Налоговая аудиторская проверка. Налоговый аудит. Кто проводит налоговый аудит

Чаще всего налоговый аудит компания начинает проводить в преддверии налоговых проверок, которые являются для нее серьезным испытанием. Однако если заранее и грамотно подготовиться к ним, то можно свести к минимуму имеющиеся налоговые риски и избежать множества потенциальных проблем. Качественный налоговый аудит не только выявит и устранит ошибки в налоговых документах, снизит издержки компании по налоговым доначислениям, штрафам и пеням, но и создаст основу для оптимизации налогооблагаемой базы.

Что такое налоговый аудит

Налоги, налоги, налоги - это слово любой руководитель предприятия (да и не только руководитель) слышит каждый день. Так что же такое налоги? Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Ключевым моментом в определении является условие обязательности. Иными словами, если налог по какой-то причине не будет уплачен в срок, то заплатить все равно придется. Но в этом случае уже не только налог, но и штраф, равный 20% от суммы неуплаты (статья 122 НК РФ), а также пени, размер которых зависит от величины ставки рефинансирования ЦБ РФ (напомним, что в настоящее время ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке ЦБ РФ).

Чтобы избежать потенциальных штрафов и доначислений, многие компании проводят аудит системы налогообложения на предприятии или налоговый аудит. Стоит отметить, что оценить вероятность проведения налоговой проверки на предприятии довольно просто - для этого нужно воспользоваться Концепцией планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. В ней приведены усредненные значения таких показателей, как:

  • рентабельность продаж;
  • рентабельность активов;
  • налоговая нагрузка по видам деятельности организаций.

Если хотя бы один рассчитанный показатель будет существенно отличаться от нормативных значений, то вероятность прихода в организацию налоговой инспекции близка к абсолютной.

Налоговый аудит - это проверка соблюдения налогового законодательства на предмет правильности определения налогооблагаемой базы, применения ставок и льгот, заполнения налоговых деклараций, своевременности начисления налогов и перечисления налоговых платежей в бюджет. Данный вид аудита проводится как собственниками, так и руководителями компаний, в том числе для проверки квалификации сотрудников, отвечающих за расчет и исчисление налогов.

Основной целью аудита налогов является выявление и устранение налоговых рисков для дальнейших прохождений проверок контролирующими органами с минимальными доначислениями.

Виды налогового аудита

Рассмотрим основные виды налогов, установленные в РФ, анализируемые в ходе проверки:

  1. Налог на прибыль - обычно составляет 20% от прибыли предприятия. Проверка правильности исчисления данного налога прежде всего необходима производственным и строительным компаниям, где существуют сложные механизмы расчетов себестоимости выпускаемой продукции. Также пристальное внимание уделяется организациям, получающим консультационные, рекламные и маркетинговые услуги. Компании, активно привлекающие иностранное финансирование, также находятся в зоне высокого риска.
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС) - как правило, исчисляется по ставке 18% от суммы реализованных товаров, работ и услуг. Проверка правильности исчисления данного налога обычно необходима компаниям, возмещающим НДС из бюджета, а также осуществляющим внешнеэкономическую деятельность.
  3. Налог на имущество, земельный налог. Аудит налогообложения в данном случае необходим организациям, владеющим недвижимостью. Дело в том, что по отдельным объектам налог исчисляется не с той стоимости, которая отражена на счетах бухгалтерского учета, а с кадастровой стоимости, определяемой органами Росреестра.
  4. Страховые взносы. На правильность исчисления страховых взносов следует обратить внимание всем компаниям, учитывая, что с 1 января 2017 года их администрированием занимаются налоговые органы, а не Фонды социального страхования.

Кроме того, при проверке анализируются следующие налоги и сборы: транспортный налог, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, уплата государственных пошлин и другие. В ходе налогового аудита может быть рассмотрен как один конкретный налог (например, НДС или налог на прибыль), так и абсолютно все налоги, исчисляемые предприятием.

Важно!
Информация, полученная в ходе аудита, является конфиденциальной, ее использование и распространение не допускаются, но с 1 января 2018 года аудиторскую тайну предлагается отменить. Возможно, должностные лица налоговых органов будут иметь право требовать у аудиторов все документы о налогоплательщике, полученные ими при аудиторской деятельности. Правительство РФ уже одобрило этот законопроект.

При проведении налогового аудита дополнительно может быть проанализирована должная осмотрительность компании в выборе контрагентов - в этом случае она имеет определяющее значение при исчислении налога на прибыль и НДС.

Что оценивается в ходе аудита

Сама процедура налогового аудита проводится в несколько этапов:

  1. Перед началом проверки обязательно выясняются цели и задачи заказчика аудита, акцентируются проблемы, которым следует уделить особое внимание.
  2. Сам налоговый аудит в большинстве случаев проводится на территории компании-заказчика, но в отдельных случаях может быть проведен и в офисе аудиторской фирмы. Продолжительность стандартного налогового аудита обычно составляет от 5–7 рабочих дней.
  3. По результатам проверки заказчик аудита получает отчет, в котором содержатся сведения обо всех выявленных в ходе проверки нарушениях и, самое главное, подробные рекомендации по их устранению.

В дальнейшем компания может самостоятельно провести работу над замечаниями или обратиться за помощью к специалистам. В любом случае риски серьезных санкций при проверке контролирующими органами будут сведены к минимуму.


Как выбрать надежную компанию для проведения налогового аудита?

«Во-первых, доверяйте проведение проверки хорошо зарекомендовавшим себя компаниям, предоставляющим определенные гарантии качества выполняемых работ, а также обеспечивающим полную конфиденциальность и сохранность полученной в ходе проверки информации. Для этого необходимо ознакомиться с сайтом аудиторской организации, обратив внимание на следующее: периодичность обновления информации, наличие обзоров изменений законодательства и сведений о членстве компании в СРО, данных о страховании ответственности компании, информации о действующих клиентах и их отзывы, о наличии компании в различных рейтингах и т.п.

