Год принятия конвенции. Причины принятия россией «конвенции о правах ребенка. О норме международных договоров

Конвенция явилась плодом десятилетней работы многих специалистов. Первый проект Конвенции был представлен в Комиссию по правам человека ООН в 1978 году. В разработке документа принимали участие на только представители государств и межправительственных организаций структуры ООН, но и ученые, а также неправительственные организации. 2 Уже тогда стала очевидной необходимость придания правам детей силы норм договорного права. Но только спустя десять лет, 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно одобрила резолюцию № 44/25, приняв, тем самым, Конвенцию о правах ребенка. В день открытия Конвенции к подписанию, 26 января 1990 года, ее подписала 61 страна, что явилось своего рода рекордом. 3

С момента принятия Конвенции о правах ребенка в 1989 году прошло пятнадцать лет.

В настоящее время Конвенция является наиболее широко признанным международным документом по вопросам прав человека. Ее юрисдикция является универсальной в прямом смысле этого слова. По состоянию на 30 января 2004 года - дату закрытия тридцать пятой сессии Комитета по правам ребенка, участниками Конвенции являлись 192 государства. 6

Конвенция закрепляет различные права ребенка - гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, ранее никогда не объединявшиеся в едином документе. В ней отражен компромисс между различными правовыми и философскими подходами, международными и национальными политическими интересами. Ее положения учитывают многообразие культур, традиций, религий, уровней экономического развития различных стран. Все это, а также существование механизма контроля за соблюдением положений Конвенции, делает этот документ уникальным инструментом защиты прав ребенка.

Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст.12). Именно внедрение принципа превращения ребенка из пассивного объекта "защиты" в активного субъекта является одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в международное законодательство по правам человека.

При разработке Конвенции был взят за основу ведущий принцип Декларации ООН "О правах ребенка" (1959 год) – наилучшее обеспечение интересов ребенка. Тот факт, что именно через этот принцип раскрываются все права ребенка, является признанием возможности возникновения противоречия между некоторыми правами ребенка и правами и обязанностями родителей/опекунов и даже государства. В силу этого Конвенция не только утверждает приоритет интересов детей, но и рассматривает как принцип соблюдение прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации. При этом, важно не забывать и о том, что принцип не-дискриминации вовсе не требует того, чтобы с детьми обращались абсолютно одинаково во всех случаях. Так, согласно ст.ст. 5, 12, Конвенции реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990г. 7 Дополнительно, 15 февраля 2001 года Россия подписала Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, вновь подтвердив свои обязательства в этой области защиты прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка

Для настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Центральной идеей Конвенции выступает требование «по наилучшему обеспечению интересов ребенка» и, в отличие от ранее принимаемых документов, она обладает силой международного права.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Значение Конвенции неоценимо, так как она в значительной степени обращена не столько в настоящее, сколько в будущее человечества. И это актуально для нашего государства, в котором проживает более 32 миллионов детей.

Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:

Признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами;
- приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, общества, семьи, религии.

Конвенция констатирует, что свобода, необходимая ребенку для развития своих моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня медицинского обслуживания, обеспечения норм питания, одежды и жилища, но и предоставления этого в приоритетном порядке всегда, независимо от состояния развития государства.

Конвенция - это документ высокого социально-нравственного значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на примате
общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам. Она подчеркивает приоритет интересов детей, специально выделяет необходимость особой заботы любого государства и общества о социально депривированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

В Конвенции нет статей основных и второстепенных, каждая статья - главная, так как утверждает конкретные права и свободы ребенка, конкретные механизмы их защиты.

Для более глубокого осознания положений Конвенции целесообразно все права ребенка, закрепленные в ней, распределить по группам. Наиболее оптимальной представляется следующая структура этих групп:

а) личные (гражданские) права детей;
б) социальные права ребенка;
в) политические права;
г) права ребенка на образование и культуру;
д) права детей на защиту в экстремальной ситуации.

Ваши права и ответственность

С рождения

Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отчество и фамилию, имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
На имя ребенка может быть открыт счет в банке.
Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.

3 года

Трехлетний гражданин вправе посещать детский сад.

