Вов как пример народного единения. Проблема национального единства в годы великой отечественной войны. Роль личности в истории

Чем един народ? Существует ли это единство в наши дни? Очень сложные и в то же время интересные вопросы, которые должен задать себе каждый человек. Существует ли что-то одно, что способно сплотить разных, непохожих друг на друга людей нашей страны. Я считаю, что в России людей объединяет их патриотизм. Мы не похожи на другие народы мира, но это лишь делает нас индивидуальными и особенными. Мало русских людей, которые поменяют свою родину на другую страну. И пусть они будут говорить, что жить в ней невыносимо сложно, а на западе они смогли бы развиваться и жить в свое удовольствие, все это стирается перед страхом потери своего родного дома. Любой русский, что уезжает в другую страну, хотя бы на короткое время, с печалью осознает, как сильно он скучает о России-матушке.

Русские писатели и поэты не раз обращались к теме родины в своих произведениях. С уверенностью скажу, что только русское слово может передать всю красоту и величие нашей родины. Иностранцы никогда не поймут, русскую душу, ее тоску по родному краю. Так, например, в стихотворении Есенина «Гой ты Русь моя родная» описывается любовь автора к своей отчизне. Творчество поэта имеет большой цикл стихотворений о родине, где он описывает свою преданность к величию и могуществу родной страны. Для него, родина эта деревня, в которой он вырос. Особенно сильный патриотический характер в стихотворении носят его последние строки:

Если крикнет рать святая,
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою.»

Помимо Есенина многие классики русской литературы восхваляли свою родину, посвящая ей стихотворения и романы. Но история нашей страны, также может показать, как дружен и силен русский народ. Ужасные сороковые, которые навсегда останутся в памяти людей. Война вторглась в каждый дом, забрав за собой жизни. Тот период принес не только смерть и разруху, но также показал, как ведет себя русский народ в тяжелой ситуации.

Миллионы молодых людей рвались в бой, чтобы защищать свою родину. Вся Россия сплотилась, чтобы одолеть врага и ей это удалось. Не только сильная армия, помогла русским одержать вверх в войне над фашизмом. Патриотизм, который с невероятной скоростью подрос в те годы, являлся одним из главных факторов нашей победы. Люди верили в нее, помогали друг другу, отправляли вещи и еду на фронт, когда сами нуждались в ней не меньше солдат. Писатели и поэты поддерживали людей своими произведениями, поднимали патриотический настрой, давали возможность верить в лучшее. Только общими усилиями им удалось одержать вверх, мы не должны об этом забывать.

Вот что объединяет людей нашей страны, это патриотизм и любовь к своей родине. Примеры, приведенные мною, еще раз убеждают меня, что русский народ един и это единство не рушимо. Давайте же и мы, молодое поколение, не будем забывать об этой истине.

Мы, участники IX Всемирного Русского Народного Собора — ветераны войны и труда, иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, представители Русской Зарубежной Церкви, старообрядчества, духовные лидеры исламской, иудейской и буддийской общин России, ряда христианских конфессий, органов законодательной и исполнительной власти, военачальники, ученые, писатели, деятели культуры, руководители общественных объединений, журналисты, предприниматели, представители стран СНГ и других государств, в канун 60-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне обращаемся ко всем гражданам России и других государств мира.

Без малого 60 лет прошло с тех пор, когда над поверженным фашистским рейхстагом советским солдатом было водружено знамя Победы, ознаменовавшее окончание самой жестокой и кровопролитной войны в истории человечества. Происходящие в современном мире сложные процессы еще раз заставляют глубоко осмыслить это историческое событие, его уроки, задуматься о будущем мироустройства.

Победа досталась нам ценой огромных потерь и лишений, невероятным физическим и духовным напряжением всех сил народа, отразилась неизгладимой болью разрушенных городов и сел, многомиллионных людских жертв. Она была выстрадана всеми гражданами нашей необъятной страны, независимо от их верований и убеждений. Их жизнь и подвиг явились достойным примером для настоящего и будущих поколений.

Верим, что Победа нашего народа в Великой Отечественной войне, как и все другие великие победы при защите Отечества от иностранных захватчиков, будут жить в веках и никогда не исчезнут из исторической памяти народов мира.

В выступлениях участников пленарных заседаний и секций звучало единодушное признание великой исторической заслуги народов исторической России в победе над фашизмом. Это достойный ответ всем, кто сегодня пытается фальсифицировать историю, внедрить в мировое общественное сознание ложное представление, что наша страна в этой войне играла второстепенную роль. Историческая правда состоит в том, что от коричневой чумы мир был спасен ратным подвигом Советской Армии, героизмом всего нашего народа, положившего на алтарь Победы 27 миллионов своих граждан.

Опыт войны показал, что Победа была достигнута на основе небывалого единства власти, армии, народа, людей всех национальностей, религий, единством оружия духовного и материального. Она ковалась в душах людей и в металле, полководцами и солдатами на полях сражений, героическим трудом в тылу.

Духовная слагаемая Победы — это сила духа народа и армии, основанная на безграничной любви к Родине, на славных традициях, заложенных великими предками, на мужестве, героизме, готовности к самопожертвованию и беззаветной вере в Победу. Десятилетия жестоких гонений на религию не смогли истребить в душах людей духовных идеалов, воспитанных веками. Именно эти идеалы, а не идеология богоборчества, оказались в основе крепости народного духа, обеспечившей Победу.

Мы смогли выстоять в тяжких испытаниях войны, благодаря стойкости и героизму русского народа, всех народов, объединенных историей — героической и трагической. Это наше общее бесценное наследие, которое мы должны беречь и укреплять. Мы обращаемся к молодому поколению с призывом любить свой народ, свою Родину. Сохраним веру и память предков, будем достойны их!

Память о ратных свершениях нашего народа не должна ограничиваться прошлым веком. Вот почему так важно подвигнуть людей ко всенародному празднованию еще одного Дня Победы — 4 ноября, отныне объявленного государственным праздником — Днем народного единства. Пусть празднование этого дня — момента окончания смуты XVII века — поможет навсегда преодолеть смуту века ХХ, объединить нас для ответа на вызовы времени и для возрождения России.

Уроки истории священны. Они напоминают нам не только о тяжелых жертвах и страданиях, которыми народы оплатили мир, жизнь и свободу, но и о необходимости быть готовыми к отпору претензиям на исключительную глобальную власть, от кого бы они не исходили и какими бы сладкоречивыми лозунгами не прикрывались. Попытки установить однополярный и одноукладный мир, утвердить «право сильного» при разрешении международных проблем чреваты для большинства народов реальной угрозой уничтожения их духовных и материальных ценностей. Спровоцировать военные конфликты под разными предлогами могут как террористы, так и все те, кто стремится к мировому доминированию. Это обязывает нас постоянно заботиться о дальнейшем укреплении безопасности и обороноспособности нашей Родины.