Во-вторых, желательно, чтобы проверку осуществляли аттестованные аудиторы, имеющие большой опыт в проведении налогового аудита предприятий различных форм собственности и отраслей хозяйства. Если на сайте компании доступна информация об отраслевом опыте как самой организации, так и сотрудников- аудиторов - это плюс.

Цена налогового аудита не может быть слишком низкой. В противном случае велика вероятность проведения проверки исключительно по формальному признаку и отсутствие желаемого результата».


P.S. - один из лидеров российского рынка аудиторско-консалтинговых услуг, занимающий по итогам 2016 года 8 место среди российских компаний, осуществляющих налоговый консалтинг (по данным «Эксперт РА»)1. Компания оказывает широкий спектр услуг для бизнеса, включая проведение всех видов налогового аудита: комплексного, тематического, экспресс-аудита, а также бухгалтерский и налоговый консалтинг, международное налоговое планирование и многое другое.

Источники:

  • 1 https://www.audit-it.ru/news/audit/895381.html

Мнение редакции

Во­прос до­ве­рия, по­жа­луй, са­мый важ­ный в вы­бо­ре на­ло­го­во­го ауди­то­ра. Да­же без­ого­во­роч­ную ком­пе­тен­цию слож­но по­ста­вить вы­ше. Ведь, по су­ти, речь идет о до­ве­ри­тель­ном про­фес­си­о­наль­ном об­ще­нии, ре­зуль­та­ты ко­то­ро­го спо­соб­ны убе­речь ру­ко­водст­во ком­па­нии от рис­ко­ван­ных дейст­вий или по воз­мож­нос­ти ис­пра­вить их по­следст­вия.

Организации, подлежащие обязательному аудиту, представляют аудиторское заключение в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (п.п. 1-2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Помимо представления аудиторского заключения в орган государственной статистики сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом (п. 6 ст. 5 Федерального Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
В налоговые органы аудиторское заключение не представляется.

Какие штрафы предусмотрены за непроведение обязательного аудита и непредставление аудиторского заключения?

Отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет (ст. 15.11 КоАП РФ).
Непредставление аудиторского заключения в орган государственной статистики влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 300 до 500 руб.; на юридических лиц - от 3 до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).
Несвоевременное представление сведений о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. руб. (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ)
Непредставление или представление недостоверных сведений о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. Повторное совершение данного административного правонарушения или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (п.п. 7-8 ст. 14.25 КоАП РФ).

Аудит налоговой отчетности представляет собой проверку финансовой документации на ее соответствие положениям НК. Данное мероприятие может быть санкционировано как контрольными органами, так и руководителем предприятия. Рассмотрим далее его особенности.

Зачем нужно проведение налогового аудита

Руководитель предприятия может инициировать проверку, не дожидаясь ревизии контрольных органов. Налоговый аудит в этом случае позволит своевременно выявить недочеты в документации и исправить их. Это, в свою очередь, предупредит санкции за нарушения, а также исключит вероятность переплат в бюджет. Специалисты, выполняющие , выявляют ошибки, которые могут возникнуть не только вследствие недостаточного профессионализма лица, ответственного за составление документации, но и по причине достаточно частого внесения изменений в действующее законодательство.

Специфика проверки

Инициативный налоговый аудит зачастую оказывается необходимым. Это особенно актуально для крупных предприятий, поскольку позволяет существенно оптимизировать затраты. Налоговый аудит может выполняться не только перед официальной проверкой контрольных органов. Целесообразно организовать ревизию и при смене гл. бухгалтера либо иного специалиста, ответственного за оформление деклараций и отчисление обязательных бюджетных платежей. Следует отметить, что в случае выявления переплат по налогам, их можно будет вернуть только в течение 3-х лет после их совершения. В этой связи своевременность аудита имеет большое значение.

Классификация

Налоговый аудит может быть:

  1. Комплексным. Этот вид проверки потребует от руководителя больших временных и финансовых затрат. Процедура предполагает масштабную ревизию всей документации. Однако при такой проверке есть вероятность того, что определенные нюансы будут пропущены. Они могут быть и незначительными, но могут оказывать и существенное влияние на достоверность сведений в отчетности. Вместе с тем комплексный целесообразно выполнять перед плановой проверкой контрольных структур. Кроме того, такая ревизия позволит выявить направления расходования средств и оптимизировать их.
  2. Тематическим. Такой вид проверки подходит тем предприятиям, которые знают свои проблемные места. Тематический аудит налогового учета позволяет провести тщательное изучение конкретных элементов отчетности. Как правило, такая проверка занимает намного меньше времени, чем комплексная, что, несомненно, является еще одним его достоинством.
  3. Структурным. Такой налоговый аудит подойдет для предприятий, имеющих сеть подразделений. В ходе этой проверки будет охвачена вся система обложения. В ходе структурного аудита можно сравнить нагрузку разных подразделений и сбалансировать ее.

Методика

Налоговый выполняется в два этапа. На первом осуществляется предварительная оценка существующей на предприятии системы обложения, на втором - проверка правильности отчислений. В свою очередь, указанные этапы включают в себя различные мероприятия. На первой стадии:

  1. Выявляются факторы, оказывающие влияние на показатели отчетности.
  2. Проверяется методика начисления платежей.
  3. Осуществляется диагностика документооборота и работы отделов, несущих ответственность за отчисления.
  4. Рассчитываются налоговые показатели предприятия.

По итогам первого этапа специалисты получают представление о специфике деятельности компании и оценивают вероятные нарушения положений законодательства, намечают слабые зоны. Сроки выполнения указанных мероприятий будут зависеть от объема документооборота и величины самого предприятия.

