Когда вера надежда любовь и мать софия. Мученицы вера, надежда, любовь и матерь их софия. Подвиг святой Веры

Жившие во 2 веке и мученически умершие за свою веру. 30 сентября по новому стилю Православная церковь вспоминает святых мучениц-отроковиц вместе с их матерью.

В русской народной традиции долго сохранялись обычаи, которых придерживались в этот праздник, названный в простонародье Всесветные бабьи именины, Девичий день или Всесветная бабья выть.

История

Первые известные жизнеописания святой Софии и её дочерей относятся к 7-8 векам . Они были составлены на греческом, болгарском, армянском, грузинском и латинском языках. На старославянский житие перевели из греческого до 9 века.

В греческом варианте Вера, Надежда и Любовь именовались соответственно Пистис, Елпис, Агапэ. Эти имена можно увидеть на некоторых иконах святых. Греческое имя София, что значит «премудрость», в переводе сохранилось.

Наиболее полное житие великомучениц составлено специалистом по церковной истории архиепископом Черниговским Филаретом (Гумилевским).

Церковного праздника восходит ко временам правления римского императора Адриана, а это 117-138 годы . Христианка София с мужем и тремя детьми жили в Милане. Будучи обеспеченной, семья постоянно занималась делами милосердия.

Дети воспитывались в христианских добродетелях, их учили ценить не материальные блага, а деятельно и с любовью относиться к ближним. Девочки находили примеры для подражания в поведении родителей, черпали знания и мудрость из Священных книг.

Оставшись вдовой, София раздала имущество бедным и отправилась с дочерьми в Рим. Узнав из донесений о благочестивой жизни этой семьи и непреклонной вере в Христа , император повелел привести Софию с детьми во дворец.

Зная, как поступали с христианами в языческой Римской империи, предвидя испытания, мать призвала дочерей не отрекаться от веры ни при каких обстоятельствах и молиться Всевышнему о даровании сил перенести все муки.

Прибыв к Адриану, святые открыто объявили себя христианами и отказались принести жертвы языческой Артемиде. Надеясь образумить Софию и её детей, император поселил их к знатной женщине Палладии, язычнице. Той никакими ухищрениями не удалось склонить семейство к отречению от Христа.

По истечению трёх дней София с 12-летней Верой, 10-летней Надеждой и 9-летней Любовью снова стояли перед императором. Он приказал привести их на беседу по очереди.

Сначала говорили с Верой — старшей сестрой. Она поражала правителя своей твёрдостью и разумными ответами . Тогда девочку подвергли истязаниям, отрезая части тела; положили на раскалённую решетку, бросили в горящую печь и кипящий котёл со смолой.

Святая была невредима и радостно воспринимала все муки . Во время казни мать поддерживала дух дочери и вместе с ней молилась Господу укрепить силы в испытаниях. После зверских мучений Веру обезглавили.

По примеру старшей сестры Надежда не отреклась от Единого Бога . Её тоже били и сдирали кожу железными когтями, привязав к дереву. Потом, невредимую, бросили в огонь, не оставивший на её теле следов.

После этого хотели умертвить её в котле с кипящей смолой, но котёл лопнул и обжёг мучителей. Тогда девочке тоже, как и сестре, отрубили голову.

9-летняя Любовь претерпела не менее страшные истязания . Её привязали к колесу и били палками, после чего безуспешно жгли на костре и в конце концов тоже отрубили голову.

Все пытки происходили на глазах у матери, которая до конца вытерпела душевную муку и вместе с детьми молилась своему Богу. Останки своих дочерей София похоронила 30 сентября на холме у 18-го столба на Аппиевой дороге, в пригороде столицы империи.

Три дня она молилась о детях на их могиле, а потом тихо скончалась. Христиане похоронили её тело возле места погребения Веры, Надежды и Любови.

Подвиг веры трёх девочек и их матери Софии остался в памяти людей и передавался из поколения в поколение.

В 8 веке при папе Римском Павле I святые мощи Веры, Надежды, Любови и матери их Софии перенесли в новую Святого Сильвестра на Марсовом поле в Риме, а в 777 году – во Францию, в бенедиктинское аббатство г.Эшо, что недалеко от Страсбурга. Небольшая часть мощей осталась в монастыре святой Иулии.

