Состав асфальтового покрытия дорог. Как пишется слово асфальт. Как перерабатывается старый асфальт

Историки утверждают, что первые упоминания о чем-то похожем на асфальтобетон появились еще в 6 веке до нашей эры в Вавилоне. Но технологии тех времен были не надежными, плюс излишне затратными, в результате о таких дорогах забыли до ХХ века. Строительство асфальтобетонных покрытий в России началось в 1928 году и до сего дня оно является преобладающим.

Фото укладки проселочной дороги.

Что это такое

Данный состав используется повсеместно, начиная с укладки федеральных трасс и заканчивая обустройством городских площадей и садовых дорожек в частном строительстве.

По ГОСТ и СНиП устройство асфальтобетонного покрытия может быть различным.

Но общий состав смеси, вот уже более 100 лет остается неизменным:

  • Прежде всего, в качестве вяжущего вещества туда входит битум .
  • Обязательно в той или иной мере присутствует песок и крупные минеральные наполнители .
  • Завершают список различные минеральные или синтетические присадки .

В те времена, когда состав разрабатывался, битум использовался природный, но так как его в природе мало, был синтезирован искусственный аналог на основе продуктов нефтепереработки, который до сих пор с успехом применяется дорожниками всего мира.

Песок берется карьерный, что же касается крупного наполнителя, то наряду с различными видами щебня для бетона, широко применяются дробленые скальные породы и некоторые кристаллизованные шлаки.

Природные минеральные или синтетические присадки используются с целью увеличения тех или иных полезных свойств покрытия. В частности повышается морозостойкость, уровень сцепления дороги, коэффициент вязкости и многое другое.

Битумная смола.

Какие составы выпускаются

Ассортимент представленных видов достаточно широк, в зависимости от процентного соотношения составляющих, а также от того какие присадки использовались, специалисты разделяют асфальт на следующие разновидности.

Мелкозернистый асфальт.

  • Для обустройства тротуаров, садовых дорожек или внутреннего пространства городских дворов, используются песчаные составы.
  • Мелкозернистыми составами застилают городские улицы со средней и высокой интенсивностью движения.
  • Крупнозернистый асфальт применяется в качестве подстилающего слоя при многослойной технологии укладки.
  • Полимер-битумные покрытия используются при монтаже мостов, объемных паркингов или дорожных развязок. Они обладают повышенной прочностью и долговечностью.
  • Щебеночно-мастичные виды асфальта считаются наиболее крепкими, ими укладывают федеральные трассы и скоростные автобаны с повышенной транспортной нагрузкой.
  • Для стадионов, беговых или велосипедных дорожек, а также иных объектов спортивной направленности, существует резино-битумное покрытие.
  • Срез покрытия.

    Изготовление асфальта в домашних условиях

    Изготовление дорожного покрытия принято считать делом сложным и недоступным. Но, тем не менее, находятся энтузиасты, которые готовы на эксперименты. Конечно, такие составы не рассчитаны на федеральную трассу, но на даче вполне реально приготовить такой асфальт своими руками.

    Совет: по опыту можно сказать, что смесь, приготовленная кустарным способом, конечно, подойдет для обустройства садовой бетонной дорожки, но чаще ее используют для ремонта выбоин на уже готовом покрытии.

    Температура укладки состава.

    Классический рецепт

    Для приготовления нам понадобится обычный речной или карьерный песок, битумная смола или битум и щебень мелкой фракции. Из оборудования нужна будет металлическая бочка и ведро.

    Варить асфальт лучше на костре, так как использовать газ небезопасно и дорого.

    • Изначально засыпаем щебень с песком в соотношении 2:1 и хорошо перемешиваем. Все это следует залить водой и подвесить над огнем.
    • Одновременно готовим битумную основу. Для этого берем металлическое ведро и разогреваем в нем битум до кипения, в качестве пластификатора можно добавить синтетические полимеры, но дешевле использовать шампунь или любое моющее средство.
    • Когда смола разогрелась, и вода в бочке со щебнем также закипела, их нужно соединить. Вода нужна для того, чтобы щебень с песком не разогрелся выше 100ºС. Далее этот бульон нужно помешивать, поддерживая кипение до тех пор, пока вода вся не выкипит. Пока раствор горячий его можно заливать.

    Укладка вручную.

    Важно: будьте осторожны, при 80 ºС битум плавится, а при 100 — 120 ºС он кипит.
    Но уже при 170 ºС битум может воспламениться.
    Собственно чтобы не допустить такого возгорания, мы и используем воду.

    Использование старого дорожного покрытия

    Разборка асфальтобетонных покрытий и оснований может стать хорошим материалом для приготовления нового асфальта.

    Технология отчасти напоминает предыдущий вариант, но с некоторыми поправками.

    • Сама разборка асфальтобетонного покрытия выполняется дедовским методом, при помощи кувалды и иных ударных инструментов. Используется только верхний слой асфальта связанный битумом, дорожную подушку можно не трогать.
    • Старое дорожное покрытие разбивается на кусочки с фракцией не более 40 мм. На 100 кг старого асфальта берется 10 кг битума.
    • После этого, измельченную субстанцию нужно залить водой и кипятить в бочке до расплавления. Далее технология повторяет вышеописанный вариант. Разогретый битум соединяется с расплавленным асфальтом и выпаривается вода.

    Холодный асфальт

    Холодный асфальт.

    Два выше описанных способа хорошо подойдут для экономного ремонта испорченного асфальта во дворе или возле двора. Если же вам необходимо застелить площадь с большой квадратурой, то мы советуем использовать холодный асфальт.

    На рынке нашей страны данное покрытие появилось около 5 лет назад. Принцип действия здесь аналогичен широко известной холодной сварке. Для связки используется модифицированный битум, благодаря чему его можно укладывать даже при минусовых температурах. Инструкция имеется на упаковке.

    Ручная вибротрамбовка.

    Единственным минусом этого материала является значительная цена. Но, как известно асфальт с завода отпускается горячим и укладываться также должен горячим. Поэтому для удаленных мест холодный полимерный асфальт является единственной альтернативой.

    Важно: при ремонте дорожного покрытия проблемой является качественное устройство шва стыка в асфальтобетонном покрытии.
    Холодный асфальт на основе полимеров полностью решает эту проблему, поскольку надежно стыкуется с любым составом на основе битума.

    Срез холодного асфальта.

    Правила укладки покрытий

    Строительство асфальтобетонных покрытий дело ответственное и не столь важно будете вы укладывать сами или наймете профессионалов. Укладка и приемка асфальтобетонного покрытия ведется по СНиП 2.07.01-89, а также по целому ряду ГОСТов.

    Разобраться в этих документах под силу только специалисту, поэтому мы изложили основные положения данных норм и правил более понятным языком.

    Схема укладки дорог со средней нагрузкой.

    Подготовительный этап

    Любая работа начинается с разметки. Вам нужно четко решить, где будет укладываться асфальт. Где будет монтироваться бордюр, и каким он будет. Также очень важно заранее позаботиться о том, чтобы была полностью смонтирована дренажная, сливная система и установлены водоотводы.

    Все работы по монтажу подземных коммуникаций к этому времени должны быть полностью окончены. Если вы обустраиваете территорию автостоянки или подъездные пути к офису, то лучше заранее узнать, где проходят городские коммуникации, так как в случае необходимости муниципальные службы сорвут ваше покрытие и могут еще назначить штраф.