Ныне Россия переживает не лучшие времена. Во многом оскудела та духовная сила народа, которая позволила достичь Победы, а затем в кратчайшие сроки восстановить разрушенные города, села, предприятия, памятники культуры. Наша страна терпит все больше поражений. В конце ХХ века был нанесен значительный ущерб национальной экономике и благосостоянию россиян, подточены вековые устои социальной справедливости. Но Россия не раз доказывала свою способность подняться с колен и восстановить державную стать. Основой ее возрождения будет возврат к духовным истокам единения народа. Мы призываем всех наших соотечественников обновить в своих душах веру, нравственный идеал, готовность прожить жизнь не ради денег, удовольствий и развлечений, но ради ближних и ради Отчизны. Только при этом условии Россия навсегда останется великой страной.

Будучи самими собой, мы должны полноценно и равноправно взаимодействовать со всеми народами Востока и Запада, Севера и Юга. Всем нам, принадлежащим к русской цивилизации, нужно ясно определить наше отношение к мировоззренческим идеям, полагаемым сегодня в основу общественного устройства и миропорядка. Всемирный Русский Народный Собор, имеющий опыт разработки Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании, должен внести свой вклад в формирование общенациональной позиции по вопросам свободы, прав и достоинства личности, а также места этих ценностей в системе традиционных ценностей, присущих нашей цивилизации. Выработка такой позиции будет вестись с учетом религиозной аксиологии, присущей Православию и другим традиционным религиям России.

Сегодня народы Земли оказались перед лицом новых угроз. Современный мир раздирается конфликтами и противоречиями, содрогается от варварских действий международных террористов. Мы обращаем свой голос ко всем народам. Нам нужно вместе противостать злу террора и любым попыткам установить мировое господство вопреки воле людей. Солидарность в борьбе за свободный, справедливый и мирный мир должна объединить людей разных национальностей, вероисповеданий и убеждений при сохранении национально-культурной и религиозной самобытности каждого.

IX Всемирный Русский Народный Собор обращается к гражданам нашей Родины, к русским людям по лицу Земли, ко всем ближним и дальним с призывом сообща созидать на нашей планете жизнь благоденственную и мирную «во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2. 2).



Герои Великой Отечественной войны


Александр Матросов

Стрелок-автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени Сталина.

Саша Матросов родителей не знал. Он воспитывался в детском доме и трудовой колонии. Когда началась война, ему не было и 20. Матросова призвали в армию в сентябре 1942-го и отправили в пехотное училище, а затем на фронт.

В феврале 1943 года его батальон атаковал опорный пункт фашистов, но угодил в ловушку, попав под плотный огонь, отрезавший путь к окопам. Стреляли из трех дзотов. Два вскоре замолчали, однако третий продолжал расстреливать красноармейцев, залегших в снегу.

Видя, что единственный шанс выйти из-под огня, это подавить огонь соперника, Матросов с однополчанином дополз до дзота и бросил в его сторону два гранаты. Пулемет замолчал. Красноармейцы пошли в атаку, но смертельное оружие застрекотало опять. Напарника Александра убило, и Матросов остался перед дзотом один. Нужно было что-то делать.

На принятие решения у него не было и нескольких секунд. Не желая подводить боевых товарищей, Александр своим телом закрыл амбразуру дзота. Атака увенчалась успехом. А Матросов посмертно получил звание Героя Советского Союза.

Военный летчик, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка, капитан.

Работал слесарем, затем в 1932 году был призван на службу в Красную Армию. Попал в авиаполк, где стал летчиком. Николай Гастелло участвовал в трех войнах. За год до Великой Отечественной он получил звание капитана.

26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Гастелло вылетел для удара по немецкой механизированной колонне. Дело было на дороге между белорусскими городами Молодечно и Радошковичи. Но колонна хорошо охранялась вражеской артиллерией. Завязался бой. Самолет Гастелло был подбит из зенитки. Снаряд повредил топливный бак, машина загорелась. Летчик мог катапультироваться, но он решил исполнить воинский долг до конца. Николай Гастелло направил горящую машину прямо на колонну врага. Это был первый огненный таран в Великой Отечественной войне.

Фамилия храброго летчика стала нарицательной. До конца войны всех асов, решившихся пойти на таран, называли гастелловцы. Если следовать официальной статистике, то за всю войну было совершено почти шестьсот таранов соперника.

Бригадный разведчик 67-го отряда 4-й ленинградской партизанской бригады.

Лене было 15 лет, когда началась война. Он уже работал на заводе, окончив семилетку. Когда фашисты захватили его родную Новгородскую область, Леня пошел в партизаны.

Он был храбр и решителен, командование его ценило. За несколько лет, проведенных в партизанском отряде, он участвовал в 27 операциях. На его счету несколько разрушенных мостов в тылу врага, 78 уничтоженных немцев, 10 составов с боеприпасами.

Именно он летом 1942 года недалеко от деревни Варницы подорвал машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков сумел добыть важные документы о наступлении немцев. Атака противника была сорвана, а молодой герой за этот подвиг был представлен к званию Героя Советского Союза.

Зимой 1943 года значительно превосходящий отряд противника неожиданно атаковал партизан у села Острая Лука. Леня Голиков погиб как настоящий герой - в бою.

Пионер. Разведчица партизанского отряда имени Ворошилова на оккупированной фашистами территории.

Зина родилась и ходила в школу в Ленинграде. Однако война застала ее на территории Белоруссии, куда она приехала на каникулы.

В 1942 году 16-летняя Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Она распространяла на оккупированных территориях антифашистские листовки. Затем под прикрытием устроилась работать в столовую для немецких офицеров, где совершила несколько диверсий и лишь чудом не была схвачена врагом. Ее мужеству удивлялись многие опытные военные.

В 1943 году Зина Портнова ушла в партизаны и продолжила заниматься диверсиями в тылу врага. Из-за усилий перебежчиков, сдавших Зину фашистам, попала в плен. В застенках ее допрашивали и пытали. Но Зина молчала, не выдавая своих. На одном из таких допросов она схватила со стола пистолет и застрелила троих гитлеровцев. После этого ее расстреляли в тюрьме.

Подпольная антифашистская организация, действовавшая в районе современной Луганской области. Насчитывала более ста человек. Младшему участнику было 14 лет.

Эта молодежная подпольная организация была образована сразу после оккупации Луганской области. В нее вошли как кадровые военные, оказавшиеся отрезанными от основных частей, так и местная молодежь. Среди самых известных участников: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Василий Левашов, Сергей Тюленин и многие другие молодые люди.

«Молодая гвардия» выпускала листовки и совершала диверсии против фашистов. Однажды им удалось вывести из строя целую мастерскую по ремонту танков, сжечь биржу, откуда фашисты угоняли людей на принудительные работы в Германию. Члены организации планировали устроить восстание, но были раскрыты из-за предателей. Фашисты поймали, пытали и расстреляли более семидесяти человек. Их подвиг увековечен в одной из самых известных военных книг Александра Фадеева и одноименной экранизации.

