Эскизы монументальных росписей XIX – начала XX веков. Выставка «Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX – начала XX веков Графика стен третьяковская галерея

Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов, А.Т.Марков, П.В.Басин и др.

Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54
01.12.2016 - 14.05.2017

С первых лет работы Третьяковской галереи эскизы росписей были в фокусе внимания при формировании коллекции. Этот раздел собрания музея активно пополняется и в настоящее время. Сегодня в коллекции Галереи отражены работы над многими крупнейшими храмовыми и светскими ансамблями XIX - начала XX века. В состав выставки включены лучшие образцы из них, а также представлены эскизы неизвестных, несохранившихся и нереализованных росписей, многие из которых экспонируются впервые.

Эскизы монументальных росписей - один из интереснейших жанров графики. Плоскость белого листа, условность графического языка, его декоративные возможности как нельзя более созвучны особенностям и задачам монументального искусства. Проекты композиций, предназначенные к воплощению на огромных поверхностях стен, содержат в себе потенциал крупной формы, их отличает пластическая выверенность и красота. Вместе с тем эскизы росписей - своеобразный визуальный документ эпохи, позволяющий реконструировать неосуществленные проекты, обогатить представление о движении замысла, о перемене пристрастий архитектора и заказчика, а порой и о смене художественных эпох.

Выставку открывают работы Александра Иванова из цикла "Библейские эскизы", являющие собой невоплотимый образ Храма, его идею. Этот проект был грандиозен - около пятисот сюжетов. Мастер хотел создать систему росписей, где перед зрителями проходила бы вся духовная история человечества наподобие житийной иконы с клеймами: центральная часть была отведена главной композиции, а вокруг располагались ветхозаветные сцены и параллели из античных мифов. Проект изначально был обречен на незавершенность. Двести акварелей цикла позволяют почувствовать невероятный размах и одновременно утопичность замысла А.А.Иванова, намного опередившего свое время. Завораживающая сила акварельной техники, пластическая мощь, заключенная в небольших по размеру работах, превращают "Библейские эскизы" в уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой художественной культуре.

Тему оформления храмовых ансамблей продолжают работы, выполненные для Исаакиевского собора, которые можно рассматривать как коллекцию русской религиозно-исторической живописи 1840–1850-х годов. Под руководством В.К.Шебуева над внутренним убранством собора трудились Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов, А.Т.Марков, П.В.Басин и другие. Приверженность академическим принципам объединяет работы, исполненные очень разными по своей индивидуальной манере художниками, в единый, стилистически гармоничный ансамбль. Росписи собора представляют концепцию, сложившуюся в петербургских храмовых ансамблях классической эпохи.

Владимирский собор в Киеве - попытка осуществить научный подход к возрождению национальной традиции. Обращенная к самым истокам, "к византийскому стилю", программа росписей была создана историком искусства, археологом А.В.Праховым. Им же заложен и артельный принцип работы. Главным художником, определившим облик храма, стал В.М.Васнецов. Важнейшей интригой художественного руководства Прахова было приглашение М.А.Врубеля, а основным драматическим событием в процессе создания внутреннего убранства стало отстранение от работ этого великого художника. Композиционные схемы разработанных им сюжетов "Рождество Христово" и "Воскресение Христово", в которых, подобно А.А.Иванову, он намного опередил время, перешли к М.В.Нестерову. Представленные на выставке эскизы обоих художников позволяют почувствовать колоссальную разницу в их художественном мышлении.

Особую тему в комплектовании собрания графики составляет Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве, расположенной по соседству с Третьяковской галереей. История создания этого архитектурного шедевра эпохи модерна представлена недавно приобретенными работами А.В.Щусева, М.В.Нестерова и отражена достаточно подробно: от первых архитектурных идей - к ювелирно прорисованным эскизам икон, росписей и церковной утвари. Эти материалы составляют редчайший по своей полноте и гармоничности ансамбль.

Не менее интересной страницей в развитии "графики стен" являются гражданские интерьеры частных и общественных зданий. Представленные на выставке рисунки В.А.Серова для столовой в доме Носовых, проекты для особняков А.В. и С.Т.Морозовых, разработанные М.А.Врубелем, цикл эскизов В.Э.Борисова-Мусатова для особняка И.А.Дерожинской позволяют разглядеть основной вектор поисков художников рубежа XIX–ХХ веков, тяготеющих к созданию идеального пространства, наполненного искусством. На пути от традиционной станковой картины к монументальной форме панно художники находят новые пластические формулы, основанные на обобщенной плоскостной трактовке форм, главенстве силуэта, линии.

