Как привить детям любовь к спорту и здоровому образу жизни. Заторможенность мышления: причины и лечение синдрома у детей Что давать детям при заторможенности

готовлюсь к экзамену.и вот статья интересная попалась.там и про энурез, недержание мочи… и про анонизм ранний.как бороться.почитайте интересно.хоть и много… Но для мальчиков особенно полезно… и девочек тоже))))я на воспитателя учусь и вот дети возраста дет.садовского особенно близки к этим проблемам.

кстати и написано про битье ногами о пол)))чего я боюсь)



Заболевания нервной системы у детей, их предупреждение

При детской нервности речь идет о функциональных нарушениях нервной системы, которые не связаны с ее органическими изменениями.

Под неврозами понимают более или менее длительные «хронические» функциональные нарушения высшей нервной деятельности - ее «срывы». В их основе, как правило, лежат изменения, которые касаются трех основных свойств нервной системы: силы уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.

Причины, лежащие в основе неврозов:

1) наследственная предрасположенность (наличие в семье больных с заболеваниями ЦНС, алкоголиков, наркоманов и т.д.);

2) отсутствие или нарушение правильного режима;

3) заболевания острые и хронические;

4) всякие длительно действующие раздражители постоянные или сверхпороговые (длительный шум, нервные родители, подавление инициативы, насмешки со стороны окружающих, чувство страха);

5) отрицательные эмоции, которые могут иметь постоянный характер (положительные эмоции, даже при их большой силе, стрессовых состояний не вызывают), психические травмы.

В принципе неврозы излечимы, так как они в большинстве своем имеют функциональный характер.

Неврозы чаще развиваются у детей, имеющих слабый или легковозбудимый тип высшей нервной деятельности, когда они сталкиваются с сильными, сложными или длительно действующими раздражителями: долго не прекращающийся шум, неправильное поведение взрослых (частые ссоры, неровное отношение к детям - быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, бесконечные запреты, подавление инициативы и др.), а также частые перегрузки информацией: посещение кино, театров, просмотры телевизионных передач, которые перевозбуждают нервную систему ребенка. Нервные дети слабого типа заторможены, застенчивы, пугливы.

При легковозбудимой нервной системе тормозной процесс резко ослаблен: дети недисциплинированны, чрезмерно подвижны, вспыльчивы, агрессивны. У детей с уравновешенно подвижным и уравновешенно медленным типом высшей нервной деятельности невроз наблюдается значительно реже и проявляется менее заметно.

При наблюдается не только повышенная нервность, но и расстройства функций разных органов (речи, мочевыделения, пищеварения и др.). Детям, страдающим неврозами, свойственны необоснованные страхи, нарушение сна, навязчивые движения, анорексия, рвота, энурез и т.д. У некоторых детей может быть лишь один из перечисленных симптомов, у других - несколько. Все расстройства нервной системы протекают на фоне резкого изменения поведения ребенка.

Остановимся на особенностях поведения нервных детей. Большинству нервных детей свойственны повышенная эмоциональность, неустойчивость внимания, частые капризы. Они обидчивы, реагируют на шум, яркий свет, изменения температуры воздуха, прикосновение к телу шерсти, меха. Периоды возбуждения у них сменяются периодами угнетения, вследствие чего настроение и поведение их все время меняются. Другие дети совершенно не могут управлять своими эмоциями: у них часты вспышки гнева, агрессии; инстинкты (пищевые, половые) берут над ними полную власть.

Заторможенность, пассивность, нерешительность, чрезмерная стеснительность - эти состояния появляются чаще всего у детей тогда, когда взрослые не учитывают естественного стремления ребенка к самостоятельности, непрерывно опекают его, лишая уверенности в своих силах, когда стремление ребенка к движению, его любознательность пресекаются: он всегда слышит «нельзя», «нет».

Постоянные запреты у некоторых детей вызывают бурный протест (ребенок кричит, топает ногами, пытается драться), способствуют возникновению упрямства. В этих случаях дети стремятся во всем поступать наперекор взрослым: отказываются от пищи, одевания, прогулок, бросают подаренные им игрушки, на все предложения взрослых отвечают отказом. Такое поведение ребенка называется негативизмом.Повелительный тон, насилие взрослых при проявлении ребенком негативизма не только не помогут, Но и усилят это болезненное состояние. В случаях проявления упрямства лучше либо не обращать на ребенка внимания, либо переключить его на другую деятельность.

Существует три основных типа неврозов у детей: истерия, неврастения и неврозы навязчивых состояний.

Истерия- заболевание, возникающее в связи с психотравмирующей обстановкой. Она может возникнуть у детей с особым складом характера, склонным к истерическим проявлениям, и ранее здоровых под влиянием тяжелых психотравмирующих условий. Истерия рассматривается как своего рода защитная реакция на какую-либо психологическую вредность. Это своего рода сознательная попытка разрешить различные трудности и конфликты путем ухода в болезнь.

У детей раннего и дошкольного возраста истерия проявляете в виде припадков. Если ребенку что-либо не дают, он начинает стучать ногами, бросать игрушки, пытаясь этим, пусть даже неосознанно, добиться от окружающих желаемого. Если дать возможность «закрепиться» этому капризу, то он может перейти в одну из форм истерии. Следует помнить, что больной истерией ребенок не притворщик, он сам страдает от своего заболевания. При первых признаках истерии не следует потворствовать желаниям ребенка, а надо переключить его внимание. При частых проявлениях истерии следует обратиться к детскому психологу и психотерапевту.

