Аудит налогов по видам. Что дает аудит налогообложения и как он проводится. Налоговый аудит предприятия

Налоговый аудит ― это один из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Налоговый аудит представляет собой оценку существующей модели налогообложения компании клиента, а также разработку заключения о возможности повышения эффективности в среде налогового учета компании.

Под налоговым аудитом мы подразумеваем специальное аудиторское задание по рассмотрению порядка формирования бухгалтерских и налоговых отчетов клиента с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты предприятием клиента налогов и других платежей в бюджеты разных уровней, а также во внебюджетные фонды.

Налоговый аудит как отдельный вид аудита Законом N 119-ФЗ не выделяется, а относится, скорее, к сопутствующим услугам и поэтому является инициативным. Фактически налоговый аудит может быть частью общего аудита, если заказчик общего аудита пожелает подвергнуть проверке налоговый учет и налоговую отчетность своей организации. Однако налоговая составляющая общего аудита не может охватить всего объема информации, влияющей на налоговые обязательства организации. Поэтому, для того чтобы максимально полно изучить и впоследствии снизить налоговые риски организации, необходимо провести полноценный налоговый аудит.

Многие организации, для которых общий аудит является обязательным, указывают в договорах с аудиторскими фирмами объем работ по налоговому аудиту. Проверка налоговой отчетности и налогового учета в отличие от общего аудита должна проводиться сплошным методом, а т.к. объем налоговой информации значительно меньше, чем объем всей финансовой информации организации, то такой метод проверки вполне применим для налогового аудита.

Целью налогового аудита являются:

· подготовка организации к любой возможной проверке налоговых органов

· общий анализ системы налогообложения экономического субъекта;

· определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

· проверка методики исчисления налоговых платежей;

· предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

· подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды

· минимизация налоговых выплат

Заказчики налогового аудита

Для того, чтобы минимизировать налоговые выплаты, а также избежать штрафных санкций, компаниям целесообразно и экономически выгодно проводить налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности. Отдельно налоговый аудит могут заказать и организации, для которых обязательным является общий аудит. К таким организациям относятся: открытые акционерные общества; кредитные, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а также фонды, источниками образования средств, которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; организации и индивидуальные предприниматели, объем выручки от реализации продукции которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса, которых на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ; иные организации, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен федеральным законом.

Фактически налоговый аудит по методу проведения схож с проверкой, которую проводят налоговые органы. Поэтому, если перед налоговой проверкой в организации проведен налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности существенно снижаются.

Следующей категорией хозяйствующих субъектов, которым необходим налоговый аудит, являются организации, в которых произошла смена главного бухгалтера. По объективным причинам это весьма негативно сказывается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учета в организации. Главному бухгалтеру, который порой единолично занимается всеми вопросами, связанными с налогообложением, весьма сложно в новой фирме организовать правильное ведение налогового учета и исправить уже имеющиеся ошибки предшественника. Ему необходима помощь в виде налогового аудита. Проведение налогового аудита в организации может заказать также собственник или руководитель организации с целью проверить правильность исчисления и уплаты налогов.

Методика налогового аудита

Практически каждая аудиторская фирма имеет собственные методы и способы проведения аудита. Создать универсальную методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой системы в нашей стране, каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов. Налоговый аудит как процесс состоит из нескольких этапов:

· предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта;

· проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;

· оформление и представление результатов проведения налогового аудита.

На каждом из этих этапов аудиторы выполняют определенные проверочные действия.

Так, на первом этапе необходимо:

· провести общий анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта; определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;

· проверить правильность методики исчисления налоговых платежей;

· провести правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений;

· проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

· осуществить предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение процедур на данном этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

На следующем, основном, этапе проверки необходимо определить, на каких именно участках налогового учета необходима углубленная проверка. По результатам предварительного анализа аудиторы могут выявить проблемные моменты в налоговой системе организации, поэтому проводить полноценный аудит всех участков налоговой системы нецелесообразно. Например, на первом этапе вполне можно понять, что проблемы у организации, скорее всего, возникнут с экспортным НДС, так как организация реализует товары (работы, услуги) за рубеж, с налогом на прибыль, так как учет доходов и расходов в целях налогообложения не организован должным образом, с акцизами, если организация реализует подакцизную продукцию, и т.д. С другой стороны, можно сразу определить участки, где проблем, вероятнее всего, не возникнет. Это касается в первую очередь несложных налогов (налог на рекламу, транспортный налог и т.д.).