6 лет

Шестилетний гражданин:

  1. вправе посещать школу;
  2. вправе самостоятельно заключать:

Мелкие бытовые сделки;
- сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или, с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

8 лет

Восьмилетний гражданин может вступать в детские общественные объединения.

10 лет

Десятилетний гражданин:

  1. дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии;
  2. дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей;
  3. выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;
  4. вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Ребенок обладает личными правами

Н еотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст. 6).

Н а регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства, знание родителей и на их заботу (ст. 7).

Н а сохранение своей индивидуальности (ст. 8).

Н а поддержание связей с родителями в случае разлучения с ними (ст. 9-10).

Н а свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) (ст. 12).

Н а личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16).

Н а защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения (ст. 19, 33, 34, 35, 37).

Н а недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет (ст. 37).

Н а защиту от призыва на военную службу детей, не достигших возраста 15 лет, недопущение участия детей, не достигших 15-летнего возраста, в прямых боевых действиях.

Р ебенок, нарушивший уголовное законодательство, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других (ст. 40).

Ребенку гарантируются социальные права

Н а особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении (ст. 20).

Н а пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья (ст. 24).

Н а полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении (ст. 23).

Н а пользование благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26).

Н а уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27).


Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была принята 4 ноября 1950 г. Настоящая дата стала точкой отсчета новой эпохи в обеспечении защиты прав человека.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод - главный источник, на котором базируется правоприменительная деятельность Суда.

Она для Суда - "единый и единственный кодекс", причем одновременно и материально-правовой, и судоустройственный, и процессуальный.

Конвенция - сравнительно небольшой документ. В ныне действующей редакции 1998 г. ее основной текст составляют короткая преамбула и 59 статей, разбитых на три раздела.

Первый раздел "Права и свободы" (ст. 2 - 18) содержит главную часть каталога прав и свобод, гарантируемых Конвенцией. Второй раздел "Европейский суд по правам человека" (ст. 19 - 51) состоит из норм, определяющих порядок формирования Суда, его организацию и основные процедурные правила. Третий раздел "Различные положения" (ст. 52 - 59) содержит нормы, отражающие в большинстве своем международно-правовой статус Конвенции.

Текст Конвенции дополняют Протоколы, постепенно пополнившие каталог прав и свобод, охраняемых Конвенцией, а также вносившие в нее структурные и некоторые процессуальные новеллы. Как неоднократно подчеркивал Суд, Конвенция и Протоколы "составляют единое целое".

Официальные языки Совета Европы - английский и французский, соответственно и Конвенция принята на двух этих языках, причем, как особо оговорено в ее ст. 59, "оба текста имеют одинаковую силу". Уровень идентичности текстов достаточно высок, и двуязычие не порождает труднопреодолимых разночтений и различий. Тем не менее отдельные расхождения, несоответствия, юридико-технические погрешности были выявлены правоприменительной деятельностью Суда.

В каждом государстве-участнике есть перевод Европейской конвенции на язык страны. Он прилагается к закону (акту) о ратификации, носит тем самым официальный характер и, как правило, публикуется в официальном издании законодательных и иных нормативных актов.

По своему функциональному назначению нормы Конвенции делятся на две основные группы: организационно-процессуальные и материально-правовые.

Первые сконцентрированы в разделе II "Европейский суд по правам человека" и, как видно уже из названия, определяют порядок формирования Суда, его компетенцию, статус судей, внутреннюю структуру и т.п. К организационным нормам примыкают процессуальные, предмет которых - определение основных аспектов процедуры прохождения дела, процессуальных форм правоприменительной деятельности Палат Суда и др.

Материально-правовые нормы определяют содержание правоприменительной деятельности Суда. Они относятся к нормам первого раздела Конвенции "Права и свободы" и дополняющим его Протоколам. По существующей классификации правовые нормы в общей теории права можно отнести к правоохранительным, но не в смысле карательных норм уголовно-правового характера, а в значительно более широком плане - к нормам, которые гарантируют. И в смысле гарантии охраняют права человека, предусмотренные Конвенцией в тех случаях, когда это не удалось сделать в рамках национального правопорядка.