Заключительный раздел выставки составляет уникальный комплекс материалов, связанных с проектом Казанского вокзала в Москве. Этот последний в истории Российской империи художественный проект, ставший апофеозом и финалом русской дореволюционной культуры, не случайно развивался как грандиозная творческая утопия. Он и в концепции, и на практике пытался соединить несоединимое - Восток и Запад, старое и новое (новгородскую архитектуру, декор петровского барокко и идеи оформления интерьера эпохи модерна). Законченные уже при советской власти росписи Казанского вокзала были осуществлены участниками авторского коллектива, стоящего у самых истоков проекта.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке проходит выставка «Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX — начала XX веков».

С первых лет работы Третьяковской галереи эскизы росписей были в фокусе внимания при формировании коллекции. Этот раздел собрания музея активно пополняется и в настоящее время. Сегодня в коллекции Галереи отражены работы над многими крупнейшими храмовыми и светскими ансамблями XIX — начала XX века. В состав выставки включены лучшие образцы из них, а также представлены эскизы неизвестных, несохранившихся и нереализованных росписей, многие из которых экспонируются впервые.

Эскизы монументальных росписей — один из интереснейших жанров графики. Плоскость белого листа, условность графического языка, его декоративные возможности как нельзя более созвучны особенностям и задачам монументального искусства. Проекты композиций, предназначенные к воплощению на огромных поверхностях стен, содержат в себе потенциал крупной формы, их отличает пластическая выверенность и красота.

Вместе с тем эскизы росписей — своеобразный визуальный документ эпохи, позволяющий реконструировать неосуществленные проекты, обогатить представление о движении замысла, о перемене пристрастий архитектора и заказчика, а порой и о смене художественных эпох.


Выставку открывают работы Александра Иванова из цикла «Библейские эскизы», являющие собой невоплотимый образ Храма, его идею. Этот проект был грандиозен — около пятисот сюжетов. Мастер хотел создать систему росписей, где перед зрителями проходила бы вся духовная история человечества наподобие житийной иконы с клеймами: центральная часть была отведена главной композиции, а вокруг располагались ветхозаветные сцены и параллели из античных мифов.

Проект изначально был обречен на незавершенность. Двести акварелей цикла позволяют почувствовать невероятный размах и одновременно утопичность замысла А.А.Иванова, намного опередившего свое время. Завораживающая сила акварельной техники, пластическая мощь, заключенная в небольших по размеру работах, превращают «Библейские эскизы» в уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой художественной культуре.

Тему оформления храмовых ансамблей продолжают работы, выполненные для Исаакиевского собора, которые можно рассматривать как коллекцию русской религиозно-исторической живописи 1840-1850-х годов. Под руководством В.К.Шебуева над внутренним убранством собора трудились Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов, А.Т.Марков, П.В.Басин и другие. Приверженность академическим принципам объединяет работы, исполненные очень разными по своей индивидуальной манере художниками, в единый, стилистически гармоничный ансамбль. Росписи собора представляют концепцию, сложившуюся в петербургских храмовых ансамблях классической эпохи.


Владимирский собор в Киеве — попытка осуществить научный подход к возрождению национальной традиции. Обращенная к самым истокам, «к византийскому стилю», программа росписей была создана историком искусства, археологом А.В.Праховым. Им же заложен и артельный принцип работы. Главным художником, определившим облик храма, стал В.М.Васнецов. Важнейшей интригой художественного руководства Прахова было приглашение М.А.Врубеля, а основным драматическим событием в процессе создания внутреннего убранства стало отстранение от работ этого великого художника. Композиционные схемы разработанных им сюжетов «Рождество Христово» и «Воскресение Христово», в которых, подобно А.А.Иванову, он намного опередил время, перешли к М.В.Нестерову.

Представленные на выставке эскизы обоих художников позволяют почувствовать колоссальную разницу в их художественном мышлении. Особую тему в комплектовании собрания графики составляет Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве, расположенной по соседству с Третьяковской галереей. История создания этого архитектурного шедевра эпохи модерна представлена недавно приобретенными работами А.В.Щусева, М.В.Нестерова и отражена достаточно подробно: от первых архитектурных идей — к ювелирно прорисованным эскизам икон, росписей и церковной утвари. Эти материалы составляют редчайший по своей полноте и гармоничности ансамбль.