Однако в организациях со сложной и объемной системой налоговых обязательств, имеющих обособленные подразделения, дочерние компании, применяющих разные режимы налогообложения (общий режим у головной организации и единый налог на вмененный доход у обособленного подразделения), второй этап налогового аудита должен проводиться сплошным методом. При проведении второго этапа работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам, правильности исчисления налогов, сроков уплаты и т.д. При этом способы и методы проверки каждого налога имеют свои особенности.

В ходе проверки (аудита) аудиторы должны тесно взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами организации, а также непосредственно с руководством. В первую очередь аудиторы должны понимать, чем и каким образом на самом деле занимается проверяемая организация. Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации, поэтому руководство организации и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора не только формальной информацией о своей деятельности, но и фактической.

Необходимость тесного взаимодействия проверяющей и проверяемой сторон в ходе налогового аудита вызвана также тем, что в ходе проверки бухгалтерия организации должна стремиться незамедлительно исправить максимально возможное количество обнаруженных аудиторами ошибок. Таким образом, целью налогового аудита является не обнаружение как можно большего количества ошибок и занесение их в отчет, а исправление обнаруженных ошибок вместе с работниками организации. Если некоторые ошибки уже невозможно исправить по тем или иным причинам, аудиторы вносят их в свой отчет с рекомендациями о том, как в дальнейшем избежать аналогичных ошибок.

На третьем, заключительном, этапе подводятся результаты проведенного аудита. Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским заключением. В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита следует выразить мнение: о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды; о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

Однако само по себе заключение не несет аналитической и рекомендательной информации. Поэтому заказчик аудита должен также требовать отчет об аудиторской проверке, в котором подробно рассмотрены все выявленные ошибки и даны рекомендации по их исправлению. Проверяющая организация несет ответственность за правильность и полноту отражения данных в заключении и (или) отчете аудитора о выявленных им искажениях.

Т.е. при проведении налогового аудита рассматриваются следующие вопросы:

· Оценка правильности определения налогооблагаемой базы;

· Оценка правомерности применения налоговых льгот;

· Оценка правильности расчета налоговых обязательств, в том числе:

§ налогу на добавленную стоимость,

§ акцизам,

§ налогу на прибыль организаций,

§ налогу на доходы физических лиц,

§ единому социальному налогу,

§ таможенным пошлинам и сборам,

§ налогу на имущество организаций,

§ транспортному налогу,

§ земельному налогу,

§ налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов,

Субъекты финансово-хозяйственной деятельности, рано или поздно, сталкиваются с налоговой проверкой. И к этому мероприятию нужно быть готовым. Чтобы свести к минимуму риск штрафов и взысканий за ошибки в налоговом учете лучшее, что можно сделать – это заказать независимый аудит.

Налоговый аудит – это и есть налоговая проверка, только в этом случае аудитор на вашей стороне и защищает интересы вашей компании.

В ходе проверки отчетности уделяется внимание своевременной уплате налогов в бюджет, проверяется правильность применения льгот, уточняются затратные статьи организации, взаимодействие с нерезидентами, а также анализируются все те вопросы, которые возникнут у инспектора в ходе проверки.

Проведение налогового аудита

В комплекс услуг по аудиту налогового учета организации входят следующие мероприятия:

  • Проверка соблюдения налогового законодательства. Специалист проверяет правильность заполнения первичных документов, соответствие действующему законодательству, грамотное отражение их в регистрах, выполняет проверку правильности уплаты налогов. Аудит отчетности проводится сплошным или выборочным методом.
  • Проверка обоснованности льгот. Аудитор определяет, насколько правомерны налоговые льготы, проверяют наличие подтверждающих документов и то, насколько они соответствуют законодательству.
  • Проверка деклараций. Данный этап предполагает сверку данных регистров и деклараций, сроки представления отчетности в налоговые органы и полноту информации.
  • Оценка налоговой нагрузки. Аудитор оценивает размер нагрузки предприятия по налогам, готовит рекомендации по ее снижению.
  • Поиск налоговых рисков. Специалист оценивает риски организации и дает рекомендации по их уменьшению.
  • Последний этап — предоставление аудиторского отчета.