Структурная особенность материально-правовых норм Конвенции состоит в том, что они являются нормами-диспозициями и в них нет указания на санкцию.

Но это не значит, что санкции нет. Конвенция предусматривает ее как общую для всех норм. Она содержится в ст. 41 "Справедливая компенсация". Признав, что имело место нарушение Конвенции, Суд вправе присудить потерпевшей стороне денежную компенсацию, которую ей обязано выплатить в трехмесячный срок государство-ответчик.

По своей юридической природе Конвенция является не актом национального законодателя, а многосторонним международно-правовым договором с его характерными чертами. Это коллективное обязательство государств-участников обеспечить каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, защиту прав и свобод, определяемых в договоре (Конвенции), в сочетании с признанием наднационального контроля ("европейского контроля") за соблюдением прав человека властями государств-участников.

Судебная практика. Давний доктринальный спор о том, является ли судебная практика источником права в отношении судебной практики Европейского суда, решается однозначно позитивно: ее правотворческая роль не отрицается.

Благодаря ей последовательно детализировался и расширялся каталог прав, находивших защиту в Суде, сжатые определения наполнялись широким содержанием, формулировались нормы, которые лишь explicite не выражены в тексте Конвенции, а в действительности в скрытом виде содержатся в ней. Близко к правотворчеству и создание в ходе многолетней правоприменительной деятельности целого ряда правовых позиций (стандартов), принципиальных установок, которые сегодня отличимы от конвенционных норм главным образом по их происхождению.

При решении конкретного дела Суд, как правило, ссылается на предшествующие решения по данной или близкой категории дел, равно как и на решения по сопутствующим вопросам, возникшим в ходе рассмотрения данного дела. Принято ссылаться на ближайшие решения - "из числа последних". Вместе с тем особым авторитетом пользуются решения (многим из них уже немало лет), которые можно назвать "модельными": в них впервые или наиболее детальным образом выражены соответствующие правовые позиции и установки Суда.

Если окончательный вывод Суда по конкретному делу отличается от ранее сложившейся судебной практики, Суд всегда указывает причины и приводит аргументы, обосновывающие изменение его позиции. Суд дорожит стабильностью и преемственностью своей судебной практики.

Роль судебной практики в правоприменительной деятельности такова, что дает вполне достаточное основание говорить о прецедентном праве, но несколько в особом плане. Суд руководствуется сложившейся судебной практикой, опирается на нее, но он не обязан следовать прецеденту в строго обязательном порядке. Суд неоднократно высказывался в том смысле, что он "не связан своими предшествующими решениями".

Иные источники права. В сущности говоря, речь идет не об источниках права в строго формальном значении, а об определенных нормативных факторах, которыми Суд во многих ситуациях руководствуется при рассмотрении конкретных дел. Суд не может основывать на них свое решение по делу, но в то же время не может вынести решение, не соответствующее, а тем более противоречащее им. Кратко укажем соответствующие документы:

Устав Совета Европы, и прежде всего его преамбула и ст. 3, где сформулированы ведущие принципы этой международной организации: свобода личности, политическая свобода и верховенство права;

Иные "общие принципы права, признаваемые цивилизованными странами" (п. 1 (c) ст. 38 Устава Международного суда ООН);

Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г., на связь с которой Европейской конвенции прямо указывает ее преамбула, и соответственно важнейшие международные пакты о правах человека, принятые в рамках ООН в развитие Всеобщей декларации, и прежде всего Пакт о гражданских и политических правах;

Венская конвенция о праве международных договоров должна быть отмечена особо, поскольку Суд признал обязательным для себя исходить из установленных ею правил при толковании норм своего Основного закона - Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;

Правовые позиции. Под ними понимаются сложившиеся в правоприменительной практике установки, из которых исходят при рассмотрении конкретных дел; подтвержденные многократным применением толкования правовых понятий и норм; критерии, выработанные практикой для рассмотрения определенных категорий дел, и др. В отличие от прецедента, который предопределяет решение дела по существу, правовые позиции - это лишь правовой инструментарий, использование которого Судом отнюдь не предрешает исход дела. Правовые позиции не следует смешивать и с основополагающими, "высокими" принципами права и правоприменительной деятельности;

Процессуальные позиции. Речь идет не столько о процессуальных правилах, сколько о том, что условно можно назвать методологией рассмотрения определенных категорий дел, набором (системой) определенных вопросов-критериев, ответы на которые обязательны для обоснования решения по делу. Таким процедурным стандартам Суд следует неукоснительно. Необходимо особо оговорить, что решения, построенные по стандартной схеме, вовсе не обязательно стандартны по существу; ничто не мешает Суду выходить за рамки схемы в той мере, в какой требуют обстоятельства дела.