28 человек из личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка.

В ноябре 1941 года началось контрнаступление на Москву. Враг не останавливался ни перед чем, совершая решающий марш-бросок перед наступлением суровой зимы.

В это время бойцы под командованием Ивана Панфилова заняли позицию на шоссе в семи километрах от Волоколамска - небольшого города под Москвой. Там они дали бой наступающим танковым частям. Сражение длилось четыре часа. За это время они уничтожили 18 бронированных машин, задержав атаку соперника и сорвав его планы. Все 28 человек (или почти все, здесь мнения историков расходятся) погибли.

По легенде, политрук роты Василий Клочков перед решающей стадией боя обратился к бойцам с фразой, ставшей известной на всю страну: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!»

Контрнаступление фашистов в итоге провалилось. Битва за Москву, которой отводили важнейшую роль в ходе войны, была проиграна оккупантами.

В детстве будущий герой переболел ревматизмом, и доктора сомневались в том, что Маресьев сможет летать. Однако он упрямо подавал документы в летное училище, пока наконец не был зачислен. В армию Маресьева призвали в 1937 году.

Великую Отечественную войну он встретил в летном училище, но вскоре попал на фронт. Во время боевого вылета его самолет был подбит, а сам Маресьев смог катапультироваться. Восемнадцать суток, тяжело раненный в обе ноги, он выбирался из окружения. Однако он все-таки сумел преодолеть линию фронта и попал в больницу. Но уже началась гангрена, и врачи ампутировали ему обе ноги.

Для многих это означало бы конец службы, но летчик не сдался и вернулся в авиацию. До конца войны он летал с протезами. За эти годы он совершил 86 боевых вылетов и сбил 11 самолетов противника. Причем 7 - уже после ампутации. В 1944 году Алексей Маресьев перешел на работу инспектором и дожил до 84 лет.

Его судьба вдохновила писателя Бориса Полевого написать «Повесть о настоящем человеке».

Заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО.

Виктор Талалихин начал воевать уже в советско-финляндскую войну. На биплане сбил 4 вражеских самолета. Затем служил в авиационном училище.

В августе 1941 года одним из первых советских летчиков совершил таран, сбив в ночном воздушном бою немецкий бомбардировщик. Причем раненый летчик смог выбраться из кабины и спуститься на парашюте в тыл к своим.

Затем Талалихин сбил еще пять немецких самолетов. Погиб во время очередного воздушного боя около Подольска в октябре 1941-го.

Спустя 73 года, в 2014-м, поисковики нашли самолет Талалихина, оставшийся в подмосковных болотах.

Артиллерист 3-го контрбатарейного артиллерийского корпуса Ленинградского фронта.

Солдат Андрей Корзун был призван в армию в самом начале Великой Отечественной войны. Он служил на Ленинградском фронте, где шли ожесточенные и кровопролитные бои.

5 ноября 1943 года, во время очередного сражения, его батарея попала под ожесточенный огонь противника. Корзун был серьезно ранен. Несмотря на жуткую боль, он увидел, что подожжены пороховые заряды и склад с боеприпасами может взлететь на воздух. Собрав последние силы, Андрей дополз до полыхавшего огня. Но снять шинель, чтобы накрыть огонь, уже не мог. Теряя сознание, он сделал последнее усилие и накрыл огонь своим телом. Взрыва удалось избежать ценой жизни храброго артиллериста.

Командир 3-й Ленинградской партизанской бригады.

Уроженец Петрограда, Александр Герман, по некоторым данным, был выходцем из Германии. В армии служил с 1933 года. Когда началась война, пошел в разведчики. Работал в тылу врага, командовал партизанским отрядом, который наводил ужас на солдат противника. Его бригада уничтожила несколько тысяч фашистских солдат и офицеров, пустила под откос сотни железнодорожных составов и подорвала сотни автомашин.

Фашисты устроили за Германом настоящую охоту. В 1943 году его партизанский отряд попал в окружение в Псковской области. Пробиваясь к своим, храбрый командир погиб от вражеской пули.

Командир 30-й отдельной гвардейской танковой бригады Ленинградского фронта

Владислав Хрустицкий был призван в ряды Красной Армии еще в 20-е годы. В конце 30-х окончил бронетанковые курсы. С осени 1942-го командовал 61-й отдельной легкой танковой бригадой.

Он отличился при операции «Искра», положившей начало к поражению немцев на Ленинградском фронте.

Погиб в бою под Волосово. В 1944 году враг отступал от Ленинграда, но время от времени предпринимал попытки контратаковать. Во время одной из таких контратак танковая бригада Хрустицкого угодила в ловушку.

Несмотря на шквальный огонь, командир приказал продолжить наступление. Он обратился по радио к своим экипажам со словами: «Стоять насмерть!» - и первым пошел вперед. К сожалению, в этом бою храбрый танкист погиб. И все же поселок Волосово был освобожден от врага.

Командир партизанского отряда и бригады.

Перед войной работал на железной дороге. В октябре 1941 года, когда немцы уже стояли под Москвой, сам вызвался на сложную операцию, в которой был необходим его железнодорожный опыт. Был заброшен в тыл противника. Там придумал так называемые «угольные мины» (на самом деле это просто мины, замаскированные под каменный уголь). С помощью этого простого, но эффективного оружия за три месяца была подорвана сотня вражеских составов.

Заслонов активно агитировал местное население переходить на сторону партизан. Фашисты, прознав это, переодели своих солдат в советскую форму. Заслонов принял их за перебежчиков и приказал пропустить в партизанский отряд. Путь коварному врагу был открыт. Завязался бой, в ходе которого Заслонов погиб. За живого или мертвого Заслонова была объявлена награда, но крестьяне спрятали его тело, и оно не досталось немцам.

Командир небольшого партизанского отряда.

Ефим Осипенко воевал еще в Гражданскую войну. Поэтому, когда враг захватил его землю, недолго думая, ушел в партизаны. Вместе с еще пятью товарищами он организовал небольшой партизанский отряд, который совершал диверсии против фашистов.

Во время одной из операций было решено подорвать вражеский состав. Но боеприпасов в отряде было мало. Бомбу сделали из обычной гранаты. Взрывчатку должен был устанавливать сам Осипенко. Он подполз к железнодорожному мосту и, увидев приближение поезда, кинул ее перед составом. Взрыва не последовало. Тогда партизан сам ударил по гранате шестом от железнодорожного знака. Сработало! Под откос пошел длинный состав с продовольствием и танками. Командир отряда выжил, но полностью потерял зрение.

За этот подвиг его первым в стране награждили медалью «Партизану Отечественной войны».

Крестьянин Матвей Кузьмин появился на свет за три года до отмены крепостного права. А погиб, став самым пожилым обладателем звания Героя Советского Союза.

