Современные технологии в химии сообщение. Современные технологии обучения химии. Условия, влияющие на выбор аппаратурного оформления химико-технологического процесса

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал – усвоил). Многим кажется, что нужно только заставить слушать ученика и дело тут же пойдет на лад. Однако ученик, как любая личность, наделен свободой воли, с которой нельзя не считаться. Поэтому нарушить этот природный закон и подчинить их себе даже ради благих целей невозможно. Желательного результата на этом пути добиться нельзя.

Отсюда следует, что необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.

Можно выделить различные виды деятельности по освоению нового материала учеником: материальную, материализованную и интеллектуальную. Под материальной деятельностью понимают деятельность с объектом изучения. Для химии таким объектом является вещество, т.е. материальной деятельностью на уроках химии является проведение опытов. Опыты могут проводить ученики или демонстрироваться учителем.

Материализованная деятельность – это деятельность с материальными моделями, формулами, табличным, цифровым, графическим материалом и т.д. В химии – это деятельность с материальными моделями молекул, кристаллическими решетками, химическими формулами, решение химических задач, сопоставление физических величин, характеризующих изучаемые вещества. Любая внешняя деятельность (деятельность руками) отражается в мозге, т.е. переходит во внутренний план, в интеллектуальную деятельность. Проводя опыты, составляя химические формулы и уравнения, сопоставляя цифровой материал, ученик делает выводы, систематизирует факты, устанавливает определенные взаимосвязи, проводит аналогии и т.д.

Итак, учитель должен организовать на уроке для ученика все виды учебно-познавательной деятельности. Необходимо, чтобы учебно-познавательная деятельность ученика соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен. Необходимо, чтобы в результате деятельности, ученик самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам для себя созидал знание.

Важнейшим принципом дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание учеником не получается в готовом виде, а созидается им самим в результате организованной учителем определенной познавательной деятельности.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес. Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды технологий: компьютерные технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование тестов.

1. Компьютерная технология

Использование компьютера и мультимедийных технологий дают положительные результаты при объяснении нового материала, моделировании различных ситуаций, при сборе нужной информации, при оценке ЗУН и т. д., а также позволяют на практике реализовать такие методы обучения, как: деловые игры, упражнения по решению проблем, презентации и прочее. Компьютерная технология дает возможность располагать таким объемом информации, которым не владеют учителя, опирающиеся на традиционные методы обучения. В мультимедийных обучающих программах используются анимации и звуковое сопровождение, которые, воздействуя сразу на несколько информационных каналов обучаемого, усиливают восприятие, облегчают усвоение и запоминание материала. На своих уроках использую различные программы на компакт дисках, которые помогают мне для объяснения новых или повторения старых тем, закрепить и систематизировать полученные знания. Пример одного урока. Тема: “Подгруппа кислорода, характеристика. Получение кислорода”. В процессе урока использовался мультимедиа проектор, где на экране демонстрировались опыты, которые в школьной лаборатории продемонстрировать невозможно. Так же на экране проектировались несколько таблиц. Ребятам предлагалось проанализировать, сравнить и сделать вывод. Из вышесказанного приходим к выводу, что компьютерная технология повышает уровень обучения и вызывает интерес учащихся к предмету.

2. Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей. Проблемные ситуации на уроке могут возникать самым неожиданным образом. Например, в 8-ом классе при изучении темы “Электроотрицательность” ученик задал вопрос: “Водород отдает электроны литию или наоборот?” Одноклассники ответили, что электроны отдает литий, так как у него радиус атома больше. Тут же другой ученик спросил: “А во что превратится тогда водород?” Мнения разделились: одни посчитали, что атом водорода, присоединяя электрон, превратился в атом гелия, так как у него стало два электрона, а другие не согласились с этим, возразив, что у гелия заряд ядра +2, а у данной частицы +1. Так что же это за частица? Возникла проблемная ситуация, которую можно разрешить, ознакомившись с понятием об ионах. Проблемную ситуацию на уроке может создать и сам учитель. Пример урока. Тема: “Простые и сложные вещества”. Учитель предоставляет ученику широкое поле деятельности: задает проблемные вопросы, предлагает из перечня различных веществ выписать отдельно простые и сложные вещества и подводит к тому, чтобы ученик сам, используя свой жизненный опыт, знания предыдущих уроков, попытался сформулировать понятие простого и сложного вещества. Ученик сам для себя созидает знания, так возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания.

3. Технология исследовательского обучения

Исследовательская деятельность школьников – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Таким путем учащиеся знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добыть новые знания, постоянно обращаясь к теории. Привлечение опорных знаний для решения проблемных ситуаций предполагает формирование и совершенствование как общеучебных, так и специальных умений учащихся (проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с изменениями состояния молекул, атомов, ионов, проводить мысленный химический эксперимент, моделировать сущность процессов и т. п.). Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений, применять полученные знания, изучения конкретных веществ, явлений, процессов. Так, при изучении темы “Соли азотной кислоты” в 9-ом классе использую элементы исследовательской работы. Исследование включает: проведение теоретического анализа; прогнозирование способов получения веществ и их свойств; составление плана экспериментальной проверки и его выполнение; формулирование вывода. Получается логическая цепочка: теоретический анализ – прогнозирование – эксперимент. Майкл Фарадей говорил: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим.” Для систематизации получаемых знаний учащиеся заполняют таблицу:

Соли азотной кислоты

Исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.

4. Технология игрового обучения

Интеллектуально-творческие игры (ИТИ) стимулируют развитие познавательных интересов учащихся, способствуют развитию их интеллектуально-творческих способностей, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения. ИТИ могут быть использованы не только во внеклассной и внеурочной работе, но и на уроках (при изучении нового материала, повторении пройденного, контроля знаний учащихся и т. д.)

Наиболее сложны и трудоемки деловые и ролевые игры. Проведение подобных игр позволяет достигать следующих целей: научить учащихся выделять главное в содержании учебного материала, излагать его в краткой форме; развивать навыки анализа текста, ассоциативное мышление, самостоятельность суждений, способствовать самоопределению учащихся, развивать коммуникативные способности, расширить кругозор, повторять и обобщать изученный материал. В своей практике я систематически использую игровые формы организации контроля знаний и постоянно замечаю, как это повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и предмету в целом, как учащиеся, которые в последнее время так мало читают, вдруг начинают листать книги, справочники, энциклопедии. Так на уроках, при изучении тем, связанных с экологией, например по теме “Природные источники углеводородов и их переработка”, применяю ролевые игры с применением экспертных групп. Класс разбивается на две группы: “специалистов” и “журналистов”. Первые подбирают материал и подготавливают наглядное пособие. Вторые готовят вопросы, которые они должны задавать во время игры.

Для закрепления материалов в 8 – 9 классах использую дидактические игры: “Химические кубики”, “Химическое лото”, “Крестики-нолики”, “Найди ошибку”, “Химический бой”. Так же на внеклассных занятиях провожу зрелищные интеллектуально-творческие игры: “КВН”, “Что, где, когда”, “Звездный час”.

5. Использование тестов на уроках химии

Использование тестов на уроках химии также занимает видное место в процессе внедрения новых технологий. Что дает возможность массовой проверки знаний учащихся. Тестовая методика – универсальное средство проверки знаний, умений. Тесты являются экономной целенаправленной и индивидуальной формой контроля. Систематическая проверка знаний в виде тестов способствует прочному усвоению учебного предмета, воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, то есть повышается объективность проверки знаний. Этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Итоговые контрольные работы в 8 – 10 классах провожу в форме теста.

  1. 1. Введение3
  2. 2. Химическая промышленность3
  3. 3. Химическая технология7
  4. 4. Заключение8

Список литературы9

Введение

Химическая промышленность — вторая после электронной ведущая отрасль индустрии, которая наиболее быстро обеспечивает внедрение достижений научно-технического прогресса во все сферы хозяйства и способствует ускорению развития производительных сил в каждой стране. Особенность современной химической промышленности — ориентация главных наукоемких производств (фармацевтического, полимерных материалов, реагентов и особо чистых веществ), а также продукции парфюмерно-косметической, бытовой химии и т.д. на обеспечение повседневных нужд человека и его здоровья.

Развитие химической промышленности обусловило процесс химизации народного хозяйства. Он предполагает повсеместное широкое использование продукции отрасли, всемерное внедрение химических процессов в разные отрасли хозяйства. Такие отрасли промышленности, как нефтепереработка, тепловая энергетика (кроме АЭС), целлюлозно-бумажная, черная и цветная металлургия, полу-чение строительных материалов (цемент, кирпич и т.д.), а также мно-гие производства пищевой промышленности основаны на использо-вании химических процессов изменения структур исходного веще-ства. При этом они зачастую нуждаются в продукции самой хими-ческой промышленности, т.е. тем самым стимулируют ее ускоренное развитие.

Химическая промышленность

Химическая промышленность — отрасль промышленности, включающая производство продукции из углеводородного, минерального и другого сырья путём его химической переработки. Валовый объём производства химической промышленности в мире составляет около 2 трлн. долл. Объем промышленного производства химической и нефтехимической промышленности России в 2004 году составил 528156 млн. рублей.