Святую Софию стали считать покровительницей аббатства . Паломники со всего мира приезжали поклониться мощам святых Веры, Надежды, Любови и их матери. В 1143 году игуменьей обители была построена гостиница для многочисленных паломников.

Во времена французской революции монастырь разорили, а мощи пропали . Восстановление сохранившейся в бывшем аббатстве церкви Святого Трофима началось в 1898 году. В 1938 году епископ Шарль Руш из Рима привёз в Эшо частицы мощей святой Софии.

Одну из них положили в расписанный изображениями эпизодов из жития святых отроковиц и их матери саркофаг 14 века (в нём хранились до исчезновения святые мощи Софии и её девочек). Другая частица мощей была запечатана в реликварий. Здесь хранятся мощи и в наши дни.

Празднуя память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, их матери, мы празднуем торжество христианских добродетелей , стремимся любить друг друга и любить Бога, чтобы окружающий мир стал добрее.

Вспоминаем стойкость веры одних из первых христиан – вдовы Софии и её детей, ужасаясь пережитым ими нечеловеческим мучениям и понимая, что сила не в телесной мощи, а в нисходящей на верующих благодати Святого Духа.

Эта благодать и поднимает человеческий дух над всем мирским, творит чудеса.

30 сентября особо поздравляют всех, кто носит имя Веры, Надежды, Любови, Софии . Святые мученицы являются их небесными покровителями.

На Руси этот день считался «бабьими именинами», или «Вселенской бабьей вытью». Начинался он с плача. Вспоминая святых Софию и её детей, оплакивали их муки, а также свои беды и горести родственников, близких. Считали, что плач убережет семью на весь год от больших и малых неприятностей. Девушки и юноши собирались в этот день на своеобразные посиделки, где пытались найти свою вторую половинку.

Замужние женщины в церкви покупали три свечи, две ставили перед образом Спасителя, а третью брали домой. В полночь её закрепляли в середине круглого хлеба и читали подряд 40 раз о мире и согласии в доме . Утром всем членам семьи раздавали по кусочку каравая.

Икона и ее значение

Образ Святых сестёр и матери их Софии в Православии один из самых почитаемых. В православной иконописи чаще всего в центре находится младшая из отроковиц Любовь, вокруг неё стоят сёстры, а сзади – их мать.

София изображена укрывающей, обнимающей детей или указывающей путь. Сёстры чаще всего держат в руках крест как символ мученичества. На некоторых иконах Веру изображают с Евангелием в руках, Надежду – с лампадой, Любовь – со свитком, а их мать Софию – с крестом.

Обычно одежды у великомучениц красного цвета, символизирующего пролитую кровь . Есть и одиночные, именные, иконы. Дома их уместнее всего хранить рядом со сборным образом четырёх мучениц.

В западной иконописи Веру, Надежду и Любовь изображают взрослыми девушками – символами добродетелей христианства . Веру зачастую на иконах пишут с крестом в руках, Надежду – держащей якорь, а Любовь – окружённую маленькими детьми.

Святых Веру, Надежду и Любовь, а также их мать Софию почитают в Православной церкви широко. Имена мучениц имеют символическое значение:

  • София значит «премудрость Божия» , она является матерью христианских добродетелей веры, надежды и любви.
  • Вера – это уверенность в том, что судьба человека, препорученная Богу , во благо и спасение самого человека. Это единение с Богом, доверие к Божьим дарам, убеждённость в Его силе и милости.
  • Без надежды не может быть веры , так как это есть переживание уверенности в повсеместной и ежеминутной Божьей защите, если мы соблюдаем Его заповеди.
  • для христианина – это то, в чём состоит смысл человеческой жизни . Она определяет отношения людей друг с другом, отношение к Богу и к себе как творению Божьему и Его образу. Именно любовь считал апостол Павел главной из всех добродетелей:

    «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

    Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»

Наиболее чтимая в наше время икона Веры, Надежды, Любови и их матери Софии (17 века) была написана Карпом Золотарёвым и находится в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря (Москва ).

В Троице-Сергиевой Лавре находится ныне образ святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, датируемый 15 веком.

Помолиться перед иконой можно в храмах во имя сестёр-великомучениц и их матери в Санкт-Петербурге, на Миусском кладбище в Москве, в Кирове, Днепропетровске, Казани, Бобруйске, Вятке и многих других городах.