    Выше было упомянуто о разновидностях и предназначении существующих видов асфальта. Так вот, на этапе подготовки, нужно выбрать какой именно материал вы собираетесь укладывать.

    Работа виброплитой.

    Важно: смета на устройство асфальтобетонного покрытия должна содержать не только данные о стоимости материала и объеме работ.
    Полезно будет включить в нее транспортные расходы, а также оставить графу на непредвиденные расходы, типа разрешения на проведение работ от соответствующего чиновника или службы.

    В случае если укладывается пешеходная дорожка или площадка с эпизодическим проездом легковых машин, то щебеночно-гравийную подушку можно делать толщиной до 15 см. Толщина асфальтобетонного покрытия при этом будет находиться в пределах 4 – 5 см.

    Если же вы оборудуете АЗС или какие либо подъездные пути, по которым, с большой долей вероятности будет периодически проезжать большегрузная техника, то в этом случае толщина гравийной подушки будет порядка 25 – 35 см. Плюс сам асфальт настилается минимум в 2 слоя.

    Тяжелый каток.

    После разметки начинается обустройство так называемого корыта или котлована под дорогу. В городской черте или в частном строительстве, как правило, дороги и площадки делаются примерно на одном уровне, поэтому грунт нужно выбирать полностью на всю толщину «дорожного пирога». Федеральные трассы обустраиваются несколько по иной технологии, но на ней мы останавливаться не будем.

    Когда грунт выбран, вся площадка должна быть хорошо утрамбована, делается это катком или виброплитой. Обратите внимание на наличие деревьев рядом, корни могут со временем разорвать асфальт, поэтому их, по возможности, лучше удалить сразу. Хотя цена работ будет несколько увеличена, мы советуем застелить грунт геотекстилем, дабы растительность не пробивалась сквозь покрытие.

    Мобильная установка для термопрофилирования асфальта.

    Важно: на данном этапе устанавливаются бордюры, они исполняют роль своеобразной опалубки для «дорожного пирога».
    Если при укладке тротуарной плитки бордюр делается ниже уровня дороги, то здесь, наоборот.
    В связи с этим нужно сразу спланировать стоки для отвода воды.

    Теперь можно приступать к отсыпке подушки из щебня. Для пешеходных дорожек с толщиной подушки 10 – 15 см, достаточно 1 слоя щебня фракции 30 – 40 мм. Более мощные основания укладываются в несколько слоев.

    Нижний слой служит для дренажа в случае подъема грунтовых вод, его отсыпают крупным щебнем с фракцией 40 – 70 мм. Следующий слой фракцией 20 – 40 мм, будет отвечать за равномерное распределение нагрузки на основание дороги.

    Армирование дороги полимерной сеткой.

    Завершающий слой отсыпки делается из мелкого гравия фракцией 5 – 20 мм. Он также будет отвечать за распределение нагрузки, но кроме того он превратит подушку в плотную, монолитную конструкцию.

    Все уложенные слои должны быть плотно утрамбованы. Для серьезных покрытий используются дорожные катки весом от 2, до 10т. Каждый шар отсыпки уплотняется отдельно, каток должен пройтись по нему не менее 5 раз, плюс в современных дорожных катках есть функция вибропресса, что увеличивает эффективность в несколько раз. В процессе трамбовки, поверхность должна регулярно поливаться водой.

    Совет: в процессе трамбовки нужно сразу учитывать угол наклона дороги, в среднем он делается порядка 1º на 1 погонный метр.
    Для этого следует периодически сверяться с разметкой или данными нивелира.

    Укладка федеральной трассы.

    Укладка асфальта

    После окончания трамбовки подушки можно приступать непосредственно к укладке асфальта. Как говорилось ранее для тротуаров и придомовых территорий достаточно уложить мелкозернистый состав слоем до 50 мм. Тяжелые дорожные катки при этом также не требуются, можно обойтись легким катком или виброплитой.

    Обратите внимание!
    Данный вид покрытий по СНиП не рекомендуется укладывать в местах для отдыха.

    Более серьезные объекты вымащиваются в 2 слоя. При этом нижний слой укладывается крупнозернистым асфальтом на уровень 40 – 50 мм. На него практически сразу накладывается мелкозернистый состав, который в большинстве случаев является финишным.

    В настоящее время разработаны технологии, согласно которым между слоями горячего асфальта должна укладываться армирующая сетка из полимерных материалов. В результате долговечность и прочность такой дороги увеличивается в разы. Данная технология используется при укладке федеральных трасс и дорог с повышенной нагрузкой.

    Комплексная укладка дороги.

    Важно: восстановление асфальтобетонного покрытия у нас чаще всего делаются только при помощи горячего битума.
    Хотя по ГОСТ должно выполняться термопрофилирование асфальтобетонных покрытий.
    Эта процедура предусматривает предварительный прогрев дорожного полотна на глубину 2 – 5 см.

    На объект смесь должна доставляться в горячем виде, как правило, ее привозят самосвалами грузоподъемностью 7 – 20 т. После чего асфальт вручную или машинным способом равномерно распределяют по плоскости дороги, соблюдая уклон. В среднем на 10м² дорожного полотна расходуется 1 т асфальта при толщине в 40 мм.


    Строительство асфальтобетонных покрытий процесс метеозависимый. В холодное время года, то есть при температуре ниже +5 ºС производить работы вообще не рекомендуется. Плюс во время дождя или в сырую погоду качество укладки значительно снижается, так как состав увлажняется и быстрее остывает.

    Агрегат для снятия старого покрытия.

    Мы изложили общие базовые принципы качественной укладки асфальта, но наука не стоит на месте и технологии дополняются и совершенствуются. На видео в этой статье можно рассмотреть процесс укладки асфальта более детально.

    Прежде чем говорить о дорожном слое износа, мы должны обсудить основы асфальтового покрытия и выяснить, для чего применяется уплотняющие, износостойкое покрытие на его поверхности. Каждый хороший мастер скажет вам, что очень важно иметь хорошее представление о материалах, с которыми мы имеем дело.

    Асфальт известен своей долговечностью и устойчивостью. Именно его прочность делает асфальтирование дорог лучшим вариантом для наиболее распространенных дорожных покрытий, подлежащих сильному износу. В России правительство предпочитает асфальтированное покрытие за его надежность и долговечность. Если асфальт уложен правильно, он не требует замены в течение 20-25 лет. Асфальт также является популярным выбором для таких проектов, как подъездные дороги, автостоянки, тротуары, взлетно-посадочные полосы и многие другие. Асфальт есть везде. Асфальт также является одним из наиболее перерабатываемых материалов в стране, после бумаги и пластика. Приблизительно 80% асфальтового покрытия поступают на переработку после удаления. Без сомнения, если вы ищите материал для строительства надежного тротуара или подъездного пути, это именно тот материал, который может быть использован снова и снова, таким образом, асфальтированное покрытие становится лучшим выбором.

    Из чего состоит асфальт

    Асфальтирование дорог состоит из камня (заполнителя), песка, нескольких добавок и жидкого (нефтепродукты) асфальта. Жидкий асфальт - липкое черное вещество, которое применяется в качестве связующего материала асфальтового покрытия. В природе материал вязкий, но может быть найден в полутвердых формах. Другой распространенный термин, применяемый для асфальта - битум.

