не только простой холст, но и бранные скатерти, полотенца, клетчатые понёвы, заклады для шушпанов, насундучники, постилки.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы на железный крюк нарядную ЛЮЛЬКУ . Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Постоянной принадлежностью быта русской женщины - с юности и до глубокой старости - была ПРЯЛКА . Нарядную прялку мастерил добрый молодей своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. Поэтому в ее украшение вкладывалось много душевного тепла. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память о матери следующему поколению.


СУНДУК
в избе занимал место хранителя семейного быта. В нем помещались и деньги, и приданое, и одежда, и простые бытовые мелочи. Поскольку в нем хранили самое ценное, в нескольких местах его оковывали для прочности железными полосами, закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья. На Руси было распространено два вида сундуков - с плоской откидной крышкой и выпуклой. Были маленькие сундуки, похожие на шкатулки. Сундук изготавливался из дерева - из дуба, реже из березы.

В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ЛАРЬ . По форме он был похож на сундук, но сделанный более просто, грубо, не имел украшений. В нем хранили зерно, муку, на базаре использовали для продажи съестного.

Крестьянская утварь

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари. Утварь - это все предметы, необходимых человеку в его обиходе: посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.

В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках, торжках, особенно это касалось бондарной и токарной утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов.

Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось КОРОМЫСЛО - толстая изогнутая дугой деревянная палка с крючками или выемками на концах. Предназначалось для носки ведер с водой на плечах. Считалось, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле.

Ношение воды на коромысле - целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, коромысло - в правой. Коромысло имело форму дуги. Оно ложилось удобно на плечи, а ведра, одетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.

ВАЛЁК - массивный, изогнутый кверху деревянный брусок с короткой рукояткой - служил не только для обмолота льна, но и для выколачивания белья во время стирки и полоскания, а также для беления готового холста. Изготавливали вальки чаще всего из липы или березы и украшали трехгранно - выемчатой резьбой и росписью. Самыми нарядными являлись подарочные вальки, которые парни преподносили девушкам. Одни из них выполнялись в виде стилизованной женской фигуры, другие украшались сквозными отверстиями с бусинами, камешками или горошинами, которые при работе издавали своеобразный «журчащий» звук.

Валек клали в колыбель новорожденного в качестве оберега, а также подкладывали его под голову ребенку во время обряда первой стрижки волос.

РУБЕЛЬ - предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Он представлял собой пластину из дерева твердых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне нарезались поперечные скругленные рубцы, вторая оставалась гладкой и иногда украшалась затейливой резьбой. Отжатое вручную белье наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катанием». Изготавливался рубель из древесины твердых лиственных пород: дуба, клена, бука, березы, рябины. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.

Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кадки, лукошки разной величины и объема.

БОЧКИ в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льна, рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого товара.

Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались КАДКИ . Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это делалось для того, чтобы соления и мочения всегда находились в рассоле, не всплывали на поверхность. Крышка берегла продукты от пыли. У кружка и крышки имелись небольшие ручки.

УШАТ - деревянная емкость с двумя ручками. Применялся для наполнения и ношения жидкости. Ушат использовался для разных целей. В древности во время праздника в них подавали вино. В повседневной жизни в ушатах держали воду, запаривали веники для бани.

ЛОХАНЬ - круглая или продолговатая деревянная посудина с невысокими краями, предназначенная для различных хозяйственных надобностей: для стирки белья, мытья посуды, сливания воды.

ШАЙКА - тот же ушат, но предназначенный для мытья в бане.

На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был ГОРШОК . Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи. Они редко украшались орнаментом. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов.