О чем им молятся?

О чём же молятся перед образом мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии? Эта является одной из «семейных» .

  • К ней обращаются с молитвой об укреплении семьи, о взаимопонимании между родителями и детьми, о здоровье детей и их благополучии.
  • Перед святым образом просят уберечь семью от недоброжелателей, детей – от плохого влияния.
  • Помогают святые мученицы женщинам в их просьбах о даровании хорошего мужа, зачатии долгожданных детей, благополучных родах, исцелении женских болезней и заболеваний суставов.
  • Святая мученица София, пережившая утрату мужа и одна воспитывавшая детей, а потом ставшая свидетельницей их смерти, избавит от скорби и уныния из-за потери близких, укрепит в вере, поможет найти выход из трудных ситуаций.
  • По вере икона даёт силы противостоять жизненным невзгодам и принимать мудрые решения.
  • Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София также являются небесными заступницами за всех своих тёзок в их житейских нуждах.

Молитва

Вас, святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ей же покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господом Иисусом за нас грешных, да упование на благая не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную ниспослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Царя царей и Господа господствующих, да сохранит под покровом Церковь Свою святую. Со слезами умиленно припадающее к вам, вашего теплаго предстательства пред Богом усердно молим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препрославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София (греч. Мудрость) - святые мученицы, жившие во II веке в Риме. Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершался их мученический подвиг.

Прошло уже более 100 лет с тех пор, как ученики Иисуса Христа, святые апостолы разошлись по всему миру проповедовать Святое Евангелие. В те времена самым большим государством была Римская империя, которую населяли языческие народы. Но с каждым днём христиан в Римской империи становилось всё больше и больше. Их ненавидели и боялись ревностные язычники, их проклинали языческие жрецы. Христианам не разрешалось строить храмы и для богослужений они собирались в отдалённых домах или горных пещерах. Преследовали христиан и римские правители. Император Траян издал указ против христиан, повелевающий открыто их обвинять, привлекать к суду и казнить. Тысячи последователей Христа были распяты на крестах, сожжены на кострах, обезглавлены или затравлены дикими зверями.

Http://files.predanie.ru/mp3/%C6%E8%F2%E8%FF%20%F1%E2%FF%F2%FB%F5%2C%20%F7%F2%E8%EC%FB%F5%20%EF%F0%E0%E2%EE%F1%EB%E0%E2%ED%EE%E9%20%F6%E5%F0%EA%EE%E2%FC%FE/096_%CC%F6%F6.%20%C2%E5%F0%FB%2C%20%CD%E0%E4%E5%E6%E4%FB%2C%20%CB%FE%E1%EE%E2%E8%20%E8%20%EC%E0%F2%E5%F0%E8%20%E8%F5%20%D1%EE%F4%E8%E8%20%28%EE%EA.%20137%29.mp3

В это тяжёлое для Церкви время жила благочестивая христианка София, что в переводе с греческого означает «Премудрость «. Она родилась и выросла в богатой семье. Её окружали многие искушения и соблазны мира, но она ревностно исповедовала веру Христову. Даже, когда она вышла замуж за язычника, любящий муж не запрещал ей верить в Господа.

Живя в честном супружестве, благочестивая София родила трех дочерей и назвала их именами главных христианских добродетелей: Пистис, Эльпис, Агапэ, что в переводе с греческого означает Вера, Надежда, Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Отроковицы росли в труде и послушании, много времени уделяли молитве и чтению духовных книг.

Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Располагая достаточными материальными средствами, София всецело предалась подвигам христианского милосердия, помогая бедным. Она разделила своё имущество между бедняками и переселилась вместе с дочерьми в Рим. Всё своё внимание и заботу она обратила на воспитание детей.

По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.

Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и правитель той части Рима, где жила София — претор Антиох, и пожелал их видеть. Святые отроковицы явились к нему и не стали скрывать своей веры во Христа. Разгневанный Антиох донёс на них императору Адриану (117–138), и тот велел привести их к нему во дворец на суд и заставить отречься от своей веры.

Римский император Адриан

София хорошо понимала, что ожидает ее на этом суде, если она твердо исповедает христианскую веру и знала, что за неповиновение их ждет там только одно – смерть….