Международные нормы о правах человека можно представить в качестве некоего "фундамента". С практической точки зрения это означает, что в тех странах, где государственные органы уполномочены применять международные нормы о правах человека непосредственно, человек при обращении в национальные судебные или иные инстанции может напрямую ссылаться на нормы соответствующих международных договоров.

Однако международное сотрудничество в области прав человека не может сводиться лишь к установлению определенных стандартов в области материальных прав человека. Для того чтобы в полном объеме пользоваться правами, человеку необходимо иметь также и возможность защитить данные права, что является неотъемлемой гарантией осуществления прав. Ведь человек должен иметь возможность не только беспрепятственно пользоваться правами, что представляется немаловажным, но и способ восстановить свое право, а в некоторых случаях и получить справедливую компенсацию.

В связи с вышесказанным особое место в системе международно-правовой защиты прав человека занимает Европейская конвенция.

Хронологически Конвенция последовала непосредственно за Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. Каталог прав, гарантируемых Конвенцией, мало чем отличается по содержанию от Декларации. Не случайно при подготовке Конвенции звучали голоса: а нужна ли она вообще? Сможет ли она добавить что-либо существенное к уже сказанному? Однако в споре "универсалистов" с "регионалистами" победили последние.

Решающую роль к тому же сыграла идея "европейского единства", а если чуть точнее, то "европейского единения".

Вышедшая из Второй мировой войны с немалыми геополитическими, экономическими, социально-политическими потерями Западная Европа видела будущее в экономической и политической интеграции. Ради этого возникли экономические интеграционные образования (превратившиеся сегодня в Европейский союз). Был создан Совет Европы как форма общественно-политического объединения и принята Европейская конвенция.

Вместе с тем идея "единения Европы" тесно переплелась с традициями "европоцентризма" - притязаниями на особую роль Европы в создании современной цивилизации, ее основных ценностей, в том числе стандартов политической демократии и правовой государственности. Конвенция была призвана не просто развить Декларацию прав человека, но и подтвердить традиционно ведущую роль Европы в создании и развитии демократических правовых институтов.

По замыслу ее авторов, она не могла стать лишь слегка измененной копией Всеобщей декларации, а должна была внести нечто принципиально новое в складывавшуюся систему международно-правовой защиты прав человека. Ею стало создание наднациональной юрисдикции, призванной обеспечить конкретную практическую реализацию прав, предусмотренных Конвенцией, и тем самым не позволить ей стать всего лишь декларативным документом.

Из 66 статей Конвенции собственно каталогу прав посвящалось менее 20, а подавляющее большинство определяли организацию и порядок деятельности особого наднационального, достаточно сложного юрисдикционного механизма. Его основной задачей являлось применение норм Конвенции к конкретным ситуациям.

Принципиально новым и важным стал отказ Конвенции от традиционных представлений о компетенции постоянных международных судебных органов как ограниченной исключительно спорами между государствами. Она допустила прямое обращение граждан в созданную ею наднациональную юрисдикцию. Судебная защита прав граждан перестала быть исключительной прерогативой соответствующих государств. Именно в этой связи Совет Европы называл Конвенцию "беспрецедентным по своей значимости международным договором". Благодаря ей был сделан важный шаг на пути признания международной правосубъектности гражданина.

Европейская конвенция "в целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися Сторонами по настоящей Конвенции и Протоколам к ней" (ст. 19), предусматривает создание специального органа - Европейского суда по правам человека, действующего на постоянной основе. В соответствии со ст. 34 Конвенции "Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или Протоколах к ней".