Самое главное в аудите – выбрать опытного и грамотного аудитора, от которого зависит результат проверки. Внутренний аудит налогов и сборов позволяет выявить ошибки и разработать методы по их устранению.

Все виды налогового аудита от «АВТ Консалтинг»

Как показывает наша практика, польза от аудита в десятки раз превышает затраты на данную услугу. Заказав в юридической компании «АВТ Консалтинг» налоговый аудит предприятия, вы оцените следующие преимущества:

  • Большой опыт и обширная практика в аудите дает нам возможность быть в курсе всех изменений законодательства.
  • Наши юристы имеют высокую квалификацию и богатый стаж за плечами.
  • Если в вашей организации запланирована срочная налоговая проверка, мы выполним срочный заказ, чтобы вы успели подготовиться до ее начала.
  • Гарантируем полную конфиденциальность.
  • Устанавливаем разумные цены на аудит управления налоговыми потоками и другие виды аудита.

Цена налогового аудита компании зависит от числа контрагентов, объема выручки и потребности клиента. Чтобы узнать точную стоимость и заказать услугу, свяжитесь с нами удобным способом. Первичная консультация у нас бесплатна!

Несмотря на то, что законодательство в рамках проверки достоверности финансовой отчетности организаций не требует обязательного проведения отдельного аудита налогообложения, такой вид ревизии становится все более актуальным. Связано это в основном с большими рисками доначислений в бюджет при проведении проверок налоговыми органами. Рассмотрим особенности налогового аудита.

Аудит начислений и не только

Даже для тех компаний, которые обязаны представлять заключение о достоверности своей бухгалтерской отчетности, такого рода заключение о налоговой отчетности не является необходимым. Однако налоговые риски становятся все более вероятными и ощутимыми.

Поэтому осуществление аудита налогообложения (как в рамках обязательной аудиторской проверки, так и отдельно) необходимо прежде всего компаниям, которые проводят высокорисковые в плане налоговых доначислений операции. Например, экспортно-импортные, льготируемые, не имеющие однозначного толкования в налоговом законодательстве и пр.

Проверка аудиторами правильности исчисления налоговых обязательств необходима также тем организациям, которые работают в условиях совмещения налоговых режимов.

В рамках налогового аудита могут быть выявлены не только те факты, которые привели к появлению потенциальной недоимки в бюджет, но и те, которые сформировали скрытые налоговые резервы в виде переплат. Такое может произойти, когда компания, имея право на льготу, не воспользовалась ею. Например, не применила льготу по налогу на имущество с высокоэффективным энергопотреблением или льготы, предоставленные региональным законодательством.

Цели и этапы аудиторской проверки налогообложения предприятия

В результате проверки аудиторы должны сделать вывод о том, насколько достоверной является налоговая отчетность предприятия, какие ошибки выявлены и какие меры следует принять для их устранения.

Для осуществления этой цели могут быть выделены 3 основных этапа:

  • изучение состояния налогового учета проверяемого предприятия за год или иной период;
  • оценка состояния налогового учета;
  • выработка рекомендаций по минимизации налоговых рисков.

Задачи налогового аудита

Во время осуществления названных этапов проверяющими будут выполняться следующие основные задачи:

  • проверка полноты базы налогообложения по всем уплачиваемым предприятием налогам. При этом могут быть выявлены объекты, не включенные в базу по налогу на имущество, например движимое имущество, полученное от взаимозависимых лиц, или операции, не попавшие в базу по начислению НДС, такие как безвозмездная передача имущества и пр.;
  • проверка базы налогообложения на предмет включения в нее необлагаемых операций. Например, возможно ошибочное включение предприятием в доходы по налогу на прибыль имущества, полученного на пополнение чистых активов, и т.п.;
  • проверка обоснованности применения пониженных или нулевых ставок налогов. При выполнении этой задачи аудиторы могут выявить неправомерность применения сельскохозяйственными или медицинскими организациями ставки 0% по налогу на прибыль или применение такой ставки при получении доходов вне рамок их основной деятельности (доходы от аренды, реализации основных средств, начисления процентов по займам и пр.). Также при выполнении этой задачи проверяется обоснованность применения ставки НДС 0% по экспортным операциям и т.д.;
  • обоснованность и возможность применения льгот по налогам. Здесь необходимо провести проверку с учетом положений не только федерального, но и регионального законодательства;
  • оценка рискованности учетной политики по налогообложению. В рамках этой задачи аудиторы проверят, как часто подход организации к решению той или иной налоговой проблемы отличается от точки зрения контролеров или высших арбитров. Здесь же будут рассмотрены и оценены применяемые методы оптимизации налогообложения;
  • проверка правильности составления налоговой отчетности с учетом всех выявленных фактов и предоставление рекомендаций по ее уточнению;
  • выработка рекомендаций по использованию обнаруженных налоговых резервов.