Химическая промышленность выделилась в отдельную отрасль с началом промышленного переворота. Первые заводы по производству серной кислоты — важнейшей из минеральных кислот, применяемых человеком, были построены в 1740 (Великобритания, Ричмонд), в 1766 (Франция, Руан), в 1805 (Россия, Подмосковье), в 1810 (Германия, Лейпциг). Для обеспечения потребностей развивающихся текстильной и стекольной промышленности возникло производство кальцинированной соды. Первые содовые заводы появились в 1793 (Франция, Париж), в 1823 (Великобритания, Ливерпуль), в 1843 (Германия, Шёнебек-на-Эльбе), в 1864 (Россия, Барнаул). С развитием в середине XIX в. сельского хозяйства появились заводы искусственных удобрений: в 1842 в Великобритании, в 1867 в Германии, в 1892 в России.

Сырьевые связи, раннее возникновение индустрии способствовали становлению Великобритании, как мирового лидера в химическом производстве, на протяжении трёх четвертей XIX в. С конца XIX в. с ростом потребности экономик в органических веществах лидером в химической промышленности становится Германия. Благодаря быстрому процессу концентрации производств, высокому уровню научно-технического развития, активной торговой политике Германия к началу XX в. завоёвывает мировой рынок химической продукции. В США химическая промышленность начала развиваться позже, чем в Европе, но уже к 1913 по объёму производства химической продукции США заняли и с тех пор удерживают 1-е место в мире среди государств. Этому способствуют богатейшие запасы полезных ископаемых, развитая транспортная сеть, мощный внутренний рынок. Лишь к концу 80-х годов химическая индустрия стран ЕС в общем исчислении превысила объёмы производства в США.

Таблица 1

Подотрасли химической промышленности

Подотрасль

Неорганическая химия

Производство аммиака, Содовые производства, Сернокислотные производства

Органическая химия

Акрилонитрил, Фенол, Окись этилена, Карбамид

Керамика

Силикатные производства

Нефтехимия

Бензол, Этилен, Стирол

Агрохимия

Удобрения, Пестициды, Инсектициды, Гербициды

Полимеры

Полиэтилен, Бакелит, Полиэстер

Эластомеры

Резина, Неопрен, Полиуретаны

Взрывчатые вещества

Нитроглицерин, Нитрат аммония, Нитроцеллюлоза

Фармацевтическая химия

Лекарственные препараты: Синтомицин, Таурин, Ранитидин...

Парфюмерия и косметика

Кумарин, Ванилин, Камфора

Все отмеченные специфические особенности химической промышленности оказывают в настоящее время большое влияние на структуру отрасли. В химической промышленности увеличивается доля наукоемкой продукции высокой стоимости. Получение многих видов массовой продукции, требующей боль-ших затрат сырья, энергии, воды и небезопасной для окружающей среды, стабилизируется или даже сокращается. Однако, процессы структурной перестройки идут по-разному в отдельных группах го-сударств и регионов. Это оказывает заметное воздействие на геогра-фию тех или иных групп производств в мире.

Наибольшее воздействие на развитие хозяйства мира и условия повседневной жизни человеческого общества оказали во второй по-ловине XX в. полимерные материалы, продукция их переработки.

Промышленность полимерных материалов. На нее и производство исходных для синтеза видов углеводородов, полупродуктов из них при-ходится от 30 до 45% стоимости продукции химической промышлен-ности развитых стран мира. Это — основа всей отрасли, ее ядро, тесно связанное практически со всеми химическими производствами. Сырье для получения исходных углеводородов, полупродуктов и самих полимеров — главным образом нефть, попутный и природный газ. Их потребление для производства этого широкого круга продук-тов сравнительно невелико: всего 5-6% добываемой в мире нефти и 5—6% природного газа.

Промышленность пластмасс и синтетических смол. Синтетические смолы в основном идут для получения химических волокон, а пластмассы чаще всего являются исходными конструкционными матери-алами. Это предопределяет использование их во многих сферах промышленности, строительства, а также изделий из них в быту. Мно-жество видов пластмасс, еще большее количество их марок создано в последние десятилетия. Выделяется целый класс пластмасс про-мышленного назначения для самых ответственных изделий в маши-ностроении (фторопласты и др.).

Промышленность химических волокон революционизировала всю легкую промышленность. В 30-е гг. роль химических волокон в струк-туре текстильных была ничтожна: 30% их составляла шерсть, около 70% — хлопок и другие волокна растительного происхождения. Химические во-локна все шире используются в технических целях. Сфера их применения в хозяйстве и бытовом потреблении непрерыв-но растет.

Промышленность синтетического каучука. Спрос на резинотехнические изделия в мире (одних только автомобильных покрышек производится ежегодно 1 млрд.) все в большей степени обеспечиваете использованием синтетического каучука. На его долю приходится 2/3 всего получения натурального и синтетического каучуков. Производ-ство последнего имеет целый ряд преимуществ (меньше затраты средств на сооружение заводов, чем на создание плантаций; меньше затрат труда на его заводское получение; более низкая цена по срав-нению с натуральным каучуком и т.д.). Поэтому его выпуск сложился более чем в 30 государствах.

Промышленность минеральных удобрений. Использование азотных, фосфорных и калийных удобрений во многом определяет уровень раз-вития сельского хозяйства стран и регионов. Минеральные удобрения являются самой массовой продукцией химической промышленности.

Фармацевтическая промышленность приобретает исключительно большое значение для охраны здоровья увеличивающегося населения планеты. Растущая потребность в ее продукции обусловлена:

1) быстрым старением населения, прежде всего во многих про-мышленных государствах мира, что требует внедрения новых слож-ных препаратов в лечебную практику;

2) увеличением сердечно-сосудистых и онкологических заболева-ний, а также появлением новых болезней (СПИД), для борьбы с ко-торыми требуются все более эффективные препараты;

3) созданием новых поколений лекарств ввиду приспособления микроорганизмов к старым их формам.

Резинотехническая промышленность. Продукция этой отрасли все более ориентируется на обеспечение потребностей населения.

Помимо множества бытовых резиновых изделий (коврики, игрушки, шланги, обувь, мячи и т.д.), которые стали обычными потребительскими товарами, растет спрос на комплектующие детали из резины для очень многих видов продукции машиностроения. Сюда относятся средства наземного безрельсового транспорта: покрышки для автомобиля, велосипеда, тракторов, шасси самолетов и т.д. Резиновые изделия, такие как трубопроводы, прокладки, изоляторы и другие, необходимы для многих видов продукции. Этим объясняется обширнейший ассортимент резинотехнических изделий (он превыша-ет 0,5 млн. наименований).

Среди наиболее массовых изделий отрасли выделяется производ-ство покрышек (шин) для разных видов транспорта. Выпуск этих из-делий определяется количеством изготавливаемых в мире транспорт-ных средств, исчисляемых многими десятками миллионов единиц каждого из них. На производство покрышек расходуется 3/4 нату-рального и синтетического каучуков, значительная часть синтетичес-ких волокон, идущих на производство кордной ткани — каркаса шин. Кроме того, для получения резины в качестве наполнителя необхо-димы различные виды сажи — также продукта одной из отраслей хи-мической промышленности — сажевой. Все это определяет тесную взаимосвязь резиновой промышленности с другими отраслями хими-ческой.

Об уровне развития экономики страны можно судить по уровню развития химической промышленности. Она снабжает хозяйство сырьем и материалами, дает возможность применять новые технологические процессы во всех отраслях хозяйства. Внутриотраслевой состав химической промышленности очень сложный:

1) основная химия,

2)химия органического синтеза.

Фармацевтика, фотохимия, бытовая химия, парфюмерия относятся к тонкой химии и могут использовать как органическое, так и неорганическое сырье. Межотраслевые связи химической промышленности обширны - нет такой отрасли хозяйства, с которой она не была бы связана. Научный комплекс, электроэнергетика, металлургия, топливная промышленность, легкая промышленность - химия - текстильная промышленность, сельское хозяйство, пищевая промышленность, строительство, машиностроение, ВПК. Химическая промышленность может использовать разнообразное сырье: нефть, газ, уголь, лес, полезные ископаемые, даже воздух. Следовательно, располагаться химические предприятия могут повсеместно. География химической промышленности обширна: производство калийных удобрений тяготеет к районам добычи сырья, производство азотных удобрений - к потребителю, производство пластмасс, полимеров, волокон, каучука - к районам переработки нефтяного сырья. Химическая промышленность — одна из передовых отраслей научно-технической революции, наряду с машиностроением эта самая динамичная отрасль современной индустрии.

Основные черты размещения сходны с чертами размещения машиностроения; в мировой химической промышленности сложились 4 главных региона. Самый крупный из них — Западная Европа. Особенно быстрыми темпами во многих странах региона химическая промышленность стала развиваться после Второй Мировой войны, когда в структуре отрасли стала лидировать нефтехимия. В результате, центры нефтехимии и нефтепереработки располагаются в морских портах и на трассах магистральных нефтепроводов.

Второй по значению регион — США, где химическая промышленность характеризуется большим разнообразием. Основным фактором размещения предприятий стал сырьевой фактор, что во многом способствовало территориальной концентрации химических производств. Третий регион — Восточная и Юго-Восточная Азия, особенно важную роль играет Япония (с мощной нефтехимией на базе привозной нефти). Растет также значение Китая и новых индустриальных стран, которые специализируются в основном на производстве синтетических продуктов и полуфабрикатов.