София беспокоилась за своих дочерей, которых, как она знала, судьи не постесняются предать на мучения. Устоят ли они в исповедничестве или нет — вот что её беспокоило. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти.

Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде – 10 и Любови – 9 лет) оставались непреклонны.

Святая София с дочерьми перед императором Адрианом

Удивленный смелостью юных христианок, император, не желая вступать с ними в продолжительную беседу и судить их, отослал Софию вместе с дочерьми к одной знатной римлянки-язычнице Палладии, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой святые девы не изменили своих убеждений. Тогда через 3 дня их снова привели к императору Адриану.

Видя, что «по-хорошому» убедить не получается, разгневанный император приказал жестоко истязать их и предать различным пыткам: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их.

Подвиг святой Веры

Палачи начали с Веры, старшей дочери Софии. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее кнутами, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.

Подвиг святой Надежды

Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки.

Юную Надежду сначала подвергли бичеванию, а потом бросили в огонь. Но огонь не причинил ей вреда. Тогда её подвесили на дереве и стали царапать тело железными крючьями. После этого Надежду бросили в котёл с кипящей смолой. Но тут случилось чудо: котёл раскололся, а смола разлилась, обжигая палачей. Однако это не вразумило императора — гнев затмил его совесть и разум. Он приказал отрубить ей голову.

Подвиг святой Любови

Младшую, Любовь, привязали к громадному колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенеся невиданные муки, святая Любовь тоже была обезглавлена.

Святую Софию не подвергли телесным мучениям. Её подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Господа Иисуса Христа. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.

Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Пострадали они в 137 году.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.

История мощей

Мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с 777 года вплодь до Французской революции (1789г.) покоятся в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо (Eschau, ранее Hascgaugia, Hascowia, Aschowa, Eschowe, что буквально переводится как «ясеневый остров»).


Церковь святого Трофима в городе Эшо на востоке Франции, недалеко от Страсбурга. Церковь св. Трофима ранее была центром обширного бенедиктинского аббатства св. Софии, разрушенного после французской Революции (1789).

Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. Владыка Ремигий «торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму» (Завещание Ремигия, 15 марта 778 года).

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.

Мощи святых мучениц привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».

В 1792 году, спустя 3 года после Французской революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10 100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями. После того, как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены историческим памятником, началось постепенное восстановление обители.


Саркофаг из песчанника XIV века, в котором до Революции хранились честные мощи свв. Софии и ее дочерей. Саркофаг с одной из частиц мощей св. Софии украшен стершимися от времени рисунками сцен из жития святых мучениц. С 1938 года в нем содержится одна из двух частиц мощей св. Софии, принесенных из Рима в том же году.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи св. Софии и ее дочерей, а другую — в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями. С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей св. Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.


Над саркофагом расположены скульптуры (слева-направо): св. мученика Христофора (250), свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, епископа Ремигия, основателя аббатства.

Вера, Надежда, Любовь — в искусстве

Вера, Надежда и Любовь — это имена святых мучениц. Однако Вера, Надежда, Любовь — это еще и христианские добродетели, которые упомянуты в Новом Завете (1-е послание к Коринфянам апостола Павла): «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше «.

Васнецов. «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)». Триптих (левая часть). Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)». Праведников, стремящимся к вратам Рая, сопровождают ангелы, поддерживая их и указывая дорогу. Вера, Надежда и Любовь испуганно льнут к своей матери Софии, не веря, что их нечеловеческие страдания позади.

В православном искусстве принято изображать Веру, Надежду и Любовь именно как святых мучениц, поэтому на иконах они представлены в виде маленьких девочек вместе с матерью Софией.

Вера, Любовь, Надежда. Витраж в храме святого Иоанна посёлка Llandenny (Уэльс, Великобритания)

В западном искусстве Веру, Надежду и Любовь принято изображать как взрослых женщин, символизирующих христианские добродетели. Вера часто изображается с крестом, Надежда — с якорем, а Любовь — в окружении детей. Когда Вера, Надежда и Любовь изображаются рядом, то Любовь всегда находится в центре.

Уроки из жизни святой семьи

Святые дети Вера, Надежда и Любовь удостоились мученического венца и несказанного блаженства в райских чертогах Господа Бога. Они имели в себе «столп веры, крылья надежды и огонь любви».

Святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, убеждала дочерей не дорожить своей цветущей юностью, своей временной жизнью ради приобретения жизни будущей и этим оказала им самую большую любовь.

Так же должны и мы смотреть на эту кратковременную, скоропреходящую жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни, которой не будет конца. Жизнь наша кратковременна и дана она нам для приготовления себя к вечности. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, — и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает — и нет более человека. А если так, то жертвовать временной жизнью ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего есть высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа есть мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит:

Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8:35) .

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28) .

Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10:32).

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10:37).

Таким образом, Господь требует от нас жертвенной любви к Нему, любви делом, подобно тому, как засвидетельствовали ее делом святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, принеся Ему свои жизни.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их святая София

Тропарь, глас 4 Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак, глас 1 Софии честныя священнейшия ветви, Вера и Надежда и Любовь, показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию, и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Документальный фильм-расследование из цикла «СВЯТЫЕ» СВЯТЫЕ. Вера, Надежда, Любовь

Информация о фильме Название Оригинальное название : СВЯТЫЕ. Вера, Надежда, Любовь Год выхода : 2011 Жанр : Документальный цикл Режиссер : Алексей Чернов Ведущий : Илья Михайлов-Соболевский Эксперт : Аркадий Тарасов

О фильме : Вера, Надежда и Любовь — символы счастья, семьи и материнства. Но почему тогда уже много веков этих святых просят совсем не о любви и браке? Считается, что именно они способны вернуть мужество и силу духа в минуты крайнего отчаяния.

Здравствуйте. Праздник Вера, Надежда, Любовь и мать их София отмечают все православные люди. Как отмечают этот день, узнаете из этой статьи.

Три христианские добродетели

В сентябре, 30 числа в России отмечается самый поэтично-церковный праздник - День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В народе его называют Вселенские бабьи именины.

История праздника


Его история берет начало со II века. Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родом из Италии. Их мать, праведная христианка София, дала имена трем своим дочерям в соответствии с тремя христианскими добродетелями.

Святая София и три ее маленькие дочери (Вере было 12, Надежде – 10, Любови - 9 лет) открыто проповедовали веру в Иисуса Христа, когда все население Рима поклонялось языческим богам. Среди населения появлялись первые христиане, не жалевшие свои жизни за святую веру в Иисуса Христа.

София тоже беззаветно верила во Христа и этому обучала своих дочек. Наместник Антиох поспешил донести императору Адриану (117 - 138) о таком поведении матери и юных дев. Тогда повелитель приказал переправить их в Рим.

В Риме

Святые поняли, для чего их ведут к повелителю и принялись истово молиться, прося Спасителя придать им стойкость, чтобы перенести муки, которые им приготовлены.

Когда юных дев с матерью поставили перед императором, все, кто его окружал, удивились их спокойствию: словно они были званы на какое-то торжество, а не на страшные изуверства. Подзывая сестер по одной, Адриан заставлял их поклониться богине Артемиде, но девочки упорно отказывались это делать.

Тогда по приказу повелителя их стали истязать с особой жестокостью, но мученицы только прославляли Небесного Жениха и не предали свою веру. Святой Софье приготовили еще более жестокую казнь: ее заставили смотреть на страдания своих дочерей.

София не умоляла их сдаться, а, наоборот, просила, чтобы они претерпели все мучения во имя веры. После всех пыток девы были обезглавлены.

Мать София их похоронила, сохраняя христианский обычай. Проплакав три дня около их могил, она скончалась от горя.

За перенесенные страдания за веру, София вместе с дочерьми была причислена к лику святых. После мученической смерти их мощи только через 600 лет были погребены в Эльзасе, в церкви Эшо.

Значение праздника заключается в том, что святые Вера, Надежда, Любовь и София доказали, что даже тогда, когда вы бессильны перед теми, кто сильнее, необходимо выразить силу духа, мужество, никогда не сдаваться черным силам.

Кого поздравляют в этот день


На бабьи именины в давние времена поздравляли всех женщин, а не только с известными именами, причем праздник отмечали 3 дня. В праздничные дни, как это ни странно звучит, многие женщины плакали о своей тяжелой доле, встречались поплакаться подругам. При этом всегда славили мудрость Софии, а также три женские добродетели - веру, надежду, любовь.