Неврастения- одна из форм неврозов, при которой повышенная возбудимость сочетается с раздражительностью, слабостью, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, неустойчивым настроением. Развивается неврастения в случае, если ребенок живет в постоянном чувстве страха, неуверенности в себе, тревоге, напряжении. Причиной истерии может стать излишняя мягкотелость в воспитании, а неврастения встречается в семьях с излишне строгим воспитанием.

Различают две формы неврастении: гиперстеническую и астеническую. Для первой характерны повышенная возбудимость, вспыльчивость, упрямство и другие симптомы, для второй - плаксивость, боязливость, повышенная утомляемость. Довольно часто обе формы сочетаются. Нарушение сна - одно из наиболее ранних и специфических проявлений неврастении. Больной неврастенией ребенок может испытывать ряд тревожащих его ощущений: головные боли, сердцебиение, дрожания, жара в различных участках тела. Детей с неврастенией нельзя держать в постоянном чувстве страха, вызывать у них чувство жалости для послушания (начнет презирать родителей за слабость), не говорить о болезнях, так как подробное словесное описание может привести к симптомам заболевания.

Неврозы навязчивых состояний у детей раннего и дошкольного возраста чаще всего проявляются в виде навязчивых страхов или навязчивых движений. Последние формируются преимущественно у детей старше 4 лет, но некоторые элементы навязчивых движений могут быть замечены и раньше. У детей младшего возраста любая неожиданность может вызвать испуг: внезапно выскочившая из-за угла собака, громкий звук, неожиданная потеря равновесия и пр. Такой испуг совершенно естествен и у здоровых детей и быстро проходит. У нервного ребенка чувство пережитого испуга может остаться и трансформироваться в чувство страха. Такие дети боятся выйти во двор, где их испугала собака, пугаются громких звуков (даже повторных), боятся домашних животных, безобидных насекомых, незнакомых людей, ветра, грозы и т.д. Никакие уговоры, ласки и даже наказания не могут преодолеть этот страх, а иногда даже усиливают его. По-видимому, если какое-либо явление, заключающее в себе угрозу, сочетается одновременно с другим, вполне безобидным, то последнее приобретает характер условного раздражителя, появление которого и вызывает страх у ребенка.

Навязчивые состояния в виде движений могут носить самый разнообразный характер: подергивание головой, причмокивание, частое моргание и др. Судорожные проявления навязчивых состояний носят название тиков, которые проявляются в молниеносном сокращении мышц. Эти сокращения напоминают целесообразные движения. Всегда при внимательном наблюдении за ребенком можно установить первоначальную причину подобных явлений. Так, дети с мигательным тиком перенесли конъюнктивит с ощущением инородного тела в глазу, подергиванию головой предшествовал тесный воротник рубашки. При возникновении тиков ребенка необходимо направить к врачу, который назначит соответствующее лечение.

Наиболее эффективным способом избавления от навязчивых состояний следует считать метод «угашения условной связи», т.е. постепенного приучения ребенка к пугающей его ситуации. Так, например, при наличии страха перед собакой следует решить вопрос об организации игры, участником которой является сначала игрушка в виде собаки, а потом и само животное. Если ребенок боится засыпать один, то сначала следует быть с ним рядом в этот период, а потом постепенно увеличивать расстояние и т.д.

Патологические привычки: сосание своих пальцев, ковыряние в носу, раскачивание тела, ног, онанизм и т.д. - особенно часто наблюдаются у детей, в воспитании которых были допущены ошибки: запугивание, постоянное одергивание («Вынь пальцы изо рта!») и т. п. Неправильное поведение взрослых приводит к тому, что ребенок фиксирует внимание на этих привычках, при каждом замечании взрослого испытывает чувство страха, вины, отчего его невротическое состояние осложняется.

Онанизм, или мастурбация, - искусственное раздражение эрогенных зон с целью вызывания оргазма. Занятие онанизмом у детей вызывает приятные ощущения, которые ребенок впоследствии стремится возобновить, намеренно раздражая свои половые органы. Дети могут заниматься онанизмом не только в период полового созревания, но и в любом возрасте, даже в раннем.

Онанизм как дурная привычка может возникнуть в результате зуда в области промежности, вызываемого острицами, раздражения половых органов мягкой постелью, тесной одеждой. Недостаточная физическая нагрузка, нерастраченная за день энергия просто любопытство могут быть направлены ребенком на «исследование» своего тела и закрепление этой вредной привычки, редко такие ощущения первыми ему доставляют родители, щекоча или целуя его в эрогенные зоны (паховая область, низ живота, ягодицы, половые органы). К онанизму чаще прибегают дети, которых остается много свободного времени и неиспользованной энергии, а также дети без надлежащего надзора, предоставленные сами себе.

В ряде случаев дети могут научиться онанизму у сверстников. Первый раз их толкает на это любопытство, стремление испытать новые ощущения, а впоследствии дурная привычка закрепляется

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что до 80 % детей дошкольного возраста занимаются онанизмом. У девочек первых семи лет вследствие более высоких темпов физического развит это явление встречается чаще, чем у мальчиков. Согласно существующему мнению, которое поддерживается большинством психологов и психоневрологов, онанизм не вреден, если он не становится навязчивой идеей и не мешает физическому и психическому развитию ребенка. Некоторая часть психологов рассматривает онанизм у детей в качестве возрастной особенности, обусловленной физиологическими причинами, которая не требует медицинского вмешательства.

Предупреждать и устранять эту дурную привычку у детей необходимо и возможно. Хороший эффект оказывают упорядоченный режим сна и бодрствования, сон на жесткой постели, мытье ног перед сном или на ночь прохладной водой, быстрый подъем с постели после пробуждения. Очень важно обеспечить ребенку достаточно подвижный образ жизни, общение с коллективом, приучать его к закаливанию и занятиям спортом.