Четвертый регион — страны СНГ, располагающие разнообразной химической промышленностью, ориентированной как на сырьевой, так и на энергетический фактор.

Химическая технология

Химическая технология — это наука о процессах и методах химической переработки сырья и промежуточных продуктов.

Оказывается, все процессы, связанные с переработкой и получением веществ, несмотря на их внешнее многообразие, делятся на несколько родственных, однотипных групп, в каждой из них применяются сходные аппараты. Всего таких групп 5 — это химические, гидромеханические, тепловые, массообменные и механические процессы.

В любом химическом производстве мы встречаем одновременно все или почти все перечисленные процессы. Рассмотрим, например, технологическую схему, в которой получают продукт С из двух исходных жидких компонентов А и В по реакции: А + В—С.

Исходные компоненты проходят через фильтр, в котором очищаются от твердых частиц. Затем насосом они подаются в реактор, предварительно нагреваясь до температуры реакции в теплообменнике. Продукты реакции, включающие в себя компонент и примеси непрореагировавших компонентов, направляются на разделение в ректификационную колонну. По высоте колонны происходит многократный обмен компонентами между стекающей жидкостью и поднимающимися из кипятильника парами. При этом пары обогащаются компонентами, имеющими меньшую температуру кипения, чем продукт. Выходящие из верхней части колонны пары компонентов конденсируются в дефлегматоре. Часть конденсата возвращается в реактор, а другая часть (флегма) направляется на орошение ректификационной колонны. Чистый продукт выводится из кипятильника, охлаждаясь до нормальной температуры в теплообменнике.

Установление закономерностей каждой из групп процессов химической технологии открыло зеленый свет перед химической промышленностью. Ведь теперь расчет любого, самого нового химического производства выполняется по известным методикам и почти всегда можно использовать серийно выпускаемые аппараты.

Быстрое развитие химической технологии стало основой химизации народного хозяйства нашей страны. Создаются новые отрасли химического производства, а главное, процессы и аппараты химической технологии широко внедряются в другие отрасли народного хозяйства и в быт. Они лежат в основе производства удобрений, строительных материалов, бензина и синтетических волокон. Любое современное производство, независимо от того, что оно выпускает — автомобили, самолеты или детские игрушки, не обходится без химической технологии.

Одна из наиболее интересных задач, которая может быть решена с помощью химической технологии в недалеком будущем,— использование ресурсов Мирового океана. Вода океана содержит практически все элементы, необходимые человеку. В ней растворены 5,5 млн. т золота и 4 млрд. т урана, огромные количества железа, марганца, магния, олова, свинца, серебра и других элементов, запасы которых на суше истощаются. Но для этого необходимо создать совершенно новые процессы и аппараты химической технологии.

Заключение

Химическая промышленность, как и машиностроение, — одна из самых сложных по своей структуре отраслей промышленности. В ней четко выделяются полупродуктовые отрасли (основной химии, органи-ческой химии), базовые (полимерных материалов — пластмасс и син-тетических смол, химических волокон, синтетического каучука, мине-ральных удобрений), перерабатывающие (синтетических красителей лаков и красок, фармацевтическая, фотохимическая, реактивов, быто-вой химии, изделий резинотехники). Ассортимент ее продукции — около 1 млн. наименований, видов, типов, марок продукции.

Хими́ческая техноло́гия — наука о наиболее экономичных и экологически целесообразных методах и средствах переработки сырых природных материалов в продукты потребления и промежуточные продукты.

Подразделяется на технологию неорганических веществ (производство кислот, щелочей, соды, силикатных материалов, минеральных удобрений, солей и т. д.) и технологию органических веществ (синтетический каучук, пластмассы, красители, спирты, органические кислоты и др.);

Список литературы

  1. 1. Доронин А. А. Новое открытие американских химиков. / Коммерсантъ, №56, 2004г.
    1. 2. Килимник А. Б. Физическая химия: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 80 с.
    2. 3. Ким А.М., Органическая химия, 2004
      1. 4. Перепелкин К. Е. Полимерные композиты на основе химических волокон, их основные виды, свойства и применение / Технический текстиль №13, 2006
    3. 5. Травень В.Ф. Органическая химия: Учебник для вузов в 2-х томах. - М.: Академкнига, 2004. - Т.1. - 727 с., Т.2. - 582 с.

Урок-семинар 11 класс

Этот семинар, рассчитанный на 2 ч в непрофильных по отношению к химии классах, на 3 ч в общеобразовательных классах и на 4–5 часов в классах естественно-научного профиля, проводится как обобщающий в заключении школьного курса и ставит своей задачей показать учащимся роль химии как производительной силы общества.

П л а н с е м и н а р а

1. Химическая технология (определение, история возникновения и развития, роль в современном производстве, классификация процессов химического производства, задачи).

2. Биотехнология (определение, этапы становления, направления биотехнологии, области применения).

3. Нанотехнология (определение, подходы в нанотехнологии и их характеристика, наноматериалы, области применения).

Учитель (вступительное слово). Современный мир характеризуется стремительным развитием научно-технического прогресса. Помимо совершенствующейся традиционной химической технологии, бурно развиваются такие направления науки и отрасли промышленности, которые еще совсем недавно воспринимались как экзотические: биотехнология и нанотехнология. Они приобретают все большую роль в различных сферах жизни каждого человека в отдельности и общества в целом: в быту (вряд ли найдется человек, который не слышал о ГМО – генно-модифицированных организмах), в экономике, промышленности и сельском хозяйстве (подсчитано, что к 2015 г. товары и услуги, произведенные на основе нанотехнологий, будут стоить не один триллион долларов), в международных отношениях (началась мировая гонка за лидерство в области нанотехнологий, в ней сегодня преуспевают США, Япония и Китай). Россия только недавно включилась в эту гонку – принята приоритетная национальная программа по развитию нанотехнологий, на которую правительство выделяет значительные средства. Понятно, что эта область науки и производства потребует подготовки специалистов высокого класса. Очевидно, что их подготовка будет вестись на специально созданных отделениях и факультетах ведущих российских университетов. Также очевидно, что первое знакомство с био- и нанотехнологиями вам должна дать химия.

Однако начнем с химической технологии .

Химическая технология

1-й ученик. Технология – это наука о производстве. Химическая технология – один из важнейших разделов технологии, под которым понимают науку о наиболее экономичных методах и средствах переработки природного сырья в продукты потребления и промежуточные продукты для других отраслей материального производства.

Рассмотрим кратко историю возникновения и развития химической технологии. Сначала она была описательным разделом прикладной химии. Затем, в первой половине ХIХ в., химическая технология стала отдельной отраслью знаний. В 1803 г. в Российской академии наук создается кафедра химической технологии. Окончательно химическая технология становится самостоятельной научной дисциплиной в начале ХХ в., когда было разработано учение об основных процессах и аппаратах химического производства и общих закономерностях химико-технологических процессов.

Новым этапом в становлении химической технологии явилось использование в конце 60-х гг. ХХ в. идей, методов и технических средств кибернетики в химическом производстве, в результате развития которых появились математическое моделирование и компьютерные технологии для оптимизации и автоматизации химических процессов.

Второй учащийся, приготовивший сообщение о роли химической технологии как научно-производственной базы важнейших отраслей промышленности, раскрывает ее, используя схему 1.

Схема 1

Двое других учащихся рассказывают о классификации процессов химического производства. Их сообщение сопровождается демонстрацией моделей этих процессов, использующихся при изучении химии.

3-й ученик. Все многообразие процессов химического производства сводится к 5-ти группам.

1. Механические – измельчение, грохочение*, гранулирование, таблетирование, транспортирование твердых материалов, упаковка. (Демонстрация видеофрагментов и образцов продуктов этой группы химических процессов (гранул, таблеток, образцов упаковок и др.).)

2. Гидродинамические – перемещение жидкостей и газов по трубопроводам и аппаратам, пневматический транспорт, флотация, центрифугирование, осаждение, декантация, перемешивание. (Демонстрация видеофрагментов конкретных химических производств, действия центрифуги (учитель акцентирует внимание учащихся, что этот процесс широко используется и в бытовой технике – стиральных машинах, сепараторах и т.д.), флотации порошка серы, осаждение примесей, содержащихся в воде, с помощью коагулянтов, декантации раствора с отстоявшегося известкового молока, перемешивания растворов с помощью стеклянных палочек, снабженных резиновым наконечником (учитель просит привести примеры перемешивания, знакомые учащимся из бытовой практики).)

4-й ученик (продолжает классификацию процессов химического производства).

3. Тепловые – испарение, конденсация, нагревание, охлаждение, выпаривание . (Демонстрация видеофрагментов конкретных химических производств и лабораторных установок, а также: дистилляции воды в дистилляторе или самодельной установке, выпаривание раствора поваренной соли.)

4. Диффузионные – абсорбция, адсорбция, дистилляция, ректификация, сушка, кристаллизация, сублимация, экстрагирование, фильтрование, ионообмен. (Демонстрация видеофрагментов конкретных химических производств и лабораторных установок, оборудования и приборов (установки для фильтрования, муфельной печи, кристаллизатора, ионообменников, в том числе и бытовых ионообменных фильтров для воды), а также: абсорбции на примере растворения хлороводорода или аммиака в воде («фонтан в колбе»), адсорбции активированным углем красителя из раствора, экстрагирования хлорофилла этиловым спиртом.)