Не менее интересной страницей в развитии «графики стен» являются гражданские интерьеры частных и общественных зданий. Представленные на выставке рисунки В.А.Серова для столовой в доме Носовых, проекты для особняков А.В. и С.Т.Морозовых, разработанные М.А.Врубелем, цикл эскизов В.Э.Борисова-Мусатова для особняка И.А.Дерожинской позволяют разглядеть основной вектор поисков художников рубежа XIX—ХХ веков, тяготеющих к созданию идеального пространства, наполненного искусством. На пути от традиционной станковой картины к монументальной форме панно художники находят новые пластические формулы, основанные на обобщенной плоскостной трактовке форм, главенстве силуэта, линии.

Заключительный раздел выставки составляет уникальный комплекс материалов, связанных с проектом Казанского вокзала в Москве. Этот последний в истории Российской империи художественный проект, ставший апофеозом и финалом русской дореволюционной культуры, не случайно развивался как грандиозная творческая утопия. Он и в концепции, и на практике пытался соединить несоединимое — Восток и Запад, старое и новое (новгородскую архитектуру, декор петровского барокко и идеи оформления интерьера эпохи модерна). Законченные уже при советской власти росписи Казанского вокзала были осуществлены участниками авторского коллектива, стоящего у самых истоков проекта.

В Государственной Третьяковской галерее открылась вставка «Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX - начала XX веков. В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники» . С первых лет работы Третьяковской галереи эскизы росписей были в фокусе внимания при формировании коллекции. В состав выставки включены лучшие образцы из них, а также представлены эскизы неизвестных, несохранившихся и нереализованных росписей, многие из которых экспонируются впервые.
В экспозиции можно увидеть как осуществлённые проекты, так и оставшиеся на бумаге. И что особенно интересно много московских проектов. Для нас это возможность прикоснуться к московской истории, к ее зданиям и росписям.

Марков А.Т. Бог Саваоф с Предвечным Младенцем на коленях и Святым Духом.


Так, вы увидете первоначальный эскиз росписи плафона главного купола храма Христа Спасителя в Москве. Строительство храма Христа Спасителя по проекту архитектора К.А. Тона началось в 1839 году, а в 1883 году храм был освящен. В 1865 А.Т. Маркову было поручено расписать главный купол. В качестве помощников и исполнителей росписи он привлек И.Н. Крамского, Н.А. Кошелева и Б.Б. Венига.

Фрагмент. Марков А.Т. Бог Саваоф с Предвечным Младенцем на коленях и Святым Духом.
1865. Бумага, акварель, графитный карандаш.


На выставке вы сможете увидеть работы Александра Иванова из цикла "Библейские эскизы". Этот проект был грандиозен — около пятисот сюжетов. Мастер хотел создать систему росписей, где перед зрителями проходила бы вся духовная история человечества наподобие житийной иконы с клеймами: центральная часть была отведена главной композиции, а вокруг располагались ветхозаветные сцены и параллели из античных мифов. Проект изначально был обречен на незавершенность. Двести акварелей цикла позволяют почувствовать невероятный размах и одновременно утопичность замысла А.А.Иванова, намного опередившего свое время. Завораживающая сила акварельной техники, пластическая мощь, заключенная в небольших по размеру работах, превращают "Библейские эскизы" в уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой художественной культуре. Часть этих эскизов представлена в экспозиции.

Иванов А.А. Благовестие о зачатии Мессии. Бумага, графитный карандаш, акварель.


Композиция росписи стен, включавшая эскиз и наброски на евангельские и ветхозаветные сюжеты: Пророк Исаия с сыном перед царем Ахазом. Сон Иосифа. Благовещение. Цикл «Библейские эскизы» - грандиозный труд художника последнего десятилетия его жизни. По замыслу Иванова они предназначались для будущего воплощения в росписях «особо на то посвященного здания». Большую роль в формировании замысла сыграла книга Д.-Ф. Штрауса «Жизнь Иисуса». Почти все рисунки цикла находятся в Третьяковской галерее.

Басин П.В. Перенесение мощей Св. Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург при Петре Великом в 1724 году. 1847.
Бумага на картоне, сепия, кисть, перо, графитный карандаш.


Эскиз росписи в западном люнете придела Св. Александра Невского Исакиевского собора в Санкт-Петербурге. Собор был построен в 1818-1858 годах по проекту архитектора О. Монферана. В создании 103 росписей и 52 картин на холсте участвовали 22 художника, в том Ф.А. Бруни, К.П. Брюлов, А.Т. Марков, П.В. Басин. Эту роспись вы можете увидеть в соборе и сейчас.