Для предупреждения онанизма ребенка следует укладывать спать так, чтобы его руки находились поверх одеяла; одежда не должна быть тесной; нижнее белье надо менять 2 - 3 раза в неделю, а лучше ежедневно. В течение месяца следует сидеть рядом с ребенком до тех пор, пока он не уснет. Существенное значение в предупреждении онанизма у детей имеет изгнание глистов. Из пищевого рациона следует исключить блюда с острыми пряными приправами, крепкий чай, кофе, не перегружать желудок перед сном.

Настой из успокоительных трав, а также лечебные ванны, включающие валериану, пустырник, шалфей, зверобой, можно использовать только при согласовании с врачом, потому что у многих детей какой-то из компонентов сбора, например валериана, способен вызвать аллергию.

В большинстве случаев этого достаточно, чтобы избавить ребенка от этой дурной привычки. Если все перечисленное не помогает и ребенок продолжает с упорством заниматься онанизмом, необходимо проконсультироваться с детским психоневрологом.

Расстройство речи у детей, посещающих детское учреждение, требует особого внимания. Таких детей могут дразнить в группе другие дети, что может вызвать у нездорового ребенка чувство неполноценности, постоянной угнетенности; ребенку с расстройством речи могут подражать здоровые дети, особенно заиканию. Чаще всего заикание возникает в период становления речи (от 2 до 3 лет), когда ребенок начинает произносить слова и фразы. При заикании дети по несколько раз повторяют первые звуки или первоначальные слоги либо делают внезапную остановку в начале, середине слова, иногда фразы. Дыхание у ребенка становится неровным, прерывистым. Речь часто сопровождается рядом непроизвольных движений: подергивание мышц лица, зажмуривание глаз, высовывание языка, движения рук и ног. Чувствуя это, ребенок боится говорить, предпочитает молчать или говорит шепотом. Иногда вместо слов он пытается объясняться жестами. Заикающиеся дети застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей. Такого ребенка изолировать от детей всей группы не следует (только ребенка с крайне тяжелым заиканием переводят в логопедические группы или сады). Воспитатели должны разъяснить здоровым детям, что дефект речи у их товарища исправится, если они к нему будут хорошо относиться. Разговаривать с таким ребенком надо спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги, не говорить при нем о его недостатке. По поводу заикания необходимо посоветоваться с врачом-невропатологом, показать ребенка специалисту-логопеду.

Ночное недержание мочи (энурез, от древнегреческих слов «мочится ночью») у детей раннего и дошкольного возраста довольно часто. Это случаи непроизвольного мочеиспускания во время ночного или дневного сна вследствие того, что в коре головного мозга у ребенка остаются не полностью заторможенные, так называемые сторожевые пункты, связанные с актом мочеиспускания. Исследования последних лет показали, что под энурезом следует понимать сложный комплекс симптомов, складывающийся в целостный синдром, включающий в себя непроизвольное мочеиспускание во сне, изменение двигательной активности, нарушение эмоционального поведения.

Существует явная наследственная предрасположенность к первичной, функциональной форме ночного энуреза. Если один из Родителей страдал этим недугом, то вероятность появления у ребенка составляет 45%, а если оба родителя - 75%.Заболевание чаще возникает у детей с отягощенным анамнезом (токсикоз у матери во время беременности, угроза выкидыша, слабость родовой деятельности, асфиксия, низкая оценка по шкал Апгар и др.). Энурез может быть также следствием психологической травмы, конфликтов в семье, неправильно прививаем навыков опрятности, общей задержки физического развития.

Есть сведения о наличии двух хромосом, которые могут вызвать генетическую предрасположенность к развитию энуреза.

Вторичная, или органическая, форма энуреза встречается при дефектах развития, наличии патологических изменений спинного мозга.

Ночное непроизвольное мочеиспускание происходит в виде; «взрыва» (пароксизма), который претерпевает определенную возрастную динамику. Возраст до 3 лет следует считать концом физиологической нормы мочеиспускания во сне. Случаи непроизвольного мочеиспускания в ночное время у детей старше 3 - 4, а по мнению некоторых врачей, старше 5 лет следует рассматривать как проявление энуреза. Если ночное недержание мочи сохраняется по достижении ребенком 4 лет, то родителям необходимо проконсультироваться с педиатром, а в некоторых случаях с детским психоневрологом.

Энурез следует отличать от мочеиспускания днем: ночью оно происходит в виде «взрыва», сопровождается задержкой дыхания, эрекцией у мальчиков, подергиваниями конечностей, имеющими пароксизмалъный характер и не встречающимися днем.

Первые исследователи объясняли энурез слишком глубоким сном. С возрастом, по их мнению, сон становится легче и детям проще просыпаться ночью. В дальнейшем начали искать причину энуреза в анатомических аномалиях мочевыделительной системы. Но от урологического подхода к этой проблеме скоро отказались, так как исследования этого не подтвердили. Пытались также связать феномен энуреза с дисфункцией головного мозга. Появилась теория, что у ребенка в коре большого мозга формируется «сторожевой пункт», который реагирует на растяжении мочевого пузыря. При различных заболеваниях деятельность этого «сторожевого пункта» подавляется, и раздражения мочевого пузыря не воспринимаются, поэтому возникает энурез. Однако эта теория не объясняет, почему энурез бывает только в некоторые ночи при одинаковом количестве выпитой жидкости, и чаще у мальчиков. Существовало также мнение, что энурез - следствие социальной запущенности. Его также относили к наследственным болезням, причем по наследству передается особенность иннервации мочевого пузыря или аномалия ЦНС. Более поздние исследования установили, что энурез - это не заболевание, а сложный комплекс симптомов, образующих целостный синдром: непроизвольное мочеиспускание, изменение двигательной активности, нарушение эмоционально-волевого поведения.