    Как правило, смесь состоит из 90% - 95% заполнителя и песка, на которые приходится 5-10% асфальта или битума. Благодаря высокой вязкости асфальтовое покрытие связывает материалы, которые формируют асфальт, одновременно с тем сохраняя некоторое время вязкость. Холодный асфальт является менее гибким материалом дорожного покрытия. Именно его гибкость является одной из самых сильных сторон асфальта, поскольку позволяет поверхности адаптироваться к изменчивым производственным условиям и погоде, которая постоянно меняет поверхность под ним. Другой важной способностью асфальта является отталкивание воды. Это важно, поскольку вода, как мы знаем, является величайшим врагом асфальтирования территории. Именно вода является причиной, по которой так много подрядчиков по укладке асфальта остаются в бизнесе.

    Как делается асфальт

    Первым шагом в асфальтирование дорог становится процесс под названием дозирование. Здесь, в зависимости от рецептуры асфальтовой смеси, совокупность компонентов асфальта взвешивается с использованием ленточных весов. Ленточные весы позволяют одновременно взвешивать материал и отправлять его на следующий этап производства.

    Второй этап включает сушку заполнителя. Вращающийся барабан используется для сушки заполнителя при температуре около 300 градусов. После сушки заполнителя его снова взвешивают, поскольку сушка может изменить его вес. Предварительно нагретый или высушенный заполнитель теперь просеивают и хранят в специальных бункерах.

    Далее, заполнитель передается в смеситель. Здесь добавляется связующий элемент или жидкий асфальт, который хранится в нагреваемой цистерне, чтобы тот оставался жидким и пригодным для смешивания. Когда заполнитель в смесителе, асфальт добавляется в смеситель согласно установленной скорости потока, которая рассчитывается на основе рецептуры асфальтового покрытия. Заполнитель и связующий материал тщательно перемешивают, чтобы сформировать материал, пригодный для дорожного покрытия.

    Когда горячее асфальтовое покрытие готово, оно хранится в отапливаемом бункере. Большинство производителей асфальта располагают несколькими большими камерами для хранения асфальта, приготовленного по разным рецептам. Асфальт хранится в горячем состоянии, пока не будет транспортирован самосвалами к месту работы. С того момента, как асфальт покидает завод и на протяжении всего процесса укладки, высокая температура асфальта сохраняется. Если асфальтовую смесь охладить, она не сможет быть укатана до нужной плотности.

    Асфальтирование и подготовка поверхности

    Следует отметить, что задолго до укладки асфальта проводится море подготовительных работ. В самом деле, если асфальт не укладывается в наложение (по существующему слою асфальта), требуется подготовка грунта к асфальтированию, что становится наиболее влиятельным фактором в долговечности готового асфальтового покрытия. Правильная очистка, земляные работы, трамбовка грунта и прокладочные материалы имеют решающее значение и требуют не дюжих знаний. В качестве базового прокладочного материала может применяться трамбованный камень и / или битумная основа, приготовленная по собственной уникальной рецептуре. Без надлежащего прокладочного слоя долговечность твердого покрытия сильно снижается.

    Прежде чем асфальтовое покрытие наносить на готовую поверхность (особенно, если это существующая поверхность асфальта), необходимо подготовить базу путем распыления тонкого слоя жидкого связующего асфальта (горячего и липкого битума) с помощью гудронатора. Это решение обеспечивает прочную связь между слоем твердого асфальта и поверхностью под ним.

    Когда смесь распределяется по строительной площадке, она укладывается асфальтоукладчиком и укатывается с помощью асфальтовых катков. Помимо укладки асфальта на должным образом подготовленную поверхность, конечное качество асфальтового покрытия во многом зависит от качества асфальтовой смеси и её уплотнения. Для обеспечения надлежащего уплотнения асфальта должны применяться правильные методы прокатки.

    Когда асфальт укатан на дороге, его следует оставить для отвержения. Как минимум, требуется 24 часа для того, чтобы асфальтовая смесь отвердела, прежде чем она может быть использована. Если временные рамки не были соблюдены и асфальт был пущен в эксплуатацию раньше срока, результатом станет плохое качество покрытия. Асфальтовая смесь должна пройти хорошую укатку под правильным весом, который определяется толщиной асфальтового покрытия.

    Когда асфальт уложен, укатан и затвердел, он подвергается воздействию времени и непогоды. С течением времени, под постоянным воздействием дождя, снега, жары, холода и других, дорожное покрытие и поверхность под ним начинает медленно деформироваться, что вызывает трещины и другие повреждения дорожного покрытия. Обслуживание асфальта - включая нанесение защитного покрытия, исправление трещин и выбоин - всё это может быть использовано для защиты и продления службы прослужившего десяток лет и более асфальта. Износостойкий слой наносится на не только на старый асфальт, он также может быть использован в начале жизненного цикла асфальта, чтобы защитить его и продлить срок службы. Поскольку асфальта в мире очень много, защита асфальта и его обслуживание - большой бизнес.

    Когда закончено возведение личного дома, наступает этап оформления приусадебного участка. Оформление цветников, тротуара, высадка разных растений — это лишь малый перечень необходимых операций, которые предстоит сделать человеку. У многих домовладельцев имеется личное транспортное средство. Именно поэтому наличие качественной подъездной дорожки к жилью просто необходимо. Мало кто решается выполнять асфальтобетонное покрытие самостоятельно. Однако в данной статье мы рассмотрим все тонкости и нюансы такого процесса.

    Определение

    Асфальт делают из специальной смеси. Данный раствор применяют повсюду. С его помощью обустраивают трассы, площади, улицы и даже садовые дорожки. Однако существуют определенные нормы асфальтобетонного покрытия. Все это прописано в специальных ГОСТах. Там же указано и . Больше века данный ямочный состав остается без каких либо изменений:

    • Самое важно, обязательное присутствие битумного материала в качестве вяжущего компонента.
    • Обязательно наличие, в определенной дозировке, карьерного песка, а также минеральных добавок.
    • Последним необходимым компонентом является синтетически созданная присадка.

    Когда только было начато пользование асфальтобетонным покрытием, применяемый битумный материал был природного происхождения. Однако в связи с его ограниченным количеством в природе, возникла необходимость в синтетическом аналоге. Данный аналог производят из отходов нефтепромышленности. Его используют и теперь.

    Песок используют добытый в карьерах, а вот в качестве минеральных добавок применяют щебень, шлаки и дробленную скальную породу. Присадки применяют, чтобы повысить отдельные характеристики покрытия, такие как – морозостойкость, показатель вязкости и многое другое.

    Какие бывают составы?


    Рынок выпускаемого материала для покрытий невероятно обширен. Виды зависят от дозировки внутренних компонентов, типа присадок. Профессионалы подразделяют асфальт на такие виды:

    • Для оформления тротуарного покрытия, дорожек в саду либо внутреннего двора. В основе идут песчаные смеси.
    • Растворами мелкого помола укладывают городские улицы с неинтенсивным транспортным движением, а также им выполняют ямочный ремонт.
    • Асфальт крупного помола используют для создания подстилающего пласта. Он выполняется в случае использования многослойного метода обработки.
    • Покрытие, изготовленное с использованием битума и полимеров, применяют при устройстве дорог на мостах либо крупных дорожных развязок. Их отличительной чертой считают более высокую долговечность и крепость.
    • Бетон, в составе которого имеется щебень и строительная мастика, признан самым прочным. Поэтому его используют для создания асфальтобетонного покрытия на скоростных трассах.
    • Обработка покрытий спортивного направления выполняется при помощи бетона с битумно-резиновыми компонентами.