Бруни Ф.А. Борьба добрых и злых духов. 1843-1845.


Эскиз неосуществленной росписи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Ф.А. Бруни было поручено исполнение 12 росписей, однако сделанных им картонов было значительно больше. В данном случае картоном называется эскиз в полный размер, будущей фрески. Так что посетив музей, вы можете оценить некоторые работы в полной их красе, такими, какими они замышлялись. Особенно иснтересно увидеть эскизы неосуществлённых росписей и попытаться представить, каким мог бы быть собор.


Бумага на картоне, тушь, перо, сепия, белила, кисть, графитный карандаш.

Бруни Ф.А. Фрагмент. Борьба добрых и злых духов. 1843-1845.
Бумага на картоне, тушь, перо, сепия, белила, кисть, графитный карандаш.


А теперь мы с вами перенесёмся в Киев, во Владимирский собор. И полюбуемся его росписями. В 1852 году был начат сбор средств на сооружение храма-памятника к празднованию 900-летия Крещения Руси. Первоначальный архитектурной проект Владимирского собора в Киеве архитектора И.В. Шторма неоднократно корректировался. В 1862 году был утвержден проект архитектора А.В. Беретти и начато строительство, продолжавшееся более 20 лет, завершённое под руководством архитектора В.П. Николаева. Интерьер собора «в стиле древнерусских храмов» проектировал вначале Николаев, затем в 1885 программа росписей и руководство работами были поручены историку и археологу А.В. Прахову, который постарался привлечь выдающихся живописцев того времени. Главным художником, определившим облик собора по праву считается В.М. Васнецов, исполнивший большинство сюжетных и орнаментальных композиций. Роспись собора была завершена в 1896 году.

Васнецов В.М.Архангел Гавриил. Эскиз росписи главного алтаря.

Васнецов В.М. Архангел Михаил. Эскиз росписи главного алтаря.
Бумага; гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краски, графитный карандаш.


Васнецов В.М. Серафим со сложенными руками. Серафим с поднятыми руками.
Эскиз росписи западной стены хоров. Бумага; гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краски, графитный карандаш.


Васнецов В.М. Блаженство рая. 1893.

Васнецов В.М. Фрагмент. Блаженство рая. 1893.
Бумага, акварель, гуашь. Эскиз росписи северной стены хоров.

Васнецов В.М. Фрагмент. Грехопадение. Ева и змий. 1891.
Бумага, акварель, гуашь. Эскиз росписи южной стены хоров.


На вставке можно увидеть эскизы неосуществленных росписей Врубеля для Владимирского собора в Киеве. К сожалению от эскиза в размер практически ничего не сохранилось. Но два небольших кусочка представлены в витринах музея.

Врубель М.А. Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве. 1889-1890.


Как вы думаете, что изображено на обороте этого эскиза? Да, как не сложно догадаться там один из вариантов демона.

Врубель М.А. Голова ангела. Фрагмент композиции «Воскресение Христово».
1889 год. Бумага, акварель, угольный и графитный карандаши.


Когда эту работу Врубеля не приняли, над этим сюжетом стал работать М.В. Нестеров. Художник работал над росписями Владимирского собора почти непрерывно с конца 1890-го по 1894 год. Им созданы образа в четырех иконостасах нижних и верхних пределов, фигуры Св. Бориса и Глебав центральном пределе на столпах, два запрестольных стенных образа «Воскресение Христово» и «Рождество Христово» на хорах, исполненных на основании композиции М.А. Врубеля, а так же «Богоявление» в крестильне.

Нестеров М.В. Восресение Христово. 1890. Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах.
Бумага, гуашь. Дар автора П.М. Третьякову.

Посмотрите, в этой работе угадывается сюжет Врубеля. Видимо он серьёзно вдохновил Нестерова, так как сюжет повторён, лишь с небольшими изменениями.

Нестеров М.В. Фрагмент. Благовещение. 1892.
Эскиз росписи Царских врат северного придела на хорах. Бумага, гуашь, бронзовая краска.


Экспозиция позволяет познакомиться с разными работами Нестерова, и это просто праздник души. Вот, например, эскиз для храма в Сумах. Собор в Сумах (1901-1915) был построен по проекту местного архитектора К. Шольца на средства П.И. Харитоненко. Главные образа иконостаса созданного по проекту А.В. Щусева исполнены М.В. Нестеровым. К работам в храме были привлечены так же Д.Н. Кардовский, К.С. Петров-Водкин, И.И. Нивинский.