Для подачи на стол кушаний использовалась такая столовая утварь как БЛЮДО . Оно было обычно круглой или овальной формы, неглубоким, на невысоком поддоне, с широкими краями. В крестьянском быту были распространены главным образов деревянные блюда. Блюда, предназначенные для праздничных дней, украшались росписью. На них изображались растительные побеги, мелкие геометрические фигуры, фантастические животные и птицы, рыбы и коньки. Блюдо использовалось как в повседневном, так и в праздничном обиходе. В будни на блюде подавалась рыба, мясо, каша, капуста, огурцы и другие "густые" кушанья, съедавшиеся после похлебки или щей. В праздничные дни помимо мяса и рыбы на блюде подавались блины, пироги, булочки, ватрушки, пряники, орехи, конфеты и прочие сладости. Кроме того, существовал обычай подносить на блюде гостям чарку с вином, медовухой, бражкой, водкой или пивом.

Для питья хмельных напитков пользовались ЧАРКОЙ . Она представляет собой небольшой сосуд круглой формы, имеющий ножку и плоское дно, иногда могла быть ручка и крышка. Чарки обычно расписывались или украшались резьбой. Этот сосуд употреблялся как индивидуальная посуда для питья браги, пива, хмельного меда, а позднее - вина и водки в праздничные дни.

Чарку чаще всего использовали в свадебном обряде. Чарку с вином предлагал новобрачным священник после венчания. По очереди они отпивали из этой чарки по три глотка. Допив вино, муж бросал чарку под ноги и топтал ее одновременно с женой, приговаривая: "Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между нами раздор и нелюбовь". Считалось, что кто из супругов первым наступит на нее, тот и будет главенствовать в семье. Первую чарку с водкой хозяин подносил на свадебном пиру колдуну, которого приглашали на свадьбу в качестве почетного гостя, чтобы избавить молодых от порчи. Вторую чарку колдун просил сам и лишь после этого начинал защищать новобрачных от недобрых сил.

ЕНДОВА - деревянная или металлическая чаша в виде ладьи с носиком для слива. Использовалась для разлива напитков на пирах. Ендова была разных размеров: от вмещавших ведро пива, браги, медовухи или вина до совершенно маленьких. Металлические ендовы украшались редко, так как они не ставились на стол. Хозяйка лишь подносила их к столу, разливая напитки по чаркам и кубкам, и сразу уносила. Деревянные же были очень нарядные. Любимыми узорами были розетки, веточки с листиками и завитками, ромбики, птицы. Ручку делали в виде головы коня. Сама форма ендовы напоминала птицу. Так в украшении использовалась традиционную символику. Деревянную ендову ставили на середину праздничного стола. Она считалась застольной посудой.

КУВШИН - сосуд для жидкости с ручкой и носиком. Похож на чайник, но обычно выше. Делался из глины.

КРИНКА - глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое и широкое горлышко, диаметр коорого рассчитан на обхват его рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняло свежесть, а при прокисании давало толстый слой сметаны.

КАШНИК - горшок с ручкой для приготовления и подачи на стол каши.

КОРЧАГА - это глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: использовался для нагревания воды, варки пива и кваса, браги, кипячения белья. В корчагу пиво, квас, воду вливали через отверстие в тулове, расположенном около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага, как правило, не имела крышки.

Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.

КОЧЕРГА - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.

УХВАТ ИЛИ РОГАЧ - длинная палка с металлической вилкой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны. Обычно ухватов в избе было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи было женским делом. Иногда ухват использовали и как орудие нападения и обороны. Также ухват использовали в обрядах. Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи. Выходя из избы, она брала его с собой в качестве посоха. Существовала примета: чтобы при уходе из дома хозяина не ушел из дома домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой. Когда выносили из дома покойника, на то место, где он лежал, укладывали ухват, чтобы защитить дом от смерти. На святках из ухвата и надетого на него горшка делалась голова быка или лошади, туловище изображал человек. Придя на святочное гуляние, быка «продавали», то есть ударяли по его голове топором, чтобы горшок разбился.

Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. ПОМЕЛО представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка.

При помощи ХЛЕБНОЙ ЛОПАТЫ в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях.

Дом Пушкина А.С. в Михайловском. Кухня.