Необходимо отметить, что право индивидуального обращения лица в международный орган за защитой нарушенных прав само по себе не является правом безусловным. Основным условием служит то, что подобное право возникает у человека только в том случае, если государство само оказалось не в состоянии защитить нарушенные права человека собственными средствами. Данное условие выражается в одном из главных принципов международного процессуального права - требовании об исчерпании внутренних средств правовой защиты. Он и является следствием субсидиарной природы защиты прав человека на международном уровне. Суть его состоит в том, что прежде чем обратиться в международные органы за защитой своих прав, человеку необходимо исчерпать все имеющиеся средства на национальном уровне. Анализируя данное правило, ученые отмечают, что в основе его лежит принцип уважения суверенитета и юрисдикции государства, которое обладает необходимой компетенцией для рассмотрения подобного вопроса в своих собственных судебных органах или каким-либо иным образом.

Данное правило не следует рассматривать как ограничивающее или препятствующее осуществлению защиты прав человека на международном уровне. Оно связано с тем, что, как отметил в одном из своих решений Европейский суд, "государству должны быть предоставлены все возможности, для того чтобы исправить любое нарушение своих международных обязательств путем использования внутренних правовых средств, до того как оно подвергнется рассмотрению и/или контролю на международном уровне".

Показательно то, что за всю историю существования европейского механизма защиты прав человека отмечалось всего два случая, когда государства отказывались исполнить решения Суда, причем оба случая привели к постановке в острой форме вопроса о членстве недобросовестных государств в Совете Европы.

Таким образом, механизм рассмотрения индивидуальных жалоб, созданный в рамках Совета Европы, дает более впечатляющие результаты по сравнению с деятельностью в этом отношении Комитета по правам человека ООН, хотя объем прав, защищаемых Европейской конвенцией, значительно уже по сравнению с Международным пактом о гражданских и политических правах (к такому выводу пришли эксперты Совета Европы в своем докладе Комитету министров Совета Европы в сентябре 1970 г.).

1. Введение

2. История создания Конвенции ООН о правах ребенка

3. Основные положения Конвенции

4. Конвенция ООН о правах ребенка и законодательство России

5. Заключение

6. Библиографический список


Введение

Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году – это международный правовой документ, определяющий права детей, такие как право на образование, право на отдых и досуг, право на пользование достижениями культуры и др.

Этот документ является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Основным он остается и по сей день. Именно поэтому мной и была выбрана эта тема для реферата.

Конвенция о правах ребенка, которую часто именуют как «Великая хартия вольностей для детей», состоит из 54 статей, детализирующих личные права граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, насилия, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Конвенция о правах ребенка ратифицирована Ватиканом и всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.


История создания Конвенции ООН о правах ребенка

Одним из первых шагов к созданию данной Конвенции было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) (1946 год). Позднее, уже в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. В её положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая в 1959 году Декларация прав ребёнка. В ней были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех тех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей. Её цель - обеспечить детям «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

В 1979 году был выдвинут ряд правовых инициатив, предложений, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей. То есть предложение рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка.



Работа над текстом проекта Конвенции велась целых десять лет и завершилась в только 1989 году, как раз ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.

Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, ведь она имела глобальное значение для осуществления прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.

26 января 1990 года началось подписание Конвенции различными государствами. Она вступила в силу 2 сентября 1990 года, после её принятия двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.



Кроме того, были созданы и факультативные протоколы к Конвенции.

Так, в 2000 году были (вступили в силу в 2002 году) два факультативных протокола к конвенции (об участии детей в вооружённых конфликтах и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии), а в декабре 2011 года был принят третий факультативный протокол. Он будет открыт для подписания уже в 2012 году и вступит в силу, когда количество стран-участников достигнет десяти.

Работа над Конвенцией о правах ребенка ведется и по сей день.


Основные положения Конвенции

В этом разделе мне бы хотелось привести краткую характеристику, содержание статей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция состоит из преамбулы и 54 статей, разделенных на 3 части.

Первая часть Конвенции (статьи 1-40 ).

Статьи 1-4 - определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 - определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

Статьи 12-17 -излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.

Статьи 18-27 - определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 - закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка, а также права на образование, отдых и досуг.

Статьи 32-36 - устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Статьи 37-40 - определяют права ребёнка, попавшего в места заключения, а также права детей на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.