Нестеров М.В. Архангел Михаил.

Нестеров М.В. Архангел Гавриил.
Эскиз образов для иконостаса Троицкого собора в Сумах. 1913. Бумаг, гуашь.

Нестеров М.В. ФрагментАрхангел Гавриил.
Эскиз для Царских врат Троицкого собора в Сумах. 1913. Бумаг, гуашь.


Конечно выставка не обошла своим вниманием и Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве. Если вам доводилось посещать её, то вы конечно же сразу узнаете эти росписи.

Щусев А.В. Нестеров М.В. Деисус. 1908-1909. Шаблон для басм к царским вратам.

Щусев А.В. Нестеров М.В. Фрагмент.Деисус. 1908-1909. Шаблон для басм к царским вратам.

Бумага, уголь. Приобретено в 2012году на средства О.Е. Ячника.

Собор Марфо-Мариинской обители был возведён в 1908-1912 гг. архитектором А.В. Щусевым на средства Елизаветы Фёдоровны Романовой. Вскоре после гибели своего мужа, московского генерал-губернаторавеликого князя Сергея Александровича она продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых) и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где и расположилась Марфо-Мариинская обитель милосердия (это не был монастырь в точном смысле слова: сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой). Щусев собственноручно создал эскизы всех элементов декоративного оформления храма и церковной утвари. В подборке есть его проект облачения священносолужителей. Подобная возможность провести авторскую концепцию храма от первоначального замысла до мельчайших деталей убранства - случай уникальный в истории искусства. Благодаря этому памятник отмечен особенным стилистическим единством, и гармонией.
Нестерову довелось осуществлять росписи образа для алтарной преграды. Также в оформлении храма принимали участие художник П.Д. Корин и скульптор С.Т. Коненков.

Нестеров М.В. Фрагмент. Эскиз-вариант Царских врат алтарной преграды Покровского собора Марфо-Мариинской обители в Москве.
1908-1911. Бумага, темпера, графитный карандаш.

Нестеров М.В. Фрагмент. Благовещение. Диптих. Архангел Гавриил. 1908.
Бумага, гуашь, темпера, графитный карандаш. Дар в 1995 З.В. Норцовой, Москва.


Эскиз-вариант росписи алтарных пилонов Покровского собора Марфо-Мариинской обители в Москве.

Нестеров М.В. Фрагмент. Благовещение. Диптих.
Архангел Гавриил. 1908. Бумага, гуашь, темпера, графитный карандаш.


Посмотрите на эти божественные силы, как яркий свет небес играет на их крыльях. Любоваться этими работами можно бесконечно.

Нестеров М.В. Фрагмент. Благовещение. Диптих. Архангел Гавриил.
1908. Бумага, гуашь, темпера, графитный карандаш
.


Эта выставка сделала для нас одно открытие. Мы не подозревали, что Щусев разработал для данного храма даже облачение священников и выносные хоругви.

Щусев А.В. Проекты шитья. 1910-1911. Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.

Щусев А.В. Проект хоругви. 1910. Бумага, бронзовая краска, гуашь, графитный карандаш.

Щусев А.В. Проект облачений священнослужителей. 1910. Бумага, бронзовая краска, гуашь, графитный карандаш.

Щусев А.В. Фрагмент. Проект облачений священнослужителей. 1910. Бумага, бронзовая краска, гуашь, графитный карандаш.


Приходите на выставку любоваться прекрасными работами известных художников. Делать открытия, узнавать замысел и видеть поиск мастеров.

Выставка продлится до 14 мая 2017 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной - понедельник
Цена билета: взрослый - 400 руб., льготрый - 150 руб. Подробнее .
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

«Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX - начала XX века»

Эскизы к монументальным росписям, одна из разновидностей графики, редко становятся темой отдельной экспозиции, тем более такой масштабной (200 произведений) и представительной по именам, как открывшаяся в Государственной Третьяковской галерее выставка «Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX — начала XX века».

Пожалуй, не найти в русском искусстве Серебряного века художника, не попробовавшего себя в росписях храмовых и светских сооружений. Это Александр Бенуа , Виктор Борисов-Мусатов , Федор Бруни , Карл Брюллов , Виктор Васнецов , Михаил Врубель , Александр Иванов , Михаил Нестеров , Зинаида Серебрякова , Валентин Серов и другие замечательные мастера. Третьяковская галерея обладает богатейшим собранием подготовительных рисунков и эскизов к монументальным росписям, музей их собирает чуть ли с первых дней своего существования, и можно только приветствовать, что теперь он решил познакомить с этими сокровищами и публику.

Хронологически экспозиция открывается произведениями Александра Иванова из цикла «Библейские эскизы», впечатляющего уже своим размахом — около 500 сюжетов. В выставке участвует 200 акварелей из этого нереализованного замысла.

Отдельная история с Владимирским собором в Киеве. Для его росписи был приглашен Михаил Врубель, впоследствии отстраненный от работы и замененный Михаилом Нестеровым. Выставка дает редкую возможность сравнить концепции монументального искусства двух художников, стоящих на столь разных эстетических и стилистических позициях.

Еще одна тема, практически неизвестная широкой аудитории, — оформление интерьеров частных особняков, где такие крупные фигуры, как Валентин Серов, Виктор Борисов-Мусатов и тот же Врубель, каждый по-своему, решали задачу стилевого единства в оформлении жилого пространства.

Замыкает же экспозицию еще один малоизвестный сюжет — проект Казанского вокзала в Москве, хронологически и символически завершивший целую эпоху дореволюционной монументальной живописи. Большая часть экспонатов на выставке показывается впервые.

«Энциклопедия фотографии. 1891–1991»


Эммануил Евзерихин. «Новая гостиница "Украина". Москва, май 1957 г». Предоставлено пресс-службой АО «ВДНХ»

Не меньший размах, чем в Третьяковской галерее, ждет посетителей на выставке «Энциклопедия фотографии. 1891-1991» на ВДНХ (павильон № 15) — 250 работ классиков отечественной фотографии за целое столетие, от дореволюционных снимков до репортажей времен перестройки.

Многие из этих фотографий давно стали хрестоматийными, как портреты Льва Толстого , Владимира Маяковского или знаменитые ракурсные кадры Александра Родченко , другие же зритель увидит впервые. Экспонаты распределены по десяти хронологическим разделам, чтобы проще и убедительнее прослеживалась трансформация стилистики фотографии от одной эпохи к другой.

Открывают выставку отечественные мастера пикториальной фотографии, перенявшие традиции академической и реалистической живописи (Николай Андреев , Александр Гринберг , Юрий Еремин , Николай Свищов-Паола ), и их антиподы — авангардисты во главе все с тем же Родченко и единомышленниками.

Отдельный большой блок — фотолетопись Великой Отечественной войны (Анатолий Гаранин , Эммануил Евзерихин , Евгений Халдей ). Затем фотография времен оттепели и шестидесятников (Дмитрий Бальтерманц , Лев Бородулин , Всеволод Тарасевич ). И далее вплоть до распада СССР уже с другими летописцами эпохи: Андреем Безукладниковым , Сергеем Борисовым , Игорем Мухиным и Сергеем Чиликовым .

Остается лишь добавить, что такую подборку, действительно полную энциклопедию отечественной фотографии, вряд ли удалось бы собрать без участия в проекте Мультимедиа Арт Музея, Центра фотографии имени братьев Люмьер, частных коллекционеров и наследников фотографов.

«Квартет на конец времени»


Там же, на ВДНХ, одновременно с фотографической выставкой открылся еще один нестандартный проект. Необычный хотя бы потому, что все происходит в салоне самолета Як-42, где художница Елена Скрипкина развернула свою визуально-звуковую инсталляцию «Квартет на конец времени» на тему произведения одного из самых оригинальных композиторов ХХ века, Оливье Мессиана (1908-1992).

Свой концерт для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано под таким же названием Мессиан написал в 1940-1941 годах в нацистском концентрационном лагере. Импровизируя на тему опуса, художница попыталась визуализировать музыкальную систему Мессиана, важной составной частью которой были голоса птиц (он всю жизнь увлекался орнитологией). «Я записываю птиц карандашом на нотной бумаге, как если бы я писал музыкальный диктант», — признавался композитор. Художница для своей инсталляции использовала различные органические и искусственные материалы, видео, аудиозаписи, фотографии, световые эффекты. Есть здесь и главные персонажи: те же любимые Мессианом птицы и святой Франциск Ассизский , который, как известно, отличался особой любовью к пернатому миру. И все эти, казалось бы, разнородные составляющие призваны, по замыслу Елены Скрипкиной, слиться в единое гармоничное целое.

«Автор проекта пришла в искусство из музыки и кино, а это значит, что ей под силу создание собственной гармонии и сложение нового языка», — говорит куратор проекта Ольга Шишко , и в этом случае нельзя с ней не согласиться.