5. Химические, в основу которых положено химическое превращение исходного сырья.

Эту группу технологических процессов химического производства раскрывают также два ученика.

5-й ученик. Химические процессы можно классифицировать по различным признакам.

По сырью: минеральное, животное, а также переработка угля, нефти, газа. (учителю будет уместно попросить учащихся вспомнить коксохимическое производство и основные направления переработки нефти, природного и попутного газов.)

По потребительскому или товарному признаку: производство красителей, удобрений, лекарств и т.д. (учитель просит учащихся вспомнить классификацию и производство важнейших минеральных удобрений.)

По группам периодической системы : получение щелочных и щелочно-земельных металлов, алюминия и др. (учитель просит учащихся вспомнить электролитическое получение щелочных и щелочно-земельных металлов и алюминия.)

6-й ученик. Химические процессы классифицируют также по следующим признакам.

По типам химических реакций: окисление, восстановление, гидрирование, хлорирование, полимеризация и т.д. (учитель просит учащихся вспомнить и привести примеры соответствующих реакций.)

По фазе: гомогенные (жидкофазные и газофазные), гетерогенные. (учитель просит учащихся вспомнить и привести примеры соответствующих процессов.)

Учитель (резюмирует). Современная химическая технология ставит задачи комплексного использования сырья и энергетики, комбинирования и кооперирования различных производств, непрерывности технологических процессов на производстве, экологической безопасности и экономической целесообразности.

Однако следует подчеркнуть, что современное производство веществ и материалов нередко обращается к помощи живых организмов и биологических процессов, т.е. к биотехнологии.

Биотехнология

7-й ученик (дает определение и рассказывает об истории возникновения и развития биотехнологии). Биотехнология – один из важнейших разделов технологии, под которым понимают науку об использовании живых организмов и биологических процессов в производстве.

Можно выделить три этапа становления этой науки и отрасли производства: ранняя, или стихийная, биотехнология, новая биотехнология и новейшая биотехнология.

Ранняя, или стихийная, биотехнология связана со знакомыми человеку с древнейших времен микробиологическими процессами брожения, лежащими в основе: хлебопечения, виноделия, пивоварения, сыроварения, получения кисломолочной продукции, квашения, получения льняного волокна и др.

В основе процессов стихийной биотехнологии лежит деятельность микроорганизмов и ферментов, которые сохраняют свою биологическую активность в определенных условиях и вне живой клетки. (Учащийся сопровождает эту часть своего сообщения демонстрацией коллекции продуктов питания, изготовленных этим путем (бутылка вина, кусок хлеба и сыра и др.).)

Новая биотехнология связана с введением в науку термина «биотехнология» с середины 70-х гг. ХХ в. и использованием биологических методов для борьбы с загрязнением окружающей среды (биологическая очистка), производства ценных биологически активных веществ (антибиотиков, ферментов, гормональных препаратов, витаминов и др.), для защиты растений от вредителей и болезней. (Демонстрация образцов биотехнологической продукции.) На основе микробиологического синтеза были разработаны промышленные методы получения белков и аминокислот, используемых в качестве кормовых добавок.

Новейшая биотехнология связана не только с развитием многообразного микробиологического синтеза, но, в первую очередь, с возникновением и развитием генной инженерии, клеточной инженерии и биологической инженерии. Достижения новейшей биотехнологии базируются на интеграции таких биологических дисциплин, как микробиология, биохимия, биофизика, молекулярная генетика и иммунология.

8-й ученик (рассказывает о генной инженерии). Генная инженерия – это раздел биотехнологии, связанный с целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе, сочетаний генов, внедренных в живые клетки, способные синтезировать определенный продукт.

Сконструированные генными инженерами сочетания генов функционируют в клетке-реципиенте и синтезируют необходимый белок. Особый практический интерес представляет введение в геном животных и растений различных генных конструкций: как синтезированных, так и генов других животных, растений и человека. Такие растения и животные называются генетически измененными , а продукты их переработки – трансгенными продуктами . Трансгенная кукуруза добавляется в кондитерские и хлебобулочные изделия, безалкогольные напитки; модифицированная соя входит в состав рафинированных масел, маргаринов, жиров для выпечки, соусов для салатов, майонезов, макаронных изделий, вареных колбас, кондитерских изделий, белковых биодобавок, кормов для животных и даже детского питания. (Демонстрация коллекции пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы (ГМО), и этикеток с их маркировкой.)

Генетическая модификация растений позволяет создать сорта растений с высоким уровнем устойчивости к сорнякам и вредителям. Это в несколько раз уменьшает расход гербицидов, ослабляя тем самым химическую нагрузку на окружающую среду. Сейчас за рубежом высеваются устойчивые к гербицидам трансгенные сорта хлопчатника, рапса, сои, кукурузы, сахарной свеклы.

В сельскохозяйственную практику входят трансгенные сорта с повышенными потребительскими свойствами, например, культуры гороха, сои, злаков с улучшенным составом белков. Созданы трансгенные помидоры без зернышек и на подходе бескосточковые черешня, арбуз, цитрусовые.

Методами генной инженерии в Канаде получен виноград, которому пересадили ген морозоустойчивости от дикой капусты, и в этой стране впервые появились виноградники.

В животноводстве с помощью генной инженерии получены высокопродуктивные породы животных (овец, свиней, кур и др.).

В фармакологии методы генной инженерии дали возможность создать высокоэффективные вакцины против герпеса, туберкулеза, холеры; в химической отрасли промышленности – новые формы дрожжей и бактерий, способных уничтожать разливы нефти.

9-й ученик (рассказывает о клеточной инженерии). Клеточная инженерия – метод конструирования клеток нового типа.

Культура клеток позволяет сохранять их жизнеспособность вне организма в искусственно созданных условиях жидкой или плотной питательной среды. Такие клоны клеток используют в качестве своеобразных фабрик для производства биологически активных веществ, например гормона эритропоэтина, стимулирующего образование красных кровяных телец. Методами клеточной инженерии получены факторы свертываемости крови (III и VIII) – для лечения гемофилии, инсулин – для лечения диабета, поверхностный белок вируса гепатита В – для получения соответствующей вакцины.

Наиболее известный обывателю феномен клеточной инженерии – клонирование живых организмов (вспомните знаменитую овечку Долли). Выведенные академиком В.?А.?Струнниковым клоны шелкопряда известны на весь мир.

Наиболее перспективным направлением сегодня является клонирование в области экспериментальной эмбриологии, успехи которой связаны, в первую очередь, с так называемыми эмбриональными стволовыми клетками. Самым главным свойством таких клеток является то, что генетическая информация, заключенная в их ядрах, находится как бы в состоянии покоя, т.е. в эмбриональных стволовых клетках еще не запущена программа дифференциации в ту или иную ткань. Они могут принять любую программу и превратиться в один из 150 возможных типов зародышевых клеток. Эмбриональные клетки лишь ждут специального сигнала, чтобы начать одно из своих превращений. Эта удивительная их способность продиктована избытком в клетке РНК всех генов, отвечающих за рост зародыша на ранней стадии развития эмбриона. Факторы, делающие эмбриональные клетки уникальными, позволяют использовать их для выращивания огромного массива тканей и любого человеческого органа. Следует отметить, что островки эмбриональных стволовых клеток имеются в различных органах и тканях. Именно эти клетки и дают возможность восстанавливать поврежденные органы и ткани и лечить множество тяжелых заболеваний. Однако необходимо отметить, что опыты по клонированию человека и выращиванию стволовых клеток эмбриона человека во многих странах запрещены.

10-й ученик (рассказывает о биологической инженерии). Биологическая инженерия – методы использования микроорганизмов в качестве биореакторов для получения промышленной продукции.

Этот раздел биотехнологии особенно важен для России, живущей, к сожалению, в основном за счет продажи ресурсов. Средняя отдача нефтяных месторождений у нас не превышает 50%. Компания «Татнефть», используя новую уникальную микробиологическую технологию регулирования микрофлоры нефтяных пластов, получила дополнительно около полумиллиона тонн нефти на месторождениях Башкирии.

Микробиологические технологии эффективны для получения цветных и черных металлов. Традиционная технология, основанная на обжиге, приводит к тому, что в атмосферу выбрасывается большое количество оксидов серы и азота, которые служат основой «кислотных дождей». Этих недостатков лишена технология, основанная на биологической инженерии. В Красноярском крае, например, работают восемь микробиологических ферментеров, позволяющих добывать золото из пород с низким содержанием этого металла. Современный мир, испытывающий острый дефицит меди, молибдена и других цветных металлов, с надеждой ждет разрешения его с помощью микробиологических методов.

Стоит отметить законченную в Институте микробиологии РАН работу над новым способом снижения концентрации метана в шахтах с использованием метанотрофных бактерий. Стоит ли говорить об актуальности этой работы на фоне нередких сообщений средств массовой информации о трагедиях на угольных шахтах.

Наиболее перспективным направлением биологической инженерии является создание иммобилизованных ферментов.