Проверка правильности отчислений

На этом этапе анализируются декларации по налогам с прибыли, НДФЛ, НДС, справки по авансам и пр. Средняя продолжительность проверки, как правило, не более 5 дней на одно отчисление. Если предприятие имеет несколько подразделений или ведет деятельность на разных уровнях, то длительность анализа может увеличиться. В результате анализа специалисты формулируют выводы о структуре обложения, исправляют недочеты, предлагают разные варианты оптимизации.

Экспресс-проверка

Этот в определенной степени объединяет тематический и комплексный анализ. Экспресс-проверка предполагает изучение всей отчетности в сжатый срок. Ее выполняют тогда, когда у предприятия недостаточно времени для проведения других видов аудита, а объем документации достаточно большой. Экспресс-проверка незаменима и в случаях, когда намечается приобретение крупной компании или ее доли. В ходе аудита выполняется оценка или всех или определенной их части по конкретному направлению работы.

Заключение

Налоговый аудит практически на всех предприятиях осуществляется по приведенной выше схеме. Те или иные особенности выполнения проверки могут обуславливаться спецификой работы предприятия. Например, добыча ископаемых облагается разными налогами, порядок и размер выплаты которых отличается в зависимости от сырья (минералы, нефть, металлы и пр.). Нарушения при отчислениях с прибыли, как правило, связаны с неправильным определением базы обложения, использованием льгот либо математическими неточностями. При этом ошибки при расчете НДС обуславливаются неверным применением налога к вычету. В некоторых случаях предусмотренная в законе схема используется для уклонения от уплаты его в бюджет.

Налоговый аудит – не самая желанная процедура для предприятия, но она позволяет обойти ряд серьезных для компании проблем.

Вы узнаете:

  • Что такое налоговой аудит и с какой целью он проводится.
  • Какие существуют виды налогового аудита.
  • Как выбрать аудиторскую компанию.
  • Когда необходимо проводить инициативный налоговый аудит предприятия.
  • В каких случаях проводится досудебный налоговый аудит.

Что такое налоговый аудит

Налоговый аудит – это процедура, в ходе которой инспекторы проверяют отчетность предприятия в части уплаты обязательных взносов и устанавливают, насколько она достоверна. Отметим, в этих бумагах компаний сегодня содержатся определенные налоговые показатели, выходящие за рамки бухучета. Именно поэтому проверяющие должны обладать определенными профессиональными навыками и знаниями, чтобы судить о качестве отчетности.

Совет . Предварительно стоит проводить внутренний налоговый аудит, в ходе которого компания может детально изучить всю документацию, исправить выявленные ошибки и избежать штрафных санкций со стороны инспекторов.

Таким образом, налоговый аудит – это комплекс определенных услуг, которые оказывают как индивидуальные эксперты, так и специализированные компании. Процедура предусматривает проверку правильности начисления и уплаты обязательных взносов в бюджет и внебюджетные фонды, составление налоговой отчетности, проведение консультаций. Кроме того, сюда же может включаться организация, восстановление и ведение бухгалтерского учета в части, связанной с фискальными сборами.

По сей день неясно, какое место налоговый аудит занимает среди услуг, которые предоставляют индивидуальные специалисты и компании. Кроме того, аудит налогового учета не закреплен на законодательном уровне. В связи с этим следует развивать и совершенствовать методологические и организационно-методические основы данной деятельности.

Термин «налоговый аудит» часто можно встретить в спецлитературе и перечне услуг, которые оказывают как индивидуальные эксперты, так и организации. Но что именно представляет собой данный вид ревизии, какими особенностями обладает и что включает в себя, трудно сказать точно. В современном отечественном законодательстве и международных стандартах аудита понятие также не раскрывается полностью.

Опираясь на существующие научные данные и исследования на тему, специалисты трактуют налоговый аудит по-своему. По их мнению, он является комплексной независимой проверкой налогового учета, правильности начисления и уплаты взносов, оценкой фискальных рисков в деятельности компании.

В рамках аудита тщательно изучают соответствующую отчетность предприятия-заказчика. Цель такой проверки – выявление неточностей, допущенных при составлении финансовых или бухгалтерских отчетов, и их устранение в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Узнайте, как запрещено работать с 1 января 2019 года

Редакция электронного журнала «Коммерческий директор» подготовила подборку основных изменений, которые влияют на работу коммерческого отдела и всей компании в целом. Узнайте, кому бояться штрафов и как избежать проверок.

Какие виды налогового аудита существуют

Налоговый аудит бывает комплексным, тематическим и структурным. В рамках комплексной проверки специалисты исследуют всю годовую налоговую отчетность. Если проводится тематический аудит, ревизируются конкретные бумаги за выбранной отрезок времени. Структурный аудит налогового учета – это проверка декларации по отдельным видам обязательных взносов, уплачиваемых предприятием по месту расположения его филиалов.

Комплексный аудит является наиболее масштабной процедурой при организации налогового аудита. На ее проведение эксперты тратят много времени, а проверяемый объект – финансов. Это серьезное и большое обследование, в ходе которого в документации могут быть допущены некоторые неточности, как несущественные, так и весьма значительные. Вместе с тем комплексный аудит налогового учета – самый оптимальный вариант для клиента, если его ожидает плановая проверка фискальных органов. В ходе подобного обследования также можно лучше изучить расходы компании и понять, как их сократить.

Тематический аудит подходит клиентам, которые знают о наиболее проблемных сферах своего предприятия и стараются исправить недочеты. Благодаря этой проверке удается лучше изучить отчетность, найти и устранить пробелы. Тематическое обследование занимает меньше времени, чем комплексное, что также является его преимуществом.