Энурез оказывает отрицательное влияние на психику ребенка. Дети стыдятся своего состояния, стремятся его скрыть, болезненно реагируют на насмешки товарищей, упреки взрослых, у них развиваются робость, неуверенность в себе.

Низкая самооценка может отрицательно повлиять на развитие ребенка и вызвать психологические нарушения в последующей жизни.

Существует две точки зрения на предмет необходимости подъема детей ночью.

Согласно первой из них, принудительное пробуждение ребенка во время ночного сна недопустимо, так как это вызывает нарушение структуры сна и затрудняет выработку и закрепление активного пробуждения в ответ на позыв к мочеиспусканию.

Согласно второй, детей следует поднимать ночью, чтобы они не вставали «мокрыми» утром и ощущали заинтересованность родителей в избавлении от этого недуга. По-видимому, эта точка зрения может быть оправдана только по отношению к детям старше 5-6 лет, когда ребенок уже может осознанно отнестись к «необходимости» ночного пробуждения для совершения акта мочеиспускания. Однако следует иметь в виду, что такое насильственное пробуждение вряд ли будет способствовать избавлению от недуга. нервный дети истерия энурез

При появлении у ребенка энуреза ни в коем случае нельзя его упрекать, стыдить, запугивать, заставлять застирывать свое белье. Надо убедить его в том, что это явление не результат плохого поведения, а заболевание, от которого можно полностью излечиться. Ребенка следует как можно быстрее показать врачу и начать серьезно лечить. В настоящее время специалистами осуществляется комплексное лечение энуреза современными фармацевтическими препаратами с большим терапевтическим эффектом (адиуретин, минирин).

Детей с энурезом нельзя наказывать за ночное недержание мочи. Необходимо заботиться, чтобы эта проблема не подавляла ребенка психически. Огромное значение имеет эмоциональный настрой в семье. Надо понимать, как важно для ребенка чувствовать заботу, нежность, ласку и доброту со стороны обоих родителей. Нетрудно представить, как ребенок переживает и стыдиться этого. Родители в такой ситуации должны проявить терпение, уделять больше внимания ребенку, помочь ему почувствовать, что он, Несмотря ни на что, любим и всегда найдет у них поддержку.

Функциональная форма энуреза может исчезнуть даже без медикаментозного лечения к 16-18 годам у юношей и у девушек с появлением первых менструаций. Вместе с тем от энуреза страдает примерно от 0,5 до 1 % взрослого населения.

Депрессивные расстройства у дошкольников встречаются гораздо чаще, чем их диагностируют. Признаки таких расстройств обнаруживают у каждого третьего ребенка, количество таких детей постоянно растет.

Выявить депрессивное расстройство в дошкольном возрасте очень сложно, так как в отличие от взрослых, у которых депрессия исходит на всех уровнях (интеллектуальном, эмоциональном, моторном), у детей симптомы этого заболевания маскируются: многими неприятными ощущениями или поведенческими нарушениями. Наиболее часто такие дети жалуются на боли в животе, головные боли, усталость, плохой сон и отсутствие аппетита. Они становятся капризными, плаксивыми, теряют интерес к играм, общению. Изменяется их внешний вид: они отличаются бледностью кожных покровов, вялостью, шаркающей походкой, производят впечатление человека, страдающего тяжелым заболеванием.

При изучении проблемы детских депрессивных расстройств оказалось, что всего 27 % детей с депрессивными расстройствами попадают на начальном этапе заболевания в поле зрения детских психологов и психоневрологов; у 38 % детей этот период составляет от 2 до 7 лет с момента возникновения болезни до первого визита к специалистам. Это происходит по двум причинам, первых, потому, что родители, воспитатели часто плохо ориентированы в возможности наличия депрессии у детей, а изменение поведения ребенка, его «плохое настроение» объясняют самыми разными причинами. Если дети замкнуты, капризны, упрямы, часто отказываются от какой-либо деятельности, то взрослые принимают меры дисциплинарного характера. Во-вторых, при жалобах ребенка на различного рода недомогания педиатры обычно рекомендуют обследование и лечение у специалистов различие профиля, что исключает своевременное получение специализированной психологической и медицинской помощи. В результате этого нераспознанные депрессивные расстройства в детском возрасте, особенно повторяющиеся и затяжные, приводят к тяжелым формам социальной дезадаптации, имеющей в ряде случаев затяжной и необратимый характер.

У многих детей депрессивное состояние проявляется в ярко выраженной тревоге, нарастающей, как правило, в вечернее время. Неопределенная, беспредметная тревога, сопровождающаяся общим беспокойством, превращается часто в конкретный страхах (мама потеряется, не придет в детский сад).

Для детей с депрессией характерна повышенная слезливость. Причем чем меньше ребенок, тем сильнее это проявляется (повышенная чувствительность, жалостливость, одушевление неживых предметов). Дети в состоянии депрессии не отпускают от себя мать, просят взять их на руки; в их речи появляются младенческие интонации. У младших дошкольников, страдающих депрессией, также наблюдаются расстройства речи и мышления. Это выражается в односложности ответов, замедленности речи, отказе от игр, требующих даже минимального умственного напряжения и внимания, нежелании слушать чтение книг, даже ранее любимых.

Старшие дети очень быстро выключаются из процесса обучения: отвлекаются на занятиях, демонстрируют нежелание заниматься, с трудом вспоминают выученные ранее стихотворения и усвоенный материал. У них возникают или возобновляются вредные привычки. Чем более запущено состояние, тем более регрессируют навыки и умения. Как правило, такие дети становятся изгоями: их не понимают взрослые, отвергают сверстники.