Иммобилизованными ферментами называются препараты ферментов, молекулы которых ковалентно связаны с полимерным носителем, нерастворимым в воде. Такие ферменты эффективны для применения в различных сферах народного хозяйства. Так, получаемая из дрожжей инвертаза может использоваться для производства искусственного меда; лактаза – для получения диетического молока с низким содержанием лактозы и глюкозо-галактозных спиртов из молочной сыворотки; уреаза – для очистки крови в аппарате «искусственная почка».

Разработаны иммобилизованные формы бактериальных протеаз, которые применяются для получения белковых гидролизатов и смесей аминокислот для зондового и внутривенного питания в медицинской практике. Для лечения сердечно-сосудистых заболеваний разработан препарат иммобилизованной стрептокиназы, который можно вводить в сосуды для растворения образовавшихся в них тромбов. Перспективно использование иммобилизованных ферментов для аналитических целей (в виде ферментных электродов).

Нанотехнология

11-й ученик (дает определение нанотехнологии и рассказывает о двух подходах, существующих в ней, выступление сопровождается компьютерной презентацией). Под нанотехнологией понимается управляемый синтез молекулярных структур для получения веществ и материалов не из обычных сырьевых ресурсов, а непосредственно из атомов и молекул с помощью специальных аппаратов, действующих на основе искусственного интеллекта.

Название новой науки образовалось в результате прибавления к слову «технология» приставки «нано», которая обозначает уменьшение масштаба измерений в миллиард раз: 1 нанометр (1 нм) составляет одну миллионную от миллиметра, т.е. 1 нм = 10 –9 м. Для того чтобы образно представить эту величину, используем следующее сравнение: 1 нм примерно в миллион раз меньше толщины страницы школьного учебника. Десять атомов водорода, расположенных в один ряд, имеют длину 1 нм, и, что удивительно, молекула ДНК человека имеет диаметр ровно 1 нм.

К нанотехнологиям относят процессы манипулирования объектами, имеющими размер от 1 до 100 нм.

В нанотехнологии вообще существуют только два подхода. Их принято условно называть «сверху вниз» и «снизу вверх».

Первый подход – «сверху вниз» основан на уменьшении размеров обрабатываемого сырья или материалов до микроскопических параметров. Так, например, получают полупроводниковые устройства, обрабатывая заготовки для них лазерными или рентгеновскими лучами. Эти лучи, проходя через трафарет, создают на исходном материале необходимую структуру чипа. Такой способ нанотехнологии называется фотолитографией (литография – это получение на материале оттиска изображения, вырезанного на камне). Аналогом его может служить нанесение рисунков или надписей на футболки. Разновидностью данного способа в наномире является импринт-литография . В этом случае на резиноподобный силикагельный полимер наносят узор с помощью зондовых инструментов, который затем покрывается своеобразными молекулярными чернилами. Оттиски такой «резиновой печати» можно делать на любой поверхности (например, для получения компьютерных чипов наноскопических размеров).

В результате получается запланированная конфигурация схемы. Разрешающая способность таких чипов (минимальный размер его элементов) определяется длиной волны лазера. Таким образом получают схемы с размером элементов до 100 нм. Следовательно, этот подход позволяет получать наиболее крупные материалы и устройства наномира.

Второй подход нанотехнологии – «снизу вверх» состоит в том, что необходимая конструкция осуществляется сборкой из элементов низшего порядка (атомов, молекул, кластеров и т.д.). Для этого типа нанотехнологий применяются инструменты зондового сканирования. Они могут двигать атомы или молекулы по поверхности подложки, толкая или поднимая их. В этом случае зонд сканирующего инструмента выступает в роли своеобразного экскаватора или бульдозера наномира.

Основными способами такого подхода в нанотехнологиях являются: молекулярный синтез, самосборка, наноскопическое выращивание кристаллов и полимеризация.

Молекулярный синтез заключается в создании молекул с заранее заданными свойствами путем их сборки из молекулярных фрагментов или атомов. Таким образом производятся медикаменты. Множество современных лекарств, включая антибиотики нового поколения или знаменитую виагру, являются продуктами молекулярного синтеза. Молекулярный наноскопический синтез решает и вопросы упаковки таких лекарств в особые молекулярные оболочки, позволяющие доставлять эти лекарства непосредственно в пораженные участки организма.

Самосборка – это такой метод нанотехнологий, который основан на способности атомов или молекул самостоятельно собираться в более сложные молекулярные структуры.

Принцип самосборки основан на принципе минимума энергии – постоянном стремлении атомов и молекул перейти на самый нижний из доступных для них уровней энергии. Если этого можно добиться, соединившись с другими молекулами, то исходные молекулы соединятся; если же для этого нужно изменить свое положение в пространстве, то они переориентируются.

Своеобразной моделью к иллюстрации принципа наименьшей энергии может служить древнегреческий миф о Сизифе, который с трудом поднимал камень на вершину горы, а тот упорно стремился скатиться по склону, т.е. занять наименьший уровень энергии.

Другой моделью, позволяющей наглядно представить самосборку, основанную на ориентации молекул в пространстве, является поведение компаса, который можно трясти, поворачивать, но стрелка его неизменно будет показывать на север, минимизируя энергию прикрепленного к ней небольшого магнита относительно поля Земли. Чтобы добиться такого положения, над стрелкой не нужно совершать никакой работы, она делает это естественно. Методы самосборки основаны на идее создания наноскопического сырья из атомов и молекул, которые, подобно стрелке компаса, естественно собираются в структуры необходимого материала.

В живых организмах самосборка является основой процессов ассимиляции, т.е. процессов синтеза белков, жиров, углеводов, полинуклеотидов, необходимых конкретному живому организму. Структурирование и сборка биологических тканей происходят на атомно-молекулярном уровне, причем живые организмы осуществляют их с высокой эффективностью. Наносинтезу о таком приходится только мечтать. Тем не менее, наноконструкторы вводят определенные атомы или молекулы на поверхность подложки или на ранее собранную наноструктуру. Далее молекулы исходного наносырья ориентируются в пространстве, собираясь в определенную наноструктуру. Отпадает необходимость медленного и нудного конструирования такой структуры с помощью зондового инструмента. В этом и состоит преимущество самосборки.

В настоящее время с помощью самосборки возможно создание компьютерных запоминающих устройств. Она также может использоваться для защиты поверхности от коррозии или придания ей особых свойств, например, как у тефлона, применяемого для изготовления посуды. С помощью самосборки изготовлены опытные образцы гидрофильного и гидрофобного стекол, которые могут найти широкое применение, например, в автомобилестроении, производстве строительных стекол, в оптике.

Наноскопическое выращивание кристаллов – это такой метод нанотехнологий, при котором кристаллы можно выращивать из раствора, используя кристаллы-зародыши (центры кристаллизации).

Кремниевые блоки, используемые для создания микрочипов, производятся именно таким образом.

Этот метод можно использовать для выращивания длинных, стержнеподобных углеродных нанотрубок или нанопроводов из кремния. Такие наноматериалы имеют уникальные проводящие свойства и используются во многих областях оптики и электроники.

Полимеризация – это такой метод нанотехнологий, в основе которого лежит получение наноматериалов в виде полимеров из исходных мономеров с помощью реакций полимеризации или поликонденсации. Для его осуществления применяют так называемые генные машины, позволяющие синтезировать различные фрагменты ДНК (их называют олигонуклеотидами от греч. «оligos» – немного, незначительно, в отличие от полинуклеотида – целой ДНК). Затем из этих фрагментов с помощью все тех же генных машин конструируют матрицы, необходимые для производства того или иного вещества. Синтезированные шаблоны ДНК вводятся в ДНК бактерий, которые затем производят множество копий нужного белка. Это позволяет эффективно строить белковые фабрики для получения практически любого выбранного протеина. Примером практического применения данного метода нанотехнологий является получение инсулина для лечения диабета.

12-й ученик (рассказывает о классификации и представителях некоторых групп наноматериалов). В 2004 в ФРГ, в г. Висбадене проходила седьмая Международная конференция по наноструктурным материалам, на которой была предложена следующая их классификация.

Нанопористые твердые вещества. Для их получения используют золь-гель технологию. В ее основе лежит сушка дисперсных систем. Продуктами такой технологии являются наноматериалы, содержащие оксиды металлов (Аl 2 O 3 , V 2 O 5 , Fe 2 O 3 и др.), которые могут применяться в качестве катализаторов, суперконденсаторов, топливных элементов и др.

Наночастицы – это, например, уже упомянутые выше олигонуклеотиды, применяемые в генных машинах для создания ДНК по производству нужного белка в промышленных масштабах. Кроме этого, это частицы носителей, применяемые для доставки лекарств в заданные точки организма.

Нанотрубки. Нанотрубки представляют собой совершенно новую форму материала. Различают полупроводниковые и металлические нанотрубки. Наибольший интерес представляют углеродные полупроводниковые нанотрубки, которые имеют форму крошечных цилиндров с диаметром от 0,5 до 10 нм и длиной примерно в 1 мкм. Однослойные углеродные нанотрубки можно представить себе в виде свернутого в рулон одного слоя графита (в отличие от фуллерена, молекула которого похожа на футбольный мяч, образованный из одного слоя графита).

(При рассмотрении нанотрубок учителю будет уместно напомнить о явлении аллотропии и особенно о четырех аллотропных модификациях углерода: алмазе, графите, карбине и фуллерене.)