    Правила укладки покрытий

    Устройство асфальтобетонного покрытия — довольно серьезное дело и не имеет значения, кто будет это выполнять. Технология функционирования по обустройству асфальта прописана в специальном СНиПе, а также ГОСТе. Понять все, что там написано порой бывает сложно даже профессионалам, однако в данном пункте мы постараемся тщательно во всем разобраться.

    Подготовительные работы


    Конструкция асфальтобетонного покрытия.

    Неважно, что вы будете делать, начать необходимо с разметки территории. Нужно точно определиться, в каком именно месте будет находиться дорожка. Предварительно также стоит выполнить дренажные и сливные системы. Подземные конструкции к моменту покрытия дорожек покрытием должны быть установлены.

    Во время подготовительных операций немаловажно будет принять решение об асфальтобетонном покрытии, точнее будет сказать, о материалах данного покрытия. Если пешеходными асфальтобетонными покрытиями периодически будут пользоваться автомобилисты, то желательно сделать специальный гравийно-щебеночный слой шириной около 15 сантиметров. Ширина поверхностного слоя покрытия тогда будет колебаться от 5 до 6 сантиметров. При асфальтобетонных покрытиях на АЗС ширину гравийного слоя делают около 30 сантиметров. Верхний слой асфальта укладывается примерно в пару слоев.

    Когда дорожка будет размечена, начинают копать траншею под него. Зачастую уличное покрытие и тротуарные площадки выполняют на одной высоте, из-за этого почву убирают на всю ширину асфальтового «пирога». Технология монтажа скоростных трасс немного отличается, однако ее мы разбирать не будем.

    После того как поверхностная почва была убрана, траншею необходимо тщательно утрамбовать. Выполнить это можно с помощью катка. Если предусмотрены , то лучше их установить именно на данном этапе. Асфальтный «пирог» будет в такой своеобразной опалубке из бордюров. Также можно выполнить специальные канавы для отвода воды.

    Далее технология предусматривает асфальтобетонные процессы по формированию щебневого слоя. Для тротуаров хватит одного шара, если необходим более мощный бетон, то щебень укладывают в несколько слоев. Нижний пласт является особым дренажом для грунтовых вод. Его выполняют из крупного щебня. Дальнейший пласт поможет распределить давление на поверхность асфальта.

    Последняя обработка пластов отсыпки заключается в формировании последнего щебневого слоя мелкой фракции. Он поможет сделать всю подушку прочной и монолитной. Каждый из слоев подлежит тщательному трамбованию. Если асфальтобетонные покрытия будут подвергаться серьезному давлению, то утрамбовывают щебень при помощи катка минимум 6 раз. Во время данной операции, должна дополнительно проходить обработка водой щебня.

    Изготовление асфальта в домашних условиях

    Приготовление смеси бетона и асфальта считают сложным процессом. Однако существует огромное количество людей, готовых на эксперименты. Такие смеси не удастся применить для трасс, однако для оформления асфальта дома они вполне подойдут.

    Классический метод


    Добавка делает холодный асфальт более прочным.

    Для изготовления асфальтобетонного покрытия необходимы песок, битумный материал (смола), а также мелкий щебень. Из инвентаря понадобятся большая емкость и ведро. Для варки смеси асфальта лучше использовать костер, это дешевле и безопасней.

    Помещаем в емкость песочно-щебневые добавки в пропорции 2 к 1 и тщательно размешиваем. Добавляем воду и помещаем емкость на огонь. В то же время начинаем подготовку битумной добавки. Здесь понадобится металлическое ведро. Над огнем необходимо растопить битумную смолу в ведре. Когда добавки смеси в обеих емкостях вскипели, их можно смешать. После смешивания снова возвращаем емкость на огонь и продолжаем кипятить до того момента, пока вода полностью не выкипит. Поверхностная отделка бетоном выполняется, пока раствор горячий.

    Асфальтобетонное покрытие: общие сведения

    Первые асфальтобетонные покрытия были построены в Вавилоне за 600 лет до Нашей эры. Строительство покрытий с применением битума возобновилось только в XIX веке в Западной Европе, а затем в США. Первый участок асфальтобетонного покрытия в России был построен на Волоколамском шоссе в 1928 году.

    Асфальтобетонное покрытие имеет ряд положительных свойств и высоких транспортно-эксплуатационных показателей: медленное изнашивание под действием тяжелых транспортных средств; сравнительно высокая прочность и устойчивость к воздействию климатических факторов и воды; гигиеничность (не пылит и легко очищается от пыли и грязи); простота ремонта и усиления покрытия.

    Асфальтобетонное покрытие укладывают на дорогах с продольным уклоном до 60 промилей. Поперечный уклон назначают в пределах 15-20 промилей.

    Конструкции дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями непрерывно изменяются в связи с тем, что транспортные нагрузки и интенсивность движения постоянно увеличиваются. Еще 20-30 лет назад двухслойные асфальтобетонные покрытия толщиной 10-12 см на щебеночном основании 18-25 см применяли на дорогах высоких категорий. Теперь такие конструкции пригодны только для дорог низших (IV и V) категорий, а на дорогах II и I категорий конструкции стали более мощными, в основании, все чаще применяется тощий (укатываемый) бетон толщиной 20-35 см, а суммарная толщина укладываемого асфальта равна 18-25 см.

    Сроки службы асфальтобетонных покрытий зависят не только от качества асфальтобетона, но и от конструкции дорожной одежды. Одинаковое по качеству асфальтобетонное покрытие по-разному работает на различных основаниях. Так, в асфальтобетонных покрытиях, уложенных на основания из монолитного цементобетона, появляются трещины из-за теплофизической несовместимости материалов покрытия и основания, т. е. швы и трещины в цементобетонных основаниях повторяются в асфальтобетонных покрытиях.


    Щебеночные основания лишены этого недостатка, однако, они подвержены неравномерным усадкам, происходящим из-за взаимного перемещения зерен щебня под влиянием многократных воздействий транспортных нагрузок.

    Применительно к выбранной конструкции дорожной одежды необходимо выбрать тип асфальтобетонной смеси. Покрытия из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку асфальта (асфальтировку) следует производить при температуре окружающего воздуха не ниже +5oC. Укладка асфальта (асфальтировка) может производиться как механизированным способом, при помощи асфальтоукладчика, так и ручным способом.

    Отсыпка и восстановление дорог к дачным поселкам и гаражным кооперативам, дорог с неоживленным движением, асфальтовой дорожной крошкой являться прогрессивным методом восстановления дорог. За счет невысокой стоимости и более высокой устойчивостью к разрушению чем, щебень, песок. Асфальтовая дорожная крошка обладает более высокой плотностью, насыщена битумом, служащим дополнительным связующем звеном и уплотняющим элементом, что позволяет дороге прослужить значительно дольше.

    Лучшим материалом для отсыпки дорог внутри дачных поселков и гаражных обществ, является асфальтная крошка. Преимущество асфальтной крошки в том, что она укладывается гораздо плотнее, чем песок и щебенка. Крошка из асфальта после отсыпки, укатывается колесами автомобилей до такой степени, что становится похожей на асфальт. Дорога, отсыпанная асфальтной крошкой, более устойчива к размытию и другим разрушениям под воздействием воды. Битум присутствующей в крошке, служит дополнительным связующим и уплотняющим элементом, что позволяет дороге прослужить значительно дольше, чем дороге отсыпанной из песка и щебня.