Отметим, что возможен аудит правильности исчисления отдельного налога, а не всех уплачиваемых предприятием налогов в комплексе.

Неверно рассчитанные или несвоевременно уплаченные суммы налогов и сборов могут обернуться для предприятия штрафами, блокировкой операций по счетам и даже арестом имущества. Снизить вероятность наступления таких событий поможет налоговый аудит. Что это такое, кто и как может его проводить – читайте в нашей статье.

Налоговый аудит: зачем он нужен

Говоря простыми словами, аудит – это проверка. Следовательно, налоговый аудит – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов.

Ни Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ, ни Международные стандарты аудита (далее – МСА) не выделяют налоговый аудит как какой-то особый вид проверки. Дело в том, что с точки зрения наполнения строк финансовой отчетности, суммы кредиторской задолженности в части налогов и сборов в бухгалтерском балансе и текущего налога на прибыль в отчете о финансовых результатах не имеют особого приоритета перед другими статьями.

Зачем тогда налоговый аудит выделяют как самостоятельное направление? Назовем, по крайней мере, два момента:

  1. Постоянные изменения налогового законодательства России. Вторая часть Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) с 2000-го года изменилась более сотни раз. Специалистам, занятым в сфере расчета налоговых платежей, приходится постоянно держать руку на пульсе таких перемен. Иначе велика вероятность допустить ошибки;
  2. Пробелы в нормативно-правовых актах, регулирующих налоги и сборы. Это приводит к тому, что мало знать статьи одного лишь НК РФ. Необходимо ориентироваться еще и на правоприменительную практику в виде множества разъясняющих писем Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, а также решений Арбитражных судов.

Повышенная сложность операций, связанных с расчетом налогов, ‒ основная причина, которая привела к выделению налогового аудита в самостоятельную область проверки. Его цель сводится к минимизации рисков неверного исчисления налоговых платежей и связанных с ними негативных последствий для предприятия.

Виды налогового аудита

Сразу несколько классификаций налогового аудита позволят лучше понять и его суть, и особенности проведения. Основания для классификации с входящими в них элементами приведены на рисунке 1, а также описаны ниже.

Виды налогового аудита

1. По субъекту: внутренний и внешний

Внутренний – реализуется силами сотрудников организации, например, специалистами отдела внутреннего контроля.

Преимущества: оперативность и непрерывность проверки. Нет необходимости тратить время на поиск подрядчика и согласование с ним условий договора. Кроме того, проверкой можно охватить налоговые расчеты и платежи прошедшего месяца или квартала, а не нескольких лет, как это часто бывает в случае с привлеченными исполнителями.

Недостатки: так называемый синдром «замыленного глаза». Если бухгалтеры при совершении каких-то нетипичных и сложных операций советовались по вопросам их налогообложения именно с сотрудниками отдела внутреннего контроля, то впоследствии тем предстоит, по сути, проверять собственную точку зрения. Очевидно, что обнаружить возможное несоответствие налоговому законодательству в таком случае будет затруднительно.

Внешний – проводят сторонние специалисты по договору возмездного оказания услуг.

Преимущества: в исполнители можно выбрать компанию, которая хорошо зарекомендовала себя на рынке налоговых проверок и консалтинга. Это обеспечит высокую результативность, которой может не быть. при проведении налогового аудита собственными силами.

Недостатки:

  • значительная стоимость особенно для компаний с большими оборотами, разветвленной филиальной сетью и сложными операциями (экспорт, операции с ценными бумагами и т.д.);
  • проведение проверок не в постоянном режиме, а от периода к периоду. Выходит, что некоторые ошибки, которые уже были бы предотвращены и исправлены в ходе внутреннего аудита, при выборе внешних контролеров длительное время будут оставаться незамеченными.

2. По объему: комплексный, тематический и структурный

В ходе комплексного аудита контролируется исчисление и уплата всех налогов организации.