СТУПА - сосуд, в котором размалывают или измельчают что-либо при помощи песта, деревянного или металлического стержня с круглой рабочей частью. Также в ступах растирали и смешивали вещества. Ступы имели разную форму: от небольшой миски до высоких, более метра в высоту, ступ для размалывания зерна. Название произошло от слова ступать - переставлять ногу с места на место. В русских деревнях в повседневном хозяйственном быту использовали в основном деревянные ступки. Металлические ступки были распространены в городах и в богатых семьях крестьян Русского Севера.

Домик станционного смотрителя в Выре, Гатчинский район. Кухонная утварь: в углу стоит ступа с пестом.

РЕШЕТО И СИТО - утварь для просеивания муки, состоящая из широкого обруча и натянутой на него с одной стороны сетки. Решето отличалось от сита более крупными отверстиями в сетке. Его использовали для сортировки муки, привезенной с деревенской мельницы. Через него отсеивалась мука более крупного помола, через сито - более мелкая. В крестьянском доме сито использовалось и как тара для хранения ягод и фруктов.

Решето использовали в ритуалах как вместилище даров и чудес, в народной медицине в роли оберега, в гаданиях в роли оракула. Воду, пролитую через решето, наделяли целебными свойствами, омывали ею ребенка, домашних животных в лечебных целях.

КОРЫТО - открытая продолговатая емкость. Изготавливалось из половинки целого бревна, выдалбливалось с плоской стороны. Корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение: для сбора урожая яблок, капусты и других плодов, для заготовки солений, для стирки, купания, остуживания пива, для замеса теста и кормления скота. В перевернутом виде использовали как большую крышку. Зимой дети катались на нем с горок, как в санках.

Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, берестяных туесах и бураках. В ходу были плетеные изделия - лукошки, корзины, короба из лыка и прутьев.

ТУЕС (УРАК) - короб цилиндрической формы с крышкой и ручкой-дужкой, изготовленный из бересты или луба. Туеса различались по своему назначению: для жидкости и для сыпучих предметов. Для изготовления туеса для жидкости брали сколотень, то есть бересту, снятую с дерева целиком, без разреза. Под сыпучие продукты туес делали из пластовой бересты. Различались они и по форме: круглые, квадратные, треугольные, овальные. Туеса разной формы и размера были у каждой хозяйки, и у каждого было свое предназначение. В одних хорошо сохранялась и защищалась от влаги соль. В других держали молоко, масло, сметану, творог. В них наливали мед, подсолнечное, конопляное и льняное масло; воду и квас. В туесах продукты долго сохранялись свежие. С берестяными туесами ходили за ягодами в лес.

Плывёт утица

С незапамятных времен дерево на Руси было самым любимым материалом. Из него строили дома, делали орудия труда, изготовляли предметы домашнего обихода. И так веками. Из поколения в поколение передавались приемы обработки дерева, умение разбираться в свойствах разных его пород.

Деревянная посуда - один из самых интересных разделов народного творчества. Русские мастера достигли такого совершенства ее форм , что изготов­ленные ими вещи с полным правом можно назвать произведениями скульптуры . А удивительные узоры и краски, покрывающие многие изделия! Обычные ве­щи становились явлением подлинного искусства , в котором сказались и неисчерпаемая фантазия рус­ского народа, и его особое понимание красоты.

Дерево недолговечно, поэтому дошедшая до нас посуда немногочисленна. Большинство изделий - XIX века, а вещей XVII - уже единицы, и встретить их можно только в больших музеях. О древнерусской посуде судить приходится по археологическим раскопкам. Иногда они бывают очень удачны. На­пример, в Новгороде ученые раскопали деревянные миски, ложки, обломки ковшей X-XII веков!

Древняя посуда и более поздняя во многом схожи. Это и понятно: народное искусство традиционно, и многие мотивы - скажем, изображение коней , птиц , солнечных розеток - живут в нем с глубокой древ­ности. В то же время, перенимая ремесло у отцов, бережно сохраняя его основу, каждое новое поколе­ние мастеров вносило и свое собственное понимание старых форм.