Любовь в старинном понимании - это добродетель, понимание, терпение, уважение.

Поплакав, женщины снова брались за стряпню, чтобы накормить свою семью, особенно мужа, пирогами, да сладкими кренделями.

Посмотрите, сбывается ли примета:

  • В этот памятный день всегда светит солнышко, бывает тепло;
  • Если в этот день журавли улетают на юг, то, на Покров (14 октября) ждите мороза.

Как молиться святому образу


В этот день все верующие посещают храм, чтобы помолиться перед иконой святых. Икона великомучениц – семейная, утверждающая в душах людей важные добродетели. Без этих трех чувств человек не может жить полноценной жизнью.

Что означает эта икона?

  • София – это мудрость,
  • Надежда – истинная вера в Бога,
  • Любовь означает любить без всякой выгоды.

Как помогает этот образ? Перед святым образом молятся о рождении детей, создании крепкой дружной семьи. Молитва помогает исцелению детей от различных болезней.

Также перед иконой просят:

  • об исцелении от женских недугов;
  • исцелении от недугов суставов;
  • об ограждении от разных искушений;
  • о возвращении в семью мира, счастья, спокойствия.

Дата памяти святых - 30 сентября. Также эта дата - День ангела девочек и женщин с именами Вера, Надежда, Любовь, София.

Молитесь искренне, со всей душой, святые обязательно помогут. История этой семьи трогает сердца всех православных людей, поэтому они приходят в храм, чтобы отслужить молебен, почтить память святых мучениц.

Молитва перед святыней:

«О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие! К вам ныне со усердною молитвою притекаем.
Что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия добродетели пребывающия, во ихже образ нареченныя, самою вещию оныя явисте?
Умолите убо Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, и сохранит, и Того славу, яко солнце незаходимое, зрети да сподобит.
Споспешествуйте нам во смиренных молениих наших,
да простит Господь Бог грехи и беззакония наша,
и да помилует нас грешных, и щедрот Своих
да сподобит нас Христос Бог,
Ему же славу возсылаем, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

С вятые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София (+ ок. 137) пострадали в Риме при императоре Адриане. Святая София, твердая христианкa, сумела воспитать своих дочерей в горячей любви к Господу Иисусу Христу. Слух о благонравии, уме и красоте девиц дошел до императора Адриана, который пожелал их увидеть, узнав, что они христианки. Святые девы, понимая, с какой целью их призывает император, обратились с горячей молитвой к Господу, прося Его об укреплении их духовных и телесных сил в страданиях. Их самоотверженная мать радостно благословила их на мученический подвиг, убеждая дочерей не бояться кратковременных мук и твердо стоять за веру в Христа Спасителя.

Когда святые предстали пред императором, все были изумлены спокойствием их духа. Казалось, они пришли на пир, а не на мучения и смерть. Адриан призывал по очереди всех трех сестер и ласково убеждал их принести жертву богине Артемиде, но получил от всех твердый отказ и согласие претерпеть все муки за Господа Иисуса Христа. Император приказал жестоко истязать сначала старшую - Веру, затем Надежду и младшую - Любовь, стремясь устрашить юных христианок лютостью мучений старших сестер. Но Господь Своей невидимой силой сохранял их непоколебимыми. Мать их, святая София, видя истязание дочерей, проявляла необыкновенное мужество и находила в себе силы убеждать их терпеть страдания, ожидая награды от Небесного Жениха. И святые девы радостно приняли свой мученический венец. Святой Софии разрешили взять тела дочерей, чтобы предать их земле. Она положила их в ковчег, с почестью отвезла на колеснице за город, похоронила, три дня сидела у могил и, наконец, предала свою исстрадавшуюся душу Господу. Верующие погребли ее рядом с могилами ее дочерей. За великие муки матери, пережившей страдания и смерть своих дочерей, без колебаний предав их в волю Божию, святая София удостоилась быть прославляемой как великомученица.

Мощи святых Веры, Надежды, Любови и Софии покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.

Вера, Надежда и Любовь – это не просто три женских имени, но и три христианских добродетели, упомянутые в Первом послании к Коринфянам апостола Павла. Они имеют огромное значение для христианства. Именами этих библейских добродетелей назвала своих трёх дочерей святая София, которая вместе с ними пострадала за христианскую веру.