    Технология отсыпки и восстановления, грунтовых дорог:

    Перед укладкой асфальтной крошки, проводят разравнивание, с помощью автогрейдера сбивая неровности дороги, профилируя основание, добиваясь необходимой ровности. После того как достигнут ровный слой основания, производят разравнивание дорожной крошки по всей дороге, профилируют откосы. Добиваясь ровности покрытия одинаковой толщины слоя. На заключительном этапе производят уплотнение с помощью дорожного катка, тем самым, добиваясь высокой плотности и устойчивости к размыву и другим разрушениям под воздействием воды.

    После того как дорожный каток уплотнил покрытие новая дорога готова к эксплуатации.



    Перед устройством основания неоходимо установить бортовые камни и поребрики. Основания под асфальтобетонные покрытия тротуаров устраивают из щебня, шлака, кирпичного боя, а также других отходов, полученных от разборки зданий и сооружений. В качестве материала для основания используют также дробленый старый асфальтобетон (асфальтная крошка). Толщину основания обычно назначают 10-15 см в зависимости от свойств подстилающих грунтов. Материал основания разравнивают слоем требуемой толщины и затем уплотняют катками с рассыпкой каменной или шлаковой мелочи для расщебенки и расклинцовки.

    Толщину асфальтобетонного покрытия обычно принимают 3-4 см. На въездах в кварталы и во дворы толщину слоя асфальтобетона поднимают до 5 см и более. Для устройства покрытий тротуаров используют песчаные или мелкозернистые асфальтобетонные смеси. Для уплотнения асфальтобетона используют виброплиты или катки малого класса.


    Асфальтирование спортивной площадки

    font-size:12.0pt;font-family:" times new roman>Асфальтовое основание строят для специального спортивного покрытия на теннисных кортах, волейбольных, баскетбольных и других спортивных площадках. Устройство такого основания включает комплекс работ:

      Земляные работы (подготовка «корыта»). Выемка и вывоз грунта на необходимую высоту, как правило, на высоту щебёночного основания. Планировка, разравнивание грунта внутри корыта; Установка бортовых камней, поребриков и системы водоотвода по периметру площадки; Устройство песчаного основания толщиной 10-20 см, если грунт содержит глину; Устройство щебёночного основания толщиной 15-18 см. Из фракций щебня 40х70 и 20х40. Можно применить, вместо щебня фр. 40х70, черный щебень, а на верхний слой - мелкую асфальтную крошку. Желательно, для увеличения надёжности щебёночного основания, выполнить дополнительную расклинцовку отсевом. Установка закладных деталей для стоек; Верхний слой выполняется из мелкозернистой асфальтобетонной смеси типа “Г”, общей толщиной 8 см. Асфальт укладывается двумя слоями по 4см. Для отвода воды с поверхности корта основанию необходимо задавать уклон 0,5 – 1 ‰ по короткой стороне; В связи со спецификой технологии укладки асфальта, невозможно достичь идеальной ровности основания. Поэтому перед укладкой спортивного покрытия необходимо выровнять основание специальными смесями.

    Укладка в насыпь и уплотнение грунта выполняются при планировочных работах, возведении различных насыпей, обратной засыпке траншей, пазух фундаментов и др. Уплотнение производится с целью увеличения несущей способности грунта, уменьшения его сжимаемости и снижения водопроницаемости. Уплотнение может быть поверхностным и глубинным. В обоих случаях оно осуществляется механизмами.

    Существует уплотнение грунтов укаткой, трамбованием и вибрированием. Наиболее предпочтителен комбинированный метод уплотнения, заключающийся в одновременной передаче на грунт различных воздействий (например, вибрирование и укатка), или объединение уплотнения с другим рабочим процессом (например, укатка и движение транспортных средств и др.).

    Для обеспечения равномерного уплотнения отсыпанный грунт разравнивают бульдозерами или другими машинами. Наибольшее уплотнение грунта с наименьшей затратой труда достигается при определенной оптимальной для данного грунта влажности . Поэтому сухие грунты должны увлажняться, а переувлажненные - осушаться.

    Грунт уплотняют участками (захватками), размеры которых должны обеспечивать достаточный фронт работ. Увеличение фронта работ может привести к высыханию подготовленного к уплотнению грунта в жаркую погоду или, наоборот, к переувлажнению в дождливую.

    Наиболее трудным является уплотнение грунта при обратной засыпке пазух фундаментов или траншей, так как работы ведутся в стесненных условиях. Во избежание повреждения фундаментов или трубопроводов прилегающий к ним грунт на ширину 0,8 м уплотняется с помощью виброплит, пневматических и электрических трамбовок слоями толщиной 0,15...0,25 м. Более производительные способы, например самопередвигающиеся виброплиты и другие, применяются при уплотнении засыпки под полы.

    Проходки грунтоуплотняющих машин делаются с небольшим перекрытием во избежание пропусков неуплотненного грунта. Число проходок по одному месту и толщина слоя задаются в зависимости от вида грунта и типа грунтоуплотняющей машины или устанавливаются опытным путем (обычно 6...8 проходок).

    Насыпи, к которым не предъявляются высокие требования по плотности грунта, можно уплотнять транспортными средствами в процессе отсыпки грунта. Схема работы составляется так, чтобы груженый транспорт перемещался по отсыпанному слою грунта.

    В отличие от обычного бетона, цементно-щебеночные смеси содержат значительно меньше цемента и могут уплотняться статическим воздействием самоходных катков с гладкими вальцами. Основание из тощего бетона устраивают по технологическому слою из уплотненного щебня, цементогрунта или песчано-гравийной смеси толщиной 10-15 см. По основанию из тощего бетона на магистралях с тяжелым транспортным движением укладывают двухслойное асфальтобетонное покрытие общей толщиной 8-12 см, на остальных проездах и дорогах по слою тощего бетона укладывают однослойное асфальтобетонное покрытие толщиной не менее 10 см. Укладывают тощий бетон в основание бетоноукладчиком, щебнеукладчиком или с помощью средств малой механизации. Смесь распределяют слоем до 20 см и сразу же уплотняют сначала легкими, а затем тяжелыми катками до полного исчезновения следов укатки.

    Устройство асфальтобетонного покрытия по тощему бетону можно производить после его уплотнения или по истечению 2-3 сут. В последнем случае поверхность основания следует обработать битумной эмульсией в два слоя. Общий расход эмульсии 0,7 кг на 1 м2 основания. Устройство оснований из тощего бетона значительно снижает трудовые затраты, а также сроки начала укладки асфальтобетона. В основаниях из тощего бетона устраивают температурные поперечные швы. Расстояние между ними принимают от 20 до 40 м в зависимости от температуры воздуха при укладке бетонной смеси, марки тощего бетона и типа асфальтобетонного покрытия. Швы нарезают специальными нарезчиками или устраивают с помощью закладки в основание еловых или сосновых досок.

    Армирование асфальта как способ повышения его долговечности

    Вопрос армирования дорожного покрытия отнюдь не праздный, поскольку основная масса автодорог и улиц покрыта асфальтобетоном, а его зачастую плачевное состояние и быстрое, в течение нескольких лет, разрушение знакомо каждому, кто движется на своих или муниципальных колесах.

    Качество асфальтирования и срок службы асфальтобетона зависит как от качества основания, на которое он уложен, так и от свойств, присущих самой природе асфальтобетонного покрытия.