Посуда наших предков необыкновенно разнообраз­на. Тут долбленые ковши и точеные миски, жбаны бондарной работы и резные ложки - трудно даже перечислить все виды. Посуда из дерева служила самым разным слоям населения деревни и города, потому спрос на нее постоянно увеличивался. Росло и число мастеров, занимавшихся подобным промыс­лом. В основном это были крестьяне. Они не порывали с главным своим трудом, а выделкой посуды занима­лись чаще всего в зимнее время. Готовую продукцию скупали и развозили по всей России купцы.

Деревянную посуду делали повсюду. Но были и крупные центры - в Московской, Калужской, Твер­ской губерниях; Троице-Сергиев монастырь. Много ее производилось на севере, особенно в Кирилло-Белозерской обители.

В каждом районе преобладали свои, местные, формы посуды и способы ее украшения: тут - кра­сочная роспись, там - искусная резьба. По этим признакам исследователи народного творчества определяют, где выполнена та или иная вещь.

Уже в XVI веке деревянную посуду вывозили для продажи за русские рубежи. Там она чрезвычайно дорого ценилась, особенно в восточных странах. О высоком качестве ее говорит и то, что деревянные сосуды наряду с золотыми и серебряными жерт­вовали в церкви и монастыри. Нередко их препод­носили в дар царям, а те, в свою очередь, жаловали изделия русских мастеров чужестранным послам и монархам.

Какие породы дерева применялись для посудного дела? В богатой лесами стране выбор у мастеров был большой. Брали березу, осину, хвойные породы. Из более мягкой липы резали ложки и ковши-налив­ки, которыми разливали напитки из больших ковшей. В документах порой упоминаются «ложки прямизны» и «ковши коренные» - что это? «Прямизной» назы вали древесину ствола, а «коренные» сосуды выпол­нялись из мощных корневищ. Крестьянин исполь­зовал все, что давала ему природа: в ход шли дре­весные развилины, луб, кора, даже гибкие корни, удобные для плетения. Особенно прочна и красива была посуда из капа - нароста на дереве, зато она и стоила больших денег.

Многие столетия верой и правдой служила русско­му человеку деревянная посуда. Лишь в прошлом веке начала ее вытеснять более дешевая фабрич­ная - фаянсовая, фарфоровая, стеклянная. Много ли времени прошло, а уже не встретишь на нашем столе ни ковшей, ни братин, ни ендов. Увидеть их можно только в музее: красивые, ладные, необычайно естественные, вещи эти рассказывают нам об удиви­тельном искусстве наших предков. За редким исклю чением, мы не знаем имен мастеров - даже самые талантливые не подписывали своих работ. Просто передавали умение детям, внукам - всем последую­щим поколениям. Потому и воспринимаем мы эти изделия как творения целого народа.

Древние традиции продолжают жить и в наши дни. Современные мастера Хохломы, Городца, Архан­гельской области бережно хранят и развивают их, создавая новые изделия, украшающие быт человека.

Ковш

Ковш- самый распространенный вид праздничной посуды для напитков. В больших сосудах, вмещавших до нескольких ведер, подавали на стол мед, пиво, квас. Но пили гости из малых ковшей, которые повторяли форму больших. Вместе они составля­ли цельный ансамбль - главное укра­шение стола.

Очень выразительны ковши в виде ладьи или плывущей птицы. Ковш с двумя рукоятями, напоминающими голову и хвост утки, сделан на Север­ной Двине. Название его - скобкарь - очень древнее и сохранилось только на Севере. Обратите внимание на нарядную роспись, которой северо­двинские мастера украшали самые разные предметы крестьянского быта.

Ковш с изображением конских го­лов выполнен в Тверской губернии (ныне Калининская область). Такие сосуды там называли «конюхами». Поверхность их украшали резьбой. В самом центре - геометрическая розетка - древний символ солнца. Да и сама форма ковшей уводит нас в глубокую старину: водоплавающая птица и конь некогда были символами воды и солнца: Во, всяком случае, образец ковша-скобкаря в виде плыву­щей птицы, найденный в свое время на Урале, ученые датируют II тыся­челетием до нашей эры.