Вторая часть Конвенции (статьи 41-45 )

Статьи 41-45 упоминают о способах информирования об основных положениях Конвенции, права на работу детей с 14 лет, а также рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях.

Третья часть Конвенции (статьи 46-54 )

Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции.

В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать Ватикан, который не является членом ООН. Новаторство Конвенции заключается, прежде всего, в объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно здесь.

Так, в числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции, в первую очередь, стоит отметить такие, как обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (ст. 22), защита от сексуальной и иных видов эксплуатации (ст. 34 и 36), наркомания (ст. 33), детская преступность (ст. 40), межгосударственная практика усыновления (ст. 21), дети в вооруженных конфликтах (ст. 38 и 39), потребности детей-инвалидов (ст. 23), а также дети меньшинств и коренных народов (ст. 30).

Кроме того, важнейшей областью, которая практически основана на правах ребенка, является образование. Оно является предметом рассмотрения двух статей (27 и 28), значимость которых подчеркивалась на Всемирной конференции по образованию для всех, проходившей в марте 1990 года в Джомтьене (Таиланд).

Основные положения этих двух статей таковы:

Начальное образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным каждому;

Оно должно быть направлено на развитие личности ребенка, его дарований и природных способностей;

Образование должно воспитывать уважение к национальной самобытности, языку и традиционным ценностям;

Равенство образовательных возможностей для девочек и мальчиков.

Конвенция ООН о правах ребёнка

Конве́нция ООН о права́х ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

История создания

Основные положения Конвенции

Первая часть Конвенции

  • Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок » и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
  • Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на работу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
  • Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
  • Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
  • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
  • Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

Вторая часть Конвенции

  • Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.

Третья часть Конвенции

  • Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).

Конвенция о праве ребёнка на образование и о воспитании детей

Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования. Конвенция значительное место уделяет право на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание . Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».

  • Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
  • Ст.21 Конвенции определяет права ребенка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным».
  • Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.

Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации в развитии Конвенции

  • 1993 год Комитет ООН по правам ребенка на своих 62, 63 и 64 заседаниях, состоявшихся 21 и 22 января 1993 года , рассмотрел представленный в соответствии со статьей 44 Первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка и принял соответствующие замечания.
  • 1993 год - Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 848 от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
  • 1993 год - Правительство Российской Федерации Постановлением № 1977 от 23 октября 1993 года утвердило Положение «О Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации».
  • 1993 год - Правительством Российской Федерации создана Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации (просуществовала до 2004 года, с 2006 года созданы Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также Правительственная Комиссия по правам ребёнка в Российской Федерации).
  • 1994 год - Президент Российской Федерации Указом № 1696 от 18 августа 1994 года утвердил Президентскую программу «Дети России».
  • 1995 год - Президент Российской Федерации подписал Указ № 942 от 14 сентября 1995 года «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)».
  • 1995 год - Принят Семейный кодекс Российской Федерации .
  • 1995 год - Принят Федеральный закон от 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений ».
  • 1997 год - Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы» утверждены федеральные целевые программы по улучшению положения детей в Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации "О президентской программе «Дети России» от 15 января 1998 г. № 29 указанные программы объединены в программу «Дети России», которой присвоен статус президентской.
  • 1998 год - Утверждён Второй периодический доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка и приложение к нему.
  • 1998 год - Государственная Дума Российской Федерации, а Президент Российской Федерации утвердил Федеральный закон от 4 июля 1998 года № 98-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • 2000 год - Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 г. утверждены 10 федеральных целевых программ по улучшению положения детей на 2001-2002 гг (в связи с окончанием срока действия Президентской программы "Дети России).
  • 2002 год - Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732 утверждена федеральная целевая программа «Дети России на 2003-2006 годы».
  • 2002 год - Утверждён Третий периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка (1998-2002 гг.) .
  • 2004 год - Федеральным законом № ФЗ-122 от 22 августа 2004 года внесены поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в части, разгранчиения полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.
  • 2004 год - Федеральным законом № ФЗ-190 от 21 декабря 1994 года внесены поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в части, касающейся прав ребёнка в России на отдых и оздоровление.
  • 2006 год - Утверждены Указами Президента Российской Федерации и соответствующими постановлениями Правительства Российcкой Федерации механизмы реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье» .
  • 2006 год - Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 года № 272 утверждена Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  • 2006 год - Совместным приказом Минздравсоцразвития России , Минобрнауки России , Минкультуры России от 28 июня 2006 года № 506/168/294 создана Межведомственная комиссия по вопросам семьи и детей.
  • 2007 год - Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 Г. № 172 утверждена федеральная целевая программа «Дети России на 2007-2010 годы».
  • 2007 год - Поручением Президента Российской Федерации в июне 2007 года Правительству поручено разработать новую федеральную целевую программу, направленную на предупреждение правонарушений среди детей и молодёжи, включающую мероприятия спортивной, культурной направленности.