В состоянии депрессии у детей возникает повышенное стремление к рисованию, причем они изображают свои страхи (Бабу Ягу, пожар, чудовищ); выбирают карандаши темных цветов (черный, синий, коричневый; иногда черный и красный). Это свойственно депрессивным состояниям злобной направленности. При депрессивных состояниях с преобладанием заторможенности и вялости рисунки просты, схематичны; для них характерны слабый нажим карандаша, незаконченность штриховки; цвет, как правило, один: синий или черный. Такие дети очень эмоциональны, впечатлительны и беззащитны. Они не могут постоять на себя, ответить за оскорбление, теряются (молчат или горько плачут).

Чувство «Я» у таких детей проявляется в раннем выделении себя среди окружающих, в потребности к самоутверждению. Они имеют свою точку зрения; им крайне трудно просить прощения, не приемлют несправедливости, фальши. В целом их личностную направленность можно назвать человеколюбивой, именно поэтому они так чувствительны к разным конфликтам, угрозам, применению физической силы и диктата.

Дети в состоянии депрессии не могут сразу начать или вовремя закончить какое-либо дело, переключиться с одного дела на другое. Это объясняется повышенным чувством долга, боязнью сделать что-то не так, растерянностью от неожиданно данного задания, флегматическими чертами темперамента, переутомлением, неуверенностью в своих силах и нерешительностью. Пытаясь доказать свою правоту и встречая еще большее непонимание, такие дети впадают в состояние аффекта, которое проявляется в отчаянии, а затем в отказе от контактов, капризах, страхах, подавленности, чувстве обособленности, непонятности и одиночества. На этой основе развиваются настороженность, недоверчивость и эгоцентризм. Депрессия развивается также из-за неуверенного характера взаимоотношений детей с близкими взрослыми, а также психологической неготовностью к дошкольному учреждению.

Даже при правильно и своевременно поставленном диагнозе назначенное лечение будет малоэффективным, если не изменить условия жизнедеятельности детей. Специализированных дошкольных учреждений для детей с эмоциональной неустойчивостью не предусмотрено; спецгрупп на базе массовых детских садов нет, так как пограничное психическое состояние, к которым относятся депрессии, не считается болезнью в традиционном понимании. Поэтому воспитатели и педагоги должны взять на себя особую психотерапевтическую - роль путем установления контактов с родителями и создания комфортной атмосферы в группе.

Размещено на http://www.allbest.

Заторможенность – это симптом многих психологических или физиологических патологий, который проявляется в виде снижения скорости реакции человека, растянутости речи, замедления мыслительных функций и двигательной активности.

Что представляет собой заторможенность

В серьезных случаях человек вовсе перестает реагировать на окружающую атмосферу и пребывает длительно в апатии или оцепенении. Выделяют несколько видов заторможенности:
  • комплексную;
  • идеаторную (мыслительную);
  • моторную (двигательную).
Заторможенность бывает речевая и мыслительная, то есть имеет психологические причины. Вялые и несвоевременные двигательные реакции вызывает моторная заторможенность. Могут проявляться , провалы в памяти. В большинстве случаев такие состояния вызваны или болезнью, хронической усталостью, или психологическими патологиями.
Двигательная и эмоциональная заторможенность – это патология, выявить причины которой могут только врачи. Они же назначают адекватное лечение.

Патологическую заторможенность мышления еще называют брадипсихия. Это не инертность мышления или апатия, а более обширное понятие. Зачастую она проявляется с возрастом у пожилых людей, но нередка и у детей, и у молодых людей.

Причины и симптомы заторможенности мышления

Поведение, мышление человека, его психологическое состояние могут нарушаться при патологиях нервной системы и головного мозга. К идеаторной заторможенности также приводят:



Угнетение двигательных и мыслительных процессов характерно проявляется после употребления спиртного, даже одноразово. Такие же симптомы порой вызывают и психотропные препараты, а также сильные успокоительные. При их отмене заторможенность проходит.

Причины и симптоматика двигательной заторможенности

Моторная, как и мыслительная заторможенность проявляется в результате психологических нарушений, а также всевозможных заболеваний. В мимике и движениях больного иногда или всегда ощущается вялость. Осанка обычно расслаблена, нередко появляется желание присесть, лечь в кровать, на что-то опереться.

Резкая моторная заторможенность появляется в результате инсульта, сердечной патологии, когда необходима срочная госпитализация. Постоянной двигательной заторможенностью страдают люди с психическими нарушениями, паркинсонизмом, эпилепсией, хроническим депрессивным состоянием. Такие патологии также требуют выявления и лечебной коррекции.


Такой симптом характерен и для детей. Он может иметь хронический характер при некоторых нейровегетативных нарушениях, например, ДЦП, или проявляется спонтанно при высокой температуре, после сильного стресса или впечатления. К заторможенности у детей зачастую приводят:

  • сосудистые патологии головного мозга;
  • эндокринные патологии;
  • менингит;
  • нарушения психологического характера;
  • эпилепсия;
  • энцефалит;
  • резкие стрессовые ситуации.



При любых видах заторможенности у ребенка: речевых, двигательных, мыслительных необходима консультация нескольких специалистов и грамотная диагностика. В большинстве случаев такое состояние у детей корректируется медикаментозно или при помощи психолога.

Диагностика заторможенности

При нарушениях психологического характера, а также физиологических патологиях, обусловленных заторможенностью мыслительной, двигательной или речевой реакции, необходима тщательная диагностика, то есть медицинское и психологическое обследование.

