Зарождение китая. История китая с древнейших времен до наших дней. Политика древнего Китая

Китай — одно из самых больших и населенных государств мира, он также занимает лидирующие позиции по экспорту продуктов. Кроме того, Поднебесная может легко похвастаться многотысячелетней историей государства, которая по разным оценкам начинается от 3500 до 5000 лет назад.

История существования

В большей мере Древний Китай был имперской страной, но можно выделить еще и некоторые другие эры.

Итак, самые крупные периоды существования:

  • доимперское время (от начала палеолита и до появления первого государства);
  • Древний Китай (ранние формы правления и ранние империи);
  • классический период (с 3 в. до 1912 г.);
  • современная эпоха.

Пять императоров и три династии

Несколько мифической считается ранняя история Китая во времена правления пяти императоров, которые менялись один за другим:

  • Желтый император;
  • Чжуань-сюй;
  • Гао-Синь;
  • Шунь.

Эти императоры в разное время вели жестокую борьбу за власть, чтобы быть у престола. Так продолжалось с 27 века до н. э. и до 23 века до н. э.

После этого наступило затишье в виде первой династии Ся, которая правила с начала 23 века до н. э. и до середины 18 века до нашей эры.

Восточная страна начала свое активное развитие в период правления следующей династии — Шан-Инь, которая правила в 17-11 вв. до н. э. и была разделена на две эпохи - ранний Шан-Инь и поздний.

В это время зародилась письменность, поэтому об этом периоде известно уже больше. Также сформировались первые политические основы государства, а земледелие обрело новую форму возделывания почвы.

Борьба за власть следующей династии — Чжоу — привела к тому, что Шан-Инь была свергнута.

Эпоха Чжоу на ранних этапах западного периода (11 в. до н. э. - 771 год до н. э.) имела исключительно центральную власть. Но постепенно происходила децентрализация власти, особенно в восточный период (771-475 гг. до н. э.).

Династию Чжоу в Древнем Китае сменяет период борющихся царств, где несколько независимых государств начинают борьбу за власть и территории. Самыми большими из них были:

  • Чжао;
  • Цинь;
  • Хань.

Развитие восточной страны

Несмотря на постоянную борьбу, которая велась во времена борющихся царств, Древний Китай меняется во всех областях жизни. Бронзу сменяет железо, появляются новые ремесла, увеличиваются города.

Было создано немало произведений искусства, которые до сих пор пользуются огромной популярностью.

Появляются две основные философско-религиозные школы - конфуцианство и даосизм — благодаря Конфуцию и Лао-цзы. Обе школы с течением времени набирали популярность, и в современном Китае большая часть населения исповедует эти учения.

Объединение под правлением царства Цинь

В 221 году до н. э. династии Цинь удается объединить все земли в едином государстве, чему способствовали единый язык, культура, религия.

Царство Цинь имеет, наверное, самый короткий период правления - всего 11 лет, но за это время были проведены невероятные реформы, которые касались практически всех сфер жизни обычных людей.

Император Цинь Шихуанди смог сделать то, что не получалось ни у одного раннего императора. Кроме того, строительство одного из чудес света, которое сохранилось до наших дней, - Великой китайской стены, началось именно при этом императоре.

Ханьская эпоха в истории Китая

Империя Хань быстро сменила Цинь, но в этот период ничего не было утеряно, а наоборот, произошло значительное расширение территории: от пустыни Гоби до Южно-Китайского моря, от гор Памир до Ляодунского полуострова.

Древний Китай был великим и воинствующим в эпоху Хань, ведь удалось сокрушить сильных гуннов и основать Великий шелковый путь, который начал приносить большую прибыль государству.

Именно на династии Хань и заканчивается история Древнего Китая и начинается классическая эра.

Если вы хотите узнать больше о существовании Древнего Китая и его правлении, советуем вам просмотр следующего видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Боевые слоны - эффективное оружие древности в умелых руках. И пусть сейчас эти животные применяются только в мирных целях, свою роль в истории сражений и завоеваний они уже выполнили вполне. О том, как применялись боевые слоны в войнах древности, вы можете прочитать в нашей статье.

Китайской древней цивилизации насчитывается около 5000 лет . Найденные древние источники доказывают,что Китаю не меньше 3500 лет . Несколько веков после смерти первого императора Китай раздирали войны. К 626 году до н.э. в стране вновь наступил золотой век. Власть перешла к первому императору династии Тан - Тайцзуну . В столицу империи, переместившуюся в Чанъань , прибывали купцы по Великому шёлковому пути. По всему городу шумели базары. Мирно сосуществовали разные религии. Впервые простые люди, а не только знать, cмогли занимать государственные посты.Каждый кто рассчитывал получить место на государственной службе, должен был cдать экзамен. Население трудилось на производстве соли, бумаги, железа. Расцвели искусства и ремёсла. Крестьяне продавали свои товары на улицах, многих призывали в армию.

Первый император

До 221 года до н.э. Китай был поделён на несколько царств, каждое со своим правителем, воевавших между собой более 250-ти лет. Победу одержало государство Цинь (от этого слова происходит названия Китая в европейских языках). Его правитель взял себе титул Цинь Шихуанди , что значит "первый император Цинь". Он взошёл на престол всего в 13 лет. Блестящий полководец и политик, он сметал любого, кто стоял у него на пути. За крутой нрав его прозвали "циньским тигром ". Цинь приказал сжечь книги, которые противоречили его идеям, а несогласных учёных сбросить в яму. Но император боялся умереть. В его пышном дворце было более 1000 спален , и каждую ночь он менял место ночлега, cтрашась быть убитым во сне.
Цинь Шихуанди стремился сохранить единство империи. Он отстранил от власти прежних правителей,поселив их в столице Чанъань , заново поделил страну на области и назначил своих чиновников. По его указанию была построена сеть дорог и каналов. Для безопасности северной границы император велел возвести гигантское сооружение - Великую китайскую стену, часть которой сохранилась до наших дней. Император взялся восстанавливать силы и богатства страны после долгих войн. Письменность унифицировали. На всех изделиях, даже кирпичах, должно было стоять имя изготовителя: за плохую работу мастера могли наказать. Длина тележных осей должна была быть одинаковой, cоответствующей выбитой в дорогах колее. Китайские царства чеканили свою монету. При Цинь Шихуанди все монеты были круглыми, c дыркой для шнура.
Несмотря на все усилия, империя рухнула вскоре после смерти Цинь Шихуанди , в 210 году до н.э.

Великая Китайская стена

Долгое время Китаю угрожали жившие к северу от него кочевые племена сюнну (хунну, или гунны). Местные правители старались защититься, строя большие стены. В 214 году до н.э. император распорядился соединить их в одну гигантскую пограничную стену длиной более 3460 км. Строительством руководил военачальник Мэн Тянь , который посылал чиновников следить за работами. Cтену строили тысячи крестьян. Надсмотрщики с кнутом постоянно следили за темпом и скоростью работы. Солдаты охраняли стройку от вражеских нападений. Холод, cырость и опасные условия работы губили людей. Умерших хоронили прямо там, где они упали.

Рабочие пользовались простыми инструментами - кирками, лопатами, корзинами и грузовыми, ручными тачками. Для подъёмов громадных булыжников, плит и камней использовали строительные леса из связанных бамбуковых шестов. Насыпь из камней и земли покрывали каменные плиты.

Высота стены была 9 метров , а ширина такой,что по ней могла проехать колесница. В верхних частях укрепления строили сторожевые башни. В стене также конструировали щелевидные проёмы для стрельбы из луков и арбалетов.

В конечном итоге считалось, что Великая стена имеет силуэт китайского дракона головой на запад и хвостом на восток.

Cтолица Китая - Чанъань

При Танской династии Чанъань стал крупнейшим городом мира.Чанъань означает "навеки безопасный ".В городе проживало более миллиона постоянных жителей и множество иноземных купцов,путешественников и учёных. Одежда была из цветного шёлка. Только император мог носить жёлтую одежду. Дворец императора, окружённый высокой стеной, находился в северной части города. На городской площади выступали музыканты и танцоры. Дома из дерева покрывали лаком. На Крышу домов конструировали черепицу.

Жизнь богатой знати

Богачи жили на широкую ногу. Cостоятельные семьи имели прекрасные дома в 2-3 этажа. Пышные шёлковые одеяния, роскошные пиры, на которых слуги подавали блюда из свинины или оленины и напитки, приготовленные из проса и риса. Долгие часы посвящались наслаждению музыкой и поэзией, играм в шахматы и карты. Дома украшали предметы роскоши из золота и серебра, нефрита и фарфора. Популярны были лакированные изделия и живопись на шёлке. Знатные китайцы передвигались по городу в носилках - паланкине.

Великие изобретения

Китайцы были великими изобретателями. Во II веке до н.э. они изобрели бумагу, позже печать с помощью деревянных штампов. Они также сконструировали прибор для определения силы землетрясений. В эпоху династии Тан появились механические водяные часы, магнитный компас, бумажные игральные карты и тонкий фарфор.Был изобретён порох, с помощью которого устраивали фейерверки. Китайцы изобрели книгопечатание. Страницы были соединены в длинную полосу, книга сворачивалась свитком.

Великий шёлковый путь

Императоры Тан поощряли торговлю. Караваны верблюдов и лошадей увозили шёлк, фарфор, cоль, чай и бумагу по Великому шёлковому пути длиной более 7000 км . Он соединял Китай со Средиземноморьем и шёл через Центральную Азию, Персию, Cирию. Китайцы покупали у соседей меха, лошадей, золото, пряности. Меховые изделия везли с севера.
Путешествие по Великому шёлковому пути было долгим. Купцы отправлялись в путь караванами. Для ночлега разбивали лагерь. Великий шёлковый путь был назван так из-за огромного значения торговли шёлком.

Ремесло и искусство Китая

Китайцы научились добывать соль из подземных соленых вод. Рассол поднимали на поверхность и по бамбуковым трубам направляли в чаны, где вода выпаривалась.Во II веке до н.э. в Китае начали делать бумагу. Из древесины тутового дерева делали целлюлозную массу и сушили её на деревянных рамках. Буддийские монахи впервые принесли с Гималаев чайные кусты, которые в скором времени начали выращивать. Земледельцы вспахивали поля перед посевом проса и выращивали рис. Ирригация позволяла осваивать новые земли для посевов.Около VI века до н.э . китайцы научились делать шёлк из коконов шелковичного червя. Рабочие умельцы научились строить домны и выплавлять сталь. Их оружие и орудия труда стали прочнее. Дорожники трамбовали землю для прокладки дороги.
В Китае была очень популярна каллиграфия - искусство красивого письма. Художники украшали керамическую посуду цветной глазурью. Очертания превосходного красивого пейзажа скал в Южном Китае стали любимым сюжетом живописцев и художников.

Философия и путь познания

У китайцев никогда не было веры в единого бога. Они обожествляли природу, поклоняясь духам гор, рек и деревьев. У них сложились также две религиозно-философских школы, указывающие нормы человеческих отношений. Это учения Лаоцзы (даосизм) и Конфуция (конфуцианство). Основа даосизма - вера в гармонию с природой. Конфуцианцы уповали на добродетель, cемью и стабильность общества. Однако когда в I веке до н.э . из Индии был заимствован буддизм , он распространился очень широко. Монах Сюань Цзан вернулся и Индии с буддийскими трактатами для своих учёных собратьев в 629 году . К священным "Пещерам тысячи Будд" шли паломники. Более чем в 1000 пещерах находились стенные росписи, буддийские скульптуры и обширная библиотека.
Даосские мудрецы созерцали символ инь-ян . Китайцы считали, что инь и ян обладают великой силой со вселенной, а их равновесие обеспечивает гармонию мира.
Китайцы считали, что в теле человека существует сеть путей, по которым протекает энергия. Иглы, введённые в особые точки, влияют на ток энергии и исцеляют болезни. Этот метод лечения называется

С древних времён китайцы хоронили покойников вместе с предметами для загробной жизни. В могилах правителей находят не только еду, напитки и личное имущество, но и тела слуг, которые должны были пребывать в вечном услужении у своего господина. Китайцы почитали умерших предков, веря в их помощь и защиту.
Принцессу Доу Вань похоронили в одеянии из кусочков нефрита, cоединённых золотом. Нефрит должен был уберечь её тело от тления.
В гробнице императора погребли копию его армии в натуральную величину, cделанную из терракоты : 7500 пехотинцев, лучников, офицеров, колесницы и лошади. Арбалеты были взведены для выстрела при попытке ограбления. Там были и макеты дворцов, и наполненные ртутью, приводимой в движение колёсами, каналы, изображающие реку Янцзы . Над созданием этого трудились тысячи людей. В 1974 году гробницу случайно нашли рабочие, рывшие колодец.
Императорскую гробницу с "терракотовой армией " строили на горе Ли. Тела фигур делали отдельно, потом прикрепляли голову и руки.Внутри гробницы в подземных коридорах ряд за рядом стояли воины и кони. Лицо каждого воина отличалось от другого.

Тема 3: Культура Древнего Китая.

Введение. Китай – самая большая из обособленных и самая обособленная из известных цивилизаций. Жители Древнего Китая – одного из первых государств на Земле – создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постепенно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. Самобытность, высокая художественная и нравственная ценность культуры говорят о творческой одаренности и глубоких духовных корнях китайского народа.

РАННИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ КИТАЯ.

В древности Китай был изолирован в географическом отношении, от остального мира морем, горами, пустынями и степями Центральной Азии. Насколько известно у Китая не было прямых контактов с западными странами вплоть до 2 века до н.э. Поэтому его развитие шло во многом иначе, чем развитие других культур древности. Найденные археологами остатки поселений древнейших людей датируется 30 тыс. до н.э.

Первые земледельческие общины появились в долине реки Хуанхэ около 5 тыс.н.э. Эта культура получила название культуры Яншао . Земледельцы выращивали просо, фрукты, овощи, держали свиней и собак. С 4 тыс. до н.э. земледелие развивалось в долине реки Янцзы, где уже выращивали рис, разводили крупный рогатый скот, кур, овец, коз, а также буйволов для пахоты и перевозки грузов.

В 3 в. до н.э. при Цинь Ши-хуанди произошло объединение Китая в одном государстве. Он стал первым императором династии Цинь. Император добился больших успехов не только в объединении Китая, но и в совершенствовании законодательной и административной систем, а также ввел единую денежную систему.

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И НАУЧНЫЕ знания.

Подобно жителям Междуречья и Египта, китайцы самостоятельно создали письмо. Это произошло более 3 тыс. лет назад, следовательно, китайское письмо одно из древнейших в мире, хотя и моложе египетского. Китайское письмо возникло из рисунков. Постепенно начертание большинства иероглифов изменилось, и они перестали походить на изображаемый предмет. Каждый китайский иероглиф обозначал целое слово . Количество иероглифов в Китае первоначально было невелико, но оно непрерывно увеличивалось.

Самые древние надписи, найденные при раскопках, процарапаны на костях животных . Это лопатки и черепашьи щиты. Писать на костях неудобно. Более 3 тыс. лет назад китайцы стали использовать для письма бамбук . Его раскалывали на длинные дощечки, которые гладко выстругивали, писали на них кисточкой из тонкого мягкого волоса. Кисточку макали, в тушь , которую делали из угля и сажи. На длинных, узких дощечках писать можно только столбиком. Привыкнув к этому, китайцы, вплоть до последнего времени писали не горизонтально, а узкими вертикальными строчками. Наряду с бамбуком стали использовать шелк. Книга из шелка представляла собой широкую ленту, прикрепленную к деревянной палочке. Готовую книгу наворачивали на эту палочку в виде свитка. Шелковые книги было удобно читать и хранить, они легки и красивы, но очень дороги.

Сотни лет китайцы использовали для письма эти материалы; бумага изобретенная китайцами более 2 тыс. лет назад, была новым, созданным специально для письма, материалом.

В Китае, как и в других странах, научные знания зародились из потребностей людей. Успехам в архитектуре способствовало развитие математики. Уже в 1 тыс. до н.э. (5 в. до н.э.) древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. В 1 в. до н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков.

Древним китайцам принадлежат и многие технические изобретения – магнитный прибор, прародитель компаса, водяная мельница, машина-насос, поднимающая воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф.

Активно развивалась астрономия. Китайские астрономы сделали много ценных наблюдений: они изучали движение Солнца, Луны и пяти планет по отношению к неподвижным звездам, составили карту звездного неба, отметив на ней 2500 звезд, дали название 28 созвездиям, знали, что Луна сама не излучает свет, а светит отраженным солнечным светом. Уже во 2 тыс. до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц – на четыре недели. В 28 г. до н.э. впервые в истории человечества описали пятна на Солнце.

Значительных успехов достигла медицина. Она имеет 3000-летнюю историю. В Древнем Китае впервые было написано сочинение под названием «Фармакология». Врачи прекрасно разбирались в лекарственных травах и обратили внимание на то, что если в организм человека ввести сок некоторых растений, то он не так сильно чувствует боль. Обезболивающие средства использовались при хирургических операциях. Китайские врачи открыли в древности новый способ лечения больных – иглоукалывание. Врач колол тело больного специальными металлическими иглами, выбор места укола зависел от недуга, которым страдал больной. Современные врачи используют иглоукалывание и считают, что этим способом можно лечить многие болезни, плохо поддающиеся лечению обычными лекарствами.

В Китае развивалась историческая наука. . «Отцом китайской истории» по праву считается Сыма Цянь, создатель «Исторических записок». Сыма Цянь не боялся писать правду о властителях современного ему Китая. Он был безукоризненно честным человеком и добросовестным ученым. Китайский историк осуждал жестокие законы своего времени, послушных царю чиновников и самого царя – «сына неба» - единовластно правящего огромной страной. Сохранилось предание: царь прочитав книгу Сыма Цяня, пришел в ярость, он приказал уничтожить те главы в которых говорилось о нем самом, а знаменитого ученого бросить в тюрьму, где тот и умер.

В целом достижения китайской науки сыграли очень большую роль в развитии мировой научной мысли.

3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

О жизни китайского народа в древности мы многое узнаем из созданных им произведений искусства. Уже в 3 тыс. до н.э. в Китае высокого уровня достигают гончарные изделия – вазы, чаши, кувшины. Они украшались сложными геометрическими рисунками (ромбами, кругами, зигзагами), а также зооморфными изображениями. Во 2 тыс. до н.э. китайцы изобрели технику бронзового и серебряного литья. Изделия из бронзы свидетельствуют об усложнениях религиозно-мифологических представлений китайцев. Ручки, крышки и углы бронзовых сосудов делались в виде бычьих голов и туловищ драконов. Из всех тотемных животных основными покровителями человека чаще всего выступают тигр, баран, дракон. В пластике часто встречается образ богини плодородия, которая традиционно изображалась молодой прекрасной женщиной несущей плоды.

К началу 1тыс.до н.э. относятся памятники древне – китайской литературы – «Книга песен», содержащая более 300 песен и стихов и «Книга перемен». На конец 1 тыс. до н.э. приходится расцвет живописи и ваяния. Особенно были развиты живопись тушью на бумаге и шелке, а также искусство фресок. Развивались прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой, резьба по кости и нефриту, совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства фарфора. Великолепны были разнообразные лаковые изделия.

Огромное значение для китайского искусства играла природа. Она наполняла китайскую поэзию символами. Поэты и художники черпали вдохновение в образах вестников весны: цветах сливы; в хризантеме, не боящейся холодов; в одиноком облаке, проплывающем на недосягаемой высоте; в грациозных извивах одинокой сосны и т.д. Вместе с тем в песнях и стихах труженики Китая выразили свое отношение к разделению людей на классы и к эксплуатации человека человеком.

4.АРХИТЕКТУРА.

Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в 1 тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в 2-3 и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз. Такой тип сооружений назывался – пагода .

В 3 в. до н.э. было построено более 700 императорских дворцов, один из которых, Уфан, был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек.

Китайские зодчие приобрели славу двум своеобразными памятниками. Во-первых, это Великий канал, который строился на протяжении многих веков и представлял собой сложное гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания и очищения воды.

Во-вторых, это Великая Китайская стена . Воинственные племена гуннов кочевали к северу от Китая и нападали на китайские города и села. Цари нескольких государств строили стены вдоль северных границ, но стены стояли далеко друг от друга. Цинь Ши-хуанди приказал соединить все ранее выстроенные укрепления одной длинной стеной. На строительство было собрано множество крестьян, рабов, воинов, осужденных. Тысячами гибли люди на постройке.

Землекопы рыли глубокие рвы для фундамента в твердой каменистой почве. Из больших гранитных глыб каменщики складывали фундамент, а затем из кирпича, камня и земли выкладывали стену, которая стоит до сих пор, ее длина около 3000 км. Через каждые 100-120 м. расположены сторожевые башни. Великая Китайская стена является и памятником архитектуры Древнего Китая и памятником жестокой царской власти. Постройка ее была возможна только при огромном напряжении сил всей страны. Это единственное творение человеческих рук, которое можно увидеть из космоса.

5.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КИТАЯ.

Ученых Китая, страны, чья музыкальная культура уходит своими корнями в глубокую древность всегда волновали вопросы о музыке. Старинные письменные источники изобилуют сведениями о высоком уровне музыкального искусства. Уже во 2 тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые – из бамбука, глины и др. В 1 тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная служба в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство ею. И все же лишь в 1978 году было сделано открытие, которое дало возможность ответить на многие вопросы истории музыки, позволило воссоздать картину музыкальной жизни Древнего Китая, даже воспроизвести живое звучание музыки того времени.

В мае 1978 г. во время строительства обнаружили захоронение. В гробнице был обнаружен скелет мужчины умершего в возрасте 45 лет; из надписи на погребальных предметах выяснилось, что его звали И, и что он был правителем царства Цзэн, существовавшего в 475-221 гг. до н.э. В боковых камерах были найдены скелеты 21 молодой женщины в возрасте от 13 до 25 лет. Специалисты считают, что это были певицы и танцовщицы, захороненные вместе с хозяином. Захоронение датировано 433 г. до н.э.

В могиле найдено около 7 тыс. предметов: сосуды, оружие, украшения, драгоценности, ткани, керамика. Но главное, за всю археологию Китая, не было найдено такого количества музыкальных инструментов, ни по количеству, ни по древности, ни по сохранности. Ученые даже не предполагали увидеть древние струнные и духовые инструменты из дерева и бамбука, пролежавшие под землей более 2 тыс. лет и сохранившиеся так хорошо, что из них можно было даже извлечь звуки. Всего их – 124 , в том числе 32 циня (каменные колокола) и 27 инструментов разных видов: барабаны, цитры, шэны (духовые язычковые инструменты), пайсяо, чи (разновидности флейты). Однако наиболее значительной находкой оказались бронзовые колокола – бяньчжун . Не только потому, что они, естественно лучше сохранились. И раньше находили бронзовые колокола – от 3 до 20, но в могиле правителя И было 65 колоколов искусной работы. Общий вес колоколов – 2,5 тонны. Большой интерес представляют и надписи на колоколах – 2800 иероглифов, содержащих свод сведений по теории музыки и музыкальные тексты.

Находка эта имеет не только чисто историческую, музейную ценность. Уже в 1979 г. лучшими мастерами были созданы точные копии всех инструментов, найденных в гробнице правителя царства Цзэн и из них образован ансамбль «Бяньчжун». И зазвучал оркестр, игравший некогда во дворце китайского правителя.

6.ЛИТЕРАТУРА И МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

Древний Восток, создавший древнейшие виды письма, стал родиной литературы, закрепившей в народной памяти мифы и легенды, сказки и песни, пословицы и поговорки в совершенной художественной форме.

СКАЗКА «БЕЗУПРЕЧНЫЙ ШУНЬ»

Образ Шуня на протяжении многих веков его разработки китайскими поэтами и философами испытал сильные изменения. Первоначально это герой охотник на слонов, которых ему удалось приручить. Впоследствии слон становится младшим братом Шуня. Борьба между охотником и слоном превращается в соперничество двух братьев, в котором победу одерживает Шунь. Сюда же прибавляется сюжет о злобной мачехе ненавидящей пасынка. И наконец, вмешательство в разработку сказки философов-конфуцианцев привело к тому, что Шунь превращается в добродетельного сына и идеального правителя.

МИФОЛОГИЯ.

Со словом «Китай» связаны такие понятия как Великая Китайская стена, рис, чай, шелк, бумага, компас. Понятие «миф» в обыденном сознании с Китаем не ассоциируется. Однако китайцы обладают не менее богатым мифологическим наследием, чем греки. Оно нам просто менее известно. С китайскими мифами европейцы познакомились в 18 веке. Именно тогда ряду европейских философов казалось, что историю цивилизации должно начинать с Китая. Это мнение опиралось на представление о том, что Китай – родина самых древних философов. Однако это мнение ошибочно: китайские философы не древнее греческих и много моложе египетских.

Китайские мифы не рассказывались, а пелись , сопровождаемые ударами, гудениями, рокотом музыкальных инструментов. Их героями были первопредки и цари-мудрецы, создатели человеческой культуры. Песни-мифы, на основании которых философами создавалась фиктивная история, частично сохранились в сборниках «Шицзин» («Книга песен») и «Шуцзин» («Книга истории). Китайский историк Сыма Цянь так сказал об отборе песен: « В древности песен (ши) было более 3000. Конфуций отбросил негодные и взял то, что соответствует правилам и должному.» Поскольку дошедших до нас песен-мифов 305 , ясно, что негодными признано девять десятых мифологического наследия древних китайцев. Что касается принципов отбора, то они определялись задачами воспитания народа в духе конфуцианства с его идеализацией старины, почитанием предков, верность нормам государства.

Китайцы, как и другие народы, почитали животных – змей, ласточек, медведей, слонов, считая их покровителями отдельных родов и племен. Со временем одна из таких покровительниц, змея, приняла в воображении рассказчиков мифов облик чудовищного змея - дракона , которому было приписано господство над метеорологическими явлениями и небесными телами, водной стихией и особое покровительство царям. Таким же образом почитаемые реальные птицы превратились в фантастическую птицу Фэнхуан , ставшую символом царицы. Облик дракона был придан также богиням и богам, которым приписали создание мира и сотворение человека.

Китайцы, обитавшие на равнинах, почитали спасительные горы. Одна из них Куньлунь мыслилась стоящей в центре мира в виде опорного столпа для неба. Считалось, что на вершине этой горы находится резиденция верховного бога и небесного императора Шан-ди . Само небо мыслилось высшим существом, руководящим всем, что происходит на земле.

Главные герои китайской мифологии – прародители, представленные в виде реальных правителей и царей, создателей культурных благ: огня, земледелия, медицины, календаря, музыки, письменности. Китайские культурные герои выступают одновременно как открыватели мира, путешественники, проникающие в самые отдаленные уголки земли.

ВЫВОД. Китайская культура, является одной из древнейших. Ее самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких духовных корнях китайского народа. По глубине эстетического и поэтического проникновения в жизнь природы китайская культура не знает себе равных.

Ранний Китай


Китай является одной из самых древнейших цивилизаций в мире и одной из самых продолжительных по части своего существования. Старейшие культуры неолита, появившиеся до цивилизации в Китае были Пенгтустан, Джиаху, Пейлианг – все они датируются приблизительно седьмым тысячелетием до нашей эры.

Определить время основания Пенгтустана тяжело, и в качестве даты приводиться период с 9 000 по 5 500 год до н.э., хотя на его территории был найден одомашненный рис, который относится к седьмому тысячелетию до н.э. В Джиаху также были найдены одни из древнейших свидетельств выращивания рису.

Другой значительной находкой в Джиаху стали флйты, датируемые от 7 000 до 6 600 года до н.э. Пейлианг был одной из самых ранних культур в Китае, которая адаптировала гончарное дело. В Джиаху и Пейлианге развивалось выращивание зерна, разведение домашнего скота, хранение и перераспределение злаков. Памятки также говорят о наличии специализированных ремесел в этих культурах неолита.

Культура Лонгшан это культура, датируемая поздним неолитом, которая территориально занимала центр и низины долины Желтой реки в Китае. Культура названа так по имени местности Лонгшан, провинции Шандонг, где были проведены первые раскопки, давшие свидетельства существования этой общности. Приблизительная дата основания: 3000 – 2000 год до н.э.

Культура Эрлиту (2 200- 1 500 гг. до н.э.) это название, которое археологи дали обществу, существовавшему в Китае в начале Бронзового века. Культура была названа по имени местечка Эрлиту в Яньши, провинции Хенань. Этак культура широко распространилась в пределах провинции Хенань и Шанкси, а позднее появилась и в провинции Хубей. Многие китайские археологи идентифицируют культуру Эрлиту с династией Кса, в то время как западные ученые отказываются это признавать, так как в официальных исторических источниках нет никакого обращения к Эрлиту.

Самая рання династия, существование которой подтверждено археологами, это династия Шанг, образованная в 1750 году до нашей эры. Династия Шанг славится своими бронзовыми артефактами и пророческими костями, которые представляли собой панцирь черепахи или лопатку крупного рогатого скота, на которой были написаны первые китайские символы. Найдены эти предметы были в долине Хуанхэ в Йинксу, столице династии Шанг.

В дальнейшем каждая династия Древнего Китая внесла свою толику в развитие цивилизации. В древние времена именно в Китае были изобретены порох, бумага, спички. Здесь начали печатать первые в мире бумажные деньги. Жрецы, а затем и алхимики Китая выводили множество целебных эликсиров.

По научной версии начало возведению Великой Китайской Стены было положено в III веке до н.э. Основу для Стены положили небольшие валы - укрепления своих территорий разобщенными государствами внутри Китая.

Впервые Великая Стена, как средство защиты торговых путей и крестьян от набегов кочевников, была построена в эпоху правления императора Цинь Ши-Хуанди, который вошел в историю как объединитель китайской земли. В народе часто используется другое название Великой Китайской Стены - "Стена плача" или "Самое длинное кладбище мира". На протяжении нескольких тысяч лет Стену возводили миллионы людей, огромное множество из которых так и осталось здесь навечно.

В эту эпоху Стена состояла из рвов и земляных валов, утрамбованных в деревянной опалубке.

Династия Шанг известна не только тем, что является первой династией, чье существование подтвердили археологи. В эту эпоху активно развивалась письменность. Изначально иероглифы изображали на костях и бамбуке, но эти материалы были слишком тяжелыми и хрупкими, чтобы их было удобно перевозить и хранить. В эпоху династии Шанг был создан переходный от костей к идеальному материалу для письма - бумаге материал. Как не удивительно, в качестве него использовался такой дорогой материал, как шелк. В эту эпоху китайцы уже обладали навыками производства шелка.

Вторая половина I тысячелетия до н. э. в обществе Древнего Китая получила название Чжаньго - Борющиеся царства. Это была эпоха постоянных войн между мелкими княжествами и царствами, образовавшимися на развалинах некогда могущественной державы Чжоу. Со временем среди них выделялись семь сильнейших, которые подчинили своей власти слабых соседей и продолжали вести борьбу за наследство династии Чжоу: царства Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь . Но это была и эпоха изменений во всех областях жизни, производства и общественных отношений. Росли города, совершенствовались ремёсла, и развивалось сельское хозяйство, железо пришло на смену бронзе. Учёные и писатели создавали замечательные трактовки в области естествознания, философии, истории, романтики и поэзии продолжающие до сих пор волновать читателя. Достаточно сказать, что именно в это время жили Конфуций и Лао-цзы основатели двух философско-религиозных школ - конфуцианства и даосизма, приверженцами которых и сейчас считают себя большинство китайцев.

Несмотря на границы, это был единый мир, одна цивилизация, в ней создались все условия не только для объединения, но и выхода за свои географические пределы Такое объединение в рамках единой империи произошло в конце III в. до н. э. под властью династии одного из «семи сильнейших» - царства Цинь . Династия правила единым Китаем только одно поколение, всего 11 лет (с 221 по 210 г. до н. э.). Но какое это было десятилетие! Реформы затронули все стороны жизни китайского общества.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань

На смену ей пришла новая династия - Хань , которая не только не перечеркнула всё, сделанное первым императором Цинь Шихуанди , но сохранила, приумножила его достижения и распространила их на окружающие народы, от пустоши Гоби на севере, до Южно-Китайского моря на юге и от Ляодунского полуострова на востоке до гор Памира на западе. Империя древнего Китая, сложившаяся к концу III в. до н. э., просуществовала вплоть до конца II в. н. э., когда новые, ещё более значительные изменения привели её к кризису и распаду .

В дальнейшей истории цивилизации древнего Китая сменилось ещё немало династий, как местных, так и пришлых. Эпохи могущества ещё не раз сменялись периодами упадка. Но из каждого кризиса Китай выходил неизменно сохранившим своеобразие и преумножившим своё культурное богатство. Свидетелями очередного взлета китайской цивилизации являемся мы с вами и сейчас. А начало этого удивительного постоянства и своеобразия было положено в ту далёкую эпоху, когда рождалась Поднебесная империя Китая.

Улица китайского города эпохи Восточного Чжоу

Возникновение цивилизации древнего Китая

Царство Цинь среди других крупных образований Древнего Китая было не самым сильным и просвещённым. Оно находилось на севере страны, имело тяжёлые почвы и соседствовало с многочисленными кочевыми племенами. Но ограждённое естественными рубежами - рекой Хуанхэ и горными хребтами, - царство Цинь было более или менее защищено от вражеских вторжений и в то же время занимало удобные стратегические позиции для наступления на соседние державы и племена. Земли царства, лежащие в бассейнах рек Вэйхэ, Цзинхэ и Лохэ, очень плодородные. В середине III в. до н. э. одновременно с созданием канала «Чжэн Го» здесь проводились работы по осушению болот, что значительно повысило урожай. По территории царства Цинь проходили важные торговые пути, и торговля с соседними племенами стала одним из источников его обогащения. Особое значение для государства имела торговля с северными племенами - посредниками в торговле древнекитайских царств со странами Средней Азии. Из Цинь вывозили в основном железо и изделия из него, соль и шёлк. От скотоводческих племён севера и северо-запада жители царства Цинь получали шерсть, шкуры и рабов. На юго-западе царство Цинь торговало с жителями областей Му и Ба. Плодородные земли и горные богатства этих областей, лежавших к тому же на стыке торговых путей, которые вели далеко на юго-запад вплоть до древней Индии, стали причиной экспансии Циньского царства.

Со времени правления Сяо Гуна (361-338 гг. до н. э.) началось усиление Цинь. И дело было не только в успехах экономики и завоевательных походов. То же самое происходило и в других царствах древнего Китая.

В середине IV в. до н. э. в царстве Цинь были осуществлены важные реформы , способствовавшие его всестороннему укреплению. Их проводил сановник Шан Ян - один из наиболее видных представителей и ревностных последователей учения фацзя. Первой была земельная реформа , нанёсшая решительный удар по общинному землевладению. Согласно установлениям Шан Яна, земля стала свободно покупаться и продаваться. В целях централизации государства Шан Ян ввёл новое административное деление по территориальному принципу, нарушавшее прежние границы, установленные ещё старым родоплеменным делением. Всё царство было разбито на уезды (сян). Уезды дробились на более мелкие образования, во главе каждого были поставлены государственные чиновники. Самыми мелкими административными единицами стали связанные круговой порукой объединения из пяти и десяти семей. Второй реформой была налоговая. Вместо прежнего земельного налога составлявшего 1/10 часть урожая, Шан Ян ввёл новый налог, соответствующий количеству обрабатываемой земли. Это обеспечило государству ежегодный постоянный доход, не зависящий от сбора урожая. Засухи, наводнения, неурожаи теперь всей тяжестью ложились на земледельцев. Новая система взимания налогов обеспечивала огромные средства, необходимые правителям царства Цинь для ведения войн.

Согласно военной реформе Шан Яна, циньское войско было перевооружено и реорганизовано. В него включили конницу. Боевые колесницы, составлявшие основу военной мощи прежней потомственной аристократии, исключались из состава армии. Бронзовое оружие заменялось новым - из железа. Длинную верхнюю одежду воинов сменила короткая, как у кочевников-варваров, куртка, удобная в походе и бою. Армия была разделена на пятёрки и десятки, связанные системой круговой поруки. Солдаты, не проявившие должного мужества, подвергались суровому наказанию. После военной реформы Шан Яна циньская армия стала одной из самых боеспособных армий древнекитайских царств. Шан Яном было создано 18 степеней знатности за военные заслуги. За каждого взятого в плен и убитого врага полагалась одна степень. «Родовитые дома, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати», - говорилось в указе. Результатом реформ, проведённых Шан Яном, стало появление на месте прежде аморфного образования - царства Цинь - сильного централизованного государства. Уже со времени правления Сяо Гуна началась борьба Циньского царства за объединение под своей гегемонией всей территории Древнего Китая. Циньское царство не имело себе равных по силе и мощи. Дальнейшие завоевания царства, завершившиеся образованием империи, связаны с именем Ин Чжэна (246-221 гг. до н. э.). В результате многолетней борьбы он подчинил одно за другим все царства Древнего Китая: в 230 г. до н. э. - царство Хань, в 228 г. до н. э. - царство Чжао, в 225 г. до н. э. - царство Вэй. В 222 г. до н. э. было окончательно покорено царство Чу В этом же году сдалось и царство Янь. Последним - в 221 г. до н. э. - завоёвано царство Ци. Колесница, возничий и кони выполнены с необычайной точностью, передающей все детали прообразов. Сделавшись главой огромного государства, Ин Чжэн избрал для себя и своих потомков новый титул - хуанди (император). Позднейшие источники обычно именуют его Цинь Шихуанди , что буквально означает «первый император империи Цинь». Почти сразу после завершения завоеваний древнекитайских царств Цинь Шихуанди предпринял успешные походы против гуннов на севере и царства Юэ на юге. Китайское государство вышло за границы национального образования. С этого момента начинается отсчёт истории имперского периода.

Шелководство. Шелк в древнем Китае

Источники свидетельствуют о почитании древними китайцами шёлкового червя и шелкоткачества. Шелковица - священное дерево, олицетворение Солнца и символ плодородия. В старых китайских текстах упоминаются священные тутовые рощи или отдельные шелковицы как места отправления ритуалов, связанных с культом Матери-прародительницы. Согласно легенде, в дупле шелковицы был найден младенец Инь, ставший родоначальником первой династии Китая. Божеством шелковичного червя считалась женщина, которая стоит у дерева на коленях и плетёт шёлковую нить.

Деньги в древнем Китае

В VI в. до н. э., также как и на другом конце цивилизованного мира в Передней Азии и , в царстве Цзинь впервые появились металлические деньги. Вскоре они стали отливаться и в остальных державах Древнего Китая. В разных царствах деньги имели различную форму : в Чу - форму квадрата, а в Ци и Янь - форму ножей или мечей, в Чжао, Хань и Вэй - форму лопат, в Цинь были крупные деньги с квадратными отверстиями посередине.

Письменность

Для письма до изобретения бумаги в Китае использовались бамбуковые или деревянные пластинки и шёлк. Бамбуковые пластинки сшивались в своеобразные «тетради». Шёлковые «книги» хранились в рулонах.

Совершенствовалась технология письменности древнего Китая. Стволы бамбука китайцы расщепляли на тонкие дощечки и писали на них чёрной тушью иероглифы сверху вниз. Потом сложенными в ряд их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю - получалось длинное бамбуковое полотнище, легко сворачиваемое в рулон. Такой была древняя китайская книга, обычно написанная на нескольких свитках - цзюанях; в скатанном виде их ставили в глиняный сосуд, хранили в каменных ларях императорских библиотек, в плетёных коробах учёных-книжников.

Политика древнего Китая

Китайское общество, по крайней мере наиболее просвещённые умы того времени, хорошо понимало свершившиеся и грядущие перемены Это осознание породило многочисленные идеологические течения, одни из которых защищали старину, другие принимали все новшества как данность, третьи искали пути дальнейшего прогресса. Можно сказать, политика вошла в дом каждого китайца, и страстные споры сторонников различных учений разгорались на площадях и в тавернах, при дворах вельмож и сановников. Самыми известными учениями той эпохи были даосизм, конфуцианство и фацзя, условно называемое школой законников, - легистов. Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, выражали интересы разных слоев населения. Создателями и проповедниками этих учений выступали как представители высшего света, так и люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов. Основоположником даосизма считается полулегендарный мудрец Лао-цзы , который жил, по преданию, в VI-V вв. до н. э. Он написал философский трактат, известный под названием «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). Учение, изложенное в этой книге, стало в известной мере выражением пассивного протеста общины против усиления налогового гнёта и разорения. Осуждая богатство, роскошь и знатность, Лао-цзы выступал против произвола и жестокости правителей, против насилия и войн. Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к первобытной общине . Однако наряду со страстным обличением несправедливости и насилия Лао-цзы проповедовал отказ от борьбы, выдвигая теорию «недеяния» , согласно которой человек должен покорно следовать Дао - естественному течению жизни. Эта теория являлась основным принципом социально-этической концепции даосизма.

Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI-V вв. до н. э. и в дальнейшем получило очень широкое распространение. Его основателем считается проповедник родом из царства Лу - Кун-цзы (Конфуций, как его называют в европейском мире; около 551-479 до н. э.). Конфуцианцы являлись идеологами старой аристократии , оправдывали сложившийся издревле порядок вещей, отрицательно относились к обогащению и возвышению людей незнатных. Согласно учению Конфуция, каждый человек в обществе должен занимать строго определённое место. «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном», - говорил Конфуций. Его приверженцы настаивали на незыблемости патриархальных отношений и придавали огромное значение культу предков.

Представители третьего направления - фацзя выражали интересы новой знати. Они выступали за установление частной собственности на землю, прекращение междоусобных войн между царствами и настаивали на проведении реформ, соответствующих требованиям времени. Это направление общественной мысли достигло расцвета в IV-III вв. до н. э. Наиболее выдающимися представителями фацзя были Шан Ян, живший в IVв. до н. э. и Хань Фэй (III в. до н. э.). Легисты создали свою теорию политического и государственного устройства. В их произведениях впервые в истории Китая была выдвинута идея «юридического закона» как орудия государственного управления. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся древними традициями и обычаями, легисты считали, что в основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы (фа), отвечающие запросам современности. Они были сторонниками создания сильного бюрократического государства. В борьбе за объединение древнего Китая победил именно тот, кто следовал этому учению. Его избрали правители окраинного и наименее просвещённого царства Цинь, охотно воспринявшие идею «сильного царства и слабого народа», абсолютной власти над всей Поднебесной.

Ремесло

Об уровне развития древнекитайских ремёсел говорит список профессий. Древние писатели сообщают о ремесленниках самых разных специальностей: искусных литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, специалистах по изготовлению повозок, керамических изделий, ткачах, даже строителях дамб и плотин. Каждая область, город славились своими мастерами: царство Ци - производством шёлковых и льняных тканей, а его столица Линьцзы была крупнейшим в то время центром ткацкого ремесла. Здесь же благодаря удобному местоположению получили особое развитие соляной и рыболовный промыслы. Город Линьцюн в области Шу (Сычуань), богатой рудными месторождениями, стал одним из самых значительных центров добычи и обработки железа. Крупнейшими по тому времени центрами железоделательного производства были Наньян в царстве Хань и Ханьдань - столица царства Чжао. В царстве Чу город Хофэй славился производством кожевенных изделий, Чанша - ювелирными изделиями. Прибрежные города известны строительством судов. О древнекитайских судах даёт представление хорошо сохранившаяся деревянная модель 1б-вёсельной лодки (см. ниже), которую обнаружили археологи при раскопках древних могил. Уже в эту отдалённую эпоху китайцы изобрели примитивный компас; первоначально им пользовались при сухопутных путешествиях, а затем его стали применять и китайские мореплаватели. Рост городов и ремесленного производства, расширение сухопутной и водной дорожной сети дали толчок и развитию торговли.

В это время установились связи не только внутри царств, но и между различными областями древнего Китая и соседними племенами. У северных и западных племён китайцев покупали рабов, лошадей, крупный рогатый скот, баранов, кожу и шерсть; у племён, обитавших на юге, - слоновую кость, красители, золото, серебро, жемчуг. В этот период более сильным и богатым считалось царство, где было значителвное число крупных торговцев. А их влияние на политическую жизнь настолько усилилось, что всё чаще они стали занимать высшие государственные должности при дворе. Так, в царстве Вэй в IV в. до н. э. крупным сановником сделался торговец Бай Туй. В царстве Цинь в III в. до н. э. известый торговец лошадями Люй Бувэй занимал должность первого советника. В царстве Ци возвысилась семья Тянь.