Когда праздник Вера, Надежда, Любовь?

Ежегодно 30 сентября отмечается праздник в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, пострадавших во II веке за христианскую веру. В церкви в этот день проходит молебен в честь святых мучениц, а у их икон верующие люди просят помощи и заступничества. Молитвы этим святым помогают обрести семейное счастье и построить крепкий брак. Им часто молятся о рождении ребенка и здоровье детей, а ещё молитвы святому семейству помогают избавиться от болей суставов и женских болезней, вернуть в дом радость и покой, оградить близких от искушения, направить их на путь истинный.

Вера, Надежда, Любовь: история и значение праздника

Во времена правления императора Адриана (117-138) в Рим прибыла из Милана вдова София с тремя дочерями, которые были названы в честь главных христианских добродетелей – Вера, Надежда, Любовь. И хотя в те годы жестоко преследовали верующих во Христа, мать воспитала своих детей в христианском благочестии.

Девочки подрастали, возрастали в них и добродетели. Постепенно по всему Риму распространился слух об их красоте и премудрости. Дошел слух и до императора, приказавшего привести мать с дочерьми к нему.

Побеседовав с девочками, Адриан был поражен твердостью веры юных дев (на тот момент Вере исполнилось 12, Надежде – 10, а Любови – 9 лет). Он приказал приводить их по-отдельности, надеясь, что сможет убедить отречься от Христа.

Первой перед тираном предстала Вера. Она уверено ответила на льстивые речи императора, осудила его злые и нечестивые замыслы против христиан. В гневе Адриан приказал раздеть девочку и бичевать её нещадно. Потом ей отрезали сосцы, но из ран вместо крови потекло молоко. Веру не смогли сломить и другие мучения, выпавшие на её долю, ведь она была ограждена силой Божией. Тогда правитель приказал обезглавить мученицу.

Потом император приказал привести Надежду. Она тоже была тверда в вероисповедании, как и её сестра. Её бичевали, а затем отправили в горящую печь, но огонь погас. После долгих мучений она тоже приняла смерть от меча.

Затем разгневанный Адриан призвал к себе девятилетнюю Любовь, которая проявила такую же стойкость, как и её старшие сестры. Её подвесили на дыбы и так сильно растянули, что начали ломаться суставы на руках и ногах. Девочку тоже бросили в пылающую печь, но её спас ангел. Тогда мученицу усекли мечом.

Император не стал пытать Софию, понимая, что никакие мучения не поколеблют веру женщины, которая так стойко наблюдала за страданиями и смертью своих детей. Он разрешил ей забрать тела дочек. София положила их останки в ковчег и на колеснице отвезла за город, где похоронила на высоко месте. Три дня мать сидела у их могилы, а потом мирно предала свою душу Господу.

Тело Софии верующие погребли на том же месте, где она похоронила своих детей. Её, как и дочерей, причислили к лику святых мучеников, хотя страдания за Христа она приняла не телом, а сердцем.

Мощи мучениц в VIII веке из крипты кладбища святого Панкратия в Риме были перенесены в построенную церковь святого Сильвестра на Марсовом поле. Часть мощей мучениц преподнесли в дар монастырю святой Иулии (Италия). В мае 777 года по просьбе епископа Ремигия мощи мучениц перенесли в женский монастырь святого Трофима в Эшо под Страсбургом.


Храм святого Трофима в Эшо

Святыня привлекла к себе множество паломников и для приезжих построили большую гостиницу. Во времена Французской революции монастырь был разграблен, а мощи похищены. По одной из версий, монахини, чтобы укрыть мощи мучениц от поругания, зарыли их на монастырском кладбище в неизвестном месте, где они находятся и сегодня.

В 1898 году монастырский храм святого Трофима объявили историческим памятником и начали постепенно его восстанавливать. В апреле 1938 года католический епископ Шарль Руш из Рима привез в Эшо две новых частицы святой Софии. В настоящее время в храме находится рака с частицей мощей.