Преимущество: не остается областей, которые бы не подвергались проверке.

Недостаток: распыление внимания исполнителей вообще на всё может привести либо к неоправданному увеличению количества человеко-часов работы, либо к снижению глубины проверки по самым проблемным налогам (НДС и налог на прибыль).

На преодоление недостатков комплексной проверки направлен тематический подход, при котором контрольные процедуры коснутся только одного или нескольких налогов. Для организации или индивидуального предпринимателя-заказчика это позволяет порой существенно сэкономить на стоимости услуг аудиторов. Исполнители же получают возможность сосредоточиться на самом главном, не отвлекаясь на несущественное.

Структурный налоговый аудит – симбиоз комплексного и тематического направлений, так как проверке будут подвержены все виды налоговых отчислений, но только в разрезе структурных подразделений компании. А поскольку последние могут не являться плательщиками вообще всех налогов, которые перечисляет головная организация, то очевидно, что объем проверки ограничится лишь некоторыми их видами. Например, если на балансе представительства или филиала нет транспортных средств или недвижимых активов, то не будет транспортного, земельного налогов и налога на имущество.

3. По отношению к требованиям законодательства: инициативный и обязательный

Инициативный . Он проводится по инициативе руководства организации, ведь, как мы упомянули выше, законодательной обязанности проводить подобный аудит нет.

В то же время в рамках обязательного общего аудита финансовой отчетности аудиторы в любом случае подтверждают достоверность оборотов и сальдо, в том числе по счетам бухгалтерского учета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Поэтому если экономический субъект попадает в число тех, кому надлежит ежегодно проходить обязательный аудит, то отчасти налоговая сторона его деятельности становится объектом контрольных процедур. Однако так как в ходе общего аудита применяется выборочный подход к проверке, некоторые важные стороны налогообложения организации могут не попасть в поле зрения аудитора. Значит, ошибки в расчетах налогов и сборов будут пропущены.

Примечание: обязательный аудит проводится в случаях, перечисленных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ.

Этапы и методика проведения налогового аудита

Выделим три основных этапа налогового аудита:

  1. Ознакомительный предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта;
  2. Основной – проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;
  3. Заключительный – формированиезаключения и/или отчета по результатам проведения налогового аудита, а также рекомендаций по оптимизации системы налогообложения на предприятии.

Разберем подробнее каждый из этапов.

Этап 1 – ознакомительный

Для того чтобы познакомиться с налоговой системой аудируемого лица, необходимо собрать информацию о ней. Полученные документы позволят не только составить первое впечатление об объекте проверки, но в итоге станут ее основой. Перечень таких документов во многом определяется видом налога и в частности особенностями формирования налоговой базы по нему. В таблице 1 приведены главные информационные источники для налогового аудита.

Собранная информация позволит аудитору на ознакомительном этапе проверки получить ответы на такие вопросы:

1. Какие налоги и сборы платит предприятие и какова налоговая нагрузка на него?

2. Каков уровень организации налогового учета на предприятии с точки зрения:

  • детальной проработки учетной политики для целей налогообложения,
  • качественно организованной системы документооборота,
  • надлежащей автоматизации расчета налоговых платежей,
  • рационального распределения должностных обязанностей в сфере исчисления и уплаты налогов и страховых взносов между подразделениями и ответственными лицами?проводится ли налоговая экспертиза хозяйственных договоров?

3. Не противоречат ли используемые подходы к налоговой оптимизации требованиям законодательства?

4. Проводится ли повышение квалификации сотрудников, ответственных за расчет налогов, с целью минимизации рисков несоблюдения ими измененных нормативно-правовых актов?

5. Как в целом можно оценить систему внутреннего контроля (далее – СВК) организации в части исчисления и уплаты налогов?

Обратите внимание на последний вопрос. В соответствии с пунктом 7 статьи 105.26 НК РФ экономические субъекты обязаны осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни. Его цель сводится, в том числе и к правильности исчисления (удержания), полноте и своевременности уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Чтобы понять, насколько эффективна СВК предприятия, можно провести тестирование. При формировании структуры теста ориентир стоит держать на Приказ ФНС России от 16.06.2017 г. № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».