Углеродные нанотрубки представляют собой подобную фуллерену кристаллическую структуру, но собранную в другую форму, а потому обладающую другими свойствами (недаром некоторые исследователи предлагают считать нанотрубки еще одной модификацией углерода). Углеродные нанотрубки способны поглощать и удерживать водород в больших количествах, поэтому представляют собой ценный материал для создания двигателей на водородном топливе и водородных батарей. Углеродные нанотрубки обладают полупроводниковой способностью. Использование их позволит прийти к низкотемпературным катодам, в которых напряжение будет снижено до 500 В (в отличие от ныне действующих телевизионных катодов, которые работают под напряжением 10 кВ). Многослойные нанотрубки имеют высокий предел прочности на растяжение, который может достигать 63 ГПа, что в 50–60 раз больше, чем у высококачественных сталей. Давление, которое могут выдерживать такие трубки, достигает 100 ГПа, что в тысячи раз выше, чем у традиционных волокон. Это позволяет использовать их при изготовлении материалов для пуленепробиваемых жилетов и стекол, а также для производства сейсмоустойчивых строительных материалов. Углеродные нанотрубки имеют очень низкую плотность, что позволяет получать из них высокопрочные композиционные материалы, потребность в которых испытывают военная и авиационно-космическая техника, а также автомобилестроение. Углеродные нанотрубки обладают большой каталитической активностью, поэтому могут использоваться для проведения таких химических реакций, которые в обычных условиях невозможны, например прямой синтез этилового спирта из синтез-газа (смеси оксида углерода и водорода). Применение нанотрубок в качестве носителя катализатора определяется их химической устойчивостью и большой площадью поверхности.

Нанодисперсии – дисперсные системы, в которых частицы фазы имеют наноразмеры и распределены в жидкой среде. Их основное применение – это контролируемая доставка лекарственных средств в организм, а также производство современных косметических материалов (средства для загара, туши для ресниц, различные кремы).

Наноструктурные поверхности и пленки. В первую очередь, это поверхности искусственных и донорских органов, которые покрыты наноструктурными материалами, позволяющими избежать отторжения имплантируемых органов.

Нанокристаллы и нанозерна. Используя методы коллоидной химии, удалось получить в нанокристаллической форме многие известные материалы: полупроводники, магнитные материалы и т.п. Использование таких кристаллов в металлургии позволяет повысить прочность и другие качества стали. Из такой стали изготавливают не только более тонкие, но и более прочные трубы, выдерживающие высокое давление, например, в газоперерабатывающей и газотранспортной сферах. Нанокристаллы и нанозерна позволяют обрабатывать поверхности с молекулярной точностью. Их можно использовать и в медицине для изготовления противораковых препаратов нового поколения. Широкие возможности представляют нанозернистые материалы для создания светоизлучающих устройств с низким энергопотреблением, а также сред для магнитной записи со сверхвысокой скоростью.

Группа из двух-трех учащихся делает сообщение о применении нанотехнологий в различных областях жизни современного общества, используя схему 2 (см. с. 14 ).

Схема 2

Применение нанотехнологий в различных сферах
жизнедеятельности общества

13-й ученик. Энергетика. Альтернативой использованию ископаемого топлива (природного газа, нефти, угля и др.) является применение фотоэлектрических элементов, которые непосредственно превращают солнечный свет в электрическую энергию, – так называемых солнечных батарей и повышение их КПД. В основе таких устройств лежат, в первую очередь, кремний и, реже, германий. Кремниевые фотоэлементы используются в жилищном строительстве и промышленном производстве, а также в калькуляторах и др. Солнечный свет фокусируется на полупроводнике, в роли которого выступает один кристалл кремния или его поликристалл. Получение таких кристаллов и является задачей нанотехнологии. Другая альтернатива использования энергии, получаемой от сжигания ископаемого топлива, – создание новых топливных элементов, например углеродных нанотрубок, обладающих высокой адсорбционной способностью к водороду.

Опосредованно энергетические проблемы с помощью нанотехнологий решаются возможностью применения наноустройств в полупроводниковых информационных технологиях.

Электроника. Уже сейчас нанотехнология позволяет изготавливать полупроводниковые элементы размером от 30 до 100 нм. В перспективе размер таких элементов будет снижен до 35–50 нм. Такую возможность предоставит использование в электронной отрасли промышленности углеродных нанотрубок и запоминающих устройств нового типа (например, одноэлектронная память). В свою очередь, это позволит повысить скорость передачи информации примерно до 10 гигабит в секунду. Кроме этого, важное значение имеет совершенствование техники хранения информации, которая решается через создание терабитовых запоминающих устройств, позволяющих повысить степень плотности записи на магнитных дисках примерно в 1000 раз.

Авиация и космонавтика. В авиации нанотехнологии, в первую очередь, влияют на такой фактор развития авиационного транспорта, как создание новых конструкционных материалов. Два других фактора: развитие моторостроения и улучшения аэродинамики летательных аппаратов, – от нанотехнологии также зависят, но в меньшей степени. С помощью нанотехнологий будут созданы термостойкие керамические композитные материалы (т.е. материалы, состоящие из двух и более компонентов), способные выдерживать температуру 1000–1600 °С и полимерные композиты, выдерживающие температуру 200–400 °С. В космонавтике требования к композитам еще выше: они должны быть очень термостойкими (выдерживать температуры около 3000 °С), сверхлегкими и сверхпрочными. Именно такие материалы были использованы для изготовления нашего «Бурана» и используются при изготовлении американских «Шаттлов».

14-й ученик. Медицина. Нанотехнологии позволяют создать материалы с «молекулярным распознаванием» и организовать массовое производство биодатчиков, способных длительное время осуществлять мониторинг за организмом человека, что даст возможность проводить раннюю диагностику некоторых заболеваний. Кроме этого, существует перспектива использования для диагностики и лечения заболеваний особых наноскопических устройств, называемых нанороботами. Введенные в организм человека, они смогут очистить сосуды от атеросклеротических отложений, уничтожить молодые раковые опухоли, исправить поврежденные молекулы ДНК, провести полную диагностику, доставить лекарство к конкретным органам и даже клеткам и др. Создание и совершенствование так называемых ДНК-чипов позволит легко осуществлять анализ генетической информации отдельно взятого человека и проводить лечебный курс на основе создания индивидуальных лекарственных средств в соответствии с этой информацией. Применение нанотехнологий дает возможность получать новые биоматериалы и искусственные функциональные полимеры – заменители тканей человека.

С помощью нанотехнологий создаются наноинструменты и наноманипуляторы, используемые в медицине. Так, уже появились нанопинцеты и наноиглы. Например, для изготовления нанопинцета применяются две углеродные нанотрубки диаметром в 50 нм, расположенные параллельно на подложке из стеклянного волокна. Эти трубки сходятся и расходятся при подаче на них напряжения, имитируя пинцет. Японцы создали нанопинцет, длина которого всего 3 нм, что позволяет манипулировать отдельными молекулами. Отечественные ученые из Новосибирска предложили свои наноинструменты – наноиглы, способные производить инъекции внутрь клеток.

Нанотехнологии позволят также организовать производство биологически активных веществ методами самосборки. Для решения этой проблемы нанотехнологи особое внимание уделяют эмбриональным стволовым клеткам, которые способны превратиться в клетки различных органов человека (нервные, эпителиальные, клетки печени и т.д.). Процессы превращения стволовых клеток связаны с механизмами самосборки клеточных структур. Использование стволовых клеток поможет произвести замену поврежденных органов и частичный «ремонт» поврежденных участков.

Биотехнология. Эта область применения нанотехнологий уже была рассмотрена, но еще раз стоит обратить внимание на взаимосвязь и значение этих двух технологий. В первоначальном значении биотехнологией называлось использование методов синтеза ДНК для получения определенных белков на наноуровне. В роли «фабрик» белкового производства выступали бактерии кишечной палочки, у которой заменяли фрагмент ДНК на участок, необходимый для синтеза конкретного белка. Наиболее яркими примерами подобного конструирования являются получение инсулина, фактора роста организма (соматотропина) и фактора VIII (или коагулирующего фактора, вызывающего свертывание крови и используемого при гемофилии), которые широко используются в медицине.

15-й ученик. Сельское хозяйство. По данным ООН, в настоящее время на Земле проживает около 7 млрд человек, а по прогнозам к 2050 г. население планеты может достигнуть 100 млрд человек. Уже сейчас продовольственная проблема является глобальной для человечества. Любой обыватель может наблюдать за ростом цен на продукты питания изо дня в день.

Решение продовольственной проблемы человечества зависит, в первую очередь, от широкого применения генной инженерии и биотехнологии для создания сортов растений с повышенной урожайностью и питательной ценностью, а также в создании высокопродуктивных пород животных и штаммов микроорганизмов.

Наноинструменты и ферментативные методики, применяемые в биотехнологии и генной инженерии, позволяют решать эти задачи более быстрыми темпами. Так, бурно эволюционирует производство все новых сортов хорошо известной каждому генно-модифицированной сои. Традиционные сорта помидоров, картофеля, кукурузы, гороха, пшеницы, риса и т.д., а также экзотических батата и папайи в сельскохозяйственной практике уступают место созданным с помощью генной инженерии сортам, устойчивым к сорнякам и вредителям и обладающим повышенной урожайностью.