Его история содержит немало отсылок к истории другого известного крестьянина - Ивана Сусанина. Матвей тоже должен был вести захватчиков через лес и топи. И, как и легендарный герой, решил ценой своей жизни остановить врага. Он отправил вперед своего внука, чтобы тот предупредил отряд партизан, остановившийся неподалеку. Фашисты угодили в засаду. Завязался бой. Матвей Кузьмин погиб от руки немецкого офицера. Но свое дело сделал. Ему шел 84-й год.

Партизанка, входившая в диверсионно-разведывательную группу штаба Западного фронта.

Учась в школе, Зоя Космодемьянская хотела поступить в литературный институт. Но этим планам не суждено было сбыться - помешала война. В октябре 1941-го Зоя как доброволец пришла на призывной пункт и после короткого обучения в школе для диверсантов была переброшена под Волоколамск. Там 18-летний боец партизанской части наравне со взрослыми мужчинами выполняла опасные задания: минировала дороги и разрушала узлы связи.

Во время одной из диверсионных операций Космодемьянскую поймали немцы. Ее пытали, заставляя выдать своих. Зоя героически вынесла все испытания, не сказав врагам ни слова. Видя, что добиться от юной партизанки ничего невозможно, ее решили повесить.

Космодемьянская стойко приняла испытания. За мгновение до смерти она крикнула собравшимся местным жителям: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен!» Мужество девушки так потрясло крестьян, что позже они пересказали эту историю фронтовым корреспондентам. И после публикации в газете «Правда» о подвиге Космодемьянской узнала все страна. Она стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

Проблема мужества, трусости, сострадания, милосердия, взаимопомощи, заботы о близких, человечности, нравственного выбора на войне. Влияние войны на жизнь человека, характер и мировосприятие. Участие детей в войне. Ответственность человека за свои поступки.

В чем проявлялось мужество солдат на войне? (А.М. Шолохов "Судьба человека")

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» можно увидеть проявление истинного мужества во время войны. Главный герой рассказа Андрей Соколов отправляется на войну, оставив свою семью дома. Ради близких он прошел все испытания: страдал от голода, мужественно сражался, сидел в карцере и бежал из плена. Страх смерти не заставил его отказаться от своих убеждений: перед лицом опасности он сохранил человеческое достоинство. Война унесла жизни его близких, но даже после этого он не сломался, и вновь проявил мужество, правда, уже не на поле боя. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Андрей Соколов – пример мужественного солдата, который продолжил бороться с тяготами судьбы даже после войны.

Проблема нравственной оценки факта войны. (М. Зусак "Книжный вор")

В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель - девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности. Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.

Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны? (Л.Н. Толстой "Война и мир", Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»)

Человеку, столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна. Так, один из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов не участвует в сражениях, однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения, пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки зрения, негуманна и противоестественна.


Главный герой повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» Алексей Третьяков мучительно размышляет о причинах, значении войны для народа, человека, жизни. Он не находит весомых объяснений необходимости войны. Её бессмысленность, обесценивание человеческой жизни ради достижения какой бы то ни было важной цели ужасает героя, вызывает недоумение: «… Одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда?нибудь окажется, что этой войны могло не быть? Что в силах людей было предотвратить это? И миллионы остались бы живы…».

Как дети переживали военные события? В чем заключалось их участие в борьбе с врагом? (Л. Кассиль и М. Поляновский "Улица младшего сына")

Не только взрослые, но и дети вставали на защиту своей Родины во время войны. Они хотели помочь своей стране, своему городу и своей семье в борьбе с врагом. В центре повести Льва Кассиля и Макса Поляновского «Улица младшего сына» - обычный мальчик Володя Дубинин из Керчи. Произведение начинается с того, что рассказчики видят улицу, названную в честь ребенка. Заинтересовавшись этим, они идут в музей, чтобы узнать, кто такой Володя. Рассказчики беседуют с мамой мальчика, находят его школу и товарищей и узнают, что Володя - обычный мальчик со своими мечтами и планами, в жизнь которого ворвалась война. Его отец, капитан военного корабля, научил сына быть стойким и храбрым. Мальчик отважно вступил в отряд партизан, добывал новости из тыла врага и первым узнал об отступлении немцев. К сожалению, мальчик погиб во время разминирования подходов к каменоломне. Однако город не забыл своего маленького героя, который, несмотря на юные годы, совершал ежедневный подвиг наравне со взрослыми и пожертвовал своей жизнью ради спасения других.

Как относились взрослые к участию детей в военных событиях? (В. Катаев "Сын полка")

Война – страшна и бесчеловечна, это не место для детей. На войне люди теряют близких, ожесточаются. Взрослые всеми силами пытаются оградить детей от ужасов войны, но, к сожалению, им не всегда это удается. Главный герой повести Валентина Катаева «Сын полка» Ваня Солнцев теряет на войне всю свою семью, скитается по лесу, пытаясь пробраться сквозь линию фронта к «своим». Там ребенка находят разведчики и приводят его в лагерь к командиру. Мальчик счастлив, он выжил, пробился сквозь линию фронта, его вкусно накормили и уложили спать. Однако капитан Енакиев понимает, что ребенку не место в армии, он с грустью вспоминает своего сына и решает отправить Ваню детский приемник. По дороге Ваня сбегает, пытаясь вернуться в батарею. После неудачной попытки ему удается это сделать, и капитан вынужден смириться: он видит, как мальчик старается быть полезным, рвется в бой. Ваня хочет помочь общему делу: он проявляет инициативу и идет в разведку, в букваре рисует карту местности, но за этим занятием его ловят немцы. К счастью, в общей суматохе про ребенка забывают и ему удается бежать. Енакиев восхищается стремлением мальчика защитить свою страну, однако переживает за него. Чтобы спасти жизнь ребенку, командир отправляет Ваню с важным посланием подальше от места битвы. Весь расчет первого орудия погибает, а в письме, которое передал Енакиев, командир прощается с батареей и просит позаботиться о Ване Солнцеве.

Проблема проявления человечности на войне, проявление сострадания, милосердия к пленному врагу. (Л. Толстой "Война и мир")

Проявить сострадание к врагу способны только сильные люди, знающие цену человеческой жизни. Так, в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого есть интересный эпизод, описывающий отношение русских солдат к французам. В ночном лесу рота солдат грелась у костра. Неожиданно они услышали шорох и увидели двух французских солдат, несмотря на военное время не побоявшихся подойти к врагу. Они были очень слабы и еле держались на ногах. Один из солдат, одежда которого выдавала в нем офицера, без сил упал на землю. Солдаты постелили больному шинель и принесли обоим каши и водки. Это были офицер Рамбаль и его денщик Морель. Офицер так замерз, что не мог даже передвигаться, поэтому русские солдаты взяли его на руки и отнесли в избу, которую занимал полковник. По дороге он называл их добрыми друзьями, в то время как его денщик, уже изрядно захмелев, напевал французские песни, сидя между русскими солдатами. Эта история учит нас тому, что даже в трудные времена нужно оставаться человеком, не добивать слабого, проявлять сострадание и милосердие.