Файл могут использовать не только внешние, но и внутренние аудиторы предприятия. Если таких нет, то подобную проверку могут провести главный бухгалтер, финансовый директор или иное лицо, ответственное за учетно-экономический блок предприятия. Результатом тестирования будет определение уровня организации СВК в градациях:

  1. начальный
  2. определенный
  3. контролируемый
  4. управляемый
  5. совершенствуемый.

Этап 2 – основной

Общие подходы к методике построения налогового аудита едины. Они определяются самой схемой расчета налога или страхового взноса. Аудитор же просто повторяет все эти этапы, чтобы убедиться в правильности реализации каждого из них.

Проводя налоговый аудит на втором этапе, нужно по каждому перечислению в бюджет и внебюджетные фонды получить ответы на вопросы:

  1. Правильно ли рассчитана налоговая база и имеется ли документальное подтверждение ее расчета?
  2. Верно ли выбрана налоговая ставка и учтены ли все условия для ее применения, указанные в НК РФ?
  3. Обоснованно ли применены налоговые льготы и вычеты? Есть ли документальное подтверждение по ним, если оно требуется в соответствии с законодательством?
  4. Правильно ли сформирована налоговая декларация и соблюдены ли сроки ее сдачи?
  5. Выполнены ли правила для представления уточненных налоговых деклараций, если таковые составлялись?
  6. Своевременно ли произведено перечисление сумм налогов и страховых взносов в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды?
  7. Если организация применяет специальный режим налогообложения, то продолжают ли выполняться условия, при которых это право не будет утрачено?
  8. Нет ли нарушений законодательства при выполнении организацией функций налогового агента?
  9. Несмотря на то, что список вопросов – не столь велик, трудоемкость проверки на втором этапе – очень высока. И чем сложнее налоговая система конкретной организации, чем обширнее перечень ее хозяйственных операций и чем специфичнее они сами, тем больше времени потребуется аудитору для реализации данного этапа.

Наиболее проблемными и вызывающими множество вопросов в процессе исчисления считаются налог на прибыль и НДС. Мы подготовили для вас два чек-листа, используя которые можно убедиться, что:

  • документы, подтверждающие расходы для целей расчета налога на прибыль, соответствуют требованиям НК РФ и поэтому могут быть без проблем приняты в ходе выездной и/или камеральной проверки со стороны ИФНС;
  • вы и ваши контрагенты правильно составляете счета-фактуры, а значит, «входные» суммы НДС будут беспрепятственно приняты
к вычету .

Кроме того, именно по проверке этих двух налогов в начале 2000-х годов были разработаны два очень обстоятельных документа:

  • Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость (одобрено советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, от 21-22.10.2003 г. протокол № 18);
  • Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (утв. Минфином РФ 23.04.2004 г. и одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол № 25 от 22.04.2004 г.).

Конечно, за давностью лет некоторые положения в них утратили свою силу. Тем не менее, приведенные в них подходы к планированию и проведению налогового аудита, а также формы тестов и рабочих документов при условии их актуализации вполне применимы.

Этап 3 – заключительный

Чего в итоге ждут от специалиста, проводившего налоговый аудит в компании?

Во-первых, указаний на ошибки, присутствующие в расчетах налогов и страховых взносов, а также, возможно, помощь в их исправлении.

Во-вторых, рекомендаций о том, как можно легальными способами оптимизировать налоговую нагрузку на предприятие. Например, стоит ли сменить режим налогообложения? Что изменить в учетной политике для целей налогообложения? Разумно ли провести реорганизацию предприятия? Какие моменты стоит внести в текст хозяйственных договоров с контрагентами?

Обобщение такого рода информации – это и есть третий – заключительный – этап налогового аудита. Как и вообще в аудите, результаты проверки контролирующий субъект должен представить, руководствуясь исключительно профессиональным суждением. Будут ли это некие таблицы с возможными расчетами, схемы и матрицы возможных рисков и негативных последствий или простое текстовое описание – решать самому налоговому аудитору.

Аудит налоговой отчетности представляет собой проверку финансовой документации на ее соответствие положениям НК. Данное мероприятие может быть санкционировано как контрольными органами, так и руководителем предприятия. Рассмотрим далее его особенности.