Литература

  • Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. - М., 1997.

См. также

  • Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
  • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии ()

Ссылки

  • Официальный текст Конвенции о правах ребёнка на русском языке
  • Шведская организация «Спасите Детей» (Rädda Barnen) находится в авангарде поддержки Конвенции о правах ребёнка
  • Деятельность международных органов в защите прав ребенка
  • Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика
  • Положение о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Что такое конвенция

Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года, когда ее подписали 20 государств. Она содержит 54 статьи, в которых подробно описаны права несовершеннолетних детей. В международном законодательстве конвенция отличается от декларации тем, что после подписания страной документа, он приобретает статус закона и считается обязательной для исполнения. Декларация носит рекомендательный характер.

Подписание и ратификация

Конвенция о правах ребенка на данный момент в мире подписана 193 странами. Не подписали ее только Соединенные Штаты Америки и Сомали. Правительство США мотивирует отказ подписания документа тем, что не может гарантировать его стопроцентное и повсеместное выполнение. А отказ Сомали в комментариях не нуждается. Советский Союз подписал Конвенцию в 1990 году без каких-то комментариев и ограничений. В нашей стране она имеет статус закона.

История создания

Конвенция о правах ребенка была создана не на пустом месте. Первую попытку законодательно обратить внимание на проблемы детей предприняли в 1923 году, в Женеве была подписана Декларация о защите детей, в 1924 году ее поддержала V Ассамблея Лиги

Объединенных Наций. Вернулись к ней только в 1948 году. Вопрос о правах ребенка встал тогда на одном из заседаний ООН. На это были серьезные причины. Миллионы детей после Второй мировой войны остались сиротами, потеряли здоровье. Но принятый документ опять имел декларативный характер, он же лег в основу конвенции принятой в 1989 году.

Факультативные протоколы

Конвенция о правах ребенка — это законодательный акт, собравший в себя все права ребенка, находившиеся разрозненно в разных областях права. В 2000 году к Конвенции добавили еще два протокола, первый осуждает вовлечение детей в вооруженные конфликты, второй - об осуждении торговли детьми, о недопустимости привлечения детей к занятию проституцией и порнографией. Россия подписала пока только первый.

Российский закон о детях

Права ребенка в России обеспечены не только Конвенцией, но и нашим родным законом. Закон № 124 — ФЗ от 24 июля 1998 года перекликается с международным законодательством. Главным принципом российского закона о защите детства является то, что ребенок имеет права, но не имеет обязанностей. Главным правом ребенка признается право проживать в семье и воспитываться родителями. Закон закрепляет за ребенком в первую очередь гражданские и политические права. Гражданские — это те, которые гарантируют защиту государства, уважение

личного достоинства и отстаивание интересов (родителями, органами опеки), защита от эксплуатации и привлечения к обороту наркотиков, защита от занятия проституцией и порнографией.

Право на образование

В нашем государстве законодательно гарантировано бесплатное получение образования. Но в последнее время всеми обсуждается реформа школы. Если копнуть в нее глубже, то можно заметить изменение стандарта образования. То есть изменение сетки часов и количества предметов. Возникает вопрос о том, почему снижают часы основных предметов, сокращая часы на изучение темы. Становится ясным, что новый стандарт рассчитан на одаренных детей, которые схватывают все на лету. А что делать остальным? Нанимать репетиторов или оплачивать дополнительные занятия. Будет ли такое образование бесплатным?