Возможно ли проявление заботы о ближних в годы войны? (Е. Верейская "Три девочки")

В центре повести Елены Верейской «Три девочки» - подруги, из беззаботного детства шагнувших в страшное военное время. Подруги Наташа, Катя и Люся живут в коммунальной квартире в Ленинграде, вместе проводят время и ходят в обычную школу. Их ждет самое трудное испытание в жизни, ведь неожиданно начинается война. Школу разрушают, и подруги прекращают свою учебу, теперь они вынуждены учиться выживать. Девочки быстро взрослеют: веселая и легкомысленная Люся превращается в ответственную и организованную девушку, Наташа становится более вдумчивой, а Катя - уверенной в себе. Однако даже в такое время они остаются людьми и продолжают заботиться о близких, несмотря на тяжелые жизненные условия. Война не разобщила их, а сделала еще дружнее. Каждый из членов дружной «коммунальной семьи» в первую очередь думал о других. Очень трогателен эпизод в книге, где доктор отдает большую часть своего пайка маленькому мальчику. Рискуя умереть от голода, люди делятся всем, что у них есть, и это вселяет надежду и заставляет их верить в победу. Забота, любовь и поддержка могут творить чудеса, только благодаря таким отношениям, люди смогли пережить одни их самых тяжелых дней в истории нашей страны.

Почему люди хранят память о войне? (О. Берггольц "Стихи о себе")

Несмотря на тяжесть воспоминаний о войне, нужно хранить их. Матери, потерявшие детей, взрослые и дети, видевшие смерть близких, никогда не забудут эти страшные страницы в истории нашей страны, но и современники не должны забывать. Для этого существует огромное количество книг, песен, фильмов, призванных рассказать о страшном времени. Например, в «Стихах о себе» Ольга Берггольц призывает всегда помнить военное время, людей, сражавшихся на фронте и умиравших от голода в блокадном Ленинграде. Поэтесса обращается к людям, которые хотели бы сгладить «в робкой памяти людей» это, и уверяет их, что не даст забыть «как падал ленинградец на желтый снег пустынных площадей». Прошедшая всю войну и потерявшая в Ленинграде мужа Ольга Берггольц сдержала свое обещание, оставив после своей смерти множество стихотворений, очерков и дневниковых записей.

Что помогает победить на войне? (Л.Толстой "Война и мир")

Невозможно одержать победу в войне в одиночку. Только сплотившись перед лицом общей беды и найдя в себе храбрость противостоять страху, можно победить. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» особенно остро ощущается чувство единства. Разные люди объединились в борьбе за жизнь и свободу. каждого солдата, боевой дух армии и вера в собственные силы помогли русским победить французскую армию, посягнувшую на родную землю. Батальные сцены Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений особенно ярко показывают сплоченность людей. Побеждают в этой войне не карьеристы, которые хотят лишь чинов и наград, а обычные солдаты, крестьяне, ополченцы, ежеминутно совершающие подвиг. Скромный командир батареи Тушин, Тихон Щербатый и Платон Каратаев, купец Ферапонтов, юный Петя Ростов, объединяющие в себе основные качества русского народа, сражались не потому что им приказали, они сражались по своей воле, защищали свой дом и своих близких, именно поэтому победили в войне.

Что объединяет людей в годы войны? (Л. Толстой "Война и мир")

Проблеме единения людей в годы войны посвящено огромное количество произведений русской литературы. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» люди разных сословий и взглядов сплотились перед лицом общей беды. Единение народа показано писателем на примере множества непохожих индивидуальностей. Так, семья Ростовых оставляет в Москве все свое имущество и отдает подводы раненым. Купец Феропонтов призывает солдат грабить свою лавку, чтобы врагу ничего не досталось. Пьер Безухов переодевается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Капитан Тушин и Тимохин с героизмом исполняют свой долг, несмотря на то что прикрытия нет, а Николай Ростов смело бросается в атаку, преодолевая все страхи. Толстой ярко описывает русских солдат в боях под Смоленском: патриотические чувства и боевой дух людей перед лицом опасности завораживают. В стремлении победить врага, защитить близких и выжить люди чувствуют свое родство особенно сильно. Объединившись и почувствовав братство, народ смог сплотиться и победить неприятеля.

Зачем надо извлекать уроки из поражений и побед? (Л. Толстой "Война и мир")

Один из героев романа Л.Н. Толстого Андрей шел на войну для с намерениями построить блестящую военную карьеру. Он оставил свою семью, чтобы получить славу в сражениях. Как горько было его разочарование, когда он понял, что проиграл в этой битве. То, что представлялось ему в мечтах как прекрасные батальные сцены, в жизни оказалось страшной бойней с кровью и человеческими страданиями. Осознание пришло к нему как прозрение, он понял, что война страшна, и она не несет в себе ничего, кроме боли. Это личное поражение на войне заставило его переоценить свою жизнь и признать, что семья, дружба и любовь намного важнее славы и признания.

Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя? (В. Кондратьев "Сашка")

Проблема сострадания к врагу рассматривается в повести В. Кондратьева «Сашка». Молодой русский боец берет в плен немецкого солдата. Пообщавшись с ротным, пленный не выдает никакой информации, поэтому Сашке приказывают доставить его в штаб. По дороге солдат показывал пленному листовку, на которой написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину. Однако комбат, потерявший близкого человека в этой войне, приказывает расстрелять немца. Совесть не позволяет Сашке убить безоружного человека, такого же как он молодого парня, который ведет себя так же, как бы он повел себя в плену. Немец не выдает своих, не умоляет пощадить его, сохраняя человеческое достоинство. Рискуя попасть под трибунал, Сашка не выполняет приказ командира. Вера в правоту спасает ему и его пленному жизнь, и командир отменяет приказ.

Как война меняет мировосприятие и характер человека? (В. Бакланов «Навеки - девятнадцатилетние»)

Г. Бакланов в повести «Навеки - девятнадцатилетние» говорит о значимости и ценности человека, о его ответственности, памяти, связующей народ: «Через великую катастрофу – великое освобождение духа, – говорил Атраковский. – Никогда ещё от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим. И это не забудется. Гаснет звезда, но остаётся поле притяжения. Вот и люди так». Война – это катастрофа. Однако она ведет не только к трагедии, к гибели людей, к ломке их сознания, но и способствует духовному росту, преображению народа, определению истинных жизненных ценностей каждым. На войне происходит переоценка ценностей, мировосприятие и характер человека меняются.

Проблема бесчеловечности войны. (И. Шмелев "Солнце мертвых")

В эпопее «Солнце мертвых» И. Шмелёва показывает все ужасы войны. «Запах тленья», «гогот, топот и рык» человекообразных, это вагоны «свежего человечьего мяса, молодого мяса!» и «сто двадцать тысяч голов! Человеческих!». Война – это поглощение мира живых миром мертвых. Она делает из человека зверя, заставляет совершать страшные вещи. Как бы ни были велики внешние вещественные разрушения и уничтожения, не они ужасают И. Шмелёва: ни ураган, ни голод, ни снегопад, ни высыхающие от засухи посевы. Зло начинается там, где начинается человек, не противящийся ему, для него «всё – ни?че?го!» «и нет никого, и никаких». Для писателя бесспорно, что человеческий душевно?духовный мир – это место борьбы добра со злом, и бесспорно также то, что всегда, в любых обстоятельствах, даже во время войны, будут люди, в которых зверь не победит человека.

Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. Душевная травма участников войны. (В. гроссман "Авель")

В рассказе «Авель (Шестое августа)» В.С. Гроссман размышляет о войне в целом. Показывая трагедию Хиросимы, писатель говорит не только о общечеловеческой беде и экологической катастрофе, но и о личной трагедии человека. Юный бомбардир Коннор несёт бремя ответственности за то, что он стал тем человеком, которому суждено нажатием кнопки привести в действие убивающий механизм. Для Коннора это личная война, где каждый остаётся всего лишь человеком с присущими ему слабостями и страхами в желании сохранить собственную жизнь. Однако порой, для того чтобы остаться человеком, нужно умереть. Гроссман уверен, что подлинная человечность невозможна без сопричастности происходящему, а значит, и без ответственности за случившееся. Сопряжение в одном человеке обострённого чувства Мира и солдатской исполнительности, навязанной государственной машиной и системой воспитания, оказывается для юноши роковым и приводит к расколу сознания. Члены экипажа по-разному воспринимают случившееся, не все они ощущают свою ответственность за содеянное, говорят о высоких целях. Беспрецедентный даже по фашистским меркам акт фашизма оправдывается общественной мыслью, преподносясь как борьба с пресловутым фашизмом. Однако Джозеф Коннер испытывает острое сознание вины, все время моет руки, как бы пытаясь отмыть их от крови невинных. Герой сходит с ума, поняв, что его внутренний человек не может жить с той ношей, которую он на себя взвалил.

Что такое война и как она влияет на человека? (К. Воробьев "Убиты под Москвой")

В повести «Убиты под Москвой» К. Воробьёв пишет, что война – это огромная машина, «составившаяся из тысяч и тысяч усилий разных людей, двинулась, движется не чьё-то уже волей, а сама, получив свой ход, и потому неостановимо». Старик в доме, где оставляют отступающие раненых, войну называет «хозяином» всему. Вся жизнь теперь определена войной, меняющей не только быт, судьбы, но и сознание людей. Война – это противостояние, в котором побеждает сильнейший: «На войне – кто первый не выдержит». Смерть, которую несёт война, занимает почти все мысли солдат: «Это в первые месяцы на фронте он стыдился себя, думал, он один так. Все так в эти минуты, каждый одолевает их с самим собой наедине: другой жизни ведь не будет». Метаморфозы, происходящие с человеком на войне, объясняются целью смерти: в бою за Отчизну солдаты проявляют немыслимое мужество, самопожертвование, в плену же, обречённые на смерть, живут, руководствуясь животными инстинктами. Война калечит не только тела людей, но и их душу: писатель показывает, как инвалиды боятся окончания войны, так как не представляют уже своего места в мирной жизни.

Данная статья, опубликована в научном историко-краеведческом журнале "Псков" №2 за 1995 год. И за прошедшие 20 лет проблемы девальвирования нашей победы в Великой войне только усугубились. Если, как сетует в статье автор, при чествовании 50-летия высадки союзников в Нормандии нас туда даже не посчитали нужным позвать, то сейчас, в 2014-м наше присутствие издевательски обозначено продавленной встречей Путина с Порошенко. Причем именно немецкий канцлер демонстративно организует общение с мар ионеточным главой Украины для легитимизации устроенного Западом же необандеровского переворота.

Статья приводится с незначительными сокращениями (ссылочного аппарата).

Готовясь к войне против СССР, Гитлер и его сообщники рассматривали свою очередную жертву как рыхлое государственное образование, которое скоро распадется, как только Красная Армия потерпит серьезные поражения. В соответствии с этими представлениями был разработан план, предусматривавший разгром Советского Союза в "быстротечной кампании". Этим целям были подчинены и действия гитлеровцев по разжиганию националистических настроений, способных поссорить народы СССР и вызвать таким образом крушение тыла Советских Вооруженных Сил. Касаясь судьбы покоренных на Востоке народов, германское Восточное министерство разъясняло: "Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Достижение этой исторической цели никогда не означало бы полного решения проблемы. Дело заключается скорей всего в том, чтобы, разгромив русских как народ, разобщить их".

Выполнение своих варварских планов гитлеровцы начали с установления на захваченной территории СССР жестокого оккупационного режима, "очищения жизненного пространства" для немцев путем массового уничтожения советского населения.

Навязанная народам СССР война против немецко-фашистских захватчиков оказалась самой тяжелой и самой жестокой из всех войн в истории нашей Родины. Она стала суровым испытанием жизнеспособности Советского Союза, Великой Отечественной войной народов СССР за свою свободу и независимость. Именно Великой Отечественной. Такую оценку войны подчеркиваем особо, поскольку в последнее время в некоторых кругах прилагались усилия, чтобы доказать обратное.

С этой целью настойчиво пропагандировались книги небезызвестного В.Резуна, бывшего советского разведчика, изменника, издающегося под псевдонимом "Виктор Суворов". Хотя мистер Резун ничего нового по существу освещаемых вопросов не сказал. Он лишь развернул давно опровергнутую концепцию, которую германское правительство официально изложило в ноте правительству СССР, а Геббельс — в послушных ему средствах массовой информации.

Некоторые так называемые "демократические" издания поспешили не только одобрить сочинения мистера Резуна, но и пошли дальше в своем неприятии героической борьбы народов СССР против немецко-фашистских захватчиков. Обращаясь к ним, писатель В.Е.Максимов, посвятивший многие годы борьбе с тоталитаризмом, не так давно писал: "Какие радужные планы строите нынче, когда вот уже несколько лет в своих самых либеральных изданиях мусолите грязную мыслишку о преимуществах для России поражения в войне с гитлеровской Германией? Причем трогательные изыскания эти, как правило, подписаны соответствующими авторами. До чего же, до какой степени нужно ненавидеть страну, где живешь, и народ, ее населяющий, чтобы в своей патологической злобе даже забыть о том, какая судьба в случае победы нацистов ожидала бы единокровных братьев авторов этих изысканий! Трудно сказать, что там стучит в их обросших паутиной сердцах, кроме злобного гноя, но, вне всяких сомнений, только не пепел Майданека и Освенцима".

Подобные пораженческие мотивы были абсолютно чужды публицистике и историческим изысканиям, публиковавшимся на территории бывшего СССР, в том числе и в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике, в доперестроечное время. Крушение коммунистической идеологии и идеалов вызвало общественный кризис, тяжело отразившийся на морали и нравственности, на восприятии истории Отечества. На страницах газет и журналов, как следствие этого, были предприняты многочисленные попытки дегероизации борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков, а о патриотизме говорилось в уничижительном значении. Более того, за истинных героев Отечества стали выдавать тех, кто ему изменил, перейдя на сторону гитлеровцев. История же Великой Отечественной войны советского народа за свободу и независимость своей Родины, за освобождение народов Европы от германского порабощения стала освещаться лишь в тех ее аспектах, которые давали материал для разоблачения того, что назвали тоталитаризмом и сталинизмом.