Мощи святой мученицы Софии, матери свв. мцц. Веры, Надежды и Любови, пострадавших за Христа в правление императора Адриана (117-138)

Праздник Вера, Надежда, Любовь: традиции, приметы, что можно и нельзя делать

На Руси в этот день отмечали девичий (бабий) праздник, который ещё называли кумовник или всесветная бабья выть. Только начинался он не с веселья, а с плача, оттого и получил такое название. Плакали все: и те, кому было о чем плакать, и те, у кого все в жизни хорошо складывалось. Женщины плакали о судьбе близких и родных, ведь «бабья судьба не бывает одна». Традиция в этот день плакать связана со святой Софией, которой пришлось смотреть на то, как мучают её дочерей за приверженность к христианству. Женщина страдала и плакала о своих дочерях, но была непоколебима в своем мужестве и убедила девочек терпеть во имя Христа.

В понимании наших предков, слезы и плач в этот день служили своеобразным оберегом. Они верили, что если женщина хорошо поплачет, то в течение года никакие беды, болезни и неприятности её семье будут не страшны. Вообще в народной традиции слезы – это не только выражение горя или печали, но и форма ритуального поведения. Например, невеста всегда перед свадьбой плакала, прощаясь с родным домом.

Представительниц прекрасного пола в этот день поздравляли с праздником. Праздновали бабьи именины обычно три дня в честь женских Добродетелей и материнской Мудрости. Делали это широко и щедро. Особенно чествовали девочек и женщин, которых звали Верой, Надеждой, Любовью и Софией: для них пекли особые крендельки. Женщины освобождались от любой работы, даже по дому.

Эти женские имена народная мудрость слова запечатлела в пословицах и прибаутках:

Хоть и Любовь, да не люба.

Люба парню девка Любаша – к венцу, а не люба – к отцу.

Надейся Надежда на добро, да жди худа.

Бабушка Надежда, на чужое надейся, да своё паси.

И Вере не поверю, если сам не увижу.

По традиции, сохранившейся с дохристианских времен, в селах в этот день устраивали «деревенские святцы»: вечером молодежь собиралась вместе, чтобы себя показать и на других посмотреть. Влюбленные девушки читали специальные заговоры, чтобы понравившийся им парень ответил взаимностью, чтобы любовь «в огне не горела, в воде не тонула и зимой студеной не замерзла». Верили, что у них все обязательно сбудется.

Замужние женщины, чтобы уберечь свою семью от всего дурного, утром шли в церковь, где покупали три свечи. Одну ставили перед ликом Богородицы, вторую – перед иконой святых мучениц, а третью забирали домой. Днем пеки каравай, а в полночь в его центр ставили последнюю свечу, зажигали её и читали молитву Вере, Надежде, Любови и Софии о любви:

Девушки, которые хотели поскорее выйти замуж, тоже в этот день пекли обрядовую выпечку, над которой читали молитву святым мученицам о замужестве:

Затем этой выпечкой угощали понравившегося парня.

Последний день сентября получил и другое название – Кумовник. Он несет в себе довольно давние корни и празднуется народом не только как именины Веры, Надежды, Любви и Софьи. В былые времена в этот день почитали славянских богинь, однако не сохранилось достоверных сведений об этом, поэтому имя Любовь связывали с богиней Ладой, Вера – с богиней Лелей, Софья – с богиней Зарей, Надежда – с Макошью.

В это время чествовали высшие силы. Важность праздника Кумовник заключается в том, что даже в мыслях нельзя желать кому-либо зла и вреда, чтобы не прогневить богинь, почитаемых в этот день. А ещё, это наилучшее время, когда можно избавиться от сглаза и порчи даже без специальных очистительных обрядов. Главное – никому не желать плохого и быть настроенным на позитивный лад.

Приметы дня:

  1. Если в этот день полетели журавли, то на жди мороза, а если нет, то зима наступит позже.
  2. Пасмурное утро сулит хорошую погоду в ближайшие дни.
  3. Если день солнечный и теплый, то зима наступит поздно.
  4. Люди, родившиеся 30 сентября, обладают даром мирить людей. В качестве талисмана им подходит цитрин.
  5. Сон с 29 на 30 сентября осуществиться через месяц. Особенно велика вероятность исполнения для именинников дня. Сновидение, увиденное днем 30 сентября, сбудется, но не скоро.

В этот день не забудьте помолиться святым мученицам. Если молитва будет идти от самого сердца, то она обязательно будет услышана.

Видео: Жития святых – мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София