Проводят осмотр таких пациентов логопеды, неврологи, психиатры, психотерапевты и другие специалисты. Необходимо точно определить, есть ли нарушения работы мозга, были ли у человека травмы головы, наследственные заболевания. Для определения органической природы заболевания назначают:

  • ПЭТ и МРТ мозга;
  • анализы крови.
Проводится также диагностика письменной и устной речи. Возможно, человек страдает заиканием, дефектами звукопроизношения, которые приводят к речевой заторможенности. Изучается также интеллектуальное развитие пациента, состояние сенсорных функций, общей моторики, состояние суставов и мышц.


Лечение заторможенности

  • Активизация мыслительных процессов . Для этого читают новые книги, осваивают языки, занимаются творчеством или решают математические задачи. Такие действия тренируют мозг, активизируют мыслительную деятельность.
  • Нейропротекторы и ноотропы . Медикаментозное лечение, направленное на восстановление и укрепление нервных клеток и тканей.
  • Сосудистая терапия . Препараты помогают очистить стенки сосудов, особенно это важно для головного мозга. В результате активизируется двигательная активность, и мыслительная заторможенность постепенно отступает.
  • Психотерапия. Ею дополняют медикаментозное лечение. Современные методики психотерапии помогают справляться с последствиями стрессовых ситуаций, корректируют личностную оценку, формируют правильные модели реагирования на определенные моменты.
  • Спорт и свежий воздух. Умеренная физическая нагрузка, прогулки на улице помогают мозгу отдыхать, а нервным клеткам восстанавливаться за счет дополнительного притока кислорода.
Если заторможенность временная, вызвана сильным жаром, то следует принять таблетки или сиропы, снижающие температуру. Вызванную медикаментами и сильными успокоительными временную заторможенность купируют, отказавшись от таких препаратов. Обычно она проходит без следа, реакции организма полностью восстанавливаются.

Заторможенность эмоций и движений (видео)

Что такое заторможенность эмоций и движений. Как правильно выявить и лечить патологию, узнаем рекомендации врача из видеоролика.

Довольно часто двоечники бывают далеко не глупыми детьми. Умненькая девочка и сообразительный мальчик то и дело приносят плохие отметки. Попробуем разобраться в причинах, по которым ребенок плохо учится. Рассмотрим все варианты. Плохая успеваемость с самого начала школьной жизни, или в старших классах.

Завышенная самооценка . Чаще всего, когда ребенок привык легко получать всё, что захочет, ему трудно понять и принять необходимость трудиться самому, чтоб получить результат.

Дома его хвалят и восхищаются самим фактом его существования. В школе такого отношения не будет. Ребенок встает в позу и отказывается учиться.

Решение: нужно перестать осыпать чадо подарками, а хвалить его только на словах. Ребенок должен понять, что родители – это старшие руководители и воспитатели, а не вечный источник материальных благ.

Только оценки . Когда родителей интересуют только цифры в дневнике и в тетрадях, а не внутренний мир наследника. В ежедневной беготне мы часто просто не успеваем или не хотим (не остается сил), обнять малыша и спросить о друзьях, настроении или неудачах. Только отметки, отметки, отметки.

Хорошие оценки – мама погладит по голове и убежит на кухню. Папа может вообще не заговорить о школе. А зря. Ведь вся жизнь детей проходит среди сверстников и учителей. И не всегда радостно и без конфликтов. Вот и начинает ребенок пытаться плохими отметками привлечь внимание родных к внутренним переживаниям и, может быть, проблемам.

Выход: начните уделять больше времени . Гуляйте вместе, играйте в настольные игры и читайте. Сходите в парк, на каток, в кинотеатр. Разговаривайте, но не употребляйте слова «оценки», «школа». Поделитесь своими воспоминаниями о детстве и друзьях – подругах. Расскажите, в какие игры играли, и какие фильмы смотрели, как решали конфликты. Ребенок втянется в разговор и почувствует, что вас волнует не только то, что он плохо учится, а и его душевное состояние.

Излишняя требовательность . Если родители ждут от детей большего, чем то, на что он способен, и предъявляют завышенные требования, ребенок начинает бояться самостоятельно принимать решения, опасаясь критики и гнева старших. Такие дети предпочитают отмалчиваться на уроках и не участвовать в учебном процессе.

Решение. Если вы заметили у ребенка такое поведение, поменяйте стиль общения с ним. Чтобы школьник поверил в свои силы, хвалите его за старание, усердие при выполнении уроков, за инициативу. Пусть чадо поймет, что самостоятельность – это круто и приятно. Составьте режим дня и помогите организовать свободное время. Очень хорошо воспитывают дисциплину и самостоятельность спортивные секции. Запишите ребенка по его желанию, поддерживайте его в стараниях и хвалите за успехи.

Школьнику не интересно учиться . Дети – прагматики и не понимают, зачем накапливать знания, которые не известно ещё, придется ли когда – ни будь применить.

Попробуйте подыскать вашему ученику занятие по душе, где он сможет увидеть науку в действии. Обойдите все кружки, которые есть в школе или ближайшем детском клубе. Юный химик, повар, конструктор, физик. Кружок моделирования, вязания, программирования. Пригодятся знания по математике, физике и прочие навыки, полученные на уроках.

Отсутствие соперничества . Ребенок плохо учится, если не имеет стимула. Когда ребенок – лидер видит, что его старания и высокая успеваемость слабо поощряется преподавателями и недостаточно ценится одноклассниками, у него пропадает всякое желание учиться.