    Асфальтобетонные покрытия, обладающие хорошей сопротивляемостью кратковременным нагрузкам, имеют невысокую прочность на растяжение при изгибе и недостаточную распределяющую способность при многократном приложении нагрузки. Поэтому возникающие в процессе эксплуатации асфальтобетонного покрытия усталостные и отраженные трещины, интенсивно развиваясь, приводят к его преждевременному разрушению.

    Уже давно во всем мире, срок службы асфальтобетонного покрытия повышают путем его армирования геосетками. Сегодня на рынке существуют геосетки из стекловолокна, полиэстера, из базальтовых волокон и ряд других.

    По результатам многочисленных лабораторных исследований и опыту эксплуатации, к армирующим геосеткам предъявляются следующие требования:

      модуль упругости армирующего материала должен быть больше модуля упругости асфальтобетона для того, чтобы воспринять растягивающие усилия аналогично тому, как это происходит в железобетоне; сцепление между асфальтом и армирующим материалом должно быть очень хорошим для того, чтобы распределить растягивающие напряжения в материале армирования в смежные участки асфальтобетонного покрытия. При этом должны быть учтены два важных фактора, влияющие на прочность этого сцепления: разница между коэффициентами температурного расширения асфальтобетона и армирующего материала должна быть как можно меньше, так как при перепадах температур возникают вторичные локальные напряжения в месте их соединения, которые могут превысить предельные значения, и система перестанет работать как единое целое. Примером может служить отличное поведение железобетона, где сталь и бетон имеют одинаковые коэффициенты температурного расширения; модуль упругости материала армирования не должен на несколько порядков превышать модуля упругости асфальтобетона. Это объясняется тем, что, являясь упруго-пластичным материалом, асфальтобетон под транспортной (динамической) нагрузкой ведт себя как упругий материал, воспринимает напряжения и перераспределяет нагрузку на большую площадь нижележащих слоев совместно с армирующим материалом. Если применить слишком жесткое армирование, основная часть растягивающих напряжений будет воприниматься именно им. Эти напряжения должны передаваться в слои асфальта через силы сцепления и потребовалась бы очень большая площадь заделки армирования в асфальт, чтобы напряжения не превысили сил сцепления армирования с асфальтом.

    Характеристики некоторых материалов и готовых изделий

    Наименование

    Модуль упругости, Н/мм2

    Асфальт

    1000 – 7000

    Бетон

    20000 – 40000

    Сталь

    200000 – 210000

    Стекловолокно

    69000

    Полиэстерное волокно

    12000 – 18000

    Пряди геосетки Хателит из полиэстера

    7300

    Пряди геосетки из базальта

    35000

    Анализируя приведенные данные с изложенных выше позиций, можно понять, почему такие материалы, как стекло, сталь или базальт работают в паре с асфальтобетоном хуже, чем полиэстер.

    Разница между модулями упругости стекловолокна, стали, базальта, с одной стороны, и асфальтобетона - с другой, вызывают проблемы с прочностью сцепления между ними. Армирование упомянутыми материалами было бы возможно, если бы армирующий материал простирался на всю ширину проезжей части и по ее краям было бы обеспечено достаточное их закрепление. В противном случае армирование будет просто выдернуто из асфальтобетона.

    Имеются примеры применения стеклосеток для армирования асфальтобетона при недостаточной длине заделки сетки в асфальтобетоне. Допускаемые силы сцепления между сеткой и асфальтобетоном оказываются превышенными, происходит расслоение между сеткой и асфальтобетоном, и под влиянием динамических транспортных нагрузок появляются относительные перемещения между сеткой и асфальтом, которые приводят к полному разрушению стеклянных волокон. Это было выяснено при взятии кернов, когда от стеклосетки остался только белый порошок после нескольких лет эксплуатации.

    На материал армирования не должны влиять динамические нагрузки от движущихся транспортных средств, иначе армирование будет плохо работать в договременной перспективе. Проведенные исследования показали, что стеклосетки плохо переносят динамические нагрузки. Разрывное усилие испытанных стеклосеток упало до 20–30 % от первоначального значения после 1000 циклов нагружения, и ни одна из них не выдержала 5000 циклов нагружения, в то время как Хателит успешно выдержал 6000 циклов.

    Исследования армирующей сетки из стекловолокна показали неутешительные результаты при различных условиях. На двух различных усчастках дорог исследовалось поведение асфальтобетона, армированного стеклосеткой, и неармированного, в течение четырех лет.

    На первом участке покрытие, армированное стеклосеткой, имело гораздо больше трещин на проезжей части, чем неармированное.

    На втором участке окончательный осмотр показал отсутствие трещин в переходной зоне как армированного, так и неармированного покрытия. В то же время стеклосетка не предотвратила появления трещин в зоне пересечения со старыми железнодорожными путями.

    Таким образом, основываясь на результатах исследований не рекомендуется использовать стеклосетку в качестве трещинопрерывающего армирования.

    Наиболее серьезный подход к выбору армирования асфальтобетонных покрытий следует проявлять при сооружении взлетно-посадочных полос аэродромов с асфальтобетонным покрытием. Ведь выбоины в асфальте на проезжей части заставляют водителей снижать скорость и лишь иногда ведут к повреждению подвески автомобиля. Нарушение же целостности асфальтобетона на взлетно-посадочной полосе - прямой путь к катастрофе с человеческими жертвами.

    Наиболее оптимальным выбором для армирования асфальтобетона по сравнению со стеклосеткой является армирующая сетка типа Хателит. Данный тип сетки имеет достаточно высокие технико-экономические показатели:

      значительное снижение толщины асфальтобетона; повышение его трещиностойкости в 3 раза и более; увеличение ресурса покрытия и снижение эксплуатационных затрат на его содержание.

    Применение же армирующих сеток из стекловолокна не дало положительного эффекта в силу их невысоких физико-механиеских характеристик и неспособности эффективно препятствовать развитию трещин в асфальтобетоне.

    Несмотря на то, что постоянно разрабатываются новые виды армирующих сеток из стекловолокна, их эффективность и договечность остается значительно ниже, чем у полиэстерных сеток типа Хателит.

    Наиболее эффективными геосетками являются сетки Хателит С по следующим показателям:

      армирующие нити сеток выполнены из полиэстера и по сравнению с нитями из стекловолокна хорошо воспринимают не только напряжения в горизонтальной плоскости, но и напряжения от многократных вертикальных нагрузок. Нити из полиэстера устойчивы к воздействию от вертикальных напряжений и деформаций. Нити из стекла не воспринимают вертикальных деформаций и напряжения; уже в заводских условиях сетка обработана битумом, что обеспечивает хорошее сцепление с асфальтобетоном; является композиционным материалом. Помимо армирующих нитей сетки имеют геотекстильную основу, что обеспечивает при укладке проектное положение сетки без дополнительных операций; размеры ячейки армирующих сеток дожны быть равны удвоенному размеру наибольшей фракции щебня. Для мелкозернистого асфальтобетона оптимальный размер ячейки сетки 40х40 мм.

    Также следует отметить, что при динамических испытаниях образцов на изгиб при максимальных значениях растягивающих напряжений, равных 10 МПа, количество циклов до разрушения у образца с Хателитом С в 13 раз выше, чем у образца с базальтовой сеткой. При трехкратном прохождении уплотняющего катка базальтовая сетка потеряла почти 50 % прочности (Хателит С - 10 %), а при 5 проходах - 60 % (Хателит С - 13 %). Таким образом, очевидна тенденция потери базальтовой сеткой своей прочности, снижения способности к деформациям и разрушения при увеличении количества циклов уплотнения или просто проходов тяжелого автотранспорта при дорожных работах. Для сравнения, у Хателит С коэффициент механических повреждений даже при 5-ти кратном уплотнении оставался в пределах допустимого - не превышал 1,15.

    Исследования на сдвигоустойчивость показали, что для керна с Хателит С она равна 34 кН/м (вследствие хорошей битумной пропитки, оплавления и уплотнения нетканого материала, нанесенного на сетку), а для керна с базальтовой сеткой сдвигоустойчивость составила 6 кН/м при минимально допускаемой величине 15 кН/м.

    Кроме того, расход 70 % битумной эмульсии при укладке сетки Хателит С составляет 0,3–0,5 л/м. кв., а при укладке сетки из базальта - 1,0–1,2 л/м. кв.

    В конце требуется отметить, что геосетка Хателит С сертифицирована в России и Украине. Кроме того в Украине существует «Технологический регламент использования сетки Hatelit 40/17 C для армирования асфальтобетона».

    Армирование дороги:

    Геосетка Хателит С в рулонах:

    Геосетка Хателит 40/17 С:

    Укладка асфальта поверх геосетки Хателит 40/17 С:

    Если вы добираетесь на дачу на собственной автомобиле, то рано или поздно вам надоест ставить его просто возле крыльца дома. Вы задумаетесь о том, что пора бы построить для своего «железного коня» стационарную парковку, защищающую его во время вашего дачного отдыха от жарких солнечных лучей и атмосферных осадков. Самой легкой и быстрой в исполнении является стоянка для машины на даче в виде площадки с навесом. Давайте поговорим о том, как построить подобную стоянку и подберем материалы для нее.

    Выбор месторасположения стоянки

    Место для «отдыха» вашей машины должно располагаться на ровной площадке. Косогор для стоянки категорически не годится, так как вам впоследствии придется постоянно ставить автомобиль на ручной тормоз, укладывать под колеса камни или кирпичи, да и просто нервничать, что машина, несмотря на ваши старания, уедет без вашего позволения. Однако, несмотря на это, небольшой уклон для площадки предусмотреть необходимо. Так машине будет проще заехать на стоянку. Предусмотрите также, чтобы площадка находилась не в низине, а чуть выше уровня земли. Тогда здесь не буде застаиваться дождевая вода и снег.

    Устройство площадки

    Устройство площадки начинается со снятия в выбранном месте слоя грунта толщиной 10-20 см. В этот небольшой котлован насыпают и утрамбовывают песчаную или щебневую подушку.

    Бетонная стяжка


    Если почва на участке достаточно устойчива и не подвержена сезонным смещениям, то можно остановиться на бетонной стяжке, укрепленной арматурой. Для этого по периметру площадки устанавливается деревянной опалубка из обрезной доски необходимой высоты. Поверх песка заливается слой бетона толщиной около 5 см, на который сразу же, не дожидаясь застывания, кладется арматурная сетка. Сверху она вновь заливается бетоном.

    Толщина бетонной площадки должна быть не менее 10 см, если же автомобиль большой и тяжелый, то лучше эту цифру увеличить. Несмотря на то, что бетон схватится уже через 2-3 дня (в это время уже можно будет убирать опалубку), эксплуатировать ее еще нельзя. Подождите еще месяц, пока бетон не наберет окончательную прочность – тогда он сможет выдержать вес машины.

    Тротуарная плитка

    В том случае, если грунт подвержен вспучиванию, то уже через год бетонную поверхность площадки может взломать, поэтому нужно предпочесть другой вариант. Хорошим выбором может стать тротуарная плитка, которая, за счет зазоров между собой, позволит влаге лучше испаряться с поверхности земли и основание стоянки будет меньше коробиться.

    Такая плитка бывает совершенно разной фактуры и цвета – стилизованная под определенный сорт дерева или камня. Для автомобильной стоянки лучше использовать плитку «под гранит».

    Укладывается тротуарная плитка очень легко – на утрамбованную щебневую подушку или же на слой песка и цемента. Никаких других связующих, например, клея не требуется. Плитка прибивается к поверхности специальным резиновым молоточком и плотно сцепляется с основанием. После того, как плитка будет уложена, желательно по ее границам установить бордюрный камень. Вместо плитки в качестве облицовки площадки можно использовать брусчатку , натуральный камень, клинкерный кирпич.

    Щебневая отсыпка

    В случае вспучиваемых грунтов для поверхности площадки можно использовать и обычный щебень. Достаточно засыпать в вырытую ямку слой щебня и площадка для стоянки готова.

    Газонная решетка

    А это уже вариант для любителей экологически чистых покрытий, идеально вписывающихся в природный ландшафт. Экопарковка – это особая жесткая пластиковая решетка, создающая основу для почвы, в которую высеивается газонная трава.

    Полимерная решетка равномерно распределит вес машины по всей площадке, поэтому на траве не образуются колеи от колес и газон всегда будет выглядеть ухоженно. Достоинства экопарковки – долговечность (до 25 лет), водоотведение, морозоустойчивость. Решетка не потребует никакого ухода в период всего срока использования, однако отличается относительной дороговизной.

    Навес над площадкой

    Независимо от того, какое покрытие для своей стоянки вы предпочли, нежелательно оставлять ее открытой для осадков и солнечных лучей. Современный строительный рынок предлагает огромный выбор навесов для стоянок автомобилей. Большой популярностью пользуется навес, представляющий собой легкую конструкцию из стального каркаса и крыши – покрытия из поликарбоната, шифера, металлочерепицы, профнастила.

    Такие конструкции продаются уже в готовом виде или же их можно заказать по частям. Если есть желание, то подобный навес можно изготовить самостоятельно. Для этого потребуются опорные и поперечные металлические трубы, из которых с помощью сварки или болтов сооружается каркас. Сверху крыша покрывается деревянными досками, шифером или рубероидом – смотря, что у вас есть в наличии.

    Таким образом, стоянка под машину на даче может иметь самый разнообразный вид –от откровенно урбанистической (с площадкой из бетона и навесом из поликарбоната) до максимально естественной (экопарковка с деревянным навесом). Главное, чтобы она смогла защитить автомобиль от внешних негативных факторов и вписалась в общий стиль вашего участка.


    Экологичность

    Цена

    Практичность

    Внешний вид

    Простота изготовления

    Трудоемкость при использовании

    Итоговая оценка

    На данный момент считается самым популярным материалом, используемым для дорожного покрытия. Он достаточно надежен. При этом для больших нагрузок предназначаются маркировки асфальта с наилучшими показателями, например, такие, как М1200. Материал несколько меньшей плотности (М1000) уже не способен выдерживать вес многочисленных машин, поэтому его обычно применяют лишь для прокладки дорожек и тротуаров.

    Изначально следует разметить ту территорию, на которой предполагается прокладка асфальта. Все работы будут зависеть от того, для каких целей предполагается использовать покрытие. Так, для «легкой» трассы, по которой не предполагается движения большого потока транспорта, понадобится всего один слой щебня, но вот при постройке магистрали уже необходимо будет использовать как минимум три его слоя.

    Фракции укладываются от самой большой к наименьшей и очень тщательно прикатываются катком. На первом этапе необходимо формирование особой подушки, на которой и будет расположен асфальт.

    Если необходимо, чтобы покрытие шло вровень с окружающей территорией, то сначала потребуется вырыть нужной глубины котлован, а после укладки в него щебня приступать непосредственно к наливке асфальтовой массы. Все дорожные работы по укладке асфальта проводятся согласно требованиями СНИП и ГОСТа.

    Существует два основных способа устройства дорог из асфальта:

    1. Холодный. Обычно применим для ремонта, так как он очень быстро схватывается и уже вскоре можно будет использовать покрытие в полной мере;
    2. Горячий. Применим при прокладывании новой дороги. В данном случае битумная смесь должна быть укатана до того момента, как она начнет остывать.

    Расход битума при ремонтировании покрытия должен быть не меньше 0,5 л. А вот расход асфальта при прокладке новой трассы высчитывается отдельно. Здесь необходимо учитывать не только размеры дороги, но и ее структуру, а так же другие дополнительные факторы.

    При работе обязательно нужно использовать специальный термометр, позволяющий определить температуру стройматериала. Постоянный контроль этого показателя важен, так как после остывания битум уже будет непригоден для прокладки дороги.

    На видео — технология укладки холодного асфальта:

    Нанесение пропитки

    На данный момент имеется три вида пропиток, входящих в состав дорожного покрытия:

    • На основе полимера из акрила. Одно из дорогостоящих покрытий, которое используют лишь на ограниченных территориях. Например, таких, как теннисные корты. Они обеспечивают высочайшие качества защиты, а так же выпускаются в нескольких цветовых гаммах.
    • Каменноугольная смола. Модифицированное покрытие, которое способно не поддаваться воздействию нефтепродуктов. Благодаря особым составляющим обеспечивается не только долговременная служба, но и качественный цвет.
    • Асфальтовая эмульсия. Достаточно распространен и доступен, однако не обеспечивает должной защиты, из-за чего полотно может вскоре потребовать ремонта.

    При образовании трещин на проложенном асфальте уже не используют в качестве заливки битумную смесь. Для данной цели применяется герметик, который после посыпается мелкой крошкой цемента. Предотвратить их появление и обеспечить наилучшую прочность позволяет использование специальных сеток под асфальт. При помощи них производится надежная сцепка покрытия, улучшаются и продлевается срок его службы.

    Уплотнение — это очень важный этап при прокладке покрытия. Для этой цели возможно использовать специальные машины для укладки: каток, виброплиту или асфальтоукладчик. Каждый из этих видов техники достаточно мобилен, но обладает некоторыми преимуществами перед другими типами укатки. Так, виброплита обладает наилучшей маневренностью, а асфальтоукладчиком можно осуществлять как минимум два типа работ.

    На фото — процесс уплотнения покрытия при укладке асфальта

    Укладка асфальта своими руками

    В частном строительстве, используя асфальт, делают отмостки, устраивают дорожки и тротуары.Помимо этого асфальт возможно применять для формирования кровельного покрытия и проведения внутридворовых работ.

    При прокладывании дорожек самостоятельно, работа производится поэтапно:

    • Изначально снимается до 30 см почвогрунта и убирается весь мусор;
    • Далее устанавливаются бордюры, которые послужат не только дополнительным украшением, но и предотвратят расползание битума;
    • На данном этапе создается подушка. Щебневой слой должен достигать 15 см, после укатки которой можно насыпать более мелкую фракцию щебня и вновь укатать. Последним слоем будет песок. Его достаточно будет 5 см. После создания подобной подушки потребуется залить ее водой и прикатать ручным катком;
    • Горячий асфальт необходимо равномерно раскидать по всему периметру дорожки. Далее для разравнивания бугров необходимо применять швабру-движок, постепенно заполняя все ямки новыми порциями асфальта. Поскольку материал достаточно быстро застывает, необходимо несколько работников, которые будут осуществлять всю работу;
    • Когда участок дороги будет заполнен асфальтом и разровнен, необходимо ручным катком уплотнить его. Предварительно потребуется смазать укатчик соляркой, дабы предотвратить прилипание и обеспечить равномерное покрытие. Важно покрыть соляркой все инструменты, которыми производится работа.

    Температура асфальта при укладке очень важна. Она не должна опускаться менее 120С, иначе в скором времени покрытие полностью придет в негодность.

    При укладке важно производить только прямые движения, реверсивные категорически запрещены. Расход битума в данном случае рассчитывается индивидуально и может составить как 5, так и 10 кг. По окончанию работы вместо пропитки можно использовать специальную краску для асфальта. Она придаст необходимый оттенок. Кроме того можно использовать белую краску для разметки асфальта.

    Как правильно положить (уложить) асфальт своими руками расскажет видео:

    Ремонт дорожного полотна

    По прошествии некоторого времени битум будет нуждаться в ремонте. Если его осуществлять вовремя, замещая наиболее износившиеся участки, то он прослужит гораздо более долгий срок. Самым важным на этапе ремонтирование является фрезерование. Оно подразумевает под собой снятие старого покрытия при помощи фрезы.

    После этого проводится текстурирование поверхности. Горячая методика фрезеровки предполагает сначала разогрев асфальтового покрытия, при холодном же методе это не считается обязательным. Последний практически неотличим по качеству от горячего, но способен в несколько раз облегчить работу.

    Швонарезчик предназначен так же для снятия покрытия, а так же для нарезки швов. Для перевозки асфальтовой массы используют кохер, который специально изготавливается для этих целей. Он может быть при этом как передвижным, так и стационарным.

    Чтобы максимально снизить применение ручного труда, во многих случаях применяют целые автоматизированные системы. Например, для ремонта дорог широко используются машины для снятия асфальта, которые проводят фрезерование и нарезку непригодного покрытия при помощи алмазного диска.

    Снятие асфальта швонарезчиком

    Ямочный ремонт

    Не всегда производится ремонт всего полотна. Чаще всего применяют ямочную методику, технология которой предполагает заполнение всех выбоин и трещин битумной массой. Он может применяться в том случае, когда повреждения не превышают 15% от общего числа дефектов.

    Прежде чем приступать к ремонту, потребуется произвести подготовительные работы:

    1. Разметка. В данном случае необходимо отмечать не только поврежденный участок, но и некоторое количество целого полотна. Если несколько выбоин располагаются в одном радиусе, то их необходимо окрашивать общим контуром.
    2. Далее производится демонтаж поврежденного слоя асфальта при помощи, например, отбойного молотка. Лучше всего использовать метод холодного фрезерования, поскольку он позволяет создать ровные стенки.
    3. На этом этапе производится удаление мусора и крошек покрытия, после чего можно приступать к обработке выбоин при помощи специального битумного состава.

    На видео — как кладут асфальт, используя машину для ямочного ремонта УЯР-01:

    Оценка материала

    Рассмотрев в статье применение асфальтового покрытия и самые важные аспекты его ремонта, можно охарактеризовать его так:

    • Применяемые при современном прокладывании покрытий битумы считаются самыми экологичными, по сравнению с подобным материалом прошлых лет;
    • Доступен многим слоям населения, но все же достаточно дорог;
    • Применим для построения практически всех покрытий. Дополнительно может использоваться и при постройке сооружений;
    • Вводимое в эксплуатацию покрытие обладает достаточно хорошим внешним видом. Со временем битум способен бледнеть, но поддерживать цвет можно при помощи специальных красок;
    • Невозможно изготавливать самостоятельно;
    • Требует достаточно быстрой сноровки и использования дополнительных рабочих, поскольку может достаточно быстро остынуть и прийти в негодность.