Структурный аудит предпочитают использовать компании с многочисленными подразделениями. Этот вид проверки дает возможность узнать обо всей системе налогообложения предприятия, сравнить и уравновесить фискальную нагрузку на филиалы.

Существует и так называемый экспресс-аудит , выделяемый в отдельную категорию. Он сочетает в себе признаки комплексного и тематического и представляет собой проверку всей налоговой отчетности за максимально короткое время. К этому виду прибегают, если для проведения комплексного нет достаточных финансовых и временных ресурсов, а тематический выполнить нельзя, поскольку необходимо проверить большой объем информации. Помимо этого, экспресс-аудит налоговых рисков становится палочкой-выручалочкой для клиента, желающего приобрести целое предприятие или его часть. При этом анализируются потенциальные убытки в ходе реализации имеющейся фискальной политики или по одному из направлений деятельности организации, выставленной на продажу.

С какой целью проводится налоговый аудит

Прежде всего, налоговый аудит предприятия проводят, чтобы избежать штрафов из-за нарушения законодательных норм по уплате обязательных взносов и сборов. Функции налогового аудита – это проверка:

  • начислений и выплат налогов и сборов;
  • обоснованности применения льгот при расчете взносов в бюджет;
  • правильности формирования деклараций по налогам;
  • фискальных рисков;
  • формирования и отражения налогов в учете.

Налоговый аудит – важное мероприятие для любой компании. И чем выше риски при исчислении и уплате обязательных взносов, чем больше их объем у фирмы, тем острее ощущается потребность в таком обследовании.

Выполняя налоговый аудит, индивидуальный эксперт или специализированная компания старается провести все процедуры в соответствии с интересами заказчика, в частности по вопросам оптимизации и планирования налогообложения. Вместе с тем проверяющие исследуют, насколько правильно и обоснованно ведется расчет, как выплачиваются обязательные взносы, как компания использует льготы, как операции отражаются в соответствующих отчетах (зачастую о них ничего не сказано на законодательном уровне). В ходе обследования анализируют, как составлены налоговые декларации, отвечают ли они современным законодательным нормам.

Все процедуры налогового аудита позволяют минимизировать риски. Благодаря такой проверке руководитель компании не беспокоится о возможных штрафах и санкциях, которые на него могут наложить фискальные органы.

Таким образом, налоговый аудит позволяет увидеть ошибки, допущенные при составлении отчетов, узнать не только о недоимках, но и переплатах сумм обязательных взносов. При этом недочеты не всегда возникают из-за невнимательности бухгалтеров. Не последнюю роль здесь играет постоянно меняющееся фискальное законодательство. По итогам проверки организация может исправить погрешности и только потом передать результаты налоговой инспекции, избежав штрафов.

Сегодня аудиторские компании предлагают клиентам не только консультации и проверки. В течение последних нескольких лет заказчики стали интересоваться сопутствующими услугами – анализом финансово-хозяйственной деятельности, налоговым и управленческим консультированием, связанным в том числе с реструктуризацией компании, правовым сопровождением и представительством интересов в фискальных органах, автоматизацией бухучета и внедрением IT. Клиенты также заказывают оценку стоимости активов компаний как имущественных комплексов, предпринимательских рисков, создание и анализ инвестпроектов, разработку бизнес-планов и ряд других услуг. То есть популярность налогового аудита во всех его проявлениях растет изо дня в день.

Компании, которым крайне необходима проверка, заключают договор на проведение налогового аудита со специализированными организациями. Договор на налоговый аудит включает в себя объем работ, которые необходимо выполнить в рамках данной процедуры. Обычно общая стоимость услуги из-за этого возрастает.

Кем являются субъекты налогового аудита

Как правило, налоговый аудит заказывают крупные компании, ведущие разноплановую деятельность и проводящие операции по импорту и экспорту. Ввиду большого оборота средств на данных предприятиях их обязательства по налогам также велики. Суммы пеней и других денежных взысканий нередко очень высоки. Независимая проверка нужна таким фирмам в целях сокращения налоговых выплат, минимизации всевозможных рисков, в том числе штрафов.

Проведение налогового аудита для крупных компаний – выгодное мероприятие с экономической точки зрения. Организации устраняют ошибки и передают в фискальные органы грамотно оформленную достоверную документацию. Аудит позволяет исправить неточности в налоговом учете, под которым понимают не только исчисление обязательных взносов в бюджет с прибыли, описанных в гл. 25 Налогового кодекса РФ, но и расчет сумм всех платежей, вменяемых компании законом.

Субъектами налогового аудита также становятся предприятия, для которых проведение общих проверок такого формата обязательно. Речь в данном случае идет об ОАО, кредитных и страховых компаниях, фондовых и товарных биржах, инвестиционных фондах, государственных внебюджетных фондах, созданных за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц на основании закона РФ. Общий аудит налогового учета обязателен для организаций и ИП, имеющих ежегодную прибыль от продажи товаров или услуг более 500 тыс. МРОТ или размер активов баланса на конец отчетного года свыше 200 тыс. МРОТ, а также для других компаний, которым согласно законодательству требуется такое обследование. В таком случае анализ состояния исчисления и уплаты взносов в бюджет лучше выполнять в ходе обязательной аудиторской проверки.

Налоговый аудит также заказывают компании, в которых поменялся главный бухгалтер. Из-за этого, как правило, бухгалтерский и налоговый учет тоже перестраиваются, и порой не в лучшую сторону. Обычно все вопросы по расчетам с бюджетом решает главный бухгалтер, и наладить правильный фискальный учет, исправив погрешности предшествующего специалиста, довольно трудно. Аудит налоговой отчетности призван помочь компании в такой ситуации.

Проверку может заказать также владелец или руководитель предприятия, желающий узнать, правильно ли ведется начисление и уплата обязательных взносов.

Мнение эксперта

Как выбрать аудиторскую компанию

Алексей Дорожный,

директор по развитию бизнеса компании Bazis logistics & distribution, г. Москва

Планирование налогового аудита в 2008 году стало для нас важной задачей. О выборе специалистов в этой сфере впервые мы задумались, когда приняли решение о приобретении нескольких транспортных предприятий в российских регионах. Все располагало к выгодной покупке. Приобретение подобных компаний – довольно трудный процесс. Нам потребовалось узнать реальную стоимость предприятий, их имущества, движимых и недвижимых активов. Мероприятие усложнялось еще и тем, что существенная часть технических средств компаний находилась в залоге у банков.

Мы поняли, что самостоятельная оценка транспортных предприятий отнимет слишком много времени и сил. Кроме того, не факт, что результат окажется точным. И тогда мы стали думать – какой фирме поручить профессиональный аудит.

Вот как мы поступили.

  1. Провели анализ российского рынка , изучив аудиторские компании. Информацию брали из СМИ и Интернета. Первостепенным для нас был срок, в течение которого фирма оказывает аудиторские услуги (компании, работающие менее 5–7 лет, не рассматривали), ее репутация, перечень работ (насколько он обширен) и цена на них. В итоге мы сформировали список подходящих фирм с достаточным опытом деятельности, отличной репутацией и положительными рекомендациями заказчиков.
  2. Попросили наших клиентов порекомендовать фирмы , поскольку дорожим их мнением. Частью нашей целевой аудитории являются крупные холдинги и промышленные российские предприятия.
  3. Опубликовали в журнале «Главбух» информацию о тендере на предоставление услуг по аудиту. Далее выбрали заинтересовавшие нас фирмы и поручили своим специалистам обсудить с их представителями условия сотрудничества в рамках деловых встреч.
  4. Выбирая подходящего для нас аудитора, изучили практический опыт потенциальных партнеров , область деятельности (с какими фирмами работали, какие методики применяли). Зачастую знакомились с результатами проведенных ранее проверок, ведь даже то, как оформлена итоговая документация, может сказать о многом. Важно, чтобы в процессе переговоров аудиторские компании давали гарантии в письменном виде. К примеру, специалисты должны пообещать, что оценят фирму в соответствии с ее реальной рыночной ценой и что при проведении налоговой проверки инспекция не предъявит никаких претензий. Если мы видели, что фирма не уделяет данному вопросу должного внимания, не рассматривали ее.
  5. Чтобы удостовериться, что мы сделали правильный выбор, сначала просили аудитора выполнить анализ какого-нибудь узкого направления работы фирмы , не поручая ответственных вопросов. Далее смотрели, как компания справилась с заданием, и уже на основании этого определяли, стоит ли с ней сотрудничать.

В итоге на выбор подходящей аудиторской фирмы у нас ушло около одного-полутора месяцев. Мы не торопились, да и большая часть организаций не совсем охотно сообщала нам о практических наработках. Но все же поиски увенчались успехом. Мы нашли региональную компанию из Калуги, оценивающую именно транспортные активы и подобные виды бизнеса. Соотношением цены и качества предоставленных услуг мы остались довольны.

  • Как найти партнеров по бизнесу, которые увеличат ваши продажи

Методика проведения налогового аудита

Аудит налоговой отчетности каждая компания проводит по-своему, применяя наработанные методики. Универсальной схемы организации налогового аудита не существует. Несмотря на то что фискальная система в России едина, все предприятия работают по разным схемам исчисления обязательных платежей в бюджет. Из-за этого нередко возникают неточности и нарушения. Задача налогового аудита заключается именно в поиске и исправлении ошибок, допущенных компанией.

В рамках обследования организация или частный аудитор выполняет некое задание, изучая бухгалтерскую и налоговую отчетность. В ходе проверки становится ясно, соответствует ли документация законодательным требованиям, отражены ли в ней процессы уплаты взносов в различные бюджеты и внебюджетные фонды.

При налоговом аудите компания сначала оценивает действующую систему формирования обязательных платежей на обследуемом объекте. Далее проверяется и подтверждается (или не подтверждается) правильность начисления и уплаты взносов в бюджет и внебюджетные фонды. После этого фирма оформляет и предоставляет результаты проверки.

На каждой стадии налогового аудита специалисты проводят определенные мероприятия. Сначала анализируют элементы системы налогообложения экономического субъекта, определяют основные факторы, влияющие на налоговые показатели, проверяют, верно ли исчисляются взносы. На этом же этапе проводится правовая и налоговая экспертиза действующей системы хозяйственных отношений, анализ схемы оборота документов, оценка функций и полномочий служб, отвечающих за расчет и погашение обязательных платежей. Также специалисты предварительно определяют налоговые показатели экономического субъекта. Благодаря перечисленным выше действиям удается разобраться в тонкостях главных хозяйственных операций анализируемой компании, понять, соответствует ли система исчисления взносов в бюджет законодательным требованиям, узнать об обязательствах по налогам и возможных рисках.

Далее следует основной этап анализа. Здесь главное – выявить участки, проверить которые нужно особенно тщательно. Предварительный анализ позволяет узнать о слабых местах налоговой системы компании. Именно поэтому анализировать все ее участки не нужно. К примеру, на первой стадии обследования аудитор может понять, что у проверяемого объекта возникнут сложности с НДС на экспорт в связи с реализацией товаров (работ, услуг) за границу, с налогом на прибыль трудности могут быть вызваны неправильным учетом доходов и расходов для налогообложения. Также не исключены проблемы с акцизами, если предприятие занимается реализацией подакцизных товаров, и т. д. Вместе с тем аудит налогового учета способен показать и безопасные области деятельности. Чаще всего такими участками являются простые налоги (на рекламу, транспортный налог и т. д.).

Проверять порядок исчисления обязательных взносов в компании можно выборочно. Но если речь идет о крупном предприятии с разветвленной системой, множеством филиалов, дочерних фирм с разным порядком налогообложения, оценивать нужно все. В данном случае проверке подлежат налоговые отчеты, которые субъект предоставляет по установленным формам, соответствие начисления обязательных взносов законодательным нормам, период их погашения и другие процедуры.

Каждый вид выплат специалисты анализируют по-разному. Так, при проверке исчисления налога на прибыль оценивается подтверждающая документация и экономическая обоснованность расходов.

Аудиторы также исследуют, правильно ли сформирована налоговая база, как заполнены налоговые декларации. Как было отмечено выше, налоговый учет – это регистрация всех операций, в том числе бухучет, включающий в себя информацию, влияющую на фискальные начисления компании. В данный момент почти все обязательные взносы рассчитываются на основании данных бухучета. Исключение составляет лишь налог на прибыль.

В ходе экспертизы специалисты анализируют бухгалтерский и налоговый учет за весь срок, выделенный для проверки. Аудиторы рассматривают первичную документацию, просят руководство пояснить, в соответствии с какими методиками и показателями ведется налоговый расчет. Эксперты, бухгалтерская, юридическая службы и руководство компании при этом взаимодействуют друг с другом.

Аудиторы должны знать о специализации проверяемого объекта, представлять, как он работает. В качестве примера можно привести обналичивание денежных средств. Чтобы документально оформлять подобные процедуры, компании часто прибегают к заключению фиктивных договоров подряда. Такие сделки следует грамотно юридически оформлять. В противном случае компания рискует столкнуться с неприятностями. При проверке эксперту следует уделить внимание всем проблемным и рисковым сделкам объекта (с точки зрения налогообложения). В связи с этим и руководству, и бухгалтерской службе нужно предоставить аудитору и формальные, и фактические сведения о своей работе.

Обследуемый объект и эксперт должны тесно взаимодействовать между собой еще и потому, что в течение проверки бухгалтерии следует быстро устранять выявленные недостатки. Налоговый аудит предприятия призван не найти как можно больше погрешностей и отразить это в отчете, а исправить ошибки совместно с сотрудниками компании. Если какие-то пробелы нельзя устранить в силу тех или иных обстоятельств, эксперты отражают это в отчете и консультируют работников, как в будущем не столкнуться с подобными ситуациями.

Третий, завершающий, этап налогового аудита – подведение итогов и оформление заключения. Оно должно содержать в себе мнение экспертов о том, насколько полно и верно в компании ведутся расчеты, как экономический субъект отражает и перечисляет платежи в бюджет и внебюджетные фонды, верно ли он применяет и использует налоговые льготы.

Но непосредственно в заключении отсутствуют рекомендации и аналитические данные. В связи с этим заказчик аудита налогового учета должен требовать отчет о проделанной работе, где детально описаны все выявленные недостатки вместе с предложениями по их устранению. Проводившая проверку компания или частный специалист полностью отвечает за достоверность данных и их занесение в итоговый документ обследования.

  • Как бороться с должниками: 5 шагов к организации финансового контроля

Какова степень ответственности аудиторов при проведении налогового аудита

И специалисты аудиторской компании, и сотрудники фискальной службы могут обнаружить нарушения действующего закона. Но при этом цель налоговой инспекции – привлечь компанию к ответственности. Задача же аудитора – указать на ошибки и помочь их исправить, как раз предотвратив возможные штрафы. У независимых экспертов нет полномочий обязывать клиентов выполнять те или иные процедуры. Они вправе лишь консультировать и советовать, как поступить.

Если аудитор выявляет неточности в бухгалтерских отчетах, нарушения Налогового кодекса РФ, то непременно сообщает об этом руководителю компании-заказчика и предлагает внести коррективы в отчетность, уточнить расчеты и налоговые декларации. Если бухгалтерский отдел не учитывает рекомендации и не устраняет ошибки, эксперт вправе письменно уведомить об этом руководство компании и отметить, какие меры ответственности предусмотрены за нарушения. Далее руководитель определяет, принимать во внимание выводы аудиторской компании или нет. То есть проверяющий перестает отвечать за последствия деятельности обследуемого субъекта. При этом он наделен определенными обязательствами перед заказчиком. К примеру, не имеет права разглашать конфиденциальные коммерческие данные предприятия, где проводит ревизию.

Как только налоговая проверка и аудит завершается, клиент может заказать иные услуги экспертной компании. К примеру, воспользоваться рекомендациями по оптимизации действующей системы налогообложения, провести налоговый аудит лизинговых операций, узнать о схемах начисления обязательных платежей с учетом специфики бизнеса, с помощью эксперта попробовать рациональнее применить налоговые льготы, выработать комплекс мер по оптимизации взносов в бюджет и внебюджетные фонды и снижению рисков, связанных с методиками их расчета. Предприятие также может воспользоваться рекомендациями, как сделать так, чтобы принципы налогообложения отдельных филиалов или дочерних компаний соответствовали единой системе, как контролировать правильность начисления взносов и сборов внутри организации, как адаптировать существующую систему налогового планирования и учета к вероятным изменениям требований фискального законодательства.

Аудитор вправе защищать интересы проверяемого объекта перед налоговой инспекцией. Взаимодействие с фискальными органами в процессе и по итогам обследования необходимо, чтобы получать разъяснения по актам проверок, которые их сотрудники выполняли на предприятии, и разрешать конфликты между анализируемым объектом и инспекцией.

Как уже было отмечено, аудиторская компания, предоставляя дополнительные услуги, может указать на различные нарушения в деятельности проверяемого объекта и разъяснить, какие санкции за них предусмотрены. Эксперт вправе порекомендовать, как устранить неприятные последствия, связанные с выявленными отклонениями от требований Налогового кодекса РФ, разработать новые проекты по формированию единой системы налогообложения предприятия и каких-либо его частей. Кроме того, проверяющая компания вправе дать советы относительно адаптации элементов и регистров бухучета (в том числе при использовании компьютерной обработки информации) к выбранной концепции управления обязательными платежами, выработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в фискальном законодательстве и иным параметрам, значительно влияющим на полноту, точность и своевременность начисления и внесения взносов в бюджет и внебюджетные фонды. При этом аудиторы часто вырабатывают оперативные управленческие и организационно-правовые методы по созданию постоянно действующей системы налогового планирования.

Стоит отметить, что должный эффект оказание дополнительных услуг оказывает в том случае, если перед этим провели непосредственно налоговый аудит предприятия. Если же такой проверки не было, специалисты не могут использовать все необходимые сведения о компании и ее направлениях, а значит, находить рациональные пути устранения недочетов.

Сегодня в России многие методы аудита налоговых отчетов определены не до конца, не выбрана их суть. Непонятно, какие цели и задачи преследует данная проверка, по каким принципам и критериям она проводится. Нет единых подходов к анализу налоговых отчетов, аудит не описан поэтапно. Проверку расчетов по обязательным платежам оценивают с тех же позиций, что и для бухгалтерских (финансовых) отчетов. Методика налогового аудита должна состоять из теории и практических рекомендаций. Только в этом случае обследование будет проведено качественно. В ходе проверки непременно следует учитывать особенности работы и специфику налогообложения предприятия.

Итоги аудита оформляют в виде заключения и отчета. Отметим, что на законодательном уровне данная документация никак не закреплена. Это говорит о том, что если налоговая инспекция будет проверять предприятие, заключение аудита в расчет она не примет. Сегодняшний практический опыт свидетельствует о том, что благодаря аудиту намного проще организовать эффективную систему налогообложения в нынешних условиях.

Когда необходимо проводить инициативный налоговый аудит предприятия

Как было отмечено ранее, аудиторские компании и индивидуальные эксперты проверяют систему налогообложения хозяйствующего субъекта, помогают в разработке и ведении отчетов. Специалисты проводят аудит налоговых рисков, консультируют по вопросам, связанным с исчислением и выплатой обязательных взносов. Эксперты анализируют бухгалтерские отчеты, выявляют ошибки, противоречащие законодательным нормам, и устраняют их.

Обычно услуги таких специалистов заказывают крупные предприятия со множеством филиалов или многоуровневой структурой и большим документооборотом. Компании среднего и малого бизнес-сегмента пользуются услугами аудиторских компаний, чтобы оптимизировать налогообложение.

Крайне важным является своевременное проведение налогового аудита. Если вся отчетность приводится в соответствие с законодательными нормами, компания может избежать большей части проблем. Инициативный налоговый аудит не является обязательным мероприятием. Провести его специализированная компания может только в том случае, если этого хочет непосредственно клиент, то есть, по его волеизъявлению. Налоговый аудит не гарантирует освобождение от проверок фискальных органов. Однако крупным предприятиям независимое обследование нередко необходимо, поскольку позволяет существенно сократить расходы. Ниже мы рассмотрим выгоду для компаний от проведения налогового аудита.

  • Управленческая отчетность: виды отчетов и порядок их составления

Выгодно ли проводить инициативный налоговый аудит

Точно рассчитать сумму средств предприятия, сэкономленных благодаря налоговому аудиту, невозможно, так как ошибки в отчетах бывают разными. Однако на основе нескольких примеров эффективной проверки такого рода можно составить объективное представление о данном процессе.

Пример . Одна компания, поставляющая полезные ископаемые и сырье, решила оспорить результаты налоговой проверки. Предприятие обязали доплатить свыше 10 млн рублей в связи с предъявлением к нему претензий. С этими требованиями компания не согласилась и обратилась в аудиторскую фирму. По итогам оспаривания проверки поставщика освободили от выплаты 10 млн рублей, а также возместили судебные издержки на сумму 300 тыс. руб. Стоимость аудита составила 950 тыс., ROI оценивается в 985 %.

Таким образом, налоговый аудит иногда позволяет не только избежать лишних расходов, но и вернуть потраченные средства.

Пример. Фирма по производству мебели, поставляющая 40 % своих товаров за рубеж, хотела воспользоваться правом на возврат НДС из бюджета, но не смогла, в связи с чем и попросила помощи у аудиторов. В ходе судебного разбирательства, инициированного аудиторской компанией, удалось вернуть 6 млн рублей и наладить схему возврата НДС.

Налоговый аудит ставит перед собой очень важную цель – оптимизировать расходы проверяемого субъекта.

Пример. Аудиторская компания оказала поддержку крупному технопарку. В ходе обследования эксперты проверили, как распределяется НДС между несколькими видами деятельности. Итоги показали, что в течение трех лет клиент переплатил свыше 30 млн рублей. Аудитор предложил распределять НДС по другой схеме, благодаря чему избавил технопарк от лишних расходов.

Примеры, описанные выше, показывают, насколько выгоден для компаний налоговый аудит. Затраты на его проведение окупаются практически моментально. Но чтобы процедуры налогового аудита стали максимально эффективными, предпочтение следует отдавать тому виду проверки, которая более всего соотносится со спецификой деятельности компании в данный момент.

Проведение налогового аудита для всех предприятий почти одинаково. Отличаться оно может только с учетом особенностей бизнеса.

К примеру, к добыче полезных ископаемых в России применяется множество налогов. Сумма и порядок их выплаты определяются добываемым ресурсом (компании могут заниматься разработкой металлов, нефти, минералов и т. д.). Нарушения в выплате НДПИ, как правило, связаны со специфическими и адвалорными ставками.

Ошибки в уплате налога на прибыль чаще всего бывают вызваны неверно сформированной налоговой базой, неправильным применением налоговых льгот или простыми математическими просчетами. Неточности при начислении НДС, как правило, связаны с учетом данного налога к вычету. По таким же методикам выстраиваются схемы уклонения от выплат.

Некоторые налоговые взносы на транспорт вообще не нужны. К ряду транспортных средств не применяются обязательные выплаты в принципе.

Неточности в налогах на имущество обычно вызваны неверно составленными договорами на аренду. Эксперты смотрят, грамотно ли они сформулированы юридически, выявляют ошибки, допущенные и клиентом, и его контрагентом.

В Налоговый кодекс РФ довольно часто вносятся коррективы. Помимо этого, меняется значение существующих законодательных норм. Учитывая все это, налоговый аудит – лучшее решение, позволяющее избежать как денежных штрафов, так и более серьезных санкций. Такая помогает позволяет предприятию не переплатить сегодня и избежать лишних расходов по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами в дальнейшем.

В каких случаях проводится досудебный налоговый аудит

В фискальной службе достаточно давно действует досудебный аудит – одно из структурных подразделений этого органа. Его деятельность позволяет разрешить сложные ситуации с налогоплательщиками, выявить и урегулировать проблемы в деятельности налоговых инспекций, не прибегая к долгим разбирательствам в суде.

Работает досудебный аудит по достаточно простому и отлаженному принципу. Налогоплательщики обращаются в фискальную службу с жалобами и возражениями. Далее рассматривают, правомерно ли при работе с заявлениями действуют (или бездействуют) налоговые органы. Если выясняется, что права предприятия нарушены, в ходе досудебной проверки выполняются все необходимые процедуры по их восстановлению.

Досудебный аудит для налогоплательщиков очень полезен. Оформление и подача жалоб, в сравнении с судебным производством, осуществляется быстрее и проще. Это связано с тем, что заявление можно составить в относительно свободной форме. Не требуется участие консультантов и адвокатов, нет госпошлин при его подаче. Когда апелляционная жалоба поступает в налоговую инспекцию, все мероприятия по реализации оспоренных решений, вынесенных по итогам проверок, приостанавливаются.

Досудебный аудит налогового учета имеет и еще одно весомое преимущество – урегулирование проблем в кратчайшие сроки. На основании общего правила жалобу изучают всего в течение месяца. Налоговый орган выносит то или иное заключение по результатам ее рассмотрения. Данное решение нижестоящие инспекции исполняют сразу же.

Помимо этого, досудебный аудит, несмотря на внутриведомственную основу данной системы, объективен и независим. Почему? Куратором этой структуры выступает руководство налогового органа. Проведение досудебного аудита строго регламентировано, и никаких дополнительных процедур в его рамках проводить нельзя. При изучении жалоб и возражений учитывают сформировавшуюся судебную практику. Существующие показатели оценки эффективности аудита предусматривают исключительно глубокое и детальное изучение жалоб и возражений, без формальностей.

Субъекты финансово-хозяйственной деятельности, рано или поздно, сталкиваются с налоговой проверкой. И к этому мероприятию нужно быть готовым. Чтобы свести к минимуму риск штрафов и взысканий за ошибки в налоговом учете лучшее, что можно сделать – это заказать независимый аудит.

Налоговый аудит – это и есть налоговая проверка, только в этом случае аудитор на вашей стороне и защищает интересы вашей компании.

В ходе проверки отчетности уделяется внимание своевременной уплате налогов в бюджет, проверяется правильность применения льгот, уточняются затратные статьи организации, взаимодействие с нерезидентами, а также анализируются все те вопросы, которые возникнут у инспектора в ходе проверки.

Проведение налогового аудита

В комплекс услуг по аудиту налогового учета организации входят следующие мероприятия:

  • Проверка соблюдения налогового законодательства. Специалист проверяет правильность заполнения первичных документов, соответствие действующему законодательству, грамотное отражение их в регистрах, выполняет проверку правильности уплаты налогов. Аудит отчетности проводится сплошным или выборочным методом.
  • Проверка обоснованности льгот. Аудитор определяет, насколько правомерны налоговые льготы, проверяют наличие подтверждающих документов и то, насколько они соответствуют законодательству.
  • Проверка деклараций. Данный этап предполагает сверку данных регистров и деклараций, сроки представления отчетности в налоговые органы и полноту информации.
  • Оценка налоговой нагрузки. Аудитор оценивает размер нагрузки предприятия по налогам, готовит рекомендации по ее снижению.
  • Поиск налоговых рисков. Специалист оценивает риски организации и дает рекомендации по их уменьшению.
  • Последний этап — предоставление аудиторского отчета.

Самое главное в аудите – выбрать опытного и грамотного аудитора, от которого зависит результат проверки. Внутренний аудит налогов и сборов позволяет выявить ошибки и разработать методы по их устранению.

Все виды налогового аудита от «АВТ Консалтинг»

Как показывает наша практика, польза от аудита в десятки раз превышает затраты на данную услугу. Заказав в юридической компании «АВТ Консалтинг» налоговый аудит предприятия, вы оцените следующие преимущества:

  • Большой опыт и обширная практика в аудите дает нам возможность быть в курсе всех изменений законодательства.
  • Наши юристы имеют высокую квалификацию и богатый стаж за плечами.
  • Если в вашей организации запланирована срочная налоговая проверка, мы выполним срочный заказ, чтобы вы успели подготовиться до ее начала.
  • Гарантируем полную конфиденциальность.
  • Устанавливаем разумные цены на аудит управления налоговыми потоками и другие виды аудита.

Цена налогового аудита компании зависит от числа контрагентов, объема выручки и потребности клиента. Чтобы узнать точную стоимость и заказать услугу, свяжитесь с нами удобным способом. Первичная консультация у нас бесплатна!