Экология. С помощью нанотехнологии можно защитить окружающую среду от вредных воздействий, связанных с повышением температуры атмосферы Земли, разрушением озонового слоя, загрязнением среды диоксином, кислотными дождями.

Средняя температура Земли только за 40 лет прошлого столетия выросла на 0,5 °С. Прогнозируется, что в новом столетии средняя температура возрастет еще на 3 °С. Последствия этого грозят человечеству многими бедами: уровень мирового океана поднимется на 65?см (будут подтоплены прибрежные территории многих стран), произойдет кардинальное изменение климата, смещение природных зон и др. Нанотехнологии предоставляют возможность уменьшить температурные воздействия на атмосферу Земли с помощью:

поиска альтернативных источников энергии,

совершенствования солнечных батарей,

уменьшения содержания оксида углерода(IV) в выхлопных газах.

Разрушение озонового слоя под воздействием широко используемых в промышленности и бытовой технике фреонов (хладагентов, аэрозолей) может привести к значительному росту заболеваний раком кожи и лейкемией. Поэтому перед нанотехнологиями стоит задача создания веществ и материалов, заменяющих фреоны.

Проблема загрязнения среды диоксином связана с широким применением хлорсодержащих соединений (поливинилхлорида, хлорированных углеводородов и т.д.) в промышленных целях.

С помощью нанотехнологий синтезируются новые материалы, способные заменить хлорсодержащие полимеры; создаются биодатчики длительного и точного мониторинга за окружающей средой; производятся нанопорошки для борьбы с загрязнениями окружающей среды, и, в первую очередь, с разливами нефти; конструируются нанофильтры, позволяющие предотвращать поступления диоксина и других отходов в окружающую среду, в том числе и выбросы в нее оксидов серы и азота транспортными и промышленными установками. Для последней цели немаловажную роль могут сыграть и созданные с помощью нанотехнологий катализаторы и их носители.

Оптика. Уменьшение размеров кристаллических зерен до нанометровых масштабов позволяет создавать из стеклообразных материалов новые оптические среды с очень высокими и регулируемыми коэффициентами преломления, изменением окраски, прочности и т.д. Такие среды называют наностеклами. Области их применения чрезвычайно многообразны. Например, с применением нанотехнологий на поверхности стекол создаются сотовые структуры, которые заполняются различными наноматериалами. Такие стекла могут использоваться для создания высокоэффективных устройств хранения и передачи цифровой информации. Также наностекла в комплекте с коротковолновыми лазерами позволят производить сверхмощные оптические запоминающие устройства и пленочные материалы с повышенной четкостью изображения. Наностекла могут применяться для изготовления оптических переключателей и тонких оптических волноводов. В сознании обывателя очки «хамелеоны» и изменяющие интенсивность затемнения автомобильные стекла редко связываются с представлениями о наномире, а ведь это именно так.

В Центре водных видов спорта в Пекине, где недавно завершилась олимпиада, крыша была изготовлена с применением наностекол, способных изменять интенсивность окраски в зависимости от интенсивности естественного освещения, а также выгибаться вовнутрь или наружу в зависимости от температурного режима.

Учитель. Нанонаука и нанотехнология являются интегрированным направлением современных, ранее считавшихся автономными, наук и технологий: физики, химии, биологии и их специализаций (биохимии, биофизики, атомной микроскопии), а также информационных технологий, биотехнологии, материаловедения. Следовательно, нанонаука носит междисциплинарный характер, а потому вполне логично предположить, что представление об этой науке потребуется в любой сфере вашей будущей профессиональной деятельности.

В эффективности этого семинара мы убедились на собственном опыте, когда проводили его в школе № 531 г. Москвы и школе № 33 г. Энгельса Саратовской области.

О.С.ГАБРИЕЛЯН,
С.А.СЛАДКОВ,
Е.Е.ОСТРОУМОВА

* Сортировка сыпучих материалов (угля, руды и др.) по крупности частиц (кусков) на специальных устройствах – грохотах. – Прим. ред .

Химия в современных технологиях

Елпатова Ольга Ивановна,

Преподаватель химии

Цель работы – проанализировать историю создания ЭВМ и показать, какие химические элементы используются в развитии компьютерных технологий.

На протяжении нескольких последних десятилетий компьютерная технология развивается по пути все большей миниатюризации деталей и все большего удорожания их производства. Микропроцессоры последних поколений содержат огромное число транзисторов (10 млн. и более), имеющих размеры в десятую долю микрона (10 -7 метра). Следующий шаг в сторону микромира приведет к нанометрам (10 -9 метра) и миллиардам транзисторов в одном чипе. Еще чуть-чуть - и мы попадем в диапазон атомных размеров, где все начинают действовать законы квантовой механики.

Ричард Фейнман еще лет двадцать назад заметил, что законы физики не будут препятствовать уменьшению размеров вычисляющих устройств до тех пор, «пока биты, не достигнут размеров атомов, и квантовое поведение не станет доминирующим». Другая проблема, указывающая на то, что современная технология создания компьютеров изживает себя - это проблема приближения к пределу быстродействия. Так, современные компьютерные носители способны вмещать миллионы записей, с которыми уже не справляются существующие алгоритмы поиска.

Это привело к повышению производительности ЭВМ в целом. Отправной точкой всех «технологических прорывов» в компьютерной технике являются открытия в фундаментальных науках, таких как физика и химия.

В вычислительной технике существует периодизация развития электронных вычислительных машин. ЭВМ относят к тому или иному поколению в зависимости от типа основных используемых в ней элементов или от технологии их изготовления.

Анализ истории создания ЭВМ показал, что в развитии компьютерных технологий наметилась тенденция к уменьшению размеров ключевых элементов и увеличению скорости их переключения. За основу мы взяли теорию о пяти поколениях компьютеров вместо шести, т.к. мы считаем, что находимся на рубеже четвертого и пятого поколениях.

Одним из первых химических элементов встречающихся в истории ЭВМ является германий. Германий один из самых важных элементов для технического прогресса, так как наряду с кремнием германий стал важнейшим полупроводниковым материалом.

По внешнему виду германий нетрудно спутать с кремнием. Эти элементы не только конкуренты, претендующие на звание главного полупроводникового материала, но и аналоги. Впрочем, несмотря на сходство многих технических свойств, отличить германиевый слиток от кремниевого довольно просто: германий в два с лишним раза тяжелее кремния.

Формально, полупроводник – это вещество с удельным сопротивлением от тысячных долей до миллионов омов на 1 см.

Замечательна чувствительность германия не только к внешним воздействиям. На свойства германия сильно влияют даже ничтожные количества примесей. Не менее важна химическая природа примесей.

Добавка элемента V группы позволяет получить полупроводник с электронным типом проводимости. Так готовят ГЭС (германий электронный, легированный сурьмой). Добавив же элемент III группы, мы создадим в нем дырочный тип проводимости (чаще всего это ГДГ – германий дырочный, легированный галлием).

Напомним, что «дырки» – это места, освобожденные электронами, перешедшими на другой энергетический уровень. «Квартиру», освобожденную переселенцем, может тут же занять его сосед, но у того тоже была своя квартира. Переселения совершаются одно за другим, и дырка сдвигается.

Сочетание областей с электронной и дырочной проводимостью легло в основу самых важных полупроводниковых приборов – диодов и транзисторов.

Создание диодов легло в основу первого поколения компьютеров на основе электронных ламп в 40-х годах. Это электровакуумные диоды и триоды, представляющие собой стеклянную колбу, в центре которой размещалась вольфрамовая нить накала.

Вольфрам причисляют обычно к редким металлам. Он отличается от всех остальных металлов особой тяжестью, твердостью и тугоплавкостью.

В начале XX в. вольфрамовую нить стали применять в электрических лампочках: она позволяет доводить накал до 2200°C и обладает большой светоотдачей. И в этом качестве вольфрам совершенно незаменим в наши дни. Незаменимость вольфрама в этой области объясняется не только его тугоплавкостью, но и пластичностью. Из одного килограмма вольфрама вытягивается проволока длиной 3,5 км, т.е. этого килограмма достаточно для изготовления нитей накаливания 23 тыс. 60-ваттных лампочек. Именно благодаря этому свойству мировая электротехническая промышленность потребляет всего около 100 т вольфрама в год.

Электронную начинку UNIVAC составляло более 5000 вакуумных ламп. Память на ртутных колбах позволяла хранить информацию объемом до полутора килобайт. Наиболее примечательным элементом в конструкции UNIVAC был специальный накопитель, который позволял записывать информацию и считывать ее с магнитной ленты. Использование электронной лампы в качестве основного элемента ЭВМ создавало множество проблем. Из-за того, что высота стеклянной лампы - 7см, машины были огромных размеров. Каждые 7-8 мин. одна из ламп выходила из строя, а так как в компьютере их было 15 - 20 тысяч, то для поиска и замены поврежденной лампы требовалось очень много времени. Кроме того, они выделяли огромное количество тепла, и для эксплуатации "современного" компьютера того времени требовались специальные системы охлаждения.

Появление первого поколения компьютеров стало возможно благодаря трем техническим новшествам: электронным вакуумным лампам, цифровому кодированию информации и созданию устройств искусственной памяти на электростатических трубках.