После разрушения СССР, когда государства так называемого Содружества Независимых Государств буквально захлестнули межнациональные конфликты, вооруженные столкновения и даже войны, из трудов о Великой Отечественной войне практически исчезли традиционные для историков прежних лет сюжеты о братской взаимопомощи и боевом содружестве народов СССР в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Происходит систематическое, будто кем-то спланированное и направляемое, вычеркивание из исторической памяти Советского Союза и его многонационального народа, ставших главными творцами победы над фашизмом во второй мировой войне.

Не так давно, 6 июня 1994 г., союзники СССР по антигитлеровской коалиции отметили 50-летие высадки своих войск на французском побережье в Нормандии. Среди приглашенных на торжества были монархи, главы государств и правительств: королева Великобритании, король Бельгии, президент США, президент Польши… Однако среди них не было ни президента Ельцина, ни кого-либо из официальных лиц России. В числе приглашенных не оказалось и высокопоставленных представителей ни из одного государства СНГ. На атлантическом побережье торжественно реяли флаги 13 государств-победителей во второй мировой войне: США, Англии, Канады, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Бельгии, Голландии, Люксембурга, Польши, Греции, Чехии, Словакии. Но не нашлось места ни флагу СССР, ни России, ни Украины, ни Белоруссии, ни одного другого государства СНГ. Торжественным маршем прошли войска- победители: американцы, англичане, французы, канадцы, бельгийцы, голландцы, греки, поляки, батальон из Люксембурга. И — никого ни из России, ни из других государств СНГ. Словно не они вынесли на своих плечах основную тяжесть борьбы с целым блоком государств, возглавлявшихся гитлеровской Германией.

Немецко-фашистский блок потерпел поражение во второй мировой войне в результате, как известно, совместных усилий государств антигитлеровской коалиции. Однако вклад отдельных стран в победу был по разным причинам не одинаков. Особенно значительную роль в разгроме фашистской Германии и ее союзников сыграли Советский Союз и его исторические преемники, ныне ставшие самостоятельными государствами. Исход второй мировой войны был предопределен на советско-германском фронте Великой Отечественной войны советского народа. Здесь немецко-фашистская армия понесла более 73 процентов своих общих потерь. На советско-германском фронте было уничтожено 74 процента артиллерийских орудий и до 75 процентов танков и штурмовых орудий, находившихся на вооружении немецкой армии в целом. Ее потери убитыми и ранеными были в шесть раз больше, чем на западноевропейском и средиземноморском театрах военных действий.

К началу Великой Отечественной войны, когда Советский Союз оказался очередной жертвой германской агрессии, он представлял собой одно из самых больших государств, чья территория равнялась одной шестой части обитаемой суши. Численность его населения, по последним данным, достигла 200,1 миллиона человек. Это было уникальное сообщество народов, насчитывавшее (по переписи 1926 года) более 190 этнических единиц. В составе Союза Советских Социалистических Республик находилось 16 союзных и 20 автономных республик, 9 автономных областей и 10 национальных округов — национально-государственных образований, призванных обеспечить интересы больших и малых народов в рамках единого государства.

Каждая из республик, хотя история отвела для этого крайне ограниченное время, в предвоенные годы прошла путь форсированного развития индустрии. Была осуществлена ликвидация неграмотности, подготовлены кадры для работы во вновь созданных отраслях экономики, науки и культуры. В сравнении с 1913 г. валовая продукция крупной промышленности в 1940 г. выросла, например, в Узбекской ССР в 7,2 раза, Туркменской ССР — в 11, Казахской ССР — в 20, Киргизской ССР — в 153 раза, в Таджикской ССР — в 324 раза. СССР превратился в одну из крупнейших индустриальных держав мира, способную в случае войны обеспечить всем необходимым свои вооруженные силы.
Высокий уровень индустриального развития, достигнутый в довоенное время особенно на Урале, в Поволжье, Сибири, Средней Азии и Казахстане, позволил в этих регионах не только разместить и быстро ввести в строй сотни эвакуированных предприятий, но и осуществить новое промышленное строительство в масштабах, каких они не знали в прошлом. Могучая экономика, созданная усилиями всех народов Советского Союза, стала прочным фундаментом победы в Великой Отечественной войне, а каждая союзная и автономная республика, каждый неоккупированный противником регион — арсеналом фронта. Даже в тех катастрофических условиях, когда значительная часть производительных сил оказалась на оккупированной противником территории и, следовательно, была на значительное время для страны потеряна, промышленность СССР смогла удовлетворить основные потребности фронта во всех видах оружия, боевой техники, снаряжения, а сельское хозяйство — в продовольствии.

Благодаря усилиям всего многонационального советского народа, его разуму и неустанному труду, СССР выиграл экономическое противоборство с Германией в его решающей сфере — производстве военной техники. Хотя добиться этого было очень сложно. Как известно, накануне войны, а в военные годы — особенно — СССР производил основных видов промышленной продукции намного меньше, чем Германия, например, электроэнергии — в 1,8 раза, угля — в 4,8, стали — в 2,6 раза. Однако по размерам среднегодового выпуска полевой артиллерии Советский Союз превосходил среднегодовое производство Германии более чем в 2 раза, минометов — в 5 раз, противотанковых орудий — в 2,6 раза. В то время как советская промышленность в 1942-1944 гг. ежемесячно производила свыше 2 тысяч танков, промышленность Германии только в мае 1944 г. достигла максимума — 1450 танков. Начиная с 1943 г. большинство типов советских самолетов превосходило немецкие по своим летно-техническим данным.

На борьбу против немецко-фашистских захватчиков, за свободу и независимость своего Отечества поднялся весь многонациональный советский народ, хотя у граждан такого огромного государства, каким являлся СССР, не было, да и не могло быть однозначного отношения к утвердившемуся в стране строю, к тому, что делалось в ходе, например, коллективизации и других так называемых социалистических преобразований, особенно к нарушениям и прямому попранию законности и прав человека под флагом борьбы с "врагами народа". Лишь немногие из советских граждан сознательно встали на путь сотрудничества с гитлеровцами, большинство же из тех, кто оказался в стане врага своего Отечества, сделали это по принуждению, когда сотрудничество с врагом становилось единственным способом выживания. На оккупированной территории гитлеровцы приняли решительные меры, чтобы активизировать (а во многих случаях и сотворить заново) антирусский фактор. Нередко это им.удавалось. Тому благоприятствовали сложности этнической структуры в СССР, усугубленные историческими пережитками, националистическими предрассудками, ошибками и перегибами в национальной политике.

Защита СССР от немецко-фашистских захватчиков стала в дни Великой Отечественной войны главным делом многонационального советского народа.

По данным А.М.Синицина, которые, как он утверждал, являются неполными, за время войны граждане СССР подали в военные, партийные и советские организации и учреждения более 20 миллионов заявлений с просьбой о добровольном зачислении в армию. Однако по ряду причин (возраст, состояние здоровья, работа на оборонных предприятиях и т.д.) не все просьбы удовлетворялись. Поток добровольцев в Красную Армию не иссякал до конца войны. Многонациональный состав был его важной особенностью.

Движение добровольцев помогало полнее, шире раскрывать и использовать в борьбе с врагом огромные военно-мобилизационные возможности Советского государства. За их счет были укомплектованы 78 истребительных батальонов Белоруссии, 657 — Украины, свыше 1000 — Российской Федерации, 63 — Молдавии, около 40 отрядов партийно-советского актива Литвы и т.д. общей численностью более 328 тысяч человек, из которых более 250 тысяч в 1941 г. влились в действующую армию. Было сформировано около 60 дивизий народного ополчения, 200 отдельных полков, большое число отдельных батальонов и рот общей численностью около 2 миллионов бойцов. Свыше 40 дивизий народного ополчения (главным образом Москвы и Ленинграда) летом и осенью 1941 г. вступили в борьбу с врагом в качестве самостоятельных соединений.

Вместе с частями Красной Армии ополченцы участвовали в обороне Шяуляя, Обяляя и других литовских городов. Они защищали столицу Латвии Ригу и многие населенные пункты республики. Отважно сражались с врагом эстонские добровольцы. Бойцы истребительных батальонов и формирований народного ополчения отличились в обороне Киева, Одессы, Севастополя, Гомеля, Курска, Тулы, Москвы. Храбростью восполняя недостатки воинского мастерства, они проявляли в боях стойкость и мужество, которые заставляли врага останавливаться, отступать.

Дружба и братство народов СССР выдержали самые суровые испытания, какие принесла война с немецко-фашистскими захватчиками. В ней участвовали сыны и дочери всех национальностей нашей страны, военнообязанные более 30 возрастов самой жизнедеятельной части советского населения. Каждая часть Красной Армии являла пример боевого братства воинов разных национальностей. Да по-другому и не могло быть в стране, где отсутствовали межнациональные конфликты. Сражаясь на фронте, воины сознавали, чувствовали, что за их спиной вся необъятная страна, весь многонациональный народ.

На полях боевых сражений и в труде во имя победы полно раскрылись замечательные качества, свойственные многонациональному советскому народу. Первое и главное среди них — патриотизм, ставший источником стойкости, мужества и героизма, беззаветного служения своему Отечеству. Для мировосприятия народов СССР в военные годы было характерным, говоря словами известного поэта, "чувство семьи единой". Оно проявлялось особенно остро в дни отступления Красной Армии и оставления врагу советской земли. Вся страна помогала пострадавшим от оккупантов, давала приют эвакуированным. Масштабы этой помощи не поддаются никакому сравнению с тем, что когда-либо случалось в истории России или другого государства.

Из западных республик и областей в 1941-1942 гг. были эвакуированы миллионы людей, из которых, например, в Пермской области разместились 268 тысяч человек пензенской области —124300 человек, в том числе 54200 детей в Казахской ССР — около 1 миллиона человек в Узбекской ССР — более 1 миллиона человек, в том числе около 200 тысяч детей принять и разместить огромные массы эвакуированных было нелегко. Но местное население, несмотря на свои немалые трудности, проявило искреннее гостеприимство и братское участие. При этом особое внимание уделялось детям-сиротам. Многие из них нашли приют в детских домах или в семьях по месту эвакуации. Жители брали на воспитание одного, а иногда и несколько сирот. Так, узбекский садовод из Ошской области Имин-зхун Ахмедов усыновил 13 детей. Кузнец из Ташкента Шаахмед Шамахудов и его жена Бахри усыновили, удочерили и воспитали 16 сирот, в числе которых были русские, узбеки, чуваши, татары, казахи, евреи, цыгане.

Забота об укреплении действующей армии как одно из проявлений патриотизма породила множество массовых движений народов СССР. Массовым стало, например, создание фонда обороны Родины. Это движение возникло в первые дни войны и быстро распространилось по стране, затронув все слои населения. Ничего не жалея для защиты Родины, люди разных национальностей сдавали на специальный счет Госбанка СССР наличные деньги, ценные вещи, облигации государственных займов, делали отчисления от заработной платы. В большом количестве от населения поступали драгоценные металлы — платина, золото, серебро. Из своих личных запасов колхозники вносили в фонд обороны зерно, мясо, скот, масло, молоко, яйца, шерсть, пушнину, овощи, фрукты. Нередко в фонд обороны они передавали сверхплановые посевы, так называемые "гектары обороны" с выращенным урожаем.

Значительные поступления в фонд обороны шли с субботников и воскресников — добровольного труда рабочих и служащих в свободное от основной работы время. Огромные средства население направило на строительство танковых колонн, эскадрилий боевых самолетов, артиллерийских орудий, бронепоездов, боевых кораблей и другой грозной боевой техники.

Успешно проходила подписка на государственные военные займы. Поступления в фонд, обороны, на строительство боевой техники и т.д. составили за годы войны более 118 миллиардов рублей, или пятую часть общих расходов из государственного бюджета на оборону в 1941-1945 гг. За счет добровольных взносов населения было обеспечено строительство 30522 танков и самоходно-артиллерийских установок, фронт получил 2565 самолетов, много другой боевой техники.

Добровольная помощь фронту еще более сплачивала Советские Вооруженные Силы и народы СССР, приближала разгром фашистского агрессора. Большую роль играли и другие виды помощи, например, забота о раненых к инвалидах войны. 5,5 миллиона человек в течение 1941-1945 гг. сдавали донорскую кровь, столь необходимую для спасения жизни тяжелораненых и сокращения сроков их лечения. Из всех республик, краев и областей, городов, рабочих поселков и деревень на фронт приходили подарки. Особенно в большом количестве их слали к праздникам. В посылках были предметы первой необходимости, мыло, табак, папиросы, различное продовольствие. Население присылало фронтовикам много теплой одежды — полушубки, телогрейки, свитера, шапки-ушанки, меховые рукавицы, валенки и т.д.

В тяжкие годы Великой Отечественной войны Союз Советских Социалистических Республик достойно выдержал суровые испытания на жизнеспособность, на прочность уз, связавших его народы. Режим личной власти Сталина нередко порождал недовольство, перегибы в национальной политике, межнациональные конфликты и такие способы исправления своих ошибок, как преступные депортации народов, в том числе и в годы Великой Отечественной войны. Да, такое было. И оно причиняло серьезный ущерб не только депортируемым, а и всему советскому народу. Память об этих преступлениях сталинского режима до сих пор отягощает национальные отношения в нашей стране.