Зачем нужно проведение налогового аудита

Руководитель предприятия может инициировать проверку, не дожидаясь ревизии контрольных органов. Налоговый аудит в этом случае позволит своевременно выявить недочеты в документации и исправить их. Это, в свою очередь, предупредит санкции за нарушения, а также исключит вероятность переплат в бюджет. Специалисты, выполняющие , выявляют ошибки, которые могут возникнуть не только вследствие недостаточного профессионализма лица, ответственного за составление документации, но и по причине достаточно частого внесения изменений в действующее законодательство.

Специфика проверки

Инициативный налоговый аудит зачастую оказывается необходимым. Это особенно актуально для крупных предприятий, поскольку позволяет существенно оптимизировать затраты. Налоговый аудит может выполняться не только перед официальной проверкой контрольных органов. Целесообразно организовать ревизию и при смене гл. бухгалтера либо иного специалиста, ответственного за оформление деклараций и отчисление обязательных бюджетных платежей. Следует отметить, что в случае выявления переплат по налогам, их можно будет вернуть только в течение 3-х лет после их совершения. В этой связи своевременность аудита имеет большое значение.

Классификация

Налоговый аудит может быть:

  1. Комплексным. Этот вид проверки потребует от руководителя больших временных и финансовых затрат. Процедура предполагает масштабную ревизию всей документации. Однако при такой проверке есть вероятность того, что определенные нюансы будут пропущены. Они могут быть и незначительными, но могут оказывать и существенное влияние на достоверность сведений в отчетности. Вместе с тем комплексный целесообразно выполнять перед плановой проверкой контрольных структур. Кроме того, такая ревизия позволит выявить направления расходования средств и оптимизировать их.
  2. Тематическим. Такой вид проверки подходит тем предприятиям, которые знают свои проблемные места. Тематический аудит налогового учета позволяет провести тщательное изучение конкретных элементов отчетности. Как правило, такая проверка занимает намного меньше времени, чем комплексная, что, несомненно, является еще одним его достоинством.
  3. Структурным. Такой налоговый аудит подойдет для предприятий, имеющих сеть подразделений. В ходе этой проверки будет охвачена вся система обложения. В ходе структурного аудита можно сравнить нагрузку разных подразделений и сбалансировать ее.

Методика

Налоговый выполняется в два этапа. На первом осуществляется предварительная оценка существующей на предприятии системы обложения, на втором - проверка правильности отчислений. В свою очередь, указанные этапы включают в себя различные мероприятия. На первой стадии:

  1. Выявляются факторы, оказывающие влияние на показатели отчетности.
  2. Проверяется методика начисления платежей.
  3. Осуществляется диагностика документооборота и работы отделов, несущих ответственность за отчисления.
  4. Рассчитываются налоговые показатели предприятия.

По итогам первого этапа специалисты получают представление о специфике деятельности компании и оценивают вероятные нарушения положений законодательства, намечают слабые зоны. Сроки выполнения указанных мероприятий будут зависеть от объема документооборота и величины самого предприятия.

Проверка правильности отчислений

На этом этапе анализируются декларации по налогам с прибыли, НДФЛ, НДС, справки по авансам и пр. Средняя продолжительность проверки, как правило, не более 5 дней на одно отчисление. Если предприятие имеет несколько подразделений или ведет деятельность на разных уровнях, то длительность анализа может увеличиться. В результате анализа специалисты формулируют выводы о структуре обложения, исправляют недочеты, предлагают разные варианты оптимизации.

Экспресс-проверка

Этот в определенной степени объединяет тематический и комплексный анализ. Экспресс-проверка предполагает изучение всей отчетности в сжатый срок. Ее выполняют тогда, когда у предприятия недостаточно времени для проведения других видов аудита, а объем документации достаточно большой. Экспресс-проверка незаменима и в случаях, когда намечается приобретение крупной компании или ее доли. В ходе аудита выполняется оценка или всех или определенной их части по конкретному направлению работы.

Заключение

Налоговый аудит практически на всех предприятиях осуществляется по приведенной выше схеме. Те или иные особенности выполнения проверки могут обуславливаться спецификой работы предприятия. Например, добыча ископаемых облагается разными налогами, порядок и размер выплаты которых отличается в зависимости от сырья (минералы, нефть, металлы и пр.). Нарушения при отчислениях с прибыли, как правило, связаны с неправильным определением базы обложения, использованием льгот либо математическими неточностями. При этом ошибки при расчете НДС обуславливаются неверным применением налога к вычету. В некоторых случаях предусмотренная в законе схема используется для уклонения от уплаты его в бюджет.