Во втором поколении компьютеров вместо электронных ламп использовались транзисторы, изобретённые в 1948 г. Это был точечно-контактный прибор, в котором три металлических "усика" контактировали с бруском из поликристаллического германия. Поликристаллический германий получали вплавлением индия с обеих сторон пластинки ГЭС. Для всех областей нужен германий очень высокой чистоты – физической и химической. Для достижения ее выращивают монокристаллический германий: весь слиток – один кристалл.

Транзисторы были более надёжны, долговечны, обладали большой оперативной памятью.

С изобретением транзистора и использованием новых технологий хранения данных в памяти появилась возможность значительно уменьшить размеры компьютеров, сделать их более быстрыми и надежными, а также значительно увеличить емкость памяти компьютеров.

Подобно тому, как появление транзисторов привело к созданию второго поколения компьютеров, появление интегральных схем ознаменовало собой новый этап в развитии вычислительной техники - рождение машин третьего поколения .

Интегральная схема, которую также называют кристаллом, представляет собой миниатюрную электронную схему, вытравленную на поверхности кремниевого кристалла площадью около 10 мм 2 . До 1965 г. большая часть полупроводниковых приборов делалась на германиевой основе. Но в последующие годы стал развиваться процесс постепенного вытеснения германия самим кремнием . Этот элемент – второй по распространенности на Земле после кислорода. Не идеальный, а просто высокочистый и сверхчистый кремний стал важнейшим полупроводниковым материалом. При температуре, отличной от абсолютного нуля, в нем возникает собственная проводимость, причем носителями электрического тока являются не только свободные электроны, но и так называемые дырки – места, покинутые электронами.

Вводя в сверхчистый кремний те или иные легирующие добавки, в нем создают проводимость того или иного типа. Добавки элементов третьей группы менделеевской таблицы ведут к созданию дырочной проводимости, а пятой – электронной.

Кремниевые полупроводниковые приборы выгодно отличаются от германиевых, прежде всего лучшей работоспособностью при повышенных температурах и меньшими обратными токами. Большим преимуществом кремния оказалась и устойчивость его двуокиси к внешним воздействиям. Именно она позволила создать наиболее прогрессивную планарную технологию производства полупроводниковых приборов, состоящую в том, что кремниевую пластинку нагревают в кислороде или смеси кислорода с водяным паром, и она покрывается защитным слоем SiO 2 .

Вытравив затем в нужных местах «окошки», через них вводят легирующие примеси, здесь же присоединяют контакты, а прибор в целом тем временем защищен от внешних воздействий. Для германия такая технология пока невозможна: устойчивость его двуокиси недостаточна.

Под натиском кремния, арсенида галлия и других полупроводников германий утратил положение главного полупроводникового материала. В 1968 г. в США производилось уже намного больше кремниевых транзисторов, чем германиевых.

Маленькая пластинка из кристаллического материала размерами примерно 1 мм 2 превращается в сложнейший электронный прибор, эквивалентный радиотехническому блоку из 50-100 и более обычных деталей. Он способен усиливать или генерировать сигналы и выполнять многие другие радиотехнические функции.

Первые интегральные схемы (ИС) появились в 1964 году. Появление ИС означало подлинную революцию в вычислительной технике. Ведь она одна способна заменить тысячи транзисторов, каждый из которых в свою очередь уже заменил 40 электронных ламп. Быстродействие ЭВМ третьего поколения возросло в 100 раз, а габариты значительно уменьшились. В это же время появляется полупроводниковая память, которая и по сей день используется в персональных компьютерах в качестве оперативной.

Появилась идея интегральной микросхемы – кремниевого кристалла, на который монтируются миниатюрные транзисторы и другие элементы. В том же году появился первый образец интегральной микросхемы, содержащий пять транзисторных элементов на кристалле германия. Ученые довольно быстро научились размещать на одной интегральной микросхеме сначала десятки, а затем сотни и больше транзисторных элементов. Компьютеры третьего поколения работали со скоростью до одного миллиона операций в секунду.

Начиная с середины 70-х все меньше становится принципиальных новаций в компьютерной науке. Прогресс идет в основном по пути развития того, что уже изобретено и придумано, - прежде всего, за счет повышения мощности и миниатюризации элементной базы и самих компьютеров.

В начале 70-х годов. была предпринята попытка выяснить, можно ли на одном кристалле разместить больше одной интегральной схемы. Развитие микроэлектроники привело к созданию четвертого поколения машин и появлению больших интегральных схем . Появилась возможность размещать на одном-единственном кристалле тысячи интегральных схем.

Это позволило объединить в единственной миниатюрной детали большинство компонентов компьютера - что и сделала в 1971 г. фирма Intel, выпустив первый микропроцессор. Центральный процессор небольшого компьютера оказалось возможным разместить на кристалле, площадью всего в четверть квадратного дюйма (1,61 см 2 ). Началась эпоха микрокомпьютеров.

Интегральные схемы содержали уже тысячи транзисторов. Каково же быстродействие современной микро ЭВМ? Оно в 10 раз превышает быстродействие ЭВМ третьего поколения на интегральных схемах, в 1000 раз - быстродействие ЭВМ второго поколения на транзисторах и в 100000 раз - быстродействие ЭВМ первого поколения на электронных лампах.

Следовательно, нужны компьютеры с более высокими скоростными характеристиками. Поэтому специалисты во всем мире взялись за решение этой проблемы путем создания вычислительной системы будущего. В настоящее время ведутся экспериментальные разработки квантового компьютера, биокомпьютера , нейрокомпьютера , оптического компьютера, вероятностного компьютера наноэлектроники, нанокомпьютера, нанороботов, молекулярно-механических автоматов, высокотемпературных полупроводниковых материалов.


Под технологией в широком значении этого слова понимают научное описание методов и средств производства в какой-либо отрасли промышленности.

Например, методы и средства обработки металлов составляют предмет технологии металлов, методы и средства изготовления машин и аппаратов предмет технологии машиностроения.

Процессы механической технологии основаны преимущественно на механическом воздействии, изменяющем внешний вид или физические свойства обрабатываемых веществ, но не влияющем на их химический состав.

Процессы химической технологии включают химическую переработку сырья, основанную на сложных по своей природе химических и физико-химических явлениях.

Химическая технология - наука о наиболее экономичных и экологически обоснованных методах химической переработки сырых природных материалов в предметы потребления и средства производства.

Великий русский ученый Менделеев так определял различия между химической и механической технологией: «... начинаясь с подражания, всякое механически-фабричное дело может совершенствоваться в своих даже самых основных принципах, если есть только внимательность и желание, но при этом одном, без предварительного знания, прогресс химических заводов немыслим, не существует и существовать, наверно, никогда не будет».

Современная химическая технология

Современная химическая технология, используя достижения естественных и технических наук, изучает и разрабатывает совокупность физических и химических процессов, машин и аппаратов, оптимальные пути осуществления этих процессов и управления ими при промышленном производстве различных веществ, продуктов, материалов.

Развитие науки и промышленности привело к значительному росту числа химических производств. Например, сейчас только на основе нефти производят около 80 тыс. разных химических продуктов.

Рост химического производства, с одной стороны, и развитие химических и технических наук с другой, позволили разработать теоретические основы химико-технологических процессов.

Технология тугоплавких неметаллических и силикатных материалов;

Химическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств;

Химическая технология органических веществ;

Технология и переработка полимеров;

Основные процессы химических производств и химическая кибернетика;

Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов;

Химическая технология неорганических веществ.

Химическая технология и биотехнология включает в себя совокупность методов, способов и средств получения веществ и создания материалов с помощью физических, физико-химических и биологических процессов.

ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ:

Анализ и прогнозы развития химической технологии;

Новые процессы в химической технологии;

Технология неорганических веществ и материалов;

Нанотехнологии и наноматериалы;

Технология органических веществ;

Каталитические процессы;

Нефтехимия и нефтепереработка;

Технология полимерных и композиционных материалов;

Химико-металлургические процессы глубокой переработки рудного, техногенного и вторичного сырья;

Химия и технология редких, рассеянных и радиоактивных элементов;

Переработка отработанного ядерного топлива, утилизация отходов атомной энергетики;

Экологические проблемы. Создание малоотходных и замкнутых технологических схем;

Процессы и аппараты химической технологии;

Технология лекарственных средств, бытовая химия;

Мониторинг природной и техногенной сферы;

Химическая переработка твердых топлив и природного возобновляемого сырья;

Экономические проблемы химической технологии;

Химическая кибернетика, моделирование и автоматизация химических производств;

Проблемы токсичности, обеспечение безопасности химических производств. Охрана труда;

Аналитический контроль химических производств, качество и сертификация продукции;

Химическая технология высокомолекулярных соединений

РАДИАЦИОННО-ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (РХТ) - область общей химической технологии, посвященная исследованию процессов, протекающих под действием ионизирующих излучений (ИИ) и разработке методов безопасного и экономически эффективного использования последних в народном хозяйстве, а также созданию соответствующих устройств (аппаратов, установок).

РХТ применяется для получения предметов потребления и средств производства, для придания материалам и готовым изделиям улучшенных или новых эксплуатационных свойств, повышения эффективности сельскохозяйственного производства, решения некоторых проблем экологии и др.