Выход. Привлечь амбициозного ученика к участию во внеклассной работе. Пусть проявит лидерские качества в роли старосты. Попросите учителя давать ребенку ответственные поручения, привлекать к участию в конкурсах и олимпиадах.

Если не можете договориться с классным руководителем – переведите ребенка в класс или в школу с более сильными учениками, де он сможет на равных общаться со сверстниками.

Чрезмерные учебные нагрузки . Когда родители устанавливают для детей слишком плотный график занятий и секций, он устает. А в средней школе и в старших классах, когда авторитет родителей снижается, ребенок может взбунтоваться и забросить учебу.

Для исправления ситуации придется уменьшить нагрузки на дополнительных внешкольных занятиях. Прислушайтесь к наследнику. Переходный возраст и проблемы со здоровьем могут надолго, или навсегда выбить подростка из колеи. Разрешайте ему в выходные или даже пропустить иногда субботние занятия, чтоб побыть с вами. Хвалите больше за старания по тому предмету, который ребенку нравится. Постепенно, у него появится желание получать похвалу и по другим предметам.

Почему умные дети плохо учатся? Думаю, основные ответы на вопросы вы получили. И никакие наши дети не тормоза. Если у наших наследников что-то не ладится с учебой, то только в наших силах помочь им справится с трудностями.

Вспоминайте почаще себя в школьном возрасте и любите детей безусловно. Детство пролетит быстро, сделайте его счастливым.

Время на чтение: 2 мин

Задержка психического развития у ребенка – это специфическое состояние, подразумевающее замедленный темп формирования отдельных функций психики, а именно процессов памяти и внимания, мыслительной деятельности, которые запаздывают в формировании сравнительно с установленными нормами для определенного возрастного этапа. Данный недуг чаще диагностируется у малышей на дошкольном этапе, во время проведения тестирования и проверки их на предмет умственной зрелости и готовности к учению, и проявляется ограниченностью воззрений, дефицитом знаний, неспособностью к умственной деятельности, незрелостью мышления, превалированием игровых, детских интересов. Если признаки недоразвития функций психики встречаются у ребят, находящихся на старшем школьном возрастном этапе, то рекомендуется задуматься о наличии у них . Сегодня замедленное развитие функций психики и способы коррекционного воздействия такого состояния являются актуальной психоневрологической проблемой.

Причины задержки психического развития у ребенка

Сегодня проблемы задержки психического развития во всем мире психологами осознаются в качестве одних из наиболее актуальных проблемных вопросов психолого-педагогической направленности. Современная психология выделяет три ключевые группы факторов, провоцирующих замедленный темп формирования отдельных процессов психики, а именно особенности течения беременности и прохождения непосредственно родового процесса, факторы социально-педагогического характера.

К факторам, связанным с протеканием беременности, обычно относят перенесенные женщинами вирусные болезни, например, краснуха, выраженные токсикозы, употребление спиртосодержащих напитков, табакокурение, воздействие ядохимикатов, внутриутробное кислородное голодание плода, резус-конфликт. Ко второй группе факторов-провокаторов относят травмы, полученные младенцами во время родового процесса, асфиксию плода или его обвитие пуповиной, преждевременную отслойку плаценты. Третья группа охватывает факторы, зависящие от недостатка эмоционального внимания и дефицита психологического воздействия на младенцев со стороны взрослого окружения. Также сюда относят педагогическую запущенность и ограничение жизнедеятельности на протяжении продолжительного времени. Особенно это ощущается детьми до 3 лет. Также в раннем детстве отсутствие эталона для наследования провоцирует отставание развития детей.

Положительный благоприятный эмоциональный климат семейных отношений, в которых растет и поддается воспитательному воздействию малыш, является фундаментом для его нормального физического формирования и психического развития. Постоянные скандалы и чрезмерное употребление алкогольных напитков, и ведут к торможению эмоциональной сферы малыша и замедлению темпа его развития. Одновременно с этим и излишняя опека может спровоцировать замедленный темп формирования функций психики, при котором у детей затрагивается волевой компонент. Кроме этого, данному недугу часто подвержены постоянно болеющие малыши. Заторможенность развития нередко может наблюдаться у крох, которые ранее перенесли различные травмы, задевшие головной мозг. Нередко возникновение данного недуга у малышей напрямую связывают с задержкой их физического развития.

Симптомы задержки психического развития у ребенка

Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику. Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом. Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией. В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме. Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно. Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки. Одновременно с этим их довольно сложно увлечь умственной деятельностью и интеллектуальными играми. Такие малыши быстрее ровесников утомляются и не способны сконцентрироваться на выполнении поручения, их внимание рассредоточивается на более занимательные, по их мнению, дела.

Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных . Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи. У таких малышей также превалирует игровой интерес. Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

Диагностируют задержку психического развития у малышей, если наблюдаются следующие характерные особенности:

Они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);

Их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;

Эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.

Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.

В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Лечение задержки психического развития у ребенка

Современная практика доказывает, что дети с задержкой психического развития могут обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, а не в специализированном коррекционной направленности. Родителям и педагогам должны понимать, что сложности в обучении детей с незрелостью развития процессов психики в начале школьной жизнедеятельности являются не результатом их лености или недобросовестности, а имеют под собой объективные, серьезные причины, которые только при совместных усилиях будут успешно преодолены. Поэтому малыши с заторможенным темпом формирования психических процессов нуждаются в оказании комплексной совместной помощи родителей, педагогов и психологов. Такая помощь представляет собой: персональный подход к каждой крохе, регулярные занятия со специалистами (психологом и сурдопедагогом), в некоторых случаях – лекарственную терапию. Для медикаментозного лечения задержки психического развития детей применяют нейротропные препараты, гомеопатические средства, витаминотерапию и др. Выбор препарата зависит от особенностей малыша индивидуального характера и от коморбидных состояний.

Большинству родителей сложно принять, что их чадо в силу особенностей формирования будет схватывать все медленнее, чем окружающие ровесники. Родительская забота и понимание в соединении с квалифицированной специализированной помощью помогут создать благоприятные положительные условия для обучения и обеспечат целенаправленное воспитание.

Итак, коррекционное воздействие будет максимально эффективным при условии выполнения родителями нижеприведенных рекомендаций. Совместно направленная работа педагогов, близкого окружения крохи и психологов является фундаментом для успешного обучения, развития и воспитания. Комплексное преодоление обнаруженной у малыша незрелости развития, особенностей его поведения и спровоцированных ими затруднений заключается в анализе, планировании, прогнозировании и совместных действиях.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития на всем своем протяжении должна быть пронизана воздействием психотерапевтического характера. Другими словами, кроха должна иметь мотивационную направленность к занятиям, замечать собственные успехи и ощущать радость. У малыша необходимо выработать приятное ожидание успеха и радость похвалы, удовольствие от произведенных действий или выполненной работы. Коррекционное воздействие подразумевает непосредственную и непрямую психотерапию, индивидуальные занятия и групповую терапию. Целью коррекционного воспитания является формирование психических процессов у малыша и приумножение его практического опыта в комплексе с преодолением недоразвития моторики, речевых и сенсорных функций и т.д.

Специализированное воспитание малышей с заторможенностью в развитии направлено на предотвращение вероятных вторичных аномалий, которые могут возникнуть вследствие своевременно непобежденной недостаточности готовности малышей к учебному процессу и жизни в социуме.

В процессе работы с ребятами, страдающими заторможенностью в развитии, необходимо использовать непродолжительные по времени игровые задания для выработки положительной мотивации. В целом выполнение игровых заданий должно заинтересовать малышей и привлекать их. Любые задания должны нести посильный характер, однако при этом не быть чересчур простыми.

Проблемы задержки психического развития детей зачастую заключаются в том, что такие малыши обнаруживают неготовность к школьному обучению и взаимодействию в коллективе, вследствие чего их состояние усугубляется. Именно поэтому для успешной коррекции нужно знать все особенности проявлений заболевания и комплексно воздействовать на малышей. При этом от родителей требуется терпение, заинтересованность в результате, понимание особенностей собственных чад, любовь и искренняя забота о детях.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о задержке психического развития у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

: Время прочтения:

У меня есть сын, 11 лет. Он всегда был очень... медленным. Умный парень, но если не хочет что-то делать — начинает тормозить. Утренние сборы, чистка зубов, домашние задания — все медленно.

Мы с мужем думаем, что если не будем над ним стоять, то он вообще ничего не будет делать, будет опаздывать в школу и все забывать. Может быть отстать от него, и пусть набьет себе шишек? Я боюсь, что это его ничему не научит, ему будет все равно. Это нормальное поведение для его возраста?

Я постоянно сравниваю его с младшей сестрой, которой 9. Конечно, она девочка и это играет свою роль, но она лет с 5 делает практически все быстрее, чем он! Я очень устала и уже готова опустить руки. Как мне помочь ребенку?

С такими детьми сталкивались многие, если не в своей семье, то где-то еще. Многие взрослые помнят себя такими — как им постоянно делали замечания за «витание в облаках» и «тормознутость». В чем здесь проблема и как помочь?

Ребенок может быть «тормозом» по четырем причинам:

  1. Синдром дефицита внимания без гиперактивности (СДВ)
  2. Гиперопека
  3. Это его врожденная черта, особенность

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Первое, что нужно исключить — синдром дефицита внимания без гиперактивности. Мы представляем СДВГ, как внутренний «моторчик», который не дает ребенку концентрироваться на одном деле и приводит к бесконечной неконструктивной активности.

В реальности, гиперактивность встречается не всегда. Такие дети обычно тихие, спокойные, учителя их не замечают. Внимание их рассеяно, и если не помогать им концентрироваться, когда им не очень интересно (на уроках, во время уборки), они бросают попытки и «застывают» на месте.

Чтобы подтвердить СДВ, нужна консультация нейропсихолога и врача-психиатра.

Тревожное, обсессивно-компульсивное расстройство или фобия

Второе, что исключают специалисты, — тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство.

Часто дети замедляются из-за страха совершить ошибку, забыть, недоглядеть, сделать не так и навлечь на себя гнев учителей или насмешки одноклассников.

ОКР и другое психическое расстройство распознает психиатр, но чтобы не пугать себя и ребенка, можно сначала проконсультироваться с психологом.

Гиперопека

Когда исключили СДВ и тревожные расстройства, остается воспитание. Если мама все делает за ребенка — следит за временем, собирает рюкзак, помнит про распорядок дня, напоминает про уроки — зачем ребенку фокусироваться?

В данном случае необходимо медленно ослабить контроль, дать ребенку учиться саморегуляции на пробах и ошибках.

Врожденная особенность

Скорость обработки информации у всех разная. Есть быстрые и медленные люди. Быстрые не всегда «лучше» медленных, они просто разные. Такую особенность нужно принять и научиться с ней жить.

Ребенок-тормоз: порядок действий

  1. Показать ребенка нейропсихологу и психиатру, чтобы исключить СДВ
  2. Исключить тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство, патологические страхи — тоже у психиатра; можно сначала проконсультироваться с психологом
  3. Ослабить контроль, если ребенок ничего не решает самостоятельно
  4. Привыкнуть, что у ребенка есть определенная врожденная скорость, быстрее которой он никогда не «разгонится»