Хлебница

Самое почетное место на столе искони занимали хлеб да соль. Неда­ром ими встречали самых дорогих гостей. «Без соли, без хлеба - худая беседа»,- говорили на Руси. Тем не менее: «Хлеб-соль ешь, а правду режь!»

Хлеб хранили в специальных коробейках-хлебницах, для изготовления которых обычно использовали луб - слой между корой и сердцевиной дерева. В такой посуде хлеб не черст­вел и не плесневел. Хлебница, которую вы видите на снимке, распи сана рукой талантливого крестьянско­го художника Якова Ярыгина, он жил в начале XIX века в Архангельской области. Это один из немногих народ­ных мастеров прошлого, имена кото­рых удалось установить.

Солоница-стульчик, солоница-уточка.

Соль стоила очень дорого. Потому и сосуды, где она хранилась, с особой заботливостью украшали росписью и резьбой. Известны две основные формы солоницы. Одна - стульчик с поднимающимся сиденьем-крышкой, в котором отразились очертания древ­него княжеского трона. Другая, со спинкой, что одновременно служила крышечкой, напоминала все ту же плывущую утицу.

Братина

Название, вероятно, происходит от «братчин» - праздничных засто­ лий, известных по документам с XII века. Обычно у такой посудины шарообразное тулово, перехваченное вверху горлышком-венцом с отогну­ тыми краями.

Перед вами одна из самых ста­ рых братин, дошедших до наших дней. Она изготовлена в XVIII веке на Русском Севере. Тулово украшено расписным чешуйчатым орнаментом. Над ним - полоса, которая поначалу воспринимается как узор. Но, вглядев­шись внимательнее, мы прочтем: «Господа, гостите, пьяны не напивай­тесь, вечера не дожидайтесь».

Надписи на деревянной посуде не часты. Порой они говорят о месте создания вещи, рассказывают о ее хозяине. Большую ценность представ­ляют даты, тоже иногда встречающие­ся. Если ж их нет, то по манере написа­ния букв ученые-палеографы помога­ют приблизительно датировать пред­меты. Надписи вроде той, что мы прочли, как бы доносят до нас живое дыхание наших предков, как и мы, ценивших веселую шутку.

Ендова, кубки

Другой старинный сосуд для на­ питков - ендова. Это круглая чаша, выдолбленная вручную или выточен­ная на станке. А вот носик-слив ма­ стер всегда вырезал вручную, украшая его иногда резьбой. Ендовы были самые разные - от совсем маленьких до ведерных.

Ендова на иллюстрации - едва ли не красивейшая в собрании Государ­ ственного Исторического музея, бога­ то украшенная росписью и резьбой. Сделана она в XVIII веке на Северной Двине. Там же столетием позже изготовлены и кубки. Наряду с малы­ ми ковшами, стаканами, чарками куб­ ки издавна использовались на Руси во время праздничных пиров.

Два ставца, две ложки

Ставец - наиболее распространен­ ная посуда для еды - вытачивался на токарном станке. Он состоял из двух глубоких чаш, одна из них служи­ ла крышкой, но можно было исполь­ зовать и каждую половину в отдель­ ности. Такая вещь особенно удобна в дороге. В документах упоминаются ставцы разной величины; «ставы», «ставцы» и «ставчики». Поговорка же «всякий старец имей свой ставец» указывает на то, что это индивидуаль­ ная посуда.


Наконец, ни праздничный, ни обыденный стол не мог обойтись без деревянной ложки. В старой России их делали до нескольких миллионов штук в год. Причем самые разные: из капа - да еще в серебряной оправе; художественной работы - с росписью или резьбой; с укорочен­ ным стеблем, чтобы в дороге убирать в ставец. Но большинство составляли самые обычные ложки простой и удоб ной формы. Ложкарных центров было немало, но к XIX веку самыми попу­ лярными стали семеновские ложки, которые изготовляли в Семеновском уезде Нижегородской губернии (те­ перь Горьковская область). Отсюда их развозили по всей России и даже в другие страны.

О . СТРУГОВА

научный сотрудник